И д делянов кратко
Обновлено: 06.07.2024
Граф с 1888 года, российский государственный деятель, действительный тайный советник 1873, почетный член Петербургской АН с 1859 года, дворянин.
Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1838). Служил во 2-м отделении Собственной Е. И. В. канцелярии (1838–1858). В 1858–61 и в 1862–66 попечитель С.-Петерб. учебного округа, в 1860–61 чл. совета Гл. управления цензуры Мин-ва нар. просвещения (МНП). В 1861–82 директор Имп. публичной б-ки в С.-Петербурге (ИПБ, ныне РНБ). Организовал книгообмен с рядом крупных иностр. библиотек. В 1867 добился права для ИПБ получать все произведения печати, которые подлежали уничтожению по приговорам суда, в 1874 – права получать все книги из-за границы без цензуры. В 1870–80-х гг. по правилам, принятым Д., за читателями был установлен политич. надзор. Сенатор (1865). Товарищ мин. нар. просвещения (1866–1874). Статс-секретарь (1867). Чл. Гос. совета (с 1874). Мин. нар. просвещения [16(28).3.1882–29.12.1897(10.1.1898)]. По ходатайствам Д. перед имп. Александром III преподавание большинства учебных предметов переведено на рус. яз. в начальных школах Царства Польского (1885) и в тех средних учебных заведениях Прибалтийских губерний, выпускники которых получали гос. аттестат (1887). Под рук. Д. выработаны Осн. положения о промышленных уч-щах (утверждены в 1888), в результате стала развиваться сеть средних и низших технич. училищ, а также ремесленных училищ. Сторонник сохранения системы классич. среднего образования. В то же время уделял внимание развитию проф. образования: по предложению Д., ряд мужских гимназий преобразован в реальные и промышленные уч-ща.
Чл. РГО (1861), помощник пред. Рус. археологич. об-ва (1879–85). По завещанию Д., книги его библиотеки переданы С.-Петерб. ун-ту и ряду гимназий, а редкие издания – ИПБ (ок. 1,7 тыс. томов), Румянцевскому музею и его библиотеке (ок. 2,5 тыс. томов).
Награждён орденами Св. Александра Невского (1865, алмазными знаками к нему – 1870), Св. Владимира 1-й степени (1877), Св. Андрея Первозванного (1883, алмазными знаками к нему – 1894) и др.
На страницах истории России запечатлено немало имен выдающихся деятелей армянского происхождения. На службе Российской империи они прославились абсолютно в разных сферах деятельности — и на гражданской службе, и в военном деле.
Сегодня Армянский музей Москвы начнет со сферы образования, а в частности, с министра народного просвещения Ивана Давыдовича Делянова, государственного деятеля Российской империи, носившего титул графа.
Список его регалий внушителен: камергер Двора Его Императорского Величества (с 1849 года), статс-секретарь Его Императорского Величества (с 1867 года), директор Публичной библиотеки в 1861–1882 гг., действительный тайный советник (с 1873 года), член Государственного Совета (с 1 января 1874 года). На посту министра народного просвещения, c 16 марта 1882 года, Иван Делянов проводил последовательную политику в русле контрреформ Александра III.
Деляновы — дворянский и графский род армянского происхождения, с XVIII века состоявший на российской службе. Давид Артемьевич Делянов получил диплом на дворянство в 1829 году. А его сын, Иван Давыдович, получил графское достоинство.
Деляновы — выходцы из Персии. В конце XVIII века одна ветвь рода Деляновых поселилась в Константинополе, оттуда же перешла в Валахию, затем — в Бессарабию. Это — потомство Христофора Деляна. А в Россию переселился его брат — Арутюн (Артемий) Делян, отец Давида Артемьевича.
Будущий министр народного просвещения Иван Давыдович Делянов в 1838 году окончил юридический факультет Московского университета, после чего поступил на службу во Второе Отделение Собственную Его Императорского Величества канцелярию, где занимался кодификацией законов.
В 1858 году Иван Делянов временно заведовал учебной частью в Воспитательном обществе благородных девиц и Александровском училище, в петербургском Екатерининском институте. Переходит на работу в Министерстве народного просвещения, назначается попечителем Петербургского учебного округа.
В конце 1861 года Иван Делянов был назначен директором Публичной Библиотеки в Санкт-Петербурге (сейчас — Российская национальная библиотека). С его назначением библиотека вновь переходит в ведение Министерства народного просвещения из ведомства императорского Двора.
Министром народного просвещения Иван Делянов был назначен 16 марта 1882 года по прямой протекции Дмитрия Андреевича Толстого (министра народного просвещения в 1866–1880 гг., впоследствии назначенного на пост министра внутренних дел), а также при активной поддержке главного идеолога контрреформ Александра III Константина Победоносцева и издателя Михаила Каткова, также поддерживавшего политику контрреформ. После назначения министром народного просвещения Делянов покинул управление Публичной Библиотекой.
Деятельность Делянова на этом посту была неоднозначной. С одной стороны, при нем было обращено особое внимание на техническое и промышленное образование: открыт Харьковский технологический институт и Томский университет. Во множестве городов открыты средние и нижние технические и промышленные училища, пересмотрены учебные планы классических гимназий, где за счет древних языков было значительно расширено преподавание русского языка.
Контрреформы Александра III стали ответом на убийство в 1881 году его отца — императора Александра II, придерживавшегося курса либеральных реформ. После совершенного народовольцами террористического акта курс был изменен в сторону реформ консервативных. Все эти события затронули и сферу просвещения.
Иван Делянов передал в ведение Святейшего Синода церковно-приходские школы и младшие школы грамотности, придав таким образом всему начальному образованию церковный характер.
Проведение всех этих реформ не совпадало с мягким характером Ивана Делянова. Деятельность министерства народного просвещения по существу направлялась Дмитрием Толстым и Константином Победоносцевым через Делянова.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: "Сочинение по литературе в декабре"
-->
ЕГЭ. История России. Александр III. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Делянов И.Д.
Из биографии:
- Иван Давыдович Делянов – министр народного просвещения в 1882-1897 г.
- Занимал важные посты: директор Публичной библиотекой в 1861-1882,член Государственного совета с 1874. Однако стал широко известен именно в правление Александра III, когда И.Д.Делянов занимал пост министра народного просвещения.
Основные направления деятельности И.Д.Делянова их результаты
Таким образом, деятельность И.Д.Делянова на посту министра народного просвещения не была однозначной.
С одной стороны, было многое сделано для развития технического образования в России, открыты новые университеты, в ряде городов открылись промышленные , пересмотрены планы классических гимназий, большое внимание уделялось изучению русского языка.
С другой стороны, его деятельность отражала курс контрреформ Александра III: был придан церковный характер начальному образованию в церковно-приходских школах, ограничена автономия университетов ,затруднено поступление в гимназии и университеты людям низших сословий, ограничено поступление в вузы евреев.
Материал к историческому сочинению
Причины:
- Необходимость повышения образовательного уровня народа, его грамотности
- Подчинение образования интересам укреплению самодержавия
Следствие:
- Появились новые училища, университеты, гимназии, что привело в повышению количества грамотных людей
- Сохранился сословный характер образования, был ограничен приём в гимназии и университеты детей низшего сословия и некоторых национальностей.
- Процесс образования соответствовал общему духу проводимых контрреформ
- Однако в университетах распространялся дух свободомыслия.
Министром народного просвещения в период правления Александра III был И.Д.Делянов. Именно он проводил в жизнь намеченное императором.
Данный материал можно использовать, готовясь к задания № 25 по эпохе Александра III.
С 1849 камергер. В 1857 руководил Секретным комитетом по делам раскольников. В 1882-1897 министр народного просвещения. Проводил политику контрреформ: усиление церковного влияния в начальной школе; ограничение приема детей низших сословий в гимназии и евреев в средние и высшие учебные заведения, а также ограничил автономию университетов, препятствовал развитию женского высшего образования. В 1888 возведен в графское Российской Империи достоинство.
Встретили Новый год. Пришло известие, что 1 января Ульянов И. Н. был удостоен пятого ордена - Святого Станислава 1-й степени с муаровой лентой через плечо. 6 января собрались немногие сослуживцы. Илья Николаевич даже польку станцевал с Аней. Но пришла и другая весть: министр просвещения И. Д. Делянов вместо просимых пяти лет оставлял Ульянова на службе лишь на год, который истекал 1 июля 1887 года.
Ближайшие предки и потомки
♀ Мария Иоакимовна Лазарева (Абамелик)
♂ Христофор Екимович Лазарев
♂ Иван Екимович Лазарев
Нормативный акт периода контрреформ, подписанный 18 (30) июня 1887 года российским министром просвещения Иваном Давыдовичем Деляновым.
Вследствие предположения, состоявшегося в совещании при моем участии, из министров: внутренних дел, государственных имуществ, управляющего министерством финансов и обер-прокурора святейшего синода, я имел счастие испрашивать соизволение в. и. в. на внесение в Комитет министров представления о допущении впред в гимназии и в прогимназии детей лишь некоторых сословий не ниже купцов 2-й гильдии.
В. и. в., всесторонне обсудив это предположение, изволили на всеподданнейшем докладе моем 23 мая выразить мысль, что, признавая эту меру несвоевременною и неудобною, вы полагали бы за лучшее достигнуть цели отвращения наплыва в гимназии и прогимназии детей лиц, не соответствующих по домашней их обстановке среднему образованию, другими какими-либо способами, и изволили всемилостивейше повелеть мне войти в новые по этому вопросу соображения.
Проникаясь мыслью в. в., я счел нужным посоветоваться с означенными выше лицами, за исключением находящегося ныне в отсутствии действительного тайного советника графа Толстого, и мы, ввиду замечания в. в., предположили, что независимо от возвышения платы за учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию. С тем вместе, не находя полезным облегчать на казенные средства приготовление детей в гимназии и прогимназии, совещание высказало, что было бы необходимо закрыть приготовительные при них классы, прекратив ныне же прием в оные. На приведение сей последней меры в исполнение уже последовало, по всеподданнейшему докладу моему 11 апреля, предварительное высочайшее в. и. в. соизволение.
Если в. в. соизволите окончательно одобрить вышеизложенные предположения, то теперь предстоит только войти в Комитет министров с представлением:
1) об ограничении известным процентом приема в гимназии и прогимназии детей евреев, к которым может быть с пользою применена и предположенная особою комиссией под председательством статс-секретаря графа Палена мера о недопущении в гимназии и прогимназии детей евреев из низших сословий, и
2) о предоставлении министру народного просвещения, в изменение ст. 129 устава университетов 23 августа 1884 г., права определять плату за слушание лекций, не стесняясь ныне установленной 50-рублевой нормой. На приведений сих предположений в исполнение приемлю долг всеподданнейше испрашивать высочайшее в. и. в. соизволение.
Что же касается до сокращения числа гимназий и прогимназии, с преобразованием некоторых из них в реальные и промышленные училища, то имею счастие всеподданнейше доложить, что, ввиду выраженного на докладе моем 29 марта в. и, в. повеления, мною собраны уже сравнительные статистические данные о числе учеников, количестве параллельных классов и средствах содержания гимназий и прогимназий, а также сделано соображение о возможности закрытия или преобразования оных, смотря по местным условиям и средствам, на них отпускаемым из казны или от земств и городских обществ; но дальнейшие по сему предположения ныне приостановлены впредь до разрешения вопроса о преобразовании реальных и открытия промышленных училищ, так как без сего невозможно ни преобразовывать гимназии и прогимназии, ни закрывать оные, потому что ученики сих заведений, по закрытии гимназии или прогимназии в какой-либо местности, были бы лишены возможности продолжать свое образование за неимением соответственного учебного заведения, что поставило бы местные общества в крайне затруднительное положение. Впрочем, можно надеяться, что с приведением вышеизложенных мер в исполнение значительно сократится число учеников в гимназиях и прогимназиях и улучшится состав их, что особенно важно потому, что дурное направление учащихся зависит не от количества гимназий и прогимназий, а от качества учеников и переполнения каждой из них в отдельности.
Читайте также: