Художественная культура пушкинского петербурга кратко
Обновлено: 05.07.2024
Все перечисленные выше обстоятельства: ожидание либеральных реформ, отношения России с Западом, логика развития самого Просвещения, последствия войны 1812 года, деятельность декабристов породили мощный культурный подъем, который нашел выражение в науке, в образовании, в книгоиздательстве и периодической печати, в живописи и музыке, в литературе и архитектуре. Но при всем разнообразии этих проявлений в столичной культуре ее суть точнее всего обозначается одним понятием - "пушкинская эпоха", "пушкинский Петербург". А. С. Пушкин воссоздал в своем творчестве и Петербург и его творца. В поэтическом романе Пушкина "Евгений Онегин" воссоздан, впервые в русской литературе, образ Петербурга. А строки из поэмы "Медный всадник" звучат как гимн городу:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…
Пушкинский Петербург - первый большой итог процесса воплощения замысла Петра I, это мечта Петра, ставшая завершенной реальностью. Какие факторы свидетельствуют об этом:
1. Пластический образ Петербурга:
- Над обликом города трудятся не только иностранные, но и русские зодчие: Захаров (Адмиралтейство), Воронихин (Казанский собор, Горный институт), Стасов (Конюшенная церковь)
- Город-порт, задуманный Петром в начале XIX века, окончательно оформляется (стрелка Васильевского острова: биржа, ростральные колонны - маяки, судостроительные верфи). Вся Нева покрыта кораблями разных флагов.
- В гранит оделись набережные - более 130 км.
2. "Окно в Европу" - получило мощный импульс после войны 1812 года и заграничных походов, армия в ходе Наполеоновских войн побывала в Европе, своими глазами могла убедиться в особенностях Европейской жизни, принесла в Россию европейское посещение.
3. Идея Петра - возвеличение государства - достигает в это время своего апогея в противоборстве государства и личности: личность впервые обособляется от государства, противостоит государству.
4. Отношение к религии такое же, как при Петре I, какое сложилось в XVIII веке - от прямой критики религии и церкви (Белинский), до атеизма и веротерпимости в народе. Традиции русского храмостроительства не соблюдаются, нет пятиглавия. Часто церкви становятся не культовыми, а мемориально-патриотическими памятниками (н-р, Казанский собор).
5. Сохранение и укрепление идеи равенства всех наций. В 1818 году в городе насчитывается 23 тыс. немцев, 4 тыс. французов, 4 тыс. финнов, 2 тыс. шведов, 600 грузин, 600 татар, 900 англичан и др. В Петербург по-прежнему приглашают архитекторов, музыкантов, педагогов, ученых.
6. Внутренняя противоречивость культуры, двойственность, двусторонность города. Пушкинский Петербург - это и носитель высших достижений русской культуры, и грозный оплот самодержавия; архитектурный шедевр, окруженный убогими окраинами; место столкновения сил прогресса и реакции, свободомыслия и гнета цензуры, света знаний и мракобесия.
7. Для этого периода характерно обращение к национальным истокам, корням. Необычайный интерес к истории (Н. Карамзин - его труд "История государства Российского"), начинается изучение русской культуры, искусства, собирание и охрана памятников русской старины.
8. Особое место искусства, художественного творчества в культуре Петербурга. Первая причина этого - гармоничность культуры - цель которой - связать воедино "истину, добро и красоту":
Образ Петербурга неразрывно связан с творчеством великих русских писателей. Город нередко становился центром повествования в произведениях Николая Васильевича Гоголя, Федора Михайловича Достоевского, Льва Николаевича Толстого и прочих несменных классиков отечественной литературы.
Однако у истоков художественного воплощения Петербурга стоял Александр Сергеевич Пушкин, жизнь которого была тесно с ним переплетена.
Молодые годы Пушкин провел в Петербурге, и для него столица стала оплотом вдохновения и красоты.
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец…
О Петербурге Пушкин писал достаточно противоречиво и двойственно. От произведения к произведению писатель наделял его деталями и характером.
Для кого-то Петербург был помпезным и пышным местом, которое предоставляло огромные возможности, перед другими Петербург представал грозным и враждебным. Хорошо прослеживается этот контраст в следующей миниатюре поэта:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
Через отношение к Петербургу героев произведения прослеживается и любовь Пушкина к этому городу.
Все было тихо; лишь ночные
Перекликались часовые,
Да дрожек отдаленный стук
С Мильонной раздавался вдруг;
Лишь лодка, веслами махая,
Плыла по дремлющей реке:
И нас пленяли вдалеке
Рожок и песня удалая…
В конце романа Петербург представлен читателю глазами Татьяны:
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые тупцы…
Петербург в произведениях Александра Сергеевича Пушкина разнообразен и неоднозначен.
С точки зрения истории – это символ России, пышная столица, о которой Пушкин отзывается с большой любовью, но для обывателя этот город враждебен и даже мистичен.
Петербург в произведениях Пушкина – целый мир, а образ, который создал вокруг него поэт, нашел свое отражение во многих последующих за его творчеством работах, где предпринимались попытки художественного осмысления города.
Популярность просветительских идей среди широких слоев населения Петербурга проявилась в активизации книгоиздательской деятельности и книготорговли, развитии журналистики и библиотечного дела. Расскажите о крупных книгоиздателях и книготорговцах Петербурга (В. Плавильщиков, И. Сленин, А. Смирдин, братья Глазуновы и др.), о мерах, предпринимаемых издателями с целью увеличения популярности печатной продукции и помощи писателям, о развитии библиотек (Императорская Публичная библиотека). Какую роль играла периодическая печать в духовной жизни Петербурга?
Отвечая на третий вопрос, расскажите об интеллигенции как социальной группе, обладающей единством нравственно-политических установок, убеждений, идеалов и высокого уровня образованности. Ответьте, почему интеллигенция как социальная группа начинает формироваться в петровскую эпоху. Расскажите, какие именно преобразования Петра I способствовали этому (следует обратить внимание на принудительное образование и привлечение к государственной службе дворянства).
Петербургская культура обладает целым рядом особенностей, которые накладывают отпечаток на жителей города. Это в равной мере относится и к интеллигенции. Расскажите о таких характерных ее чертах, как терпимость к чужому мнению и готовность к диалогу, интернациональность сознания и чуждость националистическим предрассудкам, особый строй речи и эстетическая чувствительность, а также специфическое отношение к женщине.
При подготовке ответа на четвертый вопрос, следует иметь в виду тот факт, что художественная культура играла особую роль в пушкинском Петербурге. Чем обусловлена эта роль? Обратите внимание на следующие факторы, способствовавшие развитию художественной культуры: повышенное внимание императорской власти к внешнему облику столицы, особая эстетическая чувствительность петербуржцев, развитие эстетики как философской дисциплины, стремление творческой интеллигенции через искусство выразить свое отношение к смысло-жизненным вопросам современности, гармоничность культуры в целом,. Покажите, каким образом развивались искусство и литература в условиях духовного подъема первых лет царствования Александра I и последующей за ним правительственной реакции. Почему в культуре пушкинского Петербурга литература приобретает особую значимость?
При подготовке пятого вопроса обратите внимание на причины, по которым возникло противостояние Москвы и Петербурга (желание Петра I создать анти-Москву и заимствование европейских принципов градостроения, намеренный перенос столицы, развитие петербургской культуры на совершенно иных принципах). С чем связано обострение спора двух столиц в первой половине XIX века? Ответьте на вопрос, почему сторонники старорусского жизненного уклада симпатизировали Москве, а защитники петровских преобразований, почитавшие Европу как учительницу России, — Петербургу.
Первая часть шестого вопроса заключается в анализе принципов градостроения первой половины XIX века, результатом осуществления которых стало окончательное оформление парадно-представительного центра Петербурга. На примере крупнейших архитектурных ансамблей (стрелка Васильевского острова, Дворцовая, Михайловская, Александринская, Сенатская площади и др.) покажите реализацию принципа ансамблевости в архитектуре города и роль государственного регулирования в этом процессе.
В XVIII веке в истории русского государства произошел крутой и решительный поворот в сторону Европы. Реформы Петра I носили не только экономический, государственный, политический и военный характер. Они коснулись также просвещения, науки и искусства. В это время шел процесс европеизации во всех областях русской жизни. Переход от древней Руси к новой России был многотруден, т. к. задержалась Россия почти на 300 лет. Нужно было догонять Европу, где сформировалась новая культура.
Но при этом оставались неизменными некоторые глубинные механизмы функционирования русской культуры. Отсюда противоречия и несоответствие шага времени и шага пространства. Петровские перемены не могли охватить сразу всех и вся. Углубился разрыв между верхами общества, которые европеизировались, и низами. Церковь оказалась полностью подчиненной государству и потеряла возможность быть духовной воспитательницей народных низов, которые остались беспризорными. Сложность нововведений петровской эпохи видна и на перемене быта, и на вторжении в Россию новой моды, и на отношении к искусству. Петр посылает людей учиться за границу наукам, ремеслу и искусству. Он сам знакомится с учеными, художниками, приветствует развитие наук, приглашает в Москву массу заграничных ученых, зодчих. При нем открывается Академия наук, при нем выдвигаются люди из низов: Ломоносов, Меньшиков и другие.
Большую роль сыграли ученые-просветители, и прежде всего Ломоносов, в создании русского научного языка.
В русском искусстве XVIII века произошел перелом: рождалась новая русская культура под грохот петровских салютов. Россия, по меткому определению Пушкина, вошла в Европу при стуке топора и при громе пушек. Сам Петр как личность имел определенное влияние на формирование нового искусства. Он стал первым русским императором, положил конец ведущей роли церкви в общественной жизни. Для России это был конец Средневековья. Пафос познания и государственности пронизывает русское искусство XVIII века. Оно выходит на общеевропейские пути развития.
Основателем новой живописи считается Иван Никитин (портрет канцлера Головкина, Строганова и др.). Художник А.Матвеев руководит всеми монументально-декоративными работами в Петербурге. Появляется и светская скульптура, первые памятники которой созданы Б. -К.Растелли (бюст Петра I).
Вторая половина XVIII ст. в России — это расцвет абсолютной монархии, могущества русского дворянства. В то же время это начало кризиса феодальной системы, крестьянская война под предводительством Пугачева.
Радищев, Новиков, Фонвизин, Сумароков — передовые деятели русской дворянской культуры протестуют против крайностей феодальной системы.
Вторая половина XVIII века — расцвет русской живописи. Целое поколение русских художников 60 — 70-х годов выдвигают жанр портрета в ряд лучших произведений мирового искусства. Это Ф.С.Рокотов (портреты А.П.Струйской, В.Е.Новосильцевой), Д.Г.Левицкий (портреты П.А.Демидова, М.А.Дьяковой), В.Л.Боровиковский (портреты М.И.Лопухиной, Лобановых-Ростовских). В произведениях последнего классицизм достигает своих высот (портрет А.Б.Куракина и др.).
С картин С.Ф.Щедрина начинается пейзажный жанр в русской живописи, с произведений Ф.Алексеева — городской пейзаж. Расцветает книжная графика, пейзажные рисунки, лубок.Ниже предлагаем посмотреть видео о царе всея Руси и первом Императоре Всероссийском Петре І.
Читайте также: