Христианская концепция истории кратко

Обновлено: 08.07.2024

Кризис Западно-Римской империи и её падение, сопровождавшееся усилением церковного влияния на общество, существенным образом оказало влияние на развитие исторической мысли. Постепенно церковь заняла монопольное положение во всех сферах интеллектуальной жизни. В связи с этим при характеристике средневековой историографии, в первую очередь, следует дать анализ церковно-историческому жанру, который, начиная с IV в. проделал долгий путь своего развития. Изучение его характера, происхождения и внутренней эволюции имеет кардинальную важность для понимания процесса развития европейской и мировой историографии как таковой. В то же время, поскольку его рождение было связано с особыми интеллектуальными и общественно-историческими обстоятельствами, такое изучение позволяет глубже проникнуть и осознать историю христианской мысли вообще и историю христианской исторической мысли в частности. Церковно-историческая концепция обусловила не только развитие церковной историографии как особого жанра христианской литературы со всеми его атрибутами (тематическими линиями, методами анализа, приёмами описания), но оказала влияние на светскую историографию эпохи средневековья.

2. Состояние исторической мысли в период раннего средневековья

( VI - середина XI вв.)

Возникновение средневекового европейского общества происходило в условиях упадка материальной и духовной культуры. Варваризация быта, почти полное исчезновение светских школ, деградация даже среди духовенства элементарной грамотности - все это объясняет довольно быстрое угасание на Западе античной литературной традиции. В конце V и первой трети VI в. пред­ставители церкви и римской аристократии пытались спасти от забвения кое-какие элементы античной языческой образованности, но достигнутые результаты были не особенно велики. В эти деся­тилетия в Риме были переизданы языческие авторы: Виргилий, Гораций, Юлий Цезарь, Валерий Максим и др. Но уже со второй половины VI в. выходят в свет уже в основном только богословские христианские сочинения в общем потоке которых тонули исторические произведения.

Ранними представителями средневековой историографии, в творчестве которых отразился переходный этап, являются Иордан из Мезии и Григорий Турский.

Иордан написал свою работу для возвеличивания готского племени и готских королей в период крушения гот­ского владычества в Италии. Он положил в основу изложения сделан­ный им по памяти краткий конспект из обширного, до нас не дошед­шего труда на эту же тему, составленного знаменитым канцлером остготских королей Кассидором. Но Иордан использовал и другие источники, в частности народный эпос готов. Хотя Иордан был духовной особой, но его история носит, в сущности, чисто светский ха­рактер. Здесь нет еще никаких чудес, исключая те, которые народная фантазия создавала, чтобы объяснить непонятные явления. Таковы рассказы о происхождении гуннов от готских ведьм, изгнанных в пустыню и сочетавшихся там браком с бесами, о проникновении гун­нов в Скифию следом за ланью и т.д.

Григорий Турский[20] (ок.538 – ок. 594) в отличие от Иордана, по происхождению не варвар. Его род принадлежал к сенаторскому сословию, многие из этого рода были епископами как в Туре, так и на других кафедрах.

Англосакс Беда Почтенный (673-731), живший столетием позже Григория стоит как историк несколько выше. Недаром Данте помещает его в раю по соседству с величайшим богословским авторитетом католической церкви Фомою Аквинским.

Последним крупным историком периода раннего средневековья был лангобард Павел Диакон (ок. 720 – ок. 799). В числе других знатных лангобардских юношей он воспитывался при королевском дворе в Павии, где получил превосходное по тому времени образование. В последующем он занимал должности придворного нотария, придворного поэта и учителя дочери короля Дезидерия.

Историческому преданию в христианстве принадлежит решающая роль. Христианство, начиная с момента своего возникновения, обращается к истории, опираясь на свидетельства веры в отношении произошедших в прошлом событий. Теологическое осмысление истории осуществляется в рамках самого исторического процесса. Истинность христианского учения подтверждается подлинным и историчным характером событий из жизни Спасителя.

Христианская теология (от догматики до канонического права) базируется на исторических фактах. Своими корнями историческая наука уходит в христианскую апологетику, представившую нам интерпретацию единой христианской хронологии. Церковная история — фундамент богословия. Христианская историография представляет не только историю развития церковно-исторической науки, но вместе с тем дает обозрение церковно-исторического материала, христианских памятников. В этой связи исследование теологического постижения истории и исторического процесса приобретает наибольшую актуальность.

Теологическое осмысление истории и исторического процесса

Евсевий Кесарийский,

Евсевий — образованнейший человек своей эпохи. На его взгляды влияли идеи Оригена. Он получил огромную библиотеку от епископа Александра Иерусалимского и пресвитера кесарийского Памфила, в которую входили произведения христианской литературы раннего периода после Рождества Христова. Евсевий оставил после себя много церковно-исторических сочинений. Прежде чем приступить к их рассмотрению, следует обратиться к тем историческим источникам, на которые он опирался. В первую очередь, это Игизипп — писатель II века. Из его трудов Евсевий заимствовал схему изложения об апостольской преемственности и чистоте учения предстоятелей Церкви. Важное значение Евсевий придавал историческим сочинениям Юлия Африкана (письма Оригену и Аристиду).

Первый христианский историк излагает события в хронологическом порядке, переходя нередко без связей от событий внешних к событиям внутренним и, наоборот, переходя от описания гонений и мученических подвигов христиан к изложению борьбы с ересями и к перечислению написанных за данную эпоху сочинений. Вообще говоря, как первое сочинение о церковной истории церковная история Евсевия далеко не является великим научным совершенством, но, тем не менее, она чрезвычайно важна, так как даёт первое целостное описание самой значительной эпохи в истории христианства, первых трех веков его.

Кроме того, у Евсевия есть ещё значительный труд исторического характера; это четыре написанные им книги о жизни Константина Великого. Труд этот кончен в 338 г., т.е. уже по смерти императора, написан, очевидно, под влиянием ещё свежей утраты, которая постигла тогда империю.

Кроме того, Евсевий сделал попытку составить вспомогательное пособие к Священной истории, написав нечто вроде топографии Палестины, в которой описывает местность Святой Земли, ее города, села, реки, горы, которые упоминаются в Св. Писании. Греческий подлинник этого сочинения до нас не дошёл тоже, а есть также латинский перевод Иеронима, носящий название Topica.

Сочинения Евсевия Кесарийского имели громадное влияние на его современников. В начале V века в ранневизантийской литературе появились продолжатели его деятельности — новые церковные историки: Сократ Схоластик, Созомен, Феодорит Кирский, Эвагрий Антиохийский, которые на страницах своих работ отразили насыщенную многообразными событиями церковную историю эпохи IV–V вв.

Все эти историки поставили своей целью продолжать труд Евсевия, именно со времени Никейского собора и до своего времени, т.е. до 20-х или 30-х годов V столетия. Сочинения этих авторов сохранились до нашего времени в цельном виде и представляют очень важный источник для истории христианской церкви IV века, особенно для истории борьбы православия с арианством .

Другой древнехристианский историк — Сократ Схоластик. В его работах описан период с 305 по 439 гг. Он использует такие исторические источники, как постановления церковных соборов, указы императоров, церковных иерархов, сочинения Афанасия Александрийского, Евсевия Кесарийского и других. По словам Е.С. Голубцовой, сочинение Сократа Схоластика — довольно сухое, не особенно связное изложение событий христианской церковной истории IV века, касающееся, преимущественно борьбы православия с арианством; но при всей своей сухости труд Сократа имеет много и достойных качеств: спокойствие, сдержанность, основательность в суждениях, старание неуклонно держаться документальных источников, которые он нередко вводит в свою историю. Затем, при изложении бурных споров между православными и сектантами Сократ старается относиться к делу спокойно; будучи сторонником православия, он, тем не менее, не бросает грязью в представителей арианства, напротив, относится с некоторым даже сочувствием к одной из тогдашних сект, именно новацианству, и вообще старается в своём сочинении провести ту христианскую точку зрения, что в христианстве главное не частности, не обряды, но общая основа, дух христианского учения и главное — доброе, братское отношение между христианами. Затем этот источник к фактам, более-менее возбуждающим сомнение, относится с большой осторожностью, избегает по возможности различных легенд и сказаний, где же приходится их излагать, то излагает с оговорками.

Что касается сочинения современника Сократа Схоластика — Созомена, то его значение гораздо менее. Созомен просто передал труд Сократа Схоластика, разбавив его риторикой, напыщенностью, деланным, искусственным слогом. Но есть одна сторона, где Созомен дополняет Сократа. Дело в том, что Сократ Схоластик в своём повествовании описывает преимущественно события, имевшие место в главной церкви, Константинопольской, а Созомен касается и других восточных церквей: Палестинской, Александрийской и пр., а также и западной, Римской; рассказывает о событиях, происходивших среди христианских обществ вне пределов Римской империи, именно в Персии. История Созомена дополняет историю Сократа еще в том отношении, что сочувственно описывает распространение монашества и аскетизма в христианской церкви, аскетизма, который имел большое значение среди тогдашнего христианского общества и под влиянием которого воспитывался сам Созомен.

Теологическое осмысление истории и исторического процесса

Феодорит Кирский

Третье сочинение, еще меньшее по объему, чем труды Сократа и Созамена, но, тем не менее, полезное, так как дополняет собой сочинения выше названных историков церкви, — это изложение истории Церкви Феодоритом Киррским. Главной целью являлось описание событий и документов, на которые не обратил внимания Сократ Схоластик. Сочинению Феодорита присущи связность, стройность, осмысленность. Феодорит Кирский, как известно, был высокообразованнейшим человеком своего времени, обладавшим прекрасным и благородным характером. Церковная история среди его сочинений занимает немаловажное значение для христианства, поскольку направлена преимущественно против различных еретических учений .

К 20–30-м годам V столетия принадлежат исторические сочинения представителя арианской ереси Филосторгия, который в противоположность православным историкам задался целью изобразить ту же эпоху с арианской точки зрения. Автор приводит сведения о деятельности арианской партии. Данное сочинение могло быть очень важным для истории церкви, поскольку многие факты и события представляло в ином освящении, чем находим это у Сократа, Созомена и Феодорита, но, к сожалению, оно до нас не дошло. Многие отрывки из работы Филосторгия можно найти в сочинениях Фотия, Константинопольского патриарха и писателя IX века, и у некоторых других авторов.

К концу VI и началу VII столетия относится ещё одна церковная история, которая является продолжением предшествующих, — это сочинение Эвагрия, софита Антиохийского. Он излагает события начиная с периода императорства Константина Великого, делая это уже по имеющимся источникам. Затем начиная с периода V столетия он начинает самостоятельное изложение событий и доводит его до конца VI века. Эвагрий главным образом описывает события борьбы православия с сектой Нестория и монофизитами. Но по своему качеству история Эвагрия ниже всех предыдущих, поскольку автор мало вникает во внутренние стороны жизни христианского общества, а описывает лишь одни внешние события, практически не отделяя церковные события от придворных интриг и политики . Церковная история Эвагрия Антиохийского является последней из специальных церковных историй в греческой литературе в древнехристианскую эпоху с IV до VII века.

История у Августина содержит следующие составляющие:
— Священная история (Historia sacra) — история человечества, содержащаяся в Библии (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) — история богоизбранного еврейского народа, с помощью которого Господь распространил истинную веру посредством воплощения Сына Своего.
— Мирская история (Historia profana) — история, которая содержится на страницах апокрифических книг. Это история язычников, описанная античными авторами-историками. Мирская история — дополнение священной, ее логическое продолжение. Вместе они единая история, некий оригинальный синтез.

Византийская историография IX–XII вв. ориентируется на библейское осмысление истории человечества. Историческое сознание византийских авторов полностью подчинено христианскому мировоззрению. В их произведениях отражены бурные события, происходившие в церковно-религиозной жизни Византии, освещена борьба с еретическими учениями.

Святой Фотий (ок. 815–891), патриарх Константинопольский (858–867 и 878–886) — выдающийся церковно-исторический деятель, человек, отличающийся широкой образованностью, твердостью в православной вере и благочестием. Его труды в области богословия, канонического права являются важным источником, отражающим историю Византийской империи и Константинопольской Церкви. Стержневым критерием изучения истории у Фотия является христианское учение.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

О христианской исторической концепции

Учащимся сегодня предстоит узнать об истории как поприще божьем. Религия и ее концепции активно входят в жизнь современного общества. И современная школа не отворачивается, а, напротив, поворачивается лицом и начинает глубже осознавать своеобразие и глубину религиозной мысли.

Бог - священное слово для религиозного сознания. На его основе религиозные мыслители вырабатывают сакральное пони мание истории. Ядром такого понимания является вера, что в своей исторической жизни человек и человечество не привязаны намертво к земной повседневности, но есть таинственные узы взаимодействия их бытия с высшим бытием Бога. Поскольку Бог создал лучший из миров, то для людей есть на земле священные учреждения, их охраняют традиции веры. Но как возможна исто рия, если человек и человечество не самостоятельны, а реализуют волю Бога? На такой вопрос отвечал еще Августин Блаженный. У него история есть движение от сотворения мира до наступления Царства Божия. Августин не рассматривает какие-либо стадии, изменения общественных форм, но говорит о едином потоке претворения через людей божественного замысла, о восстановле нии с помощью Бога дара вечной жизни.

С этой точки зрения у истории есть цель и смысл, которые являются священными по своему содержанию. Сакральность предполагает посвященность. Есть люди, которым доподлинно известно слово и воля Бога. В обществе им заповедана роль ду ховных пастырей - это служители церкви. С их помощью, гово рил в свое время Фома Аквинский, государство выступает как божественное установление. Его цель - содействие общему бла гу, поддержание мира и порядка в обществе. Лучшей формой государства он считал монархию. При этом Фома признавал право народа на свержение тирана, если его деятельность противо речит требованиям церкви.

Вернемся к вопросу: исключает ли определяющее влияние божьей воли на историю возможности проявления личной воли человека? Религиозная мысль, развивавшаяся в русле протестан тизма, давно признала личный успех богоугодным делом. В та ком признании в определенной мере оправдывается социальное творчество людей, подчеркивается возможность творения чело веком личной судьбы.

Роль христианства в истории - это исключительно глубокая тема. Очевидно, что с появлением христианства мир и человече ская история совершили крутой поворот в сравнении с античным миром. Аналогично дело обстояло с принятием христианства на Руси. С этого момента русский народ включился в своеобразную историко-космическую драму. Ее смысл определяется как воз вращение к Богу. Русь в этом отношении признается разделяю щей судьбу всего христианского мира. Логика истории в са кральном понимании есть Божий промысел. Человек становится ответственным перед Богом за свое будущее. Молитва, послуша ние, добрые дела, усилие над собой - дают возможность разде лить судьбу мира, возвратиться в лоно совершенства. Построение себя по подобию Божьему - таково сакральное требование к хри стианскому человеку. Творить себя надлежит в сыновней любви к Богу. Одновременно признается подвиг подвижничества в человеческой истории. Он воплощен в жизни святых, реализовав ших уединенное духовное творчество, открывавших идеалы доб ра, справедливости, любви. Они создавали образцы и традиции новой земной жизни. Когда-то иосифляне добавляли, что жизнь в миру не должна быть пассивным ожиданием высшего Суда, но должна быть наполнена социальным служением. А да лее православная мысль связывает судьбу всего мира с народом, хранящим чистоту христианской веры. На такое служение подви гался русский народ.

Сакральный подход не удаляется от мысли, что история движется через утверждение христианской истины. У Вл. Соловьева разработана онтологическая основа этой истины. Она определя ется как всеединство. Истинное христианство - это осуществление всечеловечества, оно объединяет народы не только верой, но и всемирным общим делом. В итоге реализуется подъем к Бого-человечеству.

Религиозные мыслители часто трактуют историю как сплош ной поток, не подвластный разуму людей. К примеру, Ф. М. Дос тоевский полагал, что главное в истории сделано давно. А теперь надлежит проявлять отвагу и смелость людям, стремящимся к добру. Судьба Христа показала, что подобный идеал осущест вим. Его значимость подкрепляется церковью, сохраняющей богатство христианских идей.

Проявим и мы внимание к размышлениям на эту тему великих людей, создававших духовную культуру нашей Родины!

В принципе, существуют всего два способа постижения истории. Любой историк, который в своих трудах выходит за пространственно-временные пределы изучаемой проблемы и ставит своей задачей более общее осмысление истории, неизбежно возьмет на вооружение один из них.

Различаются две эти концепции тем, что по- разному отвечают на вопрос: существует ли единая история человечества? Или, говоря по- другому, действуют ли в истории единые для всего человечества исторические законы или каждый народ имеет свой неповторимый путь и об общей истории говорить невозможно?

Условно эти подходы к изучению истории можно назвать всемирно-историческим и культурно-историческим. Другое, более распространенное именование: формационный (от термина общественно-экономическая формация) и цивилизационный (цивилизация).

Всемирно-историческая школа представляет историю как всемирное единое движение от низших и простейших форм к более высшим. Движение это осуществляется поэтапно и всемирно: то есть каждый народ (культура) в своем развитии проходит через одни и те же этапы (ступени) развития, но в силу разных историко-географических своих особенностей с разной скоростью. Например, в XIX веке европейцы осуществляют индустриализацию и достигают стадии промышленного капитализма, в то же самое время, в Турции, Иране и других азиатских странах, по-прежнему, преобладает ручной труд и крупное землевладение с зависимым крестьянством (феодализм), а многие человеческие сообщества Африки и Америки пребывают в догосударственной эпохе, живут родами и племенами, занимаясь, главным образом, охотой, рыболовством и собирательством (первобытное общество). Таким образом, в пределах данной концепции можно говорить о более развитых и отсталых народах, то есть о ПРОГРЕССЕ. Эта концепция в своей сути есть прогрессистская, она мыслит историю в виде единой для всех народов и культур, ведущей ввысь лестницы.

Читайте также: