Икона спас нерукотворный кратко

Обновлено: 05.07.2024

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Уккама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.

Со временем место это было забыто.

Обретение Образа

Образ был снова обретён, когда Едесса была осаждена персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году. Положение города казалось безнадёжным. И тогда епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасёт город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ обрёл Нерукотворный Образ, перед которым горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т. н. Чрепие.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.

Начиная с 843 года, праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.

Перенесение в Константинополь

В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. 16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери.

В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник "Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа".

Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Упоминание в древних источниках

Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, местонахождение его не было известно и о нём забыли.

Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом "Учение Аддаи".

Евагрий Схоластик упоминает его в "Церковной истории" и называет образ "богозданной иконой".

Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Кре́ст,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Те́м благода́рственно вопие́м Ти́:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся́, Спа́се на́ш, прише́дый спасти́ ми́р.

Кондак, глас тот же (Подобен: В молитвах:)

Ин кондак, еллинский, глас тот же [1]

Богоза́рнаго Твоего́ Зра́ка подо́бие,/ живонача́льныя мо́лнии облиста́ющее,/ от Еде́са прия́хом,/ я́ко носи́ло вся́каго дая́ния./ Ты́ бо о́браз Сво́й вообрази́вый,/ к Первоо́бразу то́й возве́л еси́,// Еди́н сый Многоми́лостивый.

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ [2] Твоего́// пресла́вное воображе́ние [3].

Ино величание

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́, / и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ и́мже на́с спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

Использованные материалы

[2] Вариант: "ли́ка"

[3] вариант: "изображе́ние".

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Описание иконы

Немного иконографии

Каноническая иконография Иисуса Христа не столь многообразна в сравнении с Богородицей или Николаем Чудотворцем. Это связано с тем, что долгое время богословы вели жаркие споры насчет того, можно ли изображать Бога во плоти – его же никто не видел и не знает, как он выглядел.

Но так как Спаситель был реальной исторической персоной (об этом говорят не только христианские, но и другие источники), то относительно его изображения споры несколько улеглись. Христа стали изображать в виде человека средних лет, с длинными волосами, усами и бородой. Обычно присутствует и божественная атрибутика, реже – символы мученичества (терновый венец, крест и так далее).

Описание иконы

Смотреть все иконы в каталоге SUNLIGHT

Однако большинство канонических православных икон Иисуса сводятся к двум типам: Пантократор (или Вседержитель) и Мандилион (Спас Нерукотворный).

В христологическом ряду выделяется множество образов Спасителя, однако большинство из них не признается официальной православной церковью. С ее точки зрения – это просто картины на религиозную тематику, не могущие служить объектами поклонения.

История обретения иконы

Год создания чудесного образа Спасителя точно неизвестен, однако религиозные источники относят это событие ко времени, когда Иисус Христос жил на Земле. То есть, к первым десятилетиям нашей эры.

История иконы, принятая в православии, связывает появление Спаса Нерукотворного с именем царя Эдессы Авгаря. Монарх заболел тяжким недугом – черной проказой. Болезнь эта с трудом излечивается и сейчас, а в те времена она была гарантированным смертным приговором. Многие считали ее самой страшной Божьей карой за прегрешения.

Смертельно больной Авгарь всеми силами искал спасение от страшного недуга. Прослышав о чудесах, творимых Божьим Сыном, он послал к нему художника, дабы тот запечатлел образ Спасителя.

Однако живописец не смог выполнить поручение царя, так как от Иисуса исходило Божественное сияние, которое не в силах передать живой человек. Но Иисус, умывшись, вытерся платком (на нем запечатлелся его лик) и отослал его недужному монарху. Вскоре Авгарь выздоровел.

Не слишком понятно, каким образом исцелился Авгарь: то ли при молитве полотенцу с ликом, то ли его излечил посланный Иисусом апостол Фаддей. Однако царь действительно выздоровел, а льняной платок (убрус) стал главным духовным достоянием Эдессы.

Авгарь повелел богато украсть священный убрус и повесить над вратами города. Так первообраз охранял всю Эдессу и ее жителей.

История обретения иконы спас нерукотворный

Однако один из потомков благодарного монарха отрекся от христианской веры и повелел уничтожить все ее святыни. Чудесный образ заложили кирпичом для сохранности от вандалов.

Когда лихое время миновало, образ решили раскрыть. Каково же было удивление присутствующих, когда оказалось, что лик Спасителя отпечатался и на глине кирпича!

В конце X столетия константинопольские войска осадили уже ослабленную к тому времени Эдессу. Жители города вынуждены были отдать святыню завоевателям в обмен на сохранность собственных жизней и имущества.

Таким образом плат с ликом Христовым попал в Константинополь, где ему поклонялись вплоть до 1204 года. Затем, во время одного из Крестовых походов, столица Византии была разграблена, а Спас Нерукотворный отправился в Центральную Европу. Скорее всего, он так и погиб вместе с потонувшим в море кораблем.

Некоторые связывают образ Спаса Нерукотворного с другой христианской святыней, Туринской Плащаницей. Якобы, именно Плащаница, сложенная в несколько раз, была тем самым убрусом, защищавшим Эдессу.

Католическая версия Спаса Нерукотворного

Католическая версия появления иконы существенно отличается от православной. Это отражается и во внешнем облике образа.

Во время шествия Христа на Голгофу над ним сжалилась благочестивая еврейка Вероника. Она подала Спасителю льняной платок, дабы он мог вытереть лицо от пота и крови.

Считается, что тот самый платок ныне хранится в соборе Святого Петра в Ватикане. Тем не менее, в той же Италии, в Манопелло, был обнаружен еще один плат чудесного происхождения. Исследования показали схожесть лика Христа на этой реликвии (кстати, он виден с обеих сторон и способен неуловимо меняться) с изображением на Туринской Плащанице.

Тем не менее большинство исследователей считают историю с Вероникой просто красивой легендой.

Описание образа

Нерукотворная икона Иисуса положила начало эпохальной иконографической традиции. На иконах этого типа изображается только лик Иисуса, обычно окруженный цельным нимбом, символизирующим цельность и единство Веры. Иногда изображение дополняется фоновым изображением креста.

Существуют иконы, где Спаситель окружен второстепенными фигурами: ангелами, апостолами, святыми и медальонами с изображением чудес Господних.

В православной традиции очень популярен так называемый Спас Мокрая Брада. Это еще одно напоминание о том, что Спаситель утер платком мокрое лицо, вследствие чего борода слиплась в один или два клиновидных конца.

Во-первых, нерукотворный образ однозначно свидетельствует о том, что Иисус Христос – действительно реальная историческая персона. Спаситель – одна из ипостасей Святой Троицы, сошедшая на Землю и принявшая человеческий облик.

Образ обычного человека не мог бы запечатлеться на ткани навечно без всякого намеренного воздействия, да и недолговечный материал за столетия должен был обветшать и рассыпаться в прах. Такие чудеса способна творить лишь Божественная личность.

Косвенно это подтверждает и тот постулат, что иконопочитание действительно оправдано и не имеет ничего общего с идолопоклонством.

Спас Нерукотворный издревле почитался на Руси. С образа было сделано множество списков, а почитание его поддерживалось на государственном уровне. В честь иконы было освящено множество храмов и монастырей.

Присутствовал Спас Нерукотворный и в светской жизни. Он изображался на знаменах, с которыми шли на битву русские войска со времен Дмитрия Донского, всевозможных гербах и прочих символах. Даже сейчас Спас Нерукотворный красуется на флаге Пензенской области.

На иконе Спаса Иисус спокоен и доброжелателен, никакой боли и гнева. Изображен только лик, что подчеркивает не только Божественную красоту образа, но и главенство духа над телом.

Известные списки иконы

Если говорить о России, то самый старинный образ Спасителя, выполненный в этом иконографическом типе и дошедший до наших времен, относится к XII столетию. Это знаменитый Новгородский Спас, хранящийся ныне в особых условиях в Третьяковской галерее. Это двусторонняя икона: на обороте изображено прославление креста.

Интересен так называемый Спас Ярое Око, который, пусть и с натяжкой, можно отнести к этому же иконографическому типу. Эта икона была написана в середине XIV столетия, когда Русь стонала под монголо-татарским игом. На этом образе Христос выглядит строго и укоряюще, словно собирается покарать врагов Святой Руси. Находится он в Успенском храме Московского Кремля.

А знаменитый Вятский Спас в свое время оградил целый город (Хлынов, позже – Вятку и Киров) от свирепствовавшей по всей Руси чумы. Царь Алексей Михайлович был впечатлен сиим чудом и повелел доставить чудотворную икону в Москву. Образ доставили и разместили в Новоспасском монастыре, а его копию написали над воротами, впоследствии ставшими именоваться Спасскими. В Хлынове же оставили точный список образа.

К сожалению, и этот образ погиб в годы советской власти. Сейчас в Новоспасском монастыре висит более поздний список. А в Вятку (Киров) доставили образ, воссозданный с чудом сохранившихся фотографий прототипа.

Многочисленными чудесами прославился образ, хранящийся в Спасо-Преображенском монастыре Санкт-Петербурга. Он был написан гениальным иконописцем Симоном Ушаковым в XVII столетии по заказу царя Алексея Михайловича. На этой иконе Иисус действительно выглядит, словно живой!

Позже ушаковский Спас стал любимой иконой Петра Великого. Самодержец брал его в военные походы, молился пред ним перед самыми великими деяниями, в том числе, перед основанием Петербурга и великой Полтавской битвой. Еще позже список с этой иконы спас жизнь царскому семейству во главе с Александром III во время крушения на железной дороге.

Если вам доведется побывать в Грузии, обязательно загляните в Национальный музей. Там хранится так называемый Анчисхатский Спас в погрудном изображении. Грузины считают этот образ одной из главнейших духовных святынь и полагают, что он ведет родословную из самой Эдессы.

В чем помогает икона

Помимо этого, Спас Нерукотворный защищает от:

  • происков врагов;
  • профессиональных рисков;
  • стихийных бедствий и эпидемий;
  • душевных недугов и зависимостей;
  • принятия неверных решений;
  • скорбей по ушедшим близким людям;
  • греховных помыслов.

Спаситель безропотно принимает на себя все грехи наши, но скорбит от того, что мы совершаем плохие поступки. Он всемилостив, но ждет от нас выбора пути праведности.

Как правильно молиться образу

Образ Спаса Нерукотворного обычно занимает центральную позицию в домашнем иконостасе. По правую сторону располагается икона Богоматери, по левую – Николай Угодник и другие Святые.

Перед молитвой желательно привести себя в подобающий вид как телесно, так и духовно, зажечь перед образом свечу или лампаду. Существуют акафисты и молитвы, адресованные Спасу Нерукотворному – их можно просто читать с листа, но внимательно и сосредоточенно, без лишней театральности.

А можно просто просить о милости Божией своими словами и благодарить его за явленное милосердие!

История создания этого образа была описана историком времён Римской империи Евсевием. Её также приводит преподобный Ефрем Сирин — великий церковный деятель IV века. А восходит она ко временам земной жизни Иисуса Христа.

В то время пожилой правитель Эдессы Авгарь тяжело страдал от проказы. Слава о чудесах Спасителя уже распространилась по городам Римской империи, и Авгарь послал своего художника по имени Ханнан с наказом написать портрет Христа. Однако художник не смог запечатлеть Иисуса на холсте. Тогда сам Иисус взял полотенце и отер им лицо. После этого на убрусе, что на церковнословянском языке означает полотенце или платок, отпечатался Лик Иисуса. Поэтому считается, что автором самой первой иконы Спасителя является Иисус Христос.

Описание и особенности иконографии


Святой Образ Спаса Нерукотворного имеет большое значение

Роль и значение образа в христианстве

После смерти царя Авгаря его внук стал иконоборцем. Чтобы сберечь Святой образ от уничтожения, жители Эдессы спрятали его в стене и замуровали это место камнями. За прошедшие столетия поколения христиан, подвергавшиеся гонениям, утратили информацию о местонахождении образа. И только в VI веке епископ Эдессы Евлалий во время сна получил откровение о месте, где он был спрятан.

Святой Образ Спаса Нерукотворного имеет большое значение. Его чудесное обретение в VI веке совпало со временем иконоборчества. Известны случаи, когда в те времена христиан, почитающих иконы, убивали.

Поэтому икона Спасителя, созданная самим Иисусом Христом, явилась решающим аргументом в спорах с иконоборцами. Вселенский собор, проходивший в VIII веке, приводил образ Спаса Нерукотворного, как самое важное свидетельство в пользу иконопочитания.

В чем помогает

  • в избавлении от болезней и недугов;
  • защищает от неудач в жизни;
  • укрепляет душевное состояние;
  • защищает от греховных помыслов;
  • помогает при выборе верного пути в жизни.

О чем молятся

Когда молятся перед образом Спаса Нерукотворного, обращаются к самому Господу. Спасителя просят о милосердии и помощи в выздоровлении от болезней, молятся о даровании здоровья своим детям и близким, обращаются с просьбой о помощи в принятии важных решений, о помощи в избавлении от пороков и прощении грехов, благодарят Спасителя за Его милосердие и помощь.

Чудотворные деяния образа

Первое чудо, связанное с этим образом, произошло сразу после того, как убрус был доставлен царю Авгарю. Царь исцелился, но его лицо ещё носило следы болезни. Позже, когда в город пришёл апостол Фаддей и крестил Авгаря, тот, выйдя из купели, исцелился полностью. После этого Святой убрус с Ликом Спасителя, исполненный чудотворной силы, был укреплён на доске и установлен над городскими вратами Эдессы. Позже Спас Нерукотворный был перенесён из Эдессы в Константинополь. Во время пути в Константинополь вокруг процессии беспрерывно происходили многочисленные случаи исцеления.

В наши дни в Третьяковской галерее пребывает самый древний образ Спаса Нерукотворного, написанный в XII веке. На нём изображён Лик Христа, запечатлённый на камнях при обретении иконы в Эдессе.

В городе Тутаеве в храме Воскресения Христова пребывает ещё одна древняя и самая большая в России икона Спаса Нерукотворного. Эта икона, находящаяся в Воскресенском храме Тутаева не поновлялась с момента своего написания в XIV веке и несёт в себе отголосок тех давних веков.

Всякая икона является вратами в духовный мир, ведь традиция поклонения иконам была установлена самим Иисусом Христом. Чудесное обретение образа Спаса Нерукотворного в VI веке явилось большим толчком для бурного развития иконописи. Чудо запечатления Святого Лика Христа на ткани свидетельствует о Божественном начале иконописи.

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш!
Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер,
чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю
во исцеление недуга его послати благоволил еси.

Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии,
лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем:
не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих,
Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас.

О Всемилостивый Господи, Спасителю наш!
Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши,
будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего,
и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего,
купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков.
Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Со­глас­но Пре­да­нию Церк­ви, ико­ны это­го ти­па вос­про­из­во­дят при­жиз­нен­ный об­раз Хри­ста, яв­лен­ный вслед­ствие чу­да.

Исто­рия свя­зы­ва­ет это чу­до со сле­ду­ю­щи­ми со­быти­я­ми. Ко­г­да Едес­ский царь Ав­гарь, стра­дав­ший от не­из­ле­чи­мой бо­лез­ни (про­ка­зы), узнал про со­вер­ша­е­мые Хри­стом чу­де­са, он по­слал к Не­му сво­е­го жи­во­пис­ца, Ана­нию, с тем, что­бы тот вру­чил Ему пись­мо с при­гла­ше­ни­ем по­се­тить го­род Едес­су. Выслу­шав Ана­нию, Хри­стос от­ка­зал Ав­га­рю в лич­ном по­се­ще­нии, од­на­ко не от­ка­зал в Сво­ей ми­ло­сти. Омыв ли­цо и по­тре­бо­вав при­не­сти уб­рус (плат), Хри­стос отёр­ся. В ре­зульта­те на тка­ни плат­ка от­пе­чат­лел­ся Его Бо­же­ствен­ный лик. Че­рез Ана­нию плат был пе­ре­дан ца­рю Ав­га­рю, по­сле че­го тот был ис­це­лен.

Уве­ро­вав во Хри­ста, Ав­гарь об­ра­тил к истин­ной ве­ре сво­их под­дан­ных. Со­глас­но его рас­по­ря­же­нию, Не­ру­ко­твор­ный Об­раз был раз­ме­щён в ни­ше над го­род­ски­ми во­ро­та­ми; он по­чи­тал­ся как ве­ли­кая свя­ты­ня. Ко­г­да один из по­том­ков Ав­га­ря, впав в грех идо­ло­по­клон­ства, за­хо­тел снять этот Об­раз, епископ Едес­ский, по на­став­ле­нию свы­ше, тай­но за­му­ро­вал ни­шу, скрыв Об­раз за гли­ня­ной до­с­кой.

Со вре­ме­нем о ме­сто­на­хож­де­нии Об­ра­за за­бы­ли, но ко­г­да (око­ло 545 го­да) Едес­су оса­ди­ло войско пер­сид­ско­го ца­ря Хоз­роя I, Не­бес­ная Вла­ды­чи­ца, явив­шись ар­хи­ерею Евла­лию (Евла­вию), ука­за­ла на Об­раз и по­ве­ле­ла из­влечь его из го­род­ской сте­ны. Ни­ша бы­ла вскрыта, и к удив­ле­нию при­сут­ству­ю­щих по­ми­мо Не­ру­ко­твор­но­го Об­ра­за (на уб­ру­се) был об­на­ру­жен ещё один, ана­ло­гич­ный ему, вос­про­из­ве­ден­ный на при­кры­вав­шей его гли­ня­ной дос­ке. По воз­не­се­нии го­ро­жа­на­ми мо­литв к Бо­гу и со­вер­ше­нии Крест­но­го хо­да (с Не­ру­ко­твор­ным Об­ра­зом) вра­же­ское войско от­сту­пи­ло, и го­род был из­бав­лен от ме­ча и по­зо­ра.

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным плотной толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.


Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник.
Со временем место это было забыто.

В 544 году, во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ и не угасшую за столько лет лампаду, но и отпечаток Пресвятого лика на керамике – глиняной доске, закрывавшей святой убрус.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 году Седьмой Вселенский собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. Толпы народа окружали и замыкали шествие при перенесении Нерукотворного Образа из города до берега Ефрата, где процессию ожидали галеры для переправы через реку. Христиане начали роптать, отказываясь отдать святой Образ, если на то не будет знамения от Бога. И знамение было им дано. Внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный Образ, без всякого действия поплыла и пристала к противоположному берегу.

Притихшие едессяне вернулись в город, а шествие с Образом двинулось далее сухим путем. На всем протяжении пути в Константинополь беспрерывно совершались чудеса исцеления. Монахи и святители, сопровождающие Нерукотворный Образ, с пышной церемонией объехали по морю всю столицу и установили святой Образ в Фаросском храме. В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Ровно 260 лет сохранялся Нерукотворный Образ в Царьграде (Константинополе). В 1204 году крестоносцы обратили свое оружие против греков и завладели Константинополем. Вместе со множеством золота, драгоценностей и священных предметов ими был захвачен и переправлен на корабль и Нерукотворный Образ. Но, по неисповедимым судьбам Господним, Нерукотворный Образ не остался в их руках. Когда они плыли по Мраморному морю, вдруг поднялась страшная буря, и корабль быстро пошел ко дну. Величайшая христианская святыня исчезла. Этим заканчивается история подлинного Нерукотворного Образа Спасителя.

Существует предание, что Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Плат святой Вероники

На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате Святой Вероники . Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке.



Иконография


Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу.



А.Г. Намеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг


Спас Нерукотворный. Третья четверть XII века. Новгород


Прославление Креста (оборотная сторона иконы Спас Нерукотворный) XII век. Новгород

Через многие Свои иконы Господь проявлял Себя, являя дивные чудеса. Так, например, в селе Спасском, близ города Томска, в 1666 г. один томский живописец, которому заказали для своей часовни жители деревни икону святителя и чудотворца Николая, по всем правилом приступил к работе. Он призвал жителей к посту и молитве и на приготовленной доске сделал прорись лица угодника Божия, чтобы на следующий день работать красками. Но на другой день вместо святителя Николая увидел на доске очертания Нерукотворного образа Христа Спасителя! Два раза восстанавливал он черты Николая Угодника и дважды чудесным образом возобновлялся на доске лик Спасителя. То же повторилось и в третий раз. Так на доске была написана икона Нерукотворного образа. Слух о совершившемся знамении вышел далеко за пределы Спасского, и сюда отовсюду стали стекаться паломники. Прошло довольно много времени, от сырости, пыли постоянно открытая икона обветшала и требовала реставрации. Тогда 13 марта 1788 г. иконописец Даниил Петров по благословению игумена Палладия - настоятеля монастыря в Томске ножом начал удалять с иконы прежний лик Спасителя, чтобы написать новый. Снял с доски уже полную горсть красок, а святой лик Спасителя оставался неизменным. Страх напал на всех видевших это чудо, и с тех пор никто не осмеливался на обновление образа. В 1930 году, как и большинство церквей, этот храм был закрыт, а икона исчезла.

Нерукотворный образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда, в городе Вятке на паперти (крыльцо перед церковью) Вознесенского собора, прославился совершившимися перед ним бесчисленными исцелениями, по преимуществу от болезней глаз. Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Список с чудотворной Вятской иконы Спас Нерукотворный до 1917 года висел с внутренней стороны над Спасскими воротами Московского Кремля. Сама икона была доставлена из Хлынова (Вятки) и оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году. Точный список был отправлен в Хлынов, а второй установлен над воротами Фроловской башни. В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны, ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими .

Еще один чудотворный образ Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе города Санкт-Петербурга .


Икона была написана, предположительно, в 1676 году для царя Алексея Михайловича знаменитым московским иконописцем Симоном Ушаковым. Она была передана царицей своему сыну – Петру I. Он всегда брал с собой икону в военные походы. Именно перед этой иконой император молился при основании Петербурга, а также накануне судьбоносного для России Полтавского сражения. Эта икона не раз сохраняла жизнь царю. Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. Во время крушения царского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге 17 октября 1888 года, он вышел из разрушенного вагона вместе со всей семьей невредимым. Целой сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.



Изначально икона располагалась в куполе (являлась "небом") деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.

В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. 44 года пребывала икона в Архиерейском доме, только в 1793 году борисоглебцам позволили вернуть ее в собор. С великой радостью они несли святыню из Ростова на руках и перед слободой остановились на речке Ковать, чтобы омыть дорожную пыль. Там, где поставили икону, забил ключ чистой родниковой воды, который существует и по сей день и почитается святым и целебным.

С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцеления от физических и духовных болезней. На средства благодарных прихожан и паломников в 1850-м году икону украсили серебряно-золоченым венцом и ризой, изъятыми большевиками в 1923 году. Тот венец, что находится на иконе в настоящее время - его копия.

Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.


Каждый год, 2 июля, в соборный праздник чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и совершают крестный ход с иконой Спасителя по улицам города с пением и молитвами.



Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Образ оставленный нам самим Спасителем. Самое первое подробное прижизненное описание внешнего вида Иисуса Христа, оставил нам проконсул Палестины Публий Лентула. В Риме, в однои из библиотек, найден неоспоримо правдивый манускрипт, имеющий большую историческую ценность. Это письмо, которое Публий Лентул, управляюший Иудеей до Понтия Пилата, писал властителю Рима.

Тропарь, глас 2
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы врагу. Темже благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, Неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и богописанный победителен ведуще неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.

Молитва ко Господу
Господи Щедре и Милостиве, Долготерпеливе и Многомилостиве, внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи, силен в милости и благ в крепости, во еже помогати и утешати и спасати вся уповающий на Имя святое Твое. А минь.

Ина молитва ко Господу
О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержими, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего, Господи, от нас и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. А минь.

Читайте также: