Идентификация владельца акций кратко

Обновлено: 30.06.2024

Запад ввел санкции против ряда российских банков, у которых есть свои брокерские компании, а Interactive Brokers может ввести ограничения для россиян. Мы подготовили инструкцию для тех, кто хочет сменить брокера

Фото: Shutterstock

Что произошло

Помимо этого, США, страны Евросоюза, Великобритания и Канада объявили об отключении ряда российских банков от системы межбанковских платежей SWIFT. Впоследствии к ним присоединились Япония и Южная Корея. Пока неизвестно, какие именно банки подпадают под эти ограничения.

Фото:Shutterstock

Финансовый консультант Наталья Смирнова предполагает, что в зоне риска находятся банки, которые попали в блокирующий список ограничений. По ее словам, если у вас есть ценные бумаги на счетах у зарубежных брокеров, то переводить активы в российские банки, которые отключат от SWIFT, будет крайне тяжело, может быть, даже невозможно.

В Telegram-канале проекта InvestFuture также появилось обращение инвестиционного сообщества. Под ним подписались Евгений Коган, Александра Вальд, Наталья Смирнова, Кира Юхтенко, Виктория Шергина, Дмитрий Толстяков, Никита Куценко и Дмитрий Черемушкин. В нем инвесторы тоже советуют использовать те брокерские компании, чьи структуры санкции не затронули напрямую, а также те, которые имеют более 50% частного капитала в своей структуре собственности.

Кроме того, президент России подписал указ, запрещающий российским резидентам зачислять валюту на счета в банках за пределами России.

Мы подготовили инструкцию для тех, кто планирует перевести бумаги к другим брокерам.

Фото:Shutterstock

Что нужно делать, если у вас российский брокер

Открыть счет у нового брокера;

Подать новому брокеру поручение на прием ценных бумаг.

Какие еще документы могут понадобиться

брокерский отчет, в котором будет отражен период с покупки по настоящее время, подтверждающее факт владения данными ценными бумагами. Это необходимо для бумаг, которые требуют статуса квалифицированного инвестора;

место хранения ценных бумаг , его можно узнать у своего брокера.

годовой оборот портфеля не менее ₽6 млн, то есть за последние четыре полных квартала инвестор заключил более 40 сделок на сумму от ₽6 млн;

сертификат/свидетельство о квалификации (CFA, CIIA);

опыт работы в организации, связанный с совершением операций с ценными бумагами;

высшее экономическое образование в вузе, который на момент выдачи диплома мог аттестовать специалистов в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

После того как бумаги перейдут на счет нового брокера, вам будут нужны дополнительные документы для учета налогов. Они пригодятся и для того, чтобы затем можно было получать налоговые льготы.

Фото:Shutterstock

Сколько времени займет перевод

Сколько это стоит

За прием ценных бумаг от другого брокера комиссия не взимается. Однако прежний брокер возьмет плату за перевод.

Фото:Shutterstock

Что делать, если у вас зарубежный брокер

Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее Дивиденды — это часть прибыли или свободного денежного потока (FCF), которую компания выплачивает акционерам. Сумма выплат зависит от дивидендной политики. Там же прописана их периодичность — раз в год, каждое полугодие или квартал. Есть компании, которые не платят дивиденды, а направляют прибыль на развитие бизнеса или просто не имеют возможности из-за слабых результатов. Акции дивидендных компаний чаще всего интересны инвесторам, которые хотят добиться финансовой независимости или обеспечить себе достойный уровень жизни на пенсии. При помощи дивидендов они создают себе источник пассивного дохода. Подробнее

Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ, вносятся в реестр МСП ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года, а также сведений, представленных в ФНС России в соответствии с частями 6 - 6.2, 6.4, 6.5 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ.

В целях отнесения акционерных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

- участники хозяйственного общества - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем 25 % голосующих акций акционерного общества,

- а участники хозяйственного общества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем 49 % голосующих акций акционерного общества.

Если акционерное общество должно быть включено в реестр МСП, дополнительно необходимо обратить внимание на следующее:

2. Акционерному обществу необходимо провести годовое общее собрание акционеров и запросить у Регистратора список лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров, проведенном в текущем календарном году.

Как Эмитенту получить информацию из реестра?

Распоряжение оформляется за подписью единоличного исполнительного органа либо лица, действующего на основании доверенности.

2. Лично единоличным исполнительным органом Эмитента.

3. Уполномоченным представителем по доверенности (оригинал доверенности, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, скрепленной печатью этой организации либо нотариально удостоверенная копия такой доверенности.

4. Почтовым отправлением, курьерской службой.

Уточнить информацию о состоянии распоряжения, а также о времени работы операционного зала можно:

Как получить Список владельцев ценных бумаг?

Для получения информации в электронном виде распоряжение направляется через Личный кабинет эмитента СТАТУС Онлайн.

Эмитент, поручивший ведение реестра регистратору, вправе выполнять часть функций регистратора, по размещенным этим эмитентом ценным бумагам, если это предусмотрено договором на ведение реестра и Правилами регистратора, а также соответствующей доверенностью, выданной регистратором.

Договором может быть предусмотрено ограничение по типам операций и суммам сделок, по которым эмитент, выполняющий часть функций регистратора, имеет право приема документов.

Эмитенты, выполняющие часть функций регистратора, вправе:

Эмитенты, выполняющие часть функций регистратора, обязаны:

Эмитенты, выполняющие часть функций регистратора, не вправе:

Как подать документы регистратору?

Документы могут быть предоставлены Регистратору:

  • через Личный кабинет СТАТУС Онлайн;
  • лично;
  • через уполномоченного представителя;
  • по почте;
  • через трансфер-агента / эмитента, выполняющего часть функций регистратора;

Осуществление операций в реестре производится Регистратором на основании подлинников документов или их копий, удостоверенных нотариально, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Правилами ведения реестра.

Документы должны быть заполнены разборчиво, не содержать помарок и не заверенных должным образом исправлений.

К документам, подтверждающим полномочия лица, обратившегося к Регистратору, относятся:

Как закрыть лицевой счет в реестре?

В Личном кабинете акционера возможна онлайн-оплата услуг регистратора.

У меня есть лицевой счет в реестре. Я хочу акции перевести на брокерский счет. Какие документы нужны? Сколько будет стоить перевод?

Регистратор вносит записи о переводе ценных бумаг со счета владельца на счет номинального держателя центрального депозитария на основании двух документов: распоряжения номинального держателя центрального депозитария и распоряжения на списание ценных бумаг с участием центрального депозитария.

Зачисление ценных бумаг на лицевой счет номинального держателя центрального депозитария и списание ценных бумаг с лицевого счета номинального держателя центрального депозитария допускаются при одновременном соблюдении следующих условий:

· идентификация распоряжений на совершение указанных операций в качестве встречных на основании сведений, указанных в распоряжениях, в том числе на основании референса;

· проведение в соответствии с указанным законом и условиями осуществления депозитарной деятельности, утвержденными центральным депозитарием, сверки записей о количестве ценных бумаг на лицевом счете номинального держателя центрального депозитария, между лицом, которому открыт лицевой счет номинального держателя центрального депозитария, и держателем реестра.

О ранее выданных сертификатах эмиссионных ценных бумаг

Какие необходимы документы для оформления в реестре наследства акций?

Внесение в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги в результате наследования осуществляется при предоставлении следующих документов:

1. подлинник или нотариально удостоверенная копия свидетельства о праве на наследство (передается регистратору);

2. документ, удостоверяющий личность (предъявляется регистратору);

3. подлинник или нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего права уполномоченного представителя;

Также необходимо произвести оплату перехода прав собственности на акции в соответствии с прейскурантом.

В случае предоставления наследниками одновременно свидетельства о праве на наследство и соглашения о разделе наследственного имущества, регистратор зачисляет ценные бумаги, учитываемые на лицевом счете наследодателя, на лицевые счета наследников в количестве, указанном в соглашении о разделе наследственного имущества. Соглашение о разделе наследственного имущества должно быть подписано всеми участниками общей долевой собственности и должно содержать указание на то, какое количество ценных бумаг полагается каждому из участников долевой собственности при разделе имущества. Если регистратор не располагает образцами подписей лиц, подписавших соглашение о разделе имущества, подписи на соглашении могут быть проставлены в присутствии уполномоченного сотрудника регистратора, либо удостоверены нотариально.

Расчетный счет – 40702810038000130538

В банке - Московский банк ПАО Сбербанк

Корреспондентский счет – 30101810400000000225

Как передать акции юридическому/физическому лицу?

Для переоформления ценных бумаг в реестре необходимо оформить распоряжения о совершении операции списания/зачисления ценных бумаг.

Также необходимо произвести оплату перехода прав собственности на акции в соответствии с прейскурантом.

В Личном кабинете акционера возможна онлайн-оплата услуг регистратора.

Как продать акции?

Для продажи акций следует обращаться к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим брокерскую/дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг.

Как получить выписку из реестра?

В Личном кабинете акционера возможна онлайн-оплата услуг регистратора.

Как внести изменения в информацию лицевого счета в связи с изменением паспорта, банковских реквизитов, места жительства?

Стоимость внесения изменений оплачивается в соответствии с прейскурантом.

В Личном кабинете акционера возможна онлайн-оплата услуг регистратора.

Как открыть лицевой счет владельца в реестре

Для открытия лицевого счета физическое лицо предоставляет следующие документы:

Если физическое лицо, которому открывается лицевой счет, моложе 14 лет, в анкете может не содержаться образец его подписи.

2. копию документа, удостоверяющего личность, либо копию свидетельства о рождении или свидетельства об усыновлении (удочерении), заверенную нотариально (если лицевой счет открывается лицу в возрасте до 18 лет и в анкете содержится образец подписи родителя или усыновителя);

Заверенная нотариально копия документа, удостоверяющего личность, предоставляется Регистратору в случае, если документы для открытия лицевого счета не предоставляются лично лицом, которому открывается лицевой счет.

3. копию акта о назначении опекуна (попечителя), заверенную нотариально (если лицевой счет открывается лицу в возрасте до 18 лет и в анкете содержится образец подписи опекуна или попечителя, а также, если лицевой счет открывается лицу, признанному недееспособным или ограниченным в дееспособности);

4. копию документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, заверенную нотариально (если лицевой счет открывается на имя индивидуального предпринимателя или доверительному управляющему физическому лицу – индивидуальному предпринимателю).

В случае личного обращения к регистратору (трансфер-агенту, эмитенту, наделенному правом осуществлять прием документов для открытия лицевых счетов) допускается предоставление копий документов, верность которых должна быть засвидетельствована уполномоченным представителем Регистратора (трансфер-агента, эмитента, наделенного правом осуществлять прием документов для открытия лицевых счетов).

Для открытия лицевого счета юридическое лицо предоставляет следующие документы:

Анкета должна содержать образец подписи лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Подпись должна быть совершена в присутствии уполномоченного представителя Регистратора или засвидетельствована нотариально.

Если в анкете отсутствует образец подписи лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, или он совершен с нарушением установленных требований, Регистратору должен быть предоставлен оригинал карточки, содержащей нотариально удостоверенный образец подписи указанного лица, или ее копия, заверенная нотариально.

Для открытия лицевого счета юридическое лицо также предоставляет сведения о клиенте - юридическом лице, его бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях.

2. копии учредительных документов юридического лица, удостоверенные нотариально или органом, имеющим право такого заверения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3. копия документа, подтверждающая факт внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц, заверенная в установленном порядке.

4. оригинал выписки из единого государственного реестра юридических лиц (на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью налогового органа) или ее копия, заверенная нотариально или регистрирующим органом, или лист записи единого государственного реестра юридических лиц (представляется для открытия российскому юридическому лицу лицевого счета владельца ценных бумаг или доверительного управляющего);

Регистратору может быть предоставлено распоряжение на самостоятельное получение выписки из ЕГРЮЛ от имени юридического лица.

6. копия документа, подтверждающего избрание или назначение лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, или выписка из такого документа, заверенные юридическим лицом (может быть предоставлен оригинал такого документа);

7. копию лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности, удостоверенную юридическим лицом (предоставляется для открытия лицевого счета номинального держателя);

9. документы, предусмотренные пунктами 1-4, в отношении управляющей организации, которой переданы полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица (при наличии управляющей организации).

Если документы предоставляются регистратору уполномоченным лицом по доверенности, необходимо предоставление оригинала данной доверенности или ее нотариально заверенная копия.

У Эмитента изменились данные, указанные в анкете Эмитента. Как изменить информацию об Эмитенте у регистратора?

В случае изменения данных о месте нахождения Эмитент обязан предоставить нотариально удостоверенные копии Устава/изменений к Уставу, подтверждающие изменение места нахождения, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающую указанные изменения. Юридическое лицо вправе дать письменное распоряжение (поручение) Регистратору на получение выписки из ЕГРЮЛ самостоятельно.

При изменении юридического адреса необходимо предоставить следующий комплект документов:

1. Анкета Эмитента (Форма №5). Образец подписи лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, в анкете должен быть совершен в присутствии уполномоченного представителя регистратора или подлинность образца подписи в анкете должна быть засвидетельствована нотариально, либо регистратору предоставляется оригинал карточки, содержащей нотариально удостоверенный образец подписи указанного лица, или ее копия, удостоверенная нотариально.

2. Сведения о клиенте – юридическом лице, бенефициарном владельце, выгодоприобретателе (Форма №27) с приложением копий документов, подтверждающих информацию о финансовом положении и деловой репутации, заверенных Эмитентом.

4. Нотариально заверенная копия новой редакции устава (изменений в устав). Предоставляется при наличии изменений в устав.

При смене единоличного исполнительного органа необходимо предоставить следующий комплект документов:

1. Анкета Эмитента (Форма №5). Образец подписи лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, в анкете должен быть совершен в присутствии уполномоченного представителя регистратора или подлинность образца подписи в анкете должна быть засвидетельствована нотариально, либо регистратору предоставляется оригинал карточки, содержащей нотариально удостоверенный образец подписи указанного лица, или ее копия, удостоверенная нотариально.

2. Сведения о клиенте – юридическом лице, бенефициарном владельце, выгодоприобретателе (Форма №27) с приложением копий документов, подтверждающих информацию о финансовом положении и деловой репутации, заверенных Эмитентом.

3. Согласие на обработку персональных данных единоличного исполнительного органа.

4. Заверенная Эмитентом копия протокола (или выписка из протокола) заседания (собрания) уполномоченного органа Эмитента, содержащая решение о назначении на должность.

В случае если функции единоличного исполнительного органа Эмитента переданы управляющей организации необходимо предоставить следующий комплект документов в отношении управляющей компании:

1. Анкета Управляющей организации, выполняющей функции единоличного исполнительного органа (Форма № 6). Образец подписи лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, в анкете должен быть совершен в присутствии уполномоченного представителя регистратора или подлинность образца подписи в анкете должна быть засвидетельствована нотариально, либо регистратору предоставляется оригинал карточки, содержащей нотариально удостоверенный образец подписи указанного лица, или ее копия, удостоверенная нотариально.

2. Копия документа, подтверждающего государственную регистрацию управляющей организации (свидетельство о государственной регистрации или лист записи в ЕГРЮЛ о создании общества), заверенная нотариально или заверенная регистрирующим органом.

3. Копия действующей редакции Устава Управляющей организации, заверенная нотариально или заверенная регистрирующим органом.

4. Заверенная единоличным исполнительным органом юридического лица копия протокола (или выписка из протокола) заседания уполномоченного органа Управляющей организации, в компетенцию которого в соответствии с действующим Уставом Управляющей организации входит принятие решения о назначении/избрании единоличного исполнительного органа Управляющей организации.

При смене наименования (приведении устава акционерного общества в соответствие с действующим законодательством) необходимо предоставить следующий комплект документов:

1. Анкета Эмитента (Форма №5). Образец подписи лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, в анкете должен быть совершен в присутствии уполномоченного представителя регистратора или подлинность образца подписи в анкете должна быть засвидетельствована нотариально, либо регистратору предоставляется оригинал карточки, содержащей нотариально удостоверенный образец подписи указанного лица, или ее копия, заверенная нотариально.

2. Сведения о клиенте – юридическом лице, бенефициарном владельце, выгодоприобретателе (Форма №27) с приложением копий документов, подтверждающих информацию о финансовом положении и деловой репутации, заверенных Эмитентом.

3. Заверенная единоличным исполнительным органом юридического лица (Эмитента) копия протокола (или выписка из протокола) заседания (собрания) уполномоченного органа юридического лица (Эмитента), содержащая решение о переименовании и внесении изменений в устав.

5. Нотариально заверенная копия новой редакции устава (изменений в устав).

При преобразовании юридического лица необходимо предоставить следующий комплект документов:

1. Копия решения о преобразовании юридического лица, заверенная единоличным исполнительным органом юридического лица (Эмитента).

2. Копия листа записи ЕГРЮЛ, подтверждающего прекращение деятельности юридического лица в результате преобразования, заверенная нотариально.

3. Копия листа записи ЕГРЮЛ, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица, созданного в результате преобразования, заверенная нотариально.

4. Распоряжение на проведение операций по погашению ценных бумаг в реестре реорганизуемого юридического лица и выдаче уведомления о проведенной операции аннулирования (погашения) ценных бумаг.

Читайте также: