Горный алтай история кратко

Обновлено: 28.06.2024

Телецкое снежное ралли 2010 С 20 по 23 февраля 2010 года на Телецком озере (Турочакский район Р.

Водные туры Сплавы — походы по бурной воде на различных водных судах — рафтах, каяках, байдарка.

Водные туры:Рафтинг по всей Катуни 1 день:Встреча группы. Переезд до с. Барангол, далее до с. Т.

Водные туры: Рафтинг по средней части Катуни Самый популярный водный маршрут на Алтае, в нем мо.

Водные туры: Рафтинг по нижней части Катуни Этот тур проходит по нижней части Катуни от с. Куюс.

-Рубрики

  • Отдых на Алтае Места силы на Алтае (2)
  • Экскурсии по Алтаю (1)
  • Турбазы на Алтае (1)
  • Сакральный Алтай (1)
  • Священные места Горного Алтая. Сакральный Алтай (1)
  • Altai Republic (0)
  • Горный Алтай (0)
  • Отдых на Алтае (0)

-Поиск по дневнику

История Горного Алтая


На протяжении многих веков Горный Алтай являлся своеобразным "коридором" между таежной Сибирью и степями Монголии и Центральной Азии, а его территория служила ареной для многих исторических, лингвистических и культурных контактов тюркских и нетюркских этнических групп.

Многие из современных жителей Сибири и Центральной Азии когда-то проживали или проходили на настоящее местожительство через территорию Горного Алтая. В легендах тюрок и монголов сохранились упоминания об Алтае, как о древней родине. Горы и долины Алтая насыщены следами пребывания человека: скифские курганы, древнетюркские каменные изваяния, наскальные рисунки и строчки загадочного рунического письма. Десятки тысяч лет живет на Алтае человек - сначала древний человек обживал пещеры и изготавливал каменные наконечники копий, затем с эпохой металла на Алтай пришли европеоиды, а в середине первого тысячелетия до нашей эры Алтай входил в зону расселения скифских племен. В середине первого тысячелетия нашей эры начинается отсчет истории тюрок, образовавших огромную кочевую империю от Китая до Византии. Всадники уходили в поход и возникали кочевые империи - каганаты, родственные племена вступали в распри и воевали друг с другом - и великие государства без городов исчезали, оставляя потомкам курганы правителей и воинов.

С падением государств древних тюрок инициатива в Центральной Азии перешла к монгольским племенам. С создания империи Чингисхана и вплоть до середины 18 века продолжается время их господства над Алтаем. Наиболее тяжелым было для алтайцев время западно-монгольского Джунгарского ханства (17-18 века). Джунгары обложили население Алтая данью и периодически совершали набеги. В середине 18 века Джунгарское ханство было разгромлено китайскими войсками и тысячи джунгар и алтайцев, спасаясь от истребления, бросились искать защиты у России, которая в то время проводила активную политику расширения сибирских территорий. С тех пор началось установление существующих ныне политических границ и сосуществование двух различных миров: русского и алтайского.

Люди поселились в межгорных долинах Алтая в древнекаменном веке, около 1,5 млн. лет назад. Именно таков предполагаемый возраст всемирно известной Улалинской стоянки, обнаруженной в Горно-Алтайске.

В VII - III вв. до н.э. Алтай населяли скифы-пазырыкцы - создатели алтайского звериного стиля. Гунно-сарматский период истории региона начинается с конца III века до н.э. Владыками Центральной Азии с VI века н э. становятся потомки гуннов, предки алтайцев - тюрки. Сохранившиеся элементы звериного стиля в традиционном искусстве современных коренных жителей подтверждают связь алтайских племен с остальными древними народами всего евразийского материка.

В 552 году древние тюрки создали на территории Алтая свое государство - каганат.
Здесь сформировался первозданный язык тюрков, получивший распространение среди всех народов каганата, благодаря появлению письменности в связи с государственностью тюрков, известной сегодня как "орхонская руническая письменность". Все это послужило появлению в современном научном мире терминологии "алтайская семья языков" и дало возможность утвердиться в мировой науке научному направлению - алтаистике.

Алтай находится в зоне активного взаимодействия трех мировых религий. К югу от Горного Алтая находится буддийский мир, с севера пришла христианская религия, из казахских степей сюда перекочевали приверженцы ислама. В селе Жана Аул построена мечеть. Самая древняя религия древних алтайцев - шаманизм. Большинство современных алтайцев следуют так называемой Белой вере, которая является наследником алтайского шаманизма и джунгарского ламаизма. Часть коренного населения исповедует буддизм. В конце XVIII века в горах Алтая, спасаясь от преследования церкви, появились староверы, которые не признавали института священничества. Православие пришло в Горный Алтай с образованием в 1830 году Алтайской духовной миссии. В 80-е годы в Горно-Алтайске была построена Преображенская церковь.

Более 240 лет назад основная часть алтайцев добровольно перешла в подданство Российского государства. В 1948 году была образована Ойротская автономная область в составе Алтайского Края, переименованная в 1948 году в Горно-Алтайскую автономную область

Первые сведения о поселенцах на Горном Алтае восходят к глубокой древности. С рубежа 3 и 2 вв. до н. э. и до конца 1 в. н. э. земли Горного Алтая находились в сфере господства гуннов. Затем алтайские племена попали под власть Тюркского каганата, после распада которого (588) возникает второй Тюркский каганат. Затем настал черед уйгурского ханства. Его падение предопределило поражение, которое нанесли ему в 840 енисейские кыргызы, взимавшие с алтайцев дань пушниной и изделиями из железа. В начале 10 в. Алтай переходит к киданям, которых в 12 в. сменили найманы. В середине 15 в. в результате феодальных войн население Алтая попало в сферу влияния западных монголов (джунгаров). Под их господством оно находились до момента вхождения Южного Алтая в состав России в 1756 (северные алтайцы стали российскими подданными значительно раньше).

Природные и исторические памятники Республики Алтай

Люди жили на территории Сибири еще в древнекаменном веке в пору ледникового периода более 40 тыс. лет назад. Об этом свидетельствуют археологические находки грубых каменных орудий на территории Горного Алтая. К концу ледникового периода образовались охотничьи племена с установлением матриархата.

После отступления ледника на территории Сибири сложился более теплый и влажный климат, близкий к современному,. Земля покрылась тайгой. Крупные животные или вымерли, или ушли на север. Чтобы охотиться на мелких животных, нужно было изобретать новые орудия. Так появились лук и стрелы с каменными наконечниками. Наступил новый каменный век. На стоянках первобытных людей эпохи неолита, обнаруженных в долине Оби у села Киприно, а также возле Бийска и в районах Горного Алтая найдены шлифованные каменные топоры, ножи, наконечники стрел, обломки глиняной посуды. Люди начали осваивать скотоводство, строить землянки. В этот период зарождаются верования и зачатки искусства. Стоянки относятся к 6 – 4 тысячелетиям до н.э.

Выход на поверхность самородных металлов повлек изменения в жизни древних людей на сибирских землях. Из кусочков меди изготавливали иголки, шилья, ножи. Из серебра и золота делали украшения. Наряду с самородными применяются металлы, выплавленные из руды и их сплавы. Более твердые металлы начинают вытеснять каменные орудия – наступил бронзовый век. В XVI – XIV веках до н. э. на территорию Сибири стекаются новые племена со стороны нынешнего Казахстана. Роль охоты отходит на второй план, люди в основном занимаются скотоводством, рыболовством, земледелием. Стоянки и могильники этого периода истории обнаружены у сел Кытманово, Нижняя Суетка, Чаузово.

Развитие скотоводства усилило роль мужчин в племени. Начался постепенный переход к патриархату, отцовскому роду, состоящему из нескольких больших семей. Племена начинают менять места обитания. Весной, произведя посевы возле зимних стойбищ, скотоводы переходили на летние пастбища. Осенью возвращались, собирали урожай и стравливали замние пастбища. Для растущих стад требовалось больше кормов, поэтому люди стали менять места стойбищ не два раза в год, а чаще. Начался период ранних кочевников, называемый еще скифским, он продолжался с VII века до н. э. до I века н. э.

Феодальная эпоха.

На заре зарождения классов и государства в III веке до н. э. на территории Забайкалья и Монголии было образовано огромное государство гуннов. После его распада в I веке н. э. племена гуннов двинулись на запад к Европе, частично оседая на протяжении всего пути следования. Гунны, оставшиеся на территории Центральной Азии (племена теле и тюкю – древние тюрки) стали предками многих современных народностей, в том числе и алтайцев. В середине VI века тюркские племена, долгое время находившиеся под игом жужаней (кочевые монголоязычные племена) освободились и образовали Тюркский каганат с центром на Алтае.

В ходе кочевых миграций, междуусобных войн и смешения племенных союзов на территории Алтая в X – XII веках образовались племена алтайцев (в настоящее время алтайцы делятся на малочисленные народности: телеуты, кумандинцы , теленгиты, челканы, тубалары).

Золотоордынское иго подчинило алтайские племена в 1206-1207 годы. Оно было тяжелым для алтайцев. Монголо-татарские завоеватели забирали весь хлеб и скот для своего войска, ослабляя силы алтайского народа. В дальнейшем, от Золотой Орды отделились княжества, находившиеся к восточнее Урала, образовалась Белая Орда, которая вXV веке распалась на Ногайскую Орду и Сибирское ханство. До XVI века алтайские племена находились под властью сменявших друг друга монгольских ханов.

Присоединение алтайских племен к России

Поражение Сибирского ханства в ходе завоевания Сибири Ермаком положило начало присоединения сибирских племен, в том числе и алтайских к России. Однако западно-монгольские племена воспользовавшись отсутствием должных укреплений на завоеванных Россией сибирских землях продолжали совершать набеги на племена алтайцев. Чувствуя растущее превосходство сил России, монгольские отряды решили отступить, но при этом насильно угнали с собой алтайцев. Остались немногие, кому удалось укрыться в горах и тайге. В 1756 году алтайским невольникам удалось вырваться на свободу, они вернулись на Алтай и добровольно вошли в состав России.

Сегодня из коренных народностей на Алтае проживают собственно алтайцы, которые делятся на южных алтайцев (теленгиты, телеуты) и северных алтайцев ( кумандинцы , челканцы, тубалары).

Теленгиты проживают в Улаганском районе у Телецкого озера, вдоль впадающей в него реки Чулышман и ее притока Башкаус. По данным переписи 2002 года их численность в Республике Алтай составляет 2368 человек. Верования – шаманизм , православие, бурханизм.

Кумандинцы проживают в Алтайском крае вдоль реки Бия в Бийском , Красногорском , Солтонском районах, население – 1663 человека; в Турочакском районе Республики Алтай – 931 человек; в Кемеровской области – 294 человека и в прочих районах России. Верования – шаманизм, бурханизм, православие.

Челканцы проживают в Турочакском районе Республики Алтай, население – 834 человека. Верования – шаманизм, бурханизм, православие.

Тубалары проживают в Чойском районе Республики Алтай, население – 1533 человека. Верования – шаманизм, бурханизм, православие.

Первое сведения о поселенцах Алтая восходят к глубокой древности. Их история теснейшим образом связана с историей Центральной Азии, ее государственных образований. С рубежа III и II вв. до н. э. и до конца I в. н. э. они находились в сфере политического господства гуннов, образовавших в степях Северной Монголии мощный союз орд и племен. Со II по IV в. Алтай жил под "влиянием" сяньбийцев. С конца IV и до середины VI в. алтайские племена были подчинены жужанами, населявшими Восточную Монголию и Западную Маньчжураю, и стала платить им дань (изделиями из железа).

С падением в 552г. господства жужаней в Центральной Азии возникает новое временное военно-административное объединение - Тюркский каганат - центром на Алтае. Но вскоре он перемещается отсюда в Монголию, в долину р. Орхон. К 70-м гг. территория каганата расширяется, его границы доходят на запад до Аму-Дарьи, до Кавказа и Аральского моря в Восточной Европе и до Большого Хинганского хребта - на востоке. Широко распространилась и господство каганата: от Китая до границ Ирана и Византии. Ему подчинялись Согдиана и болгарско-хазарские пле-мена, обитавшие между Волгой и Азовским морем. Его политическую мощь вынуждены были признать Китай и Византия.

Однако положение вскоре изменилась. Под ударами межусобиц и извне каганат распался в 588г. на Западный (с центром в Семиречье) и Восточный (с центром в Монголии). Но просуществовали они недолго. В 630г. восточные тюрки были порабощены Китаем, в 659г. такая же участь постигла и их западных сородичей. Однако первые не смирились с поражением. В 682г. они поднимают под руководством хана (кагана) Ильтереса (Гудулу - по китайки) восстание и освобождаются от китайского ига. Так вышел на арену Второй Тюркский каганат, просуществовавший на ней более 50 лет. Но постоянное противоборство с уйгурами, внутренние распри подточили устои государства и оно пало в 745г. под ударами уйгуров, к которым и перешло гос-подство в восточной части Центральной Азии. Их возвышение связано с именем хана Пэйло. Добившись победы над тюрками, он переносит свою ставку с юга на север - между Орхоном и отрогами Алтая - и устанавливает тесные связи с Китаем. Преемники Пэйло, присоединив к себе Южную Сибирь и другие земли, превратили Уйгурское ханство в мощное политическое образование, с которым вынужден был считаться даже Китай, то и дело прибегавший к помощи "северного соседа" для разрешения своих внутренних дел.

В конце 80-х-начале 90-х гг. наметился упадок гегемонии уйгуров. Он был обусловлен двумя причинами: внутренними раздорами и иноземными вторжениями, главным образом - тибетцев. Усилившись, они начали в 755г. наступление на уйгуров. Не последнюю роль в гибели их государства - сыграли и стихийные бедствия конца 30-х гг. IХ в.. Окончательное падение ханства предопределило поражение, которое нанесли ему в 840г. енисейские кыргызы. Именно с этого момента и стало утверждаться их владычество в восточной части Центральной Азии. С подвластных племен, в т.ч. и алтайских, кыргызы взимали дань пушниной (белками и соболями) и изделиями из железа.

Но их господство было недолгим. В начале Х в. оно переходит к кытаям ("кара-китаям") или киданям. В середине ХI в. их владения простирались до Алтая. Устное народное творчество алтайцев сохранило предание о том времени. Одно из них повествует о покорении алтайцев кытаями и об уводе их с Алтая. Напоминают о той эпохе также и остатки оросительных систем, паромных переправ, сохранившихся в разных местах края. К концу ХII в. могущество захватчиков ослабило и на политическую арену Центральной Азии выходят монголо-язычные найманы, жившие между Хангайскими и Алтайскими горами и частично - в отрогах Алтая. Попавшие в сферу их влияния алтайские племена были обложены традиционной данью. Конец найманскому господству положили монголы. Разгромив в 1204г. своих соперников, они подчинили себе огромную территорию, западная граница которой простерлась до Иртыша. Насельника Алтая оказались в "тьме нойона Хорчы" - давнего сподвижника Чингисхана. После его смерти (в 1227г.) монгольская империя разделилась на два удела. Алтай попал в "Джучиев Улус" и находилась в нем до конца ХIII в.. В начале ХIV в. Улус Джучи (старшего сына Чингисхана) распадается - в результате междоусобных воин - на две части. Алтайские племена оказываются в составе Белой Орды, а спустя 100 лет (к началу ХV в.) после ее распада - в составе Сибирского ханства.

В середине ХV в., в результате феодальных воин и политических интриг, население Алтая попадает в сферу влияния западных монголов или ойротов (последние начиная с 30-х гг. ХVII в., больше известны под названием "джунгары"). Под их господством оно находилось до 1756г. т.е. до момента в хождения южных алтайцев (алтай-кижи, телеутов, теленгитов) в состав России. В отличие от последних, северные алтайцы (кумандинцы, тубалары, челканцы) стали поданными Русского государства значительно раньше. К концу ХVII в. свыше ста их "волостей, улусов и аилов" находились под "высокой рукой белого царя" и платили ясак-налог в его казну.

Вхождение алтайцев в состав России обеспечило им защиту от иноземных по-сягательств, спасло их от физического уничтожения цинскими войсками. Оно создало условия для дальнейшего их экономического и культурного развития на качественно новой основе. После перехода под протекторат России алтацы, совместно с другими народами, населявшими Россию, не раз поднимались на борьбу с существующим строем. Трудящиеся Алтая принимали участие в революции 1905 - 1907гг., Февральской и Октябрьской революциях. Советская власть установлена в декабре 1917г.

С 1922 по 1947 годы Республика Алтай называлась Ойротская автономная область, с 1948 по 1990 годы - Горно-Алтайская автономная область, 3 июля 1991 г. область преобразована в Горно-Алтайскую республику в составе Российской Федерации, а в мае 1992 г. переименована в Республику Алтай.

Горный Алтай в древности и средневековье

В Сибири Горный Алтай был одним из первых районов, где первобытные люди появились очень давно.

Имеющиеся на сегодня данные позволяют говорить о том, что заселение территории Алтая произошло после продвижения ископаемого вида человека с территории Африки около 1,5 млн. лет назад. Около 1 млн. лет назад человек заселил Восточную и Юго-Восточную Азию и около 500 тыс. лет назад достиг Алтая. Подтверждением тому служат материалы исследований Алексея Павловича Окладникова на памятнике Улалинская стоянка, находящемся на территории г. Горно-Алтайска.

Усть-Канская пещера.jpg

Примерно 300 тыс. лет назад на Алтае, в долинах рек Урсула и Ануя, появились стоянки пещерного типа. Самыми известными считаются Денисова пещера, Усть-Канская, Страшная. В этот период климат был достаточно тёплым и благоприятным. В лесах произрастало много пород деревьев. Стоянка Усть-Канская (гора Белый Бом на реке Чарыш) – это грот, сухой и обширный, длиной 17 м и шириной около 12 м.

Грот находится на высоте 52 м над уровнем р. Чарыш, в ее верховьях, в 14 км к востоку от с. Усть-Кан.

Знаменитый археолог С.И. Руденко определил, что по времени стоянка относится к теплой фазе, предшествовавшей последнему оледенению. Комплекс Усть-Канской пещеры относится к мустьерской культуре. Из орудий, помимо скребел, отмечены остроконечники и остроконечные орудия, скребки, крупные пластины и пластинчатые отщепы. Широкое распространение получила техника обработки камня – леваллуа.

Пещеры могли быть как высоко в горах, так и недалеко от их подножия. Важнейшее открытие человека – огонь – позволяло изгнать из пещеры зверя и занять его место. В своих палеолитических жилищах как естественного, так и искусственного происхождения, человек оставил отдельные, часто весьма разрозненные, декорации в виде орудий труда, пещерной скульптуры и росписей.

Предполагается, что древние люди вели кочевой образ жизни. Они жили на стоянках, расположенных в удобных со стратегической точки зрения местах. Пещеры закрытого типа, скорее всего, использовали в качестве приюта во время кочевий.

Древний мир Горного Алтая: Бронзовый Век

Афанасьевцы вели комплексное хозяйство, отдавая предпочтение пастбищному скотоводству. Селиться они любили в широких открытых речных долинах. Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др.

Погребальные памятники представляют собой оградки, в которых имелись овальные или прямоугольные могильные ямы с перекрытием. В ямах находились одиночные или парные погребения, усопших укладывали на бок или на спину, как правило, с подогнутыми ногами, головой на северо-восток или юго-запад. Часто костяки погребенных были окрашены охрой. Из предметов инвентаря в могильниках были обнаружены керамические сосуды, курильницы-вазы, орудия труда и украшения. Керамика отделана орнаментом в виде гребенчатого штампа.

Древний мир Горного Алтая: Железный век

Пазырыкский воин.jpg

В I тыс. до н.э. на Алтае появляется культура скифского типа, давшая мировой истории целый ряд уникальных памятников искусства.

Скифы, древние кочевые племена Восточной Европы и Западной Азии, обосновались в конце VII-II в. до н.э. в Причерноморье и на берегах Каспийского моря. Происхождение этих племен, которые, вероятно, принадлежали к индоевропейской группе, до сих пор до конца не выяснено. Известно, что скифские воины воевали с Персией, нападали на греческие колонии в Причерноморье, сохранились упоминания о наемниках-скифах в армиях этих государств. Скифское время на Алтае связано прежде всего с пазырыкской археологической культурой ранних кочевников (VII-II вв. до н.э.). Главным занятием кочевого племени пазырыкских воинов была охота.

Пазырыкцы знали и любили природу, были прекрасными художниками: изображали барсов, орлов, оленей, рисовали фантастических животных. Десятки таких племен появились в степях Евразии, создав культуру, которая была названа скифо-сибирской, по имени наиболее известного племени. После разгрома скифского государства готами скифы растворились среди других племен, предположительно внеся свою лепту и в формирование славянского этноса.

Курганы пазыскрыкого периода выявлены во многих районах Алтая (Улаганский, Онгудайский, Усть-Коксинский, Чарышский и др.). Встречаются как большие, так и малые курганы, причем, как правило, малые курганы — это погребения рядовых кочевников. Большие курганы, наиболее интересные с исторической точки зрения, обычно вытянуты в цепочку в направлении север — юг. Под каменными насыпями в ямах находятся срубы с деревянным перекрытием или каменные ящики. По богатству инвентаря (металлические чеканы, ножи, кинжалы, зеркала, изделия из кости, украшения, конская сбруя) и внутренней конструкции они резко отличаются от малых курганов. Находки хранятся в Эрмитаже.

Это погребения родоплеменной знати. В курганах с мерзлотой сохранились предметы из дерева, кожи, войлока, тканей. Впервые пазырыкские курганы были исследованы в урочище Пазырык на реке Большой Улаган, где была обнаружена цепочка из пяти больших курганов.

Курганные могильники шибинского периода (от названия урочища Шибе в долине реки Урсул) были обнаружены по рекам Катанда, Берепь, Каракол, Курота, Курай, Яконур, Песчаная. По размерам и устройству они похожи на пазырыкские курганы. В них встречаются вещи китайского происхождения, а в богатых курганах — довольно много золотых вещей.

К эпохе ранних кочевников относят и группу писаниц Центрального Алтая, выполненных способом пунктирной набивки, при котором все изображение заполняется ямочками и точками.

Были найдены следы золотых приисков далеких времен. Помимо добычи золота, развивалось узкоспециализированное скотоводство (коневодство, овцеводство), охота на копытных и пушных зверей.

В III в. до н.э. пазырыкская культура сменилась гунно-сарматской культурой. К концу III в. до н.э. племенной союз хунну, предки гуннов, покоривших позже европейские народы, создал первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. К памятникам этого периода относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верхний Уймон, Белый Бом, Бикв, Айрыдаш и др., а также поселения, городища, святилища: Юстыд, Бертек, Майма, Кучерла и т.д. Культурная и этническая принадлежность этих памятников пока не установлена. Возможно, пазырыкская культура не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа. О преемственности двух культур свидетельствует схожесть погребального обряда. Кроме того, в одном из погребений гуннского типа на средней Катуни был найден комплекс вещей скифской культуры, а в одном из пазырыкских курганов — накладки лука гуннского типа.

Читайте также: