И кант идеализм кратко

Обновлено: 01.07.2024

Иммануил Кант (22.04.1724 г. - 12.02.1804 г.) — философ, основоположник немецкой классической школы. В данной статье мы кратко рассмотрим ключевые аспекты философии Канта.

Периодизация творчества Канта

1. Докритический период (до начала 70-х гг.)

2. Критический период (с начала 70-х гг. и до 1804 года)

Теория познания Канта

Одно из основных отличий теории познания Канта в том, что он считал причиной трудности познания действительности — субъект познания, человека и разум. Знание у Канта – совокупность суждений, имеющих одновременно субъективно и объективно достаточное основание. Оно имеет две формы — апостериорное и априорное.

1. Апостериорное получено через опыт. Оно не достоверно и носит предположительный характер, требует проверки на практике.

2. Априорное существует изначально и носит доопытный характер. Доказательств не требует. На такое знание опираются физика и другие естественные науки.

Нельзя не затронуть понимание Кантом разума. Разум – познавательная способность, которая может руководить рассудком, высшая форма сознания. Рассудок не имеет цели и спонтанен, оперирует предельно общими понятиями, категориями (возможность и невозможность, количество, качество и т.д.), с помощью которых систематизируются первоначальные ощущения. С помощью категорий, рассудок переводит индивидуальное восприятие в общезначимый опыт. Разум же предлагает нечто безусловное в форме идей, представлений о конечной цели, побуждает рассудок к действию. В то же время, цели, что дает разум – невыполнимы, так как абсолютное познание невозможно.

Существует еще одна форма сознания, помимо рассудка и разума — чувственность. Чувственность помогает систематизировать ощущения в своих формах – пространстве и времени.

Подводя итог следует привести схему процесса познания, предложенную Кантом:

1. Окружающий мир оказывает воздействие на органы чувств.

2. Органы чувств воспринимают образы в формате ощущений.

3. Сознание систематизирует образы.

4. В разуме человека появляется целостная картина окружающего мира.

Кант обнаруживает четыре подобных противоречие:

1. Конечность/ бесконечность мира – ограниченность мира или отсутствие у него границ в пространстве и времени.

2. Все сложные субстанции состоят из простых частей/ не существует ничего простого.

3. Свобода существует/ причинность главенствует в мире.

4. Бог есть/ Бога нет.

Для каждого из вариантов с помощью разума можно найти логические доказательства, что и приводит в тупик.

Этика Канта. Категорический императив

Этика Канта базируется на понятиях о духовном бессмертии, свободе воли и бытие Бога, т.е. – на антиномиях разума. По мнению Канта, этика может быть построена как точная наука и одна из главных ее проблем — обоснование системы нравственных норм, автономной и общей для всех, не ограниченной религиозными постулатами. Нравственность должна быть универсальной. Кант отказывался видеть основы подобной общей морали в природе. В его этике человек сам является автором моральных норм, если выступает от имени всех и в общих интересах.

В основе всей этики Канта лежит категорический императив, гласящий - поступай так, чтобы правила, которым ты следуешь, могли быть основой всеобщего морального законодательства. Человечество – величайшая ценность и самоцель в этике Канта.

Категорический императив не нуждается в доказательствах и является высшим принципом науки о добре. При этом, он лишь дает форму способную породить более конкретные законы. Человек должен быть морален не из-за надежды на лучшее, а из уважения к закону.

Вне законов действия человека в нравственном плане, могут быть определены долгом, склонностями и страхом.

Кант – немецкий мыслитель, именно с его философии начинается немецкая классическая философия.

С его деятельностью связано немало курьёзных случаев. Он вставал в 6 часов утра и приступал к работе, весь день о трудился, не употреблял пиво, считая его плебейским напитком.

1. Докритический период. Момент становления его как философа. Кант пытается создать новую, ознаменованную идеалом науки, наукосообразности, космологическую систему. Он в последствие отходит от этой значимой темы.

2. Этот поворот к критицизму связан к обращению его к скептицизму и сенсуализму английского толка. Он следует формуле Локка: прежде чем что-то познавать, необходимо понять, на что наш разум вообще способен. Основано на трёх вопросах: Что я могу знать? Что я могу делать? Во что я должен верить? Он занят прояснения познания.

Кант в рамках критицизма преодолевает оппозицию между эмпиризмом и рационализмом. Кант является сторонником убеждения, что познание невозможно вне опыта. С точки зрения Канта этот опыт обусловлен внеопытными априорными структурами. Философская позиция Канта трансцендентализм. Касается проблемой познания и гносеологии.

Трансцендентализм есть для него тоже самое, что и априоризм.

Априоризм утверждает некую доопытность.

Его концепция зиждется на априоризме. Опыт необходим, но он обусловлен априорным, что заложено в природе субъекта, в чувственности.

С точки зрения Канта априорными формами познания, с которого начинается этот процесс, являются пространство и время.

Трансцендентальная эстетика. Термин эстетика относится к чувствам, чувственности. Она относится к первому уровню познания: мы познаём потому, что вовлечены в опыт и этой вовлечённости мы обязаны нашей чувственности. До Канта пространство и время трактовалось объективистски, эти пространства и время связывались с объективной действительностью. Пространство и время связаны с самой действительностью. Форма и пространство как некая априорная структура есть наша же чувственность познающего субъекта. Кант. Говоря о субъекте познания, имеет в виду всеобщую субъективность. Этот субъект познания безличен, это само мышление, очищено от всех психологических особенностей и он характеризует всех, наделённых этим разумом. Здесь нет индивидуальности. В общую природу этого субъекта входят пространство и время. Пространство является внешним чувством, а время – внутренним. Эти пространства и время являются именно формами (некой матрицей). Это то, что исходит от субъекта. Само собой разумеется, что познавать оказывается тем же самым, что и творить – я познаю только то, что сам же и конституирую как трансцендентальный субъект. Время и пространство не являются объектами или предметами восприятия, это то, благодаря чему сами предметы восприятия становятся таковыми, т.е. предметами восприятия. Абсурдно было бы предполагать, что время связано с объективной действительностью, как и пространство и неотличимо от вещи, время нельзя в этом отношении сделать предметом, как и пространство, ибо сам опыт обусловлен этим временем и пространством как априорной формой. Время и пространство характеризуют отношения. Пространство нельзя пощупать как предмет.

С точки зрения Канта. Мы никогда не встречаемся с вещами самими по себе. Нам доступны только явления или феномены. То что творится посредством накладывания этих форм есть и явление или феномен представления.

Помимо явлений есть ещё ноумены, а также вещи в себе. В процессе познания предмет расщепляется на три составляющие: явление, ноумен, как нечто постигаемое, интеллигибельное, и предмет, который представляется как остаток, это и есть вещь в себе. Вещь в себе, это то, что принципиально не поддаётся постижению. С ней связан момент агностицизма критического идеализма Канта. Мир, который существует безусловно, существует также и на уровне вещи в себе. Должна быть субстанция у этих предметов, которые предоставляются мне, но постичь я их не могу. Она носит умопостигаемый характер. Вещью в себе Кант ограничивает ноуменальность.




Агностицизм Канта не запирает человека в бессмысленности.

Ноуменальность представлена через умопостигаемость и интеллигибельность. Она исходит от рассудка, если есть эта созерцательность. Если человек умел созерцать только рассудком мышления, ему бы не надо было основывать свои знания только на чувственности.

Для того, чтобы обезопасить процесс познания, отделив саму реальность от фантазма, мы должны то, что даётся в явлении, соизмерить с категориями рассудка. Явление самом по себе может обманывать и только лишь в том случае мы имеем истинное знание, если это явление задействует транцидентальные схемы категорий чистого рассудка. Ноуменальность связана с деятельностью по производству понятий, тем самым мы достигаем хоть какого-то знания об этом мире. Если что-то соизмеримо с категориями, то таким образом это явление очищается от чувственности и преподносится в понятийной форме, которая и есть ноумен – смысловая сущностная доминанта вещи, которую мы постигаем как реальную.

Рассудок – именно ему преподносится материал, материал этот на уровне чувственности ещё не оформлен.

Ноумен чисто умозрителен, это есть сущностная доминанта вещи. Она заправляется различными логическими категориями.

Ноуменальность. Ноумен ограничивает в таком случае явление, он является пределом явления. Если бы не было ноумена, тогда в принципе мы бы упёрлись в абсолютное сомнение. Вне него мы упираемся в абсолютный скептицизм. Эти сущности носят большое человеческое значение, ибо они созданы природой рассудка. Здесь мы сталкиваемся с синтезированием.

Вещь в себе ставит предел ноуменальности, ноуменальность ограничивает представление. Мы утверждаем критицизм – всё друг друга ограничивает.

Пределом являемости есть ноумен, а пределом ноуменальность является вещь в себе.

Разум. Трансцендентальное учение о разуме. Разум представлен трансцендентальными идеями. Процесс познания есть синтезирование, поэтому мы и основываемся на продуктивной способности к воображению. Предметы, существующие в этом мире, аффицируют наши органы чувств и тем самым мы получаем некий материал, который потом задействуется в этом синтезировании. Это синтезирование подразумевает задействование рассудка, который подразделяет их соответствующим уровнем. Чувственный уровень познания управляется рассудком. Для того, чтобы рассудок имел возможность к синтезированию этих представлений, сам рассудок должен быть обусловлен деятельностью вышестоящей инстанции, коей является разум.

Целостность познающего субъекта есть трансцендентальная апперцепция. Данная идея проста: для того, чтобы процесс синтезирования проходил в соответствие с законосообразностью мышления, само мышление должно представлять собой единство. Представление есть собирание в образ, это есть соединение элементов в единое целое.

Чтобы синтезировать, мы сами должны представлять из себя единство. Само это единство есть всего на всего идея, которая не может быть подтверждена опытом. В этом отношении каждый является вещью в себе для самих себя. Он непознаваем сам для себя. Для разума необходимо утверждать идеи души, бога и космоса как целого.

Человек втиснут в рамки представления, а это значит, что остаток вещи в себе утверждает агностицизм. Это некая основа, которая утверждает внешнюю автономию вещи. Мы имеем возможность занимать наукой. Здесь наукосообразность теории Канта связана с соотнесением материала, который поставляется чувственностью с трансцендентальными условиями познания: с априорными формами, категориями рассудка и трансцендентальными идеями разума. Если этот материал соотносится с этими условиями, то, что становится результатом этого познания, является научным познанием.

Трансцендентализм – это учение доопытных условиях процесса познания. Сам процесс познания в любом случае связан с опытом. Трансцендентальный набор образует трансцендентальный субъект – то, что выходит за рамки опыта, но существует только лишь для того, чтобы этот опыт вообще был возможен. Трансцендентальным здесь не является нечто трансцендентное, не утверждающееся по ту сторону чего-либо.

Основы познания:

- рассудок (описывается через теорию патологий). Он регулирует применение чувственности

Мы увлекаемся высотой, с которой граничит разум.

Трансцендентальная апперцепция важна, ибо вне единства сознания невозможно синтезирование. Для того, чтобы этот синтез состоялся, необходимо единство души познающего. Это единство необходимо, но недостижимо, поэтому сама душа является вещью в себе. Здесь и стоит критиковать рациональную психологию, которая стремится создать науку о душе, доказывая её бессмертие, доказать которое невозможно. Доказать простоту вне её созерцания невозможно, а созерцать её мы не можем.

Идея бога, как необходимой сущности. Кант критикует рациональную теологию – попытка говорить о боге, как о предмете научного познания. Бога мы можем постичь рациональным образом. Эта идея оказывается полезной, ибо эта идея помогает мыслить без единоначалия. Постичь единство мира невозможно, но это не значит, что там мы научным образом доказываем отсутствие бога. Эта идея помогает постичь мир в целом (бог является абсолютом, который помогает объять этот мир в восприятии). Он критикует рациональную теологию через разбор антологических доказательств бытия бога. Кант критикует любую попытку доказательства бытия бога, ибо то покидает почву опыта. Представить 30 талеров в голове, мы не станем богаче.

Идея мира космоса самого по себе. Кант критикует попытку создать рациональную космологию. Идея космоса полезна, ибо эта идея помогает системному прояснению: почему одно явление может впасть в другое.

Кант – немецкий мыслитель, именно с его философии начинается немецкая классическая философия.

С его деятельностью связано немало курьёзных случаев. Он вставал в 6 часов утра и приступал к работе, весь день о трудился, не употреблял пиво, считая его плебейским напитком.

1. Докритический период. Момент становления его как философа. Кант пытается создать новую, ознаменованную идеалом науки, наукосообразности, космологическую систему. Он в последствие отходит от этой значимой темы.

2. Этот поворот к критицизму связан к обращению его к скептицизму и сенсуализму английского толка. Он следует формуле Локка: прежде чем что-то познавать, необходимо понять, на что наш разум вообще способен. Основано на трёх вопросах: Что я могу знать? Что я могу делать? Во что я должен верить? Он занят прояснения познания.

Кант в рамках критицизма преодолевает оппозицию между эмпиризмом и рационализмом. Кант является сторонником убеждения, что познание невозможно вне опыта. С точки зрения Канта этот опыт обусловлен внеопытными априорными структурами. Философская позиция Канта трансцендентализм. Касается проблемой познания и гносеологии.

Трансцендентализм есть для него тоже самое, что и априоризм.

Априоризм утверждает некую доопытность.

Его концепция зиждется на априоризме. Опыт необходим, но он обусловлен априорным, что заложено в природе субъекта, в чувственности.

С точки зрения Канта априорными формами познания, с которого начинается этот процесс, являются пространство и время.

Трансцендентальная эстетика. Термин эстетика относится к чувствам, чувственности. Она относится к первому уровню познания: мы познаём потому, что вовлечены в опыт и этой вовлечённости мы обязаны нашей чувственности. До Канта пространство и время трактовалось объективистски, эти пространства и время связывались с объективной действительностью. Пространство и время связаны с самой действительностью. Форма и пространство как некая априорная структура есть наша же чувственность познающего субъекта. Кант. Говоря о субъекте познания, имеет в виду всеобщую субъективность. Этот субъект познания безличен, это само мышление, очищено от всех психологических особенностей и он характеризует всех, наделённых этим разумом. Здесь нет индивидуальности. В общую природу этого субъекта входят пространство и время. Пространство является внешним чувством, а время – внутренним. Эти пространства и время являются именно формами (некой матрицей). Это то, что исходит от субъекта. Само собой разумеется, что познавать оказывается тем же самым, что и творить – я познаю только то, что сам же и конституирую как трансцендентальный субъект. Время и пространство не являются объектами или предметами восприятия, это то, благодаря чему сами предметы восприятия становятся таковыми, т.е. предметами восприятия. Абсурдно было бы предполагать, что время связано с объективной действительностью, как и пространство и неотличимо от вещи, время нельзя в этом отношении сделать предметом, как и пространство, ибо сам опыт обусловлен этим временем и пространством как априорной формой. Время и пространство характеризуют отношения. Пространство нельзя пощупать как предмет.

С точки зрения Канта. Мы никогда не встречаемся с вещами самими по себе. Нам доступны только явления или феномены. То что творится посредством накладывания этих форм есть и явление или феномен представления.

Помимо явлений есть ещё ноумены, а также вещи в себе. В процессе познания предмет расщепляется на три составляющие: явление, ноумен, как нечто постигаемое, интеллигибельное, и предмет, который представляется как остаток, это и есть вещь в себе. Вещь в себе, это то, что принципиально не поддаётся постижению. С ней связан момент агностицизма критического идеализма Канта. Мир, который существует безусловно, существует также и на уровне вещи в себе. Должна быть субстанция у этих предметов, которые предоставляются мне, но постичь я их не могу. Она носит умопостигаемый характер. Вещью в себе Кант ограничивает ноуменальность.

Агностицизм Канта не запирает человека в бессмысленности.

Ноуменальность представлена через умопостигаемость и интеллигибельность. Она исходит от рассудка, если есть эта созерцательность. Если человек умел созерцать только рассудком мышления, ему бы не надо было основывать свои знания только на чувственности.

Для того, чтобы обезопасить процесс познания, отделив саму реальность от фантазма, мы должны то, что даётся в явлении, соизмерить с категориями рассудка. Явление самом по себе может обманывать и только лишь в том случае мы имеем истинное знание, если это явление задействует транцидентальные схемы категорий чистого рассудка. Ноуменальность связана с деятельностью по производству понятий, тем самым мы достигаем хоть какого-то знания об этом мире. Если что-то соизмеримо с категориями, то таким образом это явление очищается от чувственности и преподносится в понятийной форме, которая и есть ноумен – смысловая сущностная доминанта вещи, которую мы постигаем как реальную.

Рассудок – именно ему преподносится материал, материал этот на уровне чувственности ещё не оформлен.

Ноумен чисто умозрителен, это есть сущностная доминанта вещи. Она заправляется различными логическими категориями.

Ноуменальность. Ноумен ограничивает в таком случае явление, он является пределом явления. Если бы не было ноумена, тогда в принципе мы бы упёрлись в абсолютное сомнение. Вне него мы упираемся в абсолютный скептицизм. Эти сущности носят большое человеческое значение, ибо они созданы природой рассудка. Здесь мы сталкиваемся с синтезированием.

Вещь в себе ставит предел ноуменальности, ноуменальность ограничивает представление. Мы утверждаем критицизм – всё друг друга ограничивает.

Пределом являемости есть ноумен, а пределом ноуменальность является вещь в себе.

Разум. Трансцендентальное учение о разуме. Разум представлен трансцендентальными идеями. Процесс познания есть синтезирование, поэтому мы и основываемся на продуктивной способности к воображению. Предметы, существующие в этом мире, аффицируют наши органы чувств и тем самым мы получаем некий материал, который потом задействуется в этом синтезировании. Это синтезирование подразумевает задействование рассудка, который подразделяет их соответствующим уровнем. Чувственный уровень познания управляется рассудком. Для того, чтобы рассудок имел возможность к синтезированию этих представлений, сам рассудок должен быть обусловлен деятельностью вышестоящей инстанции, коей является разум.

Целостность познающего субъекта есть трансцендентальная апперцепция. Данная идея проста: для того, чтобы процесс синтезирования проходил в соответствие с законосообразностью мышления, само мышление должно представлять собой единство. Представление есть собирание в образ, это есть соединение элементов в единое целое.

Чтобы синтезировать, мы сами должны представлять из себя единство. Само это единство есть всего на всего идея, которая не может быть подтверждена опытом. В этом отношении каждый является вещью в себе для самих себя. Он непознаваем сам для себя. Для разума необходимо утверждать идеи души, бога и космоса как целого.

Человек втиснут в рамки представления, а это значит, что остаток вещи в себе утверждает агностицизм. Это некая основа, которая утверждает внешнюю автономию вещи. Мы имеем возможность занимать наукой. Здесь наукосообразность теории Канта связана с соотнесением материала, который поставляется чувственностью с трансцендентальными условиями познания: с априорными формами, категориями рассудка и трансцендентальными идеями разума. Если этот материал соотносится с этими условиями, то, что становится результатом этого познания, является научным познанием.

Трансцендентализм – это учение доопытных условиях процесса познания. Сам процесс познания в любом случае связан с опытом. Трансцендентальный набор образует трансцендентальный субъект – то, что выходит за рамки опыта, но существует только лишь для того, чтобы этот опыт вообще был возможен. Трансцендентальным здесь не является нечто трансцендентное, не утверждающееся по ту сторону чего-либо.

Основы познания:

- рассудок (описывается через теорию патологий). Он регулирует применение чувственности

Мы увлекаемся высотой, с которой граничит разум.

Трансцендентальная апперцепция важна, ибо вне единства сознания невозможно синтезирование. Для того, чтобы этот синтез состоялся, необходимо единство души познающего. Это единство необходимо, но недостижимо, поэтому сама душа является вещью в себе. Здесь и стоит критиковать рациональную психологию, которая стремится создать науку о душе, доказывая её бессмертие, доказать которое невозможно. Доказать простоту вне её созерцания невозможно, а созерцать её мы не можем.

Идея бога, как необходимой сущности. Кант критикует рациональную теологию – попытка говорить о боге, как о предмете научного познания. Бога мы можем постичь рациональным образом. Эта идея оказывается полезной, ибо эта идея помогает мыслить без единоначалия. Постичь единство мира невозможно, но это не значит, что там мы научным образом доказываем отсутствие бога. Эта идея помогает постичь мир в целом (бог является абсолютом, который помогает объять этот мир в восприятии). Он критикует рациональную теологию через разбор антологических доказательств бытия бога. Кант критикует любую попытку доказательства бытия бога, ибо то покидает почву опыта. Представить 30 талеров в голове, мы не станем богаче.

Идея мира космоса самого по себе. Кант критикует попытку создать рациональную космологию. Идея космоса полезна, ибо эта идея помогает системному прояснению: почему одно явление может впасть в другое.

Самое время понять, как Кант понимает объективную реальность, которая отражается в наших ощущениях. Это не сложно, потому как немецкий философ является глубоко верующим христианином. Верующий мыслитель не может, конечно, быть материалистом. Он может быть только объективным идеалистом, то есть философом, который считает источником мира независимое от человека духовное начало - Бога.

А, следовательно, по мнению Канта, объективная реальность духовного мира нам принципиально недоступна, единственной реальностью, которую мы в состоянии знать является субъективный мир нашего сознания. Вот именно в таком смысле немецкий философ и является субъективным идеалистом. Мы вернулись, таким образом к тому, с чего начали обсуждать учение Канта. Кто же тогда Кант – объективный идеалист? субъективный идеалист? материалист? Увы, науке это неизвестно. Мы не можем сказать кем является Кант, так как агностицизм Канта лишает смысла его онтологию. Теперь нам надо разбираться, что такое агностицизм Канта. Но сил на это уже нет.

Кант совершил настоящий переворот в теории познания. Если до него философы главное внимание уделяли объекту познания, то Кант обратил внимание на специфику познающего субъекта. В субъекте познания он выделял два уровня: эмпирический (опытный), трансцендентальный (находящийся за пределами опыта). К первому уровню он относил индивидуально-психологические особенности человека, а ко второму – всеобщие определения человека как представителя человечества.

Этика Канта.В соответствии со своей философией, Кант разделял мир человека, человеческих отношений на сферу явлении, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу умопостигаемых процессов и явлений, где человек рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Умопостигаемая сфера – это сугубо человеческая сфера свободной воли, сфера моральности, сфера культуры. Именно здесь свободная воля практического разума принуждает человека действовать не в силу эгоистических устремлений, а в соответствии с требованиями морали, долга, сформулированным разумом, целям.

В целом философия Канта – это субъективный идеализм,то есть философское учение, абсолютизирующее активную роль субъекта в различных областях деятельности, особенно в познании. Идеи Канта оказали большое влияние на последующую философию и культуру Европы.

Иммануил Кант является родоначальником немецкого классического идеализма. Всю свою жизнь он прожил в г. Кёнигсберге (Восточная Пруссия, ныне г. Калининград Российской Федерации), долгие годы преподавал в местном университете. Круг его научных интересов не ограничивался сугубо философскими проблемами. Он проявил себя и как незаурядный ученый-естествоиспытатель.

Основные работы Канта

В этот же период Кант установил, что под влиянием притяжения Луны происходит замедление суточного вращения Земли, и, в конечном счете, (примерно через 4-5 миллиардов лет по современным представлениям) это приведет к тому, что Земля навсегда повернется одной стороной к Солнцу, а другая ее сторона погрузится в вечный мрак. Еще одно важное достижение Канта докритического периода – выдвинутая им гипотеза о естественном происхождении человеческих рас (европеоидов, монголоидов и негроидов), получившая в дальнейшем полное подтверждение.

В критический период, начавшийся в 70-е годы, Кант прежде всего сосредоточил внимание на гносеологической проблематике – на исследовании возможностей и способностей познания человеком окружающего мира, а также провел серьезные исследования в области этики и эстетики. Под критикой им в этот период понимается установление границ, до которых простираются способности разума и других форм познания. Канта не устраивали решения гносеологических проблем ни в философском эмпиризме Нового времени, ни в рационализме. Первый не в состоянии объяснить необходимый характер познаваемых человеком законов и принципов, второй пренебрегает ролью опыта в познании.

Теория познания Канта

Аналитические и синтетические суждения. Синтетическое априори. Кант хорошо знал традиционную логику, в которой структурной единицей мысли всегда считалось суждение (логическая форма, выражаемая в языке повествовательным предложением). Каждое суждение имеет свой субъект (предмет мысли) и предикат (то, что говорится в данном суждении об его субъекте). При этом отношение субъекта к предикату может быть двояким. В одних случаях содержание предиката подразумевается в содержании субъекта; и предикат суждения не добавляет нам никакого нового знания о субъекте, а лишь выполняет поясняющую функцию. Такие суждения Кант называет аналитическими, например, суждение, что все тела протяженны. В других случаях содержание предиката обогащает знание субъекта, а предикат выполняет в суждении расширяющую функцию. Такие суждения Кант называет синтетическими, например, суждение, что все тела имеют тяжесть.

Учение Канта об антиномиях

Понятие рассудка и разума в философии Канта

Этика Канта

Смысл кантовской философии состоит в том, что Кант ищет четкие аргументы для обоснования научного знания, философии, построения разумной жизни человека. Самой сложной эта задача представляется при разработке этического учения, так как сфера нравственности, человеческого поведения содержит множество проявлений субъективизма. Тем не менее, с целью упорядочивания проблемы сознания Кант предпринимает гениальную попытку сформулировать нравственный закон, который имел бы объективный характер. Проблему разумности человеческой жизни он делает предметом специального анализа – и это отражено в его этической концепции.

Сущность и специфика практического разума

Показывая различие между чистым, теоретическим разумом и практическим разумом, Кант настаивает на примате практического разума перед теоретическим, так как, по его мнению, знание только тогда имеет ценность, когда помогает человеку обрести крепкие нравственные основы. Тем самым он показывает, что человеческий разум способен не только к познанию, но и к моральному действию, тем самым, мораль поднимается до уровня действия.

Этические категории Канта

Кант считает, что нравственные понятия не выводятся из опыта, они априорны и заложены в разуме человека. В своей этической концепции он исследует важнейшие и сложнейшие категории морали: добрая воля, свобода, долг, совесть, счастье и другие.

Исходным понятием этики Канта является автономная добрая воля, которую он называет безусловным благом, а также ценностью, превосходящей всякую цену. Добрая воля – это предпосылка, основание, мотив теоретического и практического выбора человека в сфере нравственности. Это свободный выбор человека, источник человеческого достоинства, который отделяет его как личность от других существ вещного мира. Но такая свобода таит в себе и опасность: воля человека может быть подчинена не только разуму, но и чувствам, поэтому полной гарантии нравственности поступков быть не может. Формировать нравственность необходимо в процессе воспитания и самовоспитания человека, но поскольку предусмотреть все в жизни невозможно, то, по Канту, людям можно привить склонность и устремленность к добру.

Категорический императив как нравственный закон

В учении о нравственности Кант:

  • создал глубокую, интереснейшую этическую теорию на основе научного обобщения и уважения к моральному сознанию
  • обосновал тезис об автономии нравственности, которая самоценна сама для себя и является законом, а не выводится из внешних по отношению к ней принципов
  • предложил теоретическую основу для организации разумной жизни человека, сформулировав нравственный закон, обязательный для исполнения каждым разумным существом
  • обосновывал по-новому принцип самоценности каждой личности, которая ни при каких условиях не может быть средством для достижения каких бы то ни было целей
  • подчеркнул важность взаимосвязи нравственности и научного знания на основе единства практического и теоретического разума

Социально-политические взгляды

Взгляды Канта на общественно-исторический прогресс определяются тем, что необходимым условием его достижения является понимание противоречивого характера самого исторического процесса. Сущность этого противоречия заключается в том, что люди, с одной стороны, склонны жить в обществе, а с другой – в силу их не очень совершенной природы и недоброжелательства – стремятся оказывать друг другу противодействие, угрожающее обществу распадом. Согласно Канту, без этого антагонизма и связанных с ним страданий и бедствий не было бы возможно никакое развитие. Но движение в этом направлении, хотя и очень медленное и постепенное, все же будет продолжаться по мере совершенствования нравов человека.

В своих социально-политических взглядах Кант выступает как осторожный оптимист, считая, что общество через нравственное совершенствование людей неизбежно будет двигаться к своему идеальному состоянию – миру без войн и потрясений.

Все творчество Канта посвящено обоснованию того, как каждый человек, общество, мир могут стать лучше, разумнее и человечнее. Идея нравственности пронизывает все виды духовной деятельности человека: науку, философию, искусство, религию. Величайший оптимизм излучает уверенность Канта в том, что мир может стать тем лучше, чем более разумным и нравственным будет каждый человек на земле, независимо от рода его занятий.

Эстетика Канта

Кант выделяет следующие отличительные особенности суждения вкуса:

Такая точка зрения имеет смысл только в рамках анализа суждения вкуса, посредством которого Кант стремится выявить отличительные особенности суждения вкуса. В учении о возвышенном, идеале красоты, искусстве философ показывает связь суждения вкуса с другими сторонами отношения человека к миру.

Суждения об идеале красоты не могут быть чистыми суждениями вкуса. Нельзя мыслить идеал красивых цветов, красивой меблировки, красивого пейзажа. Только то, что имеет цель своего существования в самом себе, а именно, человек может быть идеалом красоты. Но такой идеал всегда связан с нравственными идеями.

Философия Канта, несомненно, оказала благотворное влияние на последующее развитие философии, в первую очередь – немецкой классической философии. Крайне плодотворной оказалась обнаруженная Кантом связь философии с современной наукой, стремление осознать формы и методы теоретического мышления в рамках логики и теории познания, исследовать познавательную роль философских категорий, раскрыть диалектическую противоречивость разума. Несомненной его заслугой является высокая оценка нравственного долга, взгляд на эстетику как раздел философии, снимающий противоречие между теоретическим и практическим разумом, указание путей изживания войн как средства решения конфликтов между государствами.

Читайте также: