Идеи руссо в эпоху просвещения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Жан Жак Руссо является известным философом эпохи Просвещения. Он написал несколько трудов, где изложил свои мысли, рассуждал о неравенстве в политической сфере. В данной статье вы узнаете более подробно о жизни Жан-Жака и его философских взглядах.


Жизнь Жан-Жака Руссо

Биография философа началась 28 июня 1712 года, когда он появился на свет в небольшом городке возле Парижа. Он рос без матери, поэтому еще с малых лет его отдали в ученичество. Практически все время Жан-Жак проводил за книгами, в связи с чем его многие недолюбливали.

Однажды Руссо решился на побег, после чего попал к госпоже де Варан. Спустя какое-то время он начал прислуживать одной богатой семье, но вскоре вновь вернулся к де Варан. Госпожа помогла ему устроиться в семинарию, из которой он сбежал спустя несколько лет и начал жизнь бродяги.

Взгляды Руссо

Философия Руссо предполагала полную свободу человечества и отказ от порабощения. Но из-за неграмотности людей порабощение все же произошло. После этого Жан-Жак решил бороться с неравенством, и его основной идеей стало наставление людей на то, чтобы те вернулись к жизни в деревне.

Ключевой концепцией теории являлось то, что детей необходимо воспитывать в природной среде подальше от социума, при этом должны учитываться индивидуальные особенности и интересы. В ходе развития цивилизации люди стали более озлобленными, а попытки Руссо уравнять людей и сделать их свободными ни к чему не привели. Мечтая о счастливом будущем, Жан-Жак объявил о независимости общества. На сегодняшний день политические взгляды Руссо являются абсолютной нормой.

Руссоизм

Представление философа о жизни характеризовалось соображениями относительно выведения людей из состояния безнравственности, а правильное общество должно было обладать нравственной осознанностью.

Жизнь Руссо и его философия

Несмотря на множество докладов и трудов, реальная жизнь Руссо полностью противоречила его взглядам. Согласно философии Руссо:

  • на все в жизни воля Божья;
  • разум в Боге;
  • материя, которая не была кем-то создана способна существовать вечно;
  • тело человека является смертным, душа же, наоборот, бессмертна;
  • мир для человека не может быть полностью понятным;
  • основной причиной конфликтов в обществе является частная собственность и неравноправие;
  • власть формируется за счет участия граждан в собраниях;
  • в идеальном государстве дети должны пребывать в специальных учебных заведениях и быть огражденными от окружающего мира.

Изучать новое всегда интересно и полезно. А чтобы знания лучше усваивались, необходимо постоянно поддерживать мозг в тонусе с помощью тренажеров Викиум.


Жан Жак Руссо (28.06.1712 – 02.07.1778) является одним из наиболее блестящих и неординарных представителей яркого историко-культурного периода – эпохи Просвещения.

Руссо получил широкую известность как оригинальный социальный мыслитель, педагог и философ, теоретик-правовед, писатель-сентименталист, композитор и музыковед, ботаник и натуралист. Властитель дум, модный литератор-интеллектуал и провозвестник революционных бурь, благодаря этому скромный женевский гражданин заслуженно встал в один ряд с просветителями старшего поколения – Ф.М. Вольтером и Ш.Л. Монтескье.

Просветительский период является закономерной ступенью в социокультурном развитии как российской, так и европейской цивилизации. После Ренессанса и Реформации, по существу, это был третий духовный переворот, который практически полностью покончил со средневековой нормативной системой общественных ценностей [6]. Просвещение стало мощнейшим наднациональным движением, которое составило основное идеологическое содержание внутренней жизни европейского континента XVIII столетия.

Творческая биография. Ж.Ж. Руссо родился в 1712 г. в г. Женеве (Швейцария), в семье часовщика с весьма скромным достатком. Будущий философ не получил какого-либо систематического образования. Еще будучи ребенком, он был отдан на обучение граверному ремеслу, но бежал от своего хозяина, не выдержав жестоких побоев и полуголодного существования. С этого момента и начинается полная невзгод и неурядиц скитальческая жизнь Ж.Ж. Руссо. Множество раз Руссо в поисках заработка пересекал провинции Франции и живописные кантоны Швейцарии, освоив значительное число профессий.

К тридцати годам, будучи человеком с уже сложившимися взглядами на жизнь, Руссо переехал в Париж, где вошел в интеллектуальный бомонд тогдашней Франции, познакомился со многими оппозиционными абсолютистскому режиму публицистами и философами.

Многочисленные жизненные невзгоды, преследования властей и Церкви, вынужденные переезды из одной европейской страны в другую, трудности связанные с изданием его произведений, запреты книг и статей не могли не сказаться на состоянии здоровья Ж.Ж. Руссо, и в 1778 г. в возрасте 66 лет он скончался.

Произведения мыслителя глубоко взволновали не только умы столичных интеллектуальных кругов, прогрессивно мыслящих представителей истеблишмента, ученых и деятелей культуры, но и обитателей беднейших кварталов и предместий. Влияние идей Руссо простиралось далеко за пределы тогдашней Франции.

У Руссо возникает вопрос: кого же и как надо воспитывать? Тех, кто с детства привык трудиться и живет в крепкой трудовой семье воспитывать не надо, они воспитаны самой жизнью. Надо воспитывать и приучать к трудовой деятельности нетрудящиеся сословия и слои населения. Таким образом, необходимо принудительно перевоспитывать аристократов, крупных буржуа, откупщиков, финансистов и вообще всех тех, кто ведет социально-паразитический образ жизни, то есть существует за счет присвоения чужого труда, и тогда весь мир сможет преобразиться. В связи с этим Руссо выстраивает свой идеал воспитания на примере Эмиля, являющегося выходцем из знатной семьи, но которого согласно руссоистской идеологии необходимо превратить посредством воспитания в мелкого буржуа – ремесленника.

Дети должны воспитываться, согласно Ж.Ж. Руссо, сообразно с природными закономерностями. Это означает, что в деле воспитания необходимо учитывать богатый внутренний мир ребенка, принимать во внимание его возрастные и психофизиологические особенности. Так как сама Природа требует, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. Руссо утверждал, что воспитание люди получают из трех ведущих источников: от природы, от самих людей, и от окружающих их различных вещей. Воспитание природой, по мнению Ж.Ж. Руссо, осуществляется через процесс внутреннего развития человеческих способностей, постепенного развития органов чувств. Воспитание людьми заключается в приучении индивида использовать в рамках человеческого общества навыки развития своих способностей, как духовных, так и физических. Воспитание от вещей является собственным личностным опытом человека от тех окружающих объектов, которые на него воздействуют.

Таким образом, воспитание должно следовать естественному, определенному самой Природой, ходу умственного, физического и нравственного развития ребенка. Естественное воспитание свободно, поскольку свобода в общественном учении Руссо – главнейшее из всех естественных прав человек, а в сфере воспитания – свобода неотъемлемая часть процесса формирования личности ребенка. Вместе с тем, просветитель нисколько не устраняет из образовательного процесса направляющую роль наставника – учителя или воспитателя.

Воспитание и возрастная периодизация. Ж.Ж. Руссо призывал уважать личность ребенка, исследовать его интересы, склонности, а, главное, – учитывать возрастные, умственные и психофизиологические особенности детей и подростков.

Педагог выделял в жизни ребенка четыре основных возрастных периода.

Первый период охватывал время от момента рождения до двух лет (период, когда приоритетным становится физическое воспитание ребенка). Руссо полагал, что в раннем детстве основою развития ребенка является физическое воспитание. Он детальнейшим образом описывает приемы физического воспитания детей, указывая на то, как следует закалять ребенка и укреплять его физические силы. Пусть дети в этот период активно осваивают окружающие их предметы: ощупывают вещи, ломают игрушки, активно ползают. Тем не менее, в это время нельзя пытаться форсированно развивать речевую функцию ребенка, ибо это приведет к негативным последствиям.

Гражданское и патриотическое воспитание. Согласно Ж.Ж. Руссо, быть патриотом означает быть активным гражданином, защитником Родины, борцом за Свободу, противостоять любой деспотии. Необходимо воспитывать детей и молодежь таким образом, чтобы они стали патриотами по склонности, по желанию и по насущной необходимости. С колыбели ребенок должен воспринять любовь к своей стране, демократический образ жизни, склонность к свободе и естественным правам человека. Ребенка с самого раннего детства необходимо воспитывать в любви к Родине, он должен видеть свою Отчизну и ничего кроме нее. Руссо считал, что в процессе воспитания ребенок должен осознать, что без Отечества он никто, одиночка, и более того – без наличия патриотических добродетелей и гражданских чувств его существование ничем не оправдано. Гражданское воспитание процессуально должно было протекать последовательно, сообразуясь с тем или иным возрастным периодом: к 12 годам воспитанник должен знать страноведческие сведения и географию, к 15-летию – национальную историю, а к 16-17 годам – усвоить базовые новеллы отечественного законодательства и основы государственного строя.

Исторически, в данной конкретной ситуации Руссо смотрел на процесс воспитания женщин через узкую призму социальных воззрений и житейских стереотипов женевского ремесленника, каким он собственно и являлся по рождению, и отнюдь не собирался пересматривать их.

Значение педагогического наследия Ж.Ж. Руссо. Яркая, неоднозначная, местами противоречивая реформаторская педагогика Руссо сыграла свою прогрессивную роль в развитии всемирного историко-педагогического процесса в период нового и новейшего времени. Руссоистская просветительская педагогика – это не только знамя социального обновления, но и идеологическая основа полномасштабного революционного переворота, затронувшего все без исключения страны европейского континента. Ж.Ж. Руссо хотел видеть нового облагороженного человека, вырвавшегося из лабиринта средневековых учебных штудий и освобожденного от пут схоластики. Его произведения были наполнены искренней любовью к ребенку, требованиями применения передовых методов воспитания, усиления трудового начала в педагогике и укрепления связей научной теории с широкой социальной практикой.


Научные доклады

Жан Жак Руссо основные идеи французского писателя и философа, представителя сентиментализма изложены в этой статье.

Жан Жак Руссо основные идеи

Жан Жак Руссо был против неравенства в социальной среде, деспотизма королевской власти. Он идеализировал привычное состояние общего равенства и свободы людей, которое было разрушено введением частной собственности. Государство, согласно Руссо, может возникнуть исключительно в результате договора равных и свободных людей

Идеи Руссо, такие как — культ естественности и природы, критика цивилизации и городской культуры, искажающие первоначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму имели огромное влияние на литературу и общественную мысль многих стран

Главный источник богатства – это труд

В управлении государством должны преобладать легкие налоги, терпимость и мир

Выступал за ограничение частной собственности

Верховная власть принадлежит только народу

Идеальная форма правления государства — демократическая республика

Основная причина неравенства общества – это его организованность

Французский философ различал такие формы правления: демократию, аристократию, монархию

Наилучшая форма государственной организации, по мнению Руссо, – это конституционная монархия. Монарх же правит от имени народа и для народа

Жан Жак Руссо противопоставляет развитие искусства и упадок нравов науки, аморальности и лицемерию. Он утверждает, что развитие цивилизации, науки и искусства сильно отдалило человека от природы

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали об основных идеях Жан Жака Руссо.

В Савойе священник тепло встретил странника и сделал своей миссией вернуть молодого протестанта в лоно католической церкви. Он отправил Руссо к молодой хозяйке дома, мадам Варенс, чтобы подготовить акт отречения от кальвинизма.

Жан-Жак Руссо и его философия - Руссоизм

Философские взгляды Руссо

Эстетические взгляды Руссо

Основан на трагической истории двух влюбленных в XII веке. века, Абеляра и Элоизы, он нарисовал похожую ситуацию в современных Швейцарии и Франции.

Сюжет разворачивается у подножия Альп, посреди великолепной природы Швейцарии. К Джулии д’Этанж, богатой и знатной девушке, приглашен учитель, чтобы завершить ее образование. Это молодой Сен-Прё. Он умен, красив, но беден и не принадлежит к дворянскому сословию по рождению. Сен-Пре страстно влюбляется в свою юную ученицу. Джульетта так же страстно влюбляется в него. Сен-Прё отличается созерцательным характером. Он очень чувствителен, но почти не способен к действию, к борьбе за свое место на земле, за свое счастье. Джулия, напротив, волевая, активная натура. Она понимала и ценила духовное и нравственное превосходство Сен-Пре над людьми своего круга и, не боясь осуждения со стороны последних, идет отвечать на зов его чувств.

Художественные особенности прозы Руссо

Политические трактаты Руссо стали школой ораторского искусства. Их четкие, мелодичные предложения поражали, убеждали, восклицали. Его язык стал языком ораторов Революции — Робеспьера, Марата, Сен-Жюста.

Руссоизм

Герой Шатобриана Рене, как и Сен-Пре, покидает цивилизацию Европы и отправляется к дикарям Америки. Нервозность, мрачная страстность философа была созвучна настроению поколения, пришедшего в литературу Франции после падения Наполеона.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: