Хождение стефана новгородца в царьград кратко

Обновлено: 04.07.2024

инок, в 1350 г. ходил в Царьград поклониться св. местам. Подобно игумену Даниилу, С. описывает в своем путешествии ("Хождение" С. издано И. П. Сахаровым во II томе "Сказаний русского народа", 1849) святые места, собор св. Софии и разные святыни, которые он видел. С полным доверием С. относится ко всем рассказам своих греческих проводников, и потому наряду с серьезными сведениями у него попадаются рассказы чисто баснословного характера. Самое замечательное место в историческом отношении в "Хождении" — рассказ С. о встрече его с двумя новгородцами, Иваном да Добрилой, которые жили в Студийском мре и занимались списыванием книг для России. Из этого монастыря много книг посылали на Русь: "устав, триоди и иные книги. Архим. Леонид в предисловии к "Обозрению цареградских памятников и святынь XIV и XV веков по русским паломникам" (М., 1870) говорит, что из четырех наших паломников XIV и XV стол., С. Новгородца, диакона Игнатия (1389), дьяка Александра (1391—95) и иеродиакона Зосимы (1420), первое место как по времени, так и по внутреннему достоинству должно быть отведено С. Новгородцу, потому что он при описании цареградских святынь держался некоторой определенной системы, не злоупотребляя выражениями "ту" или "ту близ", которые другие (напр. иеродиакон Зосима) вставляли иногда лишь для связи речи. Поэтому при составлении "сводного списка" архим. Леонид принял за основание описание С. Новгородца, присоединяя по каждой описываемой им святыне сведения, находящиеся о ней у трех последующих паломников.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое "Стефан Новгородец" в других словарях:

Стефан Новгородец — инок; в 1350 г. ходил в Царьград поклониться святым местам. Подобно игумену Даниилу, Стефан описывает в своем путешествии ( Хождение Стефана издано И.П. Сахаровым во II томе Сказаний русского народа , 1849) святые места, собор святой Софии и… … Биографический словарь

Стефан Новгородец — (XIV в.) – автор хождения (рассказа о путешествии) в Царьград (Константинополь) в 1348 или 1349 г. Судить о том, кто был этот человек и в какое время он посетил Константинополь, мы можем только на основании данных самого сочинения, которое… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Стефан Новгородец — инок, в 1350 г. ходил в Царьград поклониться св. местам. Подобно игумену Даниилу, С. описывает в своем путешествии ("Хождение" С. издано И. П. Сахаровым во II томе "Сказаний русского народа", 1849) святые места, собор св.… … Большая биографическая энциклопедия

СТЕФАН НОВГОРОДЕЦ — рус. монах паломник, посетивший Константинополь в кон. 40 х гг. 14 в. Написанное им Хожение является наиболее полным и обстоятельным из всех рус. ср. век. описаний Константинополя. Лит.: Сперанский M. H., Из старинной новгородской литературы XIV… … Советская историческая энциклопедия

ИОАНН ПРЕДТЕЧА — [Иоанн Креститель; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πρόδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию Спасителя (пам. 24 июня Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг. Усекновение главы Иоанна… … Православная энциклопедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… … Православная энциклопедия

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ — [греч. Βασίλειος ὁ Μέγας] (329/30, г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) 1.01.379, г. Кесария Каппадокийская), свт. (пам. 1 янв., 30 янв. в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; … Православная энциклопедия

ВАРВАРА — [греч. Βαρβάρα] († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.). Житие Род. в семье знатного и богатого язычника топарха Диоскора. Желая скрыть единственную дочь от взглядов мужчин, он велел построить в своем имении высокую башню, где и… … Православная энциклопедия

Монастырь Святых Космы и Дамиана (Константинополь) — Карта Константинополя. Космидион отмечен в левом верхнем углу. Монастырь святых Космы и Дамиана, известный также как Космидион не существующий в настоящее время х … Википедия

ИОАНН ДАМАСКИН — Прп. Иоанн Дамаскин. Икона. Нач. XIV в. (скит св. Анны на Афоне) Прп. Иоанн Дамаскин. Икона. Нач. XIV в. (скит св. Анны на Афоне) [греч. ᾿Ιωάννης ὁ Δαμασκήνος, ὁ Χρυσορρόας, лат. Ioannes Damascenus] (2 я пол. VII в., Дамаск до 754 г.), прп. (пам … Православная энциклопедия

Лит.: Филарет. Обзор, с. 71; Голубинский. История церкви, т. 2, 2-я пол., с. 204; Лихачев Д. С. Литература Новгорода XIII–XIV вв. – В кн.: История русской литературы. М.; Л., 1945, т. 2, ч. 1, с. 121–123.

Л. А. Дмитриев

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-. / Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, [2] с.

Стефан Новгородец - инок; в 1350 г. ходил в Царьград поклониться святым местам. Подобно игумену Даниилу, Стефан описывает в своем путешествии ("Хождение" Стефана издано И.П. Сахаровым во II томе "Сказаний русского народа", 1849) святые места, собор святой Софии и разные святыни, которые он видел. С полным доверием Стефан относится ко всем рассказам своих греческих проводников, и потому наряду с серьезными сведениями у него попадаются рассказы чисто баснословного характера. Самое замечательное место в историческом отношении в "Хождении" - рассказ Стефана о встрече его с двумя новгородцами, Иваном да Добрилой, которые жили в Студийском монастыре и занимались списыванием книг для России.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Стефан Новгородец.doc

Стефан Новгородец - инок; в 1350 г. ходил в Царьград поклониться святым местам. Подобно игумену Даниилу, Стефан описывает в своем путешествии ("Хождение" Стефана издано И.П. Сахаровым во II томе "Сказаний русского народа", 1849) святые места, собор святой Софии и разные святыни, которые он видел. С полным доверием Стефан относится ко всем рассказам своих греческих проводников, и потому наряду с серьезными сведениями у него попадаются рассказы чисто баснословного характера. Самое замечательное место в историческом отношении в "Хождении" - рассказ Стефана о встрече его с двумя новгородцами, Иваном да Добрилой, которые жили в Студийском монастыре и занимались списыванием книг для России. Из этого монастыря много книг посылали они на Русь: "устав, триоди и иные книги". Архимандрит Леонид, в предисловии к "Обозрению цареградских памятников и святынь XIV и XV веков по русским паломникам" (Москва, 1870), говорит, что из четырех наших паломников XIV и XV столетий: Стефана Новгородца, диакона Игнатия (1389), дьяка Александра (1391 - 1395) и иеродиакона Зосимы (1420) первое место, как по времени, так и по внутреннему достоинству, должно быть отведено Стефану Новгородцу, потому что он, при описании цареградских святынь, держался некоторой определенной системы, не злоупотребляя выражениями: "ту" или "ту близ", которые другие (например, иеродиакон Зосима) вставляли иногда лишь для связи речи. Поэтому, при составлении "сводного списка" архимандрит Леонид принял за основание описание Стефана Новгородца, присоединяя, по каждой описываемой им святыне сведения, находящиеся о ней у трех последующих паломников.

Алевиз Новый— итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Автор таких известных храмов, как Архангельский собор, собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, храмы Александровской Слободы начала XVI века и др.

В последней четверти XX века эту точку зрения поставили под сомнение С. С. Подъяпольский и В. П. Выголов. Эти ученые отнесли Большой Кремлёвский дворец к творчеству Алевиза Старого, а В. П. Выголов сомневался в авторстве Алевиза Нового и в отношении церквей, заложенных в 1514 году.

В XIX—XX веках способность Алевиза Нового к творчеству в широком диапазоне архитектурных форм подтверждалась такими зданиями, как Бахчисарайский дворец, Архангельский собор, церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот и Благовещения в Старом Ваганькове. В 1976 году было установлено, что Алевиз являлся и автором собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре. В начале 2000-х годов список известных нам построек зодчего дополнили храмы Покрова, Троицы, Успения и Алексея митрополита в Александровской Слободе.

Таким образом, Алевиз Новый с 1505 по 1508 годы строил Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи, и далее специфика его работы как храмоздателя также оставалась приоритетной. Как показал С. В Заграевский, с 1508 по 1513 год Алевиз Новый строил храмы и великокняжеский дворец в Александровской Слободе, а с 1514 года — 11 церквей в Москве. Существуют неподтверждённые версии, что он являлся автором церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове, Успенского собора в Дмитрове, собора Вознесенского монастыря в Москве и др.

Азъ, грѣшный Стефанъ из Великаго Новагорода, съ своими другы осмью приидох въ Царьградъ[1] поклонитися святым мѣстом и цѣловати телеса святых. И помилова ны Богъ святыи Софеи Премудрость Божия. В недѣлю Страстную приидохом въ град, и идохомъ къ святѣй Софеи.[2]

Ту стоить столпъ чюденъ[3] вельми толстотою и высотою и красотою, издалеча с моря видѣти его. И на верху его сѣдить Иустинианъ Великы на конѣ велми чюденъ: аки живъ, в доспѣсѣ сороцинском, грозно видѣти его, а в руцѣ яблоко злато велико, а вь яблоцѣ крестъ, а правую руку от себе простеръ буйно на полъдни на Сороциньскую землю, къ Иерусалиму. Суть же инии стлъпове мнози по граду стоятъ от камени мрамора, много на них писаниа от връха и до долу писано рытию великою. Много дивитися и умъ не можеть сказати: желѣзо камени того не иметь.

А от того столпа Устинианова внити въ двери святыя Софии в первыя двери, поступивъ мало — въ другия, и 3-е, и 4-е, и 5-е, и в шестые, тож в седмые двери внити въ святую Софѣю, великую церковь. И, пошед мало, обратитися на западъ и възрѣти горѣ на двери: ту стоит икона святы Спасъ. О той иконѣ рѣчь в книгах пишется, того мы не можем исписати. Ту бо поганы иконоборец лѣствицю пристави, въсъхотѣ съдрати вѣнець златый, и святая Феодосиа опроверже лѣствицю и расзби поганина, и ту святую заклаша рогом козьим.

И оттоле мало пошед, видѣхомъ множьство народа, цѣлующе Страсти Господни,[4] и възрадовахомся велми, зане бо без слезъ не мощно приити къ Страстем Господнимъ. И ту видѣ нас царевъ боляринъ, ему же имя протостратарь,[5] и допровади ны до Страстей Господних, Бога ради, и цѣловахомъ, грѣшнии. По той же сторонѣ, поступивше мало, ту на стѣнѣ Спасъ, мусеею утворенъ, и вода святая от язвъ гвоздинных от ногу его идет, и ту цѣловахом; и помазаша ны масломъ и напои водою святою. И ту стоятъ столпове от камени краснаго мрамора, оковани чюдно, в них же лежать мощи святых.[6] Ту люди прикасаются, идѣже кого болить, здравие приемлют. И ту видѣ нас святый патриархъ Царяграда, ему же имя — Исидоръ,[7] и цѣловахом в руку его, понеже бо велми любить Русь. О великое чюдо смирениа святых! Не наш обычай имѣютъ.

Оттолѣ идохомъ къ святому Арсению патриарху и цѣловахом тѣло его, и помаза ны старець маслом его. И то все идет посолнь въ церкви той.

И оттолѣ пошедше въ двери из церкви, итти промеж стѣнъ со свѣщею, обходя акы кругомъ.

И вышедше из великого олтаря на лѣвую руку посолнь — и ту кандило велико с маслом сткляно падеся от высоты и не разбися, ни огнь не угасе. Аще бы желѣзно было, то да бы ся разбило, но нѣкая сила невидимая поставила на камени. И ту близ трапеза каменна святого Авраама, ему же Богъ въ Троици явися под дубом Амаврийскым; той дубъ зелено лѣствие имѣет и зимѣ и лѣтѣ, и до скончяниа вѣку, огороженъ каменем высоко, сороцина стрегуть его. Ту же одръ лежить желѣзенъ, на нем же святых мученикъ мучиша, поставивше на огнѣ. У того одра множество люди приходитъ и приемлють исцѣление, и цѣловахом его. И ту стоятъ стлъпове от камени багряна, красни велми, пропестри, аспиду подобни; видети в них человѣку лица своего образ, аки в зерцало; от великого Рима привезени суть.

Имать же святый Софеи множьство кладязъ съ сладкими водами, оприч тѣх, иже въ стѣнах церковных и промежу стѣнъ, и не познати их равно со дном, рекше, помостом церковным. Суть же колца желѣзны вбиваны въ мраморъ, мрамор бо зовется камень гладокъ и красенъ вельми. Тако же и кандилъ множество неисчетно въ святой Софии: иная же въ предѣлех и в комарах, а инии въ стѣнах и промежи стѣнъ и во улицах церковных, идѣже иконы великыя стоят, и ту кандила с маслом древяным горят. И ту, грѣшнии, приходихом съ слезами и радостию, по силѣ свѣщи подавахом, тако же и у мощей святых. Святы Софеи имат дверей 365, тако же и престолов, окованы хитро велми. Инии же от них загражени за оскудѣние.

А о святѣй Премудрости Божии умъ человѣчь не может сказати и исчести, но что видѣхом, и написахом.

Идучи же от святыа Софии мимо столпъ Иустиниановъ, мимо малы тръгъ, нарицаемы Милии, мимо святаго Феодора, на гору поити великою улицею — Царевым путемъ. Подшед не далече доброго стрѣлца перестрѣлъ, ту стоить столпъ правовѣрнаго царя Констянтина от багряна камени, от Рима привезенъ. На връх его крестъ, в том же столпѣ 12 коша укрух,[9] ту же и секира Ноева лежит. Ту патриархъ лѣто провожаеть.

И оттоле идохомъ в монастыръ святыя Богородица, иже зовется Перечь.[11] Ту лежит глава Иоанна Златоустаго,[12] и поклонихомся и цѣловахом. И оттолѣ идохом в монастырь Понахрандов,[13] ту — глава святаго Василиа.[14] И оттоле не далече монастырь Пандънасу,[15] и ту суть Страсти Господни, на двое раздѣлены.

От подрумия поити мимо Кандоскамии,[18] туто суть врата городная желѣзна решедчата, велика велми; тѣми бо враты море введено внутрь города. И коли бываетъ рать с моря, и ту держат корабли и катарги, до треюсотъ. Имѣет же катарга веслъ 200, а иная 300 весел, в тѣх судех по морю рать ходить. А оже будет вѣтръ, а они бѣжат и гонят, а корабль стоит — погодия ждеть.

Таже идохом ко святому Иоанну, въ Студискы монастырь, много бо суть ту видѣниа — не възможно писати — и цѣловахом тѣло святаго Савы повара: 40 лѣт варилъ на братию ясти. А другое — тѣло святыя Соломаниды. И ту стоит лотокъ, на нем же вообразися святая Богородица съ Христомъ: проскурникъ всыпа муку на доску и възлия воду, и въскрича отрочя в муцѣ на доскѣ. И проскурник, ужасеся, тече къ игумену и братии. И прииде игумен и братия и видѣша на досцѣ образ святыя Богородица съ младенцем съ Христомъ. Церковь же та велика велми и высока, полатою сведена, иконы в ней, аки солнце сиають, велми украшены златом, а дно церковное — много дивитися: аки женчюгом иссажена, и писцу тако не мощно исписати. Тако же и трапеза, идѣже братия ядять. Велми чюдно, паче инѣх монастырей, стоит на краи, близ Златых вратъ. Ту жилъ Феодоръ Студискы[20] и в Русь послал многы книги: Устав, триоди и ины книгы.

И оттоле идохомъ в Перевлету, рекше, к Прекрасней Богородици в монастырь, и цѣловахом руку Иоанна Крестителя[21] и Симеона Богоприимца[22] и Григориа Богослова.[23] И оттоле идохом къ Аньдрѣю Критскому,[24] той есть монастырь женскы велми красенъ, и цѣловахом мощи святаго Андрѣа. И оттоле идохом къ святому патриарху Тарасию и цѣловахом мощи его, и оттоле идохом къ святѣй Еуфимии и цѣловахом мощи ея. Оттоле идохом къ святѣй Богородици в монастырь и цѣловахом святую Елисаветь. И оттоле идохом къ святому пророку Даниилу, пришед къ церкви поити ис под земли степеней 25, съ свѣщею ити; на правой руцѣ — гробъ святаго пророка Данила, а на лѣвой руцѣ — святаго мученика Никиты. И цѣловах ихъ грѣшнии, и печять взяхом святаго пророка Данила.[25] И оттоле идохом къ святому Иоанну Милостивому[26] и къ святѣй Марии Клеопинѣ и къ святѣй мученици Феодосии, юже заклаша рогамъ козиимъ за икону Христову. Ти святии лежать въ единой церкви высоко ити по лѣствицѣ горѣ, тоже внити въ церковь, и цѣловахом, грѣшнии. И оттоле поити на гору къ Апостольстѣй церкви, и ту цѣловахом мощи святаго Спиридона и святаго Полиекта. И, пришед къ олтарю — на правой руцѣ гробъ святаго Григориа Феолога в преградѣ олтарьнѣй, ту же гробъ Иоанна Златоустаго, ту же близ икона в киотѣ святы Спасъ, в ню же ножем удари невѣрный и поиде от иконы кровь. Тоже и до нынѣ кровь та знати, и цѣловахом, грѣшнии. А от великых дверей по правой руцѣ стаятъ два стлъпа: единъ, идѣже бѣ привязанъ Господь нашь Исус Христос, а другы, на нем же Петръ плакася горко.[27] Привезены от Иерусолима. Единъ толъстъ, иже бѣ Исусовъ, от зелена камени, прочернь, а други, Петровъ, — тонокъ, аки бревенце, велми красен, прочернь и пробѣль, аки дятленъ. А олтарь ту среди церкви велик, и пошед от олтаря прямо на въстокъ по церкви — ту стоит гробъ царя Константина, велик, от камени багряна, аки аспиду подобна: инѣхъ же много гробовъ царьских, но не святи. Ту цѣловахом грѣшнии.

А оттоле идохом к Спасу великому монастырю, рекше Вседръжителю: внити въ врата пръвая, и есть над враты Спасъ мусеею утворенъ, великъ образом, а высоко. Тако же и въ другая врата внити, тоже в монастырь внити. Велми красенъ, а церковь мусеею удивлена изовну, аки сиаеть. Ту доска Господня лежить, ту же 3 главы лежать — Фрола, и Лавра, Якова Перьскаго, ту тѣло Михаила Черноризца без главы; ту же стоит въ олтари сосуд от бѣла камени, в нем же Исус от воды вино сътвори — велми чюдно.

И оттоле идохом в Лахерну, в церковь святыя Богородица идѣже лежить риза и поясъ и скуфия, иже бѣ на главѣ ея была. А лежит въ олтари на престолѣ, в ковчезѣ запечятано тако же, яко же и Страсти Господни, еще и твержи того: приковано желѣзом, ковчег же сътворенъ от камени хитро велми. И цѣловахомъ. Ту лежит святы Патапей и святая Анастасия и святаго Пантелѣймона мощи, цѣловахом. И оттоле идохом къ церкви святаго Николы, ту лежит глава святаго Григориа и святаго Леонтия.

И оттоле идохом внѣ града. На поле, близ моря, монастырь великъ въ имя святых Козмы и Дамиана, ту цѣловахом главы ею, окованы хитро велми златом. А оттоле възвратихомся и въ град и идохом къ святой Феодосии дѣвици и цѣловахом ю, ту есть монастырь женскы въ имя ея, при мори. Есть же чюдно велми: въ всякую среду и пяток, аки праздникъ, множьство мужей и женъ подавают свѣща и масло и милостыню. Ту же множество людей лежить болных на одрѣх, различными недуги одръжими, приимають исцѣлениа и входять въ церковь, а ины вносят и ложатся пред нею по единому человѣку, а она въступает, идѣже кого болит, и здравие приимают. А пѣвци поють от утра до 9-го часа, таже литургию поють поздно.

И оттоле идохом сквозѣ град, — далече поприще велико итти къ святому Кипреану, — и цѣловахом тѣло его: великъ былъ тѣломъ. Ту близ монастырь женски, и ту глава святаго Пантелѣймона, ту же и кровь его. А оттоле идохом в монастырь святаго Стефана, ту лежит глава его. А оттоле идохом къ святѣй Варварѣ, и глава ея ту.

А въ Царьград, аки в дубраву велику внити: без добра вожа невозможно ходити, скупо или убого не можеши видѣти ни цѣловати ни единого святого, развѣ на праздники которого святого будеть, то же видѣти и цѣловати.

Оттоле поидохом къ Иерусалиму.

[2] . и идохомъ къ святѣй Софеи. — Главная святыня Константинополя — храм Святой Софии, построен в 532—537 гг.; после завоевания Царьграда турками стал мечетью Айя-София, в настоящее время — музей.

[3] Ту стоить столпъ чюденъ. — Конная статуя императора Юстиниана. До нашего времени не сохранилась.

[5] . протостратарь. — наименование одного из византийских придворных чинов.

[7] Исидоръ — царьградский патриарх с 1347 по 1349 г.

[9] . в том же столпѣ 12 коша укрух. — Согласно Евангелию, Христос накормил пятью хлебами пять тысяч человек. После того как все наелись, ученики Христа собрали оставшиеся от трапезы куски хлеба и наполнили ими двенадцать корзин (Мф. 14, 19—20; Мр. 6, 41—44; 8, 19).

[10] . близ церкви великия Ирина святая. — вторая по величине после Софии церковь Константинополя.

[11] . в монастыръ. Перечь. — Название, по-видимому, искажено, по другим источникам не известно.

[12] Иоанн Златоуст — один из виднейших идеологов восточно-христианской церкви. Β 398—404 гг. был константинопольским патриархом, умер в 407 г., находясь в ссылке в Киликии. Был причислен церковью κ лику святых. Β 438 г. его мощи были перенесены в Константинополь.

[13] . в монастырь Панахрандов. — Панахрантов монастырь, на восток от Софийского собора.

[14] . глава святаго Василиа. — Василий Великий — один из видных церковных деятелей IV в., с 370 по 379 г. был епископом Кесарии в Каппадокии. Автор целого ряда церковных сочинений.

[15] . монастырь Пандънасу. — Монастырь Пандассы, построен в XII в.

[16] . къ святѣй Богородици выходнѣй иконѣ. — Знаменитая в Византии и на Руси икона Одигитрии считалась написанной евангелистом Лукой. Икона была на каменной доске, окована серебром и золотом, чем объясняется ее тяжесть.

[17] рипиды. — особые опахала, которыми обмахивают святыню.

[18] Кандоскамия — военная гавань Константинополя на Мраморном море.

[19] Хозрой — персидский царь, вел войны с императором Юстинианом в 532—533 и 542—562 гг. Легенда ο Хозрое в передаче Стефана объединяет легендарные предания ο двух нашествиях на Константинополь — персов и руссов.

[20] Ту жилъ Феодоръ Студискы. — Феодор Студит, идеолог монашества, с 798 по 826 г. был настоятелем Студийского монастыря; автор целого ряда церковных сочинений, в том числе особо строгого монастырского устава. Этот устав был принят на Руси Киево-Печерским монастырем и стал образцом монастырского устава и для других русских монастырей.

[21] Иоанн Креститель — пророк, предсказавший пришествие Христа (отсюда его второе прозвище Предтеча) и крестивший в реке Иордане многих евреев, в том числе и Иисуса Христа. Жил при правителе Иудеи Ироде Антипе, был обезглавлен по наущению Иродиады, жены Ирода.

[22] Симеон Богоприимец — согласно Евангелию от Луки иудею Симеону было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа. Когда родился Иисус Христос и на сороковой день был принесен в иерусалимский храм, то туда в это же время по вдохновению свыше пришел Симеон. Он взял Христа на руки, произнес молитву и пророчествовал ο миссии Христа.

[26] Иоанн Милостивый — патриарх александрийский VII в., прославился своим нищелюбием.

[28] Иоанн Дамаскин — церковный деятель первой половины VIII в., сириец по происхождению, большую часть жизни провел в монастыре близ Иерусалима, автор многих церковных сочинений.

Читайте также: