Имя прилагательное и нормы его употребления кратко

Обновлено: 02.07.2024

Грамматические нормы: морфологические признаки имени прилагательного, нормативное употребление имени прилагательного в речи, практическое применение теоретического материала.

ВложениеРазмер
grammaticheskie_normy_1.docx 20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматические нормы: теория, практика

КАКОЙ? КАКОВ? ЧЕЙ? (признак предмета)

- образуют степень сравнения

- образуют краткую форму

тяжелый – тяжелее, более тяжелый, очень тяжелый, тяжел, трудный

нет признаков качественных прилагательных, но имеет синонимичные формы

апрельский день – день апреля, деревянный дом – дом из дерева

чей? суффиксы – ов, - ев

качественного - относительное (легкая сумка – легкая промышленность)

относительного – в качественное (золотое кольцо – золотой характер)

притяжательного – в качественное (медвежья берлога – медвежья услуга)

притяжательного – в относительное (заячий хвост – заячья шапка)

Только у качественных:

какой? (умный) - определение

каков? (умен) – сказуемое – не изменяется по падежам (исключение - фразеологический оборот: по чисту полю; за добра молодца)

как у деепричастия, нареч.)

1. суффиксы -ее, -ей,

2. более (менее) + начальная форма

(Нельзя: более красивее)

1. суффиксы -ейш, -айш, -ш, (+приставка наи-)

2. наиболее (наименее), самый + начальная форма

3. сравнит. степ. +всего (всех)

(Нельзя: самый мудрейший)

3. У всех прилагательных:

определять по главному слову – существительному

(по скалистому берегу – м.р., ед.ч., Д.п.)

Урок - лекция 2. Употребление имен прилагательных в речи.

А) Варианты полной и краткой форм прилагательных

Синонимы краткой и полной форм прилагательных возникают в тех случаях, когда эти формы употребляются в одной и той же синтаксической функции, например, в функции сказуемого:

• Полная форма обозначает постоянный признак, краткая – временный: девочка красивая (вообще), девочка красива (в данный момент).

• Полные и краткие формы могут составлять семантические варианты, т.е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой – мальчик глух (к просьбам).

• Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна. Выводы в статье оригинальны и доказательны.

• Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная. Выводы оригинальные и доказательные.

• Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: Мысли ясны. Девочка умна и добра.

• При образовании кратких форм с безударным -енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания: Искусственный – искусствен, искусственен. Воинственный – воинствен, воинственен и т. п.

В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительной является усеченная форма (на -ен).

Б ) Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга – книга мамы; каменная стена– стена из камня.

Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика – стариковская походка (переносное значение), роспись стены – стенная роспись (терминологического значение)

В) Варианты форм степеней сравнения

• Сложная форма сравнительной степени , в которой грамматический и семантический компоненты значения выражены разными словами, употребляется в основном в научном и в официально-деловом стилях: Этот минерал более устойчив. Решение задачи более оригинальное.

• Простая форма , в которой грамматический и семантический компоненты выражены в одном слове, более свойственна разговорной речи: Сын умнее, серьезнее и добросовестнее дочери.

• Простая форма превосходной степени носит книжный характер: величайшие преобразования, строжайшие меры предосторожности; а сложная (аналитическая) свойственна всем стилям речи: самые великие люди, самые строгие меры.

• Особая аналитическая форма превосходной степени, выраженная сочетанием со словом наиболее употребляется в научном стиле речи : наиболее сильное проявление признака, наиболее верно.

• Форма сравнительной степени на -ее (смелее, дружнее) употребляется в официальной и научной речи: Учеба сплотила нас, мы стали дружнее, стали серьёзнее.

• Форма на -ей (смелей, дружней) – в разговорной и стихотворной речи. Форма на -ей звучит энергично и кратко, употребляется в командах: действуйте оперативней, смелей; бегите быстрей.

• Не следует соединять в одной конструкции простую и сложную ( синтетическую и аналитическую ) степени сравнения прилагательных:

Ошибки в образовании и употреблении форм имен прилагательных немногочисленны и происходят в основном при образовании кратких форм и степеней сравнения имён прилагательных.

4.3.1. Краткая форма прилагательного—словоизменительная разновидность многих качественных прилагательных, образуемая путём прибавления к основе прилагательных следующих окончаний: нулевого окончания в форме мужского рода, -а/-я, -о/-е в формах женского и среднего рода, -и/-ы во множественном числе, например: хороший — хорош , хороша, хорошо; хороши.

Если основа оканчивается на -енн, то в форме мужского рода -н- усекается: легкомысленный — легкомыслен. В форме женского и среднего рода, а также во множественном числе -нн-остаются: легкомысленна, легкомысленно, легкомысленны. Несколько прилагательных с ударением на суффиксе в краткой форме муж.рода употребляются преимущественно с концовкой –енен: надменен, неприкосновенен, несовершенен, несомненен, обыкновенен, одновременен, откровенен, проникновенен, почтенен, современен. Следует отметить, что в устной речи формы на–ененявляются предпочтительнее для говорящих, чем формы на –ен, и многие словари допускают этот вариант образования краткой формы прилагательных, но только в непринуждённой разговорной речи, например:

безнравствен и безнравственен;

безответствен и безответственен;

бессмыслен и бессмысленен;

бесчислени бесчисленен;

величествен и величественен;

двусмыслен и двусмысленен;

невежествен и невежественен

4.3.2. Степени сравнения — словоизменительная категория прилагательных, наречий и предикативов, образуемая противопоставлением положительной, сравнительной и превосходной степеней, находящихся между собой в отношениях градуальной смысловой оппозиции. Исходной является положительная степень: высокий, тёплый.

· Сравнительная степень указывает на то, что обозначаемый признак характерен для данного предмета (действия, признака) в большей степени, чем для другого предмета (действия, признака): Наша яблоня выше, чем соседская; Сегодня на улице теплее вчерашнего.

Простая (синтетическая) форма сравнительной степени образуется путём прибавления к основе исходной положительной степени прилагатель-ного формообразующих суффиксов –ее(-ей), -е, -ше(-же): тёплыйтеплее, громкийгромче, раннийраньше, глубокийглубже.

Составная (аналитическая) форма сравнительной степени образуется при помощи вспомогательных слов более, менее: более тёплый, менее тёплый.

За пределами литературной нормы находятся встречающиеся в речи формы простой сравнительной степени типа бойчее, звончее, богатее, слаже, сладче, красивые, длиньше и др. Это просторечные формы, литературные их варианты бойче, звонче, богаче, слаще, красивее, длиннее.
Формы сравнительной степени с приставкой по-, вносящей добавочное значение ‘несколько, немного’ (побольше, посильнее, повыше), допустимы лишь в разговорной речи, в книжной же следует употреблять конструкции немного больше, несколько сильнее.
При употреблении форм сравнительной степени должен быть указан объект сравнения, например: Сейчас нет задачи важнее, чем выполнение плана (из газет); И нет ничего сложнее внутреннего мира человека (В. Тендряков). Предложения типа Эта комната более чистая и светлая не соответствуют нормам литературного языка.
· Превосходная степень указывает на то, что признак предмета или признака, обозначенный данной формой, представлен в своём максимальном проявлении, в самой высокой степени по сравнению с однородными признаками других сравниваемых предметов или признаков: величайшие умы человечества, она была красивее всех в классе, веселее всего было в цирке.

Простая (синтетическая) форма превосходной степени образуется прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного формообразующеого суффикса –ейш- или к основам на , , суффикса –айш-, например:красúвейший, тончайший.

Составная (аналитическая) формапревосходной степени прилага-тельных образуется несколькими способами:


1) прибавлением к основе исходной положительной степени прилагатель-ного слова самый: самый высокий, самый способный.

2) прибавлением к основе исходной положительной степени прилагатель-ного вспомогательных слов наиболее, наименее: наиболее способный, наименееспособный.

3) прибавлением к синтетической (простой) степени прилагательного вспомогательного слова всего(если характеризуемый предмет неодуше-влённый) иливсех(если характеризуемый предмет одушевлённый): Всего сложнее в личных отношениях — достигнуть компромисса; Выше всех в 1 классе был Александр Новиков.

Распространенными ошибками при образовании степеней сравнения имён прилагательных являются следующие:

— образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения аналитической и синтетической форм: более сильнее, самый сильнейший;
-образование плеонастических 1 сочетаний типа несколько поподробнее (слово поподробнее имеет значение ‘несколько, немного’);
— образование форм сравнительной степени от относительных прилагательных: более синонимический ряд, более разговорный вариант.

Такие формы допускаются в произведениях художественной литературы, где их употребление стилистически мотивировано: Мы хороним самого земного изо всех прошедших на земле людей (В. Маяковский); В такой непроглядный вьюжный вечер успех решался не тем, кто железней или метче, а удачливей кто (Л. Леонов);

— ошибочным является также образование форм превосходной степени путем присоединения к прилагательным в форме положительной степени приставкинаи- : наивыгодный, наиприятный (правильно: наивыгоднейший, наиприятнейший).
При употреблении синонимичных форм в речи следует учитывать их семантические и стилистические оттенки. Так, простая форма сравнительной степени(интереснее, сильнее) стилистически нейтральна, она употребляется во всех стилях; сложная (более интересный, более сильный) свойственна книжной речи. Простая форма превосходной степени имеет книжную окраску, сложная нейтральную.

Морфологические нормы имён числительных

Одной из наиболее трудных тем в русской грамматике является передача в устной речи количественных числительных в косвенных падежах, особенно сложных и составных числительных. Как правильно сказать: нет пятисот рублей или нет пятистарублей, с шестьюдесятьюсослуживцами или сшестидесятью сослуживцами?

Числительные делятся на два основных разряда: количественныеи

порядковые. Количественные числительные в свою очередь подразделяются на собственно количественные (два, семнадцать, сорок) и собирательные(двое, трое).

Количественные числительные

Количественные числительные лексико-грамматический

разряд числительных типа два, тридцать, сто, восемьдесят пять, обозначающих несобирательное количество.

Количественные числительные по структуре делятся на простые

(три, пять, двенадцать, сорок), сложные (пятьдесят, двести, шестьсот) и составные (двадцать пять, триста шестьдесят девять).

Употребляя в речи сложные и составные количественные

числительные, следует помнить, что 1) они должны стоять в том же падеже, что и существительное, обозначающее предмет; 2) при склонении сложных и составных числительных изменяются все образующие числительное компоненты. Например:

Падеж50, 60, 70, 80200, 300, 400500, 600, 700, 800, 900
Им.пятьдесят книгтриста рублейшестьсот деталей
Род.пятидесяти книгтрехсот рублейшестисот деталей
Дат.пятидесяти книгамтремстам рублямшестистам деталям
Вин.пятьдесят книгтриста рублейшестьсот деталей
Тв.пятьюдесятью книгамитремястами рублямишестьюстамидеталями
Предл.о пятидесяти книгахо трехстах рубляхо шестистахдеталях

Числительные сорок, девяносто и сто отличаются от других тем, что во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют окончание -а:

Падеж
Им.сорок студентовдевяносто днейсто машин
Род.сорока студентовдевяноста днейста машин
Дат.сорока студентамдевяноста днямста машинам
Вин.сорок студентовдевяносто днейсто машин
Тв.сорока студентамидевяноста днямиста машинами
Предл.о сорока студентахо девяноста дняхо ста машинах

Просклоняем составное количественное числительное 5348 (пять тысяч триста сорок восемь), содержащее слово "сорок":

Падеж
Им.пять тысяч триста сорок восемь отзывов
Род.пяти тысяч трехсот сорока восьми отзывов
Дат.пяти тысячам тремстам сорока восьми отзывам
Вин.пять тысяч триста сорок восемь отзывов
Тв.пятью тысячами тремястами сорока восьмью отзывами
Предл.о пяти тысячах трехстах сорока восьми отзывах

Собирательные числительные

Собирательные числительные особый лексико-грамматический

разряд числительных, называющих количество, понимаемое как нечто целостное, единое; сравните: пять (колич. числ.) студентов — пятеро (собират. числ.) студентов.

Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, а

также малоупотребительные восьмеро, девятеро, десятеро

используются в следующих случаях:

1) с существительными, называющими людейи НЕ относящимися к женскому грамматическому роду (двое человек, семеро детей, пятеро студентов, трое неизвестных, двое коллег);

2) с личными местоимениями мы, вы, они (нас четверо, их двое);

3) с существительными, не имеющими формы единственного числа (двое ножниц, четверо ворот, трое джинсов, двое суток).

Нарушением нормы является использование этих числительных с существительными женского рода(трое девушек, пятеро школьниц), а также с названиями неодушевленных предметов(двое столов, трое окон)!

Склонение собирательных числительных:

ПадежДвоеТроеЧетвероПятеро
Им.двое студентовтроечетверопятеро
Род.двоих студентовтроихчетверыхпятерых
Дат.двоим студентамтроимчетверымпятерым
Вин.двоих студентов (но! двоесуток – неодуш.)троих(трое)четверых(четверо)пятерых(пятеро)
Твор.двоими студентамитроимичетверымипятерыми
Предл.о двоих студентахо троихо четверыхо пятерых

Числительные оба–обе

Употребление числительных оба–обе в нормативной речи

строго определено: в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используются формы обеих, обеими (у обеих стен, обеим сестрам, обеими руками), с существительными мужского и среднего рода – обоих, обоим, обоими (обоих студентов, у обоих окон).

С существительными, не имеющими формы единственного числа, эти числительные НЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ(нарушение нормы: обоими ножницами, обоих суток! Следует говорить: двумя ножницами, двух суток).

Склонение числительных оба-обе:

Им.оба мальчикаобе девочки
Род.обоих мальчиковобеих девочек
Дат.обоим мальчикамобеим девочкам
Вин.обоих мальчиков (но! обаокна – неодуш.)обеих девочек (но: обе стены – неодуш.)
Твор.обоими мальчикамиобеими девочками
Предл.об обоих мальчикахоб обеих девочках

Порядковые числительные

Порядковые числительные лексико-грамматический разряд

числительных типа первый, сто двадцать восьмой, обозначающих признак предмета по отношению к порядку следования предметов при счёте.

Как правильно сказать: в триста пятидесятойквартире или в трех—

сот пятидесятой квартире? в двух тысячи третьем году или в дветысячи третьемгоду?

Запомните следующее правило! В составных порядковых числительных по падежам изменяется только последнее слово, а все предыдущие слова употребляются в начальной форме (именительный падеж единственного числа).Таким образом, в приведённых выше примерах правильными являются словосочетания в триста пятидесятойквартире, в дветысячи третьемгоду.

Просклоняем составные порядковые числительные тысяча двести пятидесятый и тысяча двести пятьдесят седьмой:

Падеж1250-й1257-й
Им.тысяча двести пятидесятыйобразецтысяча двести пятьдесятседьмой образец
Род.тысяча двести пятидесятогообразцатысяча двести пятьдесятседьмого образца
Дат.тысяча двести пятидесятомуобразцутысяча двести пятьдесятседьмому образцу
Вин.тысяча двести пятидесятыйобразецтысяча двести пятьдесятседьмой образец
Тв.тысяча двести пятидесятымобразцомтысяча двести пятьдесятседьмым образцом
Предл.о тысяча двести пятидесятомобразцео тысяча двести пятьдесятседьмом образце

Сравните склонение сложного порядкового числительного и составного порядкового числительного:

Русский язык

Употребление имён прилагательных в речи. Орфоэпические и грамматические нормы. Лексические нормы

Автор: Скворцова Ирина Всеволодовна

Конспект Упражнения и задачи Проверочные задания

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Имена прилагательные обозначают признак предмета, выражая это значение в грамматических категориях рода, числа и падежа.

I. Подавляющее большинство качественных прилагательных обозначают признак, способный проявляться в большей или меньшей степени, что выражается в степенях сравнения: сравнительной и превосходной: красивый — красивее, более красивый — красивейший, самый красивый, красивее всех, наиболее красивый. 1) Простая форма сравнительной степени прилагательных образуется с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше, супплетивно; сложная — сочетанием слов более, менее с исходной формой прилагательного: более умный, менее громкий, более тихий. Суффикс –ее (-ей) присоединяется к основам на согласный (за исключением большинства прилагательных с основой на г, х, д, т и суффиксом -к): быстрый — быстрее, смуглый — смуглее, глупый — глупее. Формы сравнительной степени с суффиксом -ей, а также с приставкой по— характерны для разговорного стиля речи: смелей, быстрей; попросторнее. Суффикс -_е_ присоединяется к основам на конечный согласный г, х, д, т, к (это сопровождается чередованием в основах: г/ж, х/ш, д/ж, т/ч, к/ч, ст/щ): дорогой — дороже, молодой — моложе, крутой — круче, лёгкий — легче, простой — проще, сухой -суше. Несколько прилагательных образуют форму сравнительной степени с суффиксом –ше: далёкий — дальше, тонкий — тоньше, долгих — дольше, старый — старше. Супплетивным способом образуют форму сравнительной степени прилагательные плохой, хороший: плохой — хуже, хороший — лучше. Примечания. а) Не образуется форма простой сравнительной степени у многих прилагательных с суффиксом -к— (робкий, липкий), некоторых прилагательных с суффиксом -н— (ранний, дальний, ручной), многих прилагательных с суффиксом -л— (рослый, загорелый, усталый, хриплый), прилагательных с суффиксом -ов— (деловой, передовой), некоторых бессуффиксальных прилагательных (гордый, отлогий, молодой, долгий, чёткий, худой), у прилагательных с суффиксом –ск-, относительных по происхождению (приятельский, трагический). 2) Простая форма превосходной степени прилагательных образуется с помощью суффиксов -ейш, -айш, реже —ш: умнейший, сильнейший, ближайший; сложная — а) сочетанием местоимения самый с исходной формой прилагательного: самый громкий, самый умный; б) сочетанием слова всех с формой простой сравнительной степени: всех умнее, всех сильнее; в) сочетанием наречий наиболее, наименее с исходной формой прилагательного (употребляется преимущественно в научной и публицистической речи): наиболее точный, наимене полный. Простая форма может осложняться приставкой наи-, которая вносит значение высшей, предельной степени качества: наипростейший, наилегчайший, наивысший, наименьший. Примечания. а) Не соответствует нормам литературного языка соединение в одной конструкции одновременно двух форм степени сравнения (простой и сложной): более интереснее, более лучше, более хуже, более умнее и под. Исключения: более старший, самый ближайший, самый кратчайший и нек. др. б) Простая форма сравнительной степени стилистически нейтральна — употребляется во всех стилях речи, сложная же — носит книжный характер — употребляется в научной, официально-деловой речи. Ср.: Этот пример был проще.— Этот пример был более простым. Книжный оттенок имеет и простая форма превосходной степени, сложная же — стилистически нейтральна. Ср.: строжайшие меры — самые строгие меры, высочайшие цели — самые высокие цели.

II. При употреблении кратких форм прилагательных нужно учитывать следующее: 1) Полные и краткие формы а) нередко различаются по значению: видный учёный (значительный, известный) — город виден (доступен зрению); б) полная форма обычно обозначает постоянный, вневременный признак, краткая же — временный, недлительный, непостоянный признак: красивая — красива, больной — болен, счастливый — счастлива, приветливый — приветлив. Временный, непостоянный признак обозначает и полное прилагательное в форме творительного падежа: он был старым, больным; в) для краткой формы характерен оттенок категоричности, для полной — оттенок смягчённого выражения: он хитёр — он хитрый, она умна — она умная; г) в некоторых случаях (у прилагательных со значением размера, веса) полная форма обозначает абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой, а краткая — относительный, применительный к конкретной ситуации: дом высокий — дом высок, тяжёлая ноша — ноша тяжела. 2) Некоторые качественные прилагательные образуют краткие формы не для всех родов и чисел, например: давний, разный, исконный, озорной, древний, куцый. 3) Ряд прилагательных употребляется только в краткой форме: должен, рад, горазд, надобен. Полная форма возможна в устойчивых оборотах: на должном уровне, должным образом. 4) Не имеют краткой формы прилагательные, называющие постоянно присущий предмету признак, среди них: а) прилагательные, называющие некоторые цвета: бордовый, сиреневый, фиолетовый, голубой, оранжевый, кофейный, шоколадный и т. п.; б) обозначающие масти животных: буланый, вороной, гнедой, игреневый, каурый, пегий, саврасый, соловый, чалый, чубарый и др.; в) возникшие из бывших причастий на -л, типа умелый, прошлый, отсталый; г) с суффиксами –ущ- (-юш-),-енн-, выражающие большую степень признака: худющий. толстущий, злющий, здоровенный, толстенный, тяжеленный; д) прилагательные с приставками пре-, раз-: пренеприятный, предобрый, развесёлый, разудалый и т.п.. 5) Прилагательные, которые в полной форме оканчиваются на безударный -енн(ый) с предшествующими согласными, имеют равноправные варианты кратких форм на -ен и -нен, вторая из которых становится более продуктивной: бесчислен — бесчисленен, безнравствен — безнравственен, беспочвен — беспочвенен, бесчувствен — бесчувственен, естествен — естественен, искусствен — искусственен, могуществен — могущественен, невежествен — невежественен, ответствен — ответственен, свойствен — свойственен, тождествен — тождественен. Исключение: не допускают вариантов формы: безбоязнен, безжизнен, безукоризнен, бессмыслен, болезнен, двусмыслен, многочислен, неприязнен.

III. Особые трудности возникают при образовании относительных прилагательных от некоторых географических названий: при образовании прилагательных от названий, оканчивающихся на -га и , обычно происходит чередование г/ж: Волга — волжский, Калуга — калужский, Ладога — ладожский; но не происходит подобного чередования при образовании прилагательных от названий со второй частью на -бург, -борг, -берг: Выборг — выборгский, Гаага — гаагский, Екатеринбург — екатеринбургский.

IV. Притяжательные прилагательные на -ов (-ев), -ин (-ын) употребляются только в разговорной и в художественной речи, указывая на устойчивые отличительные признаки предмета (братов сосед, отцов дом, дедов сад, старухина изба, с Петиным отцом), а также в устойчивых сочетаниях (анютины глазки, куриная слепота, ахиллесова пята, лебединая песня, сизифов труд, соломоново решение и др.). В научном, официально-деловом и публицистическом стилях их заменяет форма Р. п. существительного: сосед брата, дом отца, сад деда, с отцом Петра, письмо друга, варенье из айвы, прогулки по вечерам, обеспечение для компьютера, книги для детей, украшения из серебра, ручка двери, пение соловья, рассказы Куприна.

V. Относительные прилагательные, образованные от составных количественных числительных, которые оканчиваются словами тысяча, миллион, миллиард, пишутся слитно: трехсотпятидесятисемитысячный, четырехсотвосьмидесятишестимиллионный, двадцатипятитысячный, стомиллионный

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Теория и тестовая проверка

Правильное употребление прилагательных в речи.

Правильность речи –соблюдение языковых норм современного русского литературного языка.

Языковая норма –правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ

орфоэпические

грамматические

лексические

Орфоэпия –раздел науки о языке, изучающий нормы литературного произношения звуков и нормы ударения.

Ударение –выделение слога в слове.

Произношение –воспроизведение звуков речи.

Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, т.к. их нарушение создаёт у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений. Интонационные нормы описаны в "Русской грамматике" и учебниках русского языка.

Следует правильно произносить:

гл`упый – глуп – глуп`а – гл`упо – гл`упы,
д`обрый – добр – добр`а – д`обро – добр`ы,
прав – прав`а – пр`аво – пр`авы,
[шн] копеечный, скучный

Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Грамматические нормы описаны в "Русской грамматике", в учебниках русского языка и грамматических справочниках.
Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.
Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих слов (например, описывание характера, беспросвет, произведения писателя отличаются глубизной и правдивостью)
Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.).

Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием.

Грамматические нормы

Нормы образования Нормы образования

сравнительной и кратких прилагательных

Нормы употребления Нормы согласования

кратких и полных прилагательных

форм прилагательных с существительными

Нормы употребления степени сравнения прилагательных.

Грубейшей ошибкой при употреблении степеней сравнения является одновременное использование обоих степеней сравнения с одним существительным: более талантливейший, менее добрейший. Эту ошибку нельзя допускать ни при каких условиях! Единственным исключением являются две формы прилагательных: самый худший и самый лучший .

Не все качественные прилагательные могут образовывать обе формы степеней сравнения , а точнее, суффиксальный способ не доступен при употреблении таких прилагательных: боевой, больной, блестящий, бессмертный, бурный, вечный, верхний, волевой, возможный, выдающийся, глухой, героический, гордый, голый, дальний, давний, деловой, знакомый, жестокий, краткий, косой, кривой, мирный, мёртвый, могучий, нижний, неизвестный, отличный, общий, передовой, последний, положительный, постоянный, правый, похожий, пустой, ранний, развитой, рваный, слепой, робкий, спорный, срочный, хищный, цветной, юный и др. Также некоторые из этих прилагательных не могут образовывать даже сравнительную степень сравнения – например, нельзя быть более голым или менее голым, более бессмертным или менее.

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.
Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и её правильности.

В русском языке встречаются слова, похожие по произношению и написанию, но разные по значению. Например, грубого, невоспитанного человека мы называем невежей, а необразованного, несведущего человека – близким по звучанию словом невежда.

Слова, похожие по произношению, но разные по значению, называются паронимами.

Паронимы - это обычно однокоренные слова. Они, как правило, принадлежат к одной части

речи. Слова “рыбий” и “рыбный”, “дождевой” и “дождливый” - паронимы.

Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Чтобы избежать

смешения паронимов, нужно хорошо знать лексическое значение каждого слова, уместное его употребление.

1. В каком слове неверно выделен ударный звук?

красИвее
она бледнА
штора длиннА

2. В каком предложении не нарушены грамматические нормы?

+ Самый чистый воздух в горах Кавказа.

Самый кратчайший путь к озеру пролегал мимо леса.

В самое ближайшее время необходимо заняться текущими делами.

Самые красивейшие фотографии были сняты на берегу Тихого океана.

3. В каком предложении нарушены грамматические нормы?

+При дневном освещении рисунок казался еще более отчетливее и ярче.

В старших классах необходимо более глубокое изучение литературы.

Зимой путь через горы был опаснее.

Дорога будет отремонтирована в ближайшее время.

4.В каком предложении имя прилагательное употреблено в краткой форме?

+Наступила весна, но воздух пока ещё прохладен .

Вечерняя заря медленно разгоралась на небосклоне.

За рекой чернеет сосновый лес.

Над зелёной поляной кружат бабочки.

5. Какая пара слов является паронимами?

+ защитный – защитительный

6. В каком примере прилагательное употреблено верно.

+последний в очереди

кругом зеленая зелень

7. Какая ошибка допущена в предложении ? Когда мы разговорились, попутчик поведал мне автобиографию своей жизни

8. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ .

+Вокруг села расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.

Ко всему была готова Оксана, но всё же не ожидала столь сухого, даже ВРАЖДЕБНОГО приёма.

В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчёркнутая ВРАЖДЕБНАЯ северу красота.

В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.

9. Укажите, в каких случаях паронимы человеческий – человечный употреблены правильно

+Русский народ от природы добр и любит добро, человечен, широк в жизненном размахе.

Юг – это исполинский конденсатор растений, родина тепла и человечной культуры.

Альпинизм, пожалуй, самый человеческий и самый мужественный вид спорта

В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человечного голоса

10.Укажите, в каких случаях паронимы лесистый – лесной употреблены правильно

+ Раскинув невод по волнам, рыбак, на весла наклоненный, плывет к лесистым берегам, к порогу хижины смиренной

Полярный ветер шел на поселок, на затянутые еще не стойким льдом разливы Суньши, в замкнутую лесными сопками бухту

Над лесистым горизонтом краснело солнце ровно, как вчера, на том уровне, когда я больше уже ничего не помнил.

Читайте также: