Индийский миф о потопе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ману, сын Вивасвата, сводный брат Ямы, поселился на земле в уединенной обители близ южных гор. Однажды поутру, когда он умывал руки, как это делают и по сей день, ему попалась в воде, принесенной для умывания, маленькая рыбка. Она ему сказала: "Сохрани мне жизни, и я спасу тебя". — "От чего ты спасешь меня?" — спросил удивленный Ману. Рыба сказала:

"Придет потоп и погубит все живые существа. От него я спасу тебя". — "Как же мне сохранить тебе жизнь?" И она сказала: "Нам, рыбам, пока мы так малы, отовсюду грозит смерть. Одна рыба пожирает другую. Ты сначала держи меня в кувшине, когда я из него вырасту, выкопай пруд и держи меня там, и когда я вырасту еще больше, отнеси меня к морю и выпусти на простор, ибо тогда смерть уже не будет грозить мне ниоткуда". Ману так и сделал. Вскоре на выросла и стала огромной рыбою джхаша с рогом на голове: а это самая большая из всех рыб. И Ману выпустил ее в море. Тогда она сказала: "В такой-то год будет потоп. Ты сделай корабль и жди меня. А когда настанет потоп, взойди на корабль, и я спасу тебя".

И в том году, который ему указала рыба, Ману построил корабль. Когда настал потоп, он взошел на корабль, и рыба приплыла к нему. Повинуясь ее велению, Ману взял с собой семена различных растений. Потом он привязал веревку к рогу рыбы, и она быстро повлекла его судно по бушующим волнам. Не видно стало земли, скрылись из глаз страны света, одна вода была вокруг них. Ману и рыба были единственными живыми существами в этом водном хаосе. Свирепые ветры раскачивали корабль из стороны в сторону. Но рыба все плыла и плыла вперед по водной пустыне и наконец привела корабль Ману к высочайшей горе Хималая. Тогда она сказала Ману: "Я спасла тебя. Привяжи корабль к дереву. Но будь осторожен, вода может смыть тебя. Спускайся постепенно, вслед за спадом воды". Ману последовал совету рыбы. С тех пор это место в северных горах называется "Спуск Ману".

А потоп смыл все живые существа. Один Ману остался, чтобы продолжить человеческий род на земле.

Прочитав этот рассказ, ты, конечно, вспомнишь историю о Девкалионе и Пирре. Кто предупредил их о потопе? Почему в индийском мифе эту роль выполняет рыба? Случайно ли то, что она оказывается впоследствии самой большой из рыб (и притом у нее есть имя)? Почему она. явилась к Ману не в подлинном своем обличье?

Сравнение двух историй о потопе приводит к более сложному вопросу: почему у разных народов в глубокой древности сложилось одинаковое представление о том, что человечество когда-то погибло и возникло заново после катастрофы?

scwrs

перевод искажен почти до неузнаваемости 1 речь не шла о мудрецах -СОВСЕМ
дословно(возьми с собой кого пожелаеш),и говорил ему это Сауварат(царь Атлантиды) рыб было 3 (мать рыба с рогом) канат он сплел из волос которые так отросли пока они плыли .да так долко примерно 18 лет(подщет автора)и погинет три мра говорила младшея. Библию изуродовали толкованиями, за индию взялись .Кстати ,полумесяц,
-это и есть рыба в христианстве -то есть рог рыбы из индии и к рыбалки не имеет ни малейшего отношения. Верблюд к иголке тоже (Канат)далше для вас слишком сложно


Наверное, всем известна библейская история о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Но эта легенда — не единственная, схожий сюжет существовал у разных народов. Мне показалось интересным изучить самые известные мифы о потопе и понять, появился ли этот миф в одном месте, а затем распространился на другие территории или в разных уголках земного шара были свои предания, отразившие природные катастрофы местного масштаба.

Выпущенный следом голубь нашел землю, на которой успело распуститься оливковое дерево. Оливковая ветвь, принесенная голубем в клюве, стала символом спасенного мира. Ной вышел на землю и стал сооружать алтарь из камней, чтобы принести благодарственную жертву Яхве. Бог, видя преданность спасенных людей, дал завет не посылать больше потопа на землю и в знак завета повесил в облаках свой лук — радугу. После потопа потомки Ноя стали прародителями многих народов [3, с.108–110].

От сотворения мира прошло 12 тысяч лет. Главному богу Энлилю надоело, что люди очень сильно шумят, и он послал на землю болезни, но бог мудрости Энки их излечил. Прошло еще 12 тысяч лет. Энлиль не может выдержать людского шума и напускает на землю засуху. Но Энки опять спас людей, сказав им: чтобы прекратить засуху, нужно принести жертву богу грома Ададу. Энлиль, не примирившись с тем, что люди уже дважды спаслись, наслал на землю потоп. Но Энки смог спасти единственного человека с именем Мудрейший (Утнапишти). Утнапишти сделал корабль, на который он взошел сам, вместе со своими родственниками, а также различными животными и птицами, дикими и домашними. Буря ревела, как разъяренный бык.

Буйство природы прекратилось лишь через неделю. Корабль Утнапишти прибило к горе, выглянул он наружу — ни единого клочка земли не виднелось из-под воды. Спустя семь дней выпустил Утнапишти голубя, а тот вернулся обратно, не найдя сухого клочка земли. Тогда Утнапишти отправил ласточку, но и она вернулась ни с чем. Тогда он послал ворона, и тот нашел не покрытую водой сушу. Сошел Утнапишти с корабля и принес жертву богам. Когда вся вода ушла, Энлиль заметил, что один человек и его родственники спаслись, однако, Энлиль больше не пытался их уничтожить, а сам стал восхвалять мудрость Энки и храбрость Мудрейшего и даровал ему бессмертие [3, с. 72–73].

Согласно греческому мифу, первое поколение людей перестало верить в богов, за это Зевс решил покарать их, послав на землю потоп. Люди, звери, растения — все скрылось под водой. В живых остались лишь двое праведников: Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра. По совету Прометея они построили корабль и спаслись на нем [4, с.70].

Согласно другой версии, Ману был на корабле один, и после спасения в награду за почитание богов он получил жену и вместе с ней вновь создал человеческий род [2, с. 87].

Спустя три года, из мертвого тела Гуня родился Юй (по другой версии — из лежащего рядом камня). Юю боги тоже поручили спасти землю от потопа. И ему это удалось. Он приказал дракону Ин-луну хвостом прокладывать каналы. За ним шла черепаха, которая несла зеленую глину на своей спине. Похожая история есть в славянской мифологии (Никита Кожемяка делает межу с помощью змея). Много лет трудился Юй и, в конце концов, отвел воды в море, а заодно выгнал из ям и низин всех змей и драконов, сделал землю пригодной для земледелия и научил людей выращивать рис. За эти заслуги император сделал Юя своим преемником. Когда Юй умер, престол занял его сын Ци, дав начало правящей династии Ся [3, с. 152–153].

Другой миф повествует о том, как исполинская лягушка выпила все водоемы на свете, и наступила чудовищная жара. Рыбы били хвостами о землю, но воды не было. Тогда животные принялись смешить лягушку, чтобы она рассмеялась, и вода вылилась у нее изо рта, но лягушка, как царевна Несмеяна из русской сказки, не хотела смеяться, а только отворачивалась, пучила глаза и раздувала щеки. Удалось рассмешить лягушку угрю, который стал перед ней извиваться. Это показалось лягушке забавным, и она захохотала. Из ее глаз брызнули слезы, а изо рта фонтаном полилась вода, и от этого случился потоп.

Еще один австралийский миф про потоп говорит о человеке Каране Каменном Кроншнепе, обладающем способностью оборачиваться птицей. Случился потоп. Каран Каменный Кроншнеп превратился в огромную птицу, на него сели все люди, и он взлетел на гору. Приплыли змеи, валлаби, дикобразы и динго. Они были пищей для людей, пережидающих потоп. Каран Каменный Кроншнеп совершил магический обряд, и вода начала отступать, буйство природы закончилось. После этого все люди стали птицами и улетели в свои родные страны, а сам Каран улетел на Луну [3, с. 57].

Этот миф связывает потоп с концом света. Правда, у финно-угорских народов потоп не совсем привычный — он огненный. Главный бог Нуми-Торум решил уничтожить человечество, послав на землю потоп из огня. Но сын Нуми-Торума Мир-сусне-хум на время отговорил отца губить вселенную. Однако конец света неизбежен, огненный потоп все равно настанет. И спасутся в нем только те люди, которые сделают семислойные плоты. Шесть слоев сгорят в огне, а седьмой останется. Спасшиеся проживут еще столько же, сколько жили до потопа, потом они станут водяными жуками и, наконец, обратятся в прах. Это и будет концом света. В верованиях народа ханты говорится, что после огненного потопа последует и водный: вода все смоет, и начнется новая жизнь [3, с. 265].

  1. Мифы о потопе распространены у разных народов, причем не всегда можно видеть заимствования. Например, финно-угорский и австралийские мифы не похожи ни на какие другие, скорее всего они местного происхождения. Но в некоторых случаях сюжеты мифов практически повторяются и, скорее всего, заимствованы (вавилонский, иудейский и греческий).
  2. Не во всех мифах потоп рассматривается как божье наказание. Иногда потоп воспринимается просто как буйство водной стихии (в индийском, китайском и австралийских мифах потоп возникает как бы сам по себе, а не как кара за грехи людей).
  3. Почти во всех мифах спасается сам и спасает землю праведник. Только в австралийских мифах спасение от потопа и сам потом не связывается с человеком (Карана Каменного Кроншнепа можно рассматривать как птицу), там действуют тотемные животные. К тотемным животным можно отнести и дракона с черепахой из китайского мифа (с черепахой китайцы связывают появление иероглифов, которые император Фу-си прочитал на ее панцире, а дракон Ин-лун считался богом южных морей, также как Гоу-лун — богом земли, Куй-лун — грома, Фуцан-лун — подземных богатств, а Шень-лун — погоды). Рыбка Матсья — воплощение бога Вишну — возможно, тоже отголосок тотемных представлений. Поэтому можно предположить, что китайский, индийский и австралийский мифы — самые древние.
  4. Часто в мифах потоп воспринимается как рубеж, конец одной эпохи и начало другой. В финно-угорском мифе конец света прямо связывается с потопом, после которого должна начаться новая жизнь. Потопом во многих мифах объясняется появление нового поколения людей (греческий, индийский мифы) и некоторых народов. В иудейском мифе сыновья Ноя Сим, Хам и Иафет стали прародителями целых племен. Вариантом этого представления является вера в то, что Юй стал основателем правящей династии в Китае.

Основные термины (генерируются автоматически): потоп, Мана, земля, миф, Каменный Кроншнеп, конец света, бог, вод, корабль, австралийский миф.

Продолжим расширять кругозор знаний о Всемирном потопе. В первой статье упоминались известные широкому кругу лиц сказания - Библия, Эпос о Гильгамеше, а также шумерские и более древние корни этих сказаний.

Теперь можно перейти к Индии и двигаться далее на восток, как и обещал.

Памятники протоиндийской цивилизации найдены на огромной территории площадью свыше полутора миллионов квадратных километров. Более полутора сотен городов и поселений, созданных в III–II тысячелетиях до н. э., обнаружили археологи у подножья величественных Гималаев и в долине Ганга, на полуострове Катхиявар и на берегах реки Нарбады на юге Индии, на берегу Аравийского моря и в центре Деканского нагорья, и, вне всякого сомнения, еще будут сделаны новые открытия.

Однако, несмотря на все старания, ученым так и не удалось по сей день отыскать следы культуры-предка, которая явилась бы основой, почвой для протоиндийской цивилизации. Работы советских и зарубежных исследователей (в них принимал участие и автор этих строк) позволили — с помощью электронных вычислительных машин — определить, что памятники протоиндийского письма, загадочные иероглифические надписи, покрывающие печати, амулеты, подвески, палочки из слоновой кости, сделаны на языке, входящем в дравидийскую семью языков.

Носители дравидийских языков населяют в основном южную часть полуострова Индостан. Памятники протоиндийской цивилизации обнаружены к северу, западу и востоку от массива дравидийских языков. Однако в районе находок городов протоиндийцев, на севере Индии, говорят на языке брагуи, входящем в дравидийскую семью языков. Общие черты с языками дравидов лингвисты находят в языке убаидцев, предшественников шумеров в долине Тигра и Евфрата, и в языке эламитов, создавших самобытную цивилизацию около пяти тысячелетий назад на территории, ныне являющейся иранской провинцией Хузистан. Возможно, что несколько тысяч лет назад народы, говорящие на языках, родственных дравидийским, занимали обширную территорию нынешних Ирана, Ирака, Пакистана, Индии. Но это не решает вопроса о происхождении самих дравидов, их прародины. Сами же дравиды считают, что колыбель их культуры находилась на Южном материке, ушедшем на дно Индийского океана.

Всемирный потоп. Сказания от Индостана до Австралии.

Китайская легенда повествует о драконе по имени Кун-Кун, который так ударил головой о небесный свод, что все столбы, поддерживающие небо, свалились. Небосвод рухнул на земную твердь и залил ее водой. В другой версии легенды Кун-Кун — это не дракон, а полководец, проигравший сражение. По китайской военной этике командир, проигравший сражение, должен покончить с собой (иначе ему отрубят голову как изменнику). В отчаянье Кун-Кун стал биться головой о бамбуковые столбы, на которые опирается небесный свод… и один из столбов расшатался, в небе появилось отверстие, через которое хлынула вода, неся с собой потоп.

Древние китайцы имели еще одну легенду следующего содержания: "для защиты от наводнения Гунь насыпал земляные дамбы, это не помогло; Яо казнил его на горе Юйшань (Горе птичьих перьев); Шунь велел усмирить потоп сыну Гуня Юю; Юй не насыпал дамбы, а рыл каналы; вода сошла, Шунь уступил престол Юю, от него пошла династия Ся".

И еще одна китайская легенда: служанка Юнь Вай съела упавший с горы персик, забеременела от дракона; ее выгнали, она вырастила сына; жена Черного дракона отдала его халат своему любовнику Белому дракону; Черный перегородил устье реки Эршуй, вызвал наводнение; сын Юнь Вай попросил выковать медную драконью голову, железные кулаки, ножи, бросать в воду лепешки, если она пожелтеет, и железные хлебцы, если почернеет; надевает медную голову, превращается в Желтого дракона, сражается с черным; люди бросают ему в пасть лепешки, Черному – железные хлебцы; Черный глотает Желтого, тот режет его изнутри; отказывается выйти через зад, нос, под мышку, ступню, выходит через глаз; Черный становится одноглазым, бежит, прорезав плотину, вода сходит; Желтый навсегда остается драконом.

Из Сычуань: божественная дева Яо-цзи убивает 12 небесных драконов; упав на землю, они превратились в камень, запрудили Янцзы; Юй в образе медведя и его помощник вол не смогли пробить проход водам; Яо-цзи посылает небесное воинство, оно молниями прокладывает русло Янцзы.

Народ мяо (Мето, Таиланд): дух неба Jos е r послал двух духов предупредить людей о потопе; работавшие в поле утром увидели, что сорные травы выросли снова; один человек хотел убить этих духов, другой расспросил; те велели сделать барабаны; сделал лишь один человек, при потопе посадил в него своих сына и дочь; длинным шестом Joser тыкал землю, чтобы вода сошла, поэтому есть долины и горы; велел брату с сестрой пожениться; сестра родила будто ком костного мозга; Joser велел разрубить его на куски, разбросать в разные стороны; от этих кусков произошли китайцы, тай, мяо и другие народы (либо различные кланы мяо); вар.: 1) сам человек с сестрой, а не его дети спаслись в барабане; 2) по указанию Joser четверо духов, держащих землю, проделали стоки водам.

У народа аси сказание такое: первая супружеская пара рождает пятерых сыновей и пятерых дочерей; братья вступают с сестрами в брак; четыре старшие пары обрабатывают землю, каждое утро находят поле нетронутым; видят, как Серебряный и Золотой духи спускаются с неба, восстанавливают дерн; бросаются их бить; младшие брат и сестра узнают духов, велят отпустить их; те сообщают, что будет потоп; старшие пары делают сундук из золота, серебра, бронзы, железа; младшая – деревянный; дождь заливает землю потопом, деревянный сундук всплывает, другие тонут; Золотой и Серебряный духи стрелами пробивают стоки водам; опускаясь, ковчег задерживается на сосне, каштане, бамбуке; по указанию богов, брат и сестра спускают с горы решето и сито, два жернова; оба раза те падают друг на друга; брат и сестра вступают в брак; жена рожает тыкву, брат-муж ее разрубает, оттуда выходят люди разных народов, расходятся по земле.

Лоло, населяющий Китай и Вьетнам, рассказывает следующую легенду. Tse - gu - dzih отправил к людям посланца, требуя крови и плоти смертного; те отказали; тогда он закрыл шлюзы, воды поднялись до неба; спаслись выдры, утки, миноги, в выдолбленном бревне спасся первопредок Du - mu ; от его четырех сыновей происходят китайцы и лоло – цивилизованные люди, умеющие писать; предков остальных Du - mu сделал из кусочков дерева.

Бирманское сказание говорит о том, как в мифические времена краб, обидевшись на коршуна, который пробил дырку в его черепе, сделал так, что моря и реки вздулись до неба и произошел всемирный потоп.

Вьетнамские сказки. Трое братьев наловили лягушек, слышат, как они говорят, будто вскоре звери соберутся, чтобы судить человека. Братья отпускают лягушек, старший идет на собрание со старой лягушкой, прячется в дупле. Звери обвиняют друг друга в том, что каждый из них виноват перед человеком, и только лягушек человек истребляет безвинно. Лягушка обещает, что будет потоп - звери разбегаются. Лягушка велит братьям сделать плот. Вода потопа заливает огонь. Братья хотят изжарить краба, плывут к дому Солнца. Старший брат влюбился в дочь Солнца, испек краба до черноты - теперь виден на солнце с черным крабом в руках. Плот опустился на голые скалы. Старший брат сбросил с неба ствол дерева с двумя термитами и двумя дождевыми червями. Термиты и черви превращают древесину в почву, братья сажают рис.

Индонезийские сказания говорят о том, что злые духи своими кознями вызвали потоп. Необычайно высокий прилив затопил землю. Спастись удалось лишь женщине, волосы которой запутались в ветвях дерева. Она была единственной из людей, кого волны не смыли в океан. Женщина стала бросать камни в утопленников, что качались на волнах возле берега, и мертвецы ожили.

Есть сказание про потоп даже у такого народа как чукчи. У них неведомый морской зверь впивается в спину охотника. Люди спасают охотника, а тот велит содрать со зверя шкуру, пустить в море. От этого начинается потоп, и на месте селения образуется пролив между двумя островами.

У племен буандик, живущих в юго-восточной части Южной Австралии, есть рассказ о том, что в былые времена земля простиралась далеко на юг от того места, где ныне расположен город Порт-Мак-Доннелл. Так далеко, как только мог увидеть глаз, — и была покрыта великолепными лугами и лесами. Огромный и страшный человек владел этой местностью. Однажды он увидел, как на одну из его любимых акаций, чтобы собрать сладкий древесный сок, забралась женщина. Страшный человек рассердился и велел морю утопить ее. Море послушалось приказа, хлынуло на землю и вместе с женщиной затопило ее. Так образовался залив Мак-Доннелл.

Всемирный потоп. Легенды Океании.
Меланезийское сказание - муж узнал, что у жены любовник; послал к ней большого змея, принявшего образ того мужчины; женщина спала со змеем; люди притащили его в дом, подожгли, но его левая рука (т.е. змей в антропоморфном облике?) осталась наруже; дети увидели, как змей перегородил своей ногой реку, но люди не поверили; дети ушли на гору; люди пожертвовали Змею свинью, но тот не был удовлетворен, стрелял в землю, полилась вода, все утонули, спаслись лишь двое юношей на кокосовой пальме; ели кокосы, скорлупа падала в воду, ее понесло к горе, где спаслись девочки; юноши прыгнули в воду, поплыли за скорлупой; женились на девочках, имели много потомков.

Двое фиджийцев убили священную птицу, принадлежавшую высшему божеству — повелителю змей Нденгеи. В наказание за это святотатство Нденгеи наслал на род человеческий потоп. Тогда виновные построили огромную башню, куда собрали мужчин и женщин от всех родов, населявших Фиджи. Однако вода продолжала наступать и людям грозила гибель. Построив плот, они отправились искать место пристанища. Все острова архипелага Фиджи были залиты водой, только самая высокая вершина острова Мбенга торчала из воды. Здесь и спаслись люди от потопа, сохранив все древние обычаи и традиции.

Сказание Тимора говорит, что море покрыло всю землю, кроме Tata - Ma í- Lau. Двое мужчин Bato - Bere и S ú ir - Bere прорыли выход водам, воды сошли.

Потоп упоминается и в мифологии Новой Зеландии, находящейся в южном углу великого полинезийского треугольника, образованного Гавайями — островами Пасхи — Новой Зеландией. Жрецы маори, коренных жителей Новой Зеландии, разработали сложную натурфилософскую и вместе с тем поэтическую систему, включавшую космогонию, космологию, генеалогии божеств и вождей и т. д. (собрание мифологических текстов маори занимает объемистый том). Один из мифов рассказывает о сотворении мира, когда были разъединены детьми супруги Ранги и Папа, Небо и Земля, некогда составлявшие одно космическое целое. Но хотя старший сын, бог света, жизни и растительности, Тане украсил своих родителей и нарядил их в прекрасные одеяния, Ранги и Папа тосковали друг по другу. Знамением этого были беспрерывные потопы и туманы. И тогда боги повернули лицо Земли, Папы, так, чтобы она не могла больше видеть своего возлюбленного супруга Ранги.

На всякий случай уточню. Здесь показаны далеко не все сказания о потопе. Их значительно больше у народов, населяющих эти обширные земли. Есть предания даже в Тибете.

Теперь можно перейти к народам, населяющим оба американских континента, и далее на восток. Об этом в следующий раз.

Всемирный потоп в разных религиях

Миф о Всемирном потопе стал общей темой во многих религиях и культурах. Многие из вас знают иудео-христианскую историю гнева Божьего, вылившегося во всемирное наводнение и уничтожение всего живого, кроме избранных. Но не все истории о наводнениях одинаковы, и всё же описание разрушения мира есть во многих религиях и эпосе. В большинстве таких историй фигурирует разгневанный Бог или божество, а также катастрофические события, разрушающие мир, выжить в которых удаётся лишь немногим. Но даже в таком типичном сюжете есть значительные различия.

Учёные считают, что все эти истории имеют важные научные корни, в них переплелись история и геология. Геологические явления, например, вулканы, землетрясения, наводнения и особенности ландшафта объясняют эти мифы.

Христианство, иудаизм, ислам – Ноев Ковчег

У иудеев и христиан в истории о Всемирном потопе Бога разгневали грехи человечества. По велению Бога верный Ной построил огромный Ковчег, где поместилась его семья из восьми человек: он сам, его жена, три их сына и три снохи. Также в Ковчег были взяты животные по две особи разных полов каждого вида. После этого Бог устроил огромный потоп, убив всё живое на земле.

Спаслись только те, кто находился в Ковчеге. По окончанию потопа Ковчег оказался на вершине горы. Подобные события повторяются в эпосе других культур. Такое содержание подчёркивает глубину нахлынувшей воды, которая покрыла даже горы. Ной и его потомки стали родоначальниками всех людей на земле. Подобный рассказ имеется и в исламе, где Аллах велел Ною построить Ковчег. После потопа от Ноя началось человечество.

Месопотамия, эпос о Гильгамеше

Культура ацтеков, история Нота

У ацтеков история о всемирном потопе некоторыми деталями напоминает историю Ноя. Ацтекский бог Титлакуанен сообщил Ноту и его супруге Нене о грядущем потопе. Тогда Нот и Нена выдолбили из кипариса сердцевину. Титлакуанен спрятал их внутри этой трубы и плотно запечатал её. Бог разрешил им съесть только по одному початку кукурузы. Далее история продолжается по другому сюжету. Затопив землю, Титлакуанен не убил всех людей, а превратил их в рыб. Когда наводнение закончилось, Нот и Нена, ослушавшись бога, стали есть не только кукурузу, но и рыбу. За это Титлакуанен превратил их в псов. В истории ацтеков мир после потопа начался заново с большим количеством рыб и парой псов.

Древняя Греция, история Девкалиона

У греков царём богов был Зевс. Однажды он очень рассердился на пеласгов, жившими в регионе Эге. Он сказал сыну Прометея, Девкалиону построить корабль для себя и своей жены Пирры. Девять дней длилось наводнение, разрушившее мир. Ковчег с Девкалионом и Пиррой причалил к вершине горы Парнас. После чудесного спасения Девкалион и Пирра принесли жертву Зевсу, который рассказал им, как снова населить мир. По указанию бога они сбросили через плечи камни. Те, что бросал Девкалион, стали мужчинами, а те, что кидала Пирра – женщинами. Сами Девкалион и Пирра приходились друг другу двоюродными братом и сестрой.

Индуизм, учения Ману

Всемирный потоп в разных религиях

Буддизм, Самуда-ваниджа Джатака.

В буддистской истории в одной деревне жило 1000 семей плотников. Эти мастеровые брали со всех заказы на изготовление мебели и домов и плату за работу, но ничего не делали. Из-за них люди презирали всю деревню. Наконец жители изгнали их из домов. Тогда плотники-изгои построили корабль и отправились искать землю для нового места жительства. Однажды на их пути повстречался красивый остров, на котором жил только один человек, потерпевший кораблекрушение. Он рассказал плотникам, что остров изобилует пищей и водой, но пользоваться всем этим не дают духи. Они требовали аккуратности от человека. Испражняться и мочиться можно было только в свежевырытую ямку, а потом содержимое закапывать. Духам важна была чистота.

У плотников были два предводителя, один из которых был мудрым, а другой глупым. Глупый поверил второму духу и стал уговаривать людей остаться на острове. А мудрый с другой частью плотников стал строить корабль на всякий случай. В полдень поднялась огромная волна и хлынула на остров. Те, кто находился на корабле вместе с мудрецом, спаслись. А те, кто продолжил пиршество, были смыты цунами и погибли. В этой буддистской истории действия потопа ограничены одним островом, поэтому было убито не так много людей и разрушено земель

Китай, история о тыкве

Наводнения были всегда большой проблемой Китая, поэтому у китайцев много историй о потопе. Согласно одной, крестьянин поймал и заключил в клетку бога Грома. Отправившись в город по делам, он предупредил своих детей не подходить близко к клетке, где сидел бог. Но детям стало жалко пленника. и они выпустили его наружу. Бог Грома предупредил их, что скоро будет большой потоп. Чтобы дети спаслись, он дал им огромную тыкву. Дети залезли во внутрь неё. Им единственным из всех людей удалось выжить во время длительных проливных дождей и наводнения. Но, как и у многих культур, в Китае тоже было табу на инцест. Поэтому брату и сестре специально с Неба было дано разрешение на вступление в брак.

Согласно другой версии, брату пришлось пройти много испытаний, прежде чем ему было разрешено вступить в половую связь с сестрой. У них родился ребёнок без рук и ног. Тогда отец убил младенца и разрезал его на куски, которые бросил через холм. Спустя сутки, эти куски превратились в мужчин и женщин. По третьей версии, брат и сестра так и не поженились. Они слепили человечество из глины.

Норвегия, кровь Имира

В норвежской истории мир затопила не вода, а кровь. Один со своими братьями, Вилли и Ве, убили великана Имира. Из тела гиганта потекла кровь и затопила все земли. Мир утонул в крови. В этом кровавом потоке выжили только морозный великан Бергельмир со своей супругой. Они построили корабль и спаслись на нём. Затем они заново заселили землю.

Австралийские аборигены, миф о лягушке Тиддалик

В австралийской истории о потопе лягушка Тиддалик очень мучилась от жажды, поэтому она выпила всю воду на земле. В мире наступила страшная засуха. Пересохли реки и ручьи, высохла вся растительность. Даже ни одной лунки с водой не осталось. От жажды умерли почти все животные. Оставшиеся из них собрали большой совет, где спланировали, как получить воду из лягушки. Они решили рассмешить её. Это пытались сделать медведь, кенгуру, эму, опоссум, но все попытки закончились неудачей. Тогда угорь стал извиваться и принимать различные смешные формы Тиддалик не смог устоять и рассмеялся. Его смех был подобен раскату грома. Как только лягушка открыла рот, из него хлынули потоки воды, затопившие землю. Когда вода спала, мир снова стал свежий и зелёный.

Читайте также: