Хронологическая таблица вагнера кратко

Обновлено: 28.06.2024

Многосторонняя деятельность Рихарда Вагнера занимает выдающееся место в истории мировой культуры. Обладая огромным художественным дарованием, Вагнер проявил себя не только как гениальный музыкант – композитор и дирижер, но и как поэт, драматург, критик-публицист (16 томов его литературных сочинений вклю­чают работы по самым разным вопросам – от политики до искусства).

В отличие от многих других великих композиторов, Вагнер не был одержимым музыкой ребенком-вундеркиндом: вплоть до 17 (!) лет он не получал настоящей профессиональной музыкальной подготовки. В 17 же лет всего 6 месяцев он занимался с кантором церкви св. Фомы в Лейпциге (Вейнлигом). Вместе с тем, как художник, в широком смысле слова, Вагнер сформировался очень рано благодаря страстному увлечению искусством – театром и литературой (творчеством Гомера, Шекспира, Гёте, Шиллера).

Парижский кризис

Разочарование парижских лет выросли у Вагнера до ненависти ко всей буржуазной культуре, символом которой отныне стала для него столица Франции. В то же время, пережитый Вагнером идейный кризис имел огромное значение для его дальнейшего творческого пути:

Оперы 40-х годов

Оперы 40-х годов составляют своего рода триаду, значительно отличаясь от трех ранних опер. Все они написаны на основе национальных немецких сюжетов, все примыкают к немецкой романтической опере в различных ее разновидностях. Во всех трех операх дрезденского периода композитор переносит смысл древних сказаний на современный ему мир капиталистических отношений, стремясь воплотить проблему художника в современном обществе:

Главное же, что объединяет эти три оперы в творческом развитии Вагнера – то, что они постепенно готовили его оперную реформу. 40-е годы, таким образом, явились исключительно важным этапом творческого пути композитора – периодом обретения творческой зрелости (после подражательности ранних опер). Кроме того, это было время наиболее активной политической деятельности Вагнера.

Вагнер всегда горячо откликался на события общественной жизни. Известно его сочувствие польским повстанцам, симпатия к участникам июльской революции 1830 года во Франции. Революционная настроенность закономерно привела его на баррикады в период майского восстания в Дрездене в 1849 году. Этому во многом способствовало постоянное общение с коллегой-дирижером Августом Рекелем, будущим руководителем Дрезденского восстания. Другим руководителем восстания был русский революционер Михаил Бакунин, анархические идеи которого произвели на Вагнера неизгладимое впечатление. Жестокое подавление восстания в Дрездене вынудило композитора бежать за границу.

Годы швейцарского изгнания (1849–1859)

Продолжение скитаний

Последний период творчества. Байрёйт.

В 1864 году судьба Вагнера резко изменилась: молодой баварский король Людвиг II пригласил его в Мюнхен, столицу Баварии. Страстный поклонник вагнеровского творчества, Людвиг делает всё возможное для осуществления творчес­ких замыслов композитора. Сбывается мечта Вагнера о собственном опер­ном театре: он был построен в Байрёйте. К композитору приходит не только материальное благополучие. Он обретает также настоящий семейный очаг в союзе с беззаветно преданной спутницей – дочерью Листа Козимой.

Спустя полгода после премьеры, 13 февраля 1883 года во время отдыха в Венеции Вагнер внезапно скончался на пороге своего 70-летия.

Вагнер. Биографические сведения.Хронологическая таблица.

ВложениеРазмер
vagner.docx 19.91 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

22 мая 1813 года

В семье полицейского чиновника. Родился немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель – Вильгельм Рихард Вагнер.

С 1828 г. начал обучаться музыке у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига. В 1831 г. начал музыкальную учёбу в университете Лейпцига.

В 15 лет он написал свою первую театральную пьесу, а в 16 лет начал сочинять музыку.

Вагнер получил место театрального хормейстера и сочинил оперу. Отныне и до конца жизни Вагнер сам писал либретто своих опер (некоторые специалисты оценивают литературные достоинства его текстов не слишком высоко, тогда как другие (в том числе Бернард Шоу) причисляют их к вершинам немецкой поэзии).

Написал свою вторую оперу. В следующем году она была поставлена в Магдебурге. К тому времени Вагнер уже успел дебютировать как дирижер и выступал с небольшой оперной труппой, которая вскоре обанкротилась.

Женился на певице Минне Планер и вместе с ней обосновался в Кенигсберге, где ему была предоставлена должность музикдиректора городского театра.

Занял аналогичную должность в Риге и начал писать свою третью оперу. В Риге Вагнер развернул активную дирижерскую деятельность, исполняя преимущественно музыку Бетховена.

Композитор произвел подлинную революцию в искусстве дирижирования. Для достижения более полного контакта с оркестром он отказался от обычая дирижировать, стоя лицом к публике, и повернулся лицом к оркестру. Он также осуществил разделение функций правой и левой рук, доныне сохраняющее свое значение: правая рука (в которой дирижер держит палочку) занята преимущественно обозначением темпа и ритма, тогда как левая указывает вступления инструментов, а также динамические и фразировочные нюансы.

Лондон, затем Париж

Охваченный революционным пылом, Рихард Вагнер принял участие в дрезденском антиправительственном мятеже и после его поражения бежал сначала в Веймар (к Листу), а затем, через Париж, в Швейцарию. Будучи объявленным государственным преступником, он 13 лет не пересекал границы Германии.

Цюрих, затем Париж

Вагнер получил полную амнистию и право на беспрепятственный въезд в Германию и тогда же окончательно разошелся со своей больной и бездетной женой (умерла в 1866).

В 1863 он с успехом дирижировал в Вене, России, других европейских странах (дирижерский репертуар Вагнера включал оркестровые отрывки из его собственных опер и симфонии Бетховена), а в следующем году по приглашению юного короля Баварии Людвига II поселился близ Мюнхена. Король, преклонявшийся перед Вагнером, оказал ему щедрую денежную помощь.

Из-за придворных интриг пребывание Вагнера в Баварии оказалось недолгим. Атмосфера вокруг композитора особенно накалилась после того, как стало известно о его романе с Козимой фон Бюлов — дочерью Листа и женой его ученика, музыкального руководителя Королевской оперы Х. фон Бюлова

Трибшен близ Люцерна

Торжественно заложил здание нового театра в Байрейте (к северо-востоку от Нюрнберга) и энергично взялся за добывание средств на его постройку. В 1874, когда предприятие оказалось на грани провала, король в очередной раз помог Вагнеру.

Художественный триумф Вагнера на первом байрейтском фестивале обернулся финансовой катастрофой. Надеясь возместить понесенные потери, Вагнер дирижировал концертами в Лондоне.

13 февраля 1883

Скончался от сердечного приступа. Похоронен в Байрейте.

Степень влияния Вагнера на современников и потомков невозможно переоценить. Он обогатил гармонический и мелодический язык музыки, открыл новые сферы музыкальной выразительности и неслыханные оркестровые и вокальные краски, ввел в обиход новые методы развития музыкальных идей.

Личность и творчество Вагнера вызывали обожание или ненависть (или оба эти чувства вместе — как в случае Фридриха Ницше); но даже самые убежденные противники Вагнера не отрицали его величия.

Сыновья Зигфрида, внуки Вагнера, Виланд (1917-1966) и Вольфганг (р. 1919), — были видными оперными режиссерами.

1813, 22 мая – рождение Рихарда Вагнера в Лейпциге.

24 мая – крещение в церкви Святого Фомы.

23 ноября – смерть отца, Карла Фридриха Вильгельма Вагнера.

1814, 28 августа – мать Вагнера Иоганна Розина вторично вышла замуж за Людвига Гейера.

1815 переезд в Дрезден.

1819 занятия у пастора Ветцеля.

1821, 30 сентября – смерть отчима Вагнера Людвига Гейера.

1822, 2 декабря – зачисление в школу Святого Креста.

1824 первые уроки музыки, увлечение творчеством К. М. Вебера.

1826 первое посещение Праги, знакомство с творчеством Л. ван Бетховена.

1827 конфирмация, смена фамилии Гейер на Вагнер, возвращение в Лейпциг.

1833, 10 января – исполнение в Гевандхаузе Первой симфонии C-dur.

1836, 24 ноября – женитьба на Минне Планер.

1839, март – увольнение с поста капельмейстера.

Июнь – бегство из Риги.

20 августа – приезд во Францию.

Осень – мимолетное знакомство с Ф. Листом.

1841, конец марта – вторая встреча Вагнера с Листом.

1842, 12 апреля – прибытие в Дрезден.

2 февраля – назначение на должность королевского капельмейстера в Дрездене.

Рихард Вагнер (1813–1883 гг.) – великий немецкий композитор и дирижер. В биографии Вагнера имеется немало достижений. Являясь крупным теоретиком искусства, он реформировал оперу и оказал гигантское влияние на немецкую музыкальную культуру.


Детские и юные годы

Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 г., в Лейпциге, в небольшой чиновничьей семье. Поступив в школу святого Фомы в 1828 г., он начал свое музыкальное образование. Его первым учителем стал церковный кантор Т. Вайнлиг.

В 1831 г. Вагнер стал студентом лейпцигского университета.

Творческий путь

Период 1833–1842 годов был самым беспокойным и одновременно плодотворным. Постоянно испытывая острую нужду в деньгах, Вагнер поступил на должность театрального хормейстера в Вюрцбурге.

Он работал хормейстером и дирижером в норвежском, парижском и лондонском театрах. Во время путешествия по Европе, создал увертюру “Фауст”. Также в это время была написана опера “Летучий голландец”.

Заслуженную славу он получил в 1842 г., когда состоялась дрезденская премьера его оперы “Риенци, последний из трибунов”. В 1843 г. он поступил на должность капельмейстера при дворе саксонского монарха.

В 1849 г. принял непосредственное участие в майском восстании. Во время революционных действий познакомился с одним из основоположников анархии, М. А. Бакуниным. Когда восстание потерпело поражение, Вагнер бежал в Швейцарию. Там было создано либретто тетралогии “Кольцо Нибелунга”. Там же, в Цюрихе, была написана опера “Тристан и Изольда”.

Влияние Вагнера

Реформа оперы оказала гигантское влияние на музыку как в Европе, так и в России. Вагнер основывался на музыкальном романтизме, одновременно закладывая основание для модернистских течений.

Главным пропагандистом Вагнера в России был его близкий друг, А. Н.Серов. Кроме того, творчество выдающегося немецкого композитора во многом повлияло на Н. А. Римского-Корсакова. “Вагнеровские нотки” четко прослеживаются в творчестве А. Г. Рубинштейна и А. Н. Скрябина.

Последние годы жизни и смерть

В 1864 г. Вагнер сблизился с баварским монархом, Людвигом II. Монарх оплатил многие долги композитора и оказывал ему всестороннюю поддержку.

Перебравшись в Мюнхен, Вагнер дописал “Кольца Нибелунгов” и создал комическую оперу “Нюрнбергские мейстерзингеры”.

Премьера оперы “Кольцо Нибелунгов” состоялась в 1876 г. Спустя 6 лет состоялась громкая премьера мистерии “Парсифаль”.

В 1882 г. состояние здоровья немецкого композитора резко ухудшилось и он отправился в Венецию. Музыкант ушел из жизни в 1883 г., от сердечного приступа. Рихард Вагнер был похоронен в Байройте.

Читайте также: