Иерархия источников российского права кратко

Обновлено: 05.07.2024

Источники права – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех.

Подзаконный акт – правовой акт органа власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

Юридическая сила – свойство официального документа, придаваемое ему издавшим его органам и порядкам оформления.

Форма права – внешняя форма выражения права.

Правовой обычай – исторически первая форма права.

Судебный прецедент – судебное решение по конкретному юридическому делу.

Нормативно - правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, принятый компетентными государственными органами и содержащий нормы права.

Естественное права – это прирожденные и неотчуждаемые права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его Конституции.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л.Н., Ю. И. Аверьянов. Обществознание. 10 класс. Учебник для общественных организаций М.: Просвещение, 2014. – С. 207-217.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Источником права является объективная реальность. Его начало заложено в человеческой жизни. Когда право приобретает юридическую силу, у него должна быть доступная форма выражения. Формой права называют внешнюю форму выражения права. Источники права – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех. За все время существования права, было произведено много разных форм его закрепления. Группа основных источников права состоит из следующих элементов: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт и естественные права. Правовой обычай – это первая форма права в истории. Правовой обычай широко использовался в эпоху феодализма, а возник он в глубокой древности. Его можно считать обычаем, санкционированным государством.

Судебный прецедент еще принято называть юридическим прецедентом. Иными словами – это право судей или судебное право. В данном случае прецедент является судебным решением по определенному юридическому делу. В таких странах как Англия, США, Канада, Австралия судебный прецедент является одним из важных источников права.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, выраженный в письменной форме, который принимается компетентными государственными органами. Естественные права – это врождённые и права человека, официально признанные государством и закрепленные в Конституции РФ. Сферы общественной жизни, можно назвать предметами ведения, находящиеся в распоряжении одной или другой власти. Нормативные акты делятся на 2 вида: законы и подзаконные акты. Основой такой классификации послужила юридическая сила нормативного акта. Юридическая сила – свойство официального документа, придаваемое ему издавшим его органам и порядкам оформления.

Нормативно-правовые акты издаются органами местного самоуправления в форме решений. Закон – это нормативно – правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой. Все законы РФ по своей компетенции подразделяются на федеральные законы ( действия идут на всей территории страны) и законы субъектов РФ (масштаб их действия – только территория субъекта Федерации). Так же по значимости законы принято разделять на четыре группы: 1) На самой вершине находится Конституция РФ. Это основной закон государства; 2) На ступеньку ниже располагаются федеральные конституционные законы. Они регулируют вопросы, относящиеся к правовым основам государства; 3) В третью группу входят текущие федеральные законы. Они регулируют всю массу остальных важнейших сторон общественных отношений. 4) Законы субъектов Федерации.

Подзаконный акт – правовой акт органа власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконные акты исходят не от законодательной власти. Их принимают органы исполнительной власти.

Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают указы и распоряжения Президента РФ. Правительство РФ, а так же правительство субъектов Федерации, издают нормативные акты в форме постановлений. Министерства, федеральные службы, агентства и другие центральные ведомства издают инструкции и постановления. Все остальные законы и подзаконные акты должны приниматься и издаваться только в соответствии с Основным законом, они не могут ему противоречить.

Источник права представляет собой не столько форму выражения права, сколько начало формирования права и системы факторов, которые определяют его содержание. Форма права – это системная внутренняя организация права, которая внешне выраженная для восприятия участниками общественных отношений.

Ученные-теоретики, в юридической литературе, определяют неоднозначно, а именно, как деятельность государства, направленная на создание правовых предписаний, а также как и результат такой деятельности.

В правоведении выделяют следующие источники права:

  • идеальные;
  • юридические;
  • материальные.

Следовательно, источники права отражают внутреннее содержание права и его предпосылки, а форма является его внешним выражением. Но когда речь идет все-таки об источниках права, то здесь следует понимать, что они оформляются юридически и носят общеобязательный, нормативный характер. Такие источники еще называют типичными. Сюда к ним можно отнести:

  • международные акты;
  • конституции;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • законы субъектов Российской Федерации;
  • подзаконные акты;
  • другие нормативные правовые акты.

Подробнее рассмотрим каждый вид источника права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры российского государства являются основной частью всей правовой системы. Современное российское государство является участницей больше чем двадцати тысяч действующих международных договоров.

Правовую основу межгосударственных отношений образуют международные договоры. Они способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с принципами и целями Устава ООН, безопасности и поддержанию всеобщего мира. Законодательство Российской Федерации не должно противоречить положениям международных договоров российского государства. Международные договоры выполняют главную роль в обеспечении законных интересов государств, в защите основных свобод и прав человека, таким образом, нормы международных договоров выше по юридической силе, чем нормы российского законодательства. Это закреплено в ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Международные договоры можно подразделить в зависимости от уровня, на котором он был заключен, а именно:

  • договоры, которые были заключены от имени РФ (межгосударственные);
  • договоры, которые были заключены от имени Правительства (межправительственные);
  • договоры, заключенные от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные).

Подобное деление носит практическое значение и определяет порядок принятия решений об их подписании и внесения предложений о заключении международных договоров. Президент РФ принимает решения о подписании наиболее важных межгосударственных договоров.

Правительство также имеет право принимать решения о подписании межгосударственных договорах, но только по вопросам, которые отнесены к его компетенции.

Конституция РФ

Среди всех нормативных правовых актов, главным источником права является закон. Конституция Российской Федерации является основным законом.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой, применяется на всей территории РФ и имеет прямое действие. Суды, согласно этому конституционному положению, должны рассматривать дела путем оценки содержания закона или другого нормативно правового акта, который регулирует рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять, в качестве акта прямого действия, Конституцию Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты, которые принимаются в РФ, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Для того чтобы защитить основы конституционного строя, основные права и свободы гражданина и человека, обеспечить верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на все территории государства – был создан институт конституционного контроля, который осуществляет Конституционный суд Российской Федерации. Главная деятельность такого суда заключается в проверки на соответствие существующих законов духу, смыслу и положениям Конституции российского государства.

В системе источников российского права, не менее важное место занимают Конституции и уставы субъектов РФ, которые определяют особенности развития регионального законодательства. Такая Конституция или Устав обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, применяются на всей территории и оказывают прямое действие. Законы и иные нормативные правовые акты, которые применяются, не могут противоречить Конституции (Основному закону) или Уставу субъекта РФ.

Федеральные конституционные законы

Федеральными конституционными законами являются законы, которые были приняты по вопросам, указанным в Конституции Российской Федерации или в самих федеральных конституционных законах. Таким образом, ч. 2 ст. 65 Конституции РФ закреплено, что принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта будет осуществляться в порядке, который определен федеральным конституционным законом. Такой закон был принят и действует сейчас. Федеральные конституционные законы определяют порядок проведения референдума, порядок и структуру деятельности судебных органов.

Федеральные законы

Для того чтобы наиболее комплексно урегулировать значимые группы отношений, издаются кодифицированные федеральные законы, к примеру, ТК РФ, ГК РФ, ЖК РФ, СК РФ, УК РФ, ЗК РФ.

Кодекс – это нормативный правовой акт, объединяющий в себе систематизированные правовые нормы одной или нескольких отраслей законодательства, и благодаря этому система отрасли права находит свое отражение в структуре кодекса.

Законы субъектов РФ

Подзаконные акты

Подзаконные акты наряду с законами также являются источниками права. Подзаконный акт – это нормативный правовой акт, который принимается в результате исполнительно-распорядительной деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти. К такой группе источников права можно отнести нормативные правовые акты в следующей последовательности по их юридической силе:

  • акты Президента Российской Федерации;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • приказы и иные акты министерств;
  • инструктивные письма;
  • регламенты и приказы различных ведомств.

Значение данной группы источников права заключается в том, что они описывают наиболее детально механизм действия правовых норм, которые содержатся в федеральных и иных законах, а также условия реализации правовых возможностей, заложенных в них. К примеру, если правовая норма в п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает правовую возможность доступа к приобретению земельных участков в собственность, то подзаконные акты должны обеспечить применение данной нормы: правительством издано постановление, которое регламентирует процедуру продажи земельных участков или права на заключение договора аренды.

Иные нормативные правовые акты

Локальные правовые акты (к примеру, правила внутреннего трудового распорядка, устав организации) также можно отнести к источникам права. Договоры тоже относятся, так как они носят общеобязательный характер для всех участников соглашения, либо в силу их трудовой связи с организацией действие таких актов будет распространяться и на них.

Судебный прецедент

Судебный прецедент будет являться источником российского права лишь тогда, когда речь идет о судебных актах, которые не столько изменяют и создают правоприменительную практику, сколько влияют на содержание правовых норм в действующих уже законах.

Правовой обычай

Правовой обычай представляет собой правила поведения, которые сложились и широко применяются в конкретной сфере жизнедеятельности человека, прямо не установленные законодательством РФ. Но их применение может быть санкционировано не только международными нормами, но и актами внутригосударственного характера. Правовой обычай относится к самому древнейшему источнику права. Из правила, которое было порождено обычаем и оформлено юридически, получаются самые результативные правовые нормы.

В правоприменительной практике, наиболее широкое распространение получил такой вид правового обычая, как обычай делового оборота, применение которого предусмотрено в ст. 5 ГК Российской Федерации.

Обычай делового оборота – это не предусмотренное договором или законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенно в своем содержании, и широко применяется в какой-либо области предпринимательской деятельности, к примеру, традиции исполнения тех или иных обязательств. Обычай делового оборота можно применять независимо от того, был он зафиксирован в каком-либо документе (изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, которые содержит сходные обстоятельства, опубликован в печатных изданиях).

Нормативный договор также имеет место в качестве источника права, однако распространен значительно реже.

Судебные прецеденты и правовые обычаи как источники права в Россий­ской Федерации практически не встречаются.

2. Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации состав­ляют:

✓ федеральные конституционные законы;

✓ нормативные указы Президента РФ;

✓ постановления Правительства РФ;

✓ нормативные акты министерств и ведомств РФ;

✓ законы субъектов РФ;

✓ подзаконные акты органов власти субъектов РФ;

✓ локальные нормативные акты.

3. Конституция РФ является источником права высшей юридической силы. Она закрепляет основы экономического строя; основы политического строя; основополагающие права и свободы человека; федеративное устройство России; устанавливает систему органов государственной власти.

Нормы Конституции влияют на все иные правовые нормы, так как они не должны противоречить конституционным. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, пря­мо указанным в Конституции (непосредственно развивают ряд поло­жений Конституции), характеризуются более сложной процедурой принятия и отличаются повышенной стабильностью. Занимают про­межуточное положение между Конституцией и федеральными закона­ми.

Федеральные законы принимаются (как и федеральные конституцион­ные законы) Государственной Думой и Советом Федерации ФС РФ. Федеральные законы распространяют свое действие на территорию всей страны и регулируют наиболее важные сферы общественных отноше­ний. По своей юридической силе федеральный закон возвышается над всеми иными нормативными актами (кроме Конституции и федераль­ных конституционных законов) - подзаконными актами, которые дол­жны соответствовать федеральному закону.

Указы Президента РФ могут быть:

✓ нормативными (содержать нормы права общего характера);

✓ ненормативными (например, регулировать вопросы назначения конк­ретных лиц на государственные должности).

Нормативные указы Президента обладают высшей юридической силой среди подзаконных актов. Они, как правило, распространяют свое дей­ствие на территорию своей страны и общеобязательны для исполне­ния. Указы Президента должны соответствовать Конституции и феде­ральным законам.

✓ распоряжения (регулируют оперативно-технические вопросы).

Следовательно, нормативно-правовыми бывают только постановления Правительства РФ. Данные акты издаются:

✓ для регулирования важнейших вопросов экономики и государствен­ной жизни;

✓ только на основании и во исполнение законов РФ и указов Президен­та РФ.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств (госу­дарственных комитетов, комитетов, федеральных агентств, федераль­ных инспекций, федеральных служб) принимаются в форме приказов, инструкций, положений, постановлений, писем, уставов. Данные акты обычно регулируют общественные отношения в сферах экономики; науки; образования; здравоохранения; культуры; обороны и безопасности; правоохранительной деятельности. Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств из­даются только в случаях и пределах, установленных:

✓ указами Президента РФ;

✓ постановлениями Правительства РФ,

и обязательны для организаций, учреждений, должностных лиц, под­ведомственных данным министерствам и ведомствам и для граждан (если на них распространяют свое действие нормы данных подзакон­ных актов).

Согласно Конституции РФ 1993 года субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы (ст. 73 - "обладают всей полнотой госу­дарственной власти").

Законы субъектов РФ принимаются законодательными (представитель­ными) органами субъектов РФ и регулируют вопросы:

✓ исключительно ведения субъектов РФ;

✓ совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, общеобязательны для исполнения на тер­ритории соответствующего субъекта РФ и обладают большей юриди­ческой силой, чем подзаконные акты субъекта РФ (ст. 76 Конституции РФ).

Среди законов субъектов РФ выделяются законы, обладающие высшей юридической силой на территории субъекта РФ, - конституции респуб­лик в составе РФ, уставы иных субъектов федерации.

Локальные нормативные акты охватывают своим действием отдельные организации, предприятия и учреждения различных форм собственно­сти.

Нормативный договор является отдельным видом источника права в РФ. Примером нормативного договора является Федеративный договор РФ от 31 марта 1992 года (Соглашения СНД РФ "Федеративный дого­вор"). Он регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения ее с субъектами, а также отношения между субъектами РФ.

К источникам права РФ относятся международные договоры РФ и при­знанные РФ международные нормы. Согласно Конституции РФ нормы

данных актов действуют в РФ непосредственно.

Обычай является редкой формой (источником) права РФ. Среди право­вых обычаев можно привести обычаи делового оборота, санкциониро­ванные Гражданским кодексом РФ.

Благодаря существованию источников права каждый гражданин может ознакомиться с законами страны и защитить свои права. Защита прав может осуществляться как самостоятельно, так и при помощи специально уполномоченных на это лиц. Данная тема изучается на уроке обществознания и входит в перечень вопросов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Понятие и виды источников права

Под источником права понимается официальная, определенная государством, форма выражения права. Иными словами можно сказать, что это совокупность документов, содержащих правовые нормы, официально признанные таковыми государством.

Понятие источника права

В современном мире имеется классификация источников права, в которой две системы - англосаксонская и романо-германская. Для каждой из этих систем характерны свои основные виды источников права.

Вот например для англосаксонской системы главным источником права является судебный прецедент, а для романо-германской - нормативно правовой акт (НПА). Но кроме них существуют также и другие источники права, которые играют немаловажную роль для правовых систем.

Виды источников права обозначены на схеме, изображенной на рисунке ниже. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Виды источников права

Нормативный правовой акт

Это один из официальных документов, имеющий единую форму и принятый специально на это уполномоченным государственным органом или при помощи референдума с соблюдением определенной процедуры.

Нормативно-правовые акты

НПА содержит в себе правила поведения, обязательные для всего общества. Все НПА после их принятия направляются на подпись президенту и подлежат официальному опубликованию, т. е. становятся доступными обществу для ознакомления.

Примером НПА, принятым при помощи референдума, является Конституция РФ 1993 года. Ее проект был разослан во все субъекты РФ для общественного ознакомления, затем граждане могли вносить свои предложения для поправок. После формирования конечного проекта закона, он был выдвинут на всеобщее голосование, где и была решена его судьба.

Нормативный договор

Это еще один официальный документ, который является своего рода соглашением между субъектами права. Нормативные договоры бывают двух видов: внутригосударственный и международный.

Признаки нормативного договора

Для международного права он является основным источником права, разграничивает полномочия между странами-союзниками. Внутригосударственный же разграничивает предметы ведения и полномочия между субъектами страны и ее государственными органами.

Судебный прецедент

Особенность данного источника в том, что он характерен только для англосаксонской системы права и представляет собой решение суда по конкретному делу, которое потом является образцом для других судебных разбирательств.

Правовой прецедент

Например, в США запрещено кидаться мороженым из общественного транспорта, а все потому что один гражданин выкинув из окна автобуса рожок с мороженным нанес травму другому. Суд, рассмотрев данный случай, решил вынести подобный запрет. Вот почему в США существуют, на наш взгляд, такие странные законы.

Правовой обычай

Правовым обычаем считается исторически сложившееся правило поведения ввиду его цикличного повторения в течение длительного времени, которое было принято государством в качестве обязательного. Это самый первый и древнейший способ урегулирования общественных отношений.

В современном мире правовой обычай практически не применяется, его приоритетное использование больше всего было характерно в периоды рабовладения и феодализма.

Религиозные тексты

В качестве источников права религиозные тексты используются лишь в некоторых странах. Они представляют собой священное писание, которое применяется в судебной практике.

Коран

Использование подобного источника права больше всего характерно для мусульманских стран и тех, в которых религия занимает главное, почетное место. Например, одним из таких источников будет являться Коран или Сунна.

Правовые доктрины

Под правовой доктриной подразумеваются труды ученых, которые помогают решить спор по тем или иным юридическим вопросам при существовании пробела в законодательстве или отсутствии прецедента.

Правовая доктрина

Применение такого источника больше всего характерно для англосаксонской системы права. Доктрина по своему содержанию очень напоминает толкование определенных норм Конституционным судом, которые в свою очередь применяются для урегулирования тех же вопросов в РФ.

Общие принципы права

Принципы представляют собой руководящие начала, лежащие в основе права. В некоторых западных странах они применяются для решения правовых вопросов при отсутствии иных юридических норм, способных урегулировать возникшую проблему.

Примером таких принципов могут выступать принципы справедливости, гуманности, доброй совести.

Признаки зафиксированных источников права

Признаки права

Официальные источники права должны обладать рядом следующих признаков:

нормативность - предполагает систему эталонных, общих правил поведения;

общеобязательность - означает, что данные нормы обязательны для всех граждан, а не только для определенного круга лиц;

определенность - нормы должны быть ясными, четкими и понятными;

формальность - нормы принимаются с соблюдением специальной процедуры и должны быть зафиксированы в специальных документах;

системность - предполагает наличие определенной иерархии норм;

властный характер - нормы устанавливаются и обеспечиваются государством.

Источники права в РФ

РФ относится к романо-германской системе права, а это значит, что все российское законодательство состоит из НПА. Самым главным источником является Конституция РФ.

Источники права в РФ

Если какой-либо нижестоящий закон противоречит ей, то он должен быть либо отменен, либо изменен в имеющей разногласие части.

Затем по юридической силе следуют:

федеральные конституционные законы;

Также в Российской Федерации используются международные акты, которые при их ратификации главенствуют над всем российским законодательством. Как и в случае с Конституцией, ни один закон страны не должен противоречить им, в иных случаях будут применяться нормы международного права.

Источники права существуют уже очень давно, и их развитие не стоит на месте. Системы урегулирования общественных отношений как внутри, так и между государствами с каждым годом совершенствуются и не исключена возможность, что в скором времени в мире появятся новые источники права.


источники и формы российского права

Источники и формы российского права — немного теории

Источник права

Один из маститых исследователей права М.Н. Марченко отмечает 1 множественность значений термина. Значения различаются по смыслу, нас же интересует, без какого-либо сомнения, именно юридический аспект. На исторической и философской сторонах останавливаться не будем, несмотря на объективную их неразрывность.

Юридическая сущность источника права выражается в физическом закреплении воли господствующего сегмента общества. Под господствующим сегментом нужно понимать некое большинство, определяющее модель поведения (нормы) для всех членов. О принципах очерчения границ этого гипотетического общества пока говорить не будем, они могут быть весьма разнообразны. Под подобным обществом привычно называют государство. Тут мнение большинства, например, в представительной демократии, выражается лицами, представляющими такое большинство.

Но вернёмся к источникам. Ими непосредственно могут быть:

  • законы, иные нормативно-правовые акты органов государств
  • договоры, в т.ч., международные
  • решения судов (т.н. прецедент)
  • правовые обычаи, сложившиеся в обществе
  • священные книги и писания
  • иные

Список источников права весьма обширен и разнообразен. Тут важно понимать, что для различных систем права характерны и разные источники. К примеру, священные книги не используются в праве светских государств.

Форма права

Смешивают понятия формы и источника п. и иные авторы, например, Малько А.В. 2 . В том, что ф. и и. — это внешнее выражение п. авторы имеют единодушие с М.Н. Марченко.

Источники российского права

Итак, источниками, а значит и формами права в современной России являются:

Конституция России

Основной закон обладает в РФ наивысшей юридической силой. КРФ не может противоречить ни один закон, ни одна норма. Исследованием возможных несоответствий занимается специальный суд — Конституционный. Главный закон страны относится тем временем, к нормативно-правовым актам. Конституция консолидирует в себе все основы общественных отношений в государстве.

Законы

В России существует несколько видов законов. Перечислим их виды и основные отличительные признаки.

Федеральные конституционные законы

ФКЗ принимаются по вопросам, которые прямо указаны в Конституции. Например, закон о Конституционном суде РФ, кстати, первый подобный закон, принятый в новейшей истории России. К слову, принятию ФКЗ о КС РФ воспротивились 32 парламентария из 369. Однако, это не помешало его появлению. Действуют ФКЗ на всей территории России.

Федеральный закон

Принимается по тем вопросам, которыми ведает Федерация. Разграничение ведания осуществляет Конституция, либо прямое указание в законе, например, N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. Действует на всей территории РФ.

Конституция (устав) субъекта Федерации

Регионы имеют свои основные законы. Это Конституции Республик и уставы остальных регионов. Свои уставы имеют области, города федзначения, края, автономные округа и Еврейская автономная область. Не могут противоречить Основному закону РФ, что, однако, не всегда соблюдается. Например, Конституция Татарстана, в которой глава региона именуется Президентом, а не главой республики.

Конституция позволяет народу РФ также создавать нормы путём референдума. Референдум некоторые исследователи считают отделенным источником права. Однако, правотворцем в данном случае является не народ. Люди лишь принимают решение быть той или иной норме в РФ или не быть. На референдум выносятся, соответственно, важнейшие вопросы государственного устройства.

Конституционные законы субъектов

Принимаются в рамках конституций республик. В качестве примера — КЗ республики Алтай 14 февраля 2001 года N 20-12. Им изменена первая статья ОЗ, в вопросе, касающемся суверенитета Республики. Или КЗ республики Тыва, которым сформированы положения о Правительстве субъекта под № 95 ВХ-1 от 31.12.2003 г. Также предполагают референдум по острейшим вопросам региона.

Указы, распоряжения Президента

Глава государства обладает правом на издание в рамках своей компетенции актов — указов и распоряжений. Указ носит бóльшую нормативность, распоряжения часто издаются по каким-то оперативным вопросам. Кроме того, указ может и не содержать каких-либо норм, например, указ о награждении. В каждом конкретном случае нужно смотреть индивидуально.

Распоряжения и постановления Правительства

В случае и актами Правительства разделение чуть более заметно. Постановления — это сугубо нормы, распоряжения — нет. Последние также призваны решать текущие вопросы. Территория действия — Федерация.

Указы, распоряжения глав, постановления и распоряжения правительств субъектов

В целом, похоже на указанные выше НПА и ненормативные ПА, но действующие на территории соответствующих регионов РФ.

Акты органов местной власти

Международные договоры России

Ратифицированные российским парламентом, такие договоры становятся нормами. Исполнение их на территории РФ обязательно, за некоторым исключением. Исключения стали возможны после принятия в 2020 г. поправок в Основной закон России.

Судебные решения

Решения российских судов не являются в прямом смысле источниками права. Подобный подход обусловлен сложившейся в нашей стране правовой системой. В противовес англо-саксонской, прецедентно-ориентированной, российская Фемида оценивает каждый конкретный случай. Разговоры о прецеденте в РФ идут довольно давно. К слову, в этом отношении были приняты некоторые шаги всё в этом же 2020 году.

Речь идёт о прорывных в этом вопросе Постановлениях ВС РФ №№ 12 и 13, принятых 30.06.2020 г. В них Верховный суд указал на необходимость проверять соответствие выводов нижестоящих судов позициям ВС и сохранившим силу ВАС РФ. Т.е., суд, принимая решение должен сопоставить свои выводы с имеющимся по сходным правоотношениям выводами высших судов. Назвать это прецедентом в чистом виде пока нельзя, но движение в эту сторону явно обозначено.

Таким образом, в ближайшей перспективе судебное решение как источник права российское общество вряд-ли получит. Однако, особняком стоят решения Конституционного суда.

КС РФ в правотворчестве принимает пусть и не непосредственное, но участие. В частности, по решению этого суда могут быть изменены, добавлены, а также прекращены нормы. В силу своих полномочий суд может указать законодателю на изменения, которые необходимо внести в законодательство.

Читайте также: