Храм бога хора в эдфу кратко

Обновлено: 30.06.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Дом Хора в Эдфу

Грандиозный храм бога Хора, сооруженный при Птолемеях, лежит к западу от основной части города Эдфу. Под святилищем были обнаружены фундаменты и закладные тайники времени правления Тутмоса III, свидетельствующие о древности этого культового центра бога-сокола. В XIX веке храм был полностью занесен песком, на его крыше стояли дома; Огюст Мариетт, расчистивший храм, благодаря пескам пустыни обнаружил один из наиболее сохранившихся храмов древнего Египта. Согласно сохранившимся текстам, его строительство продолжалось 180 лет, несколько раз прерываясь. Первый камень храма был заложен 23 Августа 237 г. до н.э. во время правления Птолемея III Эвергета. Архитектор, под наблюдением которого шло строительство, носил имя Имхотеп, как и его далекий тезка, сооружавший заупокойный комплекс Нечерихета Джосера в Саккаре. Сооружение храма было завершено в правление Птолемея XII, отца Клеопатры VII.






Между стенами самого храма и окружающей все сооружение стеной имеется широкий проход, все стены которого покрыты бесчисленными рельефными композициями, повествующими о храмовых праздниках и, прежде всего, о таинствах Хора, основной частью которых было великое сражение Хора, защитника Солнечной ладьи, и сил хаоса, выступающих здесь в облике Сетха, согласно легенде произошедшее именно в Эдфу. К востоку от большого храма располагаются ниломер и руины небольшого святилища, сооруженного Рамсесом III. Непосредственно перед храмом возвышается маммизи греко-римского времени, состоящее, как и в храмах Дендеры и Филе, из двух залов, окруженных галерей и колоннадами. На капителях колонн маммизи сохранились великолепные рельефные изображения бога Беса, защитника материнства и младенчества. Рельефы маммизи повествуют о божественном рождении Хора Шематауи, сына Хора и Хатхор, его кормлении и воспитании богиней Хатхор госпожой Дендеры. Небольшой двор, находящийся перед храмом, окружен колоннадой с изображениями богинь, играющих на различных музыкальных инструментах. Тексты храма упоминают о существовании поблизости священного озера, вероятно, находящегося под фундаментами современных домов, окружающих храм Хора.









В процессе раскопок французской экспедиции 1921-33 гг и французско-польской экспедиции была выявлена значительная часть древнего города и прилегающего к нему некрополя, в котором были обнаружены гробницы-мастаба VI династии, принадлежавшие местной знати – вельможам Кару, Пепинеферу, Сабни, Иси, а также захоронения датированные I Переходным периодом и Средним царством. Во время II Переходного периода Эдфу - богатый торговый и культурный центр, был в такой спешке окружен крепостной стеной, что для ее сооружения был использован камень многих захоронений, а некоторые мастаба, примыкающие к городу с юго-западной стороны были непосредственно включены в городскую стену. В эпоху Нового царства по некрополю, к тому времени заброшенному, прошла еще одна оборонительная стена. Неподалеку от нее, у склонов скал на западе от Эдфу были сооружены новые гробницы: этот некрополь процветал и в Позднее время. Сам город времени Нового царства, лежащий под наслоениями греко-римской эпохи, все еще не раскопан.

Цит. по: Солкин В.В. Эдфу // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2008.
(с) фото - Виктор Солкин, 2011, 2014.

Храм Эдфу был построен намного позже остальных храмов Египта, и во многом поэтому сохранил свою архитектуру до наших дней. Кроме того, это культовое сооружение по своей величине занимает второе место в Египте после Карнакского храма. По преданию, храм возведен на месте многолетней тяжбы богов Гора (бога неба, царственности) и Сета (бога ярости).

Песчаная дорога

Легенды

Традиционно Хора изображают в виде человека с головой сокола. Его символ – диск солнца с распростертыми крыльями. Древние египтяне считали этого бога прообразом всех фараонов.

Храм в Эдфу построен в период Птолемеев в III столетии до н.э. Строительство продолжалось в течение 180 лет с большими перерывами. После распада Римской империи храм Гора оказался заброшенным. Его засыпало песком, а сверху возводились другие сооружения. В 1860 году храм был раскопан сотрудником Лувра Огюстом Мариеттом. Святилище, погребенное под песком на несколько столетий, отлично сохранилось. В начале 21 века здесь появилась автостоянка для туристов, а также хорошее освещение, благодаря которому посещать это место стало возможным в вечернее время.

Тень на руинах

Архитектура и помещения

Во внутреннем дворе и в самом храме все посвящено богу Гору и его вражде с Сетом. Например, церемониальная лодка, символизирующая судно, на котором Гор перемещался по Нилу. Лодка управляется двумя фигурами в виде головы сокола.

Бог в виде сокола

Интересен гипостильный зал. Его крышу поддерживают 12 колонн, венчающие части которых очень сложно оформлены. Рельефы стен зала сходны с рельефами вестибюля. На каждой его стороне – по две небольшие комнатки, ведущие во внутренний проход по храму.

За гипостильным залом располагается праздничный (фестивальный) зал – самая старая часть храма Эдфу. Здесь проходили празднества, в период которых зал украшали травами, цветами, ладаном, фаянсовыми фигурками. Во время фестиваля священники разыгрывали сцены, в которых бог Сет принимает образ бегемота и уходит под лодку своего брата. Неотъемлемым атрибутом празднества был торт в форме бегемота, который разрезали и съедали в конце игры.

В дальнем углу храма Гора располагается не менее интересная комната – лаборатория. На ее стенах можно увидеть древние рецепты мазей и ладана. Напротив находится казна, в которой хранили драгоценные камни и предметы для ритуалов.

Храм в Эдфу можно посещать ежедневно с 9 до 17 часов, экскурсия обойдется примерно в 6,3 евро. Чтобы добраться до города Эдфу, можно воспользоваться паромом, а затем дойти пешком, доехать на такси или карете. Из Луксора и Асуана в Эдфу регулярно курсируют автобусы.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Храм в Эдфу - самый большой храм в честь бога Гора

По дороге между Ассуаном и Луксором находятся три древнеегипетских храма прекрасной сохранности, которые посещают многочисленные туристы, путешествующие по Нилу. Это храмы Ком Омбо, Эсна и Эдфу. И сегодня мы заглянем в храм Эдфу, посвященный одному из главных богов древнеегипетского пантеона - богу неба и солнца Гору. Это второй по величине храм в Египте и самый большой из тех, что посвящены данному богу.


В Древнем Египте современный Эдфу именовался городом Бехдет, и тут издревле почитали бога Гора и находился его храм (при фараонах XIX династии в XIII веке до н.э.). Затем на этом месте было здание эпохи последнего чисто египетского фараона Нектанеба II, от него остался небольшой кусок стены в святилище нынешнего храма. И в более позднее время при династии Птолемеев храм был отстроен заново. Строительство его было начато в 237 году до н.э. при Птолемее III Эвергете. Открыт храм в конце I века до н.э. при Птолемее X Александре, а окончательно строительство завершилось только в 47 году до н.э. при Птолемее XII Неосе Дионисе.



Фото храма 1905 года

После запрета языческих культов на территории империи храм был оставлен и даже частично разрушен, но время, пески и наносы Нила его сохранили. Когда в Египет вторглась армия Наполеона, то на месте храма торчали только верхушки его ворот-пилонов, а их высота составляет 36 метров. В 1860 году французские археологи вернулись к храму, чтобы его раскопать. С тех пор храм в Эдфу один из самых известных храмов Египта, по его подобию даже был оформлен Египетский зал в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.



Украшение пилона и план храма

Современный египетский город Эдфу расположен точно посредине между Луксором и Асуаном на левом берегу Нила. Тут же находится мост через реку, и в сторону Красного моря на Марса-эль-Алам уходит дорога. Большой комплекс храма находится на окраине города, немного в стороне от берега реки.



План территории комплекса



План храма

Перед входом в сам храм сохранялись своеобразные ворота - вход на территорию комплекса


Слева от входа на территорию сохранился Маммисий - часовня рождения. Дело в том, что египетские боги - это семейные люди, у всех основных была жена и ребенок, по этому принципу древнеегипетский пантеон даже делится на триады. И когда египтяне поклонялись какому-то богу, то они поклонялись и его жене, а также ребенку. Поэтому данный храм посвящен Гору (Хору) и его жене Хатхор. А в позднее греко-римское время при храмах стали появляться небольшие храмы в честь таинства рождения их детей. Конкретно у Гора их было четверо, поэтому не расшифровывается кому именно посвящен, тем более его дети были достаточно малозначительными богами. Они отвечали за органы умершего человека, которые доставались из тела при бальзамировании и хранились отдельно в сосудах с головами, символизировавших этих детей (с головой павиана, сокола, шакала и человека).

При таких небольших храмах также происходили церемонии, посвященные рождению детей богов. Обратите внимание, что над колоннами Маммисия изображено некое существо. Это Бес - собирательный образ небольших божеств и духов, помогавших богам. В данном случае они помогали при рождении детей и оберегали новорожденных от злых сил. Изображались бесы как маленькие человечки с бородой и высунутым языком, на коротких ножках



Маммисий



Изображения Беса в Лейденском музее древностей

Внутри Маммисия или Часовни рождения видно, что большинство изображений человеческих фигур выбито, так, скорее всего, египетские христиане избавлялись от идолов. Видно, что работа эта была начата на входе, продолжена в колонном дворе перистиле, а на сам храм сил уже не хватило, там изображения сохранились нетронутыми


э
Внутри Маммисии


И вот мы перед пилоном - воротами в храм. Хоть он и не очень древний, зато прекрасно сохранился. На нем изображен Птолемей Неос Деонис с поверженными врагами в качестве подношений Гору и Хатхор. Выше изображена процессия представителей разных народов, несущих богам дары. Справа сразу за пилоном можно найти следы более древнего пилона, обращенного перпендикулярно в другую сторону, это следы первого храма, построенного фараонами Рамзесом I и II и Сети I



Пилон

Внутри пилонов есть лестницы, по которым можно подняться наверх, но для туристов эта функция недоступна


За воротами следует внутренний двор с колоннами - перистиль. Его украшают 32 колонны, а на стенах рассказано о строительстве храма


Размер храма - 137 на 79 метров



Перистиль










Пилон с внутренней стороны

На входе в храм гранитные соколы - символы бога Гора




Уже в храме мы попадаем в гипостильный зал с двумя рядами колонн. Справа от входа библиотека, на стенах которой указан ее каталог. Слева похожее помещение для молитвы фараона



Первый гипостильный зал и небольшая библиотека





Следом за первым гипостилем идет второй зал - процессионный, он меньше, в нем также 12 колонн, но в 3 ряда



Второй гипостиль



Во втором гипостильном зале по бокам существует несколько комнат, богато украшенных рисунками и иероглифами. Одна из комнат была чем-то типа аптеки храма, тут на стенах указаны рецепты различных мазей и снадобий







За гипостильным залом находится что-то типа небольшого вестибюля перед входом в главную часть храма. Здесь находился жертвенник, но сейчас единственная функция этого зала в том, что по обе его стороны находятся лестницы, ведущие на крышу храма



Переход в зал с лестницами

Однако к лестницам мы еще вернемся и перейдем сразу в алтарную часть храма



Алтарная часть

В этой части храма главная комната в центре содержит алтарь в честь Гора, а также деревянную солнечную лодку




Алтарь




Солнечная лодка



Украшение лодки

Попасть внутрь алтарной комнаты нельзя. ну, как нельзя - она огорожена, однако хитрые смотрители всем туристам предлагают пройти внутрь. Но стараются делать это незаметно для них, чтобы их услуга казалась наиболее ценной. Собственно, вас на 20-30 секунд запускают в святая святых, а потом просят бакшиш. Нормально в этом случае дать примерно по доллару (20 фунтов), Но дать нужно каждому (их двое), поэтому смотрите, насколько это вам нужно, внутри особо ничего нет, да и времени разглядывать у вас не будет


По периметру главной алтарной комнаты находится 10 боковых помещений (некоторые из них двойные), посвященных различным божествам



Комнаты вокруг алтаря



Здесь у некоторых рисунков даже сохранилась краска






Отверстие в потолке




Здесь на потолке обитают летучие мыши - обычное явление для древнеегипетских храмов



Много мышек на потолке

Однако мы возвращаемся в промежуточный зал, чтобы подняться по лестнице на крышу


Лестница слева прямая, но выход на крышу там, к сожалению, закрыт





А вот лестница справа выводит на небольшой участок крыши





Одни из первых посетителей храма




У данной лестницы несколько входов внизу

По крыше данного храма, к сожалению, побродить особо не удастся, в отличие, например, от храма в Абидосе



Какая-то часовня на крыше храма



Крыша храма


Также из колонного двора гипостиля можно обойти храм по периметру, между стеной храма и самим храмом есть узкий проход, также богато украшенный различными рисунками и надписями




Слева на стене расписаны победы Гора над различными врагами, включая Сета




Какой-то список






Проход к Нилометру



Также храм можно обойти и по периметру всей территории




Стена храма


Тут не совсем понятно, что было за стенами храма. Возможно тут была еще одна внешняя стена, уже за которой начинался город. И тут видны основания множества небольших зданий, а уже между двумя стенами современные египтяне сделали что-то типа небольшого археологического парка


Если во время посещения храма будете останавливаться в Асуане, то рекомендую там для ночлега небольшой отель в нубийском стиле Ashry Narty. В Луксоре же лучше всего остановиться во дворце Al Moudira Hotel

Храм Хора весьма грандиозное и монументальное сооружение эпохи эллинизма. Уступает по своим размерам только Карнакскому храму.



С Хором себя будут ассоциировать все фараоны, поэтому бог считался покровителем царского дома и фараона. А сами фараоны считались воплощением бога Хора. И особенно данного бога почитали в Летополисе, недалеко от Мемфиса, и в Эдфу.

Но у Хора было несколько ипостасей, которые можно встретить в Египте:

Хармахис и Хорахти отождествлялся с Хепри, а к концу Древнего царства считались ипостасями Ра. К концу Среднего Царства с культом Хора сливается и культ Херишефа (бог плодородия, воды, покровитель охоты и рыболовства, изображался с головой овна).

Отсюда изображения Гора-сокола и крылатого солнечного диска в храме. В эпоху эллинизма (а именно в эту эпоху строился храм) греки отождествляли Гора с Аполлоном. Созвездие Гора греки называли Орионом. Поэтому храм ориентирован от Ориона на юге на Большую Медведицу на севере. Греки ясно отделили Гора и бога солнца Ра (с которым шло отождествление) как отдельных божеств.


На стенах храма есть текст, в котором рассказывается о событиях, произошедших в 163 год правления Ра-Хорахте. В них говорится, что Хор Эдфу, предположительно додинастический царь, сражался с братом Сетом и его союзниками (местными жителями), одолел их и завладел Египтом. Сражения традиционно велись на воде; одно в Дендере, одно в Файюме, а третье на границе Нубии. Рассказывается, что жрецы Эдфу, царские дочери и женщины Бусириса и Пе пели триумфальную песнь, знаменующую победу. Хотя гимн записан в эпоху Птолемеев, стиль его указывает на древность происхождения:




Хор (во внутреннем дворе храма)

К слову, здесь же добавлю пару слов об Анубисе. У Сета, убившего Осириса, была супруга, она же сестра, Нефтида. Полюбила она, значит, Осириса (да, да, они все друг другу братья и сестры), приняла облик его жены Исиды, и зачала от Осириса сына. Опасаясь гнева своего супруга Сета, бросила сына в камышовых зарослях. Его нашла Исида, с помощью собак, и вырастила. После победы Хора над Сетом, Анубис снял шкуру с Сета и надел на себя. Согласно этой легенде жрецы Анубиса набрасывали шкуру леопарда на правое плечо. Жрецы Гелиополя считали Анубиса сыном Нефтиды и Сета. В древнем Египте Анубис был космическим богом и олицетворял фазы ночного мрака, отсюда западная сторона Нила (заход солнца) стала обиталищем мёртвых и была царством Осириса, в котором ему помогал Анубис.

Греки же отождествляли Анубиса с Гермесом (вестник богов и проводник), а иногда и с Хроносом (Кронос, Крон).



Различные сцены из вышеописанного встречаются на стенах храма. Так, самого Хора изображали и в виде сокола, и в виде крылатого диска, и человека с головой сокола. В надписях он звучит как Хор, а также как Ра-Хорахти. Есть сцены повествующие об Осирисе, Исиде, о его супруге Хатхор. Кстати, из Дендеры, где расположен известный храм Хатхор, ежегодно привозили статую по Нилу для проведения процессий.




Теперь о самом храме.

Известны точные даты начала его строительства и окончания. Именно того храма, который мы сегодня наблюдаем. Дело в том, что он расположен на более древней постройке.









Фундамент постройки относится ко времени XIX династии. В самом храме есть гранитная божница, помещавшаяся в святая святых, дарованная храму Нектанебом I, правителем XXX династии. Но в целом весь сегодняшний храм практически целиком относится к периоду Птолемеев.

Птолемей, друг и сподвижник Александра Македонского

Основатель династии Птолемеев в Египте








Большой пилон, через который можно попасть в храм, почти что разделен надвое высоким входным дверным проёмом. Бросается в глаза величие и устойчивость его архитектуры, так ценимые египетскими зодчими. Этим впечатлением мы обязаны контрасту между наклоном стен пилона и вертикальными желобами, куда устанавливались шесты, а развевающиеся на них знамена объявляли миру, что бог находится в своём доме. Пилон украшен, в обычном стиле Птолемеев, гигантскими фигурами царя, поражающего своих врагов, т.к. этим царём был Птолемей XIII, который, скорее всего, никогда не вел военных действий, скульптура представляет собой не более чем дань традиции. Шесты, как и скульптура на пилоне, скорее всего, были раскрашены, а развивающиеся знамёна тоже наверняка были сшиты из цветных тканей, так что с первого взгляда здание впечатляло яркостью и помпезностью.







Длинный мощённый передний двор, расположенный между пилоном и собственно храмом, окружен с трех сторон крытой колоннадой. Стены за колоннадой были украшены расписанными рельефами, усиливавшими впечатление цвета, которое производил пилон снаружи.


Пропорции гипостильного зала обманчивы из-за размера колонн, поскольку они, хотя их всего 12, так велики, что в сравнении с ними весь зал кажется крохотным. Комнаты, находящиеся по обе стороны гипостильного зала, представляют особый интерес, отчасти благодаря названиям, отчасти из-за скульптурного убранства, сообщающего о предназначении этих комнат. В одной комнате находилась библиотека, состоящая из священных книг, и усердный библиотекарь приказал выгравировать список книг на стене, устранив, таким образом, любую возможность того, что книжный каталог потеряется или исчезнет. В другой комнате держали сосуды для церемоний очищения, которую должен был проходить любой верующий от царя до самого бедного рыбака.





Так как храм полностью возведен за короткий промежуток времени, его план не изменялся, так что прежде чем достигнуть святая святых, ось не отклоняясь проходит от входа через пилон, передний двор, большой гипостильный зал, малый гипостильный зал и два вестибюля. Малый гипостильный зал почти цел и прекрасно демонстрирует приёмы освещения в египетском храме. Небольшие отверстия в крыше дают чистоту света, которой не добиться боковым освещением.






В первом вестибюле, который назывался Зал Алтаря Приношений, совершались ежедневные жертвоприношения и храмовые службы; скульптуры изображают царя, делающего приношения Хору. Второй вестибюль имеет любопытное название Зал Отдыха Богов. Что оно означало, неясно, так как по современным понятиям святилище уже представляет собой место, где отдыхает бог. Возможно, что переносимая божница, в которой носили бога вокруг храма в праздничные дни, оставалась здесь после проведения процессий на то время, пока жрецы отдыхали, прежде чем снова вернуть изваяние в святая святых. Платформа, на которой стояла божница находится в святая святых, и в дальнем конце комнаты находится божница для божественного изваяния из полированного гранита.

План храма был прост, но святая святых окружена обширным комплексом коридоров и комнат. Коридор открывается из второго вестибюля с обеих сторон святая святых и окружает священную комнату, из него, в свою очередь, открываются несколько небольших помещений. У каждого своё название, многие из них имеют поэтический оттенок: Зал Божественных Тронов, Зал Распростёртых Крыльев, а небольшой алтарь, стоящий в одном из помещений, называется Великий Трон Рассылающего Солнечные Лучи. Кто бы ни давал этим помещениям имена, он неплохо владел языком.

Крытая галерея полностью окружает северную часть храма; в неё можно попасть из переднего двора или через один из двух гипостильных залов. На стенах галереи надписи, повествующие о битвах Хора с Сетом, проиллюстрированные сценами из ритуалов, знаменующих победу. Царь или в его отсутствие верховный жрец представлял Хора и, видимо, приносил в жертву нескольких человек, которые играли роль союзников Сета и врагов Хора.












Ступени ведут из первого вестибюля и малого гипостильного зала на плоскую крышу храма. В день Нового года статуи богов обносили вокруг храма, во-первых, чтобы все видели их, и во-вторых, как полагает Вейгалл, чтобы боги могли осмотреть свои владения. В начале процесс шли люди простого звания, затем аристократы и жрецы в порядке своей значимости, самые важные шли последними. В самом конце процессии несли богов. Царь, или верховный жрец, как его представитель, или возглавлял, или замыкал процессию; по-видимому, правила не регулировали его место во время церемонии и он мог сам выбирать, где идти, либо рядом, либо вдали от божественных изображений.

Несколько дверей, предназначенных для жрецов, ведут из переднего двора наружу, так что жрецы не должны были входить через большой главный вход. По коридорам внутри храма они могли попасть из любой части здания в любую другую, не входя прямо в святая святых.





У западной части пилона находится храм рождения, построенный в тот же период, что и основной храм. Скульптуры, главным образом, изображают сцены радости при рождении божественного младенца; бог Бес и разные богини играют на музыкальных инструментах, а Хнум, бог-создатель, формует тело ребенка на гончарном круге. Хнум, вообще, один из наиболее почитаемых богов, бог-творец, создатель человека и владыка земель возле полога Нила. Он вышел из Нила, и создал первых людей из глины, наделив их Ка и Ба (концепция души). Изображался в образе человека с бараньей головой. Отсюда и почитание баранов, как священных животных. Иногда Хнум изображался и в виде четырёхглавого барана, головы которого символизируют души четырёх богов — Ра, Гебы, Шу, Осириса, объединившиеся в нём. Также вместе со своими жёнами Сатис и Анукет образует Элефантийскую триаду.



Хнум создаёт человека из глины, а Хекет вдыхает в него жизнь (анкх символизирует жизненную силу)


Старые фотографии храма







Реконструкция храма Хора




Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

Читайте также: