Христианское мировоззрение это история 6 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Существование Бога и Его непрерывное участие в естественном порядке вещей формирует христианские взгляды на жизнь. Христианское мировоззрение основывается на библейских принципах и нормах.

а. Общие принципы. Принцип имманентности Бога (Быт. 1:1–31; 2:1–25; Иер. 23:23) утверждает, что Вселенная не является замкнутой системой, как учит либерализм, и что Бог не разобщен с ней (деизм). Напротив, природа и история человечества открыты для Его участия (Дан. 2), и в конечном итоге Бог управляет делами людей (Дан. 4:34–37; см. Бог IV.Г).

Принцип трансцендентности (Ос. 11:9; Пс. 88:7–9) утверждает, что Бог превознесен над Своим творением. Это подразумевает, что люди не равны с Ним. Тем более имеет смысл уповать на Него и доверять Его водительству, поскольку в Своей трансцендентности Он любит людей (Мф. 6:25–34; см. Бог Ш.Г).

Принцип великой борьбы (Откр. 12:7–12; Быт. 3:15) переводит человеческую реальность в контекст войны, бушующей между добром и злом, в которую люди неизбежно вовлекаются. Этот конфликт влияет на христианский образ жизни, поскольку решения и поступки людей указывают на их преданность и поддержку либо Бога и добра, либо дьявола и зла (Мф. 6:24). Идея великой борьбы придает смысл кажущимся бессмысленными страданиям и дарует надежду в мире безысходности и смерти (см. Великая борьба I—VI).

б. Нормативные модели. Иов являет собой первый пример образа жизни в рамках этого библейского мировоззрения. Его вера в имманентность и трансцендентность Бога (Иов 9:1–12) дала ему силу не проклясть Бога и не умереть (2:9, 10), но подтвердить свою преданность Ему несмотря на очевидную удаленность Бога. Первые две главы Книги Иова проливают свет на все, что с ним случилось, подтверждая, что затруднительное положение Иова в миниатюре отображает вселенскую борьбу веков. Знание этой истины дает силу, которая помогает преодолеть страх перед смертью (Иов 13:15). Последние главы книги еще раз утверждают библейское мировоззрение.

Иисус — это наивысший пример жизни в присутствии Бога и в постоянном общении с Ним. Но Его опыт ведет еще дальше, чем опыт Иова. Иов страдал сильно, но не до смерти (Иов 2:6), а Иисус вкусил смерть (Флп. 2:6–8). Тем не менее, вися на кресте, оставленный Своим Отцом (Мф. 27:46), Иисус отдал Себя в руки Божьи (Лк. 23:46) и умер в мире.

История пророков, учеников и мучеников христианской эры подтверждает, что библейское мировоззрение, утверждаемое христианством, может решать самые важные вопросы жизни и смерти так, как никакое другое мировоззрение. По этой причине преданный Богу христианин может планировать новые пути, справляться с невероятными трудностями (Пс. 22:4) и оставаться верным до конца (Откр. 2:10).

в. Правила поведения. В нескольких местах Священного Писания предписывается такое поведение, которое отражает христианское мировоззрение. Мы упомянем лишь несколько: Пс. 13:1–5; 18:2–7; 22:1–6; 23:1–10; 90:1–16; 103:1–30; 138:1–24; Мф. 6:25–34; Деян. 17:22–31.

7. Наука и мировоззрение

7. Наука и мировоззрение Вопрос о науке и религии включает в себя и принципиальную методологическую проблему. Поскольку религия — это мировоззрение, то естественно, сопоставлять ее можно только с мировоззрением. Является ли наука таковым? Что представляет собой т. н.

2.1. Религиозное мировоззрение

2.1. Религиозное мировоззрение Как уже известно, любая религиозная система, это прежде всего мировоззренческая система. То есть, духовная религиозность людей, представленная тем или иным культом, ритуалами, церковью, канонами и прочими атрибутами — прежде всего формирует

2.1. Религиозное мировоззрение

2.1. Религиозное мировоззрение Как уже известно, любая религиозная система, это прежде всего мировоззренческая система. То есть, духовная религиозность людей, представленная тем или иным культом, ритуалами, церковью, канонами и прочими атрибутами - прежде всего формирует

Православное мировоззрение

Православное мировоззрение Занимая такую позицию — видя в миру как хорошее, так и плохое, — мы можем иметь православное мировоззрение, то есть жить с православным взглядом на всю жизнь, а не только на узкоцерковные вопросы. Существует неверное мнение, которое, к

1. Общее мировоззрение

1. Общее мировоззрение Вопрос о личности Вл. Соловьева возникает сам собою, после того как мы ознакомились с основными чертами его биографии и его творчества. Многочисленные данные по этому вопросу настолько сложны и разнообразны, что на первых порах представляется более

Монотеистическое мировоззрение

Монотеистическое мировоззрение Идеология и философия жизни волей-неволей опирается на определенные убеждения и воззрения, оценку сущего, интерпретацию и анализ мира.Образ мышления и подход к бытийному миру, предлагаемый философской школой, являет собой базис или

Научное мировоззрение

Научное мировоззрение Посмотрим, как и в каких границах существует научное мировоззрение. Наука основана на двух вещах – гипотезе и эксперименте. В сознании ученого, открывающего или объясняющего какое-либо явление, сначала появляется гипотеза, которая потом

Философское мировоззрение

Философское мировоззрение Для философского мировоззрения не свойственна точность и конкретность научного познания, однако оно обладает определенными преимуществами по отношению к последнему, будучи основанным на совокупности ясных, неоспоримых, логически доказуемых

Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение Если любое общее мнение о бытии и мире принять за философское мировоззрение, абстрагируясь от его источников (в частности, от того, основано ли оно на сравнениях, аргументах и доводах либо на откровении о другом мире), то в данном случае

Монотеистическое мировоззрение

Монотеистическое мировоззрение Все необходимые хорошему мировоззрению качества собраны в монотеистическом мировоззрении. Можно даже сказать, что только это мировоззрение способно обладать всеми перечисленными выше свойствами.Монотеистическое мировоззрение есть

Исламское мировоззрение

Исламское мировоззрение Исламское мировоззрение является монотеистическим, а сам монотеизм выражен в Исламе в самом чистом и незамутненном виде. С точки зрения Ислама, нет ничего и никого, подобного Богу[2], и ничто нельзя уподобить Ему. Господь не нуждается абсолютно ни

Реалистическое мировоззрение


В конце X века воссиял на Руси свет православия, который принес сюда великий князь Киевский Владимир, причисленный впоследствии к лику святых как равноапостольный, то есть по величию своих деяний равный апостолам ― ученикам Христовым. Но новая религия стала для наших предков не только иной формой религиозного поклонения, принципы христианского мировоззрения в корне меняли установившиеся в то время отношения людей друг к другу и к окружающему их миру.

Принципы христианского мировоззрения

Религия любви

Незыблемые основы христианского мировоззрения базируются на принципах спасения и искупления, что в корне отличает их от постулатов ислама и иудаизма, где Бог представлен в первую очередь как грозный судия. На первый план в христианстве выводится милосердие Божье к человеку, созданному им по собственному образу и подобию, но в результате грехопадения повредившему в себе Божественную природу.

Христианская вера ― это прежде всего любовь к Богу, претерпевшему для спасения людей крестные муки. Результатом поисков более полного её осмысления стала появившаяся в первые века христианства система знаний, именуемая богословием, или теологией. Это не что иное, как совокупность умозрительных заключений, построенных на основе текстов, включённых в Священное Писание и являющихся, по убеждению адептов христианства, откровением Божьим.

Бог ― центр всего сущего

Христианское раннесредневековое мировоззрение

Христианство ― это религия монотеизма, исповедующая единого Бога. В её основе лежат два важнейших принципа, неизвестных философии языческого мира ― идея творения, ставшая фундаментом средневековой онтологии, и откровение, послужившее базой учения о познании мира. Согласно принятому в христианстве догмату, Бог сотворил мир из ничего, единственно воздействием собственной воли и благодаря всемогуществу, которое постоянно сохраняет его и поддерживает.Такая форма мировоззрения носит названия креационизма от французского слова creation - "творение".

Познание Творца мира

Несмотря на то что христианский Бог непознаваем, он тем не менее открывает человеку то, что тот способен вместить в своём сознании. Происходит это через тексты Священного Писания, толкование которых является основной задачей богопознания. Основные принципы средневекового мировоззрения строились на том, что всё сотворённое Богом хорошо и совершенно, как совершенен сам Творец. Отсюда вытекало следствие ― зло не создано Богом и не является сущностью, а лишь принимает его образ. Следовательно, миром правит добро, и это вселяло надежду на торжество добра, делая христианство оптимистичным по своей сути.

Возрождение христианского мировоззрения

Библия ― путь к богопознанию

Все принципы христианского мировоззрения подробно излагаются в Библии, своде священных текстов, разделённых на две группы ― Ветхий Завет, излагающий историю сотворения мира и взаимоотношения Бога с людьми до прихода в мир его сына Иисуса Христа, а также Новый Завет, повествующий о приходе Спасителя и создании на земле святой апостольской церкви.

Два начала, лежащие в основе творения человека

Основные принципы христианского мировоззрения построены на том, что при сотворении человека в основу его было положено два существенно различных между собой начала. Одно из них материальное ― это его тело, другое духовное ― душа. Библия учит, что первое из них плотское, связанное с этим миром и зависимое от него, является низшим и малозначительным, тогда как вторая, духовная его составляющая, доминирует и делает человека личностью. Именно это и определяет отношение христианина к окружающему миру.

Причина людских страданий

Библия, являясь откровением Божьим, даёт ответ на ключевой вопрос, волнующий людей на протяжении всей истории человечества: почему они страдают и испытывают неисчислимые потрясения? Ответ на него, изложенный в Библии, сводится к греховной природе человека, разорвавшего связь с Богом.

Согласно Священному Писанию, вначале человек заключал в себе гармонию душевных и телесных сил, обусловленную его единением с Творцом. Но после известного грехопадения, будучи проклятым и изгнанным из рая, он лишился внутренней гармонии, в нём иссяк приток Божественной силы, и, как следствие, наступила деградация.

Христианское мировоззрение о разводе

В то же время, будучи созданием Божиим, он не лишился способности поступать, руководствуясь собственной волей. Свобода выбора между добром и злом у него осталась, но в отрыве от Бога он стал пользоваться ею не во благо себе и ближним, а во вред. Это и привело к тому, что жизнь большинства людей являет собой бесконечную череду нравственных и физических страданий.

Тексты Нового Завета

О том, что было содеяно Творцом для спасения своих созданий, гибнущих в греховной тьме, повествуют четыре Евангелия, входящие в отдельную часть Библии, именуемую Новым Заветом. Написаны они были в конце I века, и тогда же последователями учеников Иисуса Христа были разработаны основополагающие принципы христианского мировоззрения, базирующиеся на главных христианских догматах.

Кроме упомянутых евангельских текстов Новый Завет включил в себя такую важную часть, как Послания Апостолов. Эти тексты, составленные ближайшими учениками и последователями Христа, стали основной идеологической и организационной базой для создания христианской церкви, со временем утвердившей себя как берущую начало от первых апостолов и получившую Божественные санкции. Именно она с момента своего образования исполняет роль представительницы Бога на земле и владеет правом толкования Божественного откровения, делая это на основании трудов святых отцов ― тех, через кого Господь открывает людям свою истину.

Ошибки в толковании Священного Писания

Справедливо отметить, что на протяжении веков не раз возникали противоречия внутри христианского мировоззрения. Святая церковь не пытается скрывать этот факт, но объясняет его тем, что в наши дни принято называть человеческим фактором. Не всегда даже признанные церковные авторитеты являются проводниками истины.

Противоречия внутри христианского мировоззрения

Они, как и прочие люди, подвержены тем же немощам физическим и духовным. Им также присуще свойство ошибаться, когда по тем или иным причинам внутри каждого из них слабеет глас Божий. В этих случаях возникают ложные учения. Как правило, церковь находит пути избавления от них, рассматривая мнения по спорному вопросу, возможно, большего числа богословов.

Уход в собственный внутренний мир

Несмотря на неизменность Божественного учения, принципы христианского мировоззрения за два тысячелетия претерпели определённые изменения. Они развивались и расширялись. Происходило это главным образом под воздействием церковной традиции, не являющейся в отличие от религиозных догматов чем-то раз и навсегда установившимся.

Важно отметить, что принципы христианского мышления и мировоззрения формировались в период глубокого кризиса античного мира и девальвации его общепринятых ценностей. Для многих, кто почувствовал разочарование в устройстве римской жизни, христианство стало притягательным ввиду того, что предлагало духовное спасение и уход внутрь себя от наполненного грехом внешнего мира.

Христианство противопоставляло грубым чувственным наслаждениям строгий аскетизм, а высокомерию ― смирение и покорность. Именно эти качества должны были вознаграждаться в Царствии небесном, достижение которого являлось целью земного существования. Это порождало сознание осмысленности бытия и ставило конкретную цель.

Научное и христианское мировоззрение

Общность всех последователей Христа

Христианское учение гласит, что человек, сотворённый по образу и подобию Божию, исказил своё богоподобие первородным грехом. Сын Божий искупил грехи людей, но для этого ему потребовалось принять крестные муки. По этой причине одной из основных христианских догм стала очистительная роль страданий и любых ограничений, добровольно налагаемых на себя для искоренения зла. Церковь учит, что, побеждая зло в самом себе, человек не только исполняет Божью заповедь, но и совершает восхождение к нему, становясь ближе к Царствию небесному, уготованному ему от сотворения мира.

Возврат к духовным корням

В России христианство прошло долгий и трудный путь. Воссияв в 988 году на берегах Днепра, оно создавало духовный импульс для развития страны на всём протяжении её многовековой истории. Даже неисчислимые бедствия, обрушившиеся на Россию в XX веке, и богоборчество, возведённое в ранг государственной политики, не смогли отвратить людей от религии. Возрождение христианского мировоззрения, наступившее в период демократических преобразований, явилось закономерным итогом.

В наши дни по всей стране возводятся сотни храмов и создаются новые церковные общины. Для миллионов людей основы концепции Русской православной церкви ― документ, принятый Архиерейским собором 2000 года, - стали законом жизни. На основе его положений сегодня строится христианское мировоззрение о разводе, абортах, отношении к недееспособным членам общества и многих иных проблемах, вызывающих общественный резонанс. Такой возврат к духовным корням является глубоко отрадным фактом.

Принципы христианского мышления и мировоззрения

Сегодня постепенно изглаживается противоречие, в которое входили научное и христианское мировоззрение в прошедшие времена. Люди начинают понимать, что окружающий нас мир не ограничивается лишь его видимой стороной ― он широк и многообразен. И светская наука, и богословие, не вступая в конфликт друг с другом, изучают разные его стороны ― духовную и материальную. Глубокое и всестороннее познание мира ― их общая цель.

Что такое христианское мировоззрение это мировоззрение основанное на христианском вероучении ставящее христианские приоритетными и основополающими принципами такового мировоззрения.

Собственно как научное мировоззрение ставит во главу угла научные догматы

Вы думаете что веревка есть не просто вервие простое а сложная совокупность параллельно и внахлест уложенных волокон растительного происхождения?!)))

Христиане- это по следователи Иисуса Христа. Таким образом христианское мировоззрение должно отражает мировоззрение Христа! То есть христиане должны смотреть на те или иные вещи таким образом, как смотрел бы на них Иисус Христос. Это моя точка зрения, но кто-то может со мной не согласиться.

По закону преобразований энергий вне замкнутого пространства коим является вселенная все энергетические взаимодействия имеют направленный характер,тойсть предрешено все,кроме мыслительного отношения к этому

Аскетизм-усиленное стремление человеческой воли к стяжанию благодати Святого Духа.

Аскетизм,это только средство христианского совершенства на пути спасения души.А главная сила спасения-благодать Святого Духа.Все христианское подвижничество заключает в себе усиленную борьбу с человеческими страстями и эгоэстическими стремлениями.Аскетизм,это инструмент духовной брани,опыт отказа от свойственного человеку эгоэстического стремления удовлетворения потребностей и прихот ей.Человеческий эгоизм всегда считает осью собственное"Я".Аскетизм,это отказ от собственного"Я"в пользу взаимоотношений с Богом.

Христианство не просто признает,но считает аскетизм совершенством общехристианских требований.

К слову сказать,термин"аскет"применим не только к монашествующим,но и к людям общественно живущим но идущим путем святости.

Верба хлёст, бей до слёз, не я бью, верба бьёт; или: Верба красна бьёт напрасно; верба бела бьёт за дело.

Потому что не понимают этого звонкого, научнозвучащего термина.

Это очень интересный вопрос.

Вообще-то, и христиАне, и христиЯне - неправильно.

Неправильно, с точки зрения последовательности правописания. Дело в том, что эти слова являются производными не от "Христос" по-русски, , а от "Крист" по-английски. И вот если следовать логике и правилам, то правильно по-русски будет "христосовцы". Но всё-таки, скорее всего, из-за иностранных миссионеров 1000 лет назад, производная от слова "Христос" была взята не русская. Так пока это и укоренилось, несмотря на неправильность построения определения.

Как я уже писала в предыдущей статье , здание средневековой культуры было построено на фундаменте религии. Для Европы - таким фундаментом стало христианство. Очевидно, для того, чтобы в дальнейшем говорить о развитии искусства на этих территориях, нужно представлять себе, хотя бы в самом общем виде, основы вероучения, основные идеи и постулаты. Без этого многие явления культуры окажутся нам непонятны, их восприятие будет затруднено, а иногда и недоступно.

В этой статье я попробую сформулировать самые важные (на мой взгляд) моменты христианства, как вероучения. Разумеется - это не подробный теологический анализ. Я ни в коем случае не претендую на всесторонний и глубокий подход к этому вопросу. Всех читающих статью, я прошу относится к данному тексту, как к попытке сформулировать некий "культурный минимум", который необходим для дальнейшего разговора о европейской средневековой культуре и искусстве. Считайте, что это глава из учебника для тех, кто вообще не знаком с христианством, и знакомится с ним впервые.

Зарождение христианства. Бог

Датой начала европейского средневековья принято считать 4 сентября 476 г., когда последний римский император Ро́мул Авгу́стул отрёкся от престола, и Рим был захвачен германскими племенами, которых римляне называли ва́рварами. (кратко о периодизации древнеримской истории можно почитать здесь ).

Казалось, что варвары разрушили до основания не только Вечный Город, но и всю античную культуру. Однако ничто не может исчезнуть абсолютно бесследно, тем более столь великая и мощная цивилизация как Древний Рим. (О культуре и искусстве Древнего Рима есть ряд статей). Вскоре варвары стали считать себя прямыми наследниками античной культуры, а своё государство называть Священной Римской Империей германской нации (название сохранялось вплоть до 1806 года!).

Главным же вкладом Древнего Рима в будущую культуру Европы стало христиа́нство – религия, впоследствии связавшая на века многочисленные племена, населявшие земли бывшей Римской Империи, создав определённую культурную целостность, которую принято называть христианский мир .

Зародилась эта религия в далёкой восточной провинции Римской Империи - Палести́не , в среде иудеев на основе исповедуемого ими иудаизма .

Христианство базировалось на вере в Единого Бога , Непознаваемого, Всемогущего, Всевидящего, Всезнающего, являющегося воплощением Абсолюта и Совершенства, создателя Мира и Человечества. Данное представление о Боге принципиально отличалось от языческих верований и стало толчком к формированию нового взгляда на Мир, центром, причиной, смыслом которого теперь являлся Бог.

Такое мировоззрение, ставшее приоритетным в средние века, называется теоцентри́зм (от греч. теос – бог).

Читайте также: