Императорское женское патриотическое общество кратко

Обновлено: 05.07.2024

2012 год для нашей страны — год исторических юбилеев. 200 лет исполняется Отечественной войне 1812 года. Мало кто знает, что 200 лет исполняется также Женскому Патриотическому Обществу — первой женской организации России. Важное значение для возникновения женского движения в России имело патриотическое настроение, охватившее русское общество в период Отечественной войны 1812 года.

Императорское Женское патриотическое общество создано в 1812 году при попечительстве вдовствующей императрицы Марии Федоровны и императрицы Елизаветы Алексеевны по инициативе представительниц высшего света Санкт-Петербурга. В дальнейшем попечительницами Общества были императрицы Александра Федоровна, Мария Александровна и Мария Федоровна.

Целью общества была благотворительная и просветительская деятельность, а именно: раздача разоренным вследствие войны денежных пособий на первые необходимые потребности; помещение бедных, слабых и увечных в казенные и частные больницы; ходатайство о помещении детей бедных родителей на казенное содержание или для обучения ремеслам; предоставление помещения тем из бедных, кто своими трудами не мог обеспечить себе пропитание; предоставление разоренным ремесленникам средств к возобновлению работ; забота о сиротах, оставшихся после убитых, раненых и разоренных родителей.

На тот момент это была одна из самых доступных форм помощи русской армии, воевавшей с Наполеоном. И у истоков как всегда стояли Романовы, начиная от императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I и заканчивая великими княжнами и их фрейлинами.

1812 год стал годом расцвета русской благотворительности и милосердия и огромную роль в этом сыграли русские женщины. Для женщин испокон веков благотворительность составляла и потребность, и возможность отдать свои силы самоотверженному служению Отчизне в виде заботы о детях, больных и увечных. Женщина всегда откликалась на все общественные катастрофы. Причем женское милосердие выражалось не просто в сострадании, сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им.

Надежда Дурова — первая в России женщина — боевой офицер, кавалерист-девица. Во время войны 1812 года в битве при Бородино она получила ранение в ногу, но продолжала сражаться. После этого была произведена в поручики и назначена к Кутузову ординарцем. За участие в войне 1812 года награждена Георгиевским крестом.

Василиса Кожина — партизанка Отечественной войны 1812 года, своим примером поднимала на бой мужчин. Организовала из подростков и женщин отряд партизан, сражавшийся против солдат Наполеона. За свои подвиги награждена медалью и денежной премией.

Маргарита Тучкова — жена полковника русской армии, погибшего в Бородинском сражении — создала первый в России памятник героям Войны 1812 года, а на проданные драгоценности у края Бородинского поля построила небольшую часовню.

Отдадим дань уважения создательницам и участницам Женского Патриотического общества. Подвиг россиянок в 1812 году повторен в годы Первой Мировой войны 1914 года и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

В настоящее время по инициативе и при участии представительниц отечественной культуры, деловых кругов, государственных органов, научной общественности образовано Женское православно-патриотическое общество. Общество является духовным преемником и продолжателем традиций Императорского женского патриотического общества, созданного в 1812 году и действовавшего до 1917 года.

Ананьина Галина Васильевна — кандидат исторических наук, Председатель Женского православно-патриотического общества, Сопредседатель Союза Православных Женщин

Члены общества разделялись на действительных (только лица женского пола), почетных (вносящих членский взнос, но не участвующих в делах общества) и почетных старшин (внесших значительный вклад). Делами общества управлял Совет, возглавляемый председательницей – императрицей и вице-председательницей. В Совет входили, как правило, великие княжны и княгини по достижении ими совершеннолетия, другие дамы – по заслугам в области благотворительности; все они лично попечительствовали заведениям общества. В год основания в общество вступили 74 члена, в 1813 – 48, в 1814 – 27, в 1815 – 12, в 1816 – 9, в 1817 –6, в 1820 – 2, в 1823 – 1 член.

Среди первых членов общества были супруга московского генерал-губернатора кнг. Татьяна Васильевна Голицына, фрейлина кнг. Софья Григорьевна Волконская, супруга обер-камергера Мария Алексеевна Нарышкина, жена президента Академии художеств Елизавета Марковна Оленина, жена будущего декабриста кнг. Екатерина Ивановна Трубецкая, мать декабристов Екатерина Федоровна Муравьева, жена поэта Дарья Алексеевна Державина, дочь А.В. Суворова гр. Наталья Александровна Зубова, писательницы Софья Петровна Свечина, княгиня Зинаида Александровна Волконская и Екатерина Владимировна Новосильцева. Секретарем общества стал один просвещеннейших людей своего времени А.И. Тургенев.

Каждая из дам-членов общества принимала на себя попечение об определенной части города, что позволяло более полно вникать в проблемы нуждающихся. В первые три года помощь получили около 1200 бедных семейств, пострадавшим от войны 1812 года. В дальнейшем общество оказывало помощь более широкому кругу нуждающихся: сиротам, престарелым, увечным, вдовам.

Призрение детей-сирот положило основание школам, известным под названием частных школ Патриотического общества: Выборгская, (с июня 1817 года), 1-я Васильевская (с 1818 года), Петербургская (с 1820 года), Литейная (учреждена до 1820 года), 2-я Адмиралтейская (с 1817 года), 3-я Адмиралтейская (с 1821 года), 4-я Адмиралтейская (с 1816 года).

С 1829 году, после смерти императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны, общество состояло при Ведомстве учреждений императрицы Марии. С этого времени главным направлением деятельности общества стала забота о развитии женского профессионального образования. Благодаря усилиям общества Училище женских сирот 1812 года со временем превратилось в Императорский Патриотический институт, Дом трудолюбия для девочек – в Елизаветинский институт, Женские педагогические курсы – в Императорский женский педагогический институт с историческим, словесным и физико-математическим отделениями, сиротское отделение Воспитательного дома – в Николаевский женский институт с курсами учительниц иностранных языков, Демидовский дом трудолюбия – в гимназию с пансионом и учительскими курсами. При Александровской гимназии были организованы Высшие женские историко-литературные и юридические курсы (Вольный университет). В Литейной школе общества, кроме рукодельных профессий стали профессионально обучать счетоводству, бухгалтерии.

Последние десятилетия деятельности общества характеризовались активным строительством новых благотворительных учреждений, расширением старых, углублением учебных программ, повышением образовательного уровня учебных заведений наряду с постоянной заботой об актуализации профессионального образования. В 1900–1910-е годы на попечении общества было 21 заведение, в которых опекалось более 2 100 детей и около 200 взрослых:

1) Рукодельня императрицы Марии Александровны с состоящими при ней курсами учительниц рукоделия (угол Знаменской ул., ныне ул. Восстания и Виленского пер., 49);

2) Школа нянь государыни императрицы Александры Федоровны (Царское Село);

3) Образцовый детский приют при Школе нянь ((Царское Село);

4) Счетоводные курсы имени вел. кнг. Екатерины Михайловны и курсы немецкого и французского языков (Шпалерная ул., 4);

5) Класс обучения работ на пишущих машинах (Шпалерная ул., 4);

6) Школа имени вел. кнг. Екатерины Михайловны (Шпалерная ул., 4);

8) Голицынская школа (Шпалерная ул., 66);

9) Школа имени наследника-цесаревича и вел. кн. Алексея Николаевича (В.О., Канареечная ул., 11);

10) Бесплатная женская рукодельно-хозяйственная школа имени А. Г. Елисеева (В.О., Средний пр., 20);

11) Школа в память цесаревича и вел. кн. Николая Александровича (Симбирская ул., ныне ул. Комсомола, 23);

12) Петербургская школа (угол Малой Пушкарской и Саблинской ул., 4/20);

13) Школа Ласунскаго (3-я рота Измайловскаго полка, ныне 3-я Красноармейская ул., 11);

14) Школа принца П. Г. Ольденбургскаго (за Невской заставой, сел. Фарфоровский зав., Прямой пер., 1);

15) Московская школа (Коломенская ул., 17);

16) Школа графини К. П. Клейнмихель (угол Загородного пр, 39. и Гороховой, 79);

17) Васильевская школа (В.О., угол Малого пр. и 3-й линии, 4/50);

18) Михайловская школа (уг. Жуковской и Надеждинской ул., ныне ул. Маяковского, 14/16);

19) Сухаревская школа (угол Столярного пер. и Казанской ул. 14/7);

20) Елисаветинская школа (угол Садовой и Могилевской ул., 77/9);

21) Ремесленная школа Императора Александра II в память 19 февраля 1880 (угол Воскресенского пр., пр. Чернышевского, и Шпалерной ул., 4/37).

Патронат общества распространялся также на многие другие столичные учебные, медицинские и благотворительные заведения, где его члены осуществляли общий надзор, организационную и материальную помощь, следили за строительством, работой, хозяйственной частью, вносили плату за неимущих учеников и больных. В их числе были Императорский Александровский лицей, Гатчинский сиротский институт императора Николая I, Мариинская учительская семинария принца П. Г. Ольденбургского в Павловске, Санкт-Петербургское училище глухонемых, Женский педагогический институт, Александровский институт, Училище ордена св. Екатерины, Училище св. Елены, Императорское Родовспомогательное заведение, Императорский Клинический повивально-гинекологический институт для бедных, Глазная лечебница, Александринская женская больница, Елизаветинская клиническая больница для малолетних детей, Мариинская больница для бедных, Николаевская детская больница, Детская больница принца Петра Ольденбургского, Колпинское благотворительное общество, Кронштадтский сиротский дом для воспитания бедных детей женского пола, Образцовый приют бар. Л. Ф. Штиглица, несколько гимназий и др.

В 1913 году в Совет общества, председательницей которого была императрица Александра Федоровна, входили: фрейлина В. В. Бельгардт (вице-председательница), великие княгини: Мария Павловна, Виктория Федоровна, Елизавета Маврикиевна, Анастасия Николаевна, Ксения Александровна, Ольга Николаевна, принцессы Евгения Максимилиановна Ольденбургская, Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская; светлейшая княгиня О. П. Волконская, княгиня Н. Ф. Мурузи, Е. А. Нарышкина, баронесса В. И. Мейендорф, графиня М. Ф. Шереметева, Л. А. Дурново, О. О. Скаржинская, М. В. фон-Эттер. К этому времени в структуру общества входили Совещательный комитет для обсуждения мер к улучшению заведений общества (учрежден в 1873 году) под председательством сенатора, т.с. А. А.Нарышкина, Инспекция по учебной части, Главный наблюдатель по санитарной части школ общества, глазной и зубной врачи, архитектор школ (Ю. Ю. Бенуа). С 1910 года действовало Бюро попечения о бывших воспитанницах школ общества, которым руководила сестра императора великой княгини Ксения Александровна. В ведении общества состоял Смольный Воскресенский собор всех учебных заведений и Санкт-Петербургский Совет детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии.

В годы I Мировой войны многие дамы-члены общества сосредоточили свои усилия на создании лазаретов для раненых и призрения жертв войны. Весной 1917 года учреждения общества вошли в систему образованного Временным Правительством Министерства общественного призрения.

*
*
*
*
*
*

Императорское женское патриотическое общество

Так в Петербурге появилось первое в России Императорское женское патриотическое общество. Его инициаторами стали дамы высшего света. А попечительницами - императрицы Мария Фёдоровна и Елизавета Алексеевна.

Баронессы, великие княгини, принцессы, придворные дамы, жёны банкиров и купчихи, входившие в Женское Общество, жертвовали на дело громадные суммы. Дамы продавали свои драгоценности и строили госпитали. Деньги отправляли наиболее нуждающимся. В первую очередь раненым. Детей, чьи родители разорились, помещали в казённые училища, где обучали различным ремёслам. Тем, кто был в состоянии работать, но не имел жилья, снимали квартиры. А ремесленникам, оставшимся без инструментов, выдавали деньги на покупку нового инвентаря. Особо Женское Общество заботилось о детях-сиротах, вдовах, больных и стариках.

Кроме Патриотического института Женское Общество открывало школы-интернаты, простые школы, детские сады, рукодельни, ремесленные классы, школы кулинарного искусства.

Организация просуществовала до 1917 года. По-прежнему её ядром была аристократия, а основные взносы поступали от членов царской семьи. Общество продолжало заботиться об образовании девушек из бедных семейств, по окончании учёбы устраивало их на работу. В годы Первой Мировой войны дамы повторили подвиг своих соотечественниц 19-ого века: собирали деньги, открывали лазареты, работали сёстрами милосердия.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.



Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Патриотическое общество (также Санкт-Петербургское женское патриотическое общество, Императорское женское патриотическое общество) — старейшее и наиболее влиятельное женское благотворительное общество Российской империи (1812—1917).

Содержание

История



В 1817 году утверждён первый устав общества, в 1833 году — новый, точнее определивший цель общества. С 1829 года, после смерти императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Фёдоровны, общество состояло в ведении ведомства Учреждений императрицы Марии.

После Февральской революции все учреждения общества вошли в систему образованного Министерства общественного призрения Временного правительства.

Членство

Члены общества разделялись на

  • действительных (только женского пола), ежегодно вносящих взнос в 60 рублей
  • почётных, вносивших ту же сумму, но не принимавших участия в делах общества
  • почетных старшин (внёсших значительный вклад).

В 1812 году в общество вступили 74 члена, в 1813 — 48, в 1814 — 27, в 1815 — 12, в 1816 — 9, в 1817 −6, в 1820 — 2, в 1823 — 1 член. На 1895 год в обществе было 43 действительных члена, 34 почетных члена и 29 почетных старшин.

В числе первых в общество вступили: жена московского генерал-губернатора Татьяна Васильевна Голицына, фрейлина Софья Григорьевна Волконская, жена обер-камергера Мария Алексеевна Нарышкина, жена президента Академии художеств Елизавета Марковна Оленина, жена будущего декабриста Екатерина Ивановна Трубецкая, мать декабристов Екатерина Федоровна Муравьева, жена поэта Дарья Алексеевна Державина, дочь А. В. Суворова Наталья Александровна Зубова, писательницы Софья Петровна Свечина, Зинаида Александровна Волконская и Екатерина Владимировна Новосильцева, фрейлина Мария Алексевна Свистунова. Секретарем общества был А. И. Тургенев.

Организация и финансы

Делами общества управлял совет, состоящий из председательницы (императрицы), вице-председательницы и действительных членов и их помощниц. Кроме того, с 1873 года существовал совещательный комитет для обсуждения разных мер к улучшению заведений общества. В ведении общества в 1895 году состояло: 7 школ с интернатом, 8 школ для приходящих, 1 рукодельня с магазином, 7 ремесленных отделений и классов; при двух школах детские сады, при одной школе хозяйственное (прачечное) отделение, при рукодельне школа кройки. Обучались 541 пансионерка, 1813 приходящих, 4 мальчика в детском саду, 11 приходящих в рукодельне, 24 в школе кухонного искусства. Окончило курс школ в 1895 году 222 человека, выбыло до окончания — 200. Предметы преподавания: Закон Божий, русский язык, история, арифметика, география, естествоведение, чистописание, рисование, гимнастика, пение, шитье и кройка белья и платья, штопка, вязание, вышивание. Учащихся в школах общества — 213.

В начале XX века под руководством общества находилось 21 заведение, в которых опекалось более 2000 детей и 200 взрослых [1] :

К 1 января 1896 года у общества было капиталов 657 797 рублей и недвижимого имущества на 252 014 руб. Приход общества за 1895 год — 244 381 рублей, расход 197 191 руб.

Первая женская организация России (Женское Патриотическое Общество в Петербурге 1812-1826 гг.)

Настоящая история Патриотического Общества (далее- ПО) еще не написана, о существовании и деятельности этого общества мало известно широкому кругу читателейженского движения в России еще недостаточно изучена, и источником сведений по истории ПО до сих пор служит тенденциозный юбилейный труд официального историографа ПО Е.С.Шумигорского (Императорское Женское Патриотического Общество. 1812-1912. СПб., 1912.)">, между тем, ПО - первая женская светская общественная организация в России, и день ее образования можно считать днем начала женского движения в России, осуществлявшегося в начале XIX века, конечно, в специфических формах.

Историю ПО, как и вообще историю общественных организаций 1-й половины XIX века, изучать очень сложно. В Санкт-Петербургском Государственном Историческом Архиве хранится фонд ПО, а также фонд созданного им Патриотического института, содержащие документы в основном делопроизводственного и хозяйственного характера.

Меня же в истории общественных организаций всегда больше интересовал персональный, личностный момент- кто были эти женщины, о чем они думали, о чем они говорили, собираясь на свои заседания, какие отношения связывали их друг с другом и с теми людьми, которым они помогали и на которых влияли.

Материалов здесь практически нет, и этот текст- лишь первая попытка немного приблизиться к такому пониманию истории этой женской организации.

Предпосылки возникновения Общества

Известно, что важное значение для возникновения женского движения в России имело патриотическое настроение, охватившее русское общество в период Отечественной войны 1812 года.

ПО возникло в Петербурге в начале ноября 1812 года. К этому времени неприятель подверг разорению огромные территории Российской империи, через которые прошли его армии. К этому времени за плечами русского народа были падение Смоленска, пребывание Наполеона в Москве и пожар Москвы, исход вражеских полков из столицы, Бородино и сражение под Малоярославцем. Русская армия начала с боями гнать неприятеля из пределов страны. Исход войны был предрешен. Пришла пора залечивать раны.

Война была кровопролитной и жестокой. По свидетельству генерала Марбо, французские конные егеря, идя в бой на русских кавалергардов, кричали: "Заставим поплакать санкт-петербургских дам!"

Санкт-петербургские дамы, "поплакав", начали действовать.

Основной движущей силой и при основании этого общества было дворянство. И здесь важен вопрос об истинном и ложном патриотизме, как это сформулировал Лев Толстой. В отечественной историографии долго бытовало привнесенное из художественной литературы мнение о пассивности дворянства и показном характере патриотизма. В массе работ, вышедших в 1912 году к юбилею Отечественной войны, проводится мысль о дворянстве как о движущей силе, под руководством царя предводительствующей народом, о четком разграничении обязанностей сословий перед отечеством ("народ должен был поставлять солдат, дворяне-командиров, а купечеству отводилась как бы роль финансиста освободительной войны"война 1812 года // Отечественная война и русское общество, т.v. M., 1912. С. 114">). В советской же историографии бытовало представление о патриотизме лишь меньшинства дворян, будущих декабристов.

Нельзя присоединиться ко взгляду на дворянство как на сословие, возглавившее народ в войне, хотя масса дворян того времени именно так осознавала свое место в исторических событиях. Но на основе исследованных материалов создается впечатление, что наряду с афишками Растопчина, с трусостью и лже-патриотизмом верхушки дворянства, существовала общая масса РОДОВОГО дворянства, которое можно включить в понятие РУССКИЙ НАРОД в широком смысле этого слова, ибо такие, рядовые дворяне ощущали себя частью народа, вместе со всем народом вставали на защиту Отечества и принимали в этом участие в таких формах, в которых это было возможно для положения и социальной роли каждого отдельного человека.

Для женщин единственной формой участия в войне (не говоря о маргинальном варианте Надежды Дуровой), единственной оставленной им сферой общественной жизни была благотворительность.

Существуют две версии обстоятельств возникновения Общества. Согласно первой, официальной версии, ПО возникло "по благотворной мысли" императрицы Елизаветы Алексеевны. Согласно второй, инициатива создания общества принадлежала двенадцати представительницам высшего света Петербурга, затем была одобрена императрицей и получила ее покровительство. Также можно предположить, что создать Общество предложил участвовавший в составлении его проекта А.И.Тургенев.

15 ноября проект общества был представлен императору Александру I и получил его одобрение, но уже 12 ноября 1812 года в "Прибавлении к СПб ведомостям" было помещено Объявление такого содержания:

"Сим извещается, что особы, желающие вступить в Патриотическое Женское общество или участвовать в сем заведении, могут записываться в Русской конторе гг. Петербургских банкиров братьев Ливио.

Ежедневно с 10 утра будут приниматься деньги и приношения всякого рода, которые сострадательными людьми будут приносимы, или присылаемы несчастным пострадавшим от войны.

Общество извещает КАК ПРИНЯТЫХ УЖЕ ЧЛЕНОВ, так и желающих вступить в число оных, что для первоначальных издержек на cue заведение, оно принужденным нашлося обложить каждого Члена внести за первый год 200, а на предбудущее время вносить ежегодно по 100 рублей"

15 ноября в журнале "Сын Отечества" было опубликовано "Приглашение" о вступлении в члены общества, в котором были разъяснены его цели:

"Никогда любовь к Отечеству не ознаменовалась между нами столь блистательными подвигами, столь трогательными чертами, как ныне. Сему священному чувству свойственно умножаться среди народных бедствий, посреди больших опасностей и больших надежд. Сему священному чувству свойственно умножаться посреди народных бедствий, посреди больших опасностей и больших надежд. Любовь к Отечеству рождает Героев, стремящихся с неусыпным рвением на защиту престола и алтарей. Но желание быть полезным обществу не заключается в одном мужеском поле. Руководствуясь сими чувствами, С.Петербургские дамы положили учредить ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО. И так ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО С.ПЕТЕРБУРГСКИХ ДАМ будет иметь единственной целию призрение всех от войны. страждущих семейств, по мере возможности и общего содействия. К сей патриотической цели приглашает оно всех соотечественниц. Оно надеется также, что и в других городах Империи будут основаны на тех же самых правилах, такие же патриотические общества, будучи убеждено в том, что во всех частях пространного нашего Отечества господствует то же самое стремление к спасению оного, та же самая любовь к его независимости и славе"

Вскоре "Проект благотворительного заведения, под именем Патриотического Женского Общества" был напечатан в крупных периодических изданиях того времени- журнале "Сын Отечества", а также в "Санкт-Петербургских" и "Московских ведомостях" (соответственно, 22, 19 и 30 ноября 1812 г.). В преамбуле "Проекта" говорилось:

"В то время, как враг Европы, внеся в мирные пределы наши бесчеловечную войну, и встретя в неизменной груди Российских воинов оплот непреоборимый, с неистовством обращает варварскую руку и меч на беззащитных граждан, на поселян и на их жилища; когда ни стон старости, ни вопль невинной юности не смягчают жестокосердия; когда сопутствуют тирану грабеж и опустошение - мы обретаемся в бедственной необходимости видеть нищими богатых; сиротами провождавших дни среди многочисленного семейства. на месте изобилия голод; развалины и пепел, где великолепие, веками рожденное, поражало взор наш.

С.Петербургские Дамы, исполнясь патриотическими чувствиями, желают также оказать оныя (любовь и усердие к Отечеству - Ю.Ж.) полезным делом и, по свойству пола своего , находят самым приличным к тому средством взять на себя обязанность облегчать участь бедствующих от нашествия врага, с каковою целию и предложили учредить в Санкт-Петербурге заведение под названием Патриотическое Женское Общество, приглашая и прочих соотечественниц составлять в других городах таковые же заведения"

Кроме принципа выборности в Устав был заложен и принцип отчетности: "Ежегодно, в назначенный день, каждый из членов имеет право подать голос при выборе нового правления, и для сего каждая Дама явится в собрание сама или пришлет имя избранной ею особы; сии выборы, должны, решаться большинством голосов"

В письме кн. А.Н.Голицына председательнице ПО кн. В.А.Репниной, пересказывающем ей благоволение императора Александра I, отмечалось, что ". многие Дамы, движимые состраданием к нещастию ближних, вступили уже в благодетельное cue Общество. Число членов его распространяется уже почти до ста. "

Распространение идей Общества

"Жители нашего края не перестают усердствовать к пользе Отечества: недавно еще представили они в добровольное приношение армии 2000 голов рогатого скота. Таковым усердием отличаются и многие женщины, из числа тех, коих мужья находятся в армии. Они весьма охотно жертвуют своим имуществом, говоря: "Теперь такое время, чтоб не щадить своего имущества: оно обратится на спасение отечества, мужей наших и нас самих""В той же газете 14 декабря сообщалось о существовании в Риге с самого начала войны благотворительных обществ, активное участие в которых принимали дамы. Известно также о патриотических женских обществах, организовавшихся в Пензе и городах Пензенской губернии для помощи беженцам.

Их члены собирали для беженцев предметы домашнего обихода, съестные припасы, дрова, свечи, одеждувойне 1812 года. Пенза. 1945.">.

Мы не знаем о том, в каких отношениях было пензенское женское патриотическое общество с петербургским, и долго ли оно просуществовало (здесь сказывается, опять-таки недостаток материалов), но в отчетах о деятельности ПО в Санкт-Петербурге мы встречаем сведения о средствах, поступивших в кассу Общества из самых отдаленных губерний - из Ярославля, Перми, Житомира, Воронежа, Саратова, Астрахани, Томска, из Колыванововоскресенских заводов, Тверской, Киевской, Полтавской и других губерний.

Причину того, что "прочие Губернии в малой только мере уделили от своих избытков в пользу нуждающихся соотечественников сей столицы, другие же вовсе не приняли участие в благодетельном сем подвиге" автор Отчета, секретарь Общества А.И.Тургенев видел "только в малой еще известности о благотворных действиях сего Общества".

Чрезвычайно интересно и следующее замечание, сделанное им в статье о ПО в "Духе Журналов" за 1817 год: "Впоследствии составились также ЖЕНСКИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА в Австрии, Пруссии и во многих других странах, коих посетили бедствия войны; но Россия была вождем их как на поле славы, так и на поприще благодеяний"

В Берлине и других городах были созданы "Девичье общество неизвестных сестер", "Женское общество помощи бедным семьям", "Тихое общество вспомоществования" и другие женские организации. В своей книге "Немецкие женщины в освободительной войне" историк Ф.Арндт пишет: "Магдебургские девушки основали союз, целью которого было помощь отечественным воинам необходимой одеждой, пищей, помощь раненым и т.д."

В Венгрии также в 1817 году основалось женское общество с благотворительными целями.

Мы не знаем, на каких основаниях строилась внутренняя жизнь этих организаций, но сам факт их существования, как мне кажется, подтверждает мысль о том, что в Европе 1-й четверти XIX в. происходил мощный процесс вовлечения женщины в общественную жизнь. В период борьбы против наполеоновского господства пробуждалось женское движение- пока в единственно возможной форме- благотворительной деятельности. И создание Женского Патриотического Общества в Петербурге было лишь частью общеевропейского процесса.

Общество и после окончания войны не прекратило своей работы - оно нашло новое поле приложения сил в организации дома Трудолюбия и частных школ. Процесс открытия школ активно происходил с 1817 года (в этот же примерно период начал активно действовать преддекабристский Союз благоденствия, с большими филантропическими программами).

Так, общество имело 7 частных школ - Выборгскую, (с июня 1817 года), 1-ю Васильевскую (с 1818 года), Петербургскую (с 1820 года), Литейную (учреждена до 1820 года), 2-ю Адмиралтейскую (с 1817 года), 3-ю Адмиралтейскую (с 1821 года) и 4-ю Адмиралтейскую частную школу (с 1816 года), расположенные в различных частях города. В то время Петербург был разделен на административные части (по полиции, строительству и благоустройству они подчинялись так называемой Управе Благочиния).

Школами заведовали дамы-члены общества. В этих школах обучались грамоте девочки из бедных семей данного района. Надо сказать, что интересной особенностью в организации общества был своеобразный территориальный патронаж-дамы разделяли город на части и как бы осуществляли, каждая над своим районом, инспекторский надзор.

По этому поводу "Дух журналов" писал: "Благодеяние, оказываемое наудачу, без должных разведывании, часто бывает не в пользу, а во вред - во вред и потому уже, что недостойный отнимает подаяние, принадлежащее достойному" (в этом тоже мы видим принципиальное отличие нового, светского характера благотворительности от прежнего, церковного, согласно которому милостыню, подаяние надо давать каждому обращающемуся к тебе- "просите и будет дадено вам").

Такая тактика "разведывания", сбора информации заставляла дам-дворянок глубоко вникнуть в жизнь народа, и столкновение членов общества в их повседневной работе с язвами жизни столицы не могло не навести их на размышления о порядках в государстве: "Должность, согласная с чувствами сердца, вводила членов сего Общества в печальные обители скорби: там видели они отцов отчаянных среди голодающего семейства, старцев, без помощи лежащих на одре болезни, вдов и сирот, ожидающих в нищете прекращения горестной жизни"

Чтобы как-то охарактеризовать размах деятельности Общества, обратимся к его отчетам. Так, за первые три года "более 5 тысяч семейств получили от Общества денежные вспоможения для поправления расстроенного их состояния. Если к тому присоединить несравненно большее число тех, кому общество обязано своим заступлением, ходатайством, пристроением к месту, доставлением честных способов пропитания, и наконец, советом и утешением оказало пособие, то какое количество нещастий загладило оно своей благодетельной рукой! " Помощь от Общества за первые три года получили 1200 бедных семейств, то есть более семнадцатой доли населения столицы". Конечно, наивным было заключение отчета о том, что "скоро ни одна слеза бедности не канет на щастливую землю Русскую"

Хотелось бы еще упомянуть о таком важном деле общества как учреждение Патриотического института благородных девиц. Он находился в ведении общества до 1827 года, когда Николай I выделил институт из ведения ПО и даже изменил его название. Целью основания Патриотического Института или, как его первоначально называли, Училища женских сирот 1812 года, было дать "положенное их званию образование" дочерям младших офицеров, погибших или искалеченных на войне. Здесь надо отметить, что, называя свое воспитательное заведение Училищем, общество, по сути дела основало закрытый институт благородных девиц, по типу уже существующих в России. Такие институты окончили некоторые дамы - члены общества. Наименование "институт", вероятно, не было сразу присвоено Училищу ПО потому, что существующие институты находились в ведении императрицы Марии Федоровны, а училище на первых порах было именно частным учебным заведением.

Программа Института, характер обучения, отношения воспитанниц были подобны другим Институтам благородных девиц.

Очень важной проблемой в истории женского движения этого периода представляется осознание феномена благотворительности в России - благотворительности как социальном явлении и о понятии, отражающем это явление.

Издревле на Руси широко была развита благотворительность, называвшаяся тогда милосердием. Она была частью души и жизни русской женщины-христианки, поощрялась церковью как богоугодное дело. Под воздействием перемен, происшедших в русском обществе в XVIII веке, после Петровских реформ, перехода образованной части общества от церковной, патриархатной основы быта к светской, изменялось и представление о благотворительности. Такое изменение отношения дворянства к благотворительности - от богоугодного дела к светской обязанности произошло на рубеже XVIII-XIX веков. Определенно и присутствие в этом процессе европейского влияния, в основном идей французского Просвещения.

Читайте также: