Художественная культура майя кратко

Обновлено: 08.07.2024

Задолго до открытия европейцами Американского континента на территории Центральной и Южной Америки возникли куль­турные цивилизации ольмеков, ацтеков, майя и инков, имев­шие оригинальный и самобытный характер. Разобраться в этом своеобразии возможно, лишь учитывая исторические особеннос­ти, при которых слагалась и развивалась художественная культура так называемой доколумбовой Америки (до 1492 г., времени открытия Христофором Колумбом Американского материка).

Крупнейшим центром художественной культуры стала Мезоамерика, включавшая территорию современной Мексики (кроме пустыни на севере) и простиравшаяся к югу примерно до Никарагуа. Эта уникальная цивилизация, являющаяся крупнейшим достоянием мировой культуры, представляла собой удивительное созвездие наций, городов-государств, церемониальных, политических и экономических центров, известных сегодня всему миру: Теночтитлан, Теотиукан, Паленке, Чичен-Ица.

Структура и смысл художественного языка Мезоамерики дают возможность постижения идей и представлений, лежавших в основе сложной картины мира, в которой неразрывно соединены миф и человек. В этом культурном ареале сформировался неповторимый архитектурный стиль, неразрывно связанный с другими видами искусства и отразивший представления об устройстве Вселенной и движении звезд.

Что же характерно для искусства этих народов? Прежде всего утверждение всемогущества и величия священного божества, культ предков, прославление побед над врагами, возвеличивание правителей и верховной знати.

Художественная культура классического периода

Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков, проживавших на побережье Мексиканско­го залива во II—I тысячелетиях до н. э. Исследования показа­ли, что у ольмеков были хорошо спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предме­ты декоративно-прикладного искусства, иероглифическая пись­менность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков со­хранилась плохо, так как в качестве строительного материала ис­пользовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штука­турки.

Мировую известность получила скульптура ольмеков, пред­ставленная огромными каменными головами высотой до 3 м и весом до 40 т. До сих пор точно неизвестно их предназначение, но, вероятнее всего, они носили культовый характер. Эти гигант­ские головы, обнаруженные во время раскопок, и сегодня поража­ют монументальностью, мастерством исполнения, реалистиче­ским воспроизведением индивидуальных черт известных в том времени личностей.

В одной из известных скульптур запечатлен юноша с широ­ким и плоским, как бы сплющенным посередине носом, толсты­ми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тяжелыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25 т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушниками.

К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката — неизвестно, но ей на смену пришли новые цивилизации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке (II в. до н. э. — VII в. н. э.). В этом городе, находящемся недалеко от современного Мехико, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветными росписями и ярко раскрашенными статуями богов. Глаза изваяний инкрустированы драгоценными камнями и перламутром.

Наиболее грандиозное архитектурное сооружение — пирамида Солнца (Мексика), имеющая в настоящее время высоту 64,6 м (по всей вероятности, в древности она была еще выше). В отличие от других пирамидальных сооружений, имевших ступенчатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно суживающихся пандусов, которые вели к святилищу в храме. Плоскости между террасами здания были соору жены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренными плитами.

Вокруг пирамиды Солнца симметрично располагались несколько небольших ступенчатых пирамид, подчеркивавших монументальность главной постройки. В архитектурном декоре встречаются украшения в виде огромных змеиных голов, расписанных белой краской. На голове каждой змеи находился венчик из перьев, символизирующий особо почитаемое божество света.

В середине IX в. город был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием народов с севера, сначала тольтеков, а в XI в. новых завоевателей — ацтеков, создавших свою цивилизацию.

Художественная культура ацтеков

Основной чертой искусства охотничьих племен ацтеков было поклонение богам. Сохранившиеся легенды и предания рассказывают о многочисленных походах и кровавых сражениях этого воинственного народа, прежде чем он создал могущественную империю с высоко развитой культурой. Главным местом поклонения богам были храмы, которых к началу завоевания испанцами в XVI в. насчитывалось более 40 тысяч.

Об архитектуре ацтеков нам известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены или полностью перестроены. Сведения о них сохранились лишь в описаниях испанских очевидцев. Известно, что в центре Теночтитлана находились три дворца ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. На вершине ступенчатой пирамиды были возведены два небольших деревянных храма.

Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ — богини земли и весеннего плодородия — матери верховного божества войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и ладоней, перьев, извивающихся змей, лап орлов и т. д. Все это нагромождение различных предметов строго симметрично и уравновешенно.

Немногочисленные сохранив­шиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастер­ством. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины отличаются изяществом исполнения и тонкостью моделировки.

Художественная культура майя

Особых успехов достигла циви­лизация народов майя. Задолго до покорения испанскими завоевателя­ми в IX—X вв. майя изобрели точ­ный солнечный календарь, опреде­ляли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейской цивилизации использовали в мате­матике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, изобрели разви­тую иероглифическую письменность. Искусство народов майя от­личали изысканность и совершенство.

Одним из самых красноречивых свидетельств этой культуры является архитектура: величественные пирамиды, великолеп­ные дворцы и белокаменные города, затерявшиеся в непрохо­димых джунглях Центральной Америки. К достижениям архи­тектуры следует добавить прекрасные памятники скульптуры, уникальные многоцветные фрески, росписи на сосудах, грациоз­ные статуэтки, ювелирные изделия, замечательные произведе­ния, выполненные в технике резьбы по дереву, кости и перла­мутру.

Происхождение цивилизации майя окутано пеленой за­гадочности. Ее появление относится к рубежу нашей эры, когда легионы Цезаря подчиняли власти Рима все новые земли, ее бурный расцвет приходится на VII—VIII вв. н. э. Лишь к концу IX в. замерли величественные города, опустели дворцы, на широ­ких площадях городов майя смолкло эхо человеческих голосов.

Что стало причиной гибели некогда процветавшей цивилиза­ции, до сих пор неизвестно. На этот счет существует несколько версий: землетрясение, резкое изменение климата, истощение ранее плодородных земель, эпидемии страшных болезней, чуже­земное нашествие, бесконечные войны.

Из памятников художественной культуры майя до нашего времени лучше всего сохранились произведения архитек­туры. В них поражают удивительное чувство пропорций, вели­чественная монументальность, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворцы, это астрономические обсерватории, площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы.

В отличие от египетских пирамид, здесь строили четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых возводился храм с двумя или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища вела длинная широкая лестница, иногда такие лестницы располагались на всех четырех сторонах пирамиды.

Дворец в Паленке (в настоящее время сильно разрушен) стоит на естественном плато, возвышающемся над равниной почти на 70 м. Внутри дворца находятся внутренние дворики, окруженные галереями. Обильно украшенный резными и скульптурными изображениями и надписями, дворец имеет четырехэтажную квадратную башенку, вероятно, выполнявшую роль астрономической обсерватории жрецов майя.

Храм Надписей представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землей на высоту около 24 м. На ее верхней площадке возведен прямоугольный храм, к которому ведет лест­ница из 69 ступеней. Стены храма украшены панелями, богато декорированными барельефами и рельефными иероглифиче­скими надписями, благодаря которым храм и получил свое на­звание.

Как известно, ступенчатые пирамиды с плоским верхом не­редко служили усыпальницами почитаемых людей. Вот почему цари и жрецы устраивали здесь ритуалы с целью установить магическую связь с духами предков. Внутри пирамиды, на глубине 25 м, в 1952 г. была обнаружена великолепная гробница одного из правителей майя. О многом сумел рассказать ученым рельеф на крышке саркофага этого правителя. Древние мастера воспроизвели в камне Семь Пещер — прародину многих мекси­канских племен и мировое древо, связывающее подземный и верхний мир. В изображение древа были вплетены многие сим­волы, связанные с верованиями майя (например, крупная птица кецаль с широко раскрытым клювом, символизирующая связь между мирами, возрождающая души умерших).

Не менее своеобразны так называемые стадионы — соору­жения с площадками для культовой игры в мяч. Они представ­ляют собой две наклонные массивные стены, идущие параллель­но друг другу. Между ними помещалась площадка для игры в мяч. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча рука­ми или ступнями ног. Играть можно было только локтями, пле­чами и боками. Побеждала та команда, которая первой забра­сывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене.

Болельщики располагались на вершинах двух стен, на которые они поднимались по лестницам, расположенным с внешней стороны.

Изобразительное искусство майя также имело свои ха­рактерные черты. В нем существовал канон, который определял­ся культом обожествляемого правителя и его предков. Особого со­вершенства он достиг в произведениях скульптуры. Правитель майя чаще всего изображался в военных сценах или восседа­ющим на троне. Главное внимание скульпторов привлекали не индивидуальные черты его внешности или внутренние душевные

качества, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти. Перед зрителем представал некий идеализированный человек, застывший в неподвижной позе, ли­шенный чувств и особенностей ха­рактера. Его лицо передавало равно­душие и спокойную величавость. По­коренным пленникам оно внушало страх. Им, в отличие от правителя, были ведомы человеческие чувства: горе, боль от ран, молчаливое пови­новение. Изображение правителя сопровождалось коротким иерогли­фическим текстом, содержавшим ин­формацию о его рождении, правле­нии, военных победах и других успе­хах.

Художественная культура наро­дов майя оказала огромное влияние на американскую культуру после­дующих эпох.

Художественная культура инков

Одна из древнейших легенд рассказывает, что, когда из озера Титикака вышли супруги, получившие волшебный золотой жезл от своего отца Солнца, им было предсказано в определенном мес­те основать город и страну. Долго они искали это место, и вот од­нажды после долгих поисков жезл неожиданно ушел в землю. Здесь и возникла столица империи инков — Куско, руины кото­рой можно увидеть и сегодня.

В историю мирового искусства инки вошли благодаря красоте и величию своих храмов. На побережье Перу до настоящего вре­мени сохранилось множество пирамид, но, в отличие от других цивилизаций Америки, они служили для коллективных захоро­нений бальзамированных тел умерших. Некоторые ступенчатые пирамиды имели в плане не прямоугольную, а круглую форму.

Определенных успехов добились инки и в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. На лицевой стороне огромного монолитного каменного блока высечен рельеф с изображением верховного божества. Божество стоит на возвышении с жезлами в обеих руках. Его головной убор напоминает лучеобразно расходящихся змей. Фигура божества приземиста, у него неестественно маленькие ноги, а лицо широкое и квадратное. По обе стороны от него расположены три ряда второстепенных божеств, или крылатых гениев, обращенных к нему взором. Рельеф производит впечатление спокойного величия и силы власти. Самым загадочным в этом сооружении является фриз-календарь с изображением человеческих фигур, животных и орнамента. Среди множества животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить даже слона.

Сохранились до нашего времени и произведения керамики. Инкские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовали причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а также эпизоды из повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество).


Ма́йя — цивилизация в Центральной Америке, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре и математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 до н.э.- 250 н.э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250 н.э. - 900 н.э.). Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров.

Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.

Потомками древних майя являются не только современные народы майя, сохранившие язык предков, но и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики, Гватемалы, Гондураса. Некоторые города майя включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия: Паленке, Чичен-Ица, Ушмаль в Мексике, Тикаль и Киригуа в Гватемале, Копан в Гондурасе, Хойя-де-Серен в Сальвадоре — небольшая деревня майя, которая была погребена под вулканическим пеплом и сейчас раскопана.

Содержание

Территория

В настоящее время (2007) территория, на которой происходило развитие цивилизации майя входит в состав государств: Мексика (штаты Чьяпас, Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо), Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас (западная часть).

Найдено около 1000 городищ культуры майя (на начало 80-х годов XX века), но не все из них раскопаны или исследованы археологами, а также 3000 посёлков.

История


Ранний доклассический период (около 2000—900 года до н. э.)

На раннем доклассическом этапе развития майя появляются поселения и развивается земледелие в районах расселения. Первые отнесённые к цивилизации майя построения в Куэйо (Белиз) датированы приблизительно 2000 годом до н. э. Из этого места происходит расселение племён майя на север до Мексиканского залива. В Копане (Гондурас) охотники селятся около 1100 года до н. э. На раннем доклассическом этапе был основан город Ламанай (Белиз), относящийся к старейшим городам цивилизации майя. Приблизительно в 1000 году до н. э. основывается Кахаль Печ (Белиз), просуществовавший до VII века н. э. 767

Средний доклассический период (около 900—400 года до н. э.)

В среднем доклассическом периоде развития происходит дальнейшее расселение майя, развивается торговля между городами. 7 веком до н. э. датируются следы поселений в области Тикаля (Гватемала). На побережье Мексиканского залива первые поселения и храмы появляются около 500 года до н. э. К первым крупным городам майя относятся Эль Мирадор (с самой большой известной пирамидой майя, 72 м) и Накбе, находящиеся на территории современной Гватемалы. Около 700 года до н. э. в Мезоамерике появляется письменность.

В искусстве майя этого периода заметно влияние ольмекской цивилизации, возникшей в Мексике на берегу залива и установившей торговые связи со всей Мезоамерикой. Некоторые ученые считают, что созданием иерархического общества и царской власти древние майя обязаны ольмекскому присутствию в южных районах области майя с 900 по 400 годы до н. э.

Поздний доклассический период (около 400 годов до н. э. — 250 года н. э.)

Приблизительно 400 годом датируется изображение самого раннего солнечного календаря майя, высеченного на камне. Майя принимают идею иерархического общества, управляемого королями и лицами королевской крови. Основание города Теотиуакана относится также к позднему доклассическому периоду. Теотиуакан на протяжении нескольких столетий будет культурным, религиозным и торговым центром Мезоамерики, оказывающим культурное влияние на регионы майя.

Ранний классический период (около 250—600 года н. э.)

Поздний классический период (около 600—900 года н. э.)

Цивилизация майя классического периода представляет собой территорию городов-государств, каждый из которых имеет своего правителя. Распространившаяся на весь Юкатан культура майя переживает эпоху своего расцвета, основываются города Чич'ен-Ица (ок. 700 года), Ушмаль и Коба. Города соединяются друг с другом дорогами, так называемыми сакбе (sacbé). Города майя насчитывают больше чем 10 000 жителей, что превосходит по численности населения существовавшие в то время среднеевропейские города.

Упадок цивилизации майя

Уже в IX веке н. э. в южных районах проживания майя происходит быстрое сокращение населения, которое распространяется впоследствии на весь центральный Юкатан. Города покидаются жителями, приходят в упадок системы водоснабжения. С середины X века н. э. больше не воздвигаются каменные сооружения. До сих пор исчезновение цивилизации майя является предметом спора исследователей. При этом имеются две главные точки зрения на счёт исчезновения цивилизации майя — экологическая и неэкологическая гипотезы.

Экологическая гипотеза основывается на балансе взаимоотношений человека и природы. Со временем баланс был нарушен: постоянно растущее население сталкивается с проблемой нехватки качественных почв, пригодных для земледелия, а также с нехваткой питьевой воды. Гипотеза экологического исчезновения майя была сформулирована в 1921 году О. Ф. Куком. Неэкологическая гипотеза охватывает теории различного вида, начиная завоеванием и эпидемией и заканчивая изменением климата и прочими катастрофами. В пользу версии завоевания майя говорят археологические находки предметов, принадлежавших другому народу средневековой Центральной Америки — тольтекам. Однако большинство исследователей сомневаются в правильности данной версии. Предположение о том, что причиной кризиса цивилизации майя стали климатические изменения, а в особенности засуха, высказывается геологом Геральдом Хаугом (Gerald Haug), занимающимся вопросами изменения климата. Также некоторые учёные связывают крах цивилизации майя с концом Теотиуакана в Центральной Мексике. Некоторые учёные полагают, что после того как Теотиуакан был покинут, образовав вакуум власти, имеющий воздействие и на Юкатан, майя не смогли восполнить этот вакуум, что привело в итоге к упадку цивилизации.


Постклассический период (около 900 года — 1521)

В 899 году покидается Тик’аль. Города северного Юкатана продолжают развиваться, однако города на юге приходят в упадок. Около 1050 года происходит разрушение Чич’ен-Ицы. В 1263 году основывается Майяпан, который становится впоследствии главным центром Юкатана. Однако в 1441 году в городе происходит восстание, и в 1461 году он покидается.

После этого Юкатан снова представляет собой территорию городов-государств, каждое из которых борется друг с другом.

Колониальный период (1521—1821 года)

В 1517 году на Юкатане под началом Эрнандеса де Кордобы появляются испанцы [1] . Испанцы завозят из Старого Света болезни, ранее неизвестные майя, включая оспу, грипп и корь. В 1528 году колонисты под началом Франсиско де Монтехо начинают завоевание северного Юкатана. Однако ввиду географической и политической разобщённости испанцам потребуется около 170 лет, чтобы полностью подчинить себе регион. В 1697 году последний независимый город майя Тайясаль был подчинён Испании.

Постколониальный период

В 1821 году Мексика получает независимость от Испании. Обстановка в стране, однако, не стабилизируется. В 1847 году происходит восстание майя против авторитарности мексиканского правительства, известное как Война каст. Восстание подавляется лишь к 1901 году.

Майя сегодня

На сегодняшний день на полуострове Юкатан, в том числе в Белизе, Гватемале и Гондурасе живут около 6,1 миллиона майя [2] . В Гватемале до 40 % населения относятся к майя, в Белизе — порядка 10 %. Сегодняшняя религия майя представляет собой смесь из христианства и традиционных верований майя. Каждая община майя имеет сегодня своего религиозного покровителя. В качестве пожертвований выступают домашняя птица, специи или свечи. Некоторые группы майя идентифицируют себя посредством особенных элементов в их традиционном одеянии, по которым они отличаются от других майя.

Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе (Мексика). Представители группы носят хлопковую одежду, украшенную традиционными сюжетами майя. Христианство оказало на представителей этой группы поверхностное влияние. Однако туризм и, в главную очередь, технический и экономический прогресс постепенно стирают самобытность группы. Всё больше и больше майя носят современную одежду, имеют электричество, радио и телевизоры в своих домах, а зачастую и автомобили. Некоторые майя живут между тем от доходов за счёт туризма, так как всё больше людей хотят познакомиться с миром и культурой древних майя.

Особая ситуация сложилась в контролируемых сапатистами деревнях в мексиканском штате Чьяпас. Эти деревни получили в недалёком прошлом автономию на управление.

Искусство

Искусство древних майя достигло своего развития во время классического периода (около 250 года — 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были либо уничтожены инквизицией, либо временем.

Архитектура

Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощенная в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощренность линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремленные вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности.

Письменность и счисление времени у майя

Календарь майя

Письменность

В результате открытий XX века стало возможным систематизировать знания о письменности майя. Основными элементами системы письма служили знаки, которых известно около 800. Обычно знаки имеют вид квадрата или продолговатого овала; один или несколько знаков могут располагаться вместе, образуя так называемый иероглифический блок. Многие такие блоки расположены в определенном порядке в прямолинейной решетке, которая определяла пространственные рамки для большинства известных надписей. Внутри этой решетки иероглифические блоки образуют ряды и колонки, чтение которых подчинялось особым правилам [3] . Также большой вес имеют пиктографические знаки, часто изображающиеся со многими деталями животных, людей, частей тела и предметов быта.

Система счёта у древних майя

Система счёта у майя базировалась не на привычной десятичной системе, а на распространённой в месоамериканских культурах двадцатеричной. Истоки лежат в методе счёта, при котором применялись не только десять пальцев рук, но и десять пальцев ног. При этом существовала структура в виде четырёх блоков по пять цифр, что соответствовало пяти пальцам руки и ноги. Также интересным является тот факт, что у майя существовало обозначение нуля, который схематически был представлен в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности. Так как ноль необходим во многих математических операциях, но в то же время в античной Европе был неизвестен, учёные предполагают сегодня, что майя имели высокоразвитую культуру с хорошим уровнем образования.

Теории

В XIX веке были популярны и до сих пор существуют теории о происхождении майя от жителей мифической Атлантиды, Древнего Египта и т. п.

Религия майя

Среди руин городов майя доминируют постройки религиозного характера. Как предполагается, религия вместе со служителями храмов играли в жизни майя ключевую роль. В период с 250 года н. э. до 900-х годов н. э. (классический период развития майя) во главе городов-государств региона стояли правители, которые заключали в себе если не высшую, то по крайней мере очень важную религиозную функцию. Археологические раскопки позволяют говорить о том, что в религиозных ритуалах также принимали участие представители высших слоёв общества.

Время, космос и Конец света

Как и другие народы, населявшие Центральную Америку того времени, майя верили в цикличный характер времени и астрологию. Например их расчёты движения Венеры расходились с современными астрономическими данными всего на несколько секунд в год. Они представляли себе Вселенную, разделённую на три уровня — подземный мир, земля и небо. Религиозные ритуалы и церемонии были тесно связаны с природными и астрономическими циклами. Повторяющиеся явления подвергались систематическим наблюдениям, после чего отображались в различного рода календарях. Задача религиозного лидера майя состояла при этом в интерпретации этих циклов.

Боги и жертвы

Как и у других народов Центральной Америки, человеческая кровь играла у майя особую роль. По дошедшим до наших дней различным предметам быта — сосудам, мелкой пластике и ритуальным инструментам — можно говорить о специфическом ритуале кровопускания. Основным видом ритуального кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали язык, причем делали это как мужчины, так и женщины. После прокалывания органов (языка, губ, пениса), через проделанные отверстия продевали шнурок или верёвку. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия.

Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами. В пользу данной версии говорят предметы искусства майя, на которых изображены боги-младенцы, а также глубоко старые боги. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий в определённой мере продлить жизнь богам.

Человеческие жертвоприношения были распространённым явлением у майя. В жертву человека приносили через повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось, как и у ацтеков, вспарывание живота и вырывание из груди ещё бьющегося сердца. В жертву приносились как захваченные в ходе войн представители других племён, так и члены собственной группы, в том числе и высший слой. Выбор времени, очерёдности и способа жертвоприношения до сих пор не ясен. Точно установлено, что в жертвоприношение в огромных масштабах приносились захваченные во время войн представители других племён, в том числе члены высшего слоя противника. Однако до сих пор неясно, вели ли майя кровопролитные войны для получения большего количества военнопленных с целью принесения их в будущем в жертву, как это делали ацтеки. В постклассических городах на севере Юкатана культура майя претерпевает изменения. Так, руины городов цивилизации периода захвата её испанцами позволяют говорить, что религия не играла для майя столь важную роль, как во время классического этапа развития.

Политическая и социальная структура общества

В социальной структуре общества любой член общества Майя, достигший 25 лет, мог бросить вызов вождю племени. В случае победы у племени появлялся новый вождь. Обычно это происходило в мелких населенных пунктах.

Военное дело

Междоусобицы и войны

Майя часто воевали друг с другом. Некоторые историки даже видят в этом главную причину упадка классической культуры майя. Войны в цивилизации древних майя велись по многим причинам, служившим политическим, экономическим или религиозным целям. Частой причиной войны служил контроль над конкурирующими городами-государствами, таким образом войны велись с целью сместить с чужого трона конкурирующую династию, посадив на него подконтрольного правителя. В политическом смысле главной была репутация, заработанная в войне правителем-победителем. В экономическом смысле победа над противником давала выход к новым торговым путям, а также часть населения побеждённого города-государства порабощалась. Для религиозных целей победоносная война служила захватом новых людей, которые в будущем приносились на религиозных церемониях в жертву. Примечательно отметить, что войны классического периода не ставили своей задачей захват территории противника и присоединение завоёванных земель к городу-победителю. Таким образом, образования мощного единого государства майя в эпоху классического периода не произошло.

Вооружение

Воины майя использовали в битвах боевые дубины, духовые трубки, ножи, копья, топоры и прочее оружие. Также использовались стрелы и листья. Лист при этом скручивался в трубку, через которую в противника пускались стрелы, зачастую с заражёнными наконечниками. Шлемы использовались майя редко, однако майя использовали в бою щиты из древесины и кожи животных. На вооружении майя также были деревянные мечи со вставленными в них кремниевыми лезвиями и приспособления напоминающие пращу. Интересные приспособления, как правило кожанные жгуты, которые зажимались пальцами или одевались на запястье руки. Работали они как вспомогательная катапульта, для более дальних бросков коротких копий (дротиков), с использованием этих приспособлений дальность полета и поражение цели увеличивалось в два раза.

Многих успехов достигла цивилизация народов майя. За пять-шесть веков до покорения ее испанскими завоевателями майя изо­брели солнечный календарь, определяли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейцев начали использовать в математи­ке понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, создали развитую иероглифическую письменность. Ис­кусство народов майя достигло невиданной изысканности и совер­шенства.

Одним из самых красноречивых свидетельств высокого уровня этой культуры является архитектура: величественные пирамиды, великолепные дворцы и белокаменные города, затерявшиеся в не­проходимых джунглях Центральной Америки.

К достижениям архитектуры следует до­бавить прекрасные памятники скульптуры, уникальные многоцвет­ные фрески, росписи на сосудах, грациозные статуэтки, ювелирные украшения, а также замечательные изделия, выполненные в техни­ке резьбы по дереву, кости и перламутру.

Происхождение цивилизации майя окутано тайнами. Ее появле­ние относится к рубежу нашей эры, а бурный расцвет приходится на VII-VIII вв. н. э. Лишь к концу IX столетия замерли ее величест­венные города, опустели дворцы, на широких площадях смолкло эхо человеческих голосов.

Кажется, о гибели именно этой цивилиза­ции образно писал А. А. Блок:

Так явственно из глубины веков Забытый гул погибших городов

Пытливый ум готовит к возрожденью И бытия возвратное движенье. . .

Что стало причиной гибели некогда процветавшей цивилиза­ции, до сих пор неизвестно. Существует множество версий: земле­трясение, резкое изменение климата, истощение ранее плодород­ных земель, эпидемии страшных болезней, чужеземное нашествие, бесконечные войны. . .

Из памятников художественной культуры майя лучше всего со­хранились произведения архитектуры. В них поражает удивительное чувство пропорций, монументальность, многообразие архитектур­ных форм. Это не только пирамиды и дворцы, но и астрономические обсерватории, ритуальные площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы.

В отличие от египетских пирамид, здесь строили четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых возводился храм с двумя или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища шла длинная широкая лестница, иногда такие лестницы располага­лись на всех четырех сторонах пирамиды.

Одна из вершин зодчества майя – девятиступенчатая пирамида Кукулькана в городе Чичен-Ица на территории современной Мек­сики. Это был Главный храм города. На высоту двадцати метров под­нимался он над окружающей местностью и определял архитектур­ный силуэт города. Взору человека, находящегося в любой его точ­ке, неизменно представало это величественное архитектурное сооружение.

К каждой из четырех сторон пирамиды вела лестница, состоящая из 91 ступени, что в сумме давало число "364". Если же учесть платформу на вершине пирамиды, мы получим число "365", равное количеству дней в солнечном году. Девять ступеней террас, разделенных лестницей, образуют 18 секций на одной стороне, что соответствует числу месяцев по календарю майя. Каждая лестница была окружена колоннами с изображениями крылатых драконов.

Не менее своеобразны так называемые "стадио­ны"- здания с площадками для культовой игры в мяч. Это две наклонные массивные стены, идущие параллельно друг другу, между ними помещалась площадка для игры. Участни­кам не разрешалось дотрагиваться до мяча руками или ступня­ми ног. Играть можно было только локтями, плечами и боками. По­беждала та команда, которая первой забрасывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене. Болельщики располага­лись на вершинах двух стен, куда они поднимались по лестницам, расположенным с внешней их стороны.

Изобразительное искусство майя также имело свои характерные черты. В нем существовал канон, определяемый культом обожествляемого правителя и его предков. Особенно ярко он проявился в произ­ведениях скульптуры.

. Задачей скульпторов была не передача индивидуальных черт внешности прави­теля или внутренних душевных качеств, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, го­ловного убора и атрибутов власти.

Правитель майя чаще всего представал в военных сценах в виде иде­ализированного, неподвижно застывшего человека, лишенного чувств и особенностей характера. Его ли­цо было равнодушно и спокойно величаво. Покорен­ным пленникам оно внушало трепет и страх. В отли­чие от правителя, им ведомы были человеческие чувства: горе, боль от ран, молчаливое повиновение. . . Изображение правителя сопро­вождалось коротким иероглифическим текстом, содержащим ин­формацию о рождении, правлении, военных победах и других успе­хах.

Художественная культура народов майя не исчезла бесследно, она оказала огромное влияние на американскую культуру после­дующих эпох и внесла существенный вклад в сокровищницу миро­вого искусства.

Задание для самостоятельной работы: 1. Каковы культурные достижения народов майя? 2. В чем проявились характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства народов майя?

В Культура майя Это была цивилизация, которая развивалась в Месоамерике и занимала территории современной южной Мексики и северной части Центральной Америки, достигнув Гватемалы, Сальвадора, Гондураса и Белиза. Хотя его начало восходит к доклассическому периоду, его апогей пришелся на классический период, между 250 и 900 годами нашей эры. С.

С этого момента цивилизация майя пережила длительный упадок, за исключением городов, расположенных на полуострове Юкатан, где эта культура сохраняла свое великолепие еще несколько столетий. Приход испанцев уничтожил последние остатки этой цивилизации.

Эта цивилизация считается одной из самых продвинутых среди всех, которые развивались в Мезоамерике. Среди его достижений - создание полноценного письменного языка, а также его вклад в архитектуру и искусство. Точно так же они были изобретателями сложных астрономических и математических систем.

В отличие от других мезоамериканских культур, майя не создали унитарное государство, а вместо этого образовали города-государства со значительной независимостью. Легитимность королей исходила из религии, поскольку они считались божественными фигурами в обществе с ярко выраженным классовым характером.

Происхождение и история

Происхождение культуры майя относится к доклассическому периоду, то есть между 2000 годом до нашей эры. C и 250 дн. Уже в классический период наступил момент максимального расцвета этой цивилизации.

Доклассический период (ок. 2000 г. до н.э. - 250 г. н.э.)

Первые поселения, построенные майя в Белизе, возникли около 2600 г. до н.э. Восемьсот лет спустя они достигли побережья Тихого океана, в частности региона Соконуско. На этом этапе они уже занимались сельским хозяйством, но только для некоторых основных продуктов, таких как бобы, перец чили или кукуруза.

Уже в период среднего доклассического периода поселения майя начали расти, пока не стали городами. Самым старым задокументированным местом был Накбе, расположенный в департаменте Петен на территории современной Гватемалы. Также на этом этапе майя начали заселять север Юкатана.

Обнаруженные останки заставили археологов подтвердить это в 3 веке до нашей эры. C. Майя уже создали систему письма, по крайней мере, в Петене.

Позже, в конце доклассического периода, города майя продолжали расти. Среди них выделялись Эль-Мирадор и Тикаль.

Однако развитие культуры майя остановилось в I веке до нашей эры. Многие из построенных великих городов были заброшены, не зная причины этого разрушения.

Классический период (ок. 250-900 г. н.э.)

Цивилизация майя снова возродилась в классический период, когда она жила в своем максимальном великолепии. Эксперты делят этот период на две части: ранняя классика, между 250 и 550 годами нашей эры. До н.э., и поздняя классика, продолжавшаяся до 900 г. С.

В ранней классике города майя восприняли влияние Теотиуакана, большого города, расположенного в долине Мексики. Правители этого города отправили военную экспедицию в Тикаль в 378 году нашей эры. C. и установил новую королевскую династию.

Его отношения с Теотиуаканом позволили Тикалю развиваться, пока он не стал правителем всех центральных низменностей. Только Калакмуль, расположенный в Петене, мог соперничать с могуществом Тикаля, поэтому между обоими городами возникло сильное соперничество.

Позже, во время поздней классики, майя испытали большой культурный взрыв, вызванный королями важнейших городов-государств этого периода: Тикаль, Паленке, Копан, Пьедрас Негран или Яшчилан, среди других.

Как и в доклассический период, новый крах затронул города-государства майя между IX и X веками нашей эры. C. Существуют различные теории о причинах этого спада, ни одна из них не подтвердилась. С другой стороны, последствия известны: оставление многих городов и возвращение к политической системе первого этапа доклассического периода.

Постклассический период (ок. 950-1531 гг. Н.э.)

Полуостров Юкатан был единственной областью, которая не пострадала от упадка, от которого пострадали города майя. Таким образом, эта территория превратилась из наименее важной территории в продолжателя всей своей культуры.

Чичен-Ица ​​был самым важным городом в первой половине этого периода. Это поселение возникло в 987 году нашей эры. C., когда представители этнической группы Ица прибыли в этот район из Табаско.

В 13 веке Ица потерпели поражение от коалиции, состоящей из кокомов из Майяпана и наемников из центральной Мексики. Следствием этого стало установление деспотической системы правления, просуществовавшей до 1441 года. В том же году союз городов-государств разрушил город.

Последние годы постклассического периода характеризовались непрерывными войнами, в которых города-государства сталкивались друг с другом.

После прихода испанских завоевателей майя потеряли все свое влияние и, как и остальные коренные народы, были вынуждены принять религию и обычаи победителей. Несмотря на это, какое-то время некоторые города сопротивлялись, например Тайасал, последний оплот цивилизации майя в Петене, который сопротивлялся до 1697 года.

Географическое и временное положение

Хронология цивилизации майя насчитывала несколько тысячелетий. Взяв за основу первые поселения в Белизе, эта культура возникла в 2600 году до нашей эры. Хотя основной крах произошел около 900 года нашей эры. C., его владения на Юкатане сопротивлялись еще несколько столетий.

Географическое положение

Территория, на которой поселилась культура майя, со временем менялась, достигнув максимального расширения в классический период.

В то время цивилизация майя контролировала около 280 000 квадратных километров: нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо и часть Кампече и Чьяпас; Петен и Изабаль в Гватемале; районы северо-востока Гондураса; и Белиз.

Таким образом, страна майя (называемая Майяб) включала три экологических ареала: полуостров Юкатан; нагорье Чьяпаса и Гватемалы; и центральный район Петена. Последний был наиболее сложным, так как характеризовался тропическим лесом и частыми дождями. Однако именно там эта цивилизация достигла своего максимального расцвета.

Общая характеристика майя

Цивилизация майя считается одной из самых важных на всем американском континенте. Его вклад в такие предметы, как математика, астрономия или архитектура, сильно повлиял на более поздние цивилизации.

Религия

Майя исповедовали политеистическую религию, и их верования были тесно связаны с природой. Самыми важными богами были Ицамна и Хунаб Ку, в дополнение к другим богам, связанным с дождем, солнцем, сельским хозяйством, смертью и другими аспектами их повседневной жизни.

Религия майя утверждала, что было четыре предыдущих исторических периода, которые были разрушены действием различных природных элементов в каждом случае: воздуха, воды, земли и огня.

Для майя было очень важно совершать различные религиозные обряды. Они варьировались от поста до жертвоприношений, молитв или танцев. Все эти церемонии проводились священниками и во многих случаях совершались в пирамидах, которые служили храмами для поклонения.

Значительная часть их верований и мифологии собрана в двух разных произведениях. Первая, считающаяся Библией майя, - это Пополь Вух, или Книга сообщества. Второй - это Чилам балам, написанная уже во время завоевания испанцем Диего де Ланда.

Война

Война и воины имели большое значение в культуре майя. На протяжении его истории очень часто происходили военные конфликты, которые в большинстве случаев сталкивали разные города-государства друг с другом.

Все это привело к тому, что воины приобрели высокий социальный престиж и стали частью высшего класса.

Экономика

Основным видом экономической деятельности майя было сельское хозяйство, от которого они получали большую прибыль.

Владение сельхозугодьями было отражением их политической и религиозной организации. Таким образом, вся земля принадлежала правителю (Ахау), который отвечал за ее назначение в зависимости от потребностей каждой семьи.

Крестьяне имели право сохранить собранный урожай, хотя часть урожая должны были сдавать государству. В свою очередь, правители помогали крестьянам во времена бедности и молились богам, чтобы урожай был обильным.

Коммерция

Король контролировал всю торговлю между различными городами-государствами майя. В свою очередь, купцы образовали собственную касту наследственного характера. Со временем они создали обширную торговую сеть.

Торговцы привозили предметы роскоши, такие как нефрит или соль, в такие города, как Теотиуакан и другие по всей Мезоамерике. Кроме того, они также использовали для перевозки местной сельскохозяйственной продукции и поделок.

Важность торговли на протяжении веков привела к появлению денежной системы, хотя и довольно простой.

Дань уважения

Помимо упомянутых выше, экономика майя опиралась на еще один важный фактор: уплату налогов. Их можно было оплачивать за счет личного труда, который давал работу для строительства общественных зданий.

Одежда

Как и в других мезоамериканских цивилизациях, общественный класс определял тип одежды в культуре майя.

Таким образом, мужчины из низшего сословия носили очень простые трусики и носили грудь без прикрытия. Со своей стороны, женщины того же класса носили широкие рубашки разных цветов, сделанные из хлопка, а также длинные юбки.

Высший класс, состоящий из королевской семьи и высокопоставленных чиновников, носил одежду более высокого качества. В них выделялись украшения из перьев и камней.

Арифметика и астрономия

Майя принесли большие успехи в астрономию и арифметику, что повлияло на более поздние культуры. Среди его вкладов - создание системы нумерации по основанию 20, в которой, как большое новшество, был введен знак, отражающий число 0. Следует отметить, что нулю потребовалось гораздо больше времени, чтобы появиться в арабских цифрах.

Создание этой системы было мотивировано астрономическими исследованиями, проведенными этой культурой. Астрономам майя нужен был способ записи своих наблюдений за небом, который они использовали для регулирования сельскохозяйственного цикла.

Календарь

Две упомянутые области науки использовались майя для создания двух разных календарей: цолкин (ритуал) и хааб (солнечный).

Первый из них разделил год на 13 месяцев по 20 дней в каждом, что в сумме дало 260 дней. Священники использовали его, чтобы предсказывать будущее каждого человека. Со своей стороны, вторая составляла 18 месяцев по 20 дней, всего 360 дней. К этому пришлось добавить еще 5 дней, названных неудачными.

Когда оба календаря были объединены, майя получили 52-летние циклы, называемые короткими аккордами.

Помимо вышесказанного, майя создали еще один более сложный календарь, названный длинным счетом. Это предназначалось для подсчета времени, прошедшего с момента создания мира, что, по их верованиям, произошло в 3114 году до нашей эры. С.

Письмо

Еще одним большим вкладом культуры майя была система письма. Его алфавит состоял из более чем 700 символов, многие из которых все еще не были расшифрованы. Его написание состояло из фонетических и идеографических знаков.

Математика

Майя преуспели в использовании математики, они изобрели шестнадцатеричную систему счисления, особенно в качестве инструмента для измерения времени.

Политическая организация

Одно из существенных различий между культурой майя и другими культурами, такими как ацтеки или инки, заключается в том, что первые так и не сформировали единое государство. Его территория состояла из независимых городов-государств или вождеств.

Взаимоотношения между всеми этими политическими образованиями на протяжении истории сильно менялись. Таким образом, очень часто между ними возникали периоды напряженности, которые могли привести к тому, что одни поселения стали вассалами других. Точно так же конъюнктурные союзы были обычным явлением для победы над общим врагом.

Несмотря на вышесказанное, в некоторые периоды появлялись города, достаточно могущественные, чтобы контролировать целый регион. Некоторыми из этих владык были Тикаль, Майяпан или Калакмуль.

правительство

В каждом городе было собственное правительство, у каждого из которых стоял король. Этот правитель, которого звали Галах Уйник, имел статус бога и его положение было наследственным.

Халах Уйник (истинный человек по-испански), также называемый Ахау, и его семья занимали все высокие административные, религиозные, судебные и военные должности.

Абсолютная власть монарха была основана на его функции посредника между богами, с которыми он был в родстве, и людьми. Из столицы своих владений Халах Уйник контролировал все аспекты сообщества.

Чтобы осуществлять этот контроль, король полагался на своих родственников батабуда, которые управляли второстепенными центрами территорий. Кроме того, эти высокопоставленные должностные лица отвечали за сбор дани, председательство в местных советах и ​​отправление правосудия.

Социальная организация

Еще в доклассическом периоде майя создали тип строго иерархического общества. Таким образом, существовало сильное социальное разделение между элитой и низшим классом, классом простолюдинов.

Со временем это общество развивалось, особенно когда города начали расти. С увеличением численности населения появились новые профессии, которыми занимались специализированные рабочие.

С другой стороны, в поздней классике произошло значительное увеличение числа представителей самых богатых и могущественных классов.

По мнению экспертов, эти изменения могут привести к развитию своеобразного среднего класса. В его состав входили низшие чиновники и священники, торговцы, ремесленники и солдаты.

Королевская семья

На вершине социальной пирамиды находился король и остальные члены его семьи. Монарх, как уже указывалось, взял на себя все полномочия королевства, включая религиозные. Практически царь считался богом и выполнял роль посредника между божествами и людьми.

Положение царя передавалось по наследству от отца к сыну. Женщины могли получить доступ к трону только в том случае, если не было другой возможности, хотя это считалось меньшим злом перед лицом исчезновения династии.

Государственные серверы

Ниже королевской семьи были государственные чиновники. Этот класс состоял из руководителей церемоний, военных и сборщиков налогов. В этом же социальном классе были также священники, которые, помимо своих религиозных задач, занимались изучением астрономии и других наук.

Другой сектор, входивший во второй социальный эшелон, - это дворяне. Их титулы передавались по наследству, и вместе со священниками они давали советы королям, когда им приходилось решать какой-либо вопрос.

Ниже класс

Не считая рабов, которые не имели никаких прав, низший класс общества состоял из всех, кто не принадлежал к предыдущим классам. Следовательно, это было подавляющее большинство населения. Большинство из этих простых людей были фермерами, хотя ремесленники также были включены в этот класс.

Крестьяне, будучи в высшей степени аграрным обществом, составляли самую большую группу внутри низшего класса. Помимо работы в поле, они были обязаны записаться в армию на случай войны. Эта деятельность была одним из немногих вариантов, которые простолюдины имели для улучшения своего положения, так как самые выдающиеся воины были признаны правительством.

Культура

Цивилизация майя была одной из самых важных в доколумбовой Мезоамерике. Среди наиболее важных культурных достижений - архитектура и создание ее календарей.

Гастрономия

Как видно из Пополь Вух, одна из священных книг майя, эта цивилизация всегда имела очень тесную связь с продуктами земли, особенно с кукурузой. Фактически, согласно их верованиям, человек был создан из этого злака.

Кукуруза была основой диеты майя, наряду с другими основными продуктами питания, такими как бобы. Последний использовался для приготовления пюре, которое ели на лепешках.

Позже, по мнению специалистов, майя начали вводить в свой рацион фрукты и овощи. Среди наиболее распространенных - тыква, гуава, папайя и авокадо.

Наконец, специалисты утверждают, что майя тоже употребляли в пищу мясо, хотя и не в большом количестве. Были обнаружены доказательства того, что они приручили животных, предназначенных для их потребления, таких как индейки или собаки. Точно так же он также ел диких животных и рыбу.

Традиции

Помимо предыдущего, майя также проводили религиозные обряды в сенотах. По мнению экспертов, поклонение этим природным местам было связано с их сакральным характером, поскольку они считались дверью в подземный мир. По этой причине его жрецы не только приносили жертвы, но и совершали ритуалы.

Именно эти человеческие жертвоприношения были еще одной из основных характеристик майя. Основной причиной их изготовления было покормить и поблагодарить богов. Кроме того, они думали, что принесенные в жертву наслаждаются вечной жизнью в загробной жизни.

Другие мотивы жертв заключались в том, чтобы гарантировать, что вселенная продолжит нормально функционировать. Это включало в себя смену сезонов и рост урожая, а также благоприятную погоду.

Изобразительное искусство

В культуре майя искусство было чем-то зарезервированным для высшего класса, который считал, что художественные произведения призваны связывать их с их предками.

Среди его наиболее значимых творений - резьба и барельефы, такие как те, что появились в Паленке, а также антропоморфные статуи. Точно так же они также достигли большого мастерства в росписях, которые украшали керамику, как погребальную, так и прочие.

Новым аспектом по сравнению с остальными мезоамериканскими культурами является тот факт, что художники подписывали свои работы, что было обнаружено при расшифровке некоторых остатков письменности.

Архитектура

Архитектура майя считается ее важнейшим художественным проявлением. Однако стиль его построек варьировался в зависимости от города, а также от имеющихся материалов, топографии и вкуса высшего сословия.

Историки утверждают, что архитектура майя достигла высокого уровня сложности, особенно в строительстве дворцов, храмов, обсерваторий и пирамид. Архитекторы стали использовать в этих зданиях арки и своды, а кроме того украсили их картинами и скульптурами.

Однако дома простолюдинов не обладали ни одной из этих характеристик. В его случае материалы были непрочными и скоропортящимися, поэтому образцы не сохранились.

Читайте также: