Художественный мир жуковского кратко

Обновлено: 19.05.2024

Формирование Василия Андреевича Жуковского (1783 – 1852) началось на рубеже XVIII и XIX столетий, в период популярности сентиментализма. Молодой Жуковский испытал на себе влияние Карамзина, который навсегда сохранил для него высокий авторитет. В дальнейшем, уже в начале XIX века, Жуковский выступил как первый представитель и глава русского романтизма.

Воспоминания, а их мир более всего представлен в элегиях и близких им стихотворениях, для Жуковского имеют глубокий философско-этический смысл:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

Жанр баллады появился в русской литературе еще до Жуковского, но только он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Больше того, он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, и в результате этот жанр превратился в характернейший для романтизма. Именно как создатель 39 баллад, написанных с 1808 по 1833 годы, поэт приобретает славу всему признанного главы нового направления.

В балладах Жуковского сохраняется меланхолическая прелесть стихов, но она существует теперь на почве сюжетов фантастических и трагических.

Балладный мир Жуковского утверждал: в жизни совершается поединок добра со злом. В нем, в конечном счете, побеждает добро – нравственное начало. В балладах развернута идея не всепрощения, а справедливого возмездия. Поэт верит, что порочный поступок не останется безнаказанным. Таков закон мирового порядка, нравственный закон, которому, по мысли поэта, подчинено все бытие.




Сентиментальный идеал верной и счастливой любви или любви, прошедшей через испытания жизни и вознагражденной, дополняется в балладах Жуковского новыми нравственно-психологическими коллизиями. Любовь в его балладах окрашивается в трагические тона. Задача поэта – наставить человека, оказавшегося в драматической ситуации утраты страстно любимого. Людмила из одноименной баллады жестоко осуждена потому, что она предается страсти, желанию быть во что бы то ни стало счастливой; любовная страсть и горе утраты жениха так ослепляют ее, что она забывает о своих нравственных обязанностях – по отношению к другим людям, к самой себе, к жизни в целом. Поэт считал, что для нравственного человека целью жизни отнюдь не является достижение счастья. Грех Людмилы, ропщущей на Бога, в том и состоял, что она хотела личного счастья вопреки всему и всем, а по концепции баллады – вопреки воле Провидения.

Формирование Василия Андреевича Жуковского (1783 – 1852) началось на рубеже XVIII и XIX столетий, в период популярности сентиментализма. Молодой Жуковский испытал на себе влияние Карамзина, который навсегда сохранил для него высокий авторитет. В дальнейшем, уже в начале XIX века, Жуковский выступил как первый представитель и глава русского романтизма.

Воспоминания, а их мир более всего представлен в элегиях и близких им стихотворениях, для Жуковского имеют глубокий философско-этический смысл:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

Жанр баллады появился в русской литературе еще до Жуковского, но только он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Больше того, он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, и в результате этот жанр превратился в характернейший для романтизма. Именно как создатель 39 баллад, написанных с 1808 по 1833 годы, поэт приобретает славу всему признанного главы нового направления.

В балладах Жуковского сохраняется меланхолическая прелесть стихов, но она существует теперь на почве сюжетов фантастических и трагических.

Балладный мир Жуковского утверждал: в жизни совершается поединок добра со злом. В нем, в конечном счете, побеждает добро – нравственное начало. В балладах развернута идея не всепрощения, а справедливого возмездия. Поэт верит, что порочный поступок не останется безнаказанным. Таков закон мирового порядка, нравственный закон, которому, по мысли поэта, подчинено все бытие.

Сентиментальный идеал верной и счастливой любви или любви, прошедшей через испытания жизни и вознагражденной, дополняется в балладах Жуковского новыми нравственно-психологическими коллизиями. Любовь в его балладах окрашивается в трагические тона. Задача поэта – наставить человека, оказавшегося в драматической ситуации утраты страстно любимого. Людмила из одноименной баллады жестоко осуждена потому, что она предается страсти, желанию быть во что бы то ни стало счастливой; любовная страсть и горе утраты жениха так ослепляют ее, что она забывает о своих нравственных обязанностях – по отношению к другим людям, к самой себе, к жизни в целом. Поэт считал, что для нравственного человека целью жизни отнюдь не является достижение счастья. Грех Людмилы, ропщущей на Бога, в том и состоял, что она хотела личного счастья вопреки всему и всем, а по концепции баллады – вопреки воле Провидения.

Василий Андреевич Жуковский - колоссальная фигура в мире литературы XIX века.
Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского.
Огромный вклад Жуковский внес в сферу переводной литературы.
Жуковский в совершенстве владел романскими языками, латынью, старославянским и именно благодаря ему российский читатель в то время познакомился с бессмертными произведениями Байрона, Гете, Шиллера и других гениев литературы.
Жуковский переводил как сказки Ш. Перо и братьев Гримм, так и “Одиссею” великого Гомера.
Если бы не он, русский читатель не скоро познакомился бы с произведениями зарубежных классиков: "Одиссеей" Гомера, балладами Гете, Шиллера, романами Вальтера Скотта.
Поэта Жуковского и историка Карамзина русская школа перевода всегда будет благодарить за неоценимый вклад в ее создание и формирование!

И из всех русских писателей первой четверти XIX века наибольший вклад в детскую литературу внес Василий Андреевич Жуковский. Всю свою жизнь выдающийся поэт занимался воспитанием и обучением детей, поэтому любил, понимал и знал их.
В 1817г. он был приглашен в царскую семью, где воспитывал наследника престола, будущего царя Александра II, а позднее-его детей.

Но все же главной заслугой Василия Андреевича Жуковского была его поэзия, наполненная загадочностью и мелодичностью. У него было собственное понимание окружающего мира, и, конечно, это отражалось в его стихах. Он внимательно наблюдал за жизнью природы, старался показать читателю ее подлинную красоту.

Художественный мир баллад Жуковского - это подлинно трагический мир. И самая "благополучная " из них - " Светлана" - особым образом.

Литературное наследство Жуковского принято делить на три основные сферы: лирика, баллады, переводы. Он открыл читателю Гёте, Шиллера, Байрона, В Скотта. И не случайно Белинский, оценивая творчество Жуковского, относительно его перевода пишет: “…Жуковский был переводчиком на русский язык не Шиллера или других каких-нибудь поэтов Германии и Англии : нет, Жуковский был переводчиком на русский язык романтизма средних веков, воскрешённого в начале XIX века немецкими и английскими поэтами. Вот значение Жуковского и его заслуга в русской литературе”

Василий Андреевич Жуковский - колоссальная фигура в мире литературы XIX века.
Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского.
Огромный вклад Жуковский внес в сферу переводной литературы.
Жуковский в совершенстве владел романскими языками, латынью, старославянским и именно благодаря ему российский читатель в то время познакомился с бессмертными произведениями Байрона, Гете, Шиллера и других гениев литературы.
Жуковский переводил как сказки Ш. Перо и братьев Гримм, так и “Одиссею” великого Гомера.
Если бы не он, русский читатель не скоро познакомился бы с произведениями зарубежных классиков: "Одиссеей" Гомера, балладами Гете, Шиллера, романами Вальтера Скотта.
Поэта Жуковского и историка Карамзина русская школа перевода всегда будет благодарить за неоценимый вклад в ее создание и формирование!

И из всех русских писателей первой четверти XIX века наибольший вклад в детскую литературу внес Василий Андреевич Жуковский. Всю свою жизнь выдающийся поэт занимался воспитанием и обучением детей, поэтому любил, понимал и знал их.
В 1817г. он был приглашен в царскую семью, где воспитывал наследника престола, будущего царя Александра II, а позднее-его детей.

Из всех русских писателей первой четверти XIX века наибольший вклад в детскую литературу внес Василий Андреевич Жуковский. Всю свою жизнь выдающийся поэт занимался воспитанием и обучением детей, поэтому любил, понимал и знал их. В 1817г. он был приглашен в царскую семью, где воспитывал наследника престола, будущего царя Александра II, а позднее -- его детей. Занимаясь педагогической деятельностью в течение 24 лет, поэт внимательно изучал педагогические теории, периодически представлял докладные записки о принципах воспитания. Воспитание, по его мнению, должно формировать человека и гражданина. Под формированием человека он понимал заботу о здоровье и физическом развитии, а под формированием гражданина -- образование, воспитание гражданских чувств и самостоятельности, а также нравственное и эстетическое воспитание. Причем образование необходимо и для аристократов, и для простого народа.

Будучи тесно связанным с детьми и занимаясь их воспитанием, В. А. Жуковский не мог не задуматься над вопросами детской литературы. Большое внимание обращал Жуковский на содержание книг для детского чтения и считал, что они должны заставлять ребенка думать. Язык детских книг, по его мнению, должен быть простым, ясным и понятным, но немногословным.

Жизнь и творчество Жуковского. Ведущий жанр поэта-романтика. Элегия как лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.10.2014
Размер файла 2,8 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Департамент образования и науки кемеровской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Томь-Усинский энерготранспортный техникум

по дисциплине: Литература

обучающаяся гр. ТРУК-1-14

1. Жизнь и творчество Василия Андреевича Жуковского

2. Элегия - ведущий жанр поэта-романтика

3. Баллада в поэзии В.А. Жуковского

Но не только поэзия привлекала Жуковского, он был переводчиком, критиком, редактором, прозаиком, а также состоял на государственной службе служил на службе (был Действительным членом Императорской Российской Академии, почетным членом Императорской Академии наук, ординарным академиком по Отделению русского языка и словесности, тайным советником).

В литературе более всего они известен как создатель романтических элегий и баллад, переводчик некоторых элегий и баллад европейских романтиков.

Моя цель в этом реферате - описать жизнь и творчество В.А. Жуковского как создателя элегического и балладного жанров в русской литературе.

1) Описать жизнь и творчество В.А. Жуковского;

2) Дать краткую характеристику поэзии В.А. Жуковского;

3) Охарактеризовать своеобразие элегий поэта;

4) Описать тематику и художественное своеобразие баллад В.А.

При подготовке реферата я использовала учебники, словарные статьи, монографии, ресурсы сети Интернет, собственные рассуждения.

1. Жизнь и творчество Василия Андреевича Жуковского

Родился будущий поэт и писатель 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Незаконнорождённый сын помещика Афанасия Ивановича Бунина (1716--1791) и пленной турчанки Сальхи (в крещении - Елизаветы Дементьевны Турчаниновой; ум. 1811), привезённой в 1770 году участниками русско-турецкой войны из-под крепости Бендеры. Фамилию свою ребенок получил от жившего в имении бедного белорусского дворянина Андрея Григорьевича Жуковского (ум. 1817), который по просьбе Бунина стал крёстным отцом ребёнка и затем его усыновил. Перед рождением мальчика в семье Бунина из одиннадцати человек детей умерло шестеро. Его супруга, Мария Григорьевна Бунина, решила взять в свою семью новорождённого и воспитать его как родного сына без права передачи дворянства и без наследства.

Скончался поэт 12 (24) апреля 1852 года в Баден-Бадене. Его тело было доставлена в Россию и захоронено на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге

2. Элегия - ведущий жанр творчества поэта

Элегия - это грустное поэтическое произведение (песнь) о всякой утрате, потому что утрата чувства, желания - это подобие смерти, исчезновение и небытие[5,с.33].

Кладбищенская элегия полна негромких раздумий. Размышление изначально присуще всякой элегии, не только кладбищенской. Элегия, в которой господствует размышление, касающееся самых разных предметов и явлений, называется медитативной (от слова медитация - размышление, раздумье). Так как предметы размышлений могут быть различными, то различны и разновидности элегий: историческая, философская, а также унылая элегия, в которой поэт предается психологическим переживаниям о своей несчастной участи.

В.А.Жуковский на первый план в словах выдвигает эмоции, психологическое состояние, душевное настроение и внутренний мир человека. До него в русской поэзии никто не описывал сферу внутренней жизни.

Он подводит читателя к мысли о том, что не надо печалиться, все когда-то умрут, но живые придут их оплакать, и в этом связь всех людей - память, сопереживание. Поэт видел задачу искусства не в том, чтобы тревожить сердца и доводить накал страстей до взрыва, а в том, чтобы в размышлении утешить человека, разрешить противоречие. В этом ранний русский романтизм отличается от европейского. Там нет разрешения противоречий, нет покорности судьбе, там торжествуют трагедия и драма, нет ни победителей, ни побежденных.

В этой элегии видны черты не только кладбищенской элегии, но и медитативной (в которой поэт размышляет), эти размышления разные, поэтому элегии бывают историческими, философскими, унылыми (психологические переживания о своей несчастной участи).

Наиболее полно черты элегии в русской литературе отразились именно в творчестве этого поэта и переводчика.

3. Баллада в поэзии В.А. Жуковского

В основе баллады представление об ужасном событии в судьбе человека в образах привидений, мертвецов, которые оживают в гробах; мертвых женихов, скачущих ночью на коне за невестой; сатаны, являющегося за душой грешника; злодеев, продавших душу ребенка дьяволу. Действие обычно происходит в особой полуфантастической обстановке: кладбище, открытые могилы, каркающие вороны, багровая луна, пляшущие духи или скелеты, ночной лес, горящие деревья.

Жизнь представляется как поединок человека и обстоятельств, которые побеждают, наличие неподвластной человеку силы рока - философская проблематика баллад. Человек в балладе преодолевает границы между потусторонним и реальным миром.

Но Жуковский не просто был переводчиком, он изменял смысл баллад.

Гете) отличается, по словам М. Цветаевой [9], от оригинала тем, что Жуковский смягчает смысл - его ребенок погибает от страха, а не от Лесного Царя, как у Гете, читатель не верит в эту сказку.

В начале баллады Светлана в предчувствии чего-то таинственного, а в конце в самой кульминации сентиментальный голубок спасает девушку от несчастья. Так автор идеализирует (в других балладах драматизирует) реальность, что и свойственно балладам.

Баллады Жуковского открыли романтическое течение в русской литературе: фантастически напряженный ход событий, драматический сюжет, мораль в конце, условность авторской поэзии. После Жуковского в русской поэзии легендарность историко-героического сюжета стала необходимым условием балладного жанра.

Обогатив литературу своего времени, Жуковский остается одним из крупнейших русских поэтов, наследие которых изучается по сей день.

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

1. Айхенвальд, Ю.И. Жуковский// Ю.И. Айхенвальд / Силуэты русских

писателей: В 3-х Вып.: 2-е изд. М., 1908 - 1913.

2. Жуковский, Василий Андреевич [Электронный ресурс]: Википедия.

3. Жуковский Василий Андреевич [Электронный ресурс]: Русский

4. Жуковский //Литературная энциклопедия: В 11 тт. М., 1929-1939. Т.4

5. История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч. 1 (1795--1830

годы) /С.М. Скибин,Н.Н. Прокофьева, В.И. Коровин. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 478 с.

6. Лебедев, Ю.В. История русской литературы XIX века. В 3-х ч. Ч.1.

7. Лебедев, Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. для

общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2000. - 320 с.

8. Минералов, Ю.И. История русской литературы ХIХ века (1800-1830-е

годы): Учеб. пособие / Ю.И. Минералов. - М.: Высш. шк., 2007. - 367 с.

Подобные документы

Жанр баллады в контексте литературы XVIII - XIX веков. Современное научное представление о балладах. Баллада в творчестве Жуковского. "Людмила" и формирование жанрового канона баллады. Оригинальные баллады Жуковского: "Ахилл", "Эолова арфа", "Узник".

дипломная работа [114,1 K], добавлен 10.03.2008

Жуковский: этапы жизни и творчества. Жанр баллады в творчестве Жуковского. В основе лучших баллад Жуковского лежит не эпическое задание, не пафос рассказчика, а напряжённое внимание человека, ищущего объяснения своей судьбы.

реферат [35,5 K], добавлен 28.11.2002

Особенности развития жанра элегии - лирического стихотворения, проникнутого грустными настроениями. Художественные принципы поэта-романтика Баратынского Е.А. Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии "Разуверение". Значение творчества.

контрольная работа [19,0 K], добавлен 20.01.2011

Отомо Якамоти - последний великий поэт эпохи "Манъёсю". Происхождение поэта, основные этапы его жизненного пути и творчества. Жанр танка в основе поэзии О. Якамоти. Особенности лирических стихотворений, их наполненность чувствами печали, тоски и уныния.

презентация [18,9 M], добавлен 17.02.2017

М.Ю. Лермонтов как продолжатель романтических традиций В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, поэтов-декабристов. Влияние Байрона на раннее творчество поэта, воплощение принципов романтизма и пессимистического реализма в его произведениях.

реферат [19,3 K], добавлен 28.05.2014

Жизненный путь великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского. Выражение мимолётных неуловимых переживаний. Любовная лирика Жуковского, характер ее элегического очарования и идеальности. Отражение отношений с Марией Протасовой в творчестве поэта.

реферат [36,6 K], добавлен 27.09.2008

Современные школьные программы по изучению произведений Ф. Тютчева. Лирический фрагмент как жанр тютчевской лирики. Точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств в лирике Ф. Тютчева. Любовная лирика поэта.


Творчество Жуковского В.А. представлено в его основных жанрах – элегии и балладе, а также в дружеских посланиях, песнях, баснях, идиллиях, романсах.

Что нового привнёс Жуковский в русскую поэтику? Стремление запечатлеть все нюансы душевных переживаний человека, умело показать их в своих композициях.

Именно эти качества коллеги по перу приветствовали как начало нового направления в литературе.

Василий Андреевич был воспитан на европейской литературе, но он был и отличным знатоком русской поэтики. У Жуковского есть одно такое удивительное качество: когда он переводит для читателей России западноевропейский образец, то в конечном итоге получается настоящее русское произведение с национальным колоритом.

Работы Жуковского раннего периода (до 1808 года) окрашены в грустные тона. В них сквозит тоска по несбывшимся надеждам.

Жуковскому близок лирический пейзаж, он выступает как создатель тонких эмоциональных состояний. Жанры, к которым обращается в это время поэт – дружеские послания, песни, басни, идиллии, романсы, но главное – элегии.

Творчество Жуковского, начиная с 1830 года, представлено, в основном, переводческими работами. Василий Андреевич обладал выдающимся талантом переводчика. Благодаря деятельности Жуковского в период после 1830 года, русский читатель смог познакомиться с произведениями лучших поэтов Англии (Байрон, Скотт, Томсон, Грей), Германии (Бюргер, Шиллер, Гёте), Франции (Лафонтен, Парни), Греции (Гомер).

Заканчивается это поэтическое произведение напоминанием об ответственности поэта перед потомством:

Творчество Жуковского сильно в той части, которая рассказывает нам о любви, о дружбе. Необыкновенно задушевные, музыкальные стихи написаны лёгким слогом, многие из них положены на музыку. Стихотворения о природе отличаются тонким видением предмета.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также: