Идеи джона рескина кратко

Обновлено: 05.07.2024

РЕСКИН, ДЖОН (Ruskin, John) (1819–1900), английский писатель, искусствовед, поборник социальных реформ. Родился 8 февраля 1819 в Лондоне. Родителями Рескина были Д.Дж.Рескин, один из совладельцев фирмы по импорту хереса, и Маргарет Кок, приходившаяся мужу двоюродной сестрой. Джон вырос в атмосфере евангелического благочестия. Однако отец любил искусство, и когда мальчику исполнилось 13 лет, семья много путешествовала по Франции, Бельгии, Германии и особенно Швейцарии. Рескин учился рисунку у английских художников Копли Филдинга и Дж.Д.Хардинга и стал искусным рисовальщиком. Он изображал в основном архитектурные объекты, особенно восхищаясь готической архитектурой.

В 1836 Рескин поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета, где изучал геологию у У.Бакленда. В 21 год отец выделил ему щедрое содержание, и они оба стали собирать картины Дж.Тернера (1775–1851). В 1839 Рескину была присуждена Ньюдигейтская премия за лучшую поэму на английском языке, однако весной 1840 его дальнейшее обучение в Оксфорде было прервано из-за болезни; у него началось кровотечение, в чем доктора усмотрели симптомы туберкулеза.

В 1841 Рескин начал дополнять написанное им в семнадцать лет сочинение в защиту живописи Тернера. Итогом стал пятитомный труд Современные художники (Modern Painters), первый том которого вышел в 1843.

Весной 1845 он предпринял путешествие через Швейцарию в Лукку, Пизу, Флоренцию и Венецию, впервые отправившись в путь без родителей, в сопровождении лакея и старика-гида из Шамони. Предоставленный самому себе, он почти освободился от протестантских предрассудков и испытал безграничный восторг перед религиозной живописью от Фра Анджелико до Я.Тинторетто. Свое восхищение он выразил во втором томе Современных художников (1846).

Вернувшись в Англию, Рескин выступил в защиту прерафаэлитов, чья выставка в Академии в 1851 была воспринята враждебно. Рескин подружился с Д.Э.Миллесом, самым молодым и самым ярким прерафаэлитом. Вскоре Миллес и жена Рескина Эффи полюбили друг в друга, и в июле 1854, добившись расторжения брака с Рескином, Эффи вышла замуж за Миллеса.

К концу 1873 душевное состояние Рескина стало сказываться на его лекциях. В 1878 его подкосила тяжелая и продолжительная душевная болезнь. Однако память ему не изменила, и последняя его книга, автобиография Прошлое (Praeterita, 1885–1889), стала, пожалуй, самым интересным его произведением.

Рёскину принадлежит ясное определение художественных целей прерафаэлитизма:

Легко управлять кистью и писать травы и растения с достаточной для глаза верностью; этого может добиться всякий после нескольких лет труда. Но изображать среди трав и растений тайны созидания и сочетаний, которыми природа говорит нашему пониманию, передавать нежный изгиб и волнистую тень взрыхленной земли, находить во всём, что кажется самым мелким, проявление вечного божественного новосозидания красоты и величия, показывать это немыслящим и незрящим — таково назначение художника [14] .

Распад

Попытки возрождения Братства в качестве Хогартского клуба (англ.), существовавшего с 1858 по 1861 годы, не удались.




Среди поздних прерафаэлитов также можно выделить таких живописцев, как Симеон Соломон (англ. Simeon Solomon) и Эвелин де Морган (Evelyn de Morgan), а также иллюстраторов Генри Форда (Henry Justice Ford) иЭвелин Пол (Evelyn Paul).

Прерафаэлитизм в это время проникает во все аспекты жизни: мебель, декоративное искусство, архитектуру, убранство интерьера, дизайн книг, иллюстрации.

Прерафаэлиты занимались и историческими темами, добиваясь величайшей точности в изображении фактических подробностей; обращались к произведениям классическойпоэзии и литературы, к творчеству Данте Алигьери, Уильяма Шекспира, Джона Китса. Они идеализировали Средневековье [34] , любили средневековую романтику и мистику.

Рёскину принадлежит ясное определение художественных целей прерафаэлитизма:

Легко управлять кистью и писать травы и растения с достаточной для глаза верностью; этого может добиться всякий после нескольких лет труда. Но изображать среди трав и растений тайны созидания и сочетаний, которыми природа говорит нашему пониманию, передавать нежный изгиб и волнистую тень взрыхленной земли, находить во всём, что кажется самым мелким, проявление вечного божественного новосозидания красоты и величия, показывать это немыслящим и незрящим — таково назначение художника [14] .

Распад

Попытки возрождения Братства в качестве Хогартского клуба (англ.), существовавшего с 1858 по 1861 годы, не удались.

Среди поздних прерафаэлитов также можно выделить таких живописцев, как Симеон Соломон (англ. Simeon Solomon) и Эвелин де Морган (Evelyn de Morgan), а также иллюстраторов Генри Форда (Henry Justice Ford) иЭвелин Пол (Evelyn Paul).

Прерафаэлитизм в это время проникает во все аспекты жизни: мебель, декоративное искусство, архитектуру, убранство интерьера, дизайн книг, иллюстрации.

Прерафаэлиты занимались и историческими темами, добиваясь величайшей точности в изображении фактических подробностей; обращались к произведениям классическойпоэзии и литературы, к творчеству Данте Алигьери, Уильяма Шекспира, Джона Китса. Они идеализировали Средневековье [34] , любили средневековую романтику и мистику.

Появление в конце 18 в. промышленного машиностроения не могло не инициировать и развития науки о машиностроении. И это не случайно, знаний о сущности машины было недостаточно. Продолжала существовать теория подражания животным. Лишь в середине 19 в. немецкий ученый Франц Рёло доказал, что принципы устройства живых организмов и машин различны, и главным отличием является отсутствие в живых организмах вращательных движений.

В это время бурное развитие техники вызывало и не менее бурный протест против нее. Известно движение луддитов (в Англии), громивших ненавистные машины. Протесты против машин появлялись и в просвещенной части общества. Английский философ-моралист Джон Рёскин связывал с машиной гибель искусства и, как следствие, крах добра в человеке. В своих исследованиях он пришел и к прогрессивным выводам об органической связи между красотой и пользой.

Дальнейшее развитие машины при отсутствии теории формы и практики ее создания привело к применению при формообразовании традиций архитектуры. Главной причиной был консерватизм мышления создателей машины, побуждавший использовать старые привычные формы. Другой причиной была близость архитектуры как вида искусства к технике. Применение архитектурных форм подтолкнуло к новым теоретическим исследованиям.

Все машины, созданные на совершенно новых принципах, имели формы, заимствованные у старых изделий. Постепенно появилась потребность в новых принципах формообразования, базировавшихся на новой эстетической теории. Рождение новой эстетики началось с бунта против украшательства, архаичности форм и эклектики. Пионерами новой эстетики стали архитекторы — Анри ван де Вельде, Отто Вагнер, Адольф Лаос, Петер Беренс. В 1898 году Адольф Лаос в одном из своих трудов поставил вопрос о том, что новые проявления культуры — железные дороги, телефон и т.п. - должны освободиться от формальной стилизации в пользу функциональной формы.

1.отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий,орнаменты в виде природ.форм,напоминающие арабески

3. Растягивание – объемы и формы в модерне как бы растянуты.Применяется пропорция 1:3, как в этих стульях Макинтош, в рисунках и иллюстрациях

5.Цвет в модерне: чаще всего построен на изысканных диссонансных парах. Например, оранжевый и сине - фиолетовый, желтый и синий, желтый и зеленый, серый и розовый. Еще одно излюбленное сочетание – коричневый и белый, темное золото и белое. Такие цвета характерны для картин Густава Климта. Женщина должна быть похожа на прекрасный цветок, экзотическую бабочку, парящую птицу(девГибсона)

6. Выработались совершенно новые принципы построения жилого пространства, основанные на свободной планировке. Все помещения обставляются удобной и менее громоздкой, чем прежде, мебелью. Исчезают большие тяжелые шкафы, комоды, зато появляются стенные шкафы и специально оборудованные ниши.

Джон Рёскин

Трудно было отыскать в Англии , да во всей Европе во второй половине XIX века , образованного молодого человека , который не читал бы и не преклонялся перед Рёскином и не считал бы его своим учителем. Британские парламентарии-лейбористы считали Рёскина автором ведущих идей своей партии. Им восхищались Пруст и Толстой. С уникальными книгами-путеводителями Рёскина молодые люди подходили к великим соборам Италии , подносили к глазам бинокли и рассматривали те барельефы и статуи , на которые Рёскин рекомендовал обратить особое внимание. Ему удалось сделать знаменитыми Тёрнера и прерафаэлитов , а пейзажи Уистлера перестали покупать после критики Рёскина. Он не признавал авторитетов и игнорировал общественное мнение , он смело высказывал самые неудобные и несвоевременные мысли и теории , не сомневаясь , что рано или поздно они будут услышаны.

Рёскин потратил милионное наследство на общественные дела и самым неприличным образом провалил брак. Его жена Эффи добилась развода в Англии , стране , в которой бракоразводные процессы случались реже , чем солнечные дни. Рёскин не считал себя большим художником и признавался , что у него напрочь отсутствует воображение — он брал в руки кисть или карандаш только для того , чтобы во всех подробностях изучить красоту окружающего мира. Желательно , подальше от железной дороги , которая неумолимо портила его любимые пейзажи.

Джон Рёскин. Сад Сан Миниато близ Флоренции

Один на один с миром

Еще десятилетним мальчишкой Джон услышал от отца , что ему предстоит просвещать людей своей мудростью и изменить этот мир. Это пророчество сбудется. Но , кроме того , Рёскину придется учиться простейшим житейским делам и человеческим отношениям , потому что в этом вопросе он оказался совершенным невеждой.

Джон Рёскин, 1843. (По акварели Джорджа Ричмонда)

Дело Тёрнера

Тёрнер не похож ни на кого , его нельзя судить по принятым в критике правилам. Тёрнер — герой и бог для Рёскина. Впервые он увидел репродукцию своего будущего кумира в 11-летнем возрасте в литературном иллюстрированном альманахе , а уже в следующем году начал брать уроки рисования сам. Потом ему в руки попала книга с иллюстрациями Тёрнера — и он нашел в этом художнике героя юности. В студенчестве он потратил треть годового содержания на покупку картины Тёрнера. К моменту смерти своего кумира Джон успел приобрести 2 его картины и 30 акварелей. Когда умрет сам Рёскин , в его коллекции будет 300 работ Тёрнера. И это при том , что некоторые ему пришлось продать.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Невольничий корабль

Что же такого увидел в Тёрнере Рёскин , что умудрился выстроить на основе его работ собственную теорию искусства , революционную и смелую? Все просто: Тёрнер вернулся к природе , отказался от условности и обобщенной красивости , которая за несколько веков , начиная с Возрождения , погрузила искусство в замкнутый круг подражаний. Ориентируясь на старых мастеров , обучаясь по картинам старых мастеров , художники перестали видеть настоящие горы , холмы , облака , травы и деревья. Условно красивые люди в условно красивых безликих пейзажах. Будто каждый из них родился и вырос в музее — и никогда не видел настоящего солнца. А Тёрнер видел.

Блестящий литературный талант Рёскина превращает эти идеи в культовые — его боготворят юные художники , которые уже как раз пошли на пленэры , научились отличать чертополох от можжевельника и начали звать в свои студии живых натурщиц. Но и почтенные члены Академии теперь с Рёскином считаются. Имена , освященные его пером , автоматически обретают знак качества , картины продаются , художники к выставкам допускаются.

Тёрнер останется непревзойденным художником для Рёскина: он один способен вызывать почти религиозные

Тёрнер останется непревзойденным художником для Рёскина: он один способен вызывать почти религиозные переживания , проникать в смысл божественного творения , но при этом ни на йоту не искажать уникальность каждого природного явления , воссоздавать , а не просто изображать , энергию стихий. Джон Рёскин докажет всем , что Тёрнер — гений , и станет одним из 8 распорядителей наследия художника , когда в 1851 году тот умрет. Сотни эротических зарисовок , найденных среди безукоризненных пейзажных мотивов , повергнут Рёскина в отчаянье. Сам для себя он решит , что его кумир страдал от психического расстройства и просто не мог рисовать эту непристойность , будучи в своем уме. Ради очищения имени покойного и сохранения его репутации рисунки решено было уничтожить — Рёскин лично наблюдал за костром , в котором исчезали пикантные фантазии Тёрнера. Можно только строить догадки об объеме и разнообразии этих работ — сохранилось совсем немного.

Но какими бы скверными эскизами не были наполнены папки с рисунками Тёрнера , именно этот художник вдохновил Рёскина на многолетнее проповедование нового искусства. И , конечно , за его пылкими проповедями последовали молодые художники , целое братство.

Данте Габриэль Россетти. Паоло и Франческа да Римини. Триптих

Забыть Рафаэля

Рёскин написал книгу о Тёрнере и еще несколько — о средневековой архитектуре , к нему прислушивались и ценили его взгляды , но на магистральную линию в британском искусстве это мало повлияло. Стены национальной галереи были украшены традиционными картинами , подернутыми коричневатой дымкой , которая должна была имитировать благородную старину. Дамы в париках , глуховатые , неразборчивые пейзажи , утомительно однообразные позы на классических портретах — ничего не менялось с тех пор , как первым президентом академии был Джошуа Рейнольдс.

Когда в залах Королевской академии появились картины Данте Габриэля Россетти , Холмана Ханта и Джона Эверета Милле , их просто высмеяли. Критики любого авангардного движения веков были не очень-то изобретательны в нападках — и в этот раз художников прежде всего поносили за неумение писать. Им ставили в упрек , что они нагло проигнорировали последние 400 лет в истории искусства и вернулись в средневековье с его ремесленным отношением к живописи. Говорят , что следуют природе , но зачем , бога ради , если есть Рафаэль?

На фоне традиционных парадных портретов и тусклых пейзажей картины художников-прерафаэлитов казались самой жизнью со всеми ее яркими красками. Насыщенные подробностями , населенные птицами и животными , увитые травами и цветами.

Рёскину немного за 30 , но он настоящая звезда. К тому же его книги так блестяще написаны и так убедительны — вскоре он напишет о новом искусстве так , что зрители и даже члены академии поверят ему , а не Чарльзу Диккенсу , например , возмущенному святотатственными картинами прерафаэлитов. Но Рёскин никогда не ограничивался лишь декларацией идей , а искренне осуществлял их. Он покупал картины Россетти, восхищался его возлюбленной Элизабет — и чтобы подвигнуть беспечного Россетти к браку , выделил девушке денежное приданое к свадьбе. Он покровительствовал Эдварду Бёрн-Джонсу и во многом вдохновил его дизайнерские проекты. Но самым талантливым и последовательным из прерафаэлитов Рёскин считал Милле: поручал ему делать эскизы для своих лекций по архитектуре , заказывал проекты витражей и попросил , в конце концов , написать свой портрет

Джон Эверетт Милле. Портрет Джона Раскина

В спальне Рёскина

Джон Эверетт Милле. Эффи Грей у водопада

Но это был влиятельный чудак. И художник Джон Эверет Милле посчитал за честь , когда Рёскин попросил написать его портрет

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

с водопадом в Шотландии , куда и отправляются Милле и Рёскин с женой. Чтоб не терять времени даром , Джон договаривается о первых в его карьере публичных лекциях в Эдинбурге — для тысячи студентов несколько дней подряд рассказывает о Тёрнере и прерафаэлитах как пророках нового искусства. И оставляет ( некоторые биографы утверждают , что намеренно) жену один на один с молодым и пылким художником , которому предстоит поработать над фоном , пока его модель занята лекциями. Эффи и Эверетт полюбят друг друга , и вскоре по возвращении из Шотландии она добьется развода , выйдет замуж за Милле , счастливо проживет с ним всю жизнь и станет матерью 8 детей. А эти 5 лет брака с Рёскином забудет как страшный сон , который вспомнится ей лишь однажды.

Джону Рёскину было 40 лет, когда он по-настоящему влюбился. Его возлюбленной было… 11. Стоит опять в

Джону Рёскину было 40 лет , когда он по-настоящему влюбился. Его возлюбленной было… 11. Стоит опять вспомнить о сожженых рисунках Тёрнера , чтобы не сомневаться: эта любовь была невинной , но всепоглощающей и безумной. Рёскин ждал совершеннолетия Розы ла Туш , чтобы попросить ее руки у родителей. Но те , испуганные его настойчивостью и разницей в возрасте , решили спросить рекомендаций у его бывшей жены. И Эффи не стала ничего скрывать. Жениху отказали , Роза умерла спустя 10 лет от изнурительного поста , нервного истощения или религиозной истерии. Она была впечатлительным и мечтательным ребенком , а во взрослом возрасте эти черты обрели все признаки нездоровой мании. А Рёскин после ее смерти пережил первый приступ психического расстройства.

Жить по написанному

Джона Рёскина легко вообразить самовлюбленным скоморохом , помешанным на нравственности и собственной персоне , или Дон Кихотом , который всю жизнь провел в выдуманном мире , принимая мельницы за рыцарей , а статуи — за женщин. Сценаристы биографических кино-драм чаще всего так и поступают. Конечно , постоянная опека и вера родителей в его исключительность ( мать , кстати , поселилась в университетском городке по соседству , даже когда Джон поступил в Оксфорд) не способствовала правильному представлению о мире , не дала развиться простым житейским навыкам. Поэтому Рёскину приходилось самому писать правила своей жизни. И он бы так и остался виртуозным литератором-мечтателем , если бы не принимался менять мир всякий раз , когда ставил точку в новой книге.

Например , архитектор Бенджамин Вудворд создал проект здания Оксфордского музея естественной истории под огромным впечатлением от идей Рёскина: разработал первую в XIX веке неоготическую постройку с грандиозной стеклянной крышей на металлических опорах. Тогда сам Рёскин сделал приличный денежный взнос на его строительство и привлекал подопечных прерафаэлитов для изготовления эскизов витражей и декора.

Читайте также: