Идеальное общество томаса мора кратко

Обновлено: 02.07.2024

История создания книги

Томас Мор стал создателем первой социалистической модели общества.

В первых двух изданиях было допущено множество опечаток и ошибок в латинских фразах поэтому Эразм Ротердамский обратился в типографу Фрабену в Базеле. Причины такого количества ошибок в первом издании не выяснены и кажутся странными, ведь Томас Мор в совершенстве владел латынью. В 1518 году вышло два новых издания, с уже исправленными ошибками.

Готовые работы на аналогичную тему

Содержание книги

Произведение Томаса Мора состоит из двух частей, которые по содержанию мало похожи друг на друга, но логически неотделимы.

В утопическом государстве женщины пользуются абсолютным равноправием. Здесь школа чужда схоластике и построена на соединении теории с производственной практикой.

Во второй части книги "Утопия" Мор описывает своё идеальное, фантастическое государство.

В общих чертах можно сказать, что он придумал вариант социализма :) Граждане работают в обязательном порядке, но только по шесть часов (для времени Мора это невероятно прогрессивная идея - вспомним, что книга была напечатана в 1516 году). Женщины равны в правах с мужчинами. Частная собственность отменена, зато распределение благ производится по потребностям, без ограничений. Упразднены также и деньги. Во главе государства есть мудый король, но все должности при этом выборные.

О развитии техники Мор не особо задумывался, и поэтому в этом плане жители Утопии живут в современных ему реалиях.

Фото Что такое утопия. Томас Мор, коммунизм и антиутопия

Слово используется и в отрицательном смысле - как ничем не подкрепленный мечтания, и в положительном - как нечто идеальное, к чему нужно стремиться.


Томас Мор. Портрет работы Ганса Гольбейна Младшего. 1527

Чиновников в Утопии выбирают, причем на высокие должности - только из числа ученых. Эти мудрые мужи образуют городской сенат, а тот выбирает князя. Просвещенный монарх правит пожизненно, если не будет уличен в деспотизме.

В Утопии нет частной собственности - Томас Мор считал ее злом. Поэтому почти нет преступности, не нужны сложные законы. Утопия ни с кем не воюет, но готова к обороне. В Утопии царит веротерпимость, запрещен только атеизм .

Судьба самого Томаса Мора сложилась печально. Он вступил в конфликт с королем Генрихом VIII. Когда монарх решил развестись с очередной женой, порвал отношения с Папой Римским и создал независимую Англиканскую церковь, Мор ушел с поста лорда-канцлера. Он отказался принести присягу на верность династии. За это вольнодумец был в 1534 году посажен в Тауэр, а летом 1535-го ему отрубили голову.


Казнь Томаса Мора. Иллюстрация 1870 года из Библиотеки конгресса США

От Атлантиды до Стругацких. Знаменитые утопии

Что такое утопический социализм

Утопический социализм - общее название для социалистических учений, существовавших до появления марксизма.

В первой половине XIX века идеи о справедливом преобразовании общества выдвигали Анри Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн.


Проект Новой Гармонии - колонии, которую предложил основать в Америке Роберт Оуэн. Гравюра Ф. Бейта. 1838 год

Возникновение научного социализма подорвало социальное значение утопии… Марксистская социология рассматривает утопию как одну из форм неадекватного отражения социальной действительности

Философский энциклопедический словарь. 1983

Что такое антиутопия и дистопия

Антиутопия или дистопия - это жанр, противоположный утопии. В антиутопических произведениях доказывается, что построить идеальное общество невозможно: эти попытки порождают тоталитаризм и жестокость. Государство вмешивается во все стороны жизни людей, лишает их свободы, а попытки бороться за человеческое достоинство пресекает репрессиями.

Родоначальником утопического социализма нового времени считается великий английский гуманист Томас Мор. Он происхо­дил из зажиточной семьи потомственных горожан Лондона. Отец Т. Мора был известным юристом, королевским судьей, удостоившимся дворян­ского титула. Первоначальное образование Мор получил в грам­матической школе Св. Антония. Затем последовало около двух лет учебы в Оксфордском университете, откуда по воле отца Т. Мор перешел в одну из юридических школ Лондона и по ее окончании стал адвокатом. Он пользовался исключительным авторитетом как юрист. Томас Мор выполнял важные дипломатические поручения короля. Он избирался членом парламента и спикером палаты общин. В 1525-1532 гг. он занимал высокий пост лорда-канцлера Англии, смело выступая против чрезмерных требований короля об утверждении новых налогов.

Талантливый юрист, хорошо разбиравшийся в хитросплетени­ях имущественных отношений феодального общества, искусный дипломат, Т. Мор благодаря гуманистическим убеждениям не стал правоверным защитником феодального строя. Он обличал наибо­лее кричащие пороки европейских монархий. Контраст между богатством немногих и массовой нищетой, вскрытый Мором, не соответствовал, по его убеждению, разумным законам человече­ской природы. Он указывал на конкретные причины, порождав­шие социальную несправедливость. При этом Мор обнаруживал глубокое для своего времени понимание материальных основ общественных противоречий.




Основанный на общественной собственности строй Утопии с необходимостью возлагал на всех людей обязанность трудиться. Ликвидация паразитизма и привлечение всех членов общества к производитель­ному труду делали возможным достижение изобилия и полное удовлетворение их материальных нужд. Осуждая нормы английского трудового законодательства того времени, Мор подчеркивал, что в Утопии люди работают лишь шесть часов в сутки, а остальное время они посвящают изучению наук, занятиям музыкой и другими искусствами или развлекают себя беседами и играми. Т. Мор считал подобный порядок вещей возможным и разумным, т.к. в Утопии нет частной соб­ственности и отношения между городом и сельской округой основаны на взаимной трудовой поддержке. Таким образом он пытался решить проблему преодоления противоположности меж­ду городом и деревней, между физическим и умственным трудом.

Опираясь на идеи Аристотеля, Т. Мор предло­жил оригинальную модель политической системы общества. Уто­пия представляет собой федерацию пятидесяти четырех городов. Во главе каждого города стоят правитель и сенат. Федеральный сенат находится в столице — Амауроте. Граждане ежегодно изби­рают и присылают в амауротский сенат по три представителя. Это старые и умудренные опытом граждане, призванные обсуждать общие дела острова.

Принцип централизма сочетается в утопийском государстве с демократическими началами. Все важные вопросы предвари­тельно обсуждаются в каждой семье. Затем особые должностные лица — сифогранцы, ежегодно избираемые по одному от 30 се­мейств (хозяйств), обсудив дело с гражданами, совещаются друг с другом и объявляют свое решение сенату. Таким образом народ через своих представителей контролирует деятельность сената.

Утопийская демократия предполагает упрощение законода­тельства. Государством, указывает Мор, весьма успешно управля­ют с помощью малочисленных законов, отличающихся ясностью, простотой и справедливостью. Поэтому в Утопии в законах разби­рается каждый и нет нужды в особом сословии юристов.

Анализируя представления Т. Мора о политическом устройстве общества, исследователи подчеркивают, что утопийская демокра­тия резко контрастирует с системой правления феодальных абсо­лютистских государств, основанной на назначении чиновников сверху и засилье бюрократии.

В рационализме английского гуманиста проявляется идеалистический характер. Мор считал, что уничтожение частной собственности и переход к обществу справедливости возможны посредством разумных реформ, проводимых просвещенными пра­вителями. Так, объясняя происхождение Утопии, Мор поведал о легендарном основателе государства, мудром правителе Утопе, который привел грубый и дикий народ к просвещению.

Противоречия в социально-политическом учении Т. Мора в ко­нечном счете были обусловлены своеобразием исторических усло­вий, в которых жил и творил английский мыслитель. В его время отсутствовали предпосылки для тех кардинальных общественных преобразований, которые вели бы к устранению эксплуатации и социального неравенства.

Родоначальником утопического социализма нового времени считается великий английский гуманист Томас Мор. Он происхо­дил из зажиточной семьи потомственных горожан Лондона. Отец Т. Мора был известным юристом, королевским судьей, удостоившимся дворян­ского титула. Первоначальное образование Мор получил в грам­матической школе Св. Антония. Затем последовало около двух лет учебы в Оксфордском университете, откуда по воле отца Т. Мор перешел в одну из юридических школ Лондона и по ее окончании стал адвокатом. Он пользовался исключительным авторитетом как юрист. Томас Мор выполнял важные дипломатические поручения короля. Он избирался членом парламента и спикером палаты общин. В 1525-1532 гг. он занимал высокий пост лорда-канцлера Англии, смело выступая против чрезмерных требований короля об утверждении новых налогов.

Талантливый юрист, хорошо разбиравшийся в хитросплетени­ях имущественных отношений феодального общества, искусный дипломат, Т. Мор благодаря гуманистическим убеждениям не стал правоверным защитником феодального строя. Он обличал наибо­лее кричащие пороки европейских монархий. Контраст между богатством немногих и массовой нищетой, вскрытый Мором, не соответствовал, по его убеждению, разумным законам человече­ской природы. Он указывал на конкретные причины, порождав­шие социальную несправедливость. При этом Мор обнаруживал глубокое для своего времени понимание материальных основ общественных противоречий.

Основанный на общественной собственности строй Утопии с необходимостью возлагал на всех людей обязанность трудиться. Ликвидация паразитизма и привлечение всех членов общества к производитель­ному труду делали возможным достижение изобилия и полное удовлетворение их материальных нужд. Осуждая нормы английского трудового законодательства того времени, Мор подчеркивал, что в Утопии люди работают лишь шесть часов в сутки, а остальное время они посвящают изучению наук, занятиям музыкой и другими искусствами или развлекают себя беседами и играми. Т. Мор считал подобный порядок вещей возможным и разумным, т.к. в Утопии нет частной соб­ственности и отношения между городом и сельской округой основаны на взаимной трудовой поддержке. Таким образом он пытался решить проблему преодоления противоположности меж­ду городом и деревней, между физическим и умственным трудом.

Опираясь на идеи Аристотеля, Т. Мор предло­жил оригинальную модель политической системы общества. Уто­пия представляет собой федерацию пятидесяти четырех городов. Во главе каждого города стоят правитель и сенат. Федеральный сенат находится в столице — Амауроте. Граждане ежегодно изби­рают и присылают в амауротский сенат по три представителя. Это старые и умудренные опытом граждане, призванные обсуждать общие дела острова.

Принцип централизма сочетается в утопийском государстве с демократическими началами. Все важные вопросы предвари­тельно обсуждаются в каждой семье. Затем особые должностные лица — сифогранцы, ежегодно избираемые по одному от 30 се­мейств (хозяйств), обсудив дело с гражданами, совещаются друг с другом и объявляют свое решение сенату. Таким образом народ через своих представителей контролирует деятельность сената.

Утопийская демократия предполагает упрощение законода­тельства. Государством, указывает Мор, весьма успешно управля­ют с помощью малочисленных законов, отличающихся ясностью, простотой и справедливостью. Поэтому в Утопии в законах разби­рается каждый и нет нужды в особом сословии юристов.

Анализируя представления Т. Мора о политическом устройстве общества, исследователи подчеркивают, что утопийская демокра­тия резко контрастирует с системой правления феодальных абсо­лютистских государств, основанной на назначении чиновников сверху и засилье бюрократии.

В рационализме английского гуманиста проявляется идеалистический характер. Мор считал, что уничтожение частной собственности и переход к обществу справедливости возможны посредством разумных реформ, проводимых просвещенными пра­вителями. Так, объясняя происхождение Утопии, Мор поведал о легендарном основателе государства, мудром правителе Утопе, который привел грубый и дикий народ к просвещению.

Противоречия в социально-политическом учении Т. Мора в ко­нечном счете были обусловлены своеобразием исторических усло­вий, в которых жил и творил английский мыслитель. В его время отсутствовали предпосылки для тех кардинальных общественных преобразований, которые вели бы к устранению эксплуатации и социального неравенства.


ИССЛЕДОВАНИЕ УТОПИИ ТОМАСА МОРА КАК ИДЕАЛЬНОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отчасти зарождения идей утопического коммунизма в Англии составляет наиболее яркую страницу культуры Возрождения. Новое мировоззрение образовалось неслучайно, оно было связано с глубокими социально-политическими изменениями в 15-16 веках в Европе. В этот момент зарождается особый класс – буржуазия.

Именно в этот период, с переходом от традиционного общества к индустриальному, от земледелия к мануфактуре, от натурального хозяйства к заводам, связано появление гуманистический идей Томаса Мора, появившихся благодаря проблеме социального неравенства.

Томас Мор был сыном зажиточного горожанина и дочери местного шерифа. Начальное образование юный Томас получил в школе св. Антония, где учили читать и говорить на Латыни. Затем он обучался в Оксфордском университете, но его отец по примеру старшего сына (Джон Мор стал успешным юристом и получил дворянский титул), отправил юного Томаса Мора обучаться юриспруденции в одну из частных школ Англии.

Томас Мор был необычайно добросовестным адвокатом, в 26 лет его избрали в парламент, но его карьера завершилась очень быстро – Мор не хотел вводить новые налоги и после королевских репрессии ему пришлось покинуть парламент.[2]

Поэтому, разрабатывая новый общественный строй, Томас Мор уделил особое внимание частной собственности. По мнению гуманиста, частная собственность порождает прежде всего жажду наживы, что влечет за собой угнетения одно класса людей, другим классом людей. Следовательно, частную собственность и деньги стоит упразднить.

На острове Утопия располагается 54 города, причем у каждого города есть свой земельный надел, где граждане занимаются земледелием- тяжелым трудом. Расстояние между городами составляет 24 мили, люди спокойно могут перемещаться между городами пешком.

Города не ведут завоевательную политику, потому что они не имеют в этом потребности. Все необходимое в деревню поставляется из города в деревню, стоит только деревне сделать запрос на нужные ей вещи.

Политическая система государства представляет собой представительную демократию. Система выборов правителей делится на несколько уровней, сначала выбирают из 30 –хозяйств ( 1 хозяйство напоминает округ, в котором живут около 40 человек) себе должностное лицо –филарха (сифогрант). Всего их 200 человек. Затем над десятью филархами стоит человек, именующий себя транибором, он выбирается из класса ученых.

Но ведь это же должно привести к неограниченной власти монарха, но Томас Мор. Видя ошибку и брешь в рассуждении, сразу говорит о возможности отставки правителя, если его заподозрят в тирании, мне кажется такое устройство немного нелогичным, ведь находясь постоянно на руководящей должности рано или поздно человек станет тираном или начнем плести заговор.

Законодательная власть устроена весьма просто. В первый день вносится закон на рассмотрение. В течении двух дней рассматривает сенат, состоящий из траниборов и двух постсифогрантов, на третий принимают. Томас Мор утверждает, что сделано это было для того, чтоб помешать заговору между правителем и траниборами. Но мне кажется, что если правитель находится на своем посту до конца жизни, то сговор с траниборами осложняется лишь тем, что они меняются раз в год, но не более того.

Мне кажется, что именно решение, принятое через определенный промежуток времени является правильным и разумным, но пожизненный срок правителя может перерасти сначала в ограниченную монархию (пример – Великобритания), а затем в абсолютную монархию и тиранию.

Войны утопийцы ведут с помощью наемных военных, постоянной армии нет, но любопытен следующий момент:

Томас Мор был ярым противником частной собственности, именно в ней он видел главную проблему человечества. Поэтому в романе у людей все одинаковое: дома, города, одежда, расстояние между городами.

Таким образом, схожесть и одинаковость порождает согласие, нет тех, у кого-то было бы больше имущества. Можно заметить, что утопийцы ведут крайне аскетичный образ жизни, раз одежда у них из шкур животных, причем меняют они свое платье раз в год, одежда сшита из хорошей и качественной шерсти, поэтому не грязнится сильно, как полотно [2].

Но Томас Мор наоборот подчеркивает, что равенство во всем позволяет людям не только жить хорошо, но и при этом не желать большего, довольствоваться минимумом и заниматься только наукой, культурой и искусствами.

Поэтому я твердо убежден в том, что распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможны только с совершенным уничтожением частной собственности; но если она останется, то и у наибольшей и наилучшей части человечества навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей.Я, правда, допускаю, что оно может быть до известной степени облегчено, но категорически утверждаю, что его нельзя совершенно уничтожить.

Утопийцы работают всего 6 часов в день, три до полудня и три после. К ним приставлены сифогранты, которые следят за тем, чтобы люди работали столько, сколько им положено.

Казалось бы это должно привести к ряду проблем, ведь работая всего 6 часов в день тяжело прокормить все население. Но Томас Мор уверен, что когда работает все население (правители в том числе), нет нужды работать больше, ведь всем всего хватает, а ввиду того, что нет частной собственности, то и нужды в накоплении и умножении своего имущества тоже не существует.

А Наука в обществе Утопии, имеет место в промежутках между работай:

В то же время, за успехи в науке можно перейти в другой класс жителей Утопии, которым заменяют ремесло на науку:

И, наоборот, нередко бывает, что какой-нибудь рабочий так усердно занимается науками в упомянутые выше свободные часы и отличается таким большим прилежанием, что освобождается от своего ремесла и продвигается в разряд ученых. В свою очередь выборные должности, как было написано выше выбираются строго из ученых.

В утопии существуют рабы, они же могут быть бывшими гражданами, нарушившими закон или же гражданами других государств, к ним относятся мягче и спокойнее. Рабов не много, в каждом хозяйстве не более 2-х человек

Причем, главное отличие от Платона в его теории государства состоит в том, что здесь существуют семьи, заключаются браки, нет хаотичных и беспорядочных связей, все всем не принадлежат.[2]

Свободное перемещение между городами запрещено. Если же утопиец хочет посетить близких и друзей, то должен запросить разрешение на это. Ведь благодаря постоянному движению населения, города равны по численности.

Духовная свобода и занятие наукой— счастье и смысл жизни для жителя Утопии.

Первый метод: они стараются вывести из равновесия политическую систему государства-противника. Они стремятся подкупам обеспечить себе сторонников, которые уничтожат противников Утопийцев, главу государства и его соратников (согласно списка).

Второй метод: нарушения целостности общества, создание конфликтов внутри государства между отдельными общественными группами

Заполет — воинственное племя, которое наилучшим образом подходит для наемничества в армию Утопийцев.Утопицы — используются в бою в последнюю очередь.

«Редкая война начинается без того, чтобы в войске обеих сторон не было значительной доли заполетов.

Таким образом можно сделать вывод, что Томас Мор сторонник медленного роста государства за счет пустующих земель. Причем нет нужды содержать постоянную регулярную армию и терпеть убытки, если есть возможность нанять людей за деньги, Мор беспокоится о сохранности жизни граждан Утопии, но при этом, если содержать больного дорого, предлагает эвтаназию, ведь человек, который поистине любит свое государство, откажется от своей жизни. Идеология создания прочного государства с развитой экономикой и политикой не возможна с помощью капитализма, только большая любовь к человеку и создание открытого правового общества позволит создать сильное государство без регулярной армии.

В труде средневекового философа прослеживается и революционное высказывание на тот момент по поводу эвтаназии. По поводу добровольной эвтаназии до сих пор не утихают споры в мировом сообществе врачей, кто-то считает это вынужденной мерой, а кто-то считает, что человеческая жизнь бесценна.

Иногда, чтоб понять вектор развития как страны, так и человечества в целом, имеет смысл сделать шаг назад и проанализировать парадигму развития общества и человека в целом с момента накопления, передачи человеком информации.

Мне кажется неразумно прибегать к наемной армии, ведь сегодня они их союзники, а завтра враги. Кто-то всегда может подкупить армию наемников большим количеством денег.

К сожалению, Томас Мор не уделяет внимание научно-техническому прогрессу и обходит стороной. А ведь именно наука и постоянное ее развитие позволяет создать сильное и крепкое государство. Здесь же по поводу ученых было мало конкретики. Уровень орудий труда очень низкий, население занимается пряжей шерсти и примитивными ремеслами.

Хорошая законодательная система, все решения принимаются обдуманно. Система выбора правителя поэтапная, что полностью способствует грамотному и осознанному выбору.

Впоследствии Карл Марк и Энгельс будут обращаться к труду Томаса Мора, чтоб понять, как построить развитое и сильное государство.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Морган О. Кеннет . История великобритании. [Текст]- Москва Весь Мир 2008 г.-666 с.

Читайте также: