Художественные стили средневековья кратко

Обновлено: 02.07.2024

1.Культурология: Учеб. пособие для вузов ; под ред. А.Н. Марковой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3.Культурология/под ред. Ю.Н.Солонина, М.Г.Кагана. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 566с.

4.Кравченко, А.И. Культурология учебник / А.И. Кравченко. – М. : Проспект, ТК Велби. 2007.

Вводная часть

Средневековье – эпоха, начинающая историю европейской культуры. Это самостоятельный тип культуры, предложивший свои христианские ценности и создавший свои памятники.

Средневековая культура отличается от многих предыдущих и последующих эпох особым напряжением духовной жизни как в сфере идеального, должного, так и в области реального, практического. Несмотря на сильное расхождение между идеальным и реальным, все же сама социальная и повседневная жизнь людей в средние века была попыткой, стремлением воплощать христианские идеалы в практической деятельности. Культура Средних веков в Западной Европе положила начало новому направлению в истории цивилизации – утверждению христианства не только как религиозного учения, но и как нового мировосприятия и мироощущения, значительно повлиявшего на все последующие культурные эпохи.

Средневековье – это эпоха, начинающая историю европейской культуры, начальный этап в истории европейской культуре. Слово средневековья ввели гуманисты. Оно означает тысячелетний период, соединивший античность с новым временем.

Историческое определение: период в истории Европы, длившийся с 4-5 – 13-14 вв. н.э., получивший название эпохи феодализма (то есть это эпоха становление и развития феодальных отношений). Культурологическое определение (то есть ценностное определение): средневековье – тип культуры, основанный на религиозном сознании.

Средневековье как христианский тип культуры

А) ценности религиозного сознания.

- Анимизм (вера в духов (растворённость человека в природе))

- Политеизм (многобожие (человек выходит из природы и видит её со стороны))

- Монотеизм (вера в одного Бога (из множества богов выделен один)).

– свод священных текстов или религиозный кодекс иудеев, христиан.

В Библии содержится мифологическая история древнееврейского народа:

1ый этап: Общая история – от Адама до потопа.

2ой этап: История древнееврейского народа: история праотцов (Авраам), история пророка Моисея, история израильского царства (расцвет при царях: Давид, Соломон), кризис древнееврейского царства – эпоха пророков, предсказывающих явление миссии. (Иссая).

3ий этап: история жизни и смерти Иисус Христос

Библия писалась 14 веков, много авторов – целостный законченный труд – композиционное, сюжетное, стилевое единство.

ЦЕННОСТИ (стержень Библии и эпохи):

монотеизм (вера в 1-го Бога) – основная идея Ветхого и Нового Завета;

двоемирие, (идея теоцентризма – разделение космоса на мир небесный и земной и постановка Бога в центр мироздания);

идея договора (новая форма отношений между богом и человеком, согласно которой человек выполняет 10 заповедей, а Бог гарантирует вечное спасение).

Договор формирует новый тип поведения человека – гражданина, у которого духовное начало преобладает над телесным. Смысл жизни человека – нравственное развитие, духовное приближение человека к Богу. Человек в христианской культуре – христианин, обладающий внутренней духовной свободой.

б) художественные стили средневековья.

Художественный стиль – совокупность приёмов, правил, отражающих главные ценности своей эпохи. Главная ценность средневековья – Иисус Христос. Следовательно, художественные стили средневековья – совокупность правил, приёмов, отражающих идею Бога, идею Иисус Христос. Можно обозначит три ведущих художественны стиля Средневековья:

А) Византийский стиль (6в.). Место зарождения– Восточная часть Римской империи, не разрушенная варварами. Основные характеристики: роскошность, пышность, зрелищность. Образец: крестово-купольный тип храма (полусферический купол – ядро храма над квадратом). Пример: Софийский собор в Константинополе. Византийский Иисус Христос: Бог пастырь, наделённый неземной красотой, который обращается к душе человека, к сердцу. Нужно эстетически прочувствовать и пережить. Красота, богатство, украшенность икон.

В) Готический стиль (1314вв.). Центр – Франция, Италия. Основные характеристики: высотность, лёгкость, праздничность, нарядность, украшенность. Образец: базиликальный тип храма, основанный на каркасной системе (галерея из подпорок – аркбутанов). Пример: Собор Парижской Богоматери, Кольский собор. Готический Иисус Христос: Бог страдающий, мученик, истекающий кровью, максимально приближенный к человеку. Приметы: рёбра, капли крови.

Внутри храма ощущение тяжести, страдания. Благодаря готике возникает эпоха гуманизма – приближение Бога и человека.

3. Рыцарство в культуре позднего Средневековья
Рыцарство - привилегированный класс воинов-феодалов, находящихся на службе у короля. Рыцарство – это явление культуры позднего Средневековья, предложившее новые светские ценности (то есть рыцарство – это явление, приводящее в равновесие жизнь, ищущее золотую середину, нельзя только религиозные ценности). Светские ценности – мирские, земные, ценности, связанные с человеческим бытиём (любовь к природе, искусству, быт, комфорт, дружба). Первые светские ценности:

1)Доблесть и честь – данные ценности можно проявит на службе у Короля (до абсурда, не имеют предела, поиск опасности и презрения смерти. Например: турниры). Отражение в рыцарских романах. Персонажи и участники: рыцари круглого стола во главе с королём Артуром: Ланселот, Парцифаль, Роланд, Тристан, Лоэнгрин.

2)Поклонение Прекрасной Даме. Культ Прекрасной Дамы отражен в куртуазной лирике (изысканная, любовная, изящная) Авторы: трубадуры (богатые рыцари), минизингеры (Германия), труверы (исполнители и сочинители в Провансе). Концепция рыцарской любви предполагает: анонимность – отсутствие индивидуальности, конкретных реальных черт, т.е. безадресная, обращенность не к реальной женщине. Например: Дульсинея. Если реальная женщина, то замужняя; платоничность (духовность) – искренняя духовная любовь (можно лишь служить и страдать); этикетность – любовь по правилам. Любовь – страдание, служение Даме, умение сочинять и исполнять куртуазные стихи.

Таким образом, средневековая культура – начальная ступень европейской культуры, самостоятельный тип культуры, утверждавший ценности христианского сознания

Урок 3. Искусство Средневековья

Эпоха Средневековья – огромнейший пласт в истории развития общества, его экономики, государственности, науки, культуры и искусства. Все процессы в обществе тесно взаимосвязаны. Экономические потребности государства влияют на развитие культуры, архитектуры, письменности; государственная политика может способствовать или препятствовать становлению тех или других направлений в искусстве, как мы могли это видеть, изучая период античности.

В еще большей степени это будет ощущаться в Средние века. Наш главный фокус по-прежнему на истории искусства. Однако мы будем по мере необходимости делать отсылки к общеисторическим процессам, если они помогут пониманию трендов в искусстве.

Цель урока: изучить развитие искусства в эпоху Средневековья, в том числе историю искусства западноевропейского Средневековья.

Изучив материал урока, вы узнаете об основных трендах в архитектуре, живописи и других видах искусства в данный период, познакомитесь с некоторыми наиболее выдающимися именами и произведениями.

Содержание:

Прежде, чем мы перейдем непосредственно к изучению материала, уточним, что искусство позднего Средневековья мы будем изучать отдельно в рамках следующего урока, посвященного эпохе Возрождения (Ренессанс). Это связано с особенностями, принятыми в периодизации истории искусств, о которых мы начали говорить во вводном уроке.

К слову, некоторые историки выделяют только раннее и позднее Средневековье, однако нам, конечно же, интересна более глубокая детализация процессов, поэтому мы будем придерживаться периодизации, принятой в отечественной историографии.

Искусство раннего Средневековья и Византии

Итак, для начала еще несколько слов о периодизации изучаемой эпохи. Традиционно Средневековье принято отсчитывать с момента падения Западной Римской империи, т.е. с 476 года нашей эры. В отечественной историографии Средневековье условно подразделяется на следующие периоды:

  1. Раннее Средневековье – 5-10 века.
  2. Классическое, оно же Высокое Средневековье –11-14 века.
  3. Позднее Средневековье – 15-16 века.

Еще раз уточним, что хронологические границы условны и весьма усреднены, т.к. в разных странах культурно-исторические процессы имели свои черты и особенности и свой темп развития. Тем не менее в истории искусства в целом принято выделять отдельно период Возрождения, он же Ренессанс, который относят к 15-16 веку.

Как видите, эпоха Ренессанса в целом совпадает с периодом позднего Средневековья. О периодизации эпохи Возрождения мы еще поговорим в следующем уроке, а сейчас переходим к искусству раннего Средневековья и Византии. Здесь тоже нужна одна ремарка. Распад Римской империи начался задолго до ее падения. Так, в 395 году в результате раздела Римской империи на Западную и Восточную образовалось новое государство – Византия.

В состав Византии вошли страны Балканского полуострова, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, южное побережье Крыма, северо-восточная часть Ливии и западная часть Армении. Таким образом, Византия – это и есть восточная часть некогда единой Римской империи, и именно искусство Византии представляет наибольший интерес.

Западная Римская империя, сотрясаемая войнами и противоречиями, приходила в упадок, что непосредственно сказалось и на развитии искусства. Многие архитектурные строения, скульптуры, образцы живописи были уничтожены в ходе бесконечных войн. Поэтому сосредоточимся на искусстве Византии, и начнем с архитектуры.

Архитектура

Одним из ярчайших памятников зодчества византийской эпохи является собор Святой Софии в Константинополе, ныне это Стамбул (Турция). Вы помните, что географически Византия унаследовала всю восточную часть бывшей Римской империи, поэтому в ее состав входили территории нескольких современных государств. Собор Святой Софии был построен в 6 веке на месте ранее находившейся там и потом сгоревшей церкви:

Собор Святой Софии

Собор Святой Софии (схема)

Для справки: базилика – специфический тип прямоугольного строения из нескольких нефов – пространств с разной высотой потолков и колоннами по сторонам. Традиции прямоугольного строительства зародились, как вы помните, во времена Античности, и получили продолжение в Средневековье.

Следует обратить внимание на относительно сдержанное внешнее оформление собора Святой Софии в противовес роскошному убранству внутри. Отделка внутренней части длилась несколько столетий и впечатляет масштабами роскоши. Мы обязательно вернемся к этой теме, когда будем рассматривать живопись и стенопись византийского периода:

Собор Святой Софии, вид изнутри

В целом, такой подход – богатое внутреннее убранство и относительно скромное внешнее оформление – характерны для всей архитектуры периода раннего Средневековья. Уточним, что сегодня этот памятник архитектурного искусства называется Большая мечеть Айя-София. И заметим, что на протяжении многовековой бурной истории Константинополя такая смена религиозной ориентации культового сооружения происходила неоднократно. В последний раз (в последний ли?) это случилось в 2020 году.

Из прочих образцов раннего Средневековья хорошо сохранились монастырь Ставроникита 10 века постройки на Афонском полуострове (Греция) и церковь Святого Лазаря 898 года постройки в Ларнаке (Кипр).

Скульптура

В отличие от периода Античности, в раннее Средневековье скульптура не получила мощного развития. Да и, в принципе, даже если посмотреть на убранство собора Святой Софии, мы там практически не увидим скульптур. Это был общий тренд эпохи.

С точки зрения христианства, которое тогда господствовало в Византии, изображение обнаженной натуры считалось греховным, в изображении животных виделось стремление к язычеству, а статуи как таковые считались идолопоклонничеством. Более того, постановлением Никейского собора (собрания), принятым в 842 году, скульптуры были убраны из храмов.

Плачущая колонна

Живопись

Главными образцами живописи раннего Средневековья являются мозаики и фрески, которыми всегда украшались храмы и соборы. Превалировали религиозные сюжеты. Все изображения выполнены примерно в одном стиле: минимум динамики, фигуры статичны, положения однообразны. В качестве примера можно привести мозаичное изображение Богородицы с младенцем Иисусом Христом:

Богородица с Младенцем Иисусом Христом

Мозаика относится примерно к 9 веку. Автором творения считают монаха Лазаря Константинопольского. В целом стоит отметить очень важное отличие культурных традиций Византии и Античности. Если в античный период воспевалась физическая красота человека, совершенство его форм и движений, в раннее Средневековье с возникновением христианства фокус внимания творцов сместился на духовный мир. Это явно заметно во всех жанрах средневекового искусства.

Еще одна сфера приложения усилий живописцев – это оформление книг. Книжные иллюстрации становятся настоящим произведением искусства, а оформление обложек зачастую отличается сложным изысканным орнаментом. Оформление византийских книг было настолько искусным и богатым, что они даже использовались в качестве приданного.

Впрочем, тенденция к роскошному оформлению книг наблюдалась и в Византии, и в искусстве западноевропейского Средневековья. В качестве примера упомянем Келлскую книгу, написание которой датируется примерно 800 годом:

Келлская книга

Считается, что ее написали в одном из монастырей, расположенных на территории современной Шотландии, а называется она так потому, что бежавшие от военных действий монахи взяли эту книгу с собой и впоследствии обосновались в Келлском аббатстве в Ирландии. Чаще всего книги переписывали от руки монастырские писчие, однако в период Средневековья развивалась не только религиозная литература.

Литература

Коль скоро возникла необходимость оформления книг, встал закономерный вопрос: о чем же писали авторы раннего Средневековья? Византийские литераторы во многом позаимствовали традиции Древней Греции. Появлялись книги как светского, так и религиозного содержания. В литературе сформировалось такое понятие, как аттицизм, т.е. следование древнегреческим литературным традициям, сложившимся в Афинах и Аттике.

Музыка и зрелищные искусства

Составить некое исчерпывающее представление о музыке того периода нет возможности ввиду того, что первое подобие нотной записи появилось лишь в 11 веке. Однако сохранились изображения, явно указывающие на то, что музыке в те времена уделялось серьезное внимание. Это, в частности, мозаика из византийской виллы в деревне Марьямин (Сирия):

Мозаика из византийской виллы в деревне Марьямин (Сирия)

Кроме того, сохранились некоторые тексты, которые использовались во время зрелищных мероприятий, например, Приветствие во время праздника Луперкалия:

Приветствие во время праздника Луперкалия

Уточним, что Луперкалий – это Праздник очищения и плодородия в честь бога Луперка, отмечавшийся 15 февраля. Тем, кто хочет знать о византийской музыке больше, рекомендуем книгу A history of Byzantine music and hymnography [Е. Wellesz, 1961].

Искусство классического Средневековья

В отличие от периода раннего Средневековья, когда искусство Византии испытывало подъем и расцвет, в эпоху классического Средневековья более динамично развивалось искусство государственных образований Западной Европы. Период классического или Высокого Средневековья подарил нам такие стили, как романский и готический. Начнем с того, что рассмотрим их на примере архитектуры.

Архитектура

10-12 века в истории Средневековья – это эпоха рыцарей и военных походов, что сделало актуальным строительство крепостных сооружений, замков и прочих укреплений. Крепости, замки и даже храмы снабжались широкими массивными стенами, высокими башнями, узкими окнами-бойницами, полукруглыми арками и сводами, стойкими к обрушению. Это и есть отличительные черты романского стиля.

Храмовые заведения представляли собой базилики. Они были направлены на восток, а вход располагался с запада и обозначался двумя башнями. В качестве примера можно привести храм Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье (Франция). На картинке можно увидеть вход, расположенный с западной стороны и обозначенный башнями:

Храм Нотр-Дам-ля-Гранд

Обратите внимание, что тут сохранился тренд раннего Средневековья в плане относительно скромного наружного оформления. Впрочем, этот тренд прослеживается и в пришедшей на смену романскому стилю готике.

Собор в Кельне

Обращаем ваше внимание, что Кельнский собор был полностью достроен лишь в 19 веке, однако отличительные готические черты видны на фото достаточно четко.

Скульптура

Как вы помните, в Византии скульптура в силу разных причин не приветствовалась и не развивалась, поэтому в плане скульптуры более интересно искусство государственных образований, возникших на обломках Западной Римской империи. Памятников искусства того периода ввиду многочисленных войн сохранилось не так много. Из сохранившегося стоит отметить бронзовую скульптуру короля франков Карла Великого. Скульптура датируется 10 столетием:

Бронзовая скульптура Карла Великого

В эпоху готики скульптурными композициями украшали фасады соборов, что можно увидеть на примере соборов в Кельне и Милане, собора Парижской Богоматери, Вестминстерского аббатства в Лондоне и других памятников культуры.

Живопись

Как и в прошлые столетия, основной сферой приложения усилий живописцев было создание фресок и мозаик в культовых заведениях, храмах и соборах. Как и прочие жанры искусства, живопись испытала на себе влияние романского и готического стилей. Сюжеты были преимущественно религиозные, библейские.

Романскому стилю было свойственно некоторое однообразие в изображении лиц и фигур, ограниченный набор приемов цветопередачи. Даже вблизи визуально кажется, что изображение сливается в одну монохромную массу. Это видно на примере росписи базилики Святого Исидора в Леоне (Испания):

Роспись базилики Св Исидора в Леоне, Испания

Песнь о Нибелунгах

Далее мы расскажем подробнее о книгах и литературе классического Средневековья.

Литература

В поэтической среде стало трендом сочинять к своим произведениям музыку. Из известных поэтов и композиторов того времени можно назвать Вальтера фон дер Фогельвейде. При том, что он формально принадлежал к рыцарскому сословию, у него не было своего земельного владения, и он значительную часть жизни провел в странствиях, т.е. попросту бродяжничал, зарабатывая на жизнь исполнением авторской песни.

Музыка и зрелищные искусства

В Средние века музыкальное творчество зарождалось в самых разных социальных слоях. Так, первыми вагантами (см. ниже) были клирики – представители духовенства, в силу каких-либо причин проживавшие вне прихода. В большинстве случаев творчество вагантов было анонимным, и до нас дошли лишь их произведения самой разной тематики.

Тогда же, в эпоху классического Средневековья в первой половине 11 века появились первые ноты. Первым человеком, кто взялся обозначать высоту звука знаками, стал флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Он обучал монастырских певчих церковным песнопениям, и для синхронизации голосов придумал систему указателей на высоту звука: квадратики на четырех параллельных линиях.

Проверьте свои знания

Начиная с X в. в западноевропейской культуре все более реализуются символические формы творчества, а вместе с ними утверждаются и новые эстетические нормы и взгляды. Первой формой собственно средневековой эстетики становится романский тип художественного мировосприятия, который отражал время феодальной раздробленности, замкнутости постоянно враждующих феодалов, принимающих участие в набегах, сражениях, войнах. Феодальная анархия, беззаконие, право сильного — все это грозило каждому человеку, постоянно рискующему оказаться объектом насилия.

В противовес земному хаосу, раздорам, невзгодам начинают целенаправленно создаваться островки стабильности, устойчивости, умиротворенности в виде неприступных соборов, замков, монастырей.

Торжественно-театральный ход богослужения, сопровождаемый духовной музыкой, нашел эффективное выражение в архитектурном облике храма, и все вместе они достигали своей основной цели — привести верующего в состояние религиозного экстаза.

Таким образом, средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично сочетались религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и любовь к земной жизни.

Начиная с X в. в западноевропейской культуре все более реализуются символические формы творчества, а вместе с ними утверждаются и новые эстетические нормы и взгляды. Первой формой собственно средневековой эстетики становится романский тип художественного мировосприятия, который отражал время феодальной раздробленности, замкнутости постоянно враждующих феодалов, принимающих участие в набегах, сражениях, войнах. Феодальная анархия, беззаконие, право сильного — все это грозило каждому человеку, постоянно рискующему оказаться объектом насилия.




В противовес земному хаосу, раздорам, невзгодам начинают целенаправленно создаваться островки стабильности, устойчивости, умиротворенности в виде неприступных соборов, замков, монастырей.

Торжественно-театральный ход богослужения, сопровождаемый духовной музыкой, нашел эффективное выражение в архитектурном облике храма, и все вместе они достигали своей основной цели — привести верующего в состояние религиозного экстаза.

Таким образом, средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично сочетались религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и любовь к земной жизни.

Искусство западноевропейского средневековья подразделяется в своей эволюции на три этапа: дороманский, роман­ский и готический.

Нестабильная историческая ситуация, постоянные распри рыца­рей при почти непрекращающихся войнах обусловили превращение архитектуры в основной вид искусства романского стиля.Каменные здания в период междоусобиц становились крепостями и обеспечи­вали защиту людей. Эти сооружения имели массивные стены и узкие окна. Главными типами сооружений в романскую эпоху были фео­дальный замок, монастырский ансамбль и храм.

Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинствен­ности и постоянной потребности самозащиты. Поэтому замок служил за­щитой во время осады. Несмотря на свое сугубо утилитарное на­значение, замок одновременно стал символом власти сеньора над окрестными землями, а также культурным символом эпохи. Обычно замок строили на естественной возвышенности, и он до­минировал над окрестностью, либо на островах широких рек и озер. Чаще всего замки состояли из широких круглых башен, со­единенных могучими каменными стенами с зубцами и круговыми ходами на верху. Они были окружены широким рвом, имели подъ­емный мост и укрепленный портал.

Замковый ансамбль также включал в себя высокую круглую или прямоугольную сторожевую башню — донжон, которая была меньше других объемом, но зато выше всех остальных. Там днем и ночью находился караульный и наблюдал за окрестностями через слуховые окна башни, кроме того, там находились набатные колокола. Под донжоном располагались подземе­лья, многочисленные кладовые, покои владельца, помещения для слуг и охраны. С XII в. донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. В комплекс замка входили капелла и множество хозяйственных построек. Возвышаясь над убогими хижинами, деревянными и глиняными домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы, несокрушимой надежности. Таким был один из самых величест­венных и мощных замков Франции — замок Пьерфон к северу от Парижа (1а, б, в).

Хотя в романский период светское зодчество только формиро­валось, Нормандия сохранила нам и пример крепостной архитек­туры — крепость Шато-Гайар (2а,б), построенную с учетом всех новейших достижений фортификации и нововведений, заимствованных на Востоке английским королем Ричардом Львиное Сердце в 1189— 1199 гг. для защиты английских владений в Нормандии.

С XII в. в Европе началось массовое возведение городов, центра­ми которых органично становились городские площади с кафедраль­ными городскими соборами. Города стали соперничать великолепи­ем городских храмов, стараясь превзойти друг друга их изяществом. Кафедральные соборы существенно отличались от монастырских церквей тем, что они предназначались не только для богослужения и были тесно связаны с жизнью города: здесь собиралась община для совета, заключались торговые сделки, хранились исторические рели­квии и сокровища и т.д. Соборы строили с расчетом вместить в него все население города. Романский храм призван был приблизить человека к Богу, погру­зить его в божественный мир. Поэтому в убранстве интерьера значи­тельное место отводилось фрескам и витражам, заполнявшим окон­ные проемы. Многочисленные росписи покрывали пестрым ковром поверхности стен и сводов. Нередко художники использовали экс­прессивный, динамичный рисунок, чтобы передать драматизм биб­лейских сцен. Главной задачей художника было воплощение библей­ского начала, а из всех человеческих чувств предпочтение отдавалось страданию, ибо, по учению церкви, — это очищающий душу огонь.

Узкое пространство базиликального храма было плохо приспособлено к постоянно возраставшему потоку верующих и паломников, поэтому романские храмы стали строиться боль­шими по размерам: церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермоне (3), церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (4) ; церковь аббатства Клюни (5), церковь Сент Трините в Кане (6).

Иногда аскетический облик хра­ма смягчался обильным наружным декором. Так, западный фасад церкви Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье весь от портала до фронтона по­крыт скульптурной резьбой (4). Каменная резьба наружных стен соборов состояла из растительного и зооморфного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических Рживотных, сплетающихся шеями или хвостами (этот мотив был заимствован у Востока). Мотив полу­круглой арки, одного из главных признаков романского стиля, актив­но работал в интерьере: вид в центр храма открывался через большие арки и аркаду (ряд связанных друг с другом арок) вдоль главного нефа.

Романский стиль нашел свое выражение не только в архитекту­ре, но также в живописи и скульптуре. Сюжетами для живописных и скульптурных изображений конечно же были темы величия и мо­гущества Бога. Стилевая особенность этих изображений состояла в том, что фигура Христа значительно превосходила по размерам дру­гие фигуры. Вообще реальные пропорции были не важны роман­ским художникам: в изображениях головы зачастую увеличены, те­ла схематичны, иногда вытянуты. В Германии в XI в. все больше места в изобразительном искусстве начинает занимать тема распя­тия, смерти и воскресения Христа. В дальнейшем этот мотив станет в католицизме доминирующим и даже вытеснит образ Христа как Вседержителя.

Нравственное начало выступало важной составной частью сред­невековой гуманности. Красота должна была быть морально оправ­данной. Красивыми считались изображения людей немощных телом, но обладающих религиозной верой и нравственной чистотой. Масте­ра стремились утвердить лучшие стороны человеческой натуры.

Франция.

Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви - церковь Сен-Сернен в Тулузе (7).

Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ. В Бургундии построены самые крупные и величественные романские храмы, отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством. Наибольшую известность среди бургундских храмов получила церковь Сен-Мадлен в Везле (8). Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре - церковь Ла Трините в Кане (9). Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. Центральный памятник Пуату — трехнефный собор Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье (10).

Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре — донжоном - замок Лош (11).

Читайте также: