Художественное совершенство рассказов чехова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Антон Павлович Чехов наибольший юморист. Нам знаменито множество его рассказов, хоть и маленьких, но изумительно занимательных. Каким же образом Чехов достигает такового результата? Попробуем разобраться в этом на примере рассказа Толстый и узкий. Заголовок, как всегда, очень четкий. Теснее из него мы узнаем о главных действующих личиках. Но сходу занимательная особенность. Создатель не Дает героям определенных имен: данная характеристика (толстый и узкий) дозволяет нам выяснить намного больше. В названии заложен смысл творенья. Мы сразу можем представить, что толстый главный человек, может быть, занимающий высшую должность, а узкий является маленьким чиновником. Тут мы теснее видим характерную Чехову лаконичность. Он сам писал: Умею коротко говорить о длинноватых вещах. Вправду, все кратко, но емко. Добивается он этого с поддержкою целой системы выразительных средств. Хоть какое шутливое творенье Чехова настроено на сиюминутность, на всем нудность выражается не просто в упоминании таковой вещи, а в особой точности упоминания, демонстрирующей абсолютное ее познание творцом и приглашающей читателя это познание разделить. Да, создатель уделяет громадную роль читателю. Но вернемся к выразительным средствам. Действие начинается неожиданно: На вокзале Николаевской стальной дороги повстречались два компаньона; один толстый, иной узкий. Мы сходу узнаем кто, где и что. Мы видим, что повстречались ветхие знакомые, а по их речи можно осознать, что герои были в превосходных отношениях. Узкий спотыкается от волнения, они дружественно приветствуют друг друга. Читаешь и ощущаешь благосклонную атмосферу их встречи. Для показа настроения создатель употребляет восклицательные . предложения. Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно изумлены, замечает создатель.

Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов.

Своеобразие чеховского стиля.

Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов – необычный писатель. Говоря об особенностях стиля писателя, необходимо подчеркнуть, что:

1.​ В основе его рассказов – определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя.

2.​ Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату.

3.​ Большая роль детали.

4.​ Говорящие фамилии.

5.​ Малая форма и глубокое содержание.

7.​ Богатый диапазон лексики.

8.​ Индивидуализация речи героев.

Во второй половине 80-х годов Чехов входит в большую литературу. Юмор все чаще соседствует с лиризмом, психологическим анализом. Анекдотические образы-маски уступают место индивидуальным характерам. В рассказах Чехова все чаще появляются серьезные и печальные темы, возникают вопросы о смысле жизни, о счастье, о свободе, познании истины.

Повесть вобрала в себя размышления Чехова над неразрешенными вопросами жизни и смерти, над глубоко для него личной проблемой одиночества. Думы писателя о судьбе родины отразились в образе степи.

Своеобразной вехой в творчестве Чехова стал некролог великому путешественнику Пржевальскому, написанный и опубликованный в 1888 году. Через два года после этого события Чехов сам совершил с исследовательскими целями долгое и трудное по тем временам путешествие на остров Сахалин , где тщательно изучал жизнь каторжан и ссыльных. Для Чехова это был гражданский поступок. Большую часть Сибири он проехал в кибитке. Обострился его туберкулез.

В 1892 году Антон Павлович приобрел имение Мелихово в Серпуховском уезде Тульской губернии, где и поселился.

Увлечение театром началось еще в гимназические годы, и впоследствии, когда Чехову случалось бывать в провинциальных театрах, он вспоминал таганрогскую галерку и юность.

В начале русско-японской войны Антон Павлович надеялся, что ее вероятный неудачный исход поведет к долгожданным политическим переменам в России. Уже не имея никаких шансов на выздоровление, за несколько месяцев до смерти, Чехов намеревался ехать в действующую армию простым врачом.

В июне 1904 года Чехов поехал в Баденвейлер, в немецкий Шварцвальд. Когда он прибыл в Германию, жить ему оставалось три недели. 2 июля 1904 года он умер вдали от своей семьи и друзей, среди чужих, в чужом городе.

Художественные особенности рассказов Чехова.

Рассказы А. П. Чехова — яркая страница русской классической литературы. Их не спутаешь с произведениями какого-либо другого писателя. Что же отличает творческий почерк А. П. Чехова?

Особенность чеховского психологизма еще и в том, что по отношению к своим героям он отказывается от объяснений: называя черту характера героя, не поясняет, как и почему она возникла. Обычно авторы особо выделяют черты, предопределяющие превращения, тщательно подготавливают причины изменений в характере героев. У Чехова этого нет. Неясно, например, что в душевной жизни героя предопределило превращение романтически настроенного доктора Дмитрия Старцева в Ионыча, озабоченного лишь накоплением денег. Видимо, нет этому превращению какой-то одной причины, их множество, целый комплекс обстоятельств, деталей, которые создают ощущение огромной сложности жизни.

В этом главная особенность чеховских рассказов — в надежде на сотворчество читателей. Сложные жизненные ситуации намечаются лишь пунктиром, Чехов не говорит прямо, где добро и где зло. Это заставляет читателя думать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Художественное своеобразие рассказов А.П.Чехова.

Своеобразие и вместе с тем заслуга Чехова заключается прежде всего в том, что он, как никто, понял существо рассказа как малой эпической формы, довёл этот жанр до совершенства, добиваясь того, чтобы рассказ при возможно меньшем объёме отражал с максимальной правдивостью и с наибольшей глубиной существенные стороны жизни.

В рассказах его изображена русская жизнь конца 19 века. Перед читателем проходят представители всех классов и общественных групп России – от нищего до богача аристократа, всех профессий – от извозчика до архиерея. И во всех случаях автор говорит только правду, которая нужна обществу.

Перед Чеховым, автором рассказов, стояла труднейшая задача – немногими словами сказать о многом на нескольких страницах.

Подавляющее большинство рассказов Чехова – это рассказы - миниатюры. Сюжеты строятся в рассказе на одном эпизоде. А выбор сюжета и его развёртывание, как центральный вопрос композиции, был предметом особого внимания Чехова.

Экспозиция должна быть очень короткой. Повествование в чеховских рассказах начинается прямо с основного действия, не имеет пространных описаний. Ещё большее значение придавал писатель концовке рассказа, стремясь сделать её возможно более содержательной, эффектной, впечатляющей. Так, например,

Очень важную роль в рассказе Чехова играет диалог. Он , собственно, и движет действие.

В речевой характеристике раскрываются типические черты героя. Например, у Очумелова – полицейское хамство, грубое отношение к подчинённым и столь же грубая угодливость к власти имущих и ко всему, что их окружает.

Пейзаж у Чехова, как правило, скуп, реалистически точен и в то же время максимально выразителен.

В ночь же, когда она собирается бежать, за окном непогода, вой ветра в трубах. Ей казалось, что кто-то всю ночь стучит в ставни и посвистывает, как бы вызывает её.

Чтобы добиться краткости формы, Чехов шёл по линии совершенного нового отношения к читателю, которого он привлекает к своей творческой работе. Писатель требует активности читательского воображения, которое он сам умел возбудить, дав толчок мысли читателя. Достигал он этого путём применения правдивых и неожиданных деталей.

Жениха Нади Андрея Андреевича все считают талантливым человеком, ведь он все вечера у невесты играет на скрипке, писатель даёт своё объяснение - в это время можно молчать.

Показывая его безвкусно построенный дом для будущей жены, автор даёт деталь: на стене картина , на которой голая дама с лиловой вазой. А рядом портрет отца-священника.

В рассказах Чехов использует и основной приём сатириков – преувеличение.

Художественные особенности. Чехов выступил подлинным новатором как в прозе, так и в драматургии. Очень точно сказал об этом Л. Н. Толстой: “Чехов создал новые… для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде”;. Рассказы и по­вести писателя поражают отсутствием в них яркого занимательного сюжета – все происходит, как в жизни.

Те события, которые разво­рачиваются на страницах его произведений, составляют лишь внешнюю канву, а главное – это внутренний сюжет, изменение самого героя, его отношения к жизни. При исчерпанности

внешнего конфликта, этот внутренний конфликт сохраняется и выносится за пределы художественной реальности в настоящую жизнь, создавая ощущение открытого финала. Писатель предлагает читателям за­думаться над поставленными вопросами, а сам он остается пре­дельно объективным, авторская позиция прямо не высказывается.

Но она существует, только выражается другими средствами – че­рез подтекст, особое настроение, через композицию, часто строя­щуюся на музыкальных принципах, как “хорошая музыкальная композиция”; – так сам писатель сказал о своем рассказе “Счастье”;. Такая структура

помогает насытить текст внутренней эмоциональ­ностью и, избегая подробных описаний, “включить”; читателя в ор­биту авторских размышлений. Вместе с тем достигается и удиви­тельная краткость и емкость прозы Чехова, который вырабатывал умение “коротко говорить о длинных вещах”;. “Краткость – сестра таланта”;, – утверждал писатель, и достигал лаконизма многооб­разными средствами.

Так он не стремится последовательно расска­зать о всех событиях в жизни героя, а использует “вершинную”; композицию. Именно таким образом представлена целая жизнь Ионыча, рассказ о которой уместился на нескольких страницах. Мы видим героя лишь в наиболее важные, поворотные моменты его развития, между которыми протекает год или несколько лет.

Часто сцены кажутся повторяющимися (например, посещение дома Тур­киных), но по отдельным деталям читатель замечает, что остается неизменным, а что меняется (неизменны “таланты”; Туркиных, ме­няется способ передвижения Старцева – пешком, в собственном экипаже, на тройке с бубенчиками; он из стройного молодого чело­века превращается в солидного, полного, а затем и в ожиревшего Ионыча, похожего на “языческого бога”;).

Роль детали в чеховской прозе очень велика. Она помогает соз­дать характерный “пульсирующий ритм”;, передающий особое зву­чание этой лирической прозы, “прозы настроений”;, придавая ей порой мелодическое, музыкальное звучание, а иногда вторгаясь дисгармоничной нотой. Деталь дает автору возможность избежать пространных описаний, задавая определенный тон, который помо­гает читателю самому “достроить”; картину.

Известно, что Чехов ут­верждал, что вместо подробного описания лунной ночи достаточно сказать, что “на плотине блестело горлышко разбитой бутылки”;, и эта деталь создаст цельное представление. Но есть у Чехова такие детали, которые вырастают до высшего уровня обобщения, стано­вясь деталями-символами. Такой деталью, например, является футляр из рассказа “Человек в футляре”;, “забор с гвоздями”; в “Да­ме с собачкой”;. Но при этом Чехов оставался реализмом, достигая его высших форм.

Толстой говорил, что у Чехова “развилась не­обыкновенная техника реализма”;, что у него “все правдиво до ил­люзии”;. И особо отмечалась красота языка писателя: “Какой пре­восходный язык… Это просто перл, – восторгался Толстой. – Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я не могли бы так написать”;.

Читайте также: