Христианская европа и мусульманский мир после крестовых походов кратко

Обновлено: 04.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ф.И.О учителя: Помозова.Е.Н.

Цели обучени, которые необходимо достичь на этом уроке:

Определять причины и последствия крестовых походов на примере 1-4 походов, обозначая на карте события в динамике. 6.3.2.6.

Обучающиеся должны определить влияние религий на мировую культуру, установить взаимосвязь между различными историческими событиями

Называют последствия крестовых походов на примере 1-4 походов.

Описывают эти последствия для Европы и для Азии.

Раскрывают характер крестовых походов, организованных католической церковью и феодалами Европы.

Объясняют влияние крестовых походов на мировую культуру, устанавливая связь между различными историческими событиями.

Назовут причины крестовых походов. Раскроют их захватнический характер. Определят, последствия крестовых походов и их влияние на будущее развитие Европы и Азии. Охарактеризуют отрицательные и полижительные последствия крестовых походов. Оценят их роль в культуре народов мира.

Учащиеся смогут: отрабатывать навыки чтение при работе с текстом учебного параграфа, легендой карты атласа. Учащиеся смогут развивать пространственное историческое мышление, рассматривая карту атласа, анализируя данные легенды. Смогут выделить главное в тексте, найти характеристики новых понятий, объяснить их.

Лексика и терминология урока:

Почему разные слои населения Западной Европы, стали участниками этих походов?

Можно ли участников этих походов назвать истинными верующими? Как религия влияет на изменения, которые происходят в мире в результате крестовых походов?

Георгафия, Самопознание, История Казахстана.

Предыдущие знания учащихся по теме

Учащиеся знакомы с характеристикой феодального общества. (6.1.1.1). Знают, особенности европейской культуры средневекового общества. (6.2.2.2). Имеют представление об истории Ислама. (6.3.2.5). Научились определять влияние религий на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между различными историческими событиями. (6.2.2.1).

Этапы урока

Стратегии, методики.

Начало урока

Середина урока

Организационный момент, приветствие, психологический настрой (пожелания хорошего дня и удачной работы на уроке).

Учащиеся, подходят к столу учителя и вытаскивают жетон с номерами от 1 до 5.

Учитель благодарит группы за работу. (Устно)

2) мотивировать учащихся на изучение новой темы.

Поэтому он задает вопрос:

- Чтобы конкретицировать тему урока, определить иследовательский вопрос темы, учитель просит открыть учебник на стр.50.

Прочитайте название параграфа11

Из каких частей он состоит?

Откройте карту Атласа стр.1 6прочитайте название карты.

Сформулируйте название темы урока, и вопросы, кторые нам сегодня предстоит разобрать.

(В выполнение этой работы учитель старается задействовать слабомотивированных учащихся)

Дескрипторы :

1.Читают название п.11.

2.Выделяют, называя разделы п11

3.Формулируют к каждому пункту п11 по одному, два вопроса.

4. Записывают название темы урока, и иследовательский вопрос?

Изучение нового материала построено на распределение учебного текста между группами.

Каждая группа получает свой аргумент, который необходимо доказать работая с текстом учебника, картой атласа.

Аргументы распределены исходя из состава групп.

Группа№ 1 доказывает аргумент

Группа№2

Группа№3

Группа№4

Группа№5

1.Учащиеся читают текст учебника соответствующего раздела;

2.Обсуждают этот текст;

3.Выделяют 3-4 факта, которые могут быть доказательством их аргумента.

4. Оформляют кластер,

5. В тезисной форме представляют результат своей поисковой работы.

Оценка работы групп.

Карточки с историческими понятиями:

Раздаточный материал дается каждой группе.(Это -термины, вопросы, определения)

(работа в группе)

(работа в группе)

Учитель предлагает учащимся встать, и по часовой стрелке пройти по учебной аудитории заняв место другой команды.

Для закрепления нового материала, группам предлагается выполнить следующую работу:

Четыре этапа работы должна пройти каждая группа:

А) обсудить вместе, что мы знаем о крестовых походах? Сформулировать тезисы. (2-3 тезиса)

Б) что нужно было узнать исходя из названия темы урока? Сформулировать тезисы. (2-3 тезиса)

С) Что узнали на уроке? Заслушав каждую группу?

Д) Заполняют таблицу (параллельно с обсуждением).

Путем жребия (карточки с вопросом)

Конкретизируют последствия по одному направлению.

Что в хозяйстве Европы и Азии изменилось?

Какие изменения произошли во власти стран Европы и Азии?

Какие изменения произошли в Европе и Азии под воздействие религий?

Что нового появилось на карте мира?

Какие изменения произошли в культуре народов Востока и Азии?

На этапе выполнения этой работы, учитель дает задание высокомотивированным ученикам каждой группы, выбрать пункты последствий по своему направлению из раздаточного материала. Объяснить свой выбор.

Выступая группа должна использовать выражение: «Мы считаем,…, «Можно назвать такие изменения…, «Результатом стало…

Учитель просит каждого учащегося оценить работу группы по изучению нового материала.

Учащимся предложено проверить правильность следующих утверждений:

1.Крестовых походов было 8? (да)

2.Инициатором, походов бала католическая церковь? (да)

3. Крестовые похода, можно считать признаком феодального общества? (да)

4. Можно сказать, что европейские рыцари, идя в Азию, прикрывались религиозными идеями? (да)

6. Характер крестовых походов – грабительский? (да)

7.Французские рыцари, разрушили старый иудейский храм? (да)

8. Все рыцари, заботились о паломниках и открывали госпитали и ночлежки? (нет)

9. Итальянские княжества наживались на крестовых походах? (да)

10. Ветряные мельницы появились на Востоке, благодаря крестоносцам? (нет)

11. Европейцы стали мыть руки перед едой, после крестовых походов? (да)

12. Эксплуатация крестьян в Европе после крестовых походов усилилась? (да)

Оценка после данного вида работы, предлагается следующая:

Проводится в индивидуальной форме, в тетради:

Ученикам предлагается на выбор составить ответ на один из вопросов:

1) Кто и зачем организовывал крестовые походы? 2)Почему разные слои населения Западной Европы, стали участниками этих походов?

3)Можно ли участников этих походов назвать истинными верующими?4) Как религия влияет на изменения, которые происходят в мире в результате крестовых походов?

Высоко мотивированным учащимся предложено подумать и составить ответ, с доказательствами:

«Между крестовыми походами и изменениями в культуре народов Европы и Азии есть действительно связь. Она выражается в следующих фактах:

Работа в паре, взаимопроверка по ключу.

Работа в тетради

Взаимообмен в группе мнениями.

Способы дифференциации

Соблюдение техники безопасности и охрана здоровья

Психологический настрой в начале урока. Создание ситуации успеха в течении урока.

Цель обучения: Обучающиеся должны определить влияние религий на мировую культуру, установить взаимосвязь между различными историческими событиями

Определять причины и последствия крестовых походов на примере 1-4 походов, обозначая на карте события в динамике. 6.3.2.6.

Критерии оценивания: Обучающийся:

-Определит причины крестовых походов

-Раскроет их захватнический характер.

-Определит, последствия крестовых походов и их влияние на будущее развитие Европы и Азии.

-Оценить влияние крестовых походов на культуру народов мира

Уровень мыслительных навыков: Знание и и понимание

Навыки высокого порядка

Б) Найди для каждого понятия правильное определение:

-«Новое государство созданное крестоносцами на развалинах Византийской империи,просуществовавшее до 1261 года.

С) Подбери к каждому понятию проблемный вопрос.

Крестовые походы – это очень обширная тема и по ней написано не один десяток книг и другой научной литературы. В этой же статье, вы узнаете о крестовых походах кратко – только самые ключевые факты. И начать, пожалуй, необходимо из определения понятия.

Крестовые походы – ряд военно-религиозных походов монархий христианской Западной Европы против исламского Ближнего Востока языческих славян (литовцы). Их хронологические рамки: XI – XV вв.

Крестовые походы можно рассматривать в узком и широком смысле. Под первым мы имеем ввиду походы с 1096 по 1291 гг. в Святую Землю с целью освобождения Иерусалима от неверных. А в широком смысле сюда еще можно прибавить войну тевтонского ордена с языческими государствами Прибалтики.

Причины крестовых походов в Святую Землю

• Экономические проблемы Европы. Папа Урбан сообщил, что Европа уже не может прокормить саму себя и всех людей, живущих здесь. И именно поэтому он считал необходимым захватить богатые земли мусульман на Востоке;

• Религиозный фактор. Папа считал неприемлемым тот факт, что христианские святыни (Гроб Господний) находятся в руках неверных – то есть, мусульман;

• Мировоззрение людей того времени. Люди массово ринулись в крестовые походы прежде всего потому, что с помощью этого они искупят все свои грехи и попадут после своей смерти в Рай;

• Жадность католической церкви. Папство желало не только обогатить Европу ресурсами, но прежде всего оно хотело наполнить свои кошельки новой землей и другими богатствами.

Причины походов в страны Прибалтики

Уничтожение язычников. Население стран Прибалтики, особенно Литва – были языческими, чего не разрешала католическая церковь и их необходимо было обратить в веру христианскую или же уничтожить неверных.

Также причинами можно считать ту же жадность католического папства и желание заполучить больше число послушников, больше земель, о чем мы говорили выше.

Ход крестовых походов

На территорию Ближнего Востока крестоносцами было осуществлено восемь крестовых походов.

Первый крестовый поход в Святую землю начался в 1096 и продолжался до 1099 года, собрал несколько десятков тысяч крестоносцев. В ходе первого похода, крестоносцами были созданы несколько христианских государств на Ближнем Востоке: Графство Эдесса и Триполи, Иерусалимское королевство, Княжество Антиохия.

Третий крестовый поход: начался в 1189 году, конец –1192 год; известен тем, что в нем участвовал английский монарх Ричард Львиное Сердце. Ему удалось захватить Акру, Кипр, нанести несколько поражений Саладину, но он так и не смогу вернуть Иерусалим.

Четвертый крестовый поход: начался в 1202 году и завершился в 1204. В ходе похода был захвачен Константинополь. На территории Византии крестоносцы также основали четыре государства: Княжество Ахейское, Латинскую империю, Герцогство Афинское и Королевство Фессалоники.

Пятый крестовый поход стартовал в 1217 году, а закончился в 1221. Он закончился полным поражением для крестоносцев и те были вынуждены покинуть Египет, который они так желали захватить.

Шестой крестовый поход: начало – 1228 год, конец – 1229 год. Крестоносцам удалось вернуть Иерусалим, но между ними начались сильные раздоры из-за чего многие христиане стали покидать Святую Землю.

Седьмой крестовый поход начался в 1248 году и закончился полным поражением для крестоносцев в 1254.

Восьмой крестовый поход: начало – 1270 год, конец – 1272. Положение христиан на Востоке стало критическими, его усугубляли внутренние распри, а также вторжение монголов. В итоге крестовые походы закончились поражением.

Последствия крестовых походов на Восток

• После крестовых походов начался упадок феодального общества в Европе, то есть начался распад феодальных устоев;

• Изменилось мировоззрение европейцев, которые прежде считали, что народы Востока – варвары. Однако опыт показал, что они обладали богатой, развитой культурой, черты которой они переняли и себе. Арабская культура начала активно распространяться в Европе после походов;

• Крестовые походы были серьезным ударом по экономическому состоянию Европы, однако открытие новых торговых путей пополнило казну;

• Италия стала главной торговой силой на Средиземном море, этому также способствовало падение Византии;

• Обе стороны: христианский и мусульманский мир потеряли многое, в том числе человеческие потери. Причем люди погибали не только от войны, но и от болезней, в том числе чумы;

• Положение католической церкви в обществе значительно пошатнулось, так как народ потерял в нее веру и увидел, что папство интересовали только собственные кошельки;

• Зарождаются предпосылки к реформаторским (религиозным) движениям в Европе → зарождение протестантизма, гуманизма;

• В христианском мире утвердился стереотип о враждебности к мусульманскому миру.

Само папство в XX веке принесло глубокое извинение за крестовые походы перед мусульманским миром.


Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.

Крестовые походы были вызваны:

  • Стремлением освободить Святую землю;
  • Желанием распространить влияние католической Церкви на восток.
  • Бедственным положением, сложившимся в Европе в результате экономического кризиса и демографической ситуации.

До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.

Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)

Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.

  • Из северной Франции выступило войско под предводительством Гуго Великого (Гуго Вермандуа).
  • Из центральной Франции выдвинулось войско, которое вел Готфрид Бульонский.
  • Боэмунд Тарентский командовал выходцами из Италии. Крестоносцев южной Франции вел Раймунд IV.
  • Роберт Нормандский был предводителем войска из северо-западной Франции.

Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.

В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:

  • Графство Триполи;
  • Княжество Антиохия;
  • Графство Эдесское.

История походов крестоносцев

Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.

Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

Второй Крестовый поход возглавили:

  1. Французский король Людовик VII;
  2. Германский император Конрад III Гогенштауфен.

Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:

  • Некачественное продовольствие;
  • Болезни.

Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.

В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.

Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)

В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.

Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.

Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.

Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.

Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)

Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.

Итоги Крестовых походов

Другие Крестовые походы

Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.

Последствия Крестовых походов

Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:

  • Крестоносцы принесли с собой секрет изготовления бумаги;
  • Европейцы узнали о шахматах;
  • Научились выращивать рис, арбузы, лимоны и другие культуры;
  • В Европе стали строить бани и ветряные мельницы.

В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.

На нашем уроке речь пойдет о конфликте в эпоху Средних веков двух великих мировых религий – ислама и христианства.

Предпосылки возникновения этого конфликта сложились еще в период раннего Средневековья, когда приверженцы данных религий старались вначале мирным путем доказать правильность своего вероучения.

Коран уехал в самый южный город Земли

Одна из версий начала конфликта двух великих религий – это вторжение христианского войска (Крестовые походы – 1096 – 1270 гг.) в пределы мусульманского мира. Некоторые историки считают, что европейские религиозные фанатики под руководством католической церкви и лично папы Римского начали вторжение в страны, исповедующие ислам, с целью захватить богатства и земли мусульманских верующих, а также по возможности обратить их в христианскую веру.

Конечно, доля истины в подобной версии, несомненно, существует: крестоносцы обычно не брезговали присвоить себе (а какая-то доля награбленного имущества всегда доставалась церкви), те материальные блага, которые часто попадали им в руки в мусульманских городах. Однако говорить о том, что европейские рыцари во время Крестовых походов полностью разграбили и уничтожили средневековую восточную культуру, было бы, конечно, неверно.

http://history-paradox.ru/img/krest_pohod4.jpg

Общепринятой в европейской исторической науке все-таки считается версия, что первый крестовый поход (1096 - 1099 гг.) был организован в 1095 году по инициативе римского папы Урбана II с целью освобождения священного города Иерусалима и Святой Земли от мусульман. Еще в 7 веке, на заре своего существования, сразу в первые десятилетия после смерти пророка Мухаммеда, мусульмане первыми спровоцировали противостояние с христианским миром.

В 711 году мусульмане уже осмелились напасть на территории, которые находились под непосредственной защитой папы Римского и всей католической церкви – Малую Азию и Испанию. Разгромив вестготское королевство, мусульманское войско покорило почти всю Испанию, а затем вторглось во Францию. Но в 732 году в битве между Пуатье и Туром их разбил франкский король Карл Мартелл. Таким образом, продвижение ислама в Западную Европу было остановлено.

Несмотря на либеральные заповеди, которые оставил своим преемникам Мухаммед, мусульмане, в частности турки, за короткий период времени смогли обрести славу крайне жестоких завоевателей, которые не останавливались ни перед чем, чтобы захватить земли и власть в восточных государствах.


К этому времени мусульманскому войску удалось захватить большую часть восточных (а также некоторые территории и на Западе) христианских государств. Осознавая, что христианство как культура и как религия подвергается большой опасности, перед истинно верующими христианами Западной Европы стал выбор: либо поддаться натиску ислама, либо вступить в борьбу с ним.

Таким образом, можно сделать вывод, что противостояние ислама и христианства – двух великих мировых религий - в период Средневековья достигло своего апогея. Однако даже после завершения европейских Крестовых походов конфликт мусульманства и христианской религии далеко не исчерпал себя, а на самом деле приобрел более скрытый и дипломатический характер.

С военной точки зрения итоги крестовых походов оказались плачевными для христианского мира. Папа Урбан II провозгласил Первый крестовый поход, чтобы преградить туркам дорогу в Европу через Босфор. Через 300 лет провозглашенный папами крестовый поход 1396 г. напрасно пытался преградить туркам путь через Дунай к странам Центральной Европы. Еще через 57 лет под ударом турок пал Константинополь, остаток когда-то могучей восточнохристианской цивилизации.

Призыв папы Урбана II защитить восточных христиан от турок быстро переродился в народном сознании в желание освободить от неверных святой город Иерусалим. После успеха несколько раз стоявшего на грани поражения Первого крестового похода, приведшего к созданию государств крестоносцев, успешным можно назвать только Третий крестовый поход, продливший на 100 лет жизнь Заморья. Все остальные походы заканчивались поражениями, причем их причины были одни и те же: глупость, невежество, соперничество, нетерпение. За 300 лет рыцарство Западной Европы ничему не научилось и повторяло те же ошибки.

Арабы, стремительным разливом захватившие Переднюю Азию и Северную Африку, были чрезвычайно восприимчивы к античной и христианской культуре, которую они застали на покоренных землях, и даже развили ее и повели дальше. Однако еще перед крестовыми походами мусульманские страны Ближнего Востока подверглись нашествию диких племен турок и туркмен, которых никак не назовешь ценителями и покровителями культуры. Это нашествие пагубно отразилось на арабской культуре Сирии и Месопотамии, пик развития которой пришелся на X в.

Западноевропейские крестоносцы, пришедшие на Восток, застали там два существовавших центра цивилизации — христианский Константинополь и арабский Каир. Крестоносцы в массе своей были невежественны. Убийства, грабежи и насилия сопровождали их движение по Европе, а затем по христианским и мусульманским странам Азии. Произошедшие затем нашествия турок, хорезмийцев, монголов и мамлюков, сопровождавшиеся такой же вакханалией убийств, грабежей и насилий, стерли с лица земли эти цивилизации, так же как и цивилизацию самих крестоносцев, причем к гибели византийской цивилизации последние сами активно приложили руку.

Итогом крестовых походов можно назвать падение Византийской империи. Раскол церквей на Западную и Восточную способствовал агрессии итальянских нормандцев против Византии, которую с помощью Венеции византийцам удалось отразить. Первый крестовый поход был призван укрепить сотрудничество церквей, защитить восточных христиан от неверных. Однако с самого начала преобладающую роль играли недоразумения. Император видел свою главную задачу в восстановлении восточных границ империи, рассматривал турок как главного врага, а крестоносцев как вспомогательную силу, которая должна помочь ему. Крестоносцы же считали себя призванными освободить Святую Землю. Поведение императора представлялось вождям крестовых походов почти предательским. Еще сильнее были обозлены и охвачены завистью рядовые участники походов, увидевшие себя в стране с чуждой верой, языком и обычаями, у местного населения их разбойничьи привычки вызывали отвращение и презрение. От похода к походу росли взаимные подозрительность и вражда. Западная Европа постепенно переняла у итальянских нормандцев и крестоносцев ненависть к Византии. Вожди Первого крестового похода, Людовик VII во Втором и Фридрих Барбаросса в Третьем еще смогли удержать своих людей от желания напасть на Константинополь и разграбить его, но вожди Четвертого сами прониклись этим желанием. Константинополь был разграблен и разрушен, и на его месте возникла Латинская империя, слабое и не вполне законное порождение крестовых походов. Вместо того чтобы стать опорой государствам крестоносцев, она причинила им вред, переключив на себя потоки переселенцев и рыцарей. Когда Латинская империя пала, папы, в ущерб помощи Святой Земле, сосредоточили все свои усилия на восстановлении власти латинцев в Константинополе, принеся интересы Святой Земли в жертву интересам восстановления верховной церковной власти Рима.

Турки и арабы поначалу восприняли крестовый поход как очередное вторжение византийских наемников. Им понадобилось более 40 лет, чтобы понять, что крестоносцы движимы религиозными побуждениями и представляют постоянно действующую угрозу для ислама. Тогда начал формироваться джихад (священная война) как идеология и практика борьбы против крестоносцев. Нужно отметить, что очень важной составной частью джихада, направленного против государств крестоносцев, были страх перед чужеземцами и желание завоевать богатые прибрежные города.

С начала XIII в. начались крестовые походы против христиан, против христианской Византии, против еретиков южной Франции, против Штауфенов, а затем против Арагона и Сицилии. Эти походы дискредитировали идею крестовых походов, которая под конец уже никого не могла собрать под свои знамена. Эти походы, направленные против своих, явились одной из причин падения влияния пап и их авиньонского пленения. От нашествия турок в XVI-XVII вв. Центральную Европу спасли не крестовые походы, а объединенные усилия подвергшихся удару христианских государств.

Крестоносцы появились на Востоке, когда турки-сельджуки стали фактически хозяевами халифата Аббасидов в Багдаде. Даже без появления на Востоке крестоносцев еретический шиитский халифат Фатимидов в Каире, вероятно, не устоял бы перед турками, и последние, встроившись в арабский мир, придали бы ему новую жизненную силу и обеспечили его единство. Войны с крестоносцами помешали им это сделать. Не будь крестоносцев, мусульманский мир, возможно, более успешно противостоял бы монголам.

Поражение крестовых походов, гибель государств крестоносцев, переход монголов в Иране и Ираке в мусульманство и окончательное падение Греческой империи привели к полному обрушению христианского Востока. Гнев победителей-мусульман обрушился на местных христиан, армян, сирийцев и греков, искавших защиту сначала у крестоносцев, а затем у монголов. Цветущее сирийское побережье было разграблено и растоптано, и в течение долгих веков, так же как и Святой город, оставалось пустынным и нищим.

Крестовые походы ускорили раскол и раздробленность мусульманского мира. В христианстве всегда было два центра — церковь и государство, между понятиями, Бог, и император (король) всегда пролегала четкая граница. В исламе же государственная власть всегда была объединена с религией в одно целое — халифат с наследственной властью халифов, священнослужителей-королей. На своем пути крестоносцы встретили два таких враждующих между собой центра. Это были ортодоксальный, суннитский Багдадский халифат Аббасидов и еретический шиитский Каирский халифат Фатимидов. Халифат Фатимидов не устоял в борьбе с Аббасидами и крестоносцами. Объединившие Сирию и Египет Айюбиды никогда не могли стать главами ислама, потому что не были халифами. Когда монголы, захватив Багдад, уничтожили халифа и его семью, мамлюки сумели продержаться в Египте и Сирии в течение двух с половиной веков, взяв в Каир халифа Лжеаббасида. Последнего каирского суннитского халифа Османы, победив мамлюков, привезли в Стамбул, однако вскоре сами возглавили созданный Османский суннитский халифат, объединив таким образом в своих руках религиозную и государственную власть над мусульманами. Мусульманский мир признал их господство, но всегда помнил, что они узурпаторы и не происходят от пророка. Шиитская империя Сефевидов в Иране окончательно разделила исламский мир. Эта раздробленность и отделение государственной власти от религии сыграли на руку в XX в. исламским экстремистам.

Обе стороны — и мусульмане, и крестоносцы — считали свою войну справедливой.

С точки зрения мусульман ко времени Первого крестового похода они владели Палестиной и Сирией уже более четырех с половиной столетий. Ислам, послуживший движущей силой военного завоевания этих провинций у Византии, был создан пророком Мухаммедом по образцу иудейской и христианской традиций. В соответствии с ними Иерусалим, святой город обеих религий, также был объявлен Мухаммедом святым городом ислама в дополнение к двум другим — Мекке и Медине. Отсюда, из Иерусалима, пророк совершил свое небесное путешествие на волшебном коне аль-Бурак, где получил Божьи заветы; здесь, по образцу представлений иудаизма и христианства, правоверные мусульмане должны собраться на Страшный суд, который должен определить судьбу грешников. Можно добавить, что немусульманам до сих пор запрещено даже вступать в Мекку, исторический центр ислама 5 .

С точки зрения христиан война за Святую Землю была отвоеванием ее после насильственного захвата мусульманами. Иерусалим был фактическим местом действия выдающихся лиц Ветхого и Нового Заветов, он стал основополагающим центром христианства, так же как Мекка и Медина были реальными местами действия пророка Мухаммеда. Святая Земля — место возникновения христианства. Здесь Христос проповедовал и творил чудеса, здесь он был казнен и воскрес. Палестина и Сирия с I в. н.э. принадлежали Римской, а затем Византийской империи. До нашествия мусульман в 30-х гг. VII в. христианская Византия почти три столетия владела Палестиной, Сирией и Северной Африкой, и здешнее население по преимуществу было христианским. Город Христа был насильственно отнят мусульманами у христиан. Все это было хорошо известно крестоносцам. Крестоносцы вели войну от имени Византии, даже если не выполняли взятых на себя по отношению к ней обязательств.

Следует добавить, что, в отличие от политкорректной Европы (папство неоднократно извинялось за крестовые походы), мусульмане никогда не испытывали чувства вины за насильственный захват Передней и Центральной Азии и Северной Африки, так же как и за зверства во время крестовых походов, в которых они повинны в не-меньшей степени, нежели крестоносцы. Справедливости ради нужно сказать, что зверства мусульман были ответом на зверства крестоносцев.

Крестоносцы, поселившиеся в Заморье, быстро учились у своих соседей, арабов и византийцев. Франки, осевшие в Заморье, стали по местному обычаю носить бороды, мыться горячей водой, носить нижнее белье и менять верхнюю одежду; в Европу были вывезены рис, гречиха, арбузы, лимоны, сахар из тростника.

Крестоносцы переняли на Востоке и перенесли на Запад новую технику строительства замков: круглый в плане донжон вместо прямоугольного, цитадель — большой вместимости крепость — на слабейшем, как правило, участке городских укреплений, второе кольцо каменных стен. С Востока, где дерево было редким строительным материалом (оно применялось в основном для строительства кораблей и осадных сооружений) и поэтому строить приходилось без применения деревянных балок, Европа получила стрельчатую арку, которая могла нести большой вес; с Востока в Европу шагнули соборы готического стиля. С Востока в Европу пришли также порох и проказа. Благодаря крестовым походам, усилилось проникновение на Запад пленительных литературных произведений восточного, арабского и персидского происхождения.

Однако большая часть того, что пришло в Европу с Востока, появилось там отнюдь не благодаря крестовым походам, а было заимствовано франками у арабов и греков в течение многих веков общения в Испании, на Сицилии или в Византии. Поселившиеся в Сирии франки были не слишком восприимчивы к обретению культуры своих арабских соседей.

Крестовые походы не могли состояться без возникновения рыцарского сословия. Рыцари были основной движущей силой походов. Крестовые походы придали рыцарству значительный импульс, содействовали развитию военного дела. Франки в Заморье овладели особенностями ведения войны на Востоке (организовали у себя легкую кавалерию, научились не увлекаться безоглядно конной атакой и прикрывать тяжелую кавалерию пехотой). Они были склонны относиться к мусульманам, как к соседям, и не нападать на них без причины. Они перенимали их обычаи. Однако их было слишком мало, чтобы самостоятельно противостоять мусульманам.

Вновь прибывшие приносили с собой ненависть к мусульманам, возмущались терпимостью местных франков, считали их слабыми, изнеженными, предателями, не желавшими воевать за веру, относились к ним с презрением и подозрением. Сами они были невежественны и самонадеянны и не понимали местных условий. Постоянная вражда между местными франками и теми, кто только что прибыл из Европы, подрывала единство. Зависть и недоверие рождали интриги, исключали возможность победы. Франки совершали одни и те же ошибки, заканчивавшиеся жестокими поражениями.

Крестовые походы оказали существенное влияние на общий ход развития христианских государств Европы, хотя и не были основной его причиной. Их влияние проявилось в усилении королевской власти, ослаблении власти пап, преобразовании феодального порядка, освобождении крестьян от крепостной зависимости, увеличении самостоятельности городов. Крестовые походы способствовали перенесению культуры Востока, византийской и арабской, на Запад. Ренессанс и распространение гуманистических идей являются косвенным результатом крестовых походов.

Следует обратить внимание на разницу восприятия крестовых походов на Западе и Востоке. В христианской Европе почти никто не испытывает горьких чувств обиды от давнего мусульманского завоевания Сирии, Испании, Византии и Балкан, в то время как вплоть до сегодняшнего дня арабы и в целом мусульмане в отношении европейцев подвержены влиянию событий, происходивших 700-900 лет назад. Это можно объяснить, видимо, ревностью и обидой потомков победителей, проигравших в конце концов военное и мирное экономическое соревнование с Западом и попавших в подчиненное к нему положение.

В конце XX в. мусульманский радикализм объявил террористическую войну западной цивилизации. Идеологи террора, взяв в заложники Коран и сделав его оправданием терроризму, объявили священную войну — джихад Западу, трактуя буквально призыв пророка к распространению ислама и овладению богатствами неверных силой, как будто не прошло с тех пор почти 14 столетий и сегодняшний мир остался миром диких кочевых племен.

Однако в результате революции рабов на смену тиранам к власти приходят другие тираны, зачастую еще более жестокие. Учитывая состояние политической культуры и образования народных масс этих стран, вряд ли можно надеяться, что в них незамедлительно победит демократия и свобода по западному образцу.

В мусульманском мире свергнутых тиранов и диктаторов могут сменить религиозные фанатики, и в этом случае несущий террор радикальный исламизм вполне способен поставить мир на грань мировой войны. Народным массам этих стран, видимо, придется пройти и через это несчастье, чтобы окончательно разочароваться в воинствующем исламизме, как постепенно разочаровывались народы России в ленинско-сталинской доктрине.

Дилемма, о которой говорит арабский историк, вовсе не является дилеммой; есть, видимо, третий путь, по которому пошли Япония, Индия, Южная Корея: совместить культурную и религиозную самобытность с демократизацией и связанными с ней развитием экономики, просвещением и повышением народного благосостояния. Путь — трудный, долгий, но возможный.

Возобновление крестовых походов

Возобновление крестовых походов Мусульманское наступление после битвы при Гаттине было неудержимым. Первым капитулировал Аскалон, затем Акра, Иерусалим (20 сентября 1187 г.) и, наконец, в 1188 г., Антиохия. Саладин сражается против Ричарда Львиное Сердце (фрагмент миниатюры

ПРИЧИНЫ И ПРЕДЫСТОРИЯ КРЕСТОВЫХ походов

ПРИЧИНЫ И ПРЕДЫСТОРИЯ КРЕСТОВЫХ походов Согласно традиционному определению, под Крестовыми походами понимаются военно-религиозные экспедиции христиан, предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и других христианских святынь Палестины в

Предпосылки крестовых походов а их характер

Предпосылки крестовых походов а их характер Крестовые походы представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья, продолжавшиеся почти два столетия — с 1096 по 1270 г. Их организатором являлась католическая церковь,

Глава III Возникновение крестовых походов

Глава III Возникновение крестовых походов 1. Идея крестовых походовCобственно, начало крестовым походам положила просьба о помощи, с которой император Мануил VII еще в 1073 г. обратился к папе Григорию VII. Последний серьезно задумывался об отправлении войск в Константинополь,

Глава 15 Итоги крестовых походов

Глава 15 Итоги крестовых походов

МИР КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

МИР КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ Девятьсот лет назад христиане Европы провели ряд священных войн — Крестовых походов — против мусульманского мира, сражаясь за господство над регионом, священным для обеих вер — Святой землей. Эта кровавая борьба продолжалась два столетия, изменив

Заключение НАСЛЕДИЕ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

Заключение НАСЛЕДИЕ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ С падением Акры и потерей последних крепостей политическое и военное присутствие латинского христианства на материковой части Леванта закончилось. Окончательное завоевание государств крестоносцев помогло утвердить мамлюкскую

1. Следствие крестовых походов[64]

1. Следствие крестовых походов[64] Некоторые писатели утверждают, что крестовые походы не имели заметного влияния на военное искусство, но, надо сказать, что если они и не повлияли непосредственно, то тем не менее косвенным путем произвели значительные перемены в военном,

От эпохи викингов до крестовых походов (X-XIV вв.)

От эпохи викингов до крестовых походов (X-XIV вв.) С самых древних времен морские просторы были притягательны для народов и племен, населявших земли, прилегающие к морям. Скандинавы не являются исключением из правил. Эпоха завоевательных походов викингов послужила основой

Оценка Крестовых походов историками

Оценка Крестовых походов историками Оценка итогов Крестовых походов среди историков неоднозначна. Знаменитый французский медиевист Жак Ле Гофф склонен критически рассматривать их последствия: худшие эксцессы, по его мнению, сопровождали все это движение,

Причины крестовых походов

Причины крестовых походов Безусловно, причиной крестового похода были религиозные чувства, исключительно глубокие в ту эпоху. Однако и другие факторы сыграли свою роль.Несмотря на нестабильность феодального мира с его бесконечными войнами между феодалами, после

Задачи Крестовых походов

Читайте также: