И д делянов кратко

Обновлено: 06.07.2024

Граф с 1888 года, российский государственный дея­тель, действительный тайный советник 1873, почетный член Пе­тербургской АН с 1859 года, дво­ря­нин.

Окон­чил юри­дич. ф-т Моск. ун-та (1838). Слу­жил во 2-м от­де­ле­нии Соб­ственной Е. И. В. кан­це­ля­рии (1838–1858). В 1858–61 и в 1862–66 по­пе­читель С.-Пе­терб. учеб­но­го ок­ру­га, в 1860–61 чл. со­ве­та Гл. управ­ле­ния цен­зу­ры Мин-ва нар. про­све­ще­ния (МНП). В 1861–82 ди­рек­тор Имп. пуб­лич­ной б-ки в С.-Пе­тер­бур­ге (ИПБ, ны­не РНБ). Ор­га­ни­зо­вал кни­го­об­мен с ря­дом круп­ных иностр. биб­лио­тек. В 1867 до­бил­ся пра­ва для ИПБ по­лу­чать все про­из­ве­де­ния пе­ча­ти, ко­то­рые под­ле­жа­ли унич­то­же­нию по при­го­во­рам су­да, в 1874 – пра­ва по­лу­чать все кни­ги из-за гра­ни­цы без цен­зу­ры. В 1870–80-х гг. по пра­ви­лам, при­ня­тым Д., за чи­та­те­ля­ми был ус­та­нов­лен по­ли­тич. над­зор. Се­на­тор (1865). То­ва­рищ мин. нар. про­све­ще­ния (1866–1874). Статс-сек­ре­тарь (1867). Чл. Гос. со­ве­та (с 1874). Мин. нар. про­све­ще­ния [16(28).3.1882–29.12.1897(10.1.1898)]. По хо­да­тай­ст­вам Д. пе­ред имп. Алек­сан­дром III пре­по­да­ва­ние боль­шин­ст­ва учеб­ных пред­ме­тов пе­ре­ве­де­но на рус. яз. в на­чаль­ных шко­лах Цар­ст­ва Поль­ско­го (1885) и в тех сред­них учеб­ных за­ве­де­ни­ях При­бал­тий­ских гу­бер­ний, вы­пу­ск­ни­ки ко­то­рых по­лу­ча­ли гос. ат­те­стат (1887). Под рук. Д. вы­ра­бо­та­ны Осн. по­ло­же­ния о про­мыш­лен­ных уч-щах (ут­вер­жде­ны в 1888), в ре­зуль­та­те ста­ла раз­ви­вать­ся сеть сред­них и низ­ших тех­нич. учи­лищ, а так­же ре­мес­лен­ных учи­лищ. Сто­рон­ник со­хра­не­ния сис­те­мы клас­сич. сред­не­го об­ра­зо­ва­ния. В то же вре­мя уде­лял вни­ма­ние раз­ви­тию проф. об­ра­зо­ва­ния: по пред­ло­же­нию Д., ряд муж­ских гим­на­зий пре­об­ра­зо­ван в ре­аль­ные и про­мыш­лен­ные уч-ща.

Чл. РГО (1861), по­мощ­ник пред. Рус. ар­хео­ло­гич. об-ва (1879–85). По за­ве­ща­нию Д., кни­ги его биб­лио­те­ки пе­ре­да­ны С.-Пе­терб. ун-ту и ря­ду гим­на­зий, а ред­кие из­да­ния – ИПБ (ок. 1,7 тыс. то­мов), Ру­мян­цев­ско­му му­зею и его биб­лио­те­ке (ок. 2,5 тыс. то­мов).

На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (1865, ал­маз­ны­ми зна­ка­ми к не­му – 1870), Св. Вла­ди­ми­ра 1-й сте­пе­ни (1877), Св. Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го (1883, ал­маз­ны­ми зна­ка­ми к не­му – 1894) и др.

На страницах истории России запечатлено немало имен выдающихся деятелей армянского происхождения. На службе Российской империи они прославились абсолютно в разных сферах деятельности — и на гражданской службе, и в военном деле.


Сегодня Армянский музей Москвы начнет со сферы образования, а в частности, с министра народного просвещения Ивана Давыдовича Делянова, государственного деятеля Российской империи, носившего титул графа.

Список его регалий внушителен: камергер Двора Его Императорского Величества (с 1849 года), статс-секретарь Его Императорского Величества (с 1867 года), директор Публичной библиотеки в 1861–1882 гг., действительный тайный советник (с 1873 года), член Государственного Совета (с 1 января 1874 года). На посту министра народного просвещения, c 16 марта 1882 года, Иван Делянов проводил последовательную политику в русле контрреформ Александра III.

Деляновы — дворянский и графский род армянского происхождения, с XVIII века состоявший на российской службе. Давид Артемьевич Делянов получил диплом на дворянство в 1829 году. А его сын, Иван Давыдович, получил графское достоинство.

Деляновы — выходцы из Персии. В конце XVIII века одна ветвь рода Деляновых поселилась в Константинополе, оттуда же перешла в Валахию, затем — в Бессарабию. Это — потомство Христофора Деляна. А в Россию переселился его брат — Арутюн (Артемий) Делян, отец Давида Артемьевича.

Будущий министр народного просвещения Иван Давыдович Делянов в 1838 году окончил юридический факультет Московского университета, после чего поступил на службу во Второе Отделение Собственную Его Императорского Величества канцелярию, где занимался кодификацией законов.


В 1858 году Иван Делянов временно заведовал учебной частью в Воспитательном обществе благородных девиц и Александровском училище, в петербургском Екатерининском институте. Переходит на работу в Министерстве народного просвещения, назначается попечителем Петербургского учебного округа.

В конце 1861 года Иван Делянов был назначен директором Публичной Библиотеки в Санкт-Петербурге (сейчас — Российская национальная библиотека). С его назначением библиотека вновь переходит в ведение Министерства народного просвещения из ведомства императорского Двора.

Министром народного просвещения Иван Делянов был назначен 16 марта 1882 года по прямой протекции Дмитрия Андреевича Толстого (министра народного просвещения в 1866–1880 гг., впоследствии назначенного на пост министра внутренних дел), а также при активной поддержке главного идеолога контрреформ Александра III Константина Победоносцева и издателя Михаила Каткова, также поддерживавшего политику контрреформ. После назначения министром народного просвещения Делянов покинул управление Публичной Библиотекой.

Деятельность Делянова на этом посту была неоднозначной. С одной стороны, при нем было обращено особое внимание на техническое и промышленное образование: открыт Харьковский технологический институт и Томский университет. Во множестве городов открыты средние и нижние технические и промышленные училища, пересмотрены учебные планы классических гимназий, где за счет древних языков было значительно расширено преподавание русского языка.

Контрреформы Александра III стали ответом на убийство в 1881 году его отца — императора Александра II, придерживавшегося курса либеральных реформ. После совершенного народовольцами террористического акта курс был изменен в сторону реформ консервативных. Все эти события затронули и сферу просвещения.

Иван Делянов передал в ведение Святейшего Синода церковно-приходские школы и младшие школы грамотности, придав таким образом всему начальному образованию церковный характер.

Проведение всех этих реформ не совпадало с мягким характером Ивана Делянова. Деятельность министерства народного просвещения по существу направлялась Дмитрием Толстым и Константином Победоносцевым через Делянова.

Logo

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.


16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: "Сочинение по литературе в декабре"


-->

ЕГЭ. История России. Александр III. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Делянов И.Д.

Из биографии:

  • Иван Давыдович Делянов – министр народного просвещения в 1882-1897 г.
  • Занимал важные посты: директор Публичной библиотекой в 1861-1882,член Государственного совета с 1874. Однако стал широко известен именно в правление Александра III, когда И.Д.Делянов занимал пост министра народного просвещения.

Основные направления деятельности И.Д.Делянова их результаты

Таким образом, деятельность И.Д.Делянова на посту министра народного просвещения не была однозначной.

С одной стороны, было многое сделано для развития технического образования в России, открыты новые университеты, в ряде городов открылись промышленные , пересмотрены планы классических гимназий, большое внимание уделялось изучению русского языка.

С другой стороны, его деятельность отражала курс контрреформ Александра III: был придан церковный характер начальному образованию в церковно-приходских школах, ограничена автономия университетов ,затруднено поступление в гимназии и университеты людям низших сословий, ограничено поступление в вузы евреев.

Материал к историческому сочинению

Причины:

  • Необходимость повышения образовательного уровня народа, его грамотности
  • Подчинение образования интересам укреплению самодержавия

Следствие:

  • Появились новые училища, университеты, гимназии, что привело в повышению количества грамотных людей
  • Сохранился сословный характер образования, был ограничен приём в гимназии и университеты детей низшего сословия и некоторых национальностей.
  • Процесс образования соответствовал общему духу проводимых контрреформ
  • Однако в университетах распространялся дух свободомыслия.

Министром народного просвещения в период правления Александра III был И.Д.Делянов. Именно он проводил в жизнь намеченное императором.

Данный материал можно использовать, готовясь к задания № 25 по эпохе Александра III.

С 1849 камергер. В 1857 руководил Секретным комитетом по делам раскольников. В 1882-1897 министр народного просвещения. Проводил политику контрреформ: усиление церковного влияния в начальной школе; ограничение приема детей низших сословий в гимназии и евреев в средние и высшие учебные заведения, а также ограничил автономию университетов, препятствовал развитию женского высшего образования. В 1888 возведен в графское Российской Империи достоинство.

Встретили Новый год. Пришло известие, что 1 января Ульянов И. Н. был удостоен пятого ордена - Святого Станислава 1-й степени с муаровой лентой через плечо. 6 января собрались немногие сослуживцы. Илья Николаевич даже польку станцевал с Аней. Но пришла и другая весть: министр просвещения И. Д. Делянов вместо просимых пяти лет оставлял Ульянова на службе лишь на год, который истекал 1 июля 1887 года.

Ближайшие предки и потомки


♀ Мария Иоакимовна Лазарева (Абамелик)


♂ Христофор Екимович Лазарев


♂ Иван Екимович Лазарев


Нормативный акт периода контрреформ, подписанный 18 (30) июня 1887 года российским министром просвещения Иваном Давыдовичем Деляновым.

Вследствие предположения, состоявшегося в совещании при моем участии, из министров: внутренних дел, государственных имуществ, управляющего министерством финансов и обер-прокурора святейшего синода, я имел счастие испрашивать соизволение в. и. в. на внесение в Комитет министров представления о допущении впред в гимназии и в прогимназии детей лишь некоторых сословий не ниже купцов 2-й гильдии.

В. и. в., всесторонне обсудив это предположение, изволили на всеподданнейшем докладе моем 23 мая выразить мысль, что, признавая эту меру несвоевременною и неудобною, вы полагали бы за лучшее достигнуть цели отвращения наплыва в гимназии и прогимназии детей лиц, не соответствующих по домашней их обстановке среднему образованию, другими какими-либо способами, и изволили всемилостивейше повелеть мне войти в новые по этому вопросу соображения.

Проникаясь мыслью в. в., я счел нужным посоветоваться с означенными выше лицами, за исключением находящегося ныне в отсутствии действительного тайного советника графа Толстого, и мы, ввиду замечания в. в., предположили, что независимо от возвышения платы за учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию. С тем вместе, не находя полезным облегчать на казенные средства приготовление детей в гимназии и прогимназии, совещание высказало, что было бы необходимо закрыть приготовительные при них классы, прекратив ныне же прием в оные. На приведение сей последней меры в исполнение уже последовало, по всеподданнейшему докладу моему 11 апреля, предварительное высочайшее в. и. в. соизволение.

Если в. в. соизволите окончательно одобрить вышеизложенные предположения, то теперь предстоит только войти в Комитет министров с представлением:

1) об ограничении известным процентом приема в гимназии и прогимназии детей евреев, к которым может быть с пользою применена и предположенная особою комиссией под председательством статс-секретаря графа Палена мера о недопущении в гимназии и прогимназии детей евреев из низших сословий, и

2) о предоставлении министру народного просвещения, в изменение ст. 129 устава университетов 23 августа 1884 г., права определять плату за слушание лекций, не стесняясь ныне установленной 50-рублевой нормой. На приведений сих предположений в исполнение приемлю долг всеподданнейше испрашивать высочайшее в. и. в. соизволение.

Что же касается до сокращения числа гимназий и прогимназии, с преобразованием некоторых из них в реальные и промышленные училища, то имею счастие всеподданнейше доложить, что, ввиду выраженного на докладе моем 29 марта в. и, в. повеления, мною собраны уже сравнительные статистические данные о числе учеников, количестве параллельных классов и средствах содержания гимназий и прогимназий, а также сделано соображение о возможности закрытия или преобразования оных, смотря по местным условиям и средствам, на них отпускаемым из казны или от земств и городских обществ; но дальнейшие по сему предположения ныне приостановлены впредь до разрешения вопроса о преобразовании реальных и открытия промышленных училищ, так как без сего невозможно ни преобразовывать гимназии и прогимназии, ни закрывать оные, потому что ученики сих заведений, по закрытии гимназии или прогимназии в какой-либо местности, были бы лишены возможности продолжать свое образование за неимением соответственного учебного заведения, что поставило бы местные общества в крайне затруднительное положение. Впрочем, можно надеяться, что с приведением вышеизложенных мер в исполнение значительно сократится число учеников в гимназиях и прогимназиях и улучшится состав их, что особенно важно потому, что дурное направление учащихся зависит не от количества гимназий и прогимназий, а от качества учеников и переполнения каждой из них в отдельности.

Читайте также: