Хозяйственная этика мировых религий кратко

Обновлено: 05.07.2024

Среди успешных попыток разгадать природу китайской цивилизации книга Макса Вебера уже более более ста лет занимает почетное место. Это анализ фундаментальных идеологических скреп китайского общества, предпринятый с немецкой скрупулезностью и проницательностью. Размышляя, чем китайское общество отличается от западного, Вебер объяснил, почему капитализм не мог зародиться в Китае без внешнего влияния. Труд как достижение благосостояния в Китае считался предосудительным и даже неприличным, в пуританстве — высочайшей из добродетелей. Идеал китайской философии — строгая социальная иерархия, идеал пуританства — избранничество. В разном понимании ценностей, таких как сдержанность и самоконтроль, отношение к труду, Вебер видел источник зарождающегося конфликта между западным и китайским мировоззрением.

Об авторе

Краткое содержание книги: Хозяйственная этика мировых религий. Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм

Среди успешных попыток разгадать природу китайской цивилизации книга Макса Вебера уже более ста лет занимает почетное место. Это анализ фундаментальных идеологических скреп китайского общества, предпринятый с немецкой скрупулезностью и проницательностью. Размышляя, чем китайское общество отличается от западного, Вебер объяснил, почему капитализм не мог зародиться в Китае без внешнего влияния. Труд как достижение благосостояния в Китае считался предосудительным и даже неприличным, в пуританстве – высочайшей из добродетелей. Идеал китайской философии – строгая социальная иерархия, идеал пуританства – избранничество. В разном понимании ценностей, таких как сдержанность и самоконтроль, отношение к труду, Вебер видел источник зарождающегося конфликта между западным и китайским мировоззрением.

Зачем читать

• Проанализировать вместе с величайшим немецким философом фундаментальные особенности китайской цивилизации.

• Увидеть, как мировоззрение людей влияет на экономику и устройство страны в целом.

• Разобраться, какие принципы сто лет назад, как и сегодня, тормозят прогресс, а какие толкают человечество вперед.

Если посмотреть на историю Китая в целом, может возникнуть вопрос: почему же ко времени начала глобальных процессов – к ХХ веку – он так отставал от европейской цивилизации? В самом деле, вроде бы все предпосылки обогнать Европу у Китая были:

• огромная страна, существовавшая множество столетий лишь со сравнительно небольшими изменениями (вроде смены династий);

• страна с высокоразвитой культурой – в том числе и культурой управления;

Краткое содержание книги: Хозяйственная этика мировых религий. Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

• Адаптировать тренировки, питание и образ жизни в целом к своему возрасту.

• Оставаться физически активным долгие годы.

Ключевые идеи книги: Радикальный фокус. Достижение ваших самых важных целей с помощью ключевых результатов (OKR). Кристина Водтке

Карл Густав Юнг – один из тех людей, которые принципиальным образом изменили взгляд человека на самого себя. Разрабатывая вслед за Фрейдом новую концепцию сознания, Юнг не побоялся спорить со знаменитым соратником, а в конце концов и вовсе разошелся с традиционным психоанализом, двинувшись в еще более неизведанные глубины нашего мышления – к коллективному бессознательному. Его концепция психики считается столь же могущественной, сколь и загадочной: Юнг не только пользуется методами науки, но и обращается к мистическим практикам Востока и древних обществ. То, что он двигался в верном направлении, становится в полной мере понятно лишь сегодня. Знание юнговского учения не только принципиально изменит ваши взгляды на реальность, но и сообщит нечто важное о самом сокровенном.

Ключевые идеи книги: Мозг Будды. Нейропсихология счастья, любви и мудрости. Рик Хансон

Способы привести ум в порядок и изменить жизнь к лучшему известны уже многие столетия, в том числе последователям буддизма. Ныне польза их созерцательных упражнений доказана наукой: шесть столпов счастья соответствуют базовым принципам работы мозга, буддистские практики физически меняют его структуру, приводя к позитивным изменениям, а главное, они просты, не занимают много времени и доступны каждому в любой момент жизни. Мудрость и научные факты встретились, и теперь это знание работает на нас.

Зачем читать

• Понять принципы работы мозга, которые определяют переживание счастья.

• Научиться осознанно усиливать позитивное восприятие жизни.

• С помощью простых упражнений развить устойчивость к стрессу.

Ключевые идеи книги: О войне. Карл фон Клаузевиц

Это саммари – сокращенная версия книги "О войне" Карла фон Клаузевица. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.

Эта книга переиздается уже 150 лет. Прочитайте ее саммари – и вы получите интереснейшее критическое исследование закономерностей процессов войны, уникальный анализ взаимосвязи между войной, миром и политикой в целом. Идеи и принципы, изложенные в книге, пригодятся в построении бизнес-стратегий и маркетинговых кампаний, станут ориентирами в конкурентных войнах и политических противостояниях.

Ключевые идеи книги: Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Томас Гоббс

Это саммари – сокращенная версия книги "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" Томаса Гоббса. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.

Об эволюции компании Nike от стартапа до одного из самых знаковых брендов в мире рассказывает ее основатель Фил Найт. По окончании бизнес-школы он занял у отца 50 долларов и основал компанию, которая покупала недорогие японские кроссовки и продавала их в США. В 1963 году он торговал ими из открытого багажника автомобиля. Сегодня годовой объем продаж достигает 30 миллиардов долларов. Nike – мгновенно узнаваемый бренд в любом уголке мира. А вот его создатель остается загадочной фигурой. В своей книге он подробно описывает риски, с которыми столкнулся при создании своего детища, сокрушительные неудачи, козни конкурентов и банкиров, а также блестящие триумфы. Он вспоминает о своих первых сотрудниках, которые на его глазах превратились в сплоченную команду, которая создала легендарный бренд.

Зачем читать

• Познакомиться с мотивирующей историей успеха легендарной компании Nike и ее основателя.

• Почерпнуть полезный опыт диверсифицирования рисков, чтобы оставаться на плаву в любые времена.

• Узнать правила Фила Найта по созданию сплоченной творческой команды.

Фил Найт – основатель и председатель правления компании Nike. С детства занимался легкой атлетикой. Личный рекорд на средней дистанции 1,6 км – 4 м 10 с. Выступал за сборную легкоатлетов Орегонского университета. Затем, по окончании Стэнфордской школы бизнеса, начал продавать японскую спортивную обувь в США и основал будущий мировой бренд. В 2019 году занимал 21 место в списке самых богатых людей мира по версии Forbes с состоянием 37,6 миллиарда долларов. Владелец кинокомпании Laika.

Краткое содержание книги: Просвещение сегодня: в защиту разума, науки, гуманизма и прогресса. Стивен Пинкер

Зачем читать

• Научиться проверять свою позицию на предвзятость и лояльность группе.

• Пересмотреть устаревшие представления и понять, почему мы за них держимся.

• Избавиться от исторического пессимизма и позитивно смотреть в будущее.

Мозг не отличает реальность от воображения. Наша жизнь зависит исключительно от хода наших мыслей. Правильная фокусировка на реальности способна изменить ход вещей. Звучит как мистика? Ни одно из этих утверждений не противоречит науке, более того – они стали основой действенной методики личностных изменений, которой в кратчайшие сроки может овладеть абсолютно каждый, проникнув в свое подсознание и переписав его базовые настройки. Алгоритм воплощения любой мечты – перед вами.

Зачем читать

• Освоить простые и доступные принципы глубокого перепрограммирования мышления.

• Разобраться в природе реальности и сознания.

• Научиться ограждать сознание от внешних раздражителей, чтобы жить в покое и счастье.

Ключевые идеи книги: SMART-цели. 10 простых шагов к вашим целям в карьере и личной жизни. Эс Джей Скотт

Зачем читать

• Понять, почему одни цели реализуются, а другие нет.

• Разобраться, как формулировать и планировать то, чего действительно хочешь получить.

• Превратить достижение самых смелых целей в повседневную привычку – и преуспеть.

Эс Джей Скотт – специалист по личностному развитию, коуч, автор многочисленных книг по улучшениям в разных сферах жизни – от карьеры и семьи до рационального мышления и духовных практик.

Краткое содержание книги: Теория праздного класса. Торстейн Веблен

Зачем читать

• Ознакомиться с пророческим классическим трудом Торстейна Веблена по экономической теории.

• Взглянуть на экономику с точки зрения психологии, антропологии и психологии.

• Проследить, как миролюбивая культура переходит к хищнической, и к чему это может привести в перспективе.

Краткое содержание книги: Душа освобожденная. Путешествие за пределы себя. Майкл Сингер

Зачем читать

• Убедиться, что счастье не зависит от внешних обстоятельств и других людей.

• Перестать переживать по пустякам и идентифицировать себя со своими эмоциями и мыслями.

• Избавиться от страха через принятие отрицательных эмоций, событий и мыслей.

Краткое содержание книги: Сила настоящего. Экхарт Толле

Зачем читать

• Научиться ценить настоящий момент, не испытывая сожаления о прошлом и не полагаясь на будущее.

• Достичь душевного равновесия, сосредоточившись на своих физических ощущениях.

• Осознать, что все жизненные проблемы – всего лишь результат работы ума.

Экхарт Толле – писатель, духовный гуру. Родился в Германии, закончил Лондонский университет. В возрасте 29 лет пережил кризис, с депрессией и суицидальными мыслями. Тогда же осознал, что человек может достичь просветления, освободившись от рабства ума. С 1995 года живет в Ванкувере, дает личные консультации, ведет семинары по трансформации сознания. Опра Уинфри пригласила его на свое шоу. В 2012 году в списке 100 самых влиятельных духовных лидеров современности назван вторым после Далай-Ламы.

Социализм и равенство

Трудно найти человека, который не задумывался бы над вопросом, чем порождено общественное неравенство и какие пути ведут к его устранению. Брошюра поможет читателю найти ответ на этот вопрос. В доходчивой литературной форме автор показывает, как в ходе социалистического строительства шаг за шагом искореняются причины общественного неравенства между людьми разных классов и наций, мужчинами и женщинами. От равноправия до постепенного осуществления требования равенства, выдвигаемого теорией научного коммунизма — этот путь кратко прослеживается в брошюре, рассчитанной на массового читателя.

Корпократия. Как генеральные директора прибирают к рукам миллионы долларов

Корпократия (лат. corporatio — объединение, сообщество + гр. kratos — власть) — власть корпорации: форма государственного устройства, при котором высшая власть принадлежит корпорациям и осуществляется непосредственно ими либо выборными и назначенными представителями, действующими от их имени.

Институциональная экономика

Настоящее пособие представляет собой введение в курс институциональной экономики. В соответствии со сложившейся традицией преподавания этой дисциплины в нем рассматриваются основные понятия институциональной теории – формальные и неформальные институты, трансакционные издержки, права собственности, контракты; предлагается институциональное объяснение фирмы, государства; освещаются проблемы развития институтов. Пособие подготовлено с учетом многолетнего опыта автора в преподавании данного курса для студентов факультета права, при этом учтена специфика подготовки юристов, а также их мышления и восприятия.

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей.

Как нам стать договоропригодными, или Практическое руководство по коллективным действиям

Экономический кризис и перспективы развития капитализма

Вопреки дифирамбам французских энциклопедистов, а также мнению многих деятелей науки и культуры, живших в разные времена и считающих человека венцом творения, homo sapiens сам по себе не является идеальным и, к сожалению, все больше отдаляется от библейских стандартов. В наше время охваченные страстью потребительства люди далеко не всегда сознают, что творят. Ведь и современный кризис, как известно, стал следствием циничного прагматизма, а точнее, превысившей все пределы элементарной человеческой жадности руководителей банковских корпораций, которые в погоне за прибылью безответственно предоставили кредиты неспособным к их оплате потребителям. Высокопоставленные финансовые чиновники рассчитывали, что цены на дома вырастут, и кредиты будут возмещены за счет их новой стоимости. Однако их ожидания не оправдались, фондовый рынок оказался перенасыщенным, цены на дома упали. Люди отказались платить, в балансах банков скопилось много так называемых "токсичных активов", многие ведущие банки обанкротились. Наступление кризиса было видно невооруженным глазом. Но управленческие структуры республиканской партии фанатично следовали известному высказыванию Смита о том, что индивид, руководствуясь своекорыстными интересами, обязательно способствует общественному благу. На глазах дешевели ипотечные кредиты, их набирали все, кому не лень, а объем ценных бумаг превысил все мыслимые и немыслимые пределы. Когда правительство вмешалось, обвал рынка недвижимости уже произошел. Он ударил по реальному сектору и охватил глобальную финансовую систему.

Можно, конечно, сказать, что нравственные нормы не имеют ничего общего с экономикой, а сами по себе они условны, искусственны и даже фиктивны, однако вопросы этики, бесспорно, тесно связаны с решением буквально всех жизненных проблем. Не подлежит сомнению, что если морали нет, то тогда, перефразируя известное высказывание Достоевского, все позволено. Аналогичный смысл имеют и слова Кейнса о том, что на рыночные механизмы существенное влияние оказывают не только рационально мыслящие личности, но и те, кто действует под влиянием "Animal spirits", т.е. животных инстинктов. Сейчас такого рода зоологические инстинкты становятся ахиллесовой пятой и даже главной угрозой не только экономике, но и достижениям всей западной цивилизации. Поэтому одной из важнейших функций государственного регулирования становится задача укрощения рыночной стихии, не в меру разгулявшейся из-за необъятной и постоянно увеличивающейся жажды потребления.

И все же не стоит поддаваться пессимистическим настроениям. Современная экономическая наука позволяет не только достаточно точно воспроизводить модели и расчеты для характеристики действующих процессов, но и, вторгаясь в сферу психологии, анализировать поведенческие параметры партнеров в соответствующей ситуации, определяя их влияние на динамику рынков. Поэтому есть надежда, что государство, руководствуясь здравым смыслом и располагая достаточно совершенными механизмами, будет решительно пресекать "пагубную самонадеянность" и не в меру развитые животные инстинкты отдельных категорий граждан и обеспечивать стабилизацию макроэкономики.

М. Вебер – известный немецкий социолог, который производил анализ религии во взаимодействии с хозяйственно-экономической деятельностью. Предмет его исследований – это связь между этическими религиозными принципами и теми формами экономической деятельности, которые выделены в обществе, которое придерживается определенной идеологии.

Социолог выдвинул предположение о том, что религиозные установки протестантизма (кальвинизма) влияют на дух капитализма. Эти установки полемизируют с марксистским пониманием религии как продукта экономических отношений. С развитием общества стали появляться новые социальные смыслы и принципы, а религия заняла определяющее место в жизни человека. Стремясь объяснить то, что непонятно, и найти спасение в религии, человек при этом выбирает именно то направление, которое соответствует его интеллектуальному уровню развития, его идеологическим ориентациям и экономическому уровню.

  • мистика – это категория, которая ориентирована не на действие человека, а на приобщение к определенным идеям, а также на обладание этими самыми идеями. В человеке Вебер видит сосуд, который является вместилищем Божьей воли. А вот исполняет ли человек эту волю – это зависит уже от его личностных особенностей, от волеизъявления, идеологии;
  • аскетизм – этот параметр вырастает на основании магических представлений. Аскетизм (аскеза) выступает в двойственном облике. С одной стороны, аскетизм может выражаться в отречении от всего мира, мирских ощущений, благ. С другой стороны аскетизм является господством над миром. Человек обретает харизму, которую нарабатывает аскетическими упражнениями. Он оказывается выше всех потребностей, которые являются необходимым в удовлетворении, если мы говорим о других людях.

Готовые работы на аналогичную тему

Также М. Вебер выделил несколько путей спасения, в которых человек видит упокоение своей души и перестает бояться тех вещей, которые могут быть сверхъестественными и необъяснимыми в повседневной жизни. Первый путь – это обязательная вера в свою особенность и избранность. Этот параметр можно считать своим долгом. Второй путь – посвятить себя неустанной деятельности, которая поможет в дальнейшем избавиться от всех колебаний и сомнений и принимать только взвешенные решения.

Протестантизм как причина распространения духа предпринимательства

На самом деле, протестантская этика, как мы уже обозначили ранее, имеет тесную связь с хозяйственной деятельностью. Протестантизм способствовал распространению рационализма, предпринимательства, прагматизма. Он заострил внимание на качестве трудовой деятельности. в труде концентрируется аскетический параметр, и он способствует формированию человеческой личности определенного типа. Также аскетизм влияет на выработку качеств личности и ее поведения, без которых становление и развитие капитализма было бы просто невозможным.

К таким характеристикам можно отнести расчетливость ума, добросовестность в выполнении всех видов работ, обязательность и ответственность за то, что человек произвел, и какое решение было им принято. Также капитализм в сочетании с аскетизмом дает человеку фанатическую приверженность избранной деятельности как к своему долгу. Это напоминает служение Богу, только объектом здесь является трудовая деятельность в совокупности со своими обязанностями. Многие из убежденных протестантов с немалым рвением занимались торговлей, предпринимательской деятельностью, они начинали рассматривать свои экономические успехи как свидетельство избранности.

Несмотря на свою логичность и справедливость, теория М. Вебера была неоднократно подвергнута критике. Основания в большинстве своем были сведены к тому, что Вебер недооценил некоторые факторы: он упустил роль католицизма, великих географических открытий и деятельность многих выдающихся мыслителей, которые осуществляли свою деятельность в эпоху Возрождения. Но эта критика в дальнейшем не принималась во внимание, поскольку у Вебера появилось немало последователей, со стороны которых он и получил поддержку. Самое главное – в активно меняющиеся времена его теории и выводы оказывались все более актуальными. Вебер, обогнав свое время, уже в ХХ веке стал одним из самых популярных исследователей, а его работы использовались в качестве эталонных. По сей день многие исследователи в области экономической социологии и социологии религии приводят работы М. Вебера в пример, указывая на их логичность, целесообразность, некоторую оригинальность и особенность.

М.Вебер (1864-1920) - немецкий ученый, один из крупнейших социологов ХХ века, он оказал большое влияние на развитие современной социологии и философии. Вебер занимался очень многими социологическими проблемами - социологией хозяйства, социологией власти, методами социологического анализа, - и во всех этих областях внес значительный вклад в мировую мысль. На протяжении всего своего творчества он также занимался историей и социологией религии.

"Протестантская этика и дух капитализма"

В начале своей деятельности М.Вебер работал как историк хозяйства. Эти интересы привели его к проблеме: как и почему в 16-17 веках в Европе возник современный капитализм ?

На этот вопрос он попытался ответить в своей работе "Протестантская этика и дух капитализма" (1905 г.).

Капитализм современного типа, по Веберу, определяется наличием предприя­тий, цель которых — получение максимальной при­были, а средство достижения этой цели —- рациональная ор­ганизация жизни, труда, производства и торговли. Сочетание стремления к прибыли с рациональной дисциплиной — индивидуальная черта западного капитализма. Уникальная его особенность состоит в том, что желание наживы удовлетворяется не пу­тем завоевания, спекуляций или других авантюр, а с по­мощью дисциплины и расчета. Рациональная организация капиталистического предприятия предполагает важные перемены: отделения предприятия от домашнего хозяйства, тесно связанную с этим рациональную бухгалтерскую отчетность, в которой не было нужды в прежней экономической деятельности.

Вебер выдвинул и постарался подтвердить гипотезу, что протестантская Реформация — скорее непреднамеренно, чем сознательно — способствовала развитию норм и взглядов, в высшей степени благоприятных для капиталистического предпринимательства. Люте­р, Кальвин и их сторонники положили начало, преобразовав религиозное понятие “призвание” и придав ему светское значение. Если прежде говорили о “призвании” сделаться свя­щенником или членом какого-нибудь монашеского ор­дена, то теперь на всякий дозволенный законом светский род занятий стали смотреть как на “призвание”, через ко­торое человек должен попытаться реализовать волю Божью.

Протестанты полагали, что успех в их мир­ской деятельности, особенно в хозяйственной сфере, является знаком благосклонности Бога. Такой расчетливый протестант и стал рациональным предпринимателем, который усердно трудился, мало развлекался и, как следствие, достигает экономических успехов. Сочетание ценностей и взглядов, присущих этому типажу, Вебер назвал “мирским аскетиз­мом”, отличая его от “потустороннего аскетиз­ма” католических монахов. Подобно мо­наху, протестант в повседневной жизни практиковал самоограничение и дисциплину. Но в отличие от мо­наха он свой аскетизм обращал на хозяйственную деятельность. Поэтому протестантский предприниматель и стал лидирующей фигурой в становлении современного капитализма.

Хозяйственная этика восточных религий

После того как Вебер обнаружил в протестантской этике “мирской аскетизм”, способствующий духу капитализма, он приступил к исследова­нию иных культур и соответствующих им религий, чтобы выяснить наличие или отсутствие там этого компонента. Его отсутствие могло бы объяснить, почему современный капитализм воз­ник именно на Западе. В этих своих работах по социологии религии Вебер доказы­вал, что аскетизм Индии был по­тусторонним, а мирское учение конфуци­анства так и не привело к аскетизму. Поэтому Индия и Китай несмотря на большие успехи в области культуры и техники, не имели благодатной почвы для генезиса капиталисти­ческой экономики. Вебер отмечает, что в других цивилизациях, например в китайской, наблюдалось множество условий, необходимых для развития капиталистического хозяйственного строя, и только один из непременных факторов, необходимых для такого развития, а именно религиозный фактор, отсутствовал.

Рассмотрим эти вопросы более конкретно.

С точки зрения Вебера, для китайского конфуцианского мироощущения ха­рактерно понятие материальной рациональности. Материаль­ная рациональность в каком-то смысле не менее рациональна и, может быть, более разумна, чем рациональность протестант­ская. Однако она противоречит типичному капиталистическо­му развитию.

Китайское общество, по Веберу, живет в соответствии с представ­лением о мире, как о некоем космосе с неизменным поряд­ком вещей, соблюдает традиционный образ жизни, более или менее обусловленный “космическим” порядком. Это означает, что общество существует, имея строго определен­ные цели и установленный стиль жизни. В рамках такого мироощущения возможна рационализация, т.е. организация эффективного труда, Но целью такого труда не будет, как в мирской протестантской аскезе, произвести как можно больше и потребить как можно меньше. Его целью будет другое: работать ровно столько, сколько необходимо, но не больше, чем требуется для достижения благополучия.

Возникновение капита­лизма, иначе говоря, рационализация производства, с целью обеспечения неограниченного роста этого производства тре­бовало иного человеческого поведения. У китайцев не было мирской аскезы. Их рационализация труда и бытия в рамках раз установлен­ного конфуцианством традиционного порядка не предполагает ни воздержа­ния от земных радостей, ни вкладов в производство, ни бес­конечного прироста этого производства, что выражает сущность капитализма. Если бы главным для капитализма было что-либо другое, например его техническая сторона, то, возможно, утверждает Вебер, в Китае и сложился бы капитализм.

Процесс рационализации имел место и в Индии. Однако эта рационализация совершалась внутри ритуалистической религии и в рамках представлений, основным началом которых было переселение душ. Религиозный ритуализм, по Веберу, является весьма сильно действующим принципом соци­ального консерватизма. Исторические преобразования обще­ств происходили в результате отхода от ритуалистически-культовых начал. По мысли Вебера, ритуалистическое начало может быть преодолено благодаря воз­действию пророческой идеи. Но ее не было, как это произошло в христианстве, в буддизме.

В индийском обществе ритуализм был не единственным фактором, помешавшим развитию капиталистического хозяйст­ва. В Индии каждый индивид рождается в определен­ной касте и тем самым привязан к определенному роду профес­сии, что препятствует пути капиталистического развития. Стабильность кастового общества была во многом обусловлена верой в пере­селение душ, которая обесценивала предназначение человека в этой, одной из многих, жизни. Человеку не было смысла прикладывать особые хозяйственные усилия, чтобы сделать свою жизнь достойной.

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

Читайте также: