Идеология и практика большевизма кратко

Обновлено: 06.07.2024

На втором съезде ПОСДР, состоявшемся в 1903 году, партия разделилась на меньшевиков, сторонников более социал-демократической линии, и большевиков, которые выступали за ликвидацию царского режима путем вооруженной борьбы и насаждение диктатуры пролетариата. Различия между двумя фракциями со временем увеличивались.

В то время Россия переживала серьезный экономический и социальный кризис, усугубленный поражением в русско-японской войне (1904–1905). Хотя революционная попытка 1905 года не увенчалась успехом, большевики набирали силу в стране. В 1912 году меньшевики были исключены из партии, которая осталась в исключительных руках большевиков.

Февральская революция 1917 года изгнала царя от власти, и в России появилось временное правительство либерального характера, которое поддержали меньшевики. В октябре того же года новая революция привела к власти большевиков Ленина, которые создали Советский Союз.

Происхождение и история

В 1898 году различные группы, следующие идеям Макса, основали Российскую социал-демократическую рабочую партию. Пять лет спустя состоялся его второй съезд, на котором выступили два очень разных сектора: большевики и меньшевики.

У меньшевиков были более умеренные идеи о том, как свергнуть российский царский режим и насаждать социализм. Большевики во главе с Лениным придерживались более радикальных тезисов.

Вначале большевики утверждали, что единственный путь продвижения к социализму - это революция, а затем установление диктатуры пролетариата.

Для достижения этой цели, по словам Ленина, рабочий класс и крестьяне должны были объединиться, чтобы изгнать царя и остановить измены буржуазии. Взаимодействие с другими людьми

Среди его конкретных предложений была экспроприация земли у помещиков и передача ее крестьянам, а также признание права на самоопределение народов, в которых господствовала Россия.

Одним из моментов, вызвавших наибольшие трения на съезде, была попытка большевиков ограничить круг лиц, которые могли принадлежать к партии.

Разделение при голосовании

Голоса в Конгрессе не были единодушными. В одних вопросах победили большевики, в других - меньшевики. Наконец, была утверждена программа минимумов против царизма и одна из максимумов против социализма, которая почти полностью включала ленинские тезисы.

Однако в организационном отношении победителями оказались меньшевики во главе с Юлием Мартовым.

Революция 1905 года

После неудавшейся революции 1905 года большевики придерживались той же программы, которую они объявили в 1903 году. Их разногласия с меньшевиками не переставали нарастать, пока в 1912 году партия не раскололась надвое.

В том году третий блок, возглавляемый Троцким, пытался убедить большевиков и меньшевиков забыть о своих разногласиях. Эта попытка окончилась неудачей.

Первая мировая война

Первая мировая война началась в июле 1914 года. Россия, которая переживала очень судороги в социально-экономическом плане, с самого начала участвовала в конфликте в союзе с Великобританией и Францией.

Большевики вместе с интернационалистическим сектором социал-демократии были против войны, поскольку считали, что это всего лишь борьба империалистической буржуазии за новые рынки сбыта.

Согласно его тезису, война противоречила интересам пролетариата, члены которого должны были быть посланы в качестве солдат, чтобы убивать друг друга по причинам, которые их не касались.

По всем этим причинам они призывали отказаться от империалистической войны и превратить ее в революционную гражданскую войну.

В этих идеях большевики пользовались поддержкой партии меньшевиков, хотя это не способствовало воссоединению организации.

Февральская революция 1917 г.

В феврале 1917 года революционному движению удалось свергнуть русского царя, и страна оказалась в руках временного правительства. Это поддержали меньшевики, либералы и эсеры, а большевики выступили против этого.

Во главе этого правительства в течение первых четырех месяцев был Георгий Львов. Позже эту должность занял Александр Керенский.

Власть этого временного правительства была на практике весьма ограниченной, поскольку реальная сила находилась в руках Петроградского Совета, который, как и остальные Советы в больших городах, прошел путь от меньшевистского большинства до доминирующего. большевиками.

Октябрьская революция

Новая революционная вспышка в октябре (по православному календарю, ноябрь по западному календарю) свергла правительство Керенского и привела к власти большевиков.

Через несколько недель состоялись выборы в Учредительное собрание России. 24% голосов досталось кандидатам-большевикам, что эквивалентно 170 из 707 мест.

С большинством голосов вопреки постулатам большевиков Собрание отказалось признать новое правительство, а также власть Советов. Учитывая это, Ленин постановил разложить организм.

В марте 1918 года, имея всю власть в своих руках, большевики изменили название своей организации, которая была переименована в Коммунистическую партию России (большевики). Позже его снова сменили, чтобы называть Коммунистической партией Советского Союза (большевистской).

Идеология большевиков

Основными идеями большевистской идеологии, на которых был основан Советский Союз, были следующие:

- В основе этой идеологии лежали коммунистические предложения Карла Маркса. Однако первоначальный марксизм был предназначен для промышленно развитых стран, таких как Англия или Германия, а Россия этим условиям не соответствовала. Эта адаптация к реальности объясняет некоторые различия между идеями, предложенными Марксом, и идеями, сформулированными позже лидером большевиков Лениным.

- Они стремились уничтожить самодержавие, существовавшее в России, и практически феодальную систему, все еще существующую в стране. Таким образом, земельный высший класс исчезнет, ​​а их земли будут распределены между крестьянами.

- Его план управления страной состоял в том, чтобы установить так называемую диктатуру пролетариата как предыдущий шаг рабочего класса к власти.

Крупные большевистские лидеры

Ленин (1870–1924)

Владимир Ильич Ульянов, известный как Ленин, был лидером большевистского сектора в Российской социал-демократической рабочей партии, в фонде которой он не мог присутствовать, поскольку находился в ссылке в Сибири из-за своей оппозиции царскому режиму.

После победы Октябрьской революции 1917 года Ленин стал главным лидером Союза Советских Социалистических Республик. Его вклад в марксистскую мысль называется ленинизмом.

Лев Троцкий (1879-1940)

Троцкий начал с сочувствия меньшевистским идеям и даже идеологически противостоял Ленину.

Позже он присоединился к тезисам большевиков и был одним из главных организаторов Октябрьской революции. Троцкий был также основателем Красной армии и после гражданской войны, последовавшей за революцией, он занимал пост комиссара по военным делам.

Идеи К. Маркса начали распространяться в России с 1870-х гг. В 1898 г. на своем первом съезде была создана общероссийская марксистская партия – РСДРП, расколовшаяся спустя пять лет на два течения – большевистское и меньшевистское. Лидером и идеологом большевизма стал В.И.Ленин. Большевизм(марксизм-ленинизм) - леворадикальное направление марксистской мысли, связанное с деятельностью В.И.Ленина и других российских большевиков.

Его концепция власти и государства развивала марксо-энгельсовские положения о государстве. Среди этих положений главные – о классовости государства, о диктатуре пролетариата.

Сугубая классовость – врожденная, неотъемлемая и определяющая черта государства. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин: 1) воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и появления общественных групп с противоречивыми экономическими интересами; 2) комплектование аппарата государства лицами из среды господствующего класса; 3) осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной господствующему классу. Рассуждения о том, что государство выполняет множество функций по удовлетворению потребностей общества в целом глубоко чужда Ленину.

Второе важнейшее положение ленинского учения о государстве – идея государства как орудия диктатуры господствующего класса. Конкретное содержание феномена “диктатуры класса” Ленин видит в том, что:

1) диктатуру определенного класса составляет его власть, т.е. господство над всеми остальными социальными группами;

2) такая диктатура включает в себя опору власти на прямое насилие, осуществляемое в самых различных формах;

3) непременным признаком диктатуры класса является его несвязанность какими-либо законами.

К вопросу о свободе, взятой во всех ее аспектах и реализуемой посредством институтов демократии и права, Ленин на всем протяжении своей деятельности оставался равнодушным. Он был последовательным антилибералом.

Анализируя проблему государства и революции, Ленин видел две возможности: использовать старую государственную машину или полностью сломать ее. Вслед за Марксом он выбирает второй путь. “Все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать”. Пролетариат учреждает собственное государство не для установления свободы в обществе, а для насильственного подавления своих противников.

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь, по Ленину, должна быть Республика Советов. Конструирование советского государства считалось одним из открытий, сделанных Лениным в области политической теории. Советы - это учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют исполнение законов. Строится такого типа республика на основе демократического централизма, что предполагало выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов.

Важнейшим элементом ленинского учения о государстве является положение о руководящей роли коммунистической партии в государстве. “Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний ЦК партии”. В теории партия и институты государства внешне сохраняют свои специфические черты. Но на кадровом уровне эти структуры переплетаются, сращиваются. В качестве партийных функционеров большевики принимают управленческие решения, в качестве руководящих работников госаппарата они же проводят их в жизнь. Не получается даже “однопартийного государства”, ибо – по сути, нет самой государственности как суверенной организации публичной власти.

Перспектива отмирания государственности обернулась в жизни полной анемией собственно государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственых структур (коммунистическая партия), которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами.

Ленинский фундаментализм послужил основой для возникновения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных преобразований (обобществления производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и насилия над гражданским населением.




Стремление укрепить социалистический строй без присутствия иностранных войск (как это случилось в Восточной Европе) в бывшей Югославии породило так называемый ”кооперативный социализм”. Эту версию социализма отличали установки на мирное сосуществование с капиталистическими государствами, признание внутренних конфликтов и противоречий социалистического строительства, децентрализацию государственного управления и наделение трудовых коллективов правом распоряжаться результатами своего труда, стремление установить рыночные отношения.

Идеи К. Маркса начали распространяться в России с 1870-х гг. В 1898 г. на своем первом съезде была создана общероссийская марксистская партия – РСДРП, расколовшаяся спустя пять лет на два течения – большевистское и меньшевистское. Лидером и идеологом большевизма стал В.И.Ленин. Большевизм(марксизм-ленинизм) - леворадикальное направление марксистской мысли, связанное с деятельностью В.И.Ленина и других российских большевиков.

Его концепция власти и государства развивала марксо-энгельсовские положения о государстве. Среди этих положений главные – о классовости государства, о диктатуре пролетариата.

Сугубая классовость – врожденная, неотъемлемая и определяющая черта государства. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин: 1) воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и появления общественных групп с противоречивыми экономическими интересами; 2) комплектование аппарата государства лицами из среды господствующего класса; 3) осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной господствующему классу. Рассуждения о том, что государство выполняет множество функций по удовлетворению потребностей общества в целом глубоко чужда Ленину.

Второе важнейшее положение ленинского учения о государстве – идея государства как орудия диктатуры господствующего класса. Конкретное содержание феномена “диктатуры класса” Ленин видит в том, что:

1) диктатуру определенного класса составляет его власть, т.е. господство над всеми остальными социальными группами;

2) такая диктатура включает в себя опору власти на прямое насилие, осуществляемое в самых различных формах;

3) непременным признаком диктатуры класса является его несвязанность какими-либо законами.

К вопросу о свободе, взятой во всех ее аспектах и реализуемой посредством институтов демократии и права, Ленин на всем протяжении своей деятельности оставался равнодушным. Он был последовательным антилибералом.

Анализируя проблему государства и революции, Ленин видел две возможности: использовать старую государственную машину или полностью сломать ее. Вслед за Марксом он выбирает второй путь. “Все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать”. Пролетариат учреждает собственное государство не для установления свободы в обществе, а для насильственного подавления своих противников.

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь, по Ленину, должна быть Республика Советов. Конструирование советского государства считалось одним из открытий, сделанных Лениным в области политической теории. Советы - это учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют исполнение законов. Строится такого типа республика на основе демократического централизма, что предполагало выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов.

Важнейшим элементом ленинского учения о государстве является положение о руководящей роли коммунистической партии в государстве. “Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний ЦК партии”. В теории партия и институты государства внешне сохраняют свои специфические черты. Но на кадровом уровне эти структуры переплетаются, сращиваются. В качестве партийных функционеров большевики принимают управленческие решения, в качестве руководящих работников госаппарата они же проводят их в жизнь. Не получается даже “однопартийного государства”, ибо – по сути, нет самой государственности как суверенной организации публичной власти.

Перспектива отмирания государственности обернулась в жизни полной анемией собственно государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственых структур (коммунистическая партия), которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами.

Ленинский фундаментализм послужил основой для возникновения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных преобразований (обобществления производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и насилия над гражданским населением.

Стремление укрепить социалистический строй без присутствия иностранных войск (как это случилось в Восточной Европе) в бывшей Югославии породило так называемый ”кооперативный социализм”. Эту версию социализма отличали установки на мирное сосуществование с капиталистическими государствами, признание внутренних конфликтов и противоречий социалистического строительства, децентрализацию государственного управления и наделение трудовых коллективов правом распоряжаться результатами своего труда, стремление установить рыночные отношения.

Объединению российских марксистов послужил состоявшийся в 1898 году I Съезд Российской социал-демократической рабочей партии. Реальное же заявление позиций (причём, как оказалось, неоднородных и приведших социал-демократические силы в России к расколу) связано с проведённым в 1903 году II Съездом РСДРП. Хотя для представителей двух течений, получивших название большевистского и меньшевистского, основой оставалась марксистская платформа, наметившееся размежевание имело далеко идущие последствия.

Большевизм как марксизм новой эпохи

В освоении и совершенствовании марксистского учения применительно к деятельности большевистской партии современные исследователи выделяют трёх теоретиков, чей вклад в развитие теории (да и применение её на практике) является наиболее весомым: это В.И. Ленин, Н.И. Бухарин и И.В. Сталин.

Такая оценка, которую дал известный поэт советской эпохи Владимир Маяковский, достаточно точна: становление большевистской партии, её деятельность, её организация и, что не менее важно, её идеология – всё это неразрывно связано с деятельностью Владимира Ленина.

Классовый характер государства обусловлен и тем, что комплектование его аппарата осуществляется преимущественно из лиц, вышедших из среды господствующего класса. Ещё одна черта государства как классовой структуры – это проведение им политики в интересах господствующих классов. По-своему показательным видится то обстоятельство, что достаточно редко в трудах Ленина говорится о деятельности государства как института, чья деятельность удовлетворяет целый ряд потребностей общества в целом и направлена на решение некоторых общенациональных задач. Эта сторона деятельности государства, как можно понять, намеренно игнорируется или сводится к незначительным масштабам.

Антиподы диктатуры – демократия, свобода, право, принципы гуманизма, в том числе и сложившиеся в досоциалистическую эпоху, – всё это, как полагал Ленин, является малозначащими компонентами общественно-политической жизни; предназначение же их – прикрывать внешне привлекательными атрибутами диктатуру класса буржуазии и, тем самым, обманывать трудящихся. В силу такого подхода демократически-правовые институты и нормы рассматривались Лениным как подлежащие разоблачению и отрицанию. Некоторое исключение составлял лишь, к примеру, парламентаризм, но и то – в силу возможности использовать его в борьбе против диктатуры господствующего класса.

Конкретика состояла в постановке задачи о сломе бюрократических и военных институтов государственной власти, об устранении репрессивного аппарата, о замене управленцев из числа чиновников прежней власти представителями рабочего класса, преданными идее революции.

Более того, Ленин считал необходимым отказаться от целого ряда основ демократического устройства государства, в том числе – от территориального принципа формирования представительных учреждений, от принципа разделения властей, от равенства всех без исключения граждан (независимо от классовой принадлежности) перед законом и т.д. Вторя Марксу, Ленин выдвинул задачу создания вместо буржуазного государства – орудия власти рабочего класса, диктатуры пролетариата, которая воспринималась бы как власть, завоёванная и поддерживаемая насилием пролетариата над буржуазией, не связанная никакими законами.

Политологи отмечают ряд открытий, сделанных Лениным в политической теории, одним из которых стоит считать конструирование Республики Советов, которой, по его замыслу, была уготована роль государственной формы диктатуры пролетариата. Уникальность такого государственного образования налицо, поскольку (в Ленинском варианте) Советская Республика сочетает черты государственной и общественной организации, позволяет соединять элементы представительной и непосредственной демократии. Советы задумывались как учреждения, являющиеся и законодательными, и исполнительными, и контрольными (по отношению к принятым ими законам и решениям) органами. Доселе ничего подобного в мировой практике не было. Принцип демократического централизма, на основе которого предполагалось строительство и функционирование такого рода республики, означал выборность всех органов власти снизу доверху, подотчётность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д.

При внешнем сохранении специфических черт партии и государственных институтов в практике большевизма, основанной на теоретических посылках Ленина, в РСФСР, а затем и СССР, произошло переплетение и сращивание этих структур. Будучи партийными функционерами, большевики выносили управленческие решения, которые претворяли в жизнь, являясь работниками государственного аппарата.

Говоря об окончательном отмирании государства, Ленин указывал на необходимость выполнить некоторые высокие социально-экономические, да и общекультурные условия. Отмирание государства в марксизме-ленинизме является важным идеологическим положением.

Что касается путей к отмиранию государства, то история показала: взятый курс привёл отнюдь не к деэтатизации и к формированию системы самоуправления, ассоциируемой с коммунистическим будущим. Собственно государственные институты в таких условиях функционировать не могли, поскольку негосударственные структуры (конкретно – коммунистическая партия) сформировали систему тоталитарной власти, став их руководящими органами. Такую власть возможно охарактеризовать как бесконтрольную и безнаказанную, поскольку в стране отсутствовали общепринятые порядки и стандарты цивилизованной государственной жизни, базирующиеся на демократически-правовых установлениях.

Характеризуя значение идеологических разработок Владимира Ленина, практики его деятельности на постах руководителя большевистской партии и Советского правительства, необходимо отметить, что они сыграли ключевую роль в развитии коммунистической идеологии и государственного строительства (вернее, той её части, которая соотносится с общественно-политической практикой в нашей и ряде других стран).

Большевизм, как учит история КПСС[1], возник в 1903 г. на II съезде РСДРП как одна из партийных фракций — течение внутри партии, обособившееся от остальных фракций своим специфическим пониманием положения дел в стране и в мире, путей и способов достижений целей партии. Как утверждали его противники, большевики до 1917 г. никогда не представляли собой действительного большинства членов марксистской партии, и потому оппоненты большевиков в те годы всегда возражали против их самоназвания. Но такое мнение проистекало из непонимания разнородными меньшевиками и многими, считавшими себя большевиками, сути большевизма[2].

Большевизм существовал до марксизма, существовал в российском марксизме[3], как-то существует ныне. Будет он существовать и впредь, поскольку его носителем и выразителем является генетическое ядро Русской многонациональной цивилизации.

Как заявляли сами большевики — члены марксистской партии РСДРП (б), — именно они выражали в политике стратегические интересы трудового большинства населения многонациональной России, вследствие чего только они и имели право именоваться большевиками. Вне зависимости от того, насколько безошибочны большевики в выражении ими стратегических интересов трудового большинства, насколько само это большинство осознаёт свои стратегические интересы и ве́рно им в жизни, — суть большевизма не в численном превосходстве приверженцев неких идей над приверженцами других идей и бездумной толпой, а именно в этом:

[2] Из бесед Ф.И. Чуева с В.М. Молотовым:

Ф.И. Чуев: «Зачем сняли название партии — большевистская?

— Правильно, конечно. Это же случайное название, ничего идейного в этом нет. Слово только и означает, что большинством голосов, большинством людей.

— Само звучание — большевик, это что-то сильное, могучее…

— А для беспартийных и за границей большевик что такое? Переведи с русского на какой-нибудь язык… Для старых большевиков особенно неприятно это дело…

Читайте также: