Иммануил кант вещь в себе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ключевое понятие теории познании Канта на самом деле звучит несколько иначе. "Вещь-в-себе" - это неточный перевод, который устоялся в отечественной философии. Однако у Канта - ding an sich - "вещь сама по себе". То есть в целом мысль несколько проще: вещь как она есть, а не как ее воспринимают.

В целом же суть идеи заключается в следующем (я сильно утрирую, чтобы была понятна общая схема). Кант предполагает, что вещи, которые мы воспринимаем - это лишь одна сторона вещи, своего рода верхушка айсберга. У реальных вещей мира две стороны: феноменальная (ее мы воспринимаем) и ноуменальная (ее не воспринимаем, и можем лишь строить догадки о ней). Ноуменальная часть вещи - и есть "вещь сама по себе".

Ну а дальше Кант совершает красивый поворот, объясняя, что феноменальная часть вещи создается познающим субъектом, который вынужден ограничить опыт двумя априорными формами чувственности (пространство и время). И именно эту сферу знания и нужно разрабатывать, оставив в покое "вещь-в-себе".

В своих суждениях о познании мира Кант придумал понятие которое называется Вещь в себе. Он говорит о том что все наши знания о мире и вообще понятие времени и пространства не является истиной для мира, для вещи в себе, все эти знания которые имеет человек придуманы самим человеком, его восприятием мира. Все наши знания о мире находится в нас, а не в самом мире, все эти знания как линза которую мы надели. А сам мир без нашего восприятия, без этой линзы, может быть чем угодно, например компьютерной программой, как некоторые любят говорить. Но само понятие компьютерная программа создана людьми, то-есть и это понятие входит в нашу линзу. Понять мир по-настоящему, понять вещь в себе не возможно, этот мир без нашей линзы нами не постижим, это и есть Агностика Канта. (Агностик - Тот кто считает что мир полностью понять невозможно)

Так что же такое вещь в себе. Возьмем к примеру Гору, если мы видим в дали гору, то для нас это красивый пейзаж, а если мы летим на самолете и нам надо протии через эту гору, то это препятствие. А то что из себя представляет гора без нашего восприятия, это вещь в себе.

Кан рационалист ибо он рассуждает что все наши опытные данные порождают наше восприятие. А восприятие это то что мы создали сами.

Что такое вещь в себе

Познание по мнению Канта

Вещь в себе по Канту

Ограниченное и безграничное познание по Канту

Способность познавать может быть и ограниченной, и безграничной. Кант говорит, что эмпирическая наука не имеет пределов для своего дальнейшего углубления и расширения. Наблюдая и анализируя явления, мы проникаем в глубь природы, и неизвестно, как далеко можно продвинуться со временем.

И тем не менее, наука, согласно Канту, может быть и ограниченной. В этом случае имеется в виду то, что при любом углублении и расширении научное знание не может выходить за пределы логических форм, путем которых происходит объективное познание реальности. То есть даже в том случае, если нам удастся полностью изучить природные явления, мы никогда не сможем ответить на вопросы, которые находятся за гранью природы.

вещь в себе это

Вещь в себе в философии

Принципиальная непознаваемость

Кантова форма идеализма

Чтобы перенести решение конфликтов и противоречий – общественно-исторических и этических – в умопостигаемый мир, потребовалось применить идеалистическую трактовку главнейших понятий теоретической философии. Кант являлся идеалистом в философии и этике, но не потому, что его теория познания была идеалистична. А скорее, наоборот, теория была идеалистична, потому что философия истории и этика оказались идеалистическими. Немецкая действительность времен Канта полностью отрицала возможность решения реальных противоречий жизни общества на практике и вероятность адекватного их отражения в теоретической мысли.

Вещь в себе Кант

По этой причине философское мировоззрение Канта сложилось в традиционном русле идеализма под воздействием, с одной стороны, Юма, а с другой - Лейбница, Вольфа. Противоречие этих традиций и попытка проанализировать их взаимодействие отображена в учении Канта о границах и формах достоверного знания.

У этого понятия долгая история. Еще древнегреческие философы задумывались о том, что вещи, существующие сами по себе и не воспринимаемые сознанием, отличаются от тех же вещей в нашем восприятии. Так появилась платоновская концепция эйдоса — идеи (или своего рода идеальной модели) вещи, которая в разных вариантах воплощается в реальном мире. Например, есть эйдос стола — идеальная и универсальная концепция стола, которая является прообразом всех столов на свете. Реально существующая мебель — лишь несовершенное воплощение этой концепции.

Когда нам кажется, что мы взаимодействуем с окружающим миром, мы имеем дело не с ним, а со своими представлениями о нем. Так что постичь вещь в себе мы не можем

Читайте также: