Художественное своеобразие прозы шаламова кратко

Обновлено: 02.07.2024

2. Этапы жизни и творчества В. Шаламова;

Мировоззрение – совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности.

Сентенция (от лат. sententia - мнение, суждение) – Изречение нравоучительного характера.

Список литературы

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 2. М.: Просвещение, 2015. С. 292 – 293.

2. Шаламов В. Т. Собрание сочинений: в 4 т.. Сост., подгот. текста и примеч. И. Сиротинской. М.: Худож. лит.; Вагриус, 1998.

1. Сиротинская И. П. Мой друг Варлам Шаламов. М., 2006. С. 6-167

2. Шаламовский сборник. Вып. 2. Сост. Есипов В. В. Вологда: Грифон, 1997

Открытые электронные ресурсы:

(дата обращения 16.08.2018)

Материал для самостоятельного изучения:

Варлам Шаламов родился в 1907 году в Вологде. Отец будущего писателя был священником русской православной церкви. Кодекс чести, который для Тихона Николаевича был едва ли не важнее, чем религия, нашёл отклик в душе сына и во многом сформировал характер будущего писателя. Близкие отношения у Шаламова с матерью, которая была домохозяйкой.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

1. Как назывался первый сборник рассказов Варлама Шаламова, в котором отражена жизнь заключённых Севвостлага? Сборник создавался с 1954 по 1962 гг. после возвращения писателя с Колымы.

Сортировка элементов по категориям.

ЛУНА, ТОЧНО СНЕЖНАЯ СОЙКА.

Луна, точно снежная сойка,

Влетает в окошко ко мне

И крыльями машет над койкой,

Когтями скребёт по стене.

И бьётся на белых страницах,

Пугаясь людского жилья,

Моя полуночная птица,

Бездомная прелесть моя.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Сравнение – вид тропа: уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, словно, как, что, как будто и др.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ.

Метафора (от греч. metaphora - перенос) – вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение.

Разработка урока: Художественное своеобразие прозы В.Т. Шаламова.

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka_po_tvorchestvu_v.t._shalamova.docx 36.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Художественное своеобразие прозы В.Т. Шаламова.

Количество часов на данное занятие: 2

- - воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

30 октября Всероссийский День памяти жертв политических репрессий. Напоминание нам о трагических страницах нашей истории.

Лучшие люди страны - учёные и писатели, инженеры и дипломаты, художники и военные - пребывали за колючей проволокой. Тех, кто пострадал за свои убеждения, называли политзаключёнными.

Система тюрем, следственных изоляторов, и лагерей опутала всю страну. ГУЛАГ стал символом произвола и насилия.

Страшно звучат слова наркома Ежова о том, что население страны делится на три категории: заключённые, подследственные и подозреваемые.

Всего с 1930 по 1953 год в бараках лагерей и колоний побывало 18 млн. человек. Каждый пятый из них - политзаключённый. Расстреляно 786 тысяч человек.

Жертвами массового насилия стали десятки миллионов наших сограждан, и затронуло оно в той или иной степени практически всех. От государственного террора в нашей стране пострадало множество литераторов:

  • Борис Пильняк 28 октября 1937 года арестован у себя на даче в Переделкино и 21 апреля 1938 года расстрелян.
  • Исаак Бабель 16 мая 1939 года был арестован на даче в Переделкино и 27 января 1940 года был расстрелян.
  • Осип Мандельштам дважды отбывал срок в ссылке по нелепому обвинению в контрреволюционной деятельности. В официальной справке, полученной вдовой поэта, сказано, что он скончался 27 декабря 1938 года в дальневосточном лагере.
  • Борис Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии.
  • Муж Марины Цветаевой Сергей Эфрон и дочь Ариадна были арестованы.
  • В 1935 году был арестован единственный сын Анны Ахматовой Лев Николаевич Гумилёв.

Имя В.Т.Шаламова занимает в этом перечне особое место. Впервые арестованный в 1929 году по обвинению в распространении якобы фальшивого политического завещания В.И.Ленина (это было знаменитое письмо XII съезду партии), молодой писатель провёл в лагерях Западного Урала около трёх лет. В 1937 году его арестовали вновь и отправили на Колыму. На его судьбу выпало почти 20 лет тюрьмы, лагерей, ссылки, одиночество и забытость в последние годы жизни, проведённые в доме для престарелых и психиатрической больнице.

Перечислим коротко основные художественные принципы прозы Шаламова, сохраняя по возможности его формулировки:

Исследовательская работа в группах

  1. Найти в тексте детали-символы, раскрывающие основную идею произведения?

Вопросы по теме занятия:

Выставление оценок, комментирование

Заключительное слово учителя

Что вы уже знали по данной теме? Что узнали нового? Что вам особенно запомнилось на уроке?

Инструкция для студентов

Как написать эссе.

Жанр эссе предполагает свободу творчества. Оно может быть написано в любом стиле, Это ваше размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.

На первом плане эссе — личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения.

Стиль эссе отличается:

  • образностью
  • афористичностью
  • парадоксальностью

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе

  • привлекает многочисленные примеры
  • проводит параллели
  • подбирает аналогии
  • использует всевозможные ассоциации.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

  • метафоры
  • аллегорические и притчевые образы
  • символы
  • сравнения

Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

  • непредсказуемые выводы
  • неожиданные повороты
  • интересные сцепления

Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:

Требования к студенту

Знание и понимание теоретического материала.

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.

Анализ и оценка информации

- грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
- дает личную оценку проблеме;

- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

важным элементом художественного решения являются детали – символы, создающие подтекст, часто они несут повышенную смысловую и идейную нагрузку;

Художественные особенности рассказов В. Шукшина

По своей творческой многогранности Василий Шукшин – явление уникальное в современной литературе и искусстве: одинаково известен он не только как писатель-прозаик и сценарист, но и как режиссер и актер.

Творческая многогранность Шукшина-художника во многом определила своеобразие его прозы, возникшей на стыке литературы и искусства кино. Читая рассказы Шукшина, как бы просматриваешь отснятую киноленту, зрительно включаешься в воссозданный писателем поток жизни, отчетливо представляешь интонацию и жест героев.

Кинематографичность заложена в самой структуре его рассказов, где лаконичное авторское слово лишь скрепляет блестящие диалоги, правдиво воспроизводящие живую разговорную речь.

Шукшин, вступивший в литературу в начале 1960-х гг., обратил на себя внимание не только своеобразным авторским почерком, но прежде всего открытием новых, в полной мере литературой еще не исследованных сфер народной жизни, лежащих вдали от больших городов.

Не случайно герои рассказов Шукшина – деревенские почтальоны, киномеханики, шоферы, трактористы, столяры и т.д. – люди, ввиду особенностей своей профессии испытывающие постоянное воздействие городской культуры.

И хотя сам Шукшин не считает своих героев смешными, изображение их, безусловно, имеет мягкую комедийную окраску, характер которой органически связан с природой народного юмора.

Чудики, как и сказочные простаки – Иванушки-дурачки, попадают в ситуации, комедийный эффект которых – в несхожести поступков героев с привычными стандартами человеческого поведения.

Юмор, которым окрашены рассказы Шукшина, выражен непосредственно в языке его героев, представляющем сложное переплетение народных говоров с механически воспринятыми штампами книжной речи, городским жаргоном и молодежным сленгом – типичное явление полукультуры.

Юмористическая окрашенность диалогов достигается комическим изображением полукультурной речи героев, которые употребляют непонятные для себя слова, словосочетания.

Шукшин же правдиво воспроизводит стихию народной речи, на которой говорят миллионы колхозных тружеников, наиболее активно вовлеченных в процесс сближения города и деревни.

Шукшин пишет многопланово, стремясь достичь полного соответствия с воспроизводимой им реальной действительностью. Его герои предстают перед нами во всей сложности характеров, противоречивости, непоследовательности поступков, как живые, реально существующие люди.

Об отношении Шукшина к своим героям существуют самые различные суждения. Одни считают, что он их любит, другие – жалеет, третьи говорят о юмористической объективности писателя.

Общая характеристика военных повестей В. Быкова

Военные повести В. Быкова в полной мере отвечают всем требованиям жанра. Небольшие по объему (не более ста страниц), охватывающие день — два — три, наполненные будничными, в общем-то, событиями, неторопливые, внимательные к несущественным вроде бы деталям. Герои Быкова — простые люди, именно в том смысле, как обыкновенно понимается этот эпитет: простые — малообразованные, ничем не примечательные крестьяне, рабочие-путейцы, сельская интеллигенция, рядовые солдаты и офицеры небольших чинов.

Действие повестей Быкова разворачивается в годы войны, в ее непосредственной длительности, либо (реже) в рассказах дня сегодняшнего, которые зримо переносят нас в те, военные времена и обстоятельства. Характерно для военных повестей Быкова, что в них почти нет батальных сцен, темы всенародного подвига, победы как конечной цели, ради которой сражаются и погибают его герои. Событий мало (несколько эпизодов боя, или подготовка к диверсии, или захват и допросы партизан), и они имеют значение только для их непосредственных участников (но — судьбоносное значение!), четко локализованы в пределах повести от зарождения событий к их окончательному завершению на уровне факта (но не на уровне нравственных уроков, выходящих далеко за пределы факта и в будущее).

В центре внимания автора — нравственные, философские проблемы. Их осмыслению подчинен весь художественный строй повестей, реализующийся в типичных средствах жанра: безыскусном рассказе, подробном неспешном показе событий и поступков, пейзажных зарисовках, создающих эмоционально-психологический фон, обнажении внутреннего мира персонажей, концентрации людей и событий на сравнительно небольшом пространстве и в недолгом времени. Нетипичным, специфически быковским является подробное, очень подробное исследование причин поведения человека, его смыслов и ценностей; усиленный за счет монотонных описаний эффект обыденности, достоверности происходящего; несколько принужденный, сконструированный сюжет, организованный для создания предельно критической для героев ситуации, в которой они поставлены перед выбором: поступить по совести, по высшему нравственному закону — и погибнуть, или сделать уступку своему страху (жажде жизни) и погибнуть духовно. Такое впечатление, что война — прежде всего художественный прием, необходимый автору для того, чтобы подробно рассмотреть то, что его больше всего интересует, — душевное состояние людей в ситуации почти неразрешимого кризиса, заданного неподвластными им обстоятельствами.

Художественное своеобразие прозы В.Распутина

Творческий мир Валентина Георгиевича Распутина – один из самых значимых и ярких в литературном процессе XX века. В своем творчестве ему удалось сохранить нравственную чистоту, целомудренность речи и стиля, высокий гуманизм авторских идей. Все это он воплотил, прежде всего, в образах человека и природы.

Художественный мир В. Распутина организован так, что в нем образ природы и образ человека не дополняют друг друга и не разъясняют что-то друг друге. Природа и человек у писателя становятся единым гармоническим целым. У человека нет места в природе, он сам – естественная составляющая природного мира. Соотношение образа природы и образа человека у В.Распутина особое: в его прозе происходит некое взаимопроникновение. Природа не фон, а смыслоопределяющая часть человеческого мира. В художественном мире повестей В. Распутина образы природы и человека отображаются совершенно уникальным образом. Писателю впервые в истории русской литературы удалось изобразить в своей прозе гармоничное слияние естественно живущего нравственного человека с окружающим его миром природы. Более того, человек, не растерявший свое родовое начало, является неотделимой частью того природного мира, в котором он живет. Распутинский герой живет в гармонии с миром природы и этот мир чаще всего писателем не изображается, а называется. Такое гармоничное слияние автор передает самыми разнообразными художественными средствами.

5. Написать сочинение по творчеству одного из поэтов 1950-1980-х годов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Колымские рассказы.pptx

Лагерная проза

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лагерная проза

Художественное своеобразие прозы Шаламова Варлам Тихонович Шаламов. «Колымски.


Выбранный для просмотра документ Фоторепортаж.pptx


Описание презентации по отдельным слайдам:


























 Приходько Вячеслав Михайлович Фоторепортаж об узниках ГУЛАГА подготовил

Приходько Вячеслав Михайлович Фоторепортаж об узниках ГУЛАГА подготовил

Выбранный для просмотра документ Урок по ШАЛАМОВУ.docx

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Зам.директора по УМР

разработка открытого урока по дисциплине

ОДБ.02. ЛИТЕРАТУРА

Тема урока: Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.

Обсуждено на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарных дисциплин ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема урока: Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.

Тип методического пособия: разработка урока

Автор: Иштуганова А.О. – преподаватель русского языка и литературы

Методическая разработка предназначена для преподавателей, студентов и мастеров производственного обучения.

г. Николаевск-на-Амуре, 2015 г.

Программные требования, реализуемые на уроке

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.

Дидактическая цель урока:

Развитие умения определять роль художественной детали в анализе художественного произведения

Задачи урока:

Мотивировать обучающихся на изучение произведений В. Шаламова по средствам приёма развития образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

Создать условия для выявления художественных особенностей прозы В.Т. Шаламова через выступления заранее подготовленных обучающихся;

Создать условия для рефлексии по средствам приёма развития образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.

Представление опыта работы по использованию активных методов обучения на уроке литературы

Продемонстрировать:

использование приёмов проблемного и интенсивного обучения на уроке литературы (приём концептуализации);

развитие творческих способностей через индивидуальный подход к обучающимся;

формирование общих компетенций через активные формы работы.

Форма организации познавательной деятельности учащихся:

включение каждого обучающегося в сотрудничество

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ожидаемые результаты :

Сформировать понимание роли художественной детали в прозе Шаламова;

Вызвать эмоциональный отклик в сердцах обучающихся.

Пробудить желание изучать историю своей страны.

Форма урока: урок – презентация.

Методы реализации поставленных задач:

Объяснительно-иллюстративный : стимулирование мыслительной деятельности происходит посредством использования видеоматериалов и фотографий.

Проблемно-коммуникативный : формирование навыков социального общения.

Проблемно-поисковый : развитие поискового навыка, формирование дискурсивного мышления.


Основные умения и навыки :

развивать навыки работы с текстом,

навыки связной речи,

делать записи, выводы.

Оснащение урока:

Активизация познавательной деятельности.

Прежде чем перейти к теме урока

Я возьму (чистый) лист и попрошу вас охарактеризовать его

Итак, какой он? (белый, ровный, первозданный, легкий, стандартный, чистый)

– А теперь он чистый? Но, как теперь вы можете охарактеризовать его? (мятый, ненужный)

- А если представить, что лист это человек? Что произойдет с ним после внешнего воздействия? Грубого, безжалостного… Возможно ли ему возродиться? (ответы обучающихся)

- О чем, по вашему мнению, мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Мы продолжаем говорить о литературе 30-х годов, о времени, пожалуй, самом трагичном и печальном в истории нашей страны, когда цвет нации, русская интеллигенция превращалась во врагов народа.

Сегодня мы проводим урок-презентацию. Обсуждаем книгу В.Т. Шаламова, которая создавалась более 20 лет. Это целая колымская эпопея, включающая в себя 6 сборников и очерков.

О времени репрессий, политике беспросветной лжи можно узнать из многих произведений, но в рассказах В. Шаламова показана еще одна сторона этой политики: в лагерях была целая система истребления.

Цели и задачи занятия

В своих произведениях В.Т.Шаламов создал уникальную модель осмысления действительности, в которой нашли отражение кризис культурного и общественного сознания и собственное трагическое мироощущение. Цель занятия: уяснить художественные особенности прозы В.Т. Шаламова. Эту цель я ставлю перед вами. А каковы ваши цели?

- Перед вами листы, на которых обозначен перечень целей, выберите свои 3. Поставьте галочку.

Прошу озвучить (3 обучающихся).

- То, что касалось темы занятия, обозначим как задачи и через них подойдем к пониманию художественных особенностей прозы В.Шаламова.

познакомимся с судьбой Варлама Тихоновича Шаламова;

определим роль художественной детали;

Результатом изучения творчества Шаламова станет написание эссе по одному из рассказов.

Изучение новой темы.

- Итак, XX век 30-е годы, строится Советское государство. Лучшие люди страны - учёные и писатели, инженеры и дипломаты, художники и военные - пребывали за колючей проволокой. Тех, кто пострадал за свои убеждения, называли политзаключёнными.

Система тюрем, следственных изоляторов и лагерей опутала всю страну. ГУЛАГ стал символом произвола и насилия.

Страшно звучат слова наркома Ежова о том, что население страны делится на три категории: заключённые, подследственные и подозреваемые.

От государственного террора в нашей стране пострадало множество литераторов:

• Борис Пильняк 28 октября 1937 года арестован - 21 апреля 1938 года расстрелян.

• Исаак Бабель 16 мая 1939 года арестован - 27 января 1940 года расстрелян.

• Осип Мандельштам дважды отбывал срок в ссылке - скончался 27 декабря 1938 года в дальневосточном лагере.

• В 1935 году был арестован единственный сын Анны Ахматовой Лев Николаевич Гумилёв.

Ведущий. Имя В.Т. Шаламова занимает в этом перечне особое место. Согласитесь, чтобы понять раздумья, мысли, чувства писателя, важно знать об истоках его жизни. Обратимся к биографии Шаламова.

Выступление с презентацией (судьба В.Т.Шаламова)

Слово преподавателя .

Слово преподавателя .

20 лет он отдал их созданию.

20 лет жизни прошли в ледяном аду Вишеры и Колымы.

Наличие художественной детали, создающей подтекст

- У кого возникли вопросы? Кому необходимы дополнительные разъяснения?

По художественным особенностям прозы Шаламова готовился (назвать обучающегося). Он постарается ответить на ваши вопросы.

Примерный ответ.

Новое содержание должно было обрести и новую форму. Шаламов подробно описывает структуру этой прозы. Тема: судьба мучеников, не бывших, не умевших и не ставших героями. Герои: люди без биографии, без прошлого и без будущего. Действие: сюжетная законченность. Стиль: короткая, фраза; чистота тона, отсечение всего лишнего, полутонов. Повествование эпически спокойное, нет нагнетания чувственности, авторский комментарий лаконичен и беспристрастен.

- Понимал ли герой рассказа истинную цель предложения Шестакова? В чем она?

- Дав согласие, о чем мечтает герой? (Поесть)

- Получив желаемое, почему отказывается? (Не хочет погибнуть)

- Что является художественной деталью в рассказе?

У меня в черном ящике эта деталь.

- На что обращает внимание герой дважды в рассказе? До предложения и после?

- Что символизируют носки в контексте произведения?

- Почему не просто носки, а шахматные? Игра.

- С кем или чем игра? Со смертью, друг с другом, игра чтобы выжить.

- Отметьте детали во время прочтения в тексте.

Чтение текста (заранее подготовленный обучающийся)

- У вас есть вопросы?

- Теперь назовите те детали-символы, которые позволяют домыслить текст.

Какую информацию они несут?

Преподаватель : Скажите, сумели ли мы с вами приблизиться к разгадке тайны "Колымских рассказов?" Какие особенности прозы Шаламова, названной "новой прозой", мы отметили?

(Особенности "новой прозы" Шаламова: документальность, лаконизм повествования, наличие детали-символа.)

Слово преподавателя .

Смерть, унижения, холод, голод, воскрешения и казни, превращение в животных, переоценку ценностей, крушение привычных представлений о мире, о человеке, о его возможностях. Шаламову ничего не надо было придумывать. Выстраданное собственной кровью оборачивается обвинительным документом. Максимальная убедительность прозы достигается документальной верностью фактов и простотой, ясностью и безыскусностью изложения.

Шаламов считал: важно воскресить чувство, которое испытывал человек в нечеловеческих условиях. Он воскрешал это чувство, воскрешал убитых, замученных, умерших от голода, холода, изнеможения.

Произведения актуальны и сегодня, т.к. в них поднимается вечная проблема жизни и смерти, свободы и рабства, истины и лжи, добра и зла, честности и подлости, мужества и трусости, смысла.

IV . Рефлексия

Оценивание работы на уроке.

В числе литературных величин, открытых эпохой гласности, имя Варлама Шаламова, на мой взгляд, – одно из самых трагических имен в отечественной литературе. Этот писатель оставил потомкам поразительное по глубине художественности наследие – “Колымские рассказы”, произведение о жизни и человеческих судьбах в сталинском ГУЛАГе. Хотя слово “жизнь” неуместно, когда речь идет о картинах существования человека, изображенных Шаламовым.

Часто говорят о том, что “Колымские рассказы” – попытка писателя поставить и решить

самые важные нравственные вопросы времени: вопрос о правомерности борьбы человека с государственной машиной, возможности активно влиять на свою судьбу, о путях сохранения человеческого достоинства в нечеловеческих условиях. Мне же представляется иначе задача писателя, изображающего ад на земле под названием “ГУЛАГ”.

Думаю, произведение Шаламова – пощечина обществу, допустившему подобное. “Колымские рассказы” – плевок в лицо сталинскому режиму и всему, что олицетворяет эту кровавую эпоху. О каких путях сохранения человеческого достоинства, о которых якобы говорит Шаламов в “Колымских

рассказах”, можно говорить на данном материале, если сам писатель спокойно констатирует тот факт, что все человеческие понятия – любовь, уважение, сострадание, взаимовыручка – казались узникам “комическими понятиями”. Он не ищет путей сохранения этого самого достоинства, заключенные просто не помышляли об этом, не задавались такими вопросами.

Остается поражаться тому, насколько нечеловеческие были условия, в которых оказались сотни тысяч невинных людей, если каждая минута “той” жизни была наполнена мыслями о еде, одежде, которую можно добыть, сняв ее с недавно умершего.

Думаю, вопросы управления человека собственной судьбой и сохранения достоинства применимы скорее к творчеству Солженицына, который также писал о сталинских лагерях. В произведениях Солженицына персонажи действительно размышляют о вопросах нравственных. Сам Александр Исаевич говорил о том, что его герои поставлены в более мягкие условия, нежели герои Шаламова, и объяснял это разными условиями заключения, в которых оказались они, авторы-очевидцы.
Сложно представить, какого душевного напряжения стоили Шаламову эти рассказы. Хотелось бы остановиться на композиционных особенностях “Колымских рассказов”. Сюжеты рассказов на первый взгляд несвязанны между собой, тем не менее они являются композиционно целостными. “Колымские рассказы” состоят их 6 книг, первая из которых так и называется – “Колымские рассказы”, далее примыкают книги “Левый берег”, “Артист лопаты”, “Очерки преступного мира”, “Воскрешение лиственницы”, “Перчатка, или КР-2”.

Книга “Колымские рассказы” включает 33 рассказа, располагающихся в строго определенном порядке, но не привязанным к хронологии. Это построение направлено на то, чтобы изобразить сталинские лагеря в истории и развитии. Таким образом, произведение Шаламова представляет собой не что иное, как роман в новеллах, несмотря на то, что автор неоднократно заявлял о смерти в XX веке романа как литературного жанра.

Повествование в рассказах ведется от третьего лица. Главные герои рассказов – разные люди (Голубев, Андреев, Крист), но все они чрезвычайно близки автору, поскольку напрямую причастны к происходящему. Каждый из рассказов напоминает исповедь героя. Если говорить о мастерстве Шаламова – художника, о его манере изложения, то следует отметить, что язык его прозы – простой, предельно точный.

Интонация повествования – спокойная, без надрыва. Сурово, лаконично, без каких-либо попыток психологического анализа, даже где-то документально писатель говорит о происходящем. Думаю, Шаламов добивается ошеломляющего воздействия на читателя путем контраста спокойствия неспешного, спокойного повествования автора и взрывного, ужасающего содержания.

Главный образ, объединяющий все рассказы – образ лагеря как абсолютного зла. “Лагерь – ад” – постоянная ассоциация, приходящая на ум во время прочтения “Колымских рассказов”. Это ассоциация возникает даже не потому, что постоянно сталкиваешься с нечеловеческими муками заключенных, но и потому, что лагерь представляется царством мертвых. Так, рассказ “Надгробное слово” начинается со слов: “Все умерли…” На каждой странице встречаешься со смертью, которую здесь можно назвать в числе главных героев. Всех героев, если рассматривать их в связи с перспективой смерти в лагере, можно разделить на три группы: первая – герои, которые уже умерли, а писатель вспоминает о них; вторая – те, которые умрут почти наверняка; и третья группа – те, которым, возможно, повезет, но это не наверняка.

Это утверждение становится наиболее очевидным, если вспомнить о том, что писатель в большинстве случаев рассказывает о тех, с кем встречался и кого пережил в лагере: человека, расстрелянного за невыполнение плана его участком, своего однокурсника, с которым встретились через 10 лет в камере Бутырской тюрьмы, французского коммуниста, которого бригадир убил одним ударом кулака…
Но смерть не самое страшное, что может случиться с человеком в лагере. Чаще она становится спасением от мук, для того, кто умер, и возможностью извлечь какую-либо выгоду, если умер другой. Здесь стоит вновь обратится к эпизоду раскапывания лагерниками из промерзшей земли только что захороненного трупа: все, что при этом испытывают герои – радость оттого, что белье мертвого можно будет завтра поменять на хлеб и табак (“Ночь”),
Основное чувство, которое толкает героев на кошмарные поступки – чувство постоянного голода. Это чувство – самое сильное из всех чувств. Еда – то, что поддерживает жизнь, поэтому писатель обстоятельно описывает процесс принятия пищи: заключенные едят очень быстро, без ложек, через борт тарелки, вылизывая дочиста языком ее дно.

В рассказе “Домино” Шаламов изображает юношу, который ел мясо человеческих трупов из морга, вырубая “не жирные” куски человечины.

Шаламов рисует быт заключенных – еще один круг ада. Жилищем заключенным служат огромные бараки с многоэтажными нарами, где размещаются по 500-600 человек. Заключенные спят на матрасах, набитых сухими ветками.

Везде полная антисанитария и, как следствие, болезни.

Шаламова рассматривает ГУЛАГ как точную копию модели тоталитарного сталинского общества: “…Лагерь – не противопоставление ада раю. а слепок нашей жизни… Лагерь… мироподобен”.
В одной из тетрадей-дневников 1966 года Шаламов так объясняет задачу, поставленную им в “Колымских рассказах”: “Я пишу не для того, чтобы описанное не повторилось. Так не бывает… Я пишу для того, чтобы люди знали, что пишутся такие рассказы, и сами решились на какой-нибудь достойный поступок…”

Читайте также: