Художественная культура античности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План:
• античная культура. Понятие античности;
• периодизация истории искусства Древней Греции;
• крито-микенское искусство;
• искусство Древней Греции (геометрика; архаика;
классика; искусство эпохи эллинизма);
• искусство этрусков;
• искусство Рима;
• эпоха Империи (ранней и поздний период);
• христианство.

Искусство Древней Греции
Геометрика
Основой геометрического искусства стали схематичные
бронзовые статуэтки и большие расписные сосуды. В росписях
преобладал геометрический стиль, названный так по чётким,
логическим формам основных декоративных приёмов: ромб,
квадрат, прямоугольник, круг, зигзаг, линия. В сплошном поле
геометрических узоров-знаков особенно выделяется ленточный
орнамент, образованный изломанной под прямым углом
линией, - меандр.

Зодчие стали выбирать ордер для храмов в зависимости от
пола. Духа и олимпийского авторитета божества. Греческие
мастера с удивительным мастерством вписывали храмы,
посвященные разным богам, в природный ландшафт в
соответствии с их функциями и образами: одни строили на
равнинах, другие – на возвышенностях и т.д.
Искусство периода архаики характеризуется поисками
формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и
духом гражданина полиса (города – государства). В этот период
появляются два основных типа одиночной скульптуры –
обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины
(кора) с характерной улыбкой, названной архаической. Вначале
статуи напоминали колонны: руки и ноги тесно прижаты к
телу, ступни ног стоят на одном уровне. У мужских и женских
фигур сходные пропорции: тонкие талии и широкие плечи, с
той лишь разницей, что мужские статуи очень часто
изображаются обнаженными, а женские – в одеяниях. К началу
V в. до н.э. статуи становятся более естественными, а их
движения более свободными. В эпоху архаики одной из самых высокоразвитых областей
искусства стала вазопись. Были созданы тысячи мастерских
для формовки и росписи разнообразных сосудов: амфор для
масла и вина, кратеров для смешивания вина с водой (так было
принято на греческих пирах), пиксид для женских украшений.
Гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику
росписи сосудов (черные фигуры располагались на светлом
фоне), а афинские мастера предложили более сложную по
изготовлению краснофигурную керамику (фигуры стали
светлыми, а фон – тёмным).

Классический период
Главной задачей искусства V в. до н.э. было правдивое
изображение человека сильного, энергичного, полного
достоинства и равновесия душевных сил – победителя в
персидских войнах, свободного гражданина полиса (города –
государства), в котором нравственная красота неотделима от
физической.

Архитектура
V в. до н.э. ознаменовался великолепными
архитектурными постройками в разных концах Греции.
Основным типом общественного здания по-прежнему
оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы
наиболее значительные произведения дорийского стиля:
величественные храмы в городе Посейдония, храм Зевса в
Олимпии.
Особое место в истории античной архитектуры занимает
комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный
персами в 480 г. до н.э. он заново отстраивался на протяжении
всего V в. до н.э. под художественным наблюдением скульптора
Фидия. Акрополь считается вершиной древнегреческой
архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и
могущества Афин. Он включает в себя ряд сооружений –
пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос. Здесь же
возвышается и главный храм Афин – Парфенон. Он был в
высшей степени гармоничным благодаря объединению в нем
двух ордеров – дорического и ионического. Наружные колонны
Парфенона были дорического ордера. Стены самого храма
венчал непрерывный ионический фриз. Если снаружи
Парфенон украшали сцены жестоких сражений, то внутренний
фриз изображал мирное событие. Недалеко от Парфенона был
построен в ионическом стиле другой великолепный храм
Афинского Акрополя – Эрехтейон, со знаменитым портиком
кариатид (статуи девушек, несущих перекрытие). Эпоха эллинизма
Рубежом эпох в развитии древнегреческой культуры стал
поход на Восток Александра Македонского. Наступила эпоха
эллинизма, по сути, преодолела характерный для классической
эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой.
Это характерно для творчества Архимеда, который внес
большой вклад в развитие техники и теоретической механики.
Воплощавшаяся в искусстве идея грандиозности мира и
происходивших в нём катаклизмов – лишь одна сторона
эллинизма. Другой стороной был уход в личный духовный мир.

Архитектура
В архитектуре большое внимание уделяется строительству
новых городов с множеством общественных сооружений.
Строятся палестры, стадионы, библиотеки, бани. Появляются и
такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский
маяк в Александрии и Башня Ветров в Афинах.

Скульптура
Эпоха эллинизма оставила ряд великих памятников
искусства. Высшими достижениями скульптуры стали: Венера
Милосская (статуя богини Афродиты), Ника Самофракийская,
алтарь Зевса в Пергаме. Продолжают развиваться тенденции,
наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н.э. Появляется
повышенный интерес к личности, её эмоциям. Характерные
черты скульптуры того времени – динамичность и
выразительность.
Древнегреческая культура оказала огромное влияние на
развитие европейской цивилизации:
‒достижения греческого искусства частично легли в
основу эстетических представлений последующих эпох; ‒древнегреческая мифология и литература уже много лет
вдохновляют поэтов, писателей, художников, композиторов.
‒до наших дней в своих основных чертах дошла греческая
система образования.

Искусство этрусков
Во времена своего высшего расцвета Древний Рим
объединил всё средиземноморье, включая Грецию. Влияние
Рима, его культура распространялись на значительную часть
Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Центром
этого огромного государства была Италия.
Римское искусство является составной частью античной.
Во многом, опираясь на греческое искусство, римское
искусство смогло развивать некоторые его достижения, внеся
нечто новое, присущее только римскому государству.
Весь период, когда в Греции расцветало искусство
архаики, в Италии прошел под знаком этрусков. Этрусия была
мощной морской державой. Этрусские цари даже
первоначально сидели на римском троне. Высокий уровень
этрусской культуры проявился в самых разных областях:
–В градостроительстве – каменные стены и здания, четкая
планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом, -
характерные черты этих городов;
–В развитии архитектуры – этруски первыми начали
строить здания с купольным сводом;
–Этрускам принадлежит изобретение римских цифр; –Латинский алфавит, распространенный в большей части
Европы и мира, - тоже этрусского происхождения.

Археологические раскопки позволили обнаружить
многочисленные памятники искусства этрусков: гробницы с
настенными росписями, саркофаги, погребальные урны,
оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую
и бронзовую скульптуру.
Как это ни удивительно, но первый храм римлян и
главную их святыню – храм Юпитера, Юноны и Минервы на
Капитолии – создали этруски. Даже создание эмблемы Рима
принадлежит им. Это – статуя волчицы, вскормившей братьев –
основателей Рима – Ромула и Рема. Фигура волчицы отлита в
бронзе с большим искусством.
Большое влияние на этрусское искусство оказали греки.
Этруски подражали им в формах и орнаментах керамики,
строили храмы по греческим образцам, этрусские божества
приобретали черты греческих.

Временем основания Рима считается 753 г. до н.э. По
легенде, его основателями стали два брата-близнеца – Ромул и
Рем. Убив Рема, Ромул стал правителем нового города. Далее,
по преданию, Римом правили семь царей, причем трое
последних были этрусского происхождения. При них город был
обнесен каменной стеной, устроена канализация, возведен
первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне
унаследовали ремесленную и строительную технику,
письменность, римские цифры, способы гадания. По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в
510 г. до н.э. В результате восстания против последнего царя
Тарквиния Гордого Рим становится аристократической
рабовладельческой республикой.

Архитектура
Впечатляют достижения римлян в области архитектуры:
➢ Центром Рима, средоточием его общественной жизни
был Форум (городская площадь), который располагался у
подножия Капитолия (главного из семи холмов). Форум
постепенно обрастал не только зданиями, но и почетными
статуями римских граждан, военными трофеями полководцев.
В эпоху Империи к нему будут пристроены храмы,
посвященные богам и обожествленным людям. Дворцы
будущих правителей располагались также недалеко от Форума,
на Палатинском холме.
➢ В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть
идею силы, мощи, величия; для них характерны
монументальность, пышная отделка зданий, множество
украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к
утилитарным сторонам архитектуры, к созданию
преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и
сооружений для практических нужд.
➢ Римские архитекторы разработали новые
конструктивные принципы, в частности применяли арки,
своды, купола; наряду с колоннами использовали столбы и
пилястры.
➢ Появляются новые типы зданий: базилики (где
совершались торговые сделки и вершился суд), амфитеатры(где устраивались гладиаторские бои, театральные
представления); цирки (в которых происходили соревнования
колесниц); термы (сложный, окруженный парком комплекс,
включавший банные помещения, библиотеки, места для игр и
прогулок).
➢ Возникает новый тип монументального сооружения –
триумфальная арка. Арки сооружали по разным поводам – и в
честь побед, и как знак освящения новых городов. Арка была
границей своего и чужого мира, проходя через арку, император
возвращался в родной город уже в новом качестве
(победителя). Самая знаменитая Триумфальная арка Тита.
➢ Возводятся мосты и акведуки (каменный или бетонный
арочный мост, несущий водопровод). Гарский мост простоял
более двух тысяч лет, отличается выразительностью образа: он
динамичен и одновременно устойчив.

Эпоха Империи (ранней и поздний период)
Вслед за Юлием Цезарем во главе Рима стал
усыновленный им племенник Октавиан, получивший титул
Август (великий).
Эпоха ранней Империи – конец I в. до н.э. - II в. н.э.
Время расцвета римского государства, которое превращается в
огромную империю, включавшую Восточное
Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.
В I–II вв. н.э. появляются два самых известных римских
архитектурных памятника:
–Колизей – самый большой амфитеатр античного мира,
вмещавший около 50000 зрителей, наблюдавших за травлей
зверей и гладиаторскими боями;
–Пантеон – храм во имя всех богов. Это единственный
памятник, не перестроенный и не разрушенный в
Средневековье.
В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис,
который в III в. н.э. охватывает все государство. Его наиболее
яркие проявления – частая смена императоров, отделение
провинций.
Характерными признаками кризиса античного искусства
стали:
–Низкий уровень грамотности;
–Огрубление нравов;
–Пессимизм;
–Широкое распространение христианства. С III в. античное направление в архитектуре уже не
создает ничего нового. Совершенная портретная скульптура
сменяется более грубой, снижается техническое мастерство.
В конце III– конце V вв. изменяется форма римского
государства. Вместо республики приходит неограниченная
монархия восточного типа. В 395 г. Империя окончательно
распадается на Западную, с центром в Риме, и Восточную, с
центром в Константинополе.
История искусства позднего античного периода проходит
под знаком борьбы разлагающегося античного искусства с
новыми христианскими принципами.

Христианство
Христианство возникает на основе идеи ожидания Мессии
– Спасителя. Новая религия, призывавшая к покорности, была
основана не на образах, как античная, а на символах. Образы
постепенно теряют значимость и сохраняют смысл лишь
постольку, поскольку они имеют отношение к религиозной
идее:
–Голубь – это символ души;
–Чаша с водой – символ источника жизни;
–Птичка, пьющая из чаши – символ потустороннего
блаженства.

Христианские образы не связаны с идеалом земной жизни.
Они относятся к идеалу потустороннему, вечному, лишь
намекая на его присутствие. В центре христианской системы –
убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в
человеке. В эпоху поздней античности христианство стало
государственной религией. В IV в. начинают строить базилики
- христианские храмы. Новые художественные черты яснее
всего проявлялись в христианской живописи. В росписях
катакомб наглядность изображения, стремление донести до
зрителя содержание становится важнее, чем пропорциональная
разработка фигур, соблюдение масштабности.
Восточная Рисская империя продолжала существовать до
1453г. как Византийская империя, культура которой стала
продолжением греческой, но в христианском варианте.
Западная Римская империя прекратила своё существование в
476г. – этот год считается концом древнего мира и античности,
но началом средневековья.

Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим

Античное искусство – одно из красивейших и совершеннейших во всей истории человечества. Именно во времена Античности были заложены традиции искусства, получившие развитие в последующие периоды истории.

На первое место вышел человек во всей своей красоте и совершенстве. И, если раньше поклонялись божествам, мифологическим существам и священным животным, в античном искусстве даже боги изображены в виде людей. Древнегреческая мифология дала огромный импульс развитию всех видов искусства, да и саму мифологию тоже можно считать искусством.

Цель урока: изучить развитие искусства в период Античности, познакомиться с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима.

Изучив урок, вы получите представление, как развивались архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка и зрелищные искусства в древнегреческий и древнеримский периоды истории.

Содержание:

Как вы уже поняли, начнем мы с истории искусства Древней Греции.

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции – это все произведения искусства, созданные собственно в Греции, греческих колониях, на территории эллинистического побережья Передней Азии и в части Скифии, испытывавшей влияние древнегреческой культуры, до момента, когда Греция оказалась под властью Рима, т.е. до 2 века до нашей эры.

В истории древнегреческого искусства принято выделять несколько основных этапов:

  • Эгейская, она же Крито-Микенская культура – 3-2 тыс. лет до нашей эры.
  • Гомеровский, он же геометрический период – 12-8 века до нашей эры.
  • Архаический период – 7-5 века до нашей эры.
  • Классический период – конец 5-4 век до нашей эры.
  • Эллинизм – конец 4 века до нашей эры – 2 век нашей эры.

Каждому из периодов свойственны свои черты и закономерности. Мы посмотрим, как развивались различные виды искусства в каждый из периодов. Пойдем по уже привычной и отработанной нами схеме:

  • Архитектура.
  • Скульптура.
  • Живопись.
  • Письменность и литература.
  • Музыка и зрелищные искусства.

Архитектура

Памятники архитектуры древнегреческого периода сохранились достаточно хорошо и в большом количестве, что позволяет увидеть определенные тренды и закономерности в развитии.

Крито-Микенский период

Крито-Микенский период характеризуется активными контактами со странами Востока, заимствованием восточной культуры и адаптацией ее к западным традициям. Как вы помните, в Древнем Египте особое внимание уделяли погребальным сооружениям, а примером адаптации к западным традициям могут служить микенские гробницы:

Микенские гробницы

Примером адаптации традиций строительства может служить Кносский дворец, названный так по наименованию древнего города Кносс на острове Крит:

Кносский дворец

К слову, Кносский дворец считается первым в истории человечества образцом многоэтажного строительства с водопроводом, канализацией, искусственным освещением, подземными сооружениями (лабиринтом), вентиляцией и даже отоплением. Схема лабиринта была воспроизведена на монетах Римского периода, когда Греция оказалась под властью римлян.

В целом, древнегреческие архитектурные традиции были более светскими, чем восточные, и у греков было меньше кричащей вызывающей роскоши. Этот тренд сохранился и в последующие периоды.

Гомеровский период

Архаический период

Архаический период характеризуется зарождением двух определяющих стилей и направлений – ионического и дорического. Они во многом похожи, поэтому разницу, малозаметную для неспециалиста, лучше изобразить схематически:

Основные различия ионического и дорического стиля

Классический период

В классический период господствует дорический стиль, который изначально отличается некоторой тяжеловесностью, но затем прогрессирует до легких изящных форм. Образцы дорического стиля – это, например, храм Геры в Олимпии и храм Зевса в Афинах:

Храм Зевса в Афинах

В конце классического периода получает развитие такое направление в архитектуре, как коринфский стиль, который занимает господствующее положение в следующий период эллинизма.

Эллинизм

Период эллинизма в архитектуре Древней Греции прошел под эгидой коринфского стиля. Его красота и изящество стали определяющими для всей эпохи, а присущие ему тренды сохранились и в последующие периоды истории. Одним из красивейших образцов коринфского стиля является мавзолей в Галикарнасе на территории современного Бодрума в Турции:

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе по сей день открывает все новые и новые тайны, что находит отражение в научных исследованиях 21 столетия [К. Jeppeson, 2002].

Напомним, границы влияния Древней Греции были намного шире, нежели территория современной Греции, а культурный обмен благодаря тому, что Эгейское и Средиземное моря были судоходными, шел достаточно интенсивно.

И прежде, чем мы продолжим, предлагаем вам выполнить небольшое, но очень интересное задание.

Выше вы познакомились с основными периодами развития архитектуры Древней Греции и наверняка в общих чертах уловили характерные их признаки и черты. На этом и основывается следующее задание.

Скульптура

Теперь о скульптуре и, как и в предыдущем разделе, пройдемся по всем периодам. Памятники самого древнего периода истории не столь многочисленны, как более поздних, но от того не менее прекрасны.

Крито-Микенский период

Интереснейшим образцом скульптуры Крито-Микенской культуры является барельеф, венчающий Львиные ворота на входе в акрополь в Микенах. Мы можем видеть элементы заимствования из египетских скульптурных традиций, однако греческой скульптуре свойственны более плавные линии:

Львиные ворота

Гомеровский и архаический период

Голова юноши

Классический период

Эллинизм

Лаокоон

Живопись

Начнем, как обычно, с Крито-Микенской культуры, она же Эгейская. В живописи, как и в архитектуре и скульптуре, прослеживается тема заимствования восточных традиций.

Крито-Микенский период

Как и в предыдущих разделах, обратимся к наиболее сохранившемуся и потому наиболее информативному памятнику искусства. Элементы сходства в росписи Кносского дворца видны невооруженным глазом, однако силуэты не такие строгие и симметричные, как у египтян, а линии более плавные:

Фрески Кносского дворца

Гомеровский период

Амфора с геометрической росписью

Архаический период

В архаический период, помимо геометрической росписи, стали чаще использоваться изображения людей и животных, особенно лошадей. Тут мы вновь видим явное заимствование из египетской культуры. Люди часто изображены с выставленной вперед ногой, что было свойственно изображениям людей в Древнем Египте. Например, как на работах мастера вазописи Евфрония:

Работа вазописца Евфрония

Классический период


Эллинизм

В эпоху эллинизма художники традиционно старались не только изобразить событие, реальное или мифическое, но и максимально убедительно передать эмоции. Примером может служить картина Тимомаха, изображающая Медею в момент сомнений – убивать или не убивать своих детей:

Письменность и литература

Литература Древней Греции начала развиваться до момента появления и распространения письменности. Так, мифы и легенды Древней Греции, связанные с религиозными представлениями, изначально передавались в устной форме.

  1. Развитие эпоса, лирики, возникновение драмы, комедии, зарождение прозы.
  2. Расцвет драмы, комедии, философии, красноречия, всех видов поэзии и прозы.

Рубиконом считается 5 век до нашей эры, т.е. архаический период. В классический период мощного расцвета достигли драматургия и комедия. Произведения Софокла, Эсхила, Аристофана, Еврипида по сей день пользуются популярностью.

Музыка и зрелищные искусства

Положение человеческих фигур на некоторых фресках Кносского дворца позволяет предположить, что уже тогда древним грекам были известны танцы и единоборства. Состязания спортсменов организовывались в присутствии зрителей, и спорт в Древней Греции изначально был зрелищным мероприятием. Возможно, это и стало предпосылкой к появлению Олимпийских игр.

Не менее захватывающим зрелищем были лошадиные бега или скачки. В 680 году до нашей эры гонка на колесницах была включена в программу олимпийских соревнований.

О развитии музыки известно из греческой мифологии. В частности, из мифа об Орфее и Эвридике. Согласно мифу, музыка Орфея очаровывала не только людей, но даже зверей и птиц. В распоряжении древних греков было множество музыкальных инструментов: арфа, лира, форминга, многоствольная флейта (сиринга), самбука и прочие.

Амфитеатр в Ларисе

В рамках темы зрелищных искусств стоит затронуть тему костюмов, которые шили для театральных постановок. Ткани почти никогда не сшивались, а вся красота форм достигалась за счет драпировки. Этот же тренд был характерен для повседневной одежды.

Искусство Древнего Рима

История искусства Древнего Рима ведет отсчет со 2 века до нашей эры, т.е. с момента, когда в результате 2-й Македонской войны римлянам удалось подчинить Грецию, и вплоть до падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры. История Древнего Рима имеет свою периодизацию:

  • Царский период.
  • Республика.
  • Империя.

Ввиду того, что тренды в искусстве для всех периодов имели много общего, мы будем рассматривать виды искусства только по направлениям, без разделения на периоды. Мы рассмотрим все основные тренды в искусстве на территории Римской империи, которая во время своего расцвета во 2 веке нашей эры охватывала земли от современной Великобритании до Судана и от Португалии до Ирака.

Архитектура

История римской архитектуры и искусства – это история заимствований. В архитектуре Древнего Рима прослеживаются элементы архитектуры едва ли не всех завоеванных территорий, но самое сильное влияние оказали традиции эллинизма. В частности, римляне высоко оценили пространственные решения, принятые в его архитектуре.

Однако римская архитектура была более прикладной, чем у греков, и архитектор был, в первую очередь, инженером, и уже потом дизайнером. Большого успеха римляне достигли в строительстве крепостей, водопроводов, очистных сооружений, мостов, акведуков и прочего. Параллельно появляются новые типы сооружений: виллы, библиотеки, архивы.

Ввиду прикладного характера архитектуры и ограниченного количества времени на строительство фортификационных сооружений в условиях бесконечных войн, римляне работали над усовершенствованием технологий строительства и строительных материалов. Так, именно римляне изобрели бетон.

Колизей

Скульптура

Скульптура Древнего Рима была заметно ближе к реализму, чем это было принято в прочих культурах. Так, скульптурные и портретные композиции стремятся передать реальность настолько, что даже не исправляют некоторые изъяны и асимметрию во внешности человека. В итоге римский скульптурный портрет стал своего рода хранителем истории, благодаря чему мы понимаем, как в реальности выглядели правители и прочие политические деятели Древнего Рима.

Мальчик, вынимающий занозу

Живопись

Бытовые сюжеты распространены и в живописи Древнего Рима, в основном, на фресках. И, в целом, древнеримская живопись известна нам преимущественно по настенным росписям. Искусство стенописи развивалось бурными темпами, что привело к формированию четырех самостоятельных стилей в стенописи:

Стенопись: основные стили

Письменность и литература

Латинский язык, на котором говорили в Древнем Риме, сформировался примерно в 4 веке до нашей эры, хотя появился намного раньше, ориентировочно в 8 столетии до нашей эры. Словарь латинских слов содержит множество заимствований из языков разных народов мира, в том числе греческого.

Его ученик Тит Макций Плавт стал известным комедиографом и профессиональным актером, игравшим в своих же комедиях. До сегодняшних дней дошли два десятка его комедий. В целом, его творчество стало началом национальной римской литературы и театра.

Помимо собственно художественных произведений, в Древнем Риме были популярны философские трактаты Сенеки, Плиния-старшего и Плиния-младшего, исторические очерки Юлия Цезаря, Тацита, Антония Юлиана и многих других.

Музыка и зрелищные искусства

Театр в Древнем Риме долгое время был на вторых ролях. Спектакли шли на специально сооруженных для этого деревянных подмостках, которые после мероприятий уничтожались. Первый стационарный деревянный театр появился в 179 году до нашей эры, первый каменный театр – в 178 году до нашей эры.

Спектакли в Древнем Риме, в отличие от Греции, носили преимущественно развлекательный характер. Было не принято использовать сцену для восхваления богов и правителей. Возможно, именно поэтому театр в Древнем Риме не пользовался поддержкой государства.

Такой же и даже больший ажиотаж вызывали бои гладиаторов. Это эксклюзивное явление в древнеримской культуре: таким способом рабы могли получить свободу, если победят в турнире. Нередко кандидаты в магистраты использовали всенародную любовь к гладиаторским боям в качестве предвыборной агитации, организовывая такие зрелища для своих потенциальных избирателей.

Музыкальная культура Древнего Рима впитала в себя традиции многих народов, однако наибольшее развитие получила инструментальная музыка. Представители высших слоев древнеримского общества имели собственные оркестры, где на музыкальных инструментах играли рабы, а сольные исполнители практиковали турне по различным городам, где показывали свое мастерство на концертах. У знати стало трендом обучать своих детей музыке, нанимая действующих музыкантов и преподавателей.

И даже высшие правители, такие, как, к примеру, император Нерон, были не чужды музыки. Так, Нерон писал стихи, пьесы и увлекался пением. Нотных записей древнеримского периода нет, о развитии музыкальной культуры можно судить лишь по упоминаниям в литературе и сохранившимся изображениям. Например, на вилле в Боскореале найдена фреска, изображающая даму с кифарой:

Дама с кифарой

Обратим внимание на еще один аспект, повлиявший на развитие искусства в Древнем Риме. Там издревле серьезное внимание уделялось культуре публичных выступлений. Например, Марк Цицерон известен не только как политический деятель, но и как блестящий оратор. Понятно, что для декламации стихов и постановки спектаклей ораторское мастерство имело большое значение, и развитие культуры публичных выступлений было на руку развитию искусства в целом.

Мы в общих чертах изучили развитие искусства в период Античности, познакомились с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, и теперь вы точно готовы пройти проверочный тест.

Проверьте свои знания

Среди выдающихся личностей Греции можно назвать следующих: драматурги – Эсхил, Софокл, Еврипид; историки – Геродот, Фукидид; философы – Демокрит, Платон, Аристотель.

В Греции возник новый вид искусства – драматический театр. В литературном искусстве возникли новые жанры – комедия и трагедия.

Историю Древнего Рима делят на три основных периода: царский, республиканский и период империи. Наиболее сильным периодом в плане культурных достижений был последний период – период империи. Больших успехов достигли в Риме просвещение и наука, в особенности система образования, которая состояла из трех ступеней – начального образования, школы риторики и школы грамматики.

2. Древняя Греция

Наиболее древние цивилизации на территории Греции – это цивилизации Крита и Микен. Этот период датируется вв. до н. э. Рассмотрим эти цивилизации поподробнее, т. к. они были истоками позднее возникшей греческой цивилизации.

Культура Крита, или минойская культура, дошла до нас как остатки дворцовых сооружений на острове Крит. Одним из наиболее крупных и хорошо изученных сооружений был Дворцовый комплекс в Кноссе. Это здание построено по принципу лабиринта. Легендарный миф о Минотавре находит здесь прямое отображение. На Крите не существовало храмов. Для молитв и совершения других религиозных церемоний использовались отдельные комнаты. На фресках очень часто изображались сцены с быками. На Крите был очень распространен культ бога-быка. В его образе изображались разрушительные силы природы. Дворец одновременно выполнял функции административного, хозяйственного и религиозного центров. Что характерно для минойской культуры, дворец не был обнесен оборонительной стеной.

Это обусловлено располагающимися вокруг острова морскими просторами.

Культура ахейской Греции. Иначе культуру этого периода называют микенской культурой. Отличительной чертой этой культуры было своеобразное отношение к защищенности того или иного объекта. Дворцы возводились всегда на неприступных просторах или на вершине гор.

Памятниками этой культуры стали шахтинские гробницы в Микенах. При раскопках этих гробниц были найдены и золотые украшения, и многие предметы быта, оружие, золотые посмертные маски. Центрами культуры стали дворцы в Микенах, Пилосе, Афинах, Илоке, Тиринфе. Ахейцы переняли у минойцев слоговое письмо, которое до сих пор не поддается расшифровке.

XII в. до н. э. явился переломным в истории народов, проживающих на берегах Эгейского моря. Ахейские города гибнут от нашествия дорийских племен. Это время развития Греции гомеровского периода. Формируется новый тип культуры в целом и художественной культуры в частности.

Начинает развиваться монументальная скульптура. Скульпторы ищут возможности живого и свободного изображения человеческого тела.

3. Эпоха архаики и ее культурные достижения

Архаический период датируется VIII–VI вв. до н. э. В это время возникла греческая лирика. Одним из первых лириков был Архилох. После произведений Гомера появляется ряд новых поэм в гомеровском стиле.

В VII в. появляются постройки из камня. В своем большинстве это были храмы. Греки считали храм жилищем Бога и уподобляли его главному помещению царского дворца. В процессе формирования греческой культуры сформировались три направления: дорическое, ионическое и коринфское.

Дорическое преимущественно было распространено на Пелопоннесе и отличается простотой форм и суровостью. Ионическое направление символизирует легкость, стройность, декоративность.

Коринфское направление – это утонченность. Каждому из этих направлений соответствовал свой ордер. Наиболее известные храмы периода архаики – это храм Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме.

В скульптуре этого периода преобладало изображение человека. Греки пытались вычислить правильные формы человеческого тела. Обозначаются два основных направления в скульптуре – куросы и коры.

Курос – это изображение юноши. Одна нога немного впереди, волосы волнистые, спадающие на плечи. Взгляд устремлен вперед. Атлетическое тело прикрывала лишь небольшая повязка на бедрах. Кора олицетворяла девушку. Взгляд строго перед собой, глаза широко раскрыты. На лице обязательно улыбка, которая получила название архаической.

В этот период начинает развиваться керамика. Преобладали в основном два направления: краснофигурная вазопись и черно-фигурная вазопись. Сначала господствовала чернофигурная вазопись.

На желтом фоне изображались фигуры черным лаком. Вазо-писцы вырабатывали навыки, которые позволяли им передавать движение и изображать бытовые сцены. Геометрический знак-символ заменяется наглядным художественным образом. Изображения Ахилла и Аякса, Диониса и Геракла украшают вазы.

Однако черные силуэты фигур не могли в достаточной мере передать объем и пространство, и силуэтная чернофигурная роспись сменилась краснофигурным стилем.

В ней черным лаком покрывался фон, а фигуры людей сохраняли красный цвет глины. На таком фоне легче изображать фигуры людей, передавать пространство и повороты.

Обобщением знаний об окружающем мире стала философия. Основателем милецкой школы был Фалес. Он считал первоосновой мира воду, из которой все возникает и в которую все превращается.

Пифагор – философ и математик – основал философскую школу в Южной Италии. По его теории мир состоит из числовых отношений, установленного ряда количественных соотношений.

4. Классический период

Из философских проблем на первый план выдвигалась проблема места человека в мире. Также затрагивались и другие философские проблемы, например проблема бытия или первоосновы мира.

Человек стал остро ощущать трагические конфликты. Раздробленность греческих городов привела во второй половине IV в. к завоеванию их Македонией.

Художники этого времени стали всецело зависеть от частных заказов. Придворным мастером Александра Македонского был Лисипп.

Новыми стали пропорции человеческого тела. Лисипп показывает человека возбужденного неудачной борьбой и уставшего от нее. И то и другое состояние получает право на пластическое выражение.

Особенностью греческой культуры становится состязательный характер. Греческий агон – борьба, состязание – олицетворял характерные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали олимпийские игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика – умение вести борьбу.

5. Эллинская культура

Временные рамки этого периода – вторая половина IV – середина I вв. до н. э. Этот период связан с развитием всех художественных форм, связанных с религией, наукой, техникой, философией. Границы мировоззрения греков меняются на более обширные. Во многом это было связано с завоеваниями греков. Полис потерял ту значимость, которую имел некоторое время назад. Мир необходимо было познать, понять и выразить его в художественных формах.

Развивается архитектура. Во многом это было связано со стремлением правителей показать свою мощь и превосходство. Строятся библиотеки, бани, стадионы, палестры, булевтерии.

Появляются такие знаменитые сооружения, как Фаросский маяк в Александрии и Башня ветров в Афинах.

Расцветают такие виды искусства, как мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Художники перестали любоваться величественной красотой человеческого тела.

Этот период стал завершающим в развитии Греции. Древнегреческая культура оказала огромное влияние на формирование дальнейшей культуры Европы.

6. Культура Древнего Рима

С конца I в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Культура Древнего Рима очень многое переняла из культуры и искусства Древней Греции. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. Римское искусство сложилось на основе самобытной культуры местных племен. Но основным было влияние греческой культуры.

Историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский, республиканский и период империи.

В римском искусстве ведущую роль играла архитектура. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества. Преимущественно они строили общественные здания, рассчитанные на огромное количество людей. Римляне ввели инженерные сооружения – акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости – как архитектурные объекты в городских и сельских ансамблях.

Римская культура приобрела очень отличительную черту – возвеличивание императора, императорской власти.

Отсюда масштабные преувеличения, громадные размеры.

Римляне разработали исторический и бытовой рельефы, которые составляли большую часть архитектурного декора.

Лучшим наследием римской скульптуры был портрет. Римляне внесли много нового в этот жанр. Они изучали лицо отдельного человека в его неповторимости.

Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

В конце I в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю.

С этим временем связаны имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация. Самое гигантское римское сооружение Колизей, место гладиаторских боев и грандиозных зрелищ.

Стены Колизея разделены на четыре яруса. С Колизеем соперничает храм Пантеон. Выстроенный Апполодором Домасским, он представляет классический образ центрально-купольного здания.

В эпоху империи получили дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика. На Марсовом поле был возведен монументальный мраморный алтарь по случаю победы Августа в Испании и Галии.

Ведущее место в скульптуре по-прежнему занимал портрет. Во время правления Августа резко изменился характер образа, в нем отражался идеал строгой классической красоты.

Это тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились придворные парадные портреты в рост. Позднее создаются произведения жизненные и убедительные.

Стремление к индивидуализации порой достигало в своей выразительности гротеска (портрет Нерона, Марка Аврелия).

Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспансией. В римском искусстве возникает новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сферу духовного начала, характерная для средневекового искусства.

Римское искусство завершило большой период античной художественной культуры. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную.

Однако образ римской культуры остается жить и в дальнейших эпохах. Например, римские мастера вдохновляли мастеров Возрождения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Лекция 14. Культура и социум

Лекция 14. Культура и социум 1. Культура и природаК культуре относят все рукотворное, все созданное руками человека, однако в таком представлении существуют противоречия. Такая культура как нечто надстраивающееся над природой создает эффект взаимного отчуждения этих

Лекция 18. Культура Европы

Лекция 18. Культура Европы 1. Культура ВизантииКультура Византии – уникальное явление в истории европейской культуры. Эта культура возникла в государстве, которое официально существовало с IV в. по середину XV в. со столицей Константинополем после раздела Римской империи

Лекция 19. Культура России IX–XIX вв

Лекция 19. Культура России IX–XIX вв 1. Культура Древней РусиНаиболее важным этапом в развитии культуры Древней Руси является новгородский период, относящийся к середине VIII в. К 862 г. относится начало правления в Новгороде Рюрика, основателя династии Рюриковичей.Еще

Лекция 20. Культура советского государства

Лекция 20. Культура советского государства 1. Специфика культуры в России послереволюционного периодаОдин из наиболее неоднозначных периодов в развитии русской культуры – это период послереволюционной культуры. Негативные черты этого времени:1) разрушение и

ЛЕКЦИЯ № 4. Культура в ее историческом развитии

ЛЕКЦИЯ № 4. Культура в ее историческом развитии Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и осмыслить явления культуры. Этот процесс и есть становление культурологии.Современная культурология не просто сводит в

ЛЕКЦИЯ № 6. Культура и природа

ЛЕКЦИЯ № 6. Культура и природа Различие между природой и культурой – это различие между плодами материального мира и продуктами человеческой деятельности. Одностороннее подчеркивание этого различия приводит к дуалистическому взгляду на мир. В свою очередь, это

ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как творчество

ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как творчество 1. Психологические основы творческой деятельности В качестве внутренней группы факторов, определяющей творческую активность, выступает личностно-психическая культура человека: установки, мотивы, запросы, интересы, т. е. то, что

ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура

ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура В рамках определенной исторической эпохи всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе огромное значение

5. Мифический богочеловек у Вагнера и в античности

5. Мифический богочеловек у Вагнера и в античности Как уже многократно говорилось в предыдущих главах, к мифической проекции человеческой истории на сферу нуминозного относится и то, что божественные силы принимают человеческий облик. Так, Зигфрид является "мыслью

Человек и группа в античности

Человек и группа в античности Обзор новой зарубежной литературыВ последние годы за рубежом вышло несколько книг по истории Древних Греции и Рима, в большей или меньшей мере связанных с одной из самых существенных, как выясняется, проблем изучения античного общества.

От Античности к Средневековью: Аврелий Августин

От Античности к Средневековью: Аврелий Августин Принадлежность к социуму не есть специфика человека, но коренное отличие человеческого коллектива от стада, роя или стаи заключается в следующем: чтобы социализироваться, человек должен усвоить определенные ценности.

ЛЕКЦИЯ № 2. Культура от древних до новейших времен

ЛЕКЦИЯ № 2. Культура от древних до новейших времен 1. Смена культур В понимании теории культуры большую роль играет такой принцип, как историзм. То есть подход к изучению культуры должен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая

ЛЕКЦИЯ № 3. Культура России

ЛЕКЦИЯ № 3. Культура России 1. Культура древних славян Славяне – часть древнейшего индоевропейского этнического единства. В состав индоевропейской семьи они входят вместе с европейцами. Их история представлена в древних книгах. Например, в Библии говорится о трех

ЛЕКЦИЯ № 4. Религия и культура

ЛЕКЦИЯ № 6. Современная культура

ЛЕКЦИЯ № 6. Современная культура 1. Особенности современной культуры Облик современной культуры заметно отличается от остальных эпох ее развития. Часть населения мира остается приверженцами традиционных культур, существуют племена, где культурное развитие находится

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рим. Хронологические рамки этого периода с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров. Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Главными в античной культуре были религия и мифология.

Греция: 1)Общие черты общества и культуры: Агонистичность (состязательность); коллективизм; антропоцентризм, (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для других стран и культур. 2) Религия: Идея всемогущества божества; отсутствие единой религии. 3) Искусство: Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства – человеческий облик 4) Архитектура: Большие открытые сооружения, стоящие чаще на возвышениях, а не в низинах, как в Риме. 5) Скульптура: Открытые пластичные формы; основная тема - изображение богов и героев – покровителей полиса; постепенное развитие реалистичности 6) Литература, театр: Развитию литературы предшествует устное народное творчество, тесная связь театра с жизнью полиса. 7) Письменность и язык: Использование финикийской слоговой системы для создания письма, демократизация системы обучения 8) Наука: Выделение отдельных наук из философии. Бурное развитие естественных наук. 9) Быт: Относительно большая свобода женщины, полная власть детей над отцом; значение фамилий намного меньше, чем в Риме

Рим: 1) Общие черты общества и культуры: Патриотизм; чувство долга; более слабое, чем в Греции. 2) Религия: Обожествление непонятных явлений природы и общественной жизни. 3) Искусство: Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания 4) Архитектура: предпочтение замкнутым формам; сооружения, значительно превосходящие по размерам греческие; идея мощи, силы, стремление к пышной отделке зданий. 5) Скульптура: Сосредоточенные, большей частью заключенные сами в себе образы; наибольшее развитие портрета и исторического рельефа; концентрация внимания на личных, индивидуальных особенностях человека; 6) Литература, театр: Жанр сатуры; комедия масок – ателлана; очень сильное влияние греческих образов на развитие римской трагедии, комедии, литературы и других жанров. 7) Письменность и язык: Использование латинского языка, родственного греческому. 8) Наука: Практицизм, большее развитие прикладных, а не теоретических наук; зарождение филологии. 9) Быт: Свобода женщины больше, чем в классической Греции, но только в семейной жизни; более позднее, чем в Греции, начало соблюдения принципа единобрачия

Читайте также: