Хозяйственно культурный тип это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Выделение хозяйственно-культурных типов играет определенную роль при историко-этнографическом изучении народов различных ступеней социально-экономического развития, так как сами типы, являясь историческими категориями, не могут не претерпевать с течением времени существенных изменений. Они могут быть настолько глубокими, что на месте одного хозяйственно-культурного типа зачастую возникает и развивается у тех же самых народов и в той же естественногеографической среде совершенно другой тип. Одни хозяйственно-культурные типы восходят к эпохе становления самого человека и человеческого общества, другие же являются наследием гораздо более позднего времени — периодов разложения первобытнообщинного строя и раннеклассового общества. При капитализме хозяйственно-культурные типы предыдущих эпох постепенно разрушаются, видоизменяются и входят (преимущественно в сфере сельского хозяйства) в состав новых зональных экономических и культурно-бытовых комплексов. Во многих развитых капиталистических странах (например, в Японии, Италии, Швейцарии) хозяйственно-культурные типы сельского населения до сих пор накладывают отпечаток на образ жизни большинства народа. На принципиально новой социально-экономической базе они продолжают существовать в деревне и в эпоху социализма. Некоторые из них, как увидим ниже, имеют все перспективы прогрессивного развития и в будущем.

Все хозяйственно-культурные типы, сложившиеся до эпохи капитализма, могут быть разделены на три основные группы, которые отличаются друг от друга все более и более высокой производительностью труда, а вместе с тем и нарастающей величиной прибавочного продукта. К первой группе относятся типы с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, ко второй — мотыжного (ручного) земледелия и животноводства, к третьей — плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных при сельскохозяйственных работах. У современных народов, находящихся на различных уровнях социально-экономического развития, можно встретить хозяйственно-культурные типы всех трех групп. Надо, однако, иметь в виду, что эти типы в одних случаях продолжают играть ведущую или по крайней мере заметную роль в экономике и быту, в других же случаях сохраняются только в виде пережитков.

ХОЗЯ́ЙСТВЕННО-КУЛЬТУ́РНЫЙ ТИП, ис­то­ри­ко-ти­по­ло­гич. общ­ность, ха­рак­те­ри­зую­щая­ся ис­то­ри­че­ски сло­жив­шим­ся ком­плек­сом хо­зяй­ст­ва и куль­ту­ры, ти­пич­ным для не­родств. на­ро­дов, оби­таю­щих в сход­ных при­род­ных ус­ло­ви­ях и на­хо­дя­щих­ся на близ­ком уров­не со­ци­аль­но-эко­но­мич. раз­ви­тия. Тео­рия Х.-к. т. раз­ра­бо­та­на М. Г. Ле­ви­ным и Н. Н. Че­бок­са­ро­вым , ко­то­рые вы­де­ли­ли сре­ди до­ин­ду­ст­ри­аль­ных на­ро­дов че­ты­ре осн. Х.-к. т., из ко­то­рых один (охот­ни­ки, со­би­ра­те­ли и ры­бо­ло­вы) свя­зан с при­сваи­ваю­щим, а три (руч­ные зем­ле­дель­цы, па­шен­ные зем­ле­дель­цы, ско­то­во­ды) – с про­из­во­дя­щим хо­зяй­ст­вом. Сре­ди Х.-к. т. охот­ни­ков, со­би­ра­те­лей и ры­бо­ло­вов вы­де­ля­ют­ся под­ти­пы: по­лу­осед­лые арк­тич. ры­бо­ло­вы и охот­ни­ки на мор. зве­ря (см. Зве­ро­бой­ный про­мы­сел ); бро­дя­чие и по­лу­осед­лые охот­ни­ки и ры­бо­ло­вы тай­ги и тун­д­ры (напр., ин­дей­цы Суб­арк­ти­ки, на­ро­ды Зап. и Вост. Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка Рос­сии); бро­дя­чие со­би­ра­те­ли и охот­ни­ки ле­сов жар­ко­го поя­са (напр., пиг­меи Центр. Аф­ри­ки, вед­ды Шри-Лан­ки, ку­бу Су­мат­ры); бро­дя­чие охот­ни­ки и со­би­ра­те­ли пус­тынь и по­лу­пус­тынь (напр., ав­ст­ра­лий­цы -або­ри­ге­ны, сан Юж. Аф­ри­ки, хад­за Тан­за­нии). В Х.-к. т. руч­ных зем­ле­дель­цев вы­де­ля­ют­ся разл. под­ти­пы, в т. ч. зем­ле­дель­цев лес­ной зо­ны, прак­ти­кую­щих под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие; сре­ди них со­хра­ня­ют важ­ное зна­че­ние ви­ды при­сваи­ваю­ще­го хо­зяй­ст­ва (охо­та и со­би­ра­тель­ст­во). Сре­ди па­шен­ных зем­ле­дель­цев вы­де­ля­ют­ся под­ти­пы зем­ле­дель­цев за­суш­ли­вой зо­ны, прак­ти­кую­щих оро­ше­ние , зем­ле­дель­цев оа­зи­сов Сев. Аф­ри­ки и Зап. Азии, гор­ной (с пре­об­ла­да­ни­ем от­гон­но­го ско­то­вод­ст­ва и тер­рас­но­го зем­ле­де­лия) и пред­гор­ной (с пре­об­ла­да­ни­ем пло­до­водст­ва­ и ви­но­гра­дар­ст­ва ) зон, влаж­ных тро­пи­ков и суб­тро­пи­ков (напр., прак­ти­кую­щие за­лив­ное ри­со­вод­ст­во зем­ле­дель­цы Юж. и Юго-Вост. Азии), ле­со­сте­пи и ле­сов уме­рен­но­го поя­са Ев­ра­зии и Сев. Аме­ри­ки. О ко­че­вых и по­лу­ко­че­вых ско­то­во­дах см. в ст. Ко­чев­ни­че­ст­во . В отеч. аф­ри­ка­ни­сти­ке (Б. В. Ан­дриа­нов и Ю. Д. Дмит­рев­ский) пред­при­ня­та по­пыт­ка вы­де­ле­ния Х.-к. т., сфор­ми­ро­вав­ших­ся в 20 в., вклю­чая вы­со­ко­то­вар­ное зем­ле­де­лие и жи­вот­но­вод­ст­во.

Известно, что все живое на Земле (в том числе и человек как биологический вид) и ландшафтная оболочка неразрывно связаны самыми разнообразными сложными взаимоотношениями, экологическими рядами и нишевыми связями главных компонентов экосистем. В этих системах происходит трансформация солнечной энергии, и ее накопление в растительном покрове в результате фотосинтеза, последующее потребление в животном мире и завершение круговорота веществ и энергии в результате минерализации органического вещества.

В жарком поясе до сих пор сохранились земледельческие типы с рыболовством, собирательством и охотой. Это полуоседлые палочно-мотыжные земледельцы тропических лесов и саванн Африки (монго, азанде и др.), Америки (уитото, пано и др.) и Азии (сенои). Особую группу образуют земледельцы-рыболовы океанических островов и побережий.

Земледельческо-скотоводческие типы представлены довольно широко в жарком поясе Африки, Азии и Америки целым рядом разнообразных подтипов. Многих из них объединяет культивирование главным образом клубнеплодов и корнеплодов — ямса, таро, батата, местами сухого и заливного риса, а также банана и различных видов пальм. Весьма характерно употребление в земледелии мотыг и палки; преобладает в растениеводстве женский труд.

Своеобразны формы хозяйства и культуры среди полуседлых и оседлых палочно-мотыжных земледельцев аридной зоны со скотоводством и орошаемым примитивным земледелием. Они встречаются у тубу и загава (в Сахаре), пима и папаго (в Мексике).

Следующая широкая группа — развитые хозяйственно культурные типы с преобладанием в хозяйственной деятельности пашенного земледелия. Они также могут быть сгруппированы по основным ландшафтным поясам. Это оседлые пашенные земледельцы жаркого пояса с целым рядом подтипов. Среди них народы Южной Азии (бхилы, малаяли и др.), Америки (гвианцы), Африки (амхара) и т. д. К особому типу относятся пашенные земледельцы-скотоводы аридной зоны с искусственным орошением (арабы Северной Африки, иранцы и др.).

Вначале XX в. в широкой зоне лесов и лесостепей умеренного пояса Старого и Нового Света преобладал тип пашенных земледельцев с большим количеством подтипов и модификаций в различных социально-исторических и ландшафтно-географических условиях.

В это время в засушливых степных и полупустынных областях Евразии сохранялись подвижные формы кочевого высокоспециализированного скотоводства — от монголов Центральной Азии до бедуинов-арабов и берберов Сахары.

Кочевой образ жизни наложил яркий отпечаток на всю культуру кочевников. Можно говорить о существовании ряда локальных территориальных подтипов, обусловленных как характером природных условий — пустынных равнин, сухих предгорий и гор, так и преобладанием в составе стада того или иного вида скота — овец, коз, верблюдов, крупного рогатого скота.

В своеобразии хозяйственно-культурных типов большую роль играли природные различия, в то время как особенности историко-этнографических областей, провинции были обусловлены в значительной степени историческими условиями и этническими традициями.

Историко-этнографические области, как правило, охватывают группы народов определенной территории, хотя бы и различного происхождения, но связанные между собой общностью исторических судеб, длительностью соседства и общения.

Разница между хозяйственно культурными типами и историко-этнографическими областями заключается также и в том, что группа народов, образующая одну историко-этнографическую область, может быть носителем нескольких хозяйственно культурных типов и, напротив, один и тот же хозяйственно-культурный тип может быть характерен для многих самых различных народов мира.

Образование у разных народов одинакового хозяйства и от него зависящих комплексов культуры возникло вследствие параллельного развития в схожих природных условиях. Поэтому в типологическом отношении хозяйственно культурные типы можно рассматривать как своеобразные социально-культурные системы, связанные с помощью культуры через хозяйственную деятельность людей с природными ресурсами. Направление хозяйства в конкретных географических условиях и определяло многие особенности традиционно-бытовой культуры народов: типы их поселений и жилища, одежды и средств передвижения, пищи и утвари.

В то же время всюду множественность локальных проявлений человеческой культуры сочеталась с единством проявления главных закономерностей исторического процесса, определявших способ производства материальных благ в различных социально-экономических формациях.


2. Антропогеоценоз – элементарная ячейка хозяйственно-культурного типа.

3. Структура антропогеоценоза.

3.1. Хозяйственный коллектив.

3.2. Производственная деятельность.

4. Типы антропогеоценозов

1. Понятие хозяйственно-культурного типа

Конкретные примеры хозяйственно-культурных типов – это охотники на морского зверя полярных районов Северной Америки и Евразии; охотники-собиратели тропических лесов Южной Америки, Африки и Азии; охотники и рыболовы долин крупных рек; скотоводы степей и полупустынь Центральной Азии. Каждый из этих типов охватывает разные по происхождению народы. Охотники на морского зверя – это и эскимосы, и алеуты, и чукчи, и частично коряки; охотники-собиратели тропического леса – это и бантуязычные народы Центральной Африки, и семанги Малакского полуострова, говорящие на австранезийских языках; к скотоводам степей и полупустынь Центральной Азии относятся народы и тюркской, и монгольской языковых семей. Таким образом, формирование у разных народов сходного хозяйства и зависящих от него комплексов культурных элементов произошло вследствие параллельного развития в близких природных условиях.

На основе такого подхода в настоящее время предложена классификация хозяйственно-культурных типов, опубликованы карты их распределения по земному шару, разрабатываются гипотезы их динамики во времени. Изучение всего разнообразия культур под углом зрения их группировки по хозяйственно-культурным типам – один из плодотворных путей исследования первобытного общества, занимающий большое место в современной этнографии.

Фундаментальная особенность любой системы – это, во-первых, зависимость ее структуры и функциональной организованности от любого из составляющих ее элементов и, во-вторых, влияние системы на отдельный элемент. Охват отдельным хозяйственно-культурным типом нескольких народов позволяет как будто бы сделать вывод: хозяйственно-культурный тип как-то дифференцируется, что дает возможность предполагать системный характер этой дифференциации.

Однако такое предположение было бы справедливым только в том случае, если бы отдельные народы были зависимы один от другого в своей хозяйственной деятельности. Между тем они, как правило, относительно автономны, особенно на ранних этапах человеческой истории, когда межплеменной и межэтнический обмен занимал хотя и значительное, но никак не основное место. Во всяком случае не им определялась жизнеспособность того или иного народа.

При относительной хозяйственной автономности отдельных народов или этнических групп, входящих в один и тот же хозяйственно-культурный тип, можно предполагать, что для его динамики как целого более или менее безразлично число охватываемых самостоятельных этнических единиц. Иными словами, дифференциация всех носителей данного хозяйственно-культурного типа по этническим границам не создает специфической структуры внутри этого типа. Значит, и сам хозяйственно-культурный тип не может рассматриваться как закономерное сочетание этнических элементов, иерархически соподчиняющихся. Иной же дифференциации, кроме этнической, внутри хозяйственно-культурного типа незаметно, во всяком случае она не лежит на поверхности.

Таким образом, хозяйственно-культурный тип не является совокупностью этих элементарных единиц, т. е. системой, а представляет собой множество, сумму этих единиц, каждая из которых сохраняет значительную автономию от других. Единиц этих может быть больше или меньше – это влияет лишь на размерные, но не на качественные характеристики хозяйственно-культурного типа.

2. Антропогеоценоз – элементарная ячейка хозяйственно-культурного типа

Исследования последних двух-трех десятилетий показали всю сложность популяционной структуры человечества. Популяции различаются по величине, тесноте родственных отношений между членами одной популяции, характеру ее взаимоотношений с другими популяциями (одни популяции отделены от других брачным барьером). Иными словами, браки внутри таких групп заключаются чаще, чем между людьми, входящими в разные группы. Если такая ситуация сохраняется на протяжении нескольких поколений, группа приобретает определенное генетическое единообразие, становится однородной. Популяционная история человечества, очевидно, не менее сложна, чем этническая, и мы находимся в самом начале ее изучения. Чаще всего популяции бывают представлены отдельными поселками или группами поселков. При наличии эндогамии это само собой очевидно. Например, на Памире или в Дагестане каждое селение эндогамно, т. е. представляет собой автономную единицу популяционной структуры, внутри которой только и заключаются браки. Отдельные случаи отступления от самой строгой эндогамии не меняют существа дела: селение (или группа селений) даже при отдельных отступлениях от эндогамии остается популяцией. Однако даже там, где не столь четко сохраняется определенная популяционная структура, где нет существенных предпосылок к ее образованию в виде эндогамии (или других социальных институтов) и где нет непроходимых географических барьеров, все жители селения (или группы близких родственников) чаще всего образуют популяции. поскольку браки внутри селений или между представителями ближайших селений составляют больше 80 % даже на территории Восточно-Европейской равнины в настоящее время, а в прошлом этот процент был еще выше.

Жители одного селения или группы расположенных рядом селений не только уже сложившаяся (или потенциальная) популяция, но и хозяйственный коллектив, связанный общим комплексом трудовых операций, сезонностью работы и т. д. Этот хозяйственный коллектив (в зависимости от числа своих трудоспособных членов и характера хозяйства) занимает определенную территорию и оказывает на нее постоянное преобразующее воздействие. Сведение лесов при подсечном земледелии, изменение почв и гидрологического режима при поливном земледелии, потрава лугов и степей при скотоводстве, осушение болот, освоение целинных земель – вот далеко не полный перечень того, каким путем постепенно возникают культурные ландшафты, изучение которых составляет сейчас важную главу в физической географии.

Такой симбиоз между хозяйственным коллективом и освоенной им территорией (или, говоря иначе, коллектив в сочетании с эксплуатируемой им территорией) на ранних этапах человеческой истории можно назвать антропогеоценозом. Представляется весьма вероятным, что именно антропогеоценозы и являются теми элементарными ячейками, из которых слагаются хозяйственно-культурные типы. В самом деле, хозяйственный коллектив в первобытном обществе не связан, как правило, в своей производственной деятельности с другими коллективами, численность и производительность труда в каждом коллективе создают особую степень воздействия на среду, воздействие же это ограничивается географическими рамками эксплуатируемой территории. Налицо, следовательно, структурный комплекс взаимосвязанных между собой явлений, автономный от других таких же комплексов и в то же время сходный с ними по характеру взаимоотношений хозяйственных и природных факторов. Похожие по характеру хозяйственной деятельности антропогеоценозы образуют хозяйственно-культурный тип. Если мы говорим о хозяйственно-культурном типе охотников на морского зверя, то примерами отдельных антропогеоценозов можно считать жителей отдельных стойбищ вкупе с эксплуатируемыми ими территориями; в средневековой Монголии антропогеоценозы образовывались отдельными племенными группами в совокупности с кочевыми угодьями и т. д.

Неизвестно никаких фактов, которые свидетельствовали бы о существовании антропогеоценозов разных уровней, о возможности подразделения антропогеоценозов на резко различающиеся по величине группы в пределах одного хозяйственно-культурного типа и вхождении нескольких более мелких антропогеоценозов в крупные, т. е. об иерархии антропогеоценозов. Отдельные случаи объединения хозяйственных коллективов в один нетипичны. Чаще всего они носят сезонный характер и связаны с временным изменением направления хозяйственной деятельности. Так, огромное эскимосское стойбище Ипиутак на мысе Хоуп (Аляска), относящееся к первым векам н. э., хорошее тому подтверждение. Это стойбище состояло из нескольких сот домов, численность населения превышала 3 тыс. человек. Характер культуры и археологические наблюдения свидетельствуют о том, что это были охотники на оленей-карибу, проживавшие во внутренних районах Аляски. В определенное время года небольшими группами они выходили на берег и объединялись для охоты на китов. Случаи объединения хозяйственных коллективов австралийцев – явление опять-таки временное, вызванное необходимостью решить какие-то хозяйственные задачи.

В общем, отдельный антропогеоценоз – достаточно стабильное явление. Эти хозяйственные коллективы связаны друг с другом линейно, по принципу географического соседства, а не по принципу иерархического соподчинения. На этом основании можно подтвердить вывод предыдущего раздела: хозяйственно-культурный тип не система, а множество, сумма антропогеоценозов.

3. Структура антропогеоценоза

Итак, основные структурные компоненты антропогеоценоза – хозяйственный коллектив, его производственная деятельность, эксплуатируемая территория. Однако каждый из этихкомпонентов образует иерархическую структуру, состоящую из ряда соподчиненных единиц, играющих определенную роль в общей структуре и функционировании антропогеоценоза как целого.

3.1. Хозяйственный коллектив

Каждому хозяйственному коллективу свойственна та или иная численность. У земледельцев она в связи с высокой производительностью выше, чем в скотоводческих и особенно охотничьих обществах. В системе антропогеоценоза значительную роль играют два показателя: численность всего хозяйственного коллектива, т. е. людей, потребляющих продукты труда, и численность взрослого населения, непосредственно участвующего в трудовых процессах. Представители старшего поколения являются носителями трудового опыта, но сами, как правило, значительного участия в трудовых процессах не принимают. Оптимальное соотношение представителей разных возрастов при характерной для данного случая продолжительности жизни служит показателем благоприятной демографической ситуации в хозяйственном коллективе, способствующей его процветанию.

Многочисленные наблюдения над человеческими популяциями показали, что они не различаются заметным образом в пищевых потребностях, которые были бы генетически детерминированы. Другими словами, различия в пищевом режиме между населением, к примеру, тропиков и арктической зоны, громадные и по составу пищи, и по ее калорийности, могут быть практически почти целиком (какая-то часть местного своеобразия всегда остается на долю традиции) объяснены за счет различных потребностей в условиях разной среды.

Таким образом, суммарный эффект пищевых потребностей данного хозяйственного коллектива при сравнении его с хозяйственными коллективами, живущими в тех же условиях, практически целиком определяется его численностью и демографической структурой (существование возрастных различий в пищевых потребностях бесспорно) и, следовательно, сводится к двум факторам, о которых только что говорилось, – его общей численности и численности работоспособных членов коллектива; биологическая природа отдельного индивидуума при прочих равных условиях не оказывает влияния на деятельность хозяйственного коллектива в целом.

3.2. Производственная деятельность

Антропогеоценозы одного хозяйственно-культурного типа находятся на одном или на весьма близких уровнях развития производительных сил. В этих условиях роль производительной деятельности в каждом конкретном антропогеоценозе определяется больше всего сложившейся системой производственных отношений. В производственной деятельности могут быть выделены два структурных компонента: 1) сумма трудовых навыков и традиций, т. е. закрепленного в данном коллективе опыта предшествующих поколений; 2) производительность труда, в значительной степени также зависящая от традиций коллектива, но частично и от индивидуальных морфофизиологических особенностей составляющих коллектив индивидуумов. Последнее особенно справедлива для ранних, сравнительно слабо дифференцированных форм трудовой деятельности. К разнице в интенсивности изобретения новых производственных операций и в производительности труда и можно свести те, на первый взгляд исторически нелегко объяснимые ситуации, когда тот или иной хозяйственный коллектив в условиях доклассового общества часто опережает другие в своем развитии и начинает играть доминирующую роль.

Эксплуатируемая территория немыслима вне связи с конкретными физико-географическими условиями. Это и микрорельеф, и характер почвы, сочетание тепла и влаги, естественная растительность и возможность ее использования в пищу, фауна (последняя особенно важна при охотничьем хозяйстве). При земледелии и скотоводстве естественные биогеоценозы разрушаются, но часть их остается, и в них отражается специфическое именно для данного места сочетание перечисленных условий. Все физико-географические компоненты при детальном анализе структуры антропогео-ценоза могут быть подразделены на составляющие их более частные факторы: например, локальная недостаточность каких-то микроэлементов в почвах или, наоборот, их переизбыток не менее важны, чем ее плодородие. Однако при общем рассмотрении структуры антропогеоценоза в такой детальной дифференциации физико-географических условий нет необходимости.

Нормальная жизнедеятельность любой системы обеспечивается функциональными связями: только последние и придают системе динамику. Производственная деятельность, строго говоря, представляет собой наиболее общий пример функциональной связи в антропогеоценозе, осуществляющей передачу результатов трудовых операций и энергии от хозяйственного коллектива к среде и наоборот.

Что получает коллектив от эксплуатируемой территории? В первую очередь пищу. Состав, изменения состава по сезонам, количество пищи, характерные именно для данного антропогеоценоза, можно обозначить как пищевую цепь. Очевидно, пищевая цепь есть одна из функциональных связей микросреды и хозяйственного коллектива. Она зависит от численности коллектива, производительности труда, интенсивности хозяйства и географических характеристик среды, а также в отдельных случаях и от состояния других пищевых цепей в границах данного хозяйственно-культурного типа.

Вторая линия связи хозяйственного коллектива и среды осуществляется через получение им материалов для построек, одежды, сырья для изготовления орудий труда и оружия. В последнем случае можно говорить об обменных контактах с другими антропогеоценозами как своего, так и иных хозяйственно-культурных типов, так как природная среда антропогеоценоза далеко не всегда снабжает хозяйственный коллектив всем потребным ему сырьем.

Обменные контакты существуют с весьма ранних эпох. Общеизвестно, например, широкое распространение поделок из янтаря не только эстетического, но и утилитарного назначения в неолитических памятниках Европы, тогда как естественные местонахождения янтаря расположены в Прибалтике. То же можно говорить и про медные и железные руды для более позднего периода.

Всю совокупность извлекаемого в процессе производства сырья, полезного для человека, можно обозначить как производственно-хозяйственную цепь внутри данного антропогеоценоза.

Выше упоминалось о значении открытий и изобретений внутри хозяйственного коллектива для развития его производственной деятельности. Известную роль в этом случае играет и передача трудового опыта (еще одна функциональная связь) от одного коллектива к другому, чаще всего в форме торговых и других социальных контактов. Самостоятельные технические достижения или заимствованные в совокупности образуют сумму знаний, в какой-то мере неповторимых, отличающих данный хозяйственный коллектив от всех других. Эту сумму знаний можно назвать информационным полем хозяйственного коллектива. Эксплуатируемая территория не влияет на производственную деятельность прямо – учет ее специфики преобразует информационное поле хозяйственного коллектива и уже через него в производственный процесс вносятся соответствующие изменения.

4. Типы антропогеоценозов

Совершенно естественно, что антропогеоценозы, входящие в разные хозяйственно-культурные типы, различаются между собой – антропогеоценозы, составляющие один хозяйственно-культурный тип, сходны. Однако попытка их классификации с этой точки зрения не вносит по понятной причине ничего нового по сравнению с типологией хозяйственно-культурных типов. Неформальным и поэтому методически правильным будет подразделение антропогеоценозов, основанное на их внутренней структуре. Преобладающая роль какого-нибудь компонента по сравнению с остальными дает специфический тип антропогеоценоза, который можно считать самостоятельным классом антропогеоценотической классификации. Опираясь в первую очередь на место, занимаемое природной средой, можно произвести в первом приближении качественное подразделение антропогеоценозов на два основных класса, или типа.

Первый тип характеризуется преобладающей ролью природной среды, которая в значительной степени определяет в них интенсивность хозяйственной деятельности, численность хозяйственных коллективов, направление динамики антропогеоценоза и его устойчивости. Разрушение естественных биоценозов приводит к прекращению жизни антропогеоценоза как целого. Антропогеоценозы первой ступени – это хозяйство собирателей и охотников, охотников и рыболовов.

Однако антропогеоценозы первой ступени не исчерпываются только формами присваивающего хозяйства, как кажется на первый взгляд: к ним относятся и кочевники, и племена, занимающиеся подсечно-огневым земледелием, ибо и те и другие в огромной степени зависят от природной среды. В самом деле, при экстенсивном кочевом скотоводстве наличие (или отсутствие) свободных пастбищ ограничивает численность разводимого скота, а следовательно, и численность коллектива. Если исключить экстремальные исторические ситуации: грабежи оседлого населения, войны и получение военной добычи – кочевник почти целиком зависит от географической среды и предоставляемых ею возможностей расширения стада. То же можно повторить и про подсечно-огневое земледелие.

Второй тип. Стойловое и полукочевое скотоводство лишь в исключительных случаях представляют собой самостоятельные хозяйственные отрасли, они сочетаются с земледелием. Такое сочетание, развитые формы земледелия – все это предоставляет хозяйственным коллективам гораздо больше перспектив развития в виде повышения производительности и интенсивности труда, направленного изменения географической среды, создания пищевых запасов и, следовательно, освобождения от непосредственной и повседневной зависимости от эксплуатируемой территории. Таким образом, в антропогеоценозах второй ступени сам хозяйственный коллектив и его производственная деятельность изменяют природную среду и определяют ее динамику, а не подчиняются ей.

Вопросы для беседы

3. Охарактеризуйте структуру антропогеоценоза.

4. Какую роль играет хозяйственный коллектив в функционировании антропогеоценоза?

5. Чем характеризуется производительная деятельность в каждом конкретном антропогеоценозе?

Читайте также: