Художественная культура пушкинского петербурга кратко

Обновлено: 05.07.2024

Все перечисленные выше обстоятельства: ожидание либеральных реформ, отношения России с Западом, логика развития самого Просвещения, последствия войны 1812 года, деятельность декабристов породили мощный культурный подъем, который нашел выражение в науке, в образовании, в книгоиздательстве и периодической печати, в живописи и музыке, в литературе и архитектуре. Но при всем разнообразии этих проявлений в столичной культуре ее суть точнее всего обозначается одним понятием - "пушкинская эпоха", "пушкинский Петербург". А. С. Пушкин воссоздал в своем творчестве и Петербург и его творца. В поэтическом романе Пушкина "Евгений Онегин" воссоздан, впервые в русской литературе, образ Петербурга. А строки из поэмы "Медный всадник" звучат как гимн городу:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…

Пушкинский Петербург - первый большой итог процесса воплощения замысла Петра I, это мечта Петра, ставшая завершенной реальностью. Какие факторы свидетельствуют об этом:

1. Пластический образ Петербурга:

  • Над обликом города трудятся не только иностранные, но и русские зодчие: Захаров (Адмиралтейство), Воронихин (Казанский собор, Горный институт), Стасов (Конюшенная церковь)
  • Город-порт, задуманный Петром в начале XIX века, окончательно оформляется (стрелка Васильевского острова: биржа, ростральные колонны - маяки, судостроительные верфи). Вся Нева покрыта кораблями разных флагов.
  • В гранит оделись набережные - более 130 км.

2. "Окно в Европу" - получило мощный импульс после войны 1812 года и заграничных походов, армия в ходе Наполеоновских войн побывала в Европе, своими глазами могла убедиться в особенностях Европейской жизни, принесла в Россию европейское посещение.

3. Идея Петра - возвеличение государства - достигает в это время своего апогея в противоборстве государства и личности: личность впервые обособляется от государства, противостоит государству.

4. Отношение к религии такое же, как при Петре I, какое сложилось в XVIII веке - от прямой критики религии и церкви (Белинский), до атеизма и веротерпимости в народе. Традиции русского храмостроительства не соблюдаются, нет пятиглавия. Часто церкви становятся не культовыми, а мемориально-патриотическими памятниками (н-р, Казанский собор).

5. Сохранение и укрепление идеи равенства всех наций. В 1818 году в городе насчитывается 23 тыс. немцев, 4 тыс. французов, 4 тыс. финнов, 2 тыс. шведов, 600 грузин, 600 татар, 900 англичан и др. В Петербург по-прежнему приглашают архитекторов, музыкантов, педагогов, ученых.

6. Внутренняя противоречивость культуры, двойственность, двусторонность города. Пушкинский Петербург - это и носитель высших достижений русской культуры, и грозный оплот самодержавия; архитектурный шедевр, окруженный убогими окраинами; место столкновения сил прогресса и реакции, свободомыслия и гнета цензуры, света знаний и мракобесия.

7. Для этого периода характерно обращение к национальным истокам, корням. Необычайный интерес к истории (Н. Карамзин - его труд "История государства Российского"), начинается изучение русской культуры, искусства, собирание и охрана памятников русской старины.

8. Особое место искусства, художественного творчества в культуре Петербурга. Первая причина этого - гармоничность культуры - цель которой - связать воедино "истину, добро и красоту":

Образ Петербурга неразрывно связан с творчеством великих русских писателей. Город нередко становился центром повествования в произведениях Николая Васильевича Гоголя, Федора Михайловича Достоевского, Льва Николаевича Толстого и прочих несменных классиков отечественной литературы.

Однако у истоков художественного воплощения Петербурга стоял Александр Сергеевич Пушкин, жизнь которого была тесно с ним переплетена.

Молодые годы Пушкин провел в Петербурге, и для него столица стала оплотом вдохновения и красоты.

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец…

О Петербурге Пушкин писал достаточно противоречиво и двойственно. От произведения к произведению писатель наделял его деталями и характером.

Для кого-то Петербург был помпезным и пышным местом, которое предоставляло огромные возможности, перед другими Петербург представал грозным и враждебным. Хорошо прослеживается этот контраст в следующей миниатюре поэта:

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…

Через отношение к Петербургу героев произведения прослеживается и любовь Пушкина к этому городу.

Все было тихо; лишь ночные
Перекликались часовые,
Да дрожек отдаленный стук
С Мильонной раздавался вдруг;
Лишь лодка, веслами махая,
Плыла по дремлющей реке:
И нас пленяли вдалеке
Рожок и песня удалая…

В конце романа Петербург представлен читателю глазами Татьяны:

Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые тупцы…

Петербург в произведениях Александра Сергеевича Пушкина разнообразен и неоднозначен.

С точки зрения истории – это символ России, пышная столица, о которой Пушкин отзывается с большой любовью, но для обывателя этот город враждебен и даже мистичен.

Петербург в произведениях Пушкина – целый мир, а образ, который создал вокруг него поэт, нашел свое отражение во многих последующих за его творчеством работах, где предпринимались попытки художественного осмысления города.

Популярность просветительских идей среди широких слоев населения Петербурга проявилась в активизации книгоиздательской деятельности и книготорговли, развитии журналистики и библиотечного дела. Расскажите о крупных книгоиздателях и книготорговцах Петербурга (В. Плавильщиков, И. Сленин, А. Смирдин, братья Глазуновы и др.), о мерах, предпринимаемых издателями с целью увеличения популярности печатной продукции и помощи писателям, о развитии библиотек (Императорская Публичная библиотека). Какую роль играла периодическая печать в духовной жизни Петербурга?

Отвечая на третий вопрос, расскажите об интеллигенции как социальной группе, обладающей единством нравственно-политических установок, убеждений, идеалов и высокого уровня образованности. Ответьте, почему интеллигенция как социальная группа начинает формироваться в петровскую эпоху. Расскажите, какие именно преобразования Петра I способствовали этому (следует обратить внимание на принудительное образование и привлечение к государственной службе дворянства).

Петербургская культура обладает целым рядом особенностей, которые накладывают отпечаток на жителей города. Это в равной мере относится и к интеллигенции. Расскажите о таких характерных ее чертах, как терпимость к чужому мнению и готовность к диалогу, интернациональность сознания и чуждость националистическим предрассудкам, особый строй речи и эстетическая чувствительность, а также специфическое отношение к женщине.




При подготовке ответа на четвертый вопрос, следует иметь в виду тот факт, что художественная культура играла особую роль в пушкинском Петербурге. Чем обусловлена эта роль? Обратите внимание на следующие факторы, способствовавшие развитию художественной культуры: повышенное внимание императорской власти к внешнему облику столицы, особая эстетическая чувствительность петербуржцев, развитие эстетики как философской дисциплины, стремление творческой интеллигенции через искусство выразить свое отношение к смысло-жизненным вопросам современности, гармоничность культуры в целом,. Покажите, каким образом развивались искусство и литература в условиях духовного подъема первых лет царствования Александра I и последующей за ним правительственной реакции. Почему в культуре пушкинского Петербурга литература приобретает особую значимость?

При подготовке пятого вопроса обратите внимание на причины, по которым возникло противостояние Москвы и Петербурга (желание Петра I создать анти-Москву и заимствование европейских принципов градостроения, намеренный перенос столицы, развитие петербургской культуры на совершенно иных принципах). С чем связано обострение спора двух столиц в первой половине XIX века? Ответьте на вопрос, почему сторонники старорусского жизненного уклада симпатизировали Москве, а защитники петровских преобразований, почитавшие Европу как учительницу России, — Петербургу.

Первая часть шестого вопроса заключается в анализе принципов градостроения первой половины XIX века, результатом осуществления которых стало окончательное оформление парадно-представительного центра Петербурга. На примере крупнейших архитектурных ансамблей (стрелка Васильевского острова, Дворцовая, Михайловская, Александринская, Сенатская площади и др.) покажите реализацию принципа ансамблевости в архитектуре города и роль государственного регулирования в этом процессе.

Петр I

В XVIII веке в истории русского государства про­изошел крутой и решительный поворот в сторону Ев­ропы. Реформы Петра I носили не только экономичес­кий, государственный, политический и военный харак­тер. Они коснулись также просвещения, науки и ис­кусства. В это время шел процесс европеизации во всех областях русской жизни. Переход от древней Руси к новой России был многотруден, т. к. задержалась Рос­сия почти на 300 лет. Нужно было догонять Европу, где сформировалась новая культура.

Но при этом оставались неизменными некоторые глубинные механизмы функционирования русской культуры. Отсюда противоречия и несоответствие шага времени и шага пространства. Петровские перемены не могли охватить сразу всех и вся. Углубился разрыв меж­ду верхами общества, которые европеизировались, и низами. Церковь оказалась полностью подчиненной го­сударству и потеряла возможность быть духовной вос­питательницей народных низов, которые остались бес­призорными. Сложность нововведений петровской эпо­хи видна и на перемене быта, и на вторжении в Россию новой моды, и на отношении к искусству. Петр посы­лает людей учиться за границу наукам, ремеслу и ис­кусству. Он сам знакомится с учеными, художниками, приветствует развитие наук, приглашает в Москву мас­су заграничных ученых, зодчих. При нем открывается Академия наук, при нем выдвигаются люди из низов: Ломоносов, Меньшиков и другие.

Большую роль сыграли ученые-просветители, и прежде всего Ломоносов, в создании русского научно­го языка.

В русском искусстве XVIII века произошел перелом: рождалась новая русская культура под грохот петровс­ких салютов. Россия, по меткому определению Пушки­на, вошла в Европу при стуке топора и при громе пу­шек. Сам Петр как личность имел определенное влия­ние на формирование нового искусства. Он стал пер­вым русским императором, положил конец ведущей роли церкви в общественной жизни. Для России это был конец Средневековья. Пафос познания и государствен­ности пронизывает русское искусство XVIII века. Оно выходит на общеевропейские пути развития.

Основателем новой живописи считается Иван Ни­китин (портрет канцлера Головкина, Строганова и др.). Художник А.Матвеев руководит всеми монументально-декоративными работами в Петербурге. Появляется и светская скульптура, первые памятники которой созда­ны Б. -К.Растелли (бюст Петра I).

Вторая половина XVIII ст. в России — это расцвет абсолютной монархии, могущества русского дворянства. В то же время это начало кризиса феодальной системы, крестьянская война под предводительством Пугачева.

Радищев, Новиков, Фонвизин, Сумароков — передовые деятели русской дворянской культуры протестуют про­тив крайностей феодальной системы.

Вторая половина XVIII века — расцвет русской жи­вописи. Целое поколение русских художников 60 — 70-х годов выдвигают жанр портрета в ряд лучших произ­ведений мирового искусства. Это Ф.С.Рокотов (порт­реты А.П.Струйской, В.Е.Новосильцевой), Д.Г.Левицкий (портреты П.А.Демидова, М.А.Дьяковой), В.Л.Боровиковский (портреты М.И.Лопухиной, Лобановых-Ростовс­ких). В произведениях последнего классицизм достига­ет своих высот (портрет А.Б.Куракина и др.).

С картин С.Ф.Щедрина начинается пейзажный жанр в русской живописи, с произведений Ф.Алексеева — го­родской пейзаж. Расцветает книжная графика, пейзаж­ные рисунки, лубок.Ниже предлагаем посмотреть видео о царе всея Руси и первом Императоре Всероссийском Петре І.

Читайте также: