Хозяйственно культурный тип это кратко
Обновлено: 04.07.2024
Выделение хозяйственно-культурных типов играет определенную роль при историко-этнографическом изучении народов различных ступеней социально-экономического развития, так как сами типы, являясь историческими категориями, не могут не претерпевать с течением времени существенных изменений. Они могут быть настолько глубокими, что на месте одного хозяйственно-культурного типа зачастую возникает и развивается у тех же самых народов и в той же естественногеографической среде совершенно другой тип. Одни хозяйственно-культурные типы восходят к эпохе становления самого человека и человеческого общества, другие же являются наследием гораздо более позднего времени — периодов разложения первобытнообщинного строя и раннеклассового общества. При капитализме хозяйственно-культурные типы предыдущих эпох постепенно разрушаются, видоизменяются и входят (преимущественно в сфере сельского хозяйства) в состав новых зональных экономических и культурно-бытовых комплексов. Во многих развитых капиталистических странах (например, в Японии, Италии, Швейцарии) хозяйственно-культурные типы сельского населения до сих пор накладывают отпечаток на образ жизни большинства народа. На принципиально новой социально-экономической базе они продолжают существовать в деревне и в эпоху социализма. Некоторые из них, как увидим ниже, имеют все перспективы прогрессивного развития и в будущем.
Все хозяйственно-культурные типы, сложившиеся до эпохи капитализма, могут быть разделены на три основные группы, которые отличаются друг от друга все более и более высокой производительностью труда, а вместе с тем и нарастающей величиной прибавочного продукта. К первой группе относятся типы с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, ко второй — мотыжного (ручного) земледелия и животноводства, к третьей — плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных при сельскохозяйственных работах. У современных народов, находящихся на различных уровнях социально-экономического развития, можно встретить хозяйственно-культурные типы всех трех групп. Надо, однако, иметь в виду, что эти типы в одних случаях продолжают играть ведущую или по крайней мере заметную роль в экономике и быту, в других же случаях сохраняются только в виде пережитков.
ХОЗЯ́ЙСТВЕННО-КУЛЬТУ́РНЫЙ ТИП, историко-типологич. общность, характеризующаяся исторически сложившимся комплексом хозяйства и культуры, типичным для неродств. народов, обитающих в сходных природных условиях и находящихся на близком уровне социально-экономич. развития. Теория Х.-к. т. разработана М. Г. Левиным и Н. Н. Чебоксаровым , которые выделили среди доиндустриальных народов четыре осн. Х.-к. т., из которых один (охотники, собиратели и рыболовы) связан с присваивающим, а три (ручные земледельцы, пашенные земледельцы, скотоводы) – с производящим хозяйством. Среди Х.-к. т. охотников, собирателей и рыболовов выделяются подтипы: полуоседлые арктич. рыболовы и охотники на мор. зверя (см. Зверобойный промысел ); бродячие и полуоседлые охотники и рыболовы тайги и тундры (напр., индейцы Субарктики, народы Зап. и Вост. Сибири и Дальнего Востока России); бродячие собиратели и охотники лесов жаркого пояса (напр., пигмеи Центр. Африки, ведды Шри-Ланки, кубу Суматры); бродячие охотники и собиратели пустынь и полупустынь (напр., австралийцы -аборигены, сан Юж. Африки, хадза Танзании). В Х.-к. т. ручных земледельцев выделяются разл. подтипы, в т. ч. земледельцев лесной зоны, практикующих подсечно-огневое земледелие; среди них сохраняют важное значение виды присваивающего хозяйства (охота и собирательство). Среди пашенных земледельцев выделяются подтипы земледельцев засушливой зоны, практикующих орошение , земледельцев оазисов Сев. Африки и Зап. Азии, горной (с преобладанием отгонного скотоводства и террасного земледелия) и предгорной (с преобладанием плодоводства и виноградарства ) зон, влажных тропиков и субтропиков (напр., практикующие заливное рисоводство земледельцы Юж. и Юго-Вост. Азии), лесостепи и лесов умеренного пояса Евразии и Сев. Америки. О кочевых и полукочевых скотоводах см. в ст. Кочевничество . В отеч. африканистике (Б. В. Андрианов и Ю. Д. Дмитревский) предпринята попытка выделения Х.-к. т., сформировавшихся в 20 в., включая высокотоварное земледелие и животноводство.
Известно, что все живое на Земле (в том числе и человек как биологический вид) и ландшафтная оболочка неразрывно связаны самыми разнообразными сложными взаимоотношениями, экологическими рядами и нишевыми связями главных компонентов экосистем. В этих системах происходит трансформация солнечной энергии, и ее накопление в растительном покрове в результате фотосинтеза, последующее потребление в животном мире и завершение круговорота веществ и энергии в результате минерализации органического вещества.
В жарком поясе до сих пор сохранились земледельческие типы с рыболовством, собирательством и охотой. Это полуоседлые палочно-мотыжные земледельцы тропических лесов и саванн Африки (монго, азанде и др.), Америки (уитото, пано и др.) и Азии (сенои). Особую группу образуют земледельцы-рыболовы океанических островов и побережий.
Земледельческо-скотоводческие типы представлены довольно широко в жарком поясе Африки, Азии и Америки целым рядом разнообразных подтипов. Многих из них объединяет культивирование главным образом клубнеплодов и корнеплодов — ямса, таро, батата, местами сухого и заливного риса, а также банана и различных видов пальм. Весьма характерно употребление в земледелии мотыг и палки; преобладает в растениеводстве женский труд.
Своеобразны формы хозяйства и культуры среди полуседлых и оседлых палочно-мотыжных земледельцев аридной зоны со скотоводством и орошаемым примитивным земледелием. Они встречаются у тубу и загава (в Сахаре), пима и папаго (в Мексике).
Следующая широкая группа — развитые хозяйственно культурные типы с преобладанием в хозяйственной деятельности пашенного земледелия. Они также могут быть сгруппированы по основным ландшафтным поясам. Это оседлые пашенные земледельцы жаркого пояса с целым рядом подтипов. Среди них народы Южной Азии (бхилы, малаяли и др.), Америки (гвианцы), Африки (амхара) и т. д. К особому типу относятся пашенные земледельцы-скотоводы аридной зоны с искусственным орошением (арабы Северной Африки, иранцы и др.).
Вначале XX в. в широкой зоне лесов и лесостепей умеренного пояса Старого и Нового Света преобладал тип пашенных земледельцев с большим количеством подтипов и модификаций в различных социально-исторических и ландшафтно-географических условиях.
В это время в засушливых степных и полупустынных областях Евразии сохранялись подвижные формы кочевого высокоспециализированного скотоводства — от монголов Центральной Азии до бедуинов-арабов и берберов Сахары.
Кочевой образ жизни наложил яркий отпечаток на всю культуру кочевников. Можно говорить о существовании ряда локальных территориальных подтипов, обусловленных как характером природных условий — пустынных равнин, сухих предгорий и гор, так и преобладанием в составе стада того или иного вида скота — овец, коз, верблюдов, крупного рогатого скота.
В своеобразии хозяйственно-культурных типов большую роль играли природные различия, в то время как особенности историко-этнографических областей, провинции были обусловлены в значительной степени историческими условиями и этническими традициями.
Историко-этнографические области, как правило, охватывают группы народов определенной территории, хотя бы и различного происхождения, но связанные между собой общностью исторических судеб, длительностью соседства и общения.
Разница между хозяйственно культурными типами и историко-этнографическими областями заключается также и в том, что группа народов, образующая одну историко-этнографическую область, может быть носителем нескольких хозяйственно культурных типов и, напротив, один и тот же хозяйственно-культурный тип может быть характерен для многих самых различных народов мира.
Образование у разных народов одинакового хозяйства и от него зависящих комплексов культуры возникло вследствие параллельного развития в схожих природных условиях. Поэтому в типологическом отношении хозяйственно культурные типы можно рассматривать как своеобразные социально-культурные системы, связанные с помощью культуры через хозяйственную деятельность людей с природными ресурсами. Направление хозяйства в конкретных географических условиях и определяло многие особенности традиционно-бытовой культуры народов: типы их поселений и жилища, одежды и средств передвижения, пищи и утвари.
В то же время всюду множественность локальных проявлений человеческой культуры сочеталась с единством проявления главных закономерностей исторического процесса, определявших способ производства материальных благ в различных социально-экономических формациях.
2. Антропогеоценоз – элементарная ячейка хозяйственно-культурного типа.
3. Структура антропогеоценоза.
3.1. Хозяйственный коллектив.
3.2. Производственная деятельность.
4. Типы антропогеоценозов
1. Понятие хозяйственно-культурного типа
Конкретные примеры хозяйственно-культурных типов – это охотники на морского зверя полярных районов Северной Америки и Евразии; охотники-собиратели тропических лесов Южной Америки, Африки и Азии; охотники и рыболовы долин крупных рек; скотоводы степей и полупустынь Центральной Азии. Каждый из этих типов охватывает разные по происхождению народы. Охотники на морского зверя – это и эскимосы, и алеуты, и чукчи, и частично коряки; охотники-собиратели тропического леса – это и бантуязычные народы Центральной Африки, и семанги Малакского полуострова, говорящие на австранезийских языках; к скотоводам степей и полупустынь Центральной Азии относятся народы и тюркской, и монгольской языковых семей. Таким образом, формирование у разных народов сходного хозяйства и зависящих от него комплексов культурных элементов произошло вследствие параллельного развития в близких природных условиях.
На основе такого подхода в настоящее время предложена классификация хозяйственно-культурных типов, опубликованы карты их распределения по земному шару, разрабатываются гипотезы их динамики во времени. Изучение всего разнообразия культур под углом зрения их группировки по хозяйственно-культурным типам – один из плодотворных путей исследования первобытного общества, занимающий большое место в современной этнографии.
Фундаментальная особенность любой системы – это, во-первых, зависимость ее структуры и функциональной организованности от любого из составляющих ее элементов и, во-вторых, влияние системы на отдельный элемент. Охват отдельным хозяйственно-культурным типом нескольких народов позволяет как будто бы сделать вывод: хозяйственно-культурный тип как-то дифференцируется, что дает возможность предполагать системный характер этой дифференциации.
Однако такое предположение было бы справедливым только в том случае, если бы отдельные народы были зависимы один от другого в своей хозяйственной деятельности. Между тем они, как правило, относительно автономны, особенно на ранних этапах человеческой истории, когда межплеменной и межэтнический обмен занимал хотя и значительное, но никак не основное место. Во всяком случае не им определялась жизнеспособность того или иного народа.
При относительной хозяйственной автономности отдельных народов или этнических групп, входящих в один и тот же хозяйственно-культурный тип, можно предполагать, что для его динамики как целого более или менее безразлично число охватываемых самостоятельных этнических единиц. Иными словами, дифференциация всех носителей данного хозяйственно-культурного типа по этническим границам не создает специфической структуры внутри этого типа. Значит, и сам хозяйственно-культурный тип не может рассматриваться как закономерное сочетание этнических элементов, иерархически соподчиняющихся. Иной же дифференциации, кроме этнической, внутри хозяйственно-культурного типа незаметно, во всяком случае она не лежит на поверхности.
Таким образом, хозяйственно-культурный тип не является совокупностью этих элементарных единиц, т. е. системой, а представляет собой множество, сумму этих единиц, каждая из которых сохраняет значительную автономию от других. Единиц этих может быть больше или меньше – это влияет лишь на размерные, но не на качественные характеристики хозяйственно-культурного типа.
2. Антропогеоценоз – элементарная ячейка хозяйственно-культурного типа
Исследования последних двух-трех десятилетий показали всю сложность популяционной структуры человечества. Популяции различаются по величине, тесноте родственных отношений между членами одной популяции, характеру ее взаимоотношений с другими популяциями (одни популяции отделены от других брачным барьером). Иными словами, браки внутри таких групп заключаются чаще, чем между людьми, входящими в разные группы. Если такая ситуация сохраняется на протяжении нескольких поколений, группа приобретает определенное генетическое единообразие, становится однородной. Популяционная история человечества, очевидно, не менее сложна, чем этническая, и мы находимся в самом начале ее изучения. Чаще всего популяции бывают представлены отдельными поселками или группами поселков. При наличии эндогамии это само собой очевидно. Например, на Памире или в Дагестане каждое селение эндогамно, т. е. представляет собой автономную единицу популяционной структуры, внутри которой только и заключаются браки. Отдельные случаи отступления от самой строгой эндогамии не меняют существа дела: селение (или группа селений) даже при отдельных отступлениях от эндогамии остается популяцией. Однако даже там, где не столь четко сохраняется определенная популяционная структура, где нет существенных предпосылок к ее образованию в виде эндогамии (или других социальных институтов) и где нет непроходимых географических барьеров, все жители селения (или группы близких родственников) чаще всего образуют популяции. поскольку браки внутри селений или между представителями ближайших селений составляют больше 80 % даже на территории Восточно-Европейской равнины в настоящее время, а в прошлом этот процент был еще выше.
Жители одного селения или группы расположенных рядом селений не только уже сложившаяся (или потенциальная) популяция, но и хозяйственный коллектив, связанный общим комплексом трудовых операций, сезонностью работы и т. д. Этот хозяйственный коллектив (в зависимости от числа своих трудоспособных членов и характера хозяйства) занимает определенную территорию и оказывает на нее постоянное преобразующее воздействие. Сведение лесов при подсечном земледелии, изменение почв и гидрологического режима при поливном земледелии, потрава лугов и степей при скотоводстве, осушение болот, освоение целинных земель – вот далеко не полный перечень того, каким путем постепенно возникают культурные ландшафты, изучение которых составляет сейчас важную главу в физической географии.
Такой симбиоз между хозяйственным коллективом и освоенной им территорией (или, говоря иначе, коллектив в сочетании с эксплуатируемой им территорией) на ранних этапах человеческой истории можно назвать антропогеоценозом. Представляется весьма вероятным, что именно антропогеоценозы и являются теми элементарными ячейками, из которых слагаются хозяйственно-культурные типы. В самом деле, хозяйственный коллектив в первобытном обществе не связан, как правило, в своей производственной деятельности с другими коллективами, численность и производительность труда в каждом коллективе создают особую степень воздействия на среду, воздействие же это ограничивается географическими рамками эксплуатируемой территории. Налицо, следовательно, структурный комплекс взаимосвязанных между собой явлений, автономный от других таких же комплексов и в то же время сходный с ними по характеру взаимоотношений хозяйственных и природных факторов. Похожие по характеру хозяйственной деятельности антропогеоценозы образуют хозяйственно-культурный тип. Если мы говорим о хозяйственно-культурном типе охотников на морского зверя, то примерами отдельных антропогеоценозов можно считать жителей отдельных стойбищ вкупе с эксплуатируемыми ими территориями; в средневековой Монголии антропогеоценозы образовывались отдельными племенными группами в совокупности с кочевыми угодьями и т. д.
Неизвестно никаких фактов, которые свидетельствовали бы о существовании антропогеоценозов разных уровней, о возможности подразделения антропогеоценозов на резко различающиеся по величине группы в пределах одного хозяйственно-культурного типа и вхождении нескольких более мелких антропогеоценозов в крупные, т. е. об иерархии антропогеоценозов. Отдельные случаи объединения хозяйственных коллективов в один нетипичны. Чаще всего они носят сезонный характер и связаны с временным изменением направления хозяйственной деятельности. Так, огромное эскимосское стойбище Ипиутак на мысе Хоуп (Аляска), относящееся к первым векам н. э., хорошее тому подтверждение. Это стойбище состояло из нескольких сот домов, численность населения превышала 3 тыс. человек. Характер культуры и археологические наблюдения свидетельствуют о том, что это были охотники на оленей-карибу, проживавшие во внутренних районах Аляски. В определенное время года небольшими группами они выходили на берег и объединялись для охоты на китов. Случаи объединения хозяйственных коллективов австралийцев – явление опять-таки временное, вызванное необходимостью решить какие-то хозяйственные задачи.
В общем, отдельный антропогеоценоз – достаточно стабильное явление. Эти хозяйственные коллективы связаны друг с другом линейно, по принципу географического соседства, а не по принципу иерархического соподчинения. На этом основании можно подтвердить вывод предыдущего раздела: хозяйственно-культурный тип не система, а множество, сумма антропогеоценозов.
3. Структура антропогеоценоза
Итак, основные структурные компоненты антропогеоценоза – хозяйственный коллектив, его производственная деятельность, эксплуатируемая территория. Однако каждый из этихкомпонентов образует иерархическую структуру, состоящую из ряда соподчиненных единиц, играющих определенную роль в общей структуре и функционировании антропогеоценоза как целого.
3.1. Хозяйственный коллектив
Каждому хозяйственному коллективу свойственна та или иная численность. У земледельцев она в связи с высокой производительностью выше, чем в скотоводческих и особенно охотничьих обществах. В системе антропогеоценоза значительную роль играют два показателя: численность всего хозяйственного коллектива, т. е. людей, потребляющих продукты труда, и численность взрослого населения, непосредственно участвующего в трудовых процессах. Представители старшего поколения являются носителями трудового опыта, но сами, как правило, значительного участия в трудовых процессах не принимают. Оптимальное соотношение представителей разных возрастов при характерной для данного случая продолжительности жизни служит показателем благоприятной демографической ситуации в хозяйственном коллективе, способствующей его процветанию.
Многочисленные наблюдения над человеческими популяциями показали, что они не различаются заметным образом в пищевых потребностях, которые были бы генетически детерминированы. Другими словами, различия в пищевом режиме между населением, к примеру, тропиков и арктической зоны, громадные и по составу пищи, и по ее калорийности, могут быть практически почти целиком (какая-то часть местного своеобразия всегда остается на долю традиции) объяснены за счет различных потребностей в условиях разной среды.
Таким образом, суммарный эффект пищевых потребностей данного хозяйственного коллектива при сравнении его с хозяйственными коллективами, живущими в тех же условиях, практически целиком определяется его численностью и демографической структурой (существование возрастных различий в пищевых потребностях бесспорно) и, следовательно, сводится к двум факторам, о которых только что говорилось, – его общей численности и численности работоспособных членов коллектива; биологическая природа отдельного индивидуума при прочих равных условиях не оказывает влияния на деятельность хозяйственного коллектива в целом.
3.2. Производственная деятельность
Антропогеоценозы одного хозяйственно-культурного типа находятся на одном или на весьма близких уровнях развития производительных сил. В этих условиях роль производительной деятельности в каждом конкретном антропогеоценозе определяется больше всего сложившейся системой производственных отношений. В производственной деятельности могут быть выделены два структурных компонента: 1) сумма трудовых навыков и традиций, т. е. закрепленного в данном коллективе опыта предшествующих поколений; 2) производительность труда, в значительной степени также зависящая от традиций коллектива, но частично и от индивидуальных морфофизиологических особенностей составляющих коллектив индивидуумов. Последнее особенно справедлива для ранних, сравнительно слабо дифференцированных форм трудовой деятельности. К разнице в интенсивности изобретения новых производственных операций и в производительности труда и можно свести те, на первый взгляд исторически нелегко объяснимые ситуации, когда тот или иной хозяйственный коллектив в условиях доклассового общества часто опережает другие в своем развитии и начинает играть доминирующую роль.
Эксплуатируемая территория немыслима вне связи с конкретными физико-географическими условиями. Это и микрорельеф, и характер почвы, сочетание тепла и влаги, естественная растительность и возможность ее использования в пищу, фауна (последняя особенно важна при охотничьем хозяйстве). При земледелии и скотоводстве естественные биогеоценозы разрушаются, но часть их остается, и в них отражается специфическое именно для данного места сочетание перечисленных условий. Все физико-географические компоненты при детальном анализе структуры антропогео-ценоза могут быть подразделены на составляющие их более частные факторы: например, локальная недостаточность каких-то микроэлементов в почвах или, наоборот, их переизбыток не менее важны, чем ее плодородие. Однако при общем рассмотрении структуры антропогеоценоза в такой детальной дифференциации физико-географических условий нет необходимости.
Нормальная жизнедеятельность любой системы обеспечивается функциональными связями: только последние и придают системе динамику. Производственная деятельность, строго говоря, представляет собой наиболее общий пример функциональной связи в антропогеоценозе, осуществляющей передачу результатов трудовых операций и энергии от хозяйственного коллектива к среде и наоборот.
Что получает коллектив от эксплуатируемой территории? В первую очередь пищу. Состав, изменения состава по сезонам, количество пищи, характерные именно для данного антропогеоценоза, можно обозначить как пищевую цепь. Очевидно, пищевая цепь есть одна из функциональных связей микросреды и хозяйственного коллектива. Она зависит от численности коллектива, производительности труда, интенсивности хозяйства и географических характеристик среды, а также в отдельных случаях и от состояния других пищевых цепей в границах данного хозяйственно-культурного типа.
Вторая линия связи хозяйственного коллектива и среды осуществляется через получение им материалов для построек, одежды, сырья для изготовления орудий труда и оружия. В последнем случае можно говорить об обменных контактах с другими антропогеоценозами как своего, так и иных хозяйственно-культурных типов, так как природная среда антропогеоценоза далеко не всегда снабжает хозяйственный коллектив всем потребным ему сырьем.
Обменные контакты существуют с весьма ранних эпох. Общеизвестно, например, широкое распространение поделок из янтаря не только эстетического, но и утилитарного назначения в неолитических памятниках Европы, тогда как естественные местонахождения янтаря расположены в Прибалтике. То же можно говорить и про медные и железные руды для более позднего периода.
Всю совокупность извлекаемого в процессе производства сырья, полезного для человека, можно обозначить как производственно-хозяйственную цепь внутри данного антропогеоценоза.
Выше упоминалось о значении открытий и изобретений внутри хозяйственного коллектива для развития его производственной деятельности. Известную роль в этом случае играет и передача трудового опыта (еще одна функциональная связь) от одного коллектива к другому, чаще всего в форме торговых и других социальных контактов. Самостоятельные технические достижения или заимствованные в совокупности образуют сумму знаний, в какой-то мере неповторимых, отличающих данный хозяйственный коллектив от всех других. Эту сумму знаний можно назвать информационным полем хозяйственного коллектива. Эксплуатируемая территория не влияет на производственную деятельность прямо – учет ее специфики преобразует информационное поле хозяйственного коллектива и уже через него в производственный процесс вносятся соответствующие изменения.
4. Типы антропогеоценозов
Совершенно естественно, что антропогеоценозы, входящие в разные хозяйственно-культурные типы, различаются между собой – антропогеоценозы, составляющие один хозяйственно-культурный тип, сходны. Однако попытка их классификации с этой точки зрения не вносит по понятной причине ничего нового по сравнению с типологией хозяйственно-культурных типов. Неформальным и поэтому методически правильным будет подразделение антропогеоценозов, основанное на их внутренней структуре. Преобладающая роль какого-нибудь компонента по сравнению с остальными дает специфический тип антропогеоценоза, который можно считать самостоятельным классом антропогеоценотической классификации. Опираясь в первую очередь на место, занимаемое природной средой, можно произвести в первом приближении качественное подразделение антропогеоценозов на два основных класса, или типа.
Первый тип характеризуется преобладающей ролью природной среды, которая в значительной степени определяет в них интенсивность хозяйственной деятельности, численность хозяйственных коллективов, направление динамики антропогеоценоза и его устойчивости. Разрушение естественных биоценозов приводит к прекращению жизни антропогеоценоза как целого. Антропогеоценозы первой ступени – это хозяйство собирателей и охотников, охотников и рыболовов.
Однако антропогеоценозы первой ступени не исчерпываются только формами присваивающего хозяйства, как кажется на первый взгляд: к ним относятся и кочевники, и племена, занимающиеся подсечно-огневым земледелием, ибо и те и другие в огромной степени зависят от природной среды. В самом деле, при экстенсивном кочевом скотоводстве наличие (или отсутствие) свободных пастбищ ограничивает численность разводимого скота, а следовательно, и численность коллектива. Если исключить экстремальные исторические ситуации: грабежи оседлого населения, войны и получение военной добычи – кочевник почти целиком зависит от географической среды и предоставляемых ею возможностей расширения стада. То же можно повторить и про подсечно-огневое земледелие.
Второй тип. Стойловое и полукочевое скотоводство лишь в исключительных случаях представляют собой самостоятельные хозяйственные отрасли, они сочетаются с земледелием. Такое сочетание, развитые формы земледелия – все это предоставляет хозяйственным коллективам гораздо больше перспектив развития в виде повышения производительности и интенсивности труда, направленного изменения географической среды, создания пищевых запасов и, следовательно, освобождения от непосредственной и повседневной зависимости от эксплуатируемой территории. Таким образом, в антропогеоценозах второй ступени сам хозяйственный коллектив и его производственная деятельность изменяют природную среду и определяют ее динамику, а не подчиняются ей.
Вопросы для беседы
3. Охарактеризуйте структуру антропогеоценоза.
4. Какую роль играет хозяйственный коллектив в функционировании антропогеоценоза?
5. Чем характеризуется производительная деятельность в каждом конкретном антропогеоценозе?
Читайте также: