Художественный мир произведения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Художественное целое всегда направляется к неизвестному адресату, в существовании которого поэт не может сомневаться, не усомнившись в себе. При этом внешняя адресованность литературного текста (посвящения, обращения к читателю) для искусства факультативна. Эстетическая адресованность состоит в том, что произведение уже содержит в себе внутреннюю точку зрения, с которой этот мир открывается во всей своей целостности и оригинальности.

Оглавление

1. Понятие мира художественного произведения. Ценностный центр мира художественного произведения. Не тождественность изображаемого мира первичной реальности.

2. Персонаж. Типы персонажей (авантюрно-героический, житийно-идиллический, антигерой).

3. Художественная деталь. Типы художественной детали (деталь-подробность, деталь-символ).

4. Портрет. Типы портретов (по месту в тексте, по художественным приёмам, по отношению к внутреннему миру). Портрет-грация (Ф. Шиллер).

5. Пейзаж. Типы пейзажа (идиллический, экзотический, национальный). Функции пейзажа. Отличие пейзажа от изображения природы.

6. Время и пространство художественного произведения.

7. Автор и его присутствие в произведении. Образ автора. Автор, повествователь, рассказчик.

8. Художественная речь (язык художественной литературы).

9. Психологизм. Приёмы психологизма.

Файлы: 1 файл

Практическая № 1 (мир худ произведения).docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра издательского дела и журналистики

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОСНОВАМ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Выполнила: Коршунова А.,

студентка 712 группы

Проверила: Лапко А.В.

Хабаровск 2012 г.

1. Понятие мира художественного произведения. Ценностный центр мира художественного произведения. Не тождественность изображаемого мира первичной реальности.

2. Персонаж. Типы персонажей (авантюрно-героический, житийно-идиллический, антигерой).

3. Художественная деталь. Типы художественной детали (деталь-подробность, деталь-символ).

4. Портрет. Типы портретов (по месту в тексте, по художественным приёмам, по отношению к внутреннему миру). Портрет-грация (Ф. Шиллер).

5. Пейзаж. Типы пейзажа (идиллический, экзотический, национальный). Функции пейзажа. Отличие пейзажа от изображения природы.

6. Время и пространство художественного произведения.

7. Автор и его присутствие в произведении. Образ автора. Автор, повествователь, рассказчик.

8. Художественная речь (язык художественной литературы).

9. Психологизм. Приёмы психологизма.

I. Мир художественного произведения

Мир произведения — это художественно освоенная и преображенная реальность. Он многопланов. Наиболее крупные единицы словесно-художественного мира — персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты. Мир включает в себя компоненты изобразительности (художественной предметности):

- акты поведения персонажей;

- черты их наружности (портреты);

- факты окружающего людей бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров; картины природы — пейзажи).

От эпохи к эпохе предметный мир произведений все шире и настойчивее осваивается в его мельчайших подробностях. Писатели и поэты как бы вплотную приближаются к изображаемому.

«Когда сюда на этот гордый гроб

Художественное целое всегда направляется к неизвестному адресату, в существовании которого поэт не может сомневаться, не усомнившись в себе. При этом внешняя адресованность литературного текста (посвящения, обращения к читателю) для искусства факультативна. Эстетическая адресованность состоит в том, что произведение уже содержит в себе внутреннюю точку зрения, с которой этот мир открывается во всей своей целостности и оригинальности.

II. Персонаж

Во-вторых, и это едва ли не главное, персонаж имеет в составе произведения значимость самостоятельную, независимую от сюжета (событийного ряда): он выступает как носитель стабильных и устойчивых (порой, правда, претерпевающих изменения) свойств, черт, качеств.

Ценностные ориентации (их можно также назвать жизненными позициями) весьма разнородны и многоплановы. Сознание и поведение людей могут быть направлены на ценности религиозно-нравственные, собственно моральные, познавательные, эстетические. Они связаны и со сферой инстинктов, с телесной жизнью и удовлетворением физических потребностей, со стремлением к славе, авторитету, власти.


Прежде чем ответить на этот вопрос, предложу тебе простенькую задачу. Скажи, пожалуйста, придет ли тебе в голову громко запеть на уроке математики? Затеять игру в жмурки на станции метро? Устроить футбольный матч в классе? Конечно же нет. А почему? Причины, если подумать, совсем разные. Петь нельзя потому, что ты мешаешь работать другим. Играть в жмурки в метро или на железнодорожной станции опасно. А в футбол в классе играть просто неудобно. Точно так же и в литературном произведении, там есть свои правила: свое пространство, свои временны?е границы и многое другое, присущее только этому произведению.

Дело в том, что при чтении произведения человек становится как бы участником описываемых событий, поэтому он и воспринимает их так, словно они касаются его лично.

Писатель помогает читателю проникнуть в художественный мир произведения, создавая художественные образы, которые воздействуют не на разум, а на чувства читателя, активизируют его воображение. Для того чтобы при чтении возникли зримые картины художественного мира, используются изобразительные средства литературы, а чтобы читатель ощутил себя участником происходящих событий, используются выразительные средства, пробуждающие личное отношение читающего к происходящему.

В распоряжении писателя множество изобразительно-выразительных средств, с некоторыми из них я познакомлю тебя в этой книге. Средства эти автор черпает из родного языка, причем русский язык обладает редкостными поэтическими возможностями.

Другой не менее распространенный троп называется метафорой. Метафора – это скрытое сравнение. Посмотри на первую строчку уже знакомого тебе стихотворения А. А. Фета:

Пыль встает вдали…

Иногда автор наделяет предметы и явления природы человеческими свойствами. Такой троп называется олицетворением. Вот, например, как королевич Елисей обращается к ветру:

Ветер, Ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч…

Аль откажешь мне в ответе.

Существуют и другие тропы, с которыми ты со временем тоже познакомишься, а пока я лишь хочу попросить тебя: читая книги, внимательно вслушивайся в речь повествователя, старайся почувствовать смысл каждого слова.

К следующему уроку попробуй самостоятельно подобрать примеры использования эпитетов и тропов в прочитанных тобой литературных произведениях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Художественный мир Крылова.

Художественный мир Крылова. 2 февраля 1838 года в Петербурге торжественно отмечался юбилей Крылова. Это был, по справедливому замечанию В. А. Жуковского, «праздник национальный; когда можно было пригласить на него всю Россию, она приняла бы в нем участие с тем самым чувством,

Художественный феномен Пушкина.

Художественный феномен Пушкина. Как мы уже отмечали, необходимым условием для вступления новой русской литературы в зрелую фазу ее развития являлось формирование литературного языка. До середины XVII века таким языком в России был церковнославянский. Но с «Жития

Художественный мир Лермонтова.

Художественный мир Лермонтова. Преобладающий мотив творчества М. Ю. Лермонтова – это бесстрашный самоанализ и связанное с ним обостренное чувство личности, отрицание любых ограничений, любых посягательств на ее свободу. Именно таким поэтом, с гордо поднятой головой он и

Что такое хорошо и что такое плохо?

Что такое хорошо и что такое плохо? Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: – Что такое хорошо и что такое плохо? — У меня секретов нет, – слушайте, детишки, — папы этого ответ помещаю в книжке. – Если ветер крыши рвёт, если град загрохал, — каждый знает – это вот для

АКЦИОНИЗМ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

АКЦИОНИЗМ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ от англ. action art – искусство действия.Обобщающее название для ряда форм, возникших в западном авангардистском искусстве 1960-х годов (хеппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса, искусство демонстрации), или, говоря иначе, тип художественной

КОНСЕРВАТИЗМ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

КОНСЕРВАТИЗМ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ от лат. conservare – сохранять.Тип художественной практики и художественного восприятия, сориентированый – в противовес инновационным стратегиям и эстетическому релятивизму постмодернистов – на кажущийся незыблемым круг ценностей, идеалов и

В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ ГОСИЗДАТА

В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ ГОСИЗДАТА [Москва, 30 мая 1926 г.]В Литературно-художественный

В литературно-художественный отдел Гиза

В литературно-художественный отдел Гиза тов. Бескину.

В литературно-художественный отдел Гиза

В литературно-художественный отдел Гиза В ответ на Ваше письмо сообщаю:По моем возвращении из-за границы мною был заключен с Гизом договор на все имевшиеся в работе вещи: "Роман", "Драма", "Мое открытие Америки" и "Испания, Атлантический Океан, Гавана" (стихи). Я сумел сдать

94. Художественный жест

95. Художественный процесс

95. Художественный процесс Художественный процесс — это просто совокупность всего, что происходит в искусстве и с искусством.А вы что

Московский Художественный Театр*

Московский Художественный Театр* Чем определилось появление этого совершенно исключительного по своей значительности не только для России, но и для Европы театра? Конечно, этому были и специфические художественно-театральные причины, но в первую голову и Причины

Художественный образ

Классицизм как художественный метод

Классицизм как художественный метод Проблема классицизма вообще и русского классицизма в частности является одной из наиболее дискуссионных проблем современного литературоведения. Не вдаваясь в подробности этой дискуссии[17], постараемся остановиться на тех

О том, как создается художественный мир стихотворения

О том, как создается художественный мир стихотворения Теперь я расскажу, как устроено лирическое стихотворение. Художественный мир лирического стихотворения может быть неустойчивым, его границы смутно различимы, как зыбки и трудноуловимы переходы между человеческими

См.: Введение в литературоведение / Чернец Л.В. Хализев В.Е. и др./ рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. – М: “Высшая школа”, 2000.

Вырабатывая представление о специфике художественного произведения как образа мира, нужно освоить два важнейших теоретических положения:

Путем теоретического абстрагирования можно выявить общую структурную модель литературного произведения, изучение которой позволит понять основные принципы формирования при ее посредстве разнообразных образов мира.

3. Какова же эта общая структурная модель литературного произведения? В современном литературоведении утвердился взгляд на художественное произведение как на сложную систему, состоящую из следующих взаимосвязанных структурных уровней и их подсистем.

уровень концептуальный (его подсистемы — тематика, проблематика, конфликт, идейный пафос);

Художественный мир— это условная реальность, со­зданная воображением писателя с помощью художествен­ных средств по законам словесного искусства.

Содержание и форма литературного произведения

Содержание и форма всегда слиты в единое целое. Разде­лить форму и содержание можно только в нашем воображе­нии, условно.

Содержание литературного произведения

Тематика– художественная взаимосвязь и взаимозави­симость нескольких самостоятельных тем.

Основная тема– тема, организующая весь художест­венный мир произведения (как правило, масштабного).

Проблематика– это совокупность и взаимосвязь всех проблем, поставленных в литературном произведении.

Художественная идея– главная обобщающая мысль или система мыслей в литературном произведении.

При определении идеи и идейного звучания очень важно для читателя учитывать авторскую позицию.

Способы выражения авторской позиции:непосредствен­но прямо в тексте (слова автора), персонаж-резонёр, загла­вие, эпиграф; эмоциональные характеристики персонажей, то, как описываются и оцениваются автором изображаемые им события, общая тональность произведения; пейзаж, ин­терьер, портрет; интонация произведения (сарказм, ирония и т.п.).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Художественный мир как самостоятельная литературоведческая категория

Художественный мир как самостоятельная литературоведческая категория.

Читать еще: Родился сын посадить дерево. Что на самом деле означает фраза "посадил дерево, родил сына, построил дом"

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Базылев О. С.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК МЕТОД САМОВЫРАЖЕНИЯ АВТОРА

Проблема анализа художественного произведения как проекции отношений внутреннего мира художника и реальности вызывает живейший интерес искусствоведов, так как присущая нынешнему времени широкая стилевая вариативность творчества открыла перед художником новые возможности для выражения собственного мироощущения. При этом художественный мир традиционно сочетает в себе и физические параметры реального мира, и духовную сферу внутреннего мира человека.

Реальность — это объективный мир, который человек из-за специфики своего сознания воспринимает как обыденность, которую пытается понять и объяснить. Но все критерии ее оценки относительны и не могут отразить истинный абсолют существования. То, что человек считает знанием о реальности -просто описание привычных представлений о мире.

Внутренний мир человека вообще можно отнести к миру незнания. За многие тысячелетия человек научился описывать свои эмоции и ощущения от соприкосновения с реальностью. Так как отличительными человеческими качествами являются воображение и способность размышлять, то представляется совершенно невозможным создать абсолютно четкую картину мира. Человек изобрел различные способы выражения его видения — язык, знаковые системы (от клинописи до компьютерных языков). Искусство — одно из частных проявлений этого выражения. А изобразительное искусство — своего рода иллюстрация взаимоотношений личности и реального мира.

Следовательно, можно предположить, что из слияния этих двух миров в процессе творческой деятельности может

возникнуть еще один — мир художественного произведения со свойственными только ему критериями. Далее мы рассмотрим некоторые аспекты, которые присущи художественному миру, а именно пространство и время, нравственные и психологические категории картины.

Художественное произведение представляет собой целостную, законченную систему, которая обладает свойственными лишь ей одной характеристиками пространства и времени. Это реальная действительность, отраженная через мироощущение художника. Для того чтобы художественное произведение оставалось целостным, необходимо понять его внутренний мир в частных, индивидуальных проявлениях.

Несомненно, действительность находит отражение в картине, но то преображение, которому она подвергается в художественном произведении, имеет своей целью выразить идеи и задачи, которые волнуют художника. Мир художественного произведения — результат и верного отображения, и активного преображения действительности. Для того чтобы правильно интерпретировать самосознание автора, необходимо рассматривать оба этих аспекта как целостную систему, как самостоятельный мир, наделенный всеми признаками, которые мы находим у мира реального.

Анализируя художественный мир произведения, необходимо учитывать следующие характеристики. Во-первых, каждое произведение имеет свое жизненное пространство. Его границы зависят от воображения художника и от композиционных задач, решаемых произведением. Именно внутренний мир произведения диктует размер за-

действованного пространства, его реальные или воображаемые параметры. Второй важной характеристикой является время, которое тоже имеет свои границы. Время обладает физическими свойствами и представляет собой интересный и сложный аспект при анализе внутреннего мира картины. Здесь важны не взгляды автора на время, а особенности и закономерности временного пространства.

Время, как и пространство, лишь косвенно связано с реальным временем художника, который художественно трансформирует действительное время. Именно время дает возможность творчества, создает необходимую художнику вариативность, позволяет творить свой мир, отличный от мира другого произведения, другого автора, другого художественного направления, стиля.

Особенностью хронотопов является их жанровое значение. Каждому жанру художественного творчества присущ свой набор хронотопов, по которому можно классифицировать произведение. Причем новые хронотопы могут заимствовать мотивы из уже сложившихся стилей, но в своеобразной последовательности, что ведет к рождению абсолютно нового сочетания. Многие мотивы входят как составные элементы в сюжеты кар-

тин разных эпох и жанров. Таким образом, два наиболее важных для построения художественного мира аспекта -время и пространство — не только тесно связаны друг с другом, но и сливаются в единое целое. Причем эти сочетания имеют жанровую принадлежность.

Наряду с вышеперечисленными, необходимо выделить такие характеристики внутреннего мира произведения, как психологический и нравственный мир.

Социальное устройство художественного мира также должно анализироваться, как присущее данному произведению, а не как взгляды автора на социальные проблемы реального мира.

Нравственная сторона имеет непосредственное конструирующее значение. Категории добра и зла претерпели изменения с развитием искусства. Абсолютно четко разграниченные понятия размываются со временем. Различные жанры начинают оправдывать зло объективными причинами, рассматривать как социальный и религиозный протест (как, например, в романтизме). В классицизме зло приобретает историческую окраску, становится над миром.

Все перечисленные аспекты есть компоненты художественного мира произведения. Каждый занимает определенное место и необходим для данной системы. Художественный мир картины представляет собой законченную, заключенную в определенные рамки систему. Так как эта система живет по своим,

свойственным только ей законам, принципам, имеет свое пространство, время, психологию, мораль, социальную и материальную среду, то все они являются значимыми категориями при анализе произведения. Нельзя оценивать произведение в рамках одного аспекта, так же, как и нельзя затронуть все аспекты по отдельности, не принимая во внимание их взаимосвязь и отношения. Лишь комплексное исследование всех аспектов дает полную картину мира, созданного художником.

Художественный мир в его общих чертах можно рассматривать как некую творческую традицию. Работая во время господства определенного жанра или сознательно выбрав его, художник развивает этот мир, добавляя свои типажи, которые разыгрывают беспокоящие автора проблемы и идеи. Он зашифровывает свое мироощущение кодом художественных инструментов. Посредством их автор приводит зрителя к пониманию произведения, его смысла и идеи, а также косвенным путем внушает свое отношение к происходящему.

Следует отметить, что в изобразительном искусстве широко используются такие творческие приемы, как ирония, гротеск, насмешка, черный юмор. Доведенный до абсурда, гипертрофированный мир картины имеет своей целью показать действительность сквозь призму обрат-

ного отражения. Насколько бы извращено и перевернуто не было представление идеи — это отражение существующих проблем. И художники-абсурдисты в рамках своей традиции выработали творческое направление, которое, по их мнению, единственно способно в настоящее время пробиться в очерствевшие головы зрителей. Лишь посредством черного юмора и иронии (чем хуже, тем легче) можно заставить людей прийти вначале в недоумение от произведения, а затем и заронить зерно сомнения в души — а не про наш ли мир этот бред?

В искусстве абсурда тесно сплелись реальность и фантастика, гротеск и абсурд. Все чаще возникает тема сюжета в сюжете. Композиция состоит из нескольких сюжетов, которые, благодаря творческим приемам, оказываются связанными друг с другом. Каждый сюжет развивается в мире, где зачастую действуют свои законы. Художник создает первый мир, а дальше оставляет зрителя на волю своих эмоций, которые уже сами являются создателями. Зритель проваливается все дальше и дальше в придуманные миры. И чем менее он искушен и требователен, тем быстрее они становятся для него реальностью, с которой он себя отождествляет.

Художник создает свою интерпретацию мира, его возможную модель, которая, позаимствовав предметы из реального и придуманного миров, сохраняет свою индивидуальность и живет по своим законам. Такой художественный мир не является отражением действительности, а существует самостоятельно. А все заимствования из других миров призваны служить определенными инструментами, которые создадут внутренние связи в произведении. Например, такой прием, как ирония, доводит мир произведения, созданного на основе конкретного объекта и имеющего свои отличительные чер-

ты, до гротеска, где легко будут различимы черты всего окружающего нас мира. Картина в картине дает художнику возможность не отождествлять себя с героями произведения.

Художник выражает результат своих поисков в доступной ему художественной форме. Внутренний мир произведения строится таким образом, чтобы провести зрителя по пути этого поиска и привести к ответу, который автор для себя считает абсолютным. Область поисков — само произведение, внутренние взаимодействия, между компонентами которого вычерчивается направление поиска. Композиционные приемы направляют зрителя в нужное русло, не давая углубиться в его собственные представления о созданном автором мире.

Первый пункт поиска — почти реализм; понятное, простое начало порождает естественную попытку найти ответ рядом, в окружающем мире, не углубляясь в философские дебри. Так как люди стремятся найти смысл своей жизни, то они создают системы ценностей, которые являются идеалом и целью этого стрем-

ления. Но эти системы достаточно условны, они существует для определенного слоя, и являются не непреложной истиной, а результатом, который отвечает всем критериям поиска.

Специфической психологической особенностью художника как личности является то, что его интересуют не объективный и предметный мир, не чувственное и эмоциональное развитие, а разнообразие представлений о реальности, условные системы оценки окружающего мира. Объект его интереса — не объективная реальность, а результат отношений человека и окружающего мира. Так же, как автор, создавая внутренний мир произведения, проецирует на него свое осознание реальности, в свою очередь, и системы ценностей являются рефлективным протоколом отношений людей с той же реальностью. Количество вариантов безгранично, и можно выделить общие тенденции, присущие определенному времени или социальному состоянию мира. Система ценностей — это продукт коллективного сознания, которое, будучи наделенным разумом, стремится найти свою интерпретацию привычной истины.

Работая над картиной, художник исследует возможности создания идеальной композиционной системы для оправдания человеческого существования. Он ищет вариант, который бы подходил по всем критериям, давал толчок к развитию.

Художественный мир обладает теми же параметрами и категориями, что и мир реальный — пространством, временем, психологической и нравственной средой. Но при этом художественный мир произведения представляет собой не обособленную систему, а результат взаимоотношений внутреннего мира автора и реальности.

1. Бахтин, М. Время и пространство в литературе / М. Бахтин // Вопр. лит. — 1974. — № 3.

2. Лихачев, Д. С. Внутренний мир художественного произведения / Д. С. Лихачев // Вопр. лит. — М., 1968. — № 8.

Читайте также: