Иаков и исав кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эта глава основана на Книге Бытие (25:19-34; 27 гл.)
Дети Исаака, близнецы Иаков и Исав, разительно отличались друг от друга и образом жизни, и характером. Это несходство было предсказано ангелом Божьим еще до их рождения. Когда в ответ на полную тревоги молитву Ревекки ангел сообщил ей, что два сына родятся у нее, он также открыл ей и их будущее. Каждый из них, сказал он Ревекке, станет родоначальником могущественного народа, но один из них будет больше другого, и младший превзойдет старшего.
Став взрослым, Исав привык исполнять все свои желания, и все его интересы сосредоточивались на настоящем. Не терпящий ограничений, он любил дикие охотничьи погони и рано решил стать охотником. Однако он был любимцем отца. Спокойного, миролюбивого пастыря привлекала к себе смелость и сила старшего сына, который, бесстрашно бродя по горам и пустынным местам, возвращался домой с дичью для отца и рассказывал ему захватывающие истории из своей полной приключений жизни. Вдумчивого, прилежного Иакова, думающего всегда больше о будущем, чем о настоящем, устраивала жизнь дома, где он ухаживал за скотом и обрабатывал землю. Мать ценила его терпеливую настойчивость, бережливость и предусмотрительность. Его чувства были постоянны и сильны; его нежное и неусыпное внимание доставляли ей намного больше счастья, нежели случайные бурные выражения сыновней любви Исава. Ревекка больше любила Иакова.
Все надежды и желания Исаака и Ревекки сосредоточивались на обетованиях, данных Аврааму и подтвержденных его сыну. Исав и Иаков знали об этих обетованиях. Их научили считать первородство делом великой важности, ибо оно включало в себя не только наследие земного богатства, но и духовное превосходство. Тот, кто получал это право, становился священником своей семьи, и в роду его потомков должен был появиться Искупитель мира. С другой стороны, существовали обязанности, которые возлагались на обладателя этого права. Тот, кто унаследовал эти благословения, должен был посвятить свою жизнь служению Богу. Подобно Аврааму, ему предстояло повиноваться Божественным требованиям. В супружестве, в своей семье, в общественной жизни он должен был следовать воле Божьей.
Исаак познакомил сыновей с преимуществами и условиями права первородства и четко объяснил, что оно принадлежит Исаву как старшему сыну. Но Исав не питал любви к посвящению и не имел склонности к религиозной жизни. Предписания, обусловленные духовной стороной первородства, были для него неприятным и даже ненавистным ограничением. На Закон Божий, который являлся условием Божественного завета с Авраамом, Исав смотрел как на рабское иго. Привыкнув исполнять все свои желания, он ничего так не жаждал, как свободы делать то, что ему заблагорассудится. Все счастье жизни олицетворялось для него властью и богатством, пиршествами и весельем. Он гордился неограниченной свободой своей дикой, бурной, полной приключений скитальческой жизни. Ревекка помнила слова ангела и с большей проницательностью, чем муж, разбиралась в характерах своих сыновей. Она была убеждена, что наследие Божественных обетовании предназначалось Иакову. Она повторяла Исааку слова ангела, но чувства отца были обращены к старшему сыну, и он был непоколебим в своем намерении.
Иаков узнал от матери, что, согласно Божественному слову, право первородства будет принадлежать ему, и сердце его томила жажда обещанных преимуществ. Не отцовского богатства страстно желал Иаков; он стремился обладать духовным первородством. Общаться с Богом, как праведный Авраам, приносить искупительную жертву за свою семью, стать праотцом избранного народа и обетованного Мессии, наследовать бессмертные сокровища благословений завета - вот преимущества и почести, которые воспламеняли его самые страстные желания. Его мысли всегда были обращены в будущее, стремясь постигнуть невидимые благословения.
С затаенным желанием он прислушивался к рассказам отца о сути духовного первородства; он бережно хранил в своем сердце все, что узнал от матери. Мысль об этом не оставляла его ни днем, ни ночью, пока не стала заветной мечтой его жизни. Но, хотя Иаков и ставил вечное выше временных благословений, он не имел личного опыта познания Бога, которого почитал. Его сердце не было возрождено Божественной благодатью. Он верил, что обетование относительно него не могло исполниться до тех пор, пока право первородства сохранялось за Исавом, и постоянно думал, каким бы способом получить благословения, которыми брат его так мало дорожил, но которые были так дороги ему.
Когда однажды Исав возвратился с охоты изможденный, голодный и попросил у Иакова поесть, Иаков, одержимый одной мыслью, решил не упускать случая и предложил брату утолить его голод ценой первородства. "Вот, я умираю, - вскричал безрассудный, привыкший не отказывать себе ни в чем охотник, - что мне в этом первородстве?" И за блюдо чечевичной похлебки он расстался с правом первородства и подтвердил это клятвой. Если бы он подождал немного, то поел бы в шатре своего отца, но, удовлетворяя вспыхнувшее желание, он легкомысленно упустил славное наследие, которое Бог обещал его отцам. Он жил только настоящим. Он был готов пожертвовать небесным ради земного, променять славное будущее на удовлетворение минутного желания.
"И пренебрег Исав первородство". Освободившись от него, он почувствовал облегчение. Теперь он будет волен делать то, что ему захочется. Не в силах обуздать свои желания, многие ради мнимой свободы и теперь продают свое право на святое, незапятнанное, вечное наследие в небесах!
Покоренный внешним блеском земных прелестей, Исав взял себе в жены двух дочерей Хетовых. Они были язычницами, и их идолопоклонство причиняло много горьких страданий Исааку и Ревекке. Исав нарушил одно из условий завета, которое запрещало брак между избранным народом и язычниками. Однако Исаак все еще был непоколебим в своем решении даровать ему благословения первородства. Ни доводы Ревекки, ни горячее желание Иакова получить эта благословение, ни равнодушие Исава к обязательствам, которые оно накладывало, не могли изменить намерения отца.
Годы шли, и наконец старый ослепший Исаак, чувствуя приближение смерти, решил больше не откладывать и благословить старшего сына. Но, зная несогласие Ревекки и Иакова, он решил совершить эту торжественную церемонию тайно. Согласно обычаю устраивать пир в таких случаях, патриарх повелел Исаву: "Пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю. чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру".
Ревекка угадала его намерения. Она была уверена: они противоречат тому, что Бог открыл им. Исаак мог таким путем навлечь на себя Божий гнев и лишить своего младшего сына того, к чему его призвал Бог. Напрасно она пыталась убедить в этом Исаака и наконец решила прибегнуть к хитрости.
Как только Исав отправился исполнять поручение отца, Ревекка принялась за осуществление своего плана. Она предупредила Иакова о необходимости действовать немедленно, чтобы предотвратить непоправимый шаг, который намеревался совершить Исаак, благословляя Исава. Она уверила сына, что если он последует ее указаниям, то получит обещанное Богом. Иаков не сразу согласился с планом, предложенным матерью. Мысль о том, что он обманет своего отца, привела его в отчаяние. Он чувствовал, что этот грех скорее принесет проклятие, нежели благословение. Но, подавив угрызения совести, отправился исполнять указания матери. Он не был намерен произносить прямую ложь, а когда предстал пред отцом, то подумал, что отступать уже слишком поздно, и обманом приобрел желанное благословение.
Замысел Ревекки и Иакова увенчался успехом, но обман обернулся для них волнениями и горем. Бог сказал, что Иаков получит благословение первородства, и, если бы они с верой ожидали этого, Его слово исполнилось бы в свое время. Но подобно многим так называемым детям Божьим в наше время, они не пожелали предать себя в Его руки. Ревекка горько раскаивалась в том, что дала сыну такой плохой совет, ставший причиной их разлуки,- она уже никогда больше не увидела сына. С того часа, как Иаков обрел право первородства, его постоянно мучила совесть. Он согрешил против своего отца, брата, против себя самого и Бога. Очень короткое время потребовалось ему для совершения этого поступка - раскаивался же он в нем всю свою жизнь. Эта картина впоследствии оживала перед ним, когда злодеяния сыновей угнетали его душу.
Вскоре после того, как Иаков вышел из шатра отца, появился Исав. Хотя он и продал свое первородство, скрепив договор торжественной клятвой, но теперь решил получить эти благословения, невзирая на протесты брата. Право первородства, помимо духовных преимуществ, включало в себя и материальные выгоды. Оно давало возможность стать главой семьи и обладать двойной частью отцовского состояния. Он не мог не оценить этих благословений. "Встань, отец мой, - сказал он, - и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя".
Дрожа от изумления и отчаяния, старый, слепой отец понял, что его обманули. Надежды, которые он столько времени нежно лелеял, рушились, и он остро почувствовал, какое разочарование ожидало его старшего сына. Все же в нем возникло убеждение, что его намерения разрушило провидение Божье, исполнив именно то, чего он не желал сделать. Он вспомнил слова ангела, сказанные Ревекке, и, невзирая на преступление виновного теперь Иакова, увидел в нем того, кто как нельзя лучше исполнит намерения Божьи. В то время как слова благословения были у него на устах, он испытывал особенное влияние Святого Духа и теперь, зная уже обо всем случившемся, подтвердил благословение, непреднамеренно произнесенное над Иаковом, - "он и будет благословлен".
Исав мало дорожил благословением первородства, пока оно предназначалось для него, но теперь страстно желал получить отнятое у него навсегда. Вся его пылкая, стремительная натура возмутилась, его скорбь и гнев были ужасны. С горьким воплем он бросился к отцу и умолял его: "Неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой!" Но произнесенное благословение нельзя уже было взять обратно. Теперь он не мог уже вернуть право первородства, которое так беззаботно променял. За "одну снедь", потворствуя порыву чревоугодия, которое он никогда не обуздывал, Исав продал наследие, а когда он увидел свою оплошность, было уже слишком поздно, чтобы вернуть благословение. "Не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами" (Евр. 12:16,17). У Исава была возможность снискать расположение Божье покаянием, но возвратить себе право первородства он уже не мог. Его скорбь породило не осознание греха, - он не желал примириться с Богом. Он сокрушался о последствиях своего греха, но не о самом грехе.
Из-за своего равнодушия к Божественным благословениям и требованиям Исав назван в Священном Писании "нечестивцем" (Евр. 12:16). Он олицетворяет собою тех, кто не дорожит искуплением, предлагаемым Христом, кто ради бренных благ мира сего готов пожертвовать небесным наследием. Тысячи душ живут только настоящей минутой, не думая и не заботясь о будущем. Подобно Исаву они кричат: "Станем есть и пить, ибо завтра умрем!" (1 Кор. 15:32). Их разум подчинен желаниям; и если они не будут развивать в себе самоотречение, то лишатся самого ценного. Когда возникает необходимость выбора: отказаться от удовлетворения извращенного аппетита или от небесных благословений, обещанных только богобоязненным и самоотверженным,- низменные желания побеждают, а Бог и Небо, в сущности, отвергаются. Сколько людей, даже тех, кто называет себя христианами, страстно привязаны к привычкам, вредным для здоровья, притупляющим чувствительность души. Когда долг призывает их очиститься от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божьем, они чувствуют себя оскорбленными. Понимая, что не могут оставить при себе свои вредные привычки и в то же время обрести вечную жизнь, они приходят к выводу, что, если путь к вечному царству так узок, лучше не идти им.
Многие продают свое первородство за чувственные наслаждения. Выбирая их, они жертвуют здоровьем, ослабляют свои умственные силы, утрачивают Небо, - и все ради дешевого сиюминутного удовольствия, которое влечет за собой разрушение тела и унижение души. Подобно Исаву, который опомнился и увидел все безумие своего необдуманного поступка, когда было уже слишком поздно, будут сокрушаться в день пришествия Господа и те, кто променял небесное наследие на удовлетворение своих себялюбивых желаний.

© Copyright: Елена Гармон, 2015
Свидетельство о публикации №215050802216

Повествование о жизни Исава и Иакова начинается с их борьбы за первенство еще в утробе матери (Быт.25:20–26). Все это, как предсказал Господь, предвещало сложные отношения и борьбу как братьев между собой, так и их потомков: один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему (Быт.25:23). Начатая линия повествования затем продолжается на протяжении нескольких глав.

После рождения близнецов внимание переключается на уже достаточно зрелый возраст детей Исаака и их отношения между собой и с родителями:

Исав в личной беседе с Иаковом как бы передает свое право на первородство, т.е. на рождение потомка, обещанного Богом, в котором благословятся все народы. С этим были связаны и права наследования, по крайней мере, большей части земли, которую обещал дать Бог для жительства того народа, из которого и должен был произойти обещанный потомок. Однако, судя по повествованию, цитируемому выше, Исав не очень-то переживал по поводу клятвы, данной им Иакову, во всяком случае, мы не видим такой бурной реакции, какая случилась позже по этому же вопросу.

Что же так возмутило Исава? И почему он так легко отдал право первородства? Вероятно, это было связано с тем, что нести религиозную ответственность отца и быть его продолжателем не так сильно заботило Исава, как материальная часть наследства. Именно первенец имел право получить большую часть.

Иаков, избегая гнева Исава, отправляется в Харан к родственникам своей матери Ревекки. На этом пути Бог является ему во сне и заверяет в своей поддержке. Иакову трудно поверить в случившееся, поэтому он дает клятву, что если это был не просто сон и все так и произойдет, то он будет отдавать Богу десятую часть из всего того, что ему даст Бог (Быт.28:20–22). Сам Иаков, скорее всего, понимает, что, так как первородство и благословение были получены не совсем прямым путем, все в конечном итоге зависит не от его хитрости и желания, а от Божьего благорасположения, т.е. от Бога, которому он поклоняется, в которого он верит.

Здесь впервые в Библии появляется дилемма: кто должен обладать Божьим благословением — имеющий на то право по рождению (первенец), но не соблюдающий заповеди Бога (не имеющий ревности в этом вопросе), или тот, кто не родился первым, но стремится исполнить повеления Бога? Похоже, что подробная история отношений Исава и Иакова посвящена отчасти решению именно этой проблемы.


У Исаака и Ревекки было два сына-близнеца: Иаков и Исав. Исав был умелым охотником. Иаков вел простую жизнь и следовал за Господом.


Исав родился первым. Тот, кто рождался первым, обычно получал от отца право первородства. Первородство означало, что человек будет главой семьи и ему достанется больше земли и животных, чтобы он мог заботиться о семье. Но Исав больше заботился о себе, чем о своей семье, и он не слушался родителей и Господа.


Однажды Исав вернулся домой с охоты. Он был очень голоден и умолял Иакова накормить его. Господь хотел, чтобы у Иакова было право первородства, потому что Исав не был достоин его. Иаков предложил Исаву отдать своё первородство в обмен за еду. Исав согласился и продал свое первородство Иакову.


Ревекка и Исаак желали своим детям всего самого лучшего. Они огорчались из-за того, что Исав продолжает делать то, что ему хочется, а не то, чего хочет от него Господь.


Исаак состарился и ослеп. Перед смертью он попросил Исава сходить на охоту и приготовить для него мясо животного, чтобы он мог поесть и порадоваться.


Ревекка знала, что пришло время, когда Исаак будет давать благословение первородства.


Ревекка попросила Иакова принести двух животных, чтобы она могла приготовить еду до того, как вернется Исав. И тогда Иаков получит благословение.


Иаков оделся так, чтобы быть похожим на Исава, и принёс своему отцу еду. Исаак дал Иакову благословение первородства. Когда вернулся Исав, он разозлился на Иакова. Но право первородства перешло к Иакову из-за того, что он соблюдал заповеди Господа, а Исав – нет.

235

Библейская притча об Иакове и Исаве — это история о том, как мир ненависти, разделения, насилия, гнева и недоверия преобразуется в мир согласия, братства, взаимности и гармонии. Это также история двух братьев, повествующая нам о том, как они сумели измениться и примириться после долгих лет враждебного разъединения.

Сын Авраама, Исаак, женился на Ревекке, и у них двадцать лет не было детей. Наконец, после молитвы Ревекка зачала близнецов, которые дрались у нее в чреве. В это время она получила пророчество от Бога: "Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему". У Исаака и Ревекки родились близнецы, которых назвали Исав и Иаков. Исав родился первым, и потому он был старшим братом. Когда мальчики выросли, Исав стал искусным охотником, а Иаков был человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь была ему по вкусу, а Ревекка любила Иакова. Однажды Иаков сварил похлебку, а Исав пришел с поля голодный. Он сказал Иакову: "Дай мне поесть этой чечевичной похлебки! Я умираю с голоду!" Иаков ответил: "Продай мне твое первородство". — "Вот, я умираю,— сказал Исав,— что мне в этом первородстве?" Иаков сказал: "Поклянись мне теперь же". Исав поклялся брату, и продал ему свое первородство. Тогда Иаков дал Исаву хлеба и чечевичной похлебки. Он поел, затем встал и пошел. Так Исав пренебрег первородством. Когда Исаак состарился, он сказал своему старшему сыну Исаву: "Я теперь стар и слеп, и не знаю дня моей смерти. Пойди налови мне дичи и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы я благословил тебя прежде, чем умру." Ревекка слышала эти слова. Когда Исав ушел, она велела Иакову взять двух козлят, чтобы она могла приготовить для Исаака его любимое кушанье. Потом Иаков должен был притвориться Исавом и отнести отцу еду, чтобы самому получить его благословение. Иакову не хотелось этого делать, но мать уговорила его. Иаков, притворясь Исавом, вошел к отцу и сказал: "Я Исав, первенец твой. Я сделал, как ты сказал мне. Поешь моей дичи, чтобы ты мог благословить меня". Поев, Исаак благословил его и сказал: "Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина. Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена. Будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей".

Едва Исаак закончил благословение, и Иаков покинул отца, явился с охоты Исав. Он тоже приготовил вкусное блюдо и принес его отцу. Затем он сказал: " Отец, сядь и поешь дичи моей, чтобы тебе благословить меня". "Кто ты?"— спросил Исаак. "Я твой сын, первенец твой, Исав,"— был ответ. И вострепетал Исаак, и спросил: "Кто же это, который достал дичи и принес мне? И я ел, прежде чем ты пришел, и благословил его". Исав, выслушав слова отца, возроптал. Исаак сказал: "Брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое ". Исав не мог скрыть своего гнева на младшего брата: "Он обманул меня уже дважды! Он взял мое первородство, а теперь — и мое благословение." Исав затаил злобу против Иакова из-за благословения, которым наделил его отец. Он сказал себе: "Скоро отец умрет; и тогда я убью брата моего Иакова ". Когда Ревекка услышала слова Исава, она отправила Иакова к своему брату Лавану, чтобы он избежал опасности и нашел себе жену. По пути туда Иакову приснился сон, что Бог будет оберегать его, и что он с миром вернется в дом отца.

236

У Лавана было две дочери: Старшую звали Лия, а младшую Рахиль. В отличие от старшей сестры Рахиль была очень красива. Иаков сразу же полюбил Рахиль и сказал ее отцу: "Я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою". Лаван согласился, и Иаков семь лет служил, чтобы получить в жены Рахиль, но они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. Когда семь лет истекли, Лаван устроил свадебный пир для Иакова. Однако на следующее утро Иаков, проснувшись, увидел рядом с собой не Рахиль, которую он любил, а Лию. Иаков очень рассердился. Но узнав, что по местному обычаю первой должна выйти замуж старшая дочь, он согласился служить еще семь лет за Рахиль. В течение этого времени дядя много раз обманывал Иакова. Тем не менее Иаков процветал, семья его росла, он приобрел большие стада, слуг, верблюдов. Прошел двадцать один год. Иакову вновь приснилось, что ему пора возвращаться к себе на родину. Получив благословение Лавана, он взял семью и имущество и отправился в обратный путь.

Иакова страшила встреча с Исавом. И он послал впереди себя гонцов, чтобы они встретили Исава. Гонцы вернулись и сказали Иакову, что Исав вышел ему навстречу, и с ним четыреста человек. Иаков испугался и стал молиться: "Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи, сказавший мне: возвратись в землю твою, но родину твою, и я буду благотворить тебе! Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые ты сотворил рабу твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана. Избавь меня от руки брата моего Исава, ибо я боюсь его, что он придет и убьет меня и матерей с детьми. Ты сказал: я буду благотворить тебе, и сделаю твое потомство как песок морской, которого не исчислить." На следующий день Иаков принес в дар Исаву двести коз, двадцать овец, тридцать верблюдиц, пятьдесят коров и быков и тридцать ослов. С каждым стадом Иаков послал раба, и думал: "Умилостивлю его дарами, которые идут передо мной, и потом, когда увижу его, может быть, он примет меня ".

На следующее утро Иаков с семьей отправился навстречу Исаву. Увидев брата, он вышел вперед, и семь раз поклонился ему до земли. И Исав побежал ему навстречу, и обнял его, и бросился ему на шею. И они плакали. Затем Исав взглянул на женщин и детей и спросил: "Кто это у тебя?" Иаков ответил: "Дети, которых Бог даровал рабу твоему". И подошли служанки с детьми, и поклонились. Затем подошла Лия и дети ее, и поклонились. Наконец, подошли Рахиль и Иосиф, и поклонились, и Исав спросил: "Для чего у тебя это множество, которое я встретил?" Иаков сказал: "Чтобы приобрести благоволение в твоих глазах, мой господин". Но Исав сказал: "У меня много, брат мой. Пусть будет твое у тебя". Иаков ответил: "Нет, если я приобрел твое благоволение, прими мой дар. Потому что я увидел лицо твое, как будто лицо Божие, и ты был благосклонен ко мне. Прими же дар, который я принес тебе, потому что Бог даровал мне, и у меня есть все. И он упросил его, и тот взял.

  1. Так же, как и притча о Каине и Авеле, история Иакова и Исава может многому нас научить. Это не просто еще одна библейская легенда. Если мы задумаемся над причинами поступков двух братьев и попытаемся соотнести их со своим собственным отношением к людям, то мы сможем по-новому увидеть многие наши поступки и найти более мудрые пути разрешения возникающих в нашей жизни конфликтов. Итак, обратимся к истории Иакова и Исава.
  2. Почему Исав продал первородство? Как Вы думаете, должны ли в нашей жизни быть приоритеты, определяющие, что является для нас самым важным, а что — второстепенным?
  3. Прав ли был Иаков, получив благословение? Можно ли было это сделать по-другому?
  4. Когда Вы стремитесь к достижению цели, которая Вам кажется справедливой и оправданной, считаете ли Вы допустимым использовать любые средства?
  5. Прав ли был Исав, желая убить Иакова? Представьте себе, что кто-то сильно Вас обидел. Как Вы поступите? Предпримете ли Вы что-нибудь из желания отомстить обидчику? Как Вы думаете, оправдано ли будет такое желание?
  6. Почему Иаков не перестал служить своему дяде, который так плохо обошелся с ним?
  7. Как Вы поступите, если Вы сильно обидели кого-то из своих друзей, а потом переехали в другой город, и у Вас нет возможности даже извиниться перед этим человеком?
  8. Почему Иаков отправился домой, зная, что Исав, как и прежде, может захотеть убить его? Как Вы думаете, если в отношениях между людьми произошел серьезный конфликт, может ли он "сам собой" разрешиться с течением времени? Имеет ли право человек, ставший причиной конфликта, за давностью лет сам себя простить?
  9. Почему подарки и отношение Иакова произвели такое сильное впечатление на Исава?
  10. Представьте себе, что Вы находитесь в состоянии конфликта с кем-то из Ваших друзей или родителей. Как Вы думаете, что может убедить этого человека в искренности Вашего стремления к примирению? Достаточно ли просто купить дорогой подарок? Как может пример Иакова и Исава помочь нам сегодня при решении проблем, возникающих в отношениях между людьми?
  11. Поучителен ли этот пример только в плане личных отношений, или такой подход можно использовать также в отношениях между группами людей и даже между странами?
  12. Чему нас учит история Иакова и Исава?

Примирение Иакова и Исава произошло потому, что оба брата изменились. Когда Иаков присвоил и первородство, и благословение с помощью хитрости и обмана, он не думал о том, что чувствует Исав. Только в Харане, испытав на себе хитрость и обман Лавана, он сумел понять, как сам, должно быть, обидел брата. Если бы Иаков повел себя так же по отношению к Лавану, желая его смерти или разорения, ни о каком примирении не могло бы быть и речи. К счастью, несмотря на то, что с ним обошлись несправедливо, Иаков не жаловался и не таил злобы, которая могла бы отравить его душу. Вместо этого он простил своего дядю и усердно служил ему, хотя Лаван много раз обманывал его. Глубокая любовь Иакова к Рахили помогла ему стерпеть и преодолеть все испытания. Через страдания, которые ему пришлось перенести, его сердце и душа очистились и укрепились. Не правда ли, когда к нам относятся несправедливо, мы часто начинаем обижаться, злиться и жаловаться, обвиняя во всем своих недругов? Однако лучше остановиться и подумать. Мы можем задуматься о нашей прошлой жизни и вспомнить случай, когда мы сами были с кем-то несправедливы. Может быть, мы просто пожинаем то, что сами посеяли? Даже если мы не можем вспомнить за собой никаких неправедных поступков, месть ничего не решит. Она будет умножать несправедливость, и к тому же наш характер будет становиться только хуже.

Искупление

Что мы должны делать, если кто-то зол на нас? К сожалению, это случается в жизни довольно часто: мы рассердили кого-то своими словами, поступками, или кто-то в плохом настроении срывает на нас злость. Если не приложить усилий по разрешению этой ситуации, хорошие отношения могут легко испортиться и постепенно сойти на нет. Например, если мы нечаянно обидели кого-то, достаточно попросить прощения, и все будет забыто. Если мы, например, разбили очень красивую и дорогую хрустальную вазу, то извинения, наверное, будет недостаточно, и нам придется заменить чем-то разбитую вещь в знак нашей искренности. В любом случае, мы должны что-то сделать, чтобы возместить причиненный ущерб. Эти усилия, направленные на преодоление конфликта, устранение совершенной нами ошибки, называются искуплением. При этом необходимо помнить, что если мы хотим по-настоящему искупить свою вину, то важны не столько слова извинения или дорогие подарки, сколько искренность нашего сердца.

Чтобы восстановить отношения с братом, Иаков должен был прежде всего измениться сам, чтобы осознать, почему Исав так рассердился на него. Потом он должен был полюбить брата, который хотел убить его. В знак этого изменившегося отношения Иаков принес брату большой дар из того, что заработал за долгие годы, причем он сделал это не высокомерно, а смиренно и великодушно. Именно поэтому Исав даже не захотел принимать подарка — все былые обиды и злоба были смыты сердечной искренностью Иакова. Исав тоже изменился. Он не убил Иакова и не воспринял его дар, как причитающуюся ему по праву компенсацию. Его сердце было достаточно открыто — его тронули подарки и отношение Иакова, и он пожелал примирения. Любовь Иакова оказалась сильнее, чем ненависть Исава.

Оправдывает ли цель средства?

Многие, читая историю Иакова и Исава, считают, что Иаков — очень неприятный тип и не заслужил благословения. Он обманом купил у старшего брата право первородства, затем обманул отца и украл у Исава благословение. Значит ли это, что цель оправдывает средства? Иаков стремился занять положение старшего сына и не брезговал бесчестными способами, чтобы получить его. Рассмотрим этот аспект истории подробнее. Наверное, первый возникающий у нас вопрос заключается в том, должен ли был Иаков получить благословение и унаследовать первородство. Еще до рождения детей Ревекка получила пророчество, что ее старший сын будет служить младшему. Так что, по ее мнению, это была Божья воля. Поэтому Ревекка помогла Иакову и буквально заставила его получить благословение. Исав в свою очередь явно не ценил своего первородства, раз продал его за тарелку чечевичной похлебки. Еда для него была важнее, чем наследственные права. Он мог попросить еды у кого-нибудь другого, у матери, например. Иаков же понимал важность первородства и благословения и ради них даже рискнул жизнью.

Так как Исав уже продал Иакову свое первородство, он должен был позволить своему брату получить благословение. Однако Исав легкомысленно отнесся к тому, что теперь первородство принадлежало Иакову. Он нарушил свое слово и не рассказал Исааку, что теперь благословение должно было по праву перейти к Иакову. Поэтому Иаков оказался в затруднительном положении. Как он мог получить то, что ему уже по праву принадлежало? Однако способ, которым Иаков добыл первородство и благословение, был нечестным — он просто воспользовался дешевой хитростью. Ему недоставало душевной чуткости и мудрости, чтобы осознать последствия своих действий, и поэтому впоследствии ему пришлось в течение двадцати одного года терпеть страдания. Тем самым он просто пожинал то, что сам посеял; ему пришлось заплатить за свою хитрость и обман. Хотя первородство принадлежало ему, он должен был заслужить его. У Иакова оказалось более чем достаточно времени, чтобы подумать о своей прежней глупости и торопливости. В конце концов он должен был пойти к Исаву, помириться с ним и завоевать его уважение. Иаков думал, что, обманув отца и брата, он идет кратчайшим путем, а путь оказался окольным и занял двадцать один год. Если бы Иаков с самого начала заслужил любовь и расположение Исава, старший брат, безусловно, признал бы его наиболее достойным. Возможно, тогда он бы добровольно отдал Иакову право первородства и убедил отца благословить младшего брата. Итак, несмотря на то, что именно Иаков должен был получить благословение, путь, следуя которому он добивался этого, был неверным. Только нравственные средства оправданы в достижении даже самой высокой и праведной цели. Если же используемые средства будут неверными, то это в конце концов может сделать невозможным достижение желаемой цели.

Читайте также: