Художественный мир блока кратко

Обновлено: 05.07.2024

Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба!

В любом случае появление Христа в финальной строфе поэмы никак не мотивировано предшествующим текстом, никак не связано с внутренним обликом персонажей поэмы. Это единственный, но решающий знак присутствия автора, это блоковская лирически-субъективная оценка всего происходящего. Революционная стихия подается Блоком в освещении двух несочетающихся правд. С одной стороны, это правда внешнего раскрепощения социальных низов: она в неизбежности социального возмездия за прежнюю несвободу. С другой стороны, это правда духовного (а значит, связанного с личностным, индивидуальным началом) освобождения от унизительной власти низменно-телесного в человеке, от биологических инстинктов, от бойцовских рефлексов.

Принцип цветового или ритмического контраста, сбоя, смещения заявлен уже первой строфой:

Черный вечер.Белый снег.Ветер, ветер!

Поэтический мир Александра Блока

Александр Александрович Блок – поэт, который уловил противоречие и величие той эпохи, в которой он жил. Он принадлежал к той части русской интеллигенции, которая искренне и бесстрашно пыталась определиться в сложной общественной и идейной борьбе, найти свое место в народной жизни России, в революции. Изменив свои представления о мире и искусстве, пережив в поисках правды человеческих отношений и светлые надежды, и трагические разочарования, Блок осознал неразрывную связь судьбы поэта с судьбами родины и народа.

В годы революции тема

современности, родины, России, народа глубоко осознается поэтом:

Над печалью твоих нив заплачу,

Твой простор навеки полюблю…

Как жить и плакать без тебя?

Поэт пытается понять будущее Родины, свое место в ее истории, приобщиться к народной жизни “тысячеокой России” с ее тайной мистической душой, непостижимой внутренней силой.

Перед Блоком в цикле “Пузыри земли” раскрывается мир природы: поздняя русская осень с ее чистотой и прозрачностью, русские леса с их “сквозящей” тишиной, , кружевом тонких берез, печальной нежностью осеннего света. Цикл “Вольные мысли” – это

многообразные картины жизни простых людей. Поэт пишет о глубочайших противоречиях городской жизни, о тяжести подневольного труда:

И в каждом видели окне,

Как тяжело лежит работа

На каждой согнутой спине.

“Земля в снегу” – о слиянии поэта с творческой жизненной стихией:

Узнаю тебя жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Россия у Блока – это таинственная страна, с ее дебрями, ворожбой, колдунами:

Русь опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна…

Послереволюционные годы вызывают у поэта чувства смятения и тревоги, перерастающие иногда в отчаяние. Об этом идет речь в цикле “Снежная маска”. В его стихотворениях выразились настроения, которые, по словам самого поэта, были внушены временем и перекликались с его сложной и драматической судьбой.

Он пишет о труде рабочих, красоте северных людей, описывает красавицу-яхту с “драгоценным камнем фонаря” на тонкой мачте.

Тема народа, исторических судеб России органически сливается в творчестве поэта с темой революции. Блок стремится охватить мир в целом, романтическая мечта поэта обращена к реальной исторической действительности. Лирический герой Блока теперь – человек своего времени, в противоречиях сознания которого отражается неразрывная связь личного с общим, дух эпохи:

Мы – дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего…

От дней войны, от дней свободы –

Кровавый отсвет в лицах есть.

С открытым сердцем приняв революцию, уловив ее великое историческое значение, Блок не совсем ясно представлял себе ее силы и цели. В революционных взрывах эпохи “вихрей и бурь” создается, по Блоку, новый мир, новый тип человека, возрожденного к жизни. На служение ему должно быть поставлено и искусство, именно в этом для поэта смысл Октябрьской революции.

Поэт был убежден в закономерности гибели старого мира и справедливости наступившего “возмездия”, в том, что революция духовно освободит человека – возродит культуру, создаст новое искусство.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Основными признаками лирики Блока являются:

  • Возвышенность тематики
  • Музыкальность
  • Мистическая настроенность
  • Многозначность
  • Расплывчатость образов
  • Недосказанность.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Художественный мир лирики Блока 430 ₽ Реферат Художественный мир лирики Блока 250 ₽ Контрольная работа Художественный мир лирики Блока 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

портрет Блока

Олицетворением переломной эпохи Вл. Соловьев считает Александра Александровича Блока. Всегда актуально и интересно миропредставление и миропонимание другого человека. Смысл конфликта Я-души и мира, пути его решения. Поиски различных путей всеединения активно реализуются А. Блоком в лирике 1900 годов и приводят к открытию двух основных путей слияния с миром. Первый путь – это растворение себя в мире, прежде всего в мире природных стихий. Другой путь – связан с ощущением себя как микрокосмоса, в котором вся вселенная.

Его творчество является своеобразным связующим звеном между русской классической поэзией и поэзией нарождающегося революционного мира. И на этом пути он проходит сложные искания, философскую основу которых составляет мистицизм, идеалистическое учение, согласно которому наряду с несовершенным реальным миром существует мир идеальный. К постижению именно этого мира и следует стремиться.

Блок размышляет о назначении поэта: поэт называется поэтом не потому, что он пишет стихами, а потому что он приводит в гармонию слова и звуки. Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни. Порядок – космос, в противоположность беспорядку – хаосу. Хаос есть первобытное, стихийное безналичие, космос – устроенная гармония, культура… Поэт – сын гармонии, ему дана какая-то роль, которая реализуется в трех делах:

освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают;

привести эти звуки в гармонию, дать им форму;

внести эту гармонию во внешний мир.( А. Блок. О назначении поэта)

Поиски различных путей гармонизации мира активно реализуются Блоком в лирике 1900 годов и приводят к открытию двух основных путей слияния с миром. Первый путь – это растворение себя в мире, прежде всего в мире природных стихий. Другой путь связан с ощущением себя как микрокосмоса, в котором вся вселенная, все прошлое и будущее. Таким образом, творчество должно способствовать приобщению человека к мировой гармонии. На протяжении всего творческого пути А.Блок ищет единое связующее звено.

Для символистов главным было отражение субъективных ощущений личности. Реальный образ символической поэзии заменен символом – образом, в котором наряду с конкретным началом предполагается и иной идеальный смысл.

( Вл. Соловьев. Концепция о Софии.) И тогда станет возможным трагическое, но спасительное обновление самой русской души, преодолевшей в себе страшный мир.

Блок исходит в своем творчестве из идеи двоемирия: материальный мир, нас окружающий, есть лишь видимость, отражение, воплощение мира высшего, идеального. Отправляясь от мира реального надо проникнуть в мир истинный, надреальный, ирреальный и тем самым приблизиться к высшему разуму. Средство постижения этого надреального мира – символ, т.е. словесный знак, образ, содержащий в себе множество значений. Жизнь – многомерна, истина не дана, а скрыта и в глубине космической жизни. И в глубинах человеческого духа.

Блок организует свое творчество вокруг идеи саморазвития, темы пути. Тема пути – порождение динамического, беспокойного, мятущегося сознания поэта в период идейных брожений. В творчестве Блока определяющую роль играют искания, переходы к новому, самостроительство, процессы самоодоления, объективированные в теме пути, — все это в единстве составляет как бы миф о пути Блока. Существует еще одна предпосылка, которая сделает возможным возникновение в творчестве Блока идеи и темы пути в особом блоковском смысле: в ощущении мира нет разрыва между личным и общим.

Блок изменяется, и его изменения соответствуют его пути, определяют идею и тему пути и сами определяются ими. Этапы его эволюции, смены духовно-поэтических стадий и внутренних ситуаций реализуются в трех зонах его творчества:

в поэтических образах Блока (образы космоса, природы, человеческого и предметного окружения);

в сменах женских образов (от Прекрасной Дамы до Катьки).

Вл. Соловьев позволяет увидеть Блоку в материальном быте не только инобытие, но и неизбежный этап развития мирового духа, понять высокий смысл земного, ввести представления о живом Боге, о Душе Мира, мистической любви как об основном проявлении объединяющих мир сил всеединства. Мировой Дух пребывает в абсолютном единстве с Душой Мира, создавая мир материальный, соединяется с Софией.

У Блока, как и у Соловьева, в основе поэтического мировидения лежит мифопоэтическая картина мира, картина, которая находится в постоянном движении.

Одним из важнейших моментов и есть в поэзии А. Блока чувство пути, идея пути, тема пути, объективированная и растворенная во всем содержании творчества поэта.

Итак, одной из основных идей лирики Александра Александровича Блока является идея пути панэстетизма, основанная на нравственном усилении личности и образно-символическом постижении мира.

В данной курсовой работе раскрыта идея пути в творчестве А.Блока, опираясь на работы литературоведов З. Минс, Д. Максимова,

Значение идеи пути определено в литературе как сознание особого движения, позволяющего вместить в образы мгновенных переживаний всю историю мира, его прошлое и будущее, ведь именно путь должен быть средством постижения сущности мира как его гармонизации.

Таким образом, определяющую роль в творчестве А. Блока играли искания, переходы к новому, самостроительство, процесс самоодоления, объективированные в теме пути. Все это в единстве составляло как бы миф о пути поэта.

Внешняя композиция лирики Блока

Образ Христа в поэтическом сознании А. Блока связан с идеей личности творческой – артиста, художника, который всей своей жизнью служит пересозданию мира на основах красоты и добра.

Основу сюжета трилогии составляет путь лирического героя. В рамках каждого из этапов общего движения большое количество частных ситуаций и эпизодов. Как правило, в романе прозаическом конкретный эпизод – содержание главы. В лирическом же романе А. Блока – содержание стихотворного цикла.

Самой распространенной ситуацией является встреча лирического героя с разнообразными явлениями и фактами природного и социального мира. На пути героя возникают реальные преграды, обманчивые миражи, испытания и соблазны, открытия и ошибки. На пути много перекрестков и поворотов, страданий и сомнений. Но каждый эпизод обогащает лирического героя бесценным духовным опытом, расширяет его кругозор. Пространство романа по мере движения расширяется концентрическими кругами и в конце пути взгляду героя предстает пространство всей Росси.

Кроме внешней композиции, которая определяется делением на тома и циклы, трилогия вочеловечения имеет и более сложную внутреннюю композицию – систему мотивов, лексические, образные и интонационные повторы, которые связывают в единое целое отдельные стихотворения и циклы.

В отличие от темы, мотив является категорией формально-содержательной. В поэзии мотив служит композиционной организации отдельных стихотворений в единое целое. Ввиду отсутствия прямых сюжетных связей между стихотворениями мотив восполняет композиционную целостность цикла и даже всей лирики Блока. Он создается повторяющимися и варьирующимися от стихотворения к стихотворению лирическими образами и ситуациями.

Блок – один из крупнейших представителей русского символизма.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Творчество А. А. Блока 420 руб.
  • Реферат Творчество А. А. Блока 220 руб.
  • Контрольная работа Творчество А. А. Блока 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Творческий мир Блока

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Творчество

В биографии Блока первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте. В 16 лет Александр Блок занимался актерским мастерством, стремясь покорить сцену.

В 1903 году Блок женится на дочке знаменитого ученого Д.И. Менделеева – Л. Д. Менделеевой. В неё также был очень влюблен Андрей Белый, на этой почве у них с Александром Блоком возник конфликт.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Сочинения

Поэзия, как правило, ассоциируется с любовью и романтикой. Правда, лирика Блока несколько иная. В ней поднимаются также философские вопросы, есть множество упоминаний о Родине. Автор нередко задумывается о смысле бытия. Особого внимания заслуживают его ранние произведения, а также серия стихов, посвященных Прекрасной Даме.

Особенности и своеобразие лирики Блока

Для многих своеобразие лирики Блока заключается в ее особом звучании. В стихах отмечается обилие гласных. Они создают настоящий оркестр, который явно действует на читателя. Каждую из этих букв можно сравнить с музыкальным инструментом. Вместе они создают невероятно красивую музыкальную композицию.

Также есть и другие особенности лирики Блока. Язык стихов метафоричен. Каждый их образов наделен особым, символическим смыслом. Самые обычные предметы и слова здесь имеют скрытое значение. Нередко отмечаются весьма неординарные сочетания. Например, красный смех или же пергаментная речь.

Особый интерес вызывает символика оттенков. Светлое и белое поэт ассоциирует с совершенством, чистотой и гармонией, а черное с катастрофой, гибелью и тревогой. Красное символизирует страсть и жизнь, а желтое – тление и увядания.

Лирика в поэзии Блока основана на поиске идеалов, гармонии. Правда, при жизни автора, его произведения ценились лишь за красоту изложения.

Темы и мотивы в лирике Блока

Темы лирики Блока весьма неоднозначны. Они представлены в огромном многообразии, но при этом представляют собой единое целое. Это своеобразное отражение жизненного пути поэта. Об этом даже неоднократно говорил сам автор.

Творческий путь литератора был весьма сложным. Им были написаны как романтические и символические стихи, так и произведения, отображающие реалии революции.

Мотивы лирики Блока – это своеобразное отображение всего того драматизма, который был характерен для 19 и 20 века. В произведениях поэта отмечается наличие некой насыщенности, есть реалистическая конкретика и романтизм. Таким образом он точно описывает окружающий мир во всем его многообразии.


Ранняя лирика Блока

Детального рассмотрения заслуживает ранняя лирика Блока. Однозначно сказать, какие настроения преобладают в ней, весьма проблематично. Для поэта это был период поисков идеала, надежд и мечтаний. В его сознании появилась своеобразная мифология, которая была связана с женственностью и преображением мира.


Основная лирика Блока в данный период – любовная, но также поэт описывает события революции, делая интонацию на смятении. Сам он весьма критично относился к этому творческому этапу и уже спустя время начал писать в совершенно новом для себя направлении. В драматургическом стиле он с иронией описывает мистические события.

Родина в лирике Блока

Одно из важных мест занимает Родина в лирике Блока. Поэт сам постоянно повторял, что Россия у него в крови и все его творчество именно о ней. Не удивительно, что немало сочинений он написал именно на эту тему. Образ Родины в лирике Блока неоднозначный. Писатель указывает на бедственное положение государства и удивляется, что столь сильной и богатой державе не удается процветать и обрести счастье.

Россия в лирике Блока нередко представляется в образе матери. Поэт пишет о своей любви к ней, готовности помогать в трудное время, защищать от всех врагов. По сути, писатель стал первым, кто поднял тему Родины в новом видении. Он не боялся писать о горестях и бедах государства.

За основу в данном случае брались реальные события, а именно Куликовская битва. Правда, описываются те действия с помощью эпитетов и метафор, символически. Главной идеей является борьба добра со злом. С одной стороны – защищающие Отчизну воины, а с другой – нападающие татары. По сути, здесь показаны идеалы Блока. Поэт говорит о том, что для каждого человека самым является Родина и вера.

Любовная лирика Блока

Тема любви в лирике Блока занимает особое место. Поэт говорил, что такие произведения можно назвать дневником, который написан в стихах. Уже с самого первого цикла стихов о Прекрасной Даме автор описывает столь противоречивое и сложное чувство. Его любовная лирика неоднозначна, претерпевала ряда изменений с течением времени.

При создании сочинения о лирике Блока стоит сказать, что первые произведения о любви у поэта восторженные. В них он пишет о реальной своей возлюбленной и вдохновительнице Менделеевой. Первые его работы создавались под влиянием философа Соловьева. Литератор пишет о вечной женственности, гармонии и красоте. Свой главный образ в лирике он называет Прекрасной дамой, связывает с ней лунную, природную символику.

Казалось бы, в основе данного цикла находится реальный автобиографический факт, но влюблен лирический герой в некий образ, идеал. Он преклоняется перед этой женщиной, такой недоступной, величественной и прекрасной. Поэт указывает, что жизненная гармония невозможна при наличии такого чувства.

В цикле Балаганчик отношение героя к Прекрасной Даме уже несколько иное. Он уже не преклоняется перед ней, как перед божеством. Женщина представлена в более точных чертах. Обращение к ней уже более реальное, а не возвышенное. В чувствах уже нет того света, той силы. Их можно сравнить со снежной вьюгой, которая уносит героя в даль, но не позволяет обрести счастье, испытать удовлетворение.


Основные мотивы лирики Блока в цикле Кармен уже совершенно иные. Он описывает уже не любовь, а неистовую страсть.

Философская лирика Блока

Для произведений писателя характерно наличие философских размышлений. Он являлся представителем символизма, демонстрировал свое отношение к многочисленным проблемам. Образная его система достаточно сложна.

Изначально философская лирика Блока основан на мечте. Он думает о таинственной, прекрасной Незнакомке, являющейся проводницей между миром грез и реальности. Он мечтает сотворить новый мир, где всегда царили бы Красота и Мудрость.

Спустя время отмечается трансформация философских идей поэта. Автор сосредотачивается на реальных проблемах общества. В своих произведениях он все чаще пишет о простых людях, которые являются душой страны.

Идеалы и страшный мир в лирике Блока

В большинстве стихотворений автор показывает несовершенство мира. Особого внимания заслуживает цикл Страшный мир в лирике Блока. Поэт буквально убирает радужную оболочку и показывает существующую реальность. Он сам испытывает боль, осознавая, что под ней оказывается грязь, пошлость и чернота. Ему страшно признаться себе, что он – часть всей этой мерзости.

Блок считал, что плохие поступки не могут пройти бесследно. Рано или поздно они напомнят о себе, заденут большое количество людей. В произведениях поэта каждая мелочь имеет глубокий смысл. Блок стремился показать жизнь максимально реалистично, не приукрашивая ее и не боясь показать в темном, неприятном свете. Он показывает омертвевшие души, мерзость, которая никого уже не удивляет и не пугает.

Лирика Блока, основные темы и мотивы

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

Художественные особенности лирики Блока


Мар 25, 2020 | 0 комментариев

Лирика Блока, основные темы и мотивы

Поэзия, как правило, ассоциируется с любовью и романтикой. Правда, лирика Блока несколько иная. В ней поднимаются также философские вопросы, есть множество упоминаний о Родине. Автор нередко задумывается о смысле бытия. Особого внимания заслуживают его ранние произведения, а также серия стихов, посвященных Прекрасной Даме.

Особенности и своеобразие лирики Блока

Для многих своеобразие лирики Блока заключается в ее особом звучании. В стихах отмечается обилие гласных. Они создают настоящий оркестр, который явно действует на читателя. Каждую из этих букв можно сравнить с музыкальным инструментом. Вместе они создают невероятно красивую музыкальную композицию.

Также есть и другие особенности лирики Блока. Язык стихов метафоричен. Каждый их образов наделен особым, символическим смыслом. Самые обычные предметы и слова здесь имеют скрытое значение. Нередко отмечаются весьма неординарные сочетания. Например, красный смех или же пергаментная речь.

Особый интерес вызывает символика оттенков. Светлое и белое поэт ассоциирует с совершенством, чистотой и гармонией, а черное с катастрофой, гибелью и тревогой. Красное символизирует страсть и жизнь, а желтое – тление и увядания.

Лирика в поэзии Блока основана на поиске идеалов, гармонии. Правда, при жизни автора, его произведения ценились лишь за красоту изложения.

Темы и мотивы в лирике Блока

Темы лирики Блока весьма неоднозначны. Они представлены в огромном многообразии, но при этом представляют собой единое целое. Это своеобразное отражение жизненного пути поэта. Об этом даже неоднократно говорил сам автор.

Творческий путь литератора был весьма сложным. Им были написаны как романтические и символические стихи, так и произведения, отображающие реалии революции.

Мотивы лирики Блока – это своеобразное отображение всего того драматизма, который был характерен для 19 и 20 века. В произведениях поэта отмечается наличие некой насыщенности, есть реалистическая конкретика и романтизм. Таким образом он точно описывает окружающий мир во всем его многообразии.

Лирика Блока, основные темы и мотивы

Ранняя лирика Блока

Детального рассмотрения заслуживает ранняя лирика Блока. Однозначно сказать, какие настроения преобладают в ней, весьма проблематично. Для поэта это был период поисков идеала, надежд и мечтаний. В его сознании появилась своеобразная мифология, которая была связана с женственностью и преображением мира.

Лирика Блока

Основная лирика Блока в данный период – любовная, но также поэт описывает события революции, делая интонацию на смятении. Сам он весьма критично относился к этому творческому этапу и уже спустя время начал писать в совершенно новом для себя направлении. В драматургическом стиле он с иронией описывает мистические события.

Родина в лирике Блока

Одно из важных мест занимает Родина в лирике Блока. Поэт сам постоянно повторял, что Россия у него в крови и все его творчество именно о ней. Не удивительно, что немало сочинений он написал именно на эту тему. Образ Родины в лирике Блока неоднозначный. Писатель указывает на бедственное положение государства и удивляется, что столь сильной и богатой державе не удается процветать и обрести счастье.

Россия в лирике Блока нередко представляется в образе матери. Поэт пишет о своей любви к ней, готовности помогать в трудное время, защищать от всех врагов. По сути, писатель стал первым, кто поднял тему Родины в новом видении. Он не боялся писать о горестях и бедах государства.

За основу в данном случае брались реальные события, а именно Куликовская битва. Правда, описываются те действия с помощью эпитетов и метафор, символически. Главной идеей является борьба добра со злом. С одной стороны – защищающие Отчизну воины, а с другой – нападающие татары. По сути, здесь показаны идеалы Блока. Поэт говорит о том, что для каждого человека самым является Родина и вера.

Любовная лирика Блока

Тема любви в лирике Блока занимает особое место. Поэт говорил, что такие произведения можно назвать дневником, который написан в стихах. Уже с самого первого цикла стихов о Прекрасной Даме автор описывает столь противоречивое и сложное чувство. Его любовная лирика неоднозначна, претерпевала ряда изменений с течением времени.

При создании сочинения о лирике Блока стоит сказать, что первые произведения о любви у поэта восторженные. В них он пишет о реальной своей возлюбленной и вдохновительнице Менделеевой. Первые его работы создавались под влиянием философа Соловьева. Литератор пишет о вечной женственности, гармонии и красоте. Свой главный образ в лирике он называет Прекрасной дамой, связывает с ней лунную, природную символику.

Казалось бы, в основе данного цикла находится реальный автобиографический факт, но влюблен лирический герой в некий образ, идеал. Он преклоняется перед этой женщиной, такой недоступной, величественной и прекрасной. Поэт указывает, что жизненная гармония невозможна при наличии такого чувства.

В цикле Балаганчик отношение героя к Прекрасной Даме уже несколько иное. Он уже не преклоняется перед ней, как перед божеством. Женщина представлена в более точных чертах. Обращение к ней уже более реальное, а не возвышенное. В чувствах уже нет того света, той силы. Их можно сравнить со снежной вьюгой, которая уносит героя в даль, но не позволяет обрести счастье, испытать удовлетворение.

Любовная лирика Блока

Основные мотивы лирики Блока в цикле Кармен уже совершенно иные. Он описывает уже не любовь, а неистовую страсть.

Философская лирика Блока

Для произведений писателя характерно наличие философских размышлений. Он являлся представителем символизма, демонстрировал свое отношение к многочисленным проблемам. Образная его система достаточно сложна.

Изначально философская лирика Блока основан на мечте. Он думает о таинственной, прекрасной Незнакомке, являющейся проводницей между миром грез и реальности. Он мечтает сотворить новый мир, где всегда царили бы Красота и Мудрость.

Спустя время отмечается трансформация философских идей поэта. Автор сосредотачивается на реальных проблемах общества. В своих произведениях он все чаще пишет о простых людях, которые являются душой страны.

Идеалы и страшный мир в лирике Блока

В большинстве стихотворений автор показывает несовершенство мира. Особого внимания заслуживает цикл Страшный мир в лирике Блока. Поэт буквально убирает радужную оболочку и показывает существующую реальность. Он сам испытывает боль, осознавая, что под ней оказывается грязь, пошлость и чернота. Ему страшно признаться себе, что он – часть всей этой мерзости.

Блок считал, что плохие поступки не могут пройти бесследно. Рано или поздно они напомнят о себе, заденут большое количество людей. В произведениях поэта каждая мелочь имеет глубокий смысл. Блок стремился показать жизнь максимально реалистично, не приукрашивая ее и не боясь показать в темном, неприятном свете. Он показывает омертвевшие души, мерзость, которая никого уже не удивляет и не пугает.

Читайте также: