Художественный мир драматурга островского кратко о главном колумб замоскворечья

Обновлено: 02.07.2024

А. Н. Островский – поистине московский драматург. Современники называли его “Колумбом Замоскворечья”, да и сам он писал: “Я знаю тебя, Замоскворечье… Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам”. Да, это так.

Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Он гордился ей, считал памятником русской культуры и славы. Однажды он запишет: “Москва – патриотический центр государства, она недаром зовется центром России.

Островский всегда с гордостью подчеркивал, что он “коренной житель Москвы”. Пожалуй, отношение драматурга к этому городу наиболее полно выразил герой пьесы “Козьма Захарьич Минин-Сухорук”: “Москва нам корень прочим городам… Москва нам мать!”

Жизнь героев своих будущих пьес Островский знал не понаслышке. До девятнадцати лет он сам жил в Замоскворечье. Отец драматурга некоторое время возглавлял учреждение, занимавшееся рассмотрением дел банкротов.

Сам Островский несколько лет проработал

в московских судах. Все это давало писателю великолепный социально-бытовой материал для будущих пьес. Позже Островский признавался: “Не будь я в такой передряге, пожалуй, не написал бы “Доходного места”.

Первая пьеса автора – “Картина семейного счастья” – целиком посвящена Москве, как, впрочем, и еще 28 пьес, среди которых такие шедевры российской драматургии, как “Свои люди – сочтемся”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Женитьба Бальзаминова”. В пьесах Островского отражена вся география старой Москвы, упомянуты все ее важнейшие памятные места, улицы и переулки. На страницах его произведений мы встретим Сокольники, Гостиный двор, колокольню Ивана Великого, Иверскую часовню, Кузнецкий мост, Каретный ряд и многое другое.

Некоторые произведения описывают историческое прошлое столицы, одни из самых драматических его моментов, например, “Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский”, “Воевода”.

Но основное внимание Островский уделяет быту и нравам своих современников. Писатель начинает свой путь как последователь Гоголя, сторонник идей Белинского и Герцена, как представитель “натуральной школы”, а потому его интересует жизнь простых людей, населявших Москву. Главными действующими лицами пьес Островского становятся представители купечества.

Драматург сумел угадать, что это сословие неотвратимо превращается в хозяев жизни в городе, а потому исследует нравы купечества с предельной тщательностью.

Островский-сатирик обличает невежественных самодуров, мелких и крупных хищников, семейные отношения. Герои его пьес зачастую уверены, что “человек коммерческий” не может обойтись без обмана и хитрости. Писателя возмущает произвол главы семьи, по воле которого можно выдать молодую девушку за богатого старика (“Картина семейного счастья”), женить сына “насильственным образом” (“В чужом пиру похмелье”).

В семьях купцов царит страх жертв и произвол самодуров (“Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда…”).

Большое внимание уделяет Островский и описанию чиновничества. Драматург создает образы невежественного и грубого Беневоленского (“Бедная невеста”), ограниченного Бальзаминова, чьи мечты не идут дальше голубого плаща, “серой лошади и беговых дрожек” (“Праздничный сон – до обеда”), бессердечного и циничного Гневышева, который превращает бедную родственницу в свою любовницу (“Богатые невесты”), карьериста и казнокрада Вишневского (“Доходное место”).

Конечно, и купечество, и чиновничество воспринимаются писателем дифференцированно. В таких пьесах, как “Не в свои сани не садись” и “Бедность не порок”, купечество изображается как хранитель исконно русских патриархально-религиозных нравов. Чиновники же не всегда карьеристы и вымогатели.

Среди них встречаются бедные и честные люди, живущие на грошовое жалованье. Одни из них обречены на постоянные лишения (Жадов из пьесы “Доходное место”), другие, не выдерживая нужды, совершают преступления и сходят сума (Кисельников из драмы “Пучина”).

Отображая социальные характеры Москвы, Островский противопоставляет купечеству и чиновникам Москву трудовую, демократическую. Представителям интеллигенции живется нелегко, но они ненавидят произвол и насилие, стоят на позициях служения Родине. “Общественные пороки крепки, невежественное большинство сильно. Борьба трудна и часто пагубна; но тем больше славы для избранных: на них благословение потомства; без них ложь, насилие выросли бы до того, что закрыли бы от людей свет солнечный”, – убеждает свою жену Жадов.

Социальные типы, выведенные Островским, взяты драматургом из реальной жизни. Его пьесы – подлинная энциклопедия русской жизни второй половины XIX века.

Москва всегда будет благодарна своему гениальному певцу. Но не только пьесы Островского принесли ему славу. Александр Николаевич останется в истории как реформатор русского театра, создатель демократической национальной драмы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить уч-ся с личностью и творчеством великого русского писателя; уметь свободно оперировать знаниями об авторе; познакомить с жанром драмы в творчестве Островского; развивать монологическую речь, мышление, память учащихся; прививать интерес к чтению художественной литературы; воспитывать интеллектуально развитую личность.

Цели: познакомить уч-ся с личностью и творчеством великого русского писателя; уметь свободно оперировать знаниями об авторе; познакомить с жанром драмы в творчестве Островского; развивать монологическую речь, мышление, память учащихся; прививать интерес к чтению художественной литературы; воспитывать интеллектуально развитую личность.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, презентация, хронологическая таблица.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, выступления уч-ся.

Тип урока: лекция

Лекционный материал об А.Н. Островском (учитель + обучающиеся)

Жизнь и творчество А. Н. Островского

Александр Николаевич Островский (1823–1886) – талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.

Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.

Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.

Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.

После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.

В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.

Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.

С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.

С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.

1. Этапы творческого пути А. Н. Островского

Особенности стиля Островского

Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;

Специфические авторские ремарки;

Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия

Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);

Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;

Значимость первой реплики героя;

"Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;

Своеобразие речевой характеристики героев.

2. А. Н. Островский в 70–80-е годы

Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.

Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.

1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.

1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.

А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы: Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?


Островский не просто великий драматург, но и, без сомнения, великий писатель. Многие его пьесы хочется перечитывать раз за разом – и даже не обязательно ходить на спектакли, – уверена библиотекарь Ольга Сустретова.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича, написанных разговорным языком, изображается патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющимся укладом. Большинство актёров принимали новые пьесы Островского с восторгом, они чувствовали их новизну и жизненность.



Навеки для нас остался Театр Островского. Где темное царство разбивается об один единственный лучик света. Главное его разглядеть.


Лебедев, Ю. В. А. Н. Островский и русская литература: к 190-летию со дня рождения А. Н. Островского / Ю. В. Лебедев. – Литература в школе. – 2013. – № 4. – С. 7-12

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

В. Г. Перов. Портрет А. Н. Островского (1871) «Литературе Вы принесли в дар ц.

Замоскворечье - ремесленные слободы, лавки и дома купцов. «Там, за мостом — т.

Замоскворечье в представлении Островского не ограничивалось Камер-коллежским.

Замоскворечье в представлении Островского не ограничивалось Камер-коллежским валом. За ним от московских застав вплоть до Волги шли фабричные села, посады, города и составляли продолжение Москвы - самую бойкую, самую промышленную местность Великороссии. Там на глазах из сел возникали города, а из крестьян богатые фабриканты. Там бывшие крепостные превращались в миллионщиков

Там простые ткачи в 15-20 лет успевали сделаться фабрикантами-хозяевами и на.

Там простые ткачи в 15-20 лет успевали сделаться фабрикантами-хозяевами и начинали ездить в каретах. Все это пространство в 60 тысяч с лишком квадратных верст и составляло как бы продолжение Москвы и тяготело к ней

Купец интересовал Островского не только как представитель торгового сословия.

Купец интересовал Островского не только как представитель торгового сословия, но и как центральная русская натура, средоточие народной жизни в ее росте и становлении, в ее движущемся, драматическом существе

В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на.

В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург. Сейчас это дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9)


Николай Фёдорович Островский (1796 - 1853 ),отец А.Н. Островского, выпускник.

Николай Фёдорович Островский (1796 - 1853 ),отец А.Н. Островского, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде, занимался частной судебной практикой по имущественным и коммерческим делам среди купечества. Он был человеком незаурядным, целеустремленным, много сделал для того, чтобы его дети получили хорошее образование

Мать – из бедного духовенства, дочь пономаря и просвирни, отличалась, наряду.

Мать – из бедного духовенства, дочь пономаря и просвирни, отличалась, наряду с красотой, высокими душевными качествами, умерла в 1831 году, когда будущему драматургу было восемь лет Эмилия Андреевна Островская (1812-1898) - мачеха А.Н.Островского – происходила из старинного дворянского рода обрусевших шведов. Она преобразовала патриархальный замоскворецкий быт семьи на дворянский лад, заботилась о хорошем домашнем воспитании своих детей и пасынков

Бабушка Наталья Ивановна жила в семье Островских и служила просвирней в прихо.

Бабушка Наталья Ивановна жила в семье Островских и служила просвирней в приходе Фёдор Иванович Островский - дед А.Н.Островского - жил в Костроме и служил в Благовещенской церкви Большое влияние они оказали на духовное формирование мальчика

В семье Он был третьим ребенком. Его сестра и брат были детьми очень одаренны.

В семье Он был третьим ребенком. Его сестра и брат были детьми очень одаренными и прославились каждый на своем поприще. В семье царил культ образования Няня, Авдотья Ивановна Кутузова, женщина, щедро одаренная от природы, чувствовала красоту русского языка, знала многолюдный говор московских базаров, на которые съезжалась едва ли не вся Россия. Няня искусно вплетала в разговор притчи, шутки, пословицы, также Авдотья Ивановна Кутузова славилась как большая мастерица сказывать сказки

1-я Московская гимназия, в которой учился А.Н. Островский Благодаря достатку.

1-я Московская гимназия, в которой учился А.Н. Островский Благодаря достатку своего отца, Островский имел домашних учителей (один из них – студент Вифанской семинарии), в 1835 году он поступил в 3-й класс 1-й Московской гимназии, в то время образцового среднего учебного заведения с гуманитарным уклоном, которую окончил в 1840 году.

Московский университет В 1840 году А.Н. Островский принят на юридический фак.

Московский университет В 1840 году А.Н. Островский принят на юридический факультет в Московский университет, где в то время господствовали антикрепостнические настроения

Он знает греческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии изучает ан.

Он знает греческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии изучает английский, итальянский, испанский языки, страстно увлекается театром. В 1843 году, не закончив, он покидает университет, так как занятия юридическими дисциплинами стали мешать его творческим устремлениям. В университетские годы он много читал. Его формирование происходило под воздействием литературно-критических статей Белинского и реализма обличительных статей Герцена, что и определило направленность его творчества

В 1843 году отец определил его на службу в Московский совестный суд. Для буду.

В 1843 году отец определил его на службу в Московский совестный суд. Для будущего драматурга это был неожиданный подарок судьбы. В суде рассматривались жалобы отцов на непутевых сыновей, имущественные и другие домашние споры

Во время службы в Московском совестном суде Островский изучил: семейные и общ.

Во время службы в Московском совестном суде Островский изучил: семейные и общественные условия купеческого быта; самобытный сокровенный мир простых людей; мир патриархальной русской семьи; речь людей разных сословий и профессий; оригинальные черты отдельных личностей, выработанные семейным и общественным строем дореформенной России.

Еще с гимназических лет Островский становится завзятым московским театралом.

Еще с гимназических лет Островский становится завзятым московским театралом. Он посещает Петровский (ныне Большой) и Малый театры, восхищается игрой Щепкина и Мочалова, читает статьи В. Г. Белинского о литературе и театре

Каждое лето семья Островских приезжает в имение Щелыково Костромской губернии.

Цель: «обличение социальных пороков, тем самым способствовать нравственному.

«Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Испра.

1848 г. – путешествия в Костромскую губернию, осмотр старинных русских городо.

1856 г. – экспедиция по Волге от истоков до Нижнего Новгорода по заданию морс.

1856 г. – экспедиция по Волге от истоков до Нижнего Новгорода по заданию морского министерства, командировавшего литераторов для изучения быта и промыслов населения, связанного с реками и судоходством

1860 г. – поездка с гастролировавшим актером А.Е. Мартыновым в Воронеж, Харьк.

1860 г. – поездка с гастролировавшим актером А.Е. Мартыновым в Воронеж, Харьков, Одессу, Севастополь; 1862 г. – заграничное путешествие по Германии, Австрии, Италии с посещением Парижа и Лондона; 1865 г. – поездка с И.Ф. Горбуновым по Волге; 1883 г. – поездка с братом М.Н. Островским в Закавказье

Значение поездок Островского для его творчества Изучение: нравов и быта насел.

Значение поездок Островского для его творчества Изучение: нравов и быта населения; особенностей местных говоров и наречий. Описание интересных сцен из народной жизни. Создание пейзажных зарисовок. Знакомство с местной литературой.

Общая характеристика творчества 1847 – 1851 1852 – 1854 1861 – 1886 1855 – 1860

Общая характеристика творчества 1847 – 1851 1852 – 1854 1861 – 1886 1855 – 1860

Первый этап творчества (1847-1860) В эти годы Островский сотрудничает с журна.

Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо: И.А. Гончаров.

Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович Литературное окружение А.Н.Островского 1855 – 1860 годы – в этот период А. Н. Островский сближается с революционными демократами.

Второй этап творчества (1861-1875) В эти годы Островский создаёт пьесы, отраж.

Третий этап творчества (1876-188) В этот период почти все драматические сочин.

А.Н. Островский как театральный деятель: создает репертуар русского театра –.

А.Н. Островский как театральный деятель: создает репертуар русского театра – пишет 47 оригинальных пьес, 7 пьес в сотрудничестве с другими авторами, переводит 20 пьес с итальянского, испанского, французского, английского и латинского языков; ведет режиссерскую работу; пишет статьи по теории сценического искусства; принимает личное участие в судьбе деятелей русского театра

Много занимался Островский переводами. Он начал в 1850 году с перевода шекспи.

 Создание народного театра А.Н.Островский, 1885

Создание народного театра А.Н.Островский, 1885

- обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человечес.

Общественная деятельность А.Н. Островского инициатор и активный участник «Ли.

Скульптор Н. А. Андреев. Памятник А. Н. Островскому в Москве у Малого театра.

Дети Островского. Слева направо: Александр, Сергей, Любовь, Мария, Михаил Ме.

Дети Островского. Слева направо: Александр, Сергей, Любовь, Мария, Михаил Мемориальный дом-музей А.Н. Островского в Щелыкове

Щелыково. Костромская губерния. Усадьба Н.А.Островского. Здесь провел послед.

Щелыково. Костромская губерния. Усадьба Н.А.Островского. Здесь провел последние годы жизни писатель, здесь умер, здесь похоронен

Выводы: жизненный и творческий пути А.Н. Островского говорят о том, что его.

Выводы: жизненный и творческий пути А.Н. Островского говорят о том, что его талант – результат воздействия на природные задатки целого комплекса факторов; истоки таланта А.Н. Островского определили: семья; образование и воспитание; особенности среды, в которой он формировался; служба; литературное окружение; путешествия и поездки; общественная деятельность; театр

Выводы: драматург остался в истории русской литературы «Колумбом Замосквореч.

Читайте также: