Идея вечного возвращения ницше кратко

Обновлено: 02.07.2024

Идея Вечного Возвращения того же самого является одним из основных и, в тоже время, самых дискуссионных концепций Ницше. Недосказанность и оригинальность этой теории по сей день будоражит умы множества философов.

Таким образом, наше бытие повторяется снова и снова - неизбежно вечно возвращается. Повторяется и сам человек, а значит, каждое мгновение вечно, т.к. неизбежно возвращается вновь. Казалось бы, что такое положение вещей устраняет всякую надежду на перспективу загробного существования и лишает нас малейшего утешения. Однако, Ницше говорит о том, что эта концепция, напротив, помогает человеку возвыситься духовно, приняв такой закон мирозданья. Помогает ему облагородить каждую минуту своей жизни, ставшую неутрачиваемой благодаря Вечному Возвращению. "Пусть все беспрерывно возвращается. Это есть высшая степень сближения между будущим и существующим миром, в этом вечном возвращении — высшая точка мышления!"[4].

Идея Вечного Возвращения того же самого так и не получила у Ницше дальнейшего развития и завершения. Эта теория, вызывающая множество вопросов, так и осталась вечной загадкой и пищей для постоянных рассуждений и интерпретаций.

Многие философы в разное время пытались истолковать по своему концепцию Вечного Возвращения Ницше. Первую и самую распространённую интерпретацию этой теории мы находим у Мартина Хайдеггера в работе "Евpопейский нигилизм".

Вечное Возвращение он называет "существеннейшей мыслью" Ницше, характеризующейся абсолютной уникальностью и новизной. Хайдеггер понимает идею Вечного Возвращения как способ бытия воли к власти. Он пишет о том, что если все ценности и идеалы разоблачены, если всякое предполагание "потусторонних целей" раскрыто с точки зрения его мотивации как rеssentiment, то единственная задача воли - это взять власть над земным сущим в свои рyки. Таким образом, воля не может направляться чем-то внешним, она избавляется от трансцендентных зависимостей, порожденных ressentiment, и в этом смысле она приобретает способ бытия Вечного Возвращения к себе самой.

Само же сущее является постоянным самовозобладанием воли к власти, восстанавливающей себя в своей природе. "Поскольку же все сущее в качестве воли к власти, т. е. никогда не иссякающего самопpевозмогания, должно быть постоянным "становлением", при том что это "становление" никогда не может "пpo" и "вы"двинуться за пределы самого себя к какой-либо "цели", но напротив, очерченное кругом возрастания власти, возвращается снова и снова только к ней, то и сущее в целом, будучи таким властным становлением, должно снова и снова возвращаться к себе и приводить к тому же самому"[5].

Хайдеггер утверждает, что с помощью понятия Вечного Возвращения Ницше хотел показать то, как и каким образомдолжно существовать сущее. Также, согласно его интерпретации, способом бытия сущего может быть только Вечное Возвращение воли к власти как сущего в его существе.

В. В. Хайдеггер связывает также с понятием сверхчеловека. Эта связь устанавливается им через понятие воли к власти, которое он рассматривает как "образ чистейшей воли к власти и смысла (цели) единственно сущего"[6].

ЛИТЕРАТУРА

2. Ницше Ф. Малое собрание сочинений / Пер. с нем. Ю. Антоновского, В. Вейнштока, А. Заболотскойи др. –СПБ: Азбука, Азбука- Аттикус, 2013 – 1056 с.

3. Ницше Ф.: Ecce Homo: [Сборник: Пер. с нем.] / Ф. Ницше. – Симферополь: Реноме, 2003. – 524с.

4. Хайдеггер М.: Европейский Нигилизм //Работы М. Хайдеггера по культурологии и теории идеологий; [отв. ред. Р.А. Гальцева ]. – М. : [б.и], 1981.. – 215с.

[1] Ницше Ф.: Так говорил заратустра. Книга для всех и ни для кого // Малое собрание сочинений – СПБ.: Азбука, 2013. - С. 409

[2]Ницше Ф. : Так говорил Заратустра. // Esse Homo. Как становятся сами собою. – М. 2005

[3]М.А. Можейко М. А. Вечное возвращение //История философии. Энциклопедия. Минск, 2002, С.171-176

[4]Ницше Ф.: Так говорил заратустра. Книга для всех и ни для кого // Малое собрание сочинений – СПБ.: Азбука, 2013. - С. 415

[5]М. Хайдеггер: Европейский Нигилизм //Работы М. Хайдеггера по культурологии и теории идеологий; [отв. ред. Р.А. Гальцева ]. – М. : [б.и], 1981. с 8

[6]М. Хайдеггер: Европейский Нигилизм //Работы М. Хайдеггера по культурологии и теории идеологий; [отв. ред. Р.А. Гальцева ]. – М. : [б.и], 1981. с 11

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

Август, 1881 год, во время поездки со швейцарской деревушки Sils Maria в Silvaplana, Фридрих Ницше решил отдохнуть у скалы, что своей формой напоминала больше пирамиду, чем привычную для нас каменную, безобразную груду. В момент этого, замечательного досуга на природе - философа озаряет. Так Ницше, буквально на мгновенье, прочувствовал идею вечного возвращения на себе, и сделал эту теорию одним из главных компонентов своего учения.

Что такое теория вечного возвращения?

Теория вечного возвращения, если в двух словах, гласит о том, что любая жизнь и любое явление будет повторяться тождественно бесконечно раз. Это теория без бога и без высших сил, сам Ницше был убеждённым атеистом. Это теория переосмысливает прежде привычное для человечества понятие о времени. В своём сочинении "Ессе Homo" Ницше будет говорить об этом так: "в начале августа 1881 г. в Sils Maria, 6.500 футов над уровнем моря и гораздо выше всего человеческого (6000 футов по ту сторону человека и времени)".

Теория вечного возвращения и сверхчеловек

"Пусть все беспрерывно возвращается. Это есть высшая степень сближения между будущим и существующим миром, в этом вечном возвращении — высшая точка мышления!"

Ницше не считал себя сверхчеловеком и порой называл себя декадентом. Сам он был болезненным человеком с печальной судьбой: неудачная любовь Лу Саломе, подавленность, физическая слабость делает для мыслителя его же теорию невозможной и ужасной.

Вечное возвращение – это философская идея о том, что каждый момент бытия будет повторен бесконечное количество раз, так как время бытия бесконечно, а число его элементов ограничено.

Возникновение и история идеи вечного возвращения

Ф. Ницше По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее рассматривал идею вечного возвращение как одну из наиболее выдающихся и гениальных его идей. Трепетное отношение к данной мысли находит свое отражение даже в том, что он тщательно зафиксировал время и место ее появления – август 1881 года, по дороге из Сиальс-Мария в Сильвапланд, возле пирамидальной скалы. Вульгарная формулировка идеи вечного возвращения крайне проста – каждый момент жизни будет воспроизведен точь-в-точь бесконечное число раз. Таким образом каждый единичный момент бытия, одновременно есть момент бесконечности. На Ницше данная идея произвела неизгладимое впечатление, так как он предполагал, что перспектива бесконечное число раз переживать собственную жизнь со всеми ее тревогами, страданиями, поисками смысла жизни и т.д., должна привести простых обывателей в состояние паники.

Готовые работы на аналогичную тему

Подходы к концепции

Рассматривая идею вечного возвращения можно отметить, что Ницше выделял в ней несколько уровней и подходов к ее пониманию и содержанию:

  • физикалистский,
  • трансцендентный,
  • экзистенциальный.

Физикалистский подход предполагал попытку научного обоснования идеи вечного возвращения. Для его осуществления Ницше опирался на ряд предпосылок:

  • реальность находится в процессе бесконечного изменения и становления,
  • время есть объективная реальность, в то время как пространство и материя – субъективные ощущения,
  • пространство и энергия – конечные величины.

Из этих предпосылок он делает выводы о том, что поскольку количество материи конечно, а время ее существования бесконечно, то она не способна бесконечно изменяться во времени принимая все новые и новые формы, поскольку это требовало бы постоянно растущего количества энергии, а она ограничена. Соответственно есть два выхода – либо нахождение некоего равновесного состояния, либо повторение уже существовавших форм реализации материи. Но поскольку наличие динамики и изменения в настоящий момент противоречат идее установления состояния покоя – ибо будь такая точка возможна, она уже установилась бы и длилась бесконечно, то остается лишь принять идею о вечном возвращении, ибо динамизм наличного мига ни коим образом ее не отрицает.

Трансцендентное осмысление идеи вечного возвращения самим Ницше вступает в полное противоречие с ее физикалистическим обоснованием. Оторвавшись от конкретно-материалистического, наукоподобного объяснения Ницше пишет о том, что вечное возвращение не подобно круговому или циклическому, при котором каждый элемент события повторяется точь-в-точь. Вечное возвращение – это то, что относится к миру в самом общем его понимании, это сущность его существования, но не закон и не цель, поскольку человеку не дано постигнуть законов мира, ибо любой закон который открывает для себя человечество – это лишь его частный произвол, иллюзия относительно мирового порядка, которая становится догмой. Целей же и вовсе не существует, согласно положениям его метафизического нигилизма.

Вечное возвращение с позиции трансцеденции предполагает вечное нахождение мира в состоянии хаоса, неопределенности, при котором каждое действие содержит в себе отражение всех существующих и когда-либо существовавших действий, поскольку обусловлено ими.

Экзистенциальное понимание вечного возвращения и сверхчеловек

Рассматривая идею вечного возвращения с экзистенциальных позиций Ницше приходит в ужас, и предполагает, что также ее должны воспринять и другие. Прежде всего вечное возвращение означает, что для человечества разрушены все спасительные иллюзии о загробном мире, рае и аде, боге, воздаянии после смерти или хотя бы спасительном ничто и полном исчезновении личности у нерелигиозных граждан. Жизнь бесконечна, она будет повторяться вновь и вновь и человек, каждый человек никогда не обретет от нее освобождения.

Для малых людей, обладающих философией рабов, которые рассматривают жизнь через призму борьбы и страдания – вечное возвращение — это настоящее наказание, ведь все ужасы их жизни им придется переживать бесчисленное количество раз. Однако Ницше формулирует и альтернативу – представление о сверхчеловеке.

Сверхчеловек – это тот, кто смог сказать жизни да. Отказаться от морали рабов, направленной на удовлетворение своих прихотей и подчинение окружающего, отказаться от нужды во внешних авторитетах, целях и ценностях, осознать всю бессмысленность и пустоту окружающего бытия, и увидеть в ней не отчаяние, а наоборот безграничную свободу.

Сверхчеловек подчинен идеалу аскетизма. Его свобода направлена не во вне, а внутрь. Он использует волю к власти для подчинения самого себя тем правилам, которые он сочтет нужным, а не для подчинения им других. Его жизнь – это не противоборство с другими, а вечное творчество, преобразование себя и мира.

По этой причине сверхчеловек не должен страшиться идеи вечного возвращения. Напротив, для него она означает эпоху вечного могущества, бесконечного творческого экстаза в котором он становится по настоящему великим.

Статья №2: Невыносимая тяжесть бытия. Идея вечного возвращения Ницше


Поскольку число элементов ограничено, рано или поздно комбинации начнут повторяться. И так без конца. Ницше открылось, что через какое-то количество лет человек, во всем похожий на него (вновь повторившийся Ницше), переживет и претерпит то же самое. Его ум так же пронзит идея Вечного Возвращения. Подобное рано или поздно произойдет со всем сущим. Каждое явление в будущем неоднократно повторится.

Если вспомнить полемический задор Ницше по отношению к религиям, утверждавшим существование некоего второго мира (идеальной реальности), в который человек мог попасть после смерти, идею Вечного Возвращения можно трактовать как очередной антитеологический аргумент ницшеанской философии.

Вечное Возвращение отрицает любые варианты спасения, надежду на небесную жизнь и вообще какое-либо утешение. Однако, как и в случае со всеми остальными идеями Ницше, Вечное Возвращение, будучи амбивалентным, содержит и позитивный момент. А именно – безапелляционное утверждение ценности и основательности каждого момента жизни, как непреходящего.


Если рассматривать идею вечного возвращения как концепт, приобретающий собственное значение только в контексте с другими понятиями ницшеанской философии, можно вслед за Хайдеггером сказать, что вечное возвращение – это то, как Ницше мыслил способ бытия сущего. Напомним, что под бытием Ницше понимал волю к власти (еще одно ключевое понятие, которое мы рассмотрим в одной из следующих статей). Хайдеггер выявил, что сущностью воли к власти является воля к воле.

Другими словами, воля волит только властвование над собой и не удовлетворяется никакой другой властью. Воля в своем волении замыкается на себе самой, образуя круг. Она постоянно возвращается к себе. И поскольку бытие суть воля к власти, а воля к власти есть воля к воле, постольку бытие всегда будет возвращаться к самому себе. Образом чистейшей воли к власти, по мысли Хайдеггера, является ницшеанский сверхчеловек.



Даже герменевтического таланта Хайдеггера, по всей видимости, не хватает, чтобы развеять тайну этой исключительной идеи в наследии Ницше. По сей день тема вечного возвращения остается предметом непрекращающихся дискуссий и словопрений. В этих спорах можно выделить три принципиальные позиции, которые занимают исследователи.

Представители первой позиции считают Ницше психически больным, а его идею – симптомом нездоровья. Представители второй позиции полагают, что Ницше, будучи блестящим филологом, просто подражает древним авторам. Представители третьей позиции настаивают на том, что идея вечного возвращения является глубочайшей и оригинальнейшей и требует особого прочтения.


Мы понимаем, что простым обвинением в психической невменяемости не отделаешься, равно как и сведением философии Ницше к его эрудиции. Однако и апологеты Ницше не предложили ничего, кроме спорных интерпретаций.

Читайте также: