Хоровое творчество бортнянского кратко

Обновлено: 04.07.2024

Дмитрий Степанович Бортнянский - самый выдающийся русский музыкальный деятель XVIII века. Его духовные хоровые концерты и инструментальные произведения не перестают звучать и в наше время. С Павловском композитора связывали 12 лет службы при Дворе великого князя Павла Петровича и находившаяся в собственности небольшая усадьба в одном из самых живописных уголков города.


Дмитрий Степанович Бортнянский родился в 1751 году в казачьей семье в древнем городе Глухове, являвшемся в то время резиденцией малороссийского гетманства. Первые азы музыкального искусства будущий композитор постигал в певческой школе родного города, готовившей певцов для русского императорского двора. Мальчик обладал идеальным музыкальным слухом и великолепным, особым голосом - дискантом. Семи лет от роду его разлучили с семьей, привезли в Петербург и определили в лучший в то время российский хор - Придворную певческую капеллу. Вскоре он успешно исполнял сольные партии и выступал в придворных оперных спектаклях. Одаренного солиста приметил служивший у Екатерины II придворным капельмейстером венецианский композитор Б. Галуппи, европейская "звезда" того времени. Он и ходатайствовал в 1769 году перед императрицей о направлении юноши на учебу в Италию.

При дворе великого князя Павла Петровича Бортнянский появился в 1785 году в качестве придворного композитора и учителя музыки членов великокняжеской семьи, заменив уехавшего на родину известного итальянского маэстро Паизиелло. К этому времени Дмитрий Степанович уже завершил в Италии десятилетнее обучение мастерству придворного капельмейстера и имел репутацию одного из популярнейших композиторов. Его хоры распевались по всему Петербургу, а сочинения печатались с особым изыском значительным тиражом. Хорошо была знакома с его творчеством и великая княгиня Мария Федоровна.

С приездом Бортнянского музыкальная жизнь Павловска заметно оживилась. В XVIII веке музыка являлась неотъемлемой частью любой придворной жизни, поэтому и в новой великокняжеской усадьбе она звучала постоянно как в праздники, так и в будни. В обязанности Бортнянского входило создание произведений для всевозможных нужд членов семьи наследника престола.

Музыка композитора украшала семейные торжества с иллюминациями и фейерверками, под нее танцевали во дворце на балах и маскарадах, его марши сопровождали парады и военные забавы великого князя Павла Петровича, а летними вечерами в павильонах парка или прямо под открытым небом звучали его романсы, сонаты и пьесы. Позднее под музыку Бортнянского в Павловске чествовали Александра I, возвратившегося победителем с войны 1812-1814 годов.

Большую роль произведения Бортнянского играли и в театральных развлечениях хозяев усадьбы. По моде, вошедшей в европейское общество в середине XVIII века, великокняжеская чета увлекалась любительским театром, в котором роли исполняло их великосветское окружение. В Павловске для таких спектаклей Бортнянским были написаны две прелестные комические оперы "Празднество сеньора" в 1786 году и "Сын -соперник" в 1787. В период засилья итальянской оперы эти произведения способствовали утверждению национального музыкального театра и оказали значительное влияние на развитие всего русского оперного искусства. Для постановки музыкальных спектаклей в конце Тройной липовой аллеи по проекту архитектора В. Бренна был построен небольшой деревянный театр. Театр представлял собой прямоугольное в плане здание на высоком цоколе, его фасад был отделан косыми тонкими рейками под трельяж, украшен пилястрами, гирляндами, высоким фронтоном с фигуркой голубки, гипсовой скульптурой в нишах боковых крыльев. Сооружение разобрали в 1856 году, когда музыкально-театральная жизнь из усадьбы переместилась в город и Павловский вокзал. Сейчас о существовании театра напоминает название находящихся рядом небольших ворот, оформляющих вход в парк.

С восшествием на престол императора Павла Петровича Бортнянский получил должность управляющего петербургской Придворной певческой капеллы и занимал ее уже до конца жизни. Но связь композитора с Павловском не прекратилась. Еще в 1792 году Мария Федоровна в своей любимой резиденции выделила Дмитрию Степановичу участок земли с домом и большим садом на высоком берегу речки Тызвы, рядом с Бертоновым мостом, и с прекрасным видом на Мариенталь, позднее перестроенным в крепость. С получением новой должности рядом с усадебным домом Дмитрий Степанович построил помещения для летнего проживания придворных певчих из Петербурга. Там же проходили репетиции и иногда давались концерты. После смерти Бортнянского его вдова Анна Ивановна продала усадьбу частному лицу. Остатки строений на этом историческом месте исчезли во время немецкой оккупации.

Последние 30 лет своей жизни Бортнянский посвятил сочинению хоровых концертов, а также переложению древних церковных песнопений, делая их понятными для современников. Одним из первых в России он начал создавать кантаты - крупные вокально-инструментальные произведения, которые давались не всем композиторам. В период Отечественной войны 1812 года для подъема национально-патриотического духа россиян уже немолодой композитор работает в новом для себя жанре. Он создает военно-патриотические произведения, в их числе самое знаменитое свое сочинение, вошедшее в летопись русского музыкального искусства, песню "Певец во стане русских воинов" на слова В.А.Жуковского.

В Петербурге Бортнянский имел собственный дом на Б.Миллионной улице, 9, сохранившийся до наших дней (в советское время ул.Халтурина). Там размещалась собранная композитором великолепная картинная галерея. В этом доме композитор и умер 27 сентября 1825 года. Как говорит легенда, почувствовав приближение смерти, он вызвал к себе певчих капеллы и попросил их спеть свое произведение "Вскую прискорбна еси душе моя". С его последними звуками сердце композитора перестало биться. Бортнянского погребли на Смоленском кладбище, а с созданием в 1937 году в Александро-Невской лавре некрополя мастеров искусств, его прах и памятник - гранитный обелиск были перенесены в мемориальный парк монастыря.

Бортнянский дружил с президентом Академии художеств А.С.Строгановым, поэтом Г.Р.Державиным, скульптором И. П. Мартосом и другими выдающимися людьми. Он являлся всесторонне образованным человеком, владел пятью иностранными языками, был обаятельным, мягким, уравновешенным, доброжелательным. Но главным его достоинством был талант, позволявший ему создавать свои замечательные творения технически нетрудными, привлекательными и понятными самой широкой аудитории слушателей. Участие же Бортнянского в музыкальной жизни Павловска способствовало закладке его музыкальных традиций, которые утвердились с открытием знаменитого Павловского музыкального вокзала и завоевали городу почетное место в русской культуре.

"Да исправится молитва моя"

Бортнянский Дмитрий Степанович

Композиторская музыка в России начала делать свои первые шаги только в XVIII в. Её истоком было народное творчество. Именно в XVIII в. его начали собирать, исследовать и записывать.

В Петербурге и Москве начали ставить оперы. Появились и свои композиторы: Осип Козловский (1757-1831), Михаил Соколовский (1756-?), Михаил Матинский (1750-1820), Даниил Кашин (1769-1841), Дмитрий Бортнянский (1751-1825).

Дмитрий Степанович Бортнянский был не только композитором, но и певцом и дирижёром. Он автор опер, хоров, увертюр, концертов, сонат, маршей, разнообразной инструментальной музыки, а также духовных произведений. Его творческая жизнь сложилась очень счастливо, что редко бывает с истинными талантами.

Происхождение и детство

По отцу, Штефану Шкурату, род Бортнянских восходит к русинам (этнографическая группа украинцев). Казак Штефан Шкурат состоял на службе у гетмана К.Г. Разумовского. Он сам изменил свою фамилию на более благородную по названию села, где родился. Польское село Бортне расположено недалеко от польско-словацкой границы. Так Штефан Шкурат стал Степаном Васильевичем Бортнянским.

Мать – Марина Дмитриевна Бортнянская (по первому мужу Толстая).

Дмитрий Бортнянский родился в городе Глухове (ныне Сумская область Украины) 28 октября 1751 г.

Музыкальные способности у него проявились очень рано, удивительно красивым и чистым был его голос (дискант), поэтому уже в 5 лет его отдали в Певческую школу в Глухове, где он 2 года учился вместе с будущим композитором М. Березовским. Здесь маленькие певчие занимались вокалом и игрой на музыкальных инструментах (бандуре, гуслях, скрипке).

Краткая биография

Дмитрий Бортнянский (худ. М. И. Бельский 1788)

Дмитрий Бортнянский (худ. М. И. Бельский 1788)

Личная жизнь

Жена: Анна Ивановна Бортнянская.

Дети: сын Александр – военный. Служил в гвардии в чине поручика.

Внуки: Марья и Дмитрий. Дмитрий имел сильный и красивый голос и ещё в раннем детстве был принят дедом в капеллу певчим.

В семье Бортнянского приютили и воспитали сироту Александру Михайлову.

Дмитрий Бортнянский (рисунок 1841 г.)

Дмитрий Бортнянский (рисунок 1841 г.)

Значение деятельности

Он много сделал для развития хорового искусства:

  • Отделил хор a capella от оперного.
  • Повысил певчим жалования.
  • Строил для певчих новые жилые корпуса.
  • Хранил и развивал вокальные традиции капеллы.

В начале 1800-х гг. ввел дневные открытые концерты в зале Капеллы.

Бортнянский – автор духовных произведений. Его духовная музыка сильно изменила церковное пение в России. Он создал новый тип духовного хорового концерта. Новаторство этих концертов в том, что в них он использовал элементы народной музыки и маршевые ритмы, лирические песенные мотивы и танцевальные мелодии.

Памятник Д.С. Бортнянскому в Глухове

Памятник Д.С. Бортнянскому в Глухове

Музыка композитора отличается безупречным художественным вкусом, сдержанностью, благородством, классической ясностью, высоким профессионализмом, которого он добился в результате изучения современной европейской музыки.

Творческое наследие Бортнянского поражает жанровым разнообразием: 6 опер, более 100 произведений для хора, множество инструментальных произведений, произведений для клавесина и оркестра, романсов, ораторий.

В XIX в. его музыка была почти забыта, оценивалась порой как слишком слащавая, но в XX в. о ней вспомнили и сейчас она вновь вернулась к слушателям. А его духовная музыка всегда пользовалась популярностью.

  • 55 духовных хоровых концертов для четырёхголосного хора.
  • 12 духовных концертов.
  • 30 хоровых концертов.
  • Около 20 переложений церковных песнопений.

Бортнянский одним из первых в России начал писать кантаты, очень сложный музыкальный жанр (вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра).

Он пользовался любовью соотечественников не только как композитор, но и как разносторонне одаренная личность, обладавшая редким обаянием. Был страстным коллекционером, собирал произведения живописи и скульптуры.

Бортнянский Дмитрий Степанович

Бортнянский Дмитрий Степанович - русский композитор. Родился 28 октября 1751 года в городе Глухов. Скончался 10 октября 1825 года в Санкт-Петербурге.

1758: Певчий Придворной Капеллы в Петербурге

Родился Дмитрий Бортнянский в семье казака в городе Глухове, который в то время был столицей Малороссии и славился своей Певческой школой. Проучившись в этой школе год или два, семилетний мальчик, обладавший превосходным дискантом, в числе десяти лучших учеников был отправлен в Санкт-Петербург и определен в певчие Придворной Капеллы еще в царствование Елизаветы, дочери Петра I.

"Вышеупомянутый хор… - писал Я. фон Штелин, - состоит теперь из ста превосходнейших отборных певцов… и включает в себя светлые, нежные и сильные голоса…"

Певчие участвовали в отправлении церковных служб, в оперных постановках, в музыкальных увеселениях двора - концертах-"эрмитажах", сопровождали императрицу во время ее прогулок. Хоровая музыка звучала и во время званых обедов и ужинов августейшей семьи.

Один из первых биографов Бортнянского, его дальний родственник Д. Долгов, рассказывает историю из детства композитора, связанную с императрицей Елизаветой Петровной:

Яркий талант юного певчего не остался незамеченным. Одиннадцатилетнему Дмитрию поручена партия Альцесты в опере "Альцеста", написанной придворным композитором Г. Раупахом на либретто А. Сумарокова. Спустя два года при возобновлении постановки он уже исполняет главную мужскую теноровую партию Адмета.

Как знать, так ли удачно определилась судьба Бортнянского, если бы его молодость и становление как музыканта не пришлись на эпоху "золотого века" Екатерины II.

1769: Отъезд в Италию с Галуппи

В Италии стажировались многие музыканты. Венеция славилась традициями хоровой музыки и театрами, Неаполь считался родиной лучших оперных маcтеров Италии XVIII века, Болонья была оплотом академического музыкального образования и науки.

Сначала юноша направился в Венецию - родной город своего учителя, и еще несколько лет продолжал брать у Галуппи уроки. Предметом их занятий были опера, различные жанры культовой музыки, вокально-инструментальные композиции.

Галуппи продолжал покровительствовать Бортнянскому и тогда, когда молодой композитор начал делать первые самостоятельные шаги в своем творчестве: его рекомендации открывали перед начинающим музыкантом двери музыкальных учреждений, помогали в получении заказов.

Однако Дмитрий занимался не только учебой. Хорошо владевшего итальянским, французским и немецким языками юношу сразу же привлекли в качестве переводчика во время военных действий в период русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. И он "часто был … употребляем графом Орловым в бытность его в Венеции для переговоров с греками, албанцами и другими народами касательно до военных приуготовлений…"

В 1776 г. Бортнянский впервые пробует себя как оперный композитор. В венецианском театре San Benedetto, вероятно по протекции Галуппи, состоялась премьера оперы "Креонт". На издании либретто было указано время постановки: "осень 1776 г." Однако на рукописной партитуре, которая считалась утраченной и совсем недавно была обнаружена П. Сербиным в одном из европейских собраний, стоит "1777 г." и содержится упоминание об еще одной постановке, подтверждая сведения, приведенные в 1857 г. в биографическом очерке о Д. Бортнянском его внуком Д. Долговым. Это означает, что опера исполнялась неоднократно в течение всего сезона.

Чье литературное произведение было положено в основу "Креонта", удалось разгадать не сразу, так как имя автора не было указано в печатном издании. Однако Моозер установил, что это переделанный текст либретто, написанного в 1772 г. итальянским поэтом М. Кольтеллини для своего соотечественника Т. Траэтты к его опере "Антигона", в то время когда они оба находились на службе у Екатерины II. Подробнее об этом в статье Галины Малининой (PDF).

Следующая опера - "Алкид" (Alcides) - была также поставлена в Венеции в 1778 году, в театре San Samuel. Она написана на известное либретто П. Метастазио. Новое сочинение было свидетельством полной творческой зрелости двадцатисемилетнего композитора, его выдающегося художественного дарования.

В конце того же года, уже в Модене, в придворном театре герцогов д'Эсте была поставлена последняя, как принято считать, итальянская опера Бортнянского "Квинт Фабий" (Quinto Fabio), написанная на популярное либретто Апостоло Дзено, который взял за основу сюжет из классической Римской истории. На титульном листе авторской партитуры указано, что опера исполнялась во время карнавала 1779 г. Рецензия в журнале "Мессаджеро" свидетельствует, что премьера состоялась раньше - 26 декабря 1778 г. - и получила "высокое одобрение двора его светлости и единодушные аплодисменты зрителей…"

Модена оказалась последним итальянским адресом композитора. Есть сведения о том, что ранее он посетил Болонью. Не могли не привлечь его внимания сокровищница художественных ценностей - Флоренция и Рим, этот "вечный город". Тем более, что в Риме учился друг Бортнянского - скульптор И. Мартос (большинству он известен как автор известного памятника Минину и Пожарскому на Красной площади), также "пенсионер", но Академии художеств. Скорее всего приезжал композитор и в Ливорно, где стояла русская эскадра, возглавляемая А.Г. Орловым.

Сочиненная им "Немецкая обедня" позволяет предположить, что побывал Бортнянский и в Австрии, и, вероятно, даже во Франции, чему может быть свидетельством написанная им в 1778 году ария на французский текст.

Сведения о произведениях, созданных в "итальянский" период, их количестве крайне скудны. Скорее всего, в основном, это были многочисленные мотеты, хоровые полифонические песнопения на библейские тексты, - свидетельство основательности школы, пройденной Бортнянским под руководством Б. Галуппи.

Немногое известно и о сочиненных тогда же произведениях в жанрах камерной инструментальной музыки. В списке рукописей, переданных в Придворную капеллу после смерти композитора его вдовой, Анной Бортнянской, значится шестьдесят одно сочинение для разных инструментальных составов. До наших дней дошло лишь около двадцати. Столь же неполон и перечень его светских вокальных сочинений.

До сих пор неясно, сколько опер было в действительности создано Бортнянским во время его стажировки. По свидетельству архивных документов вдова передала на хранение "пять итальянских опер". Однако сведения имеются лишь о трех, упомянутых ранее.

Что же стало с "итальянскими" рукописями композитора? Хранятся ли они где-то в частных архивах и ждут своего часа или безнадежно утрачены? Относительно недавние находки - два мотета, французская ария и канцонетта - разрешают помечтать о счастливом финале. Стиль творчества Бортнянского - лучшее свидетельство тому, что уроки мастерства, которым щедро делился с ним маэстро Галуппи, были с благодарностью и успешно восприняты.

1779: Возвращение в Петербург. Капельмейстер Придворного певческого хора

В апреле 1779 г. Дмитрий Бортнянский получает из России за подписью директора придворных театров И.П. Елагина уведомление предписывающее ему, "взяв с собою все сочинения", "немедля нисколько" "возвратиться… в отечество". Тон и содержание письма были весьма уважительными с заверениями в том, что при желании композитор сможет посетить Италию снова.

Возвращение композитора в Россию и представление его императрице прошли удачно. Преподнесенные им Екатерине II "итальянские" сочинения произвели сенсацию. Бортнянский получает должность капельмейстера Придворного певческого хора, а Бальдассаре Галуппи "за труды его в обучении посыланного туда придворным певчим Дмитрия Бортнянского" была послана тысяча цехинов.

1783: Главный капельмейстер малого двора Павла Петровича, учитель музыки у его жены и детей

Также он был учителем музыки Марии Фёдоровны и детей наследной четы - в т.ч. будущего императора Александра I.



Император Павел I и императрица Мария Федоровна с детьми, великими князьями Александром (будущим императором) и Константином. Конец XVIII - начала XIX в. Неизвестный художник. Стекло, тушь. Размер 11 х 16,5 см. Копия с силуэта И. Ф. Антинга. Аналогичная работа хранится в собрании Ю.Вейцмана, Мюнхен.

Занимаясь музицированием с императрицей Марией Феодоровной, Бортнянский создал много инструментальных сочинений: пьесы, сонаты и ансамбли для клавесина, произведения для оркестра, романсы и песни.

В 80-х гг. XIX в. в издании, предпринятом П. И. Юргенсоном, ряд исправлений был сделан П. И. Чайковским. В наст. время можно восстановить лишь ок. 10 концертов Б., не изданных Капеллой.

1796: Директор Капеллы

Последний период творчества (с кон. 90-х гг. XVIII в.) был почти всецело связан с работой в Капелле, сочинением и изданием церковной музыки. С 1796 г. Б. занимал должность директора вокальной музыки и управляющего хором, к-рая фактически являлась должностью директора Капеллы, но офиц. назначение на пост директора произошло в 1801 г. В 1796 г. Б. получил чин коллежского советника. В те же годы он - активный участник кружка Н. А. Львова, объединившего просвещенных деятелей лит-ры и искусства (Г. Р. Державина, М. М. Хераскова, Д. Г. Левицкого и др.), знаток живописи и собиратель картин (судьба его коллекции неясна).

15 января 1797 года Бортнянский приобрёл трёхэтажный дом на Миллионной улице. Современный адрес - Миллионная улица, д.9.

В 1803 году в связи со значительным подъемом уровня улицы из-за наросшего за долгое время культурного слоя дом композитора был перестроен архитектором Андреяном Захаровым: цокольный этаж обращен в высокий подвал, проезд во двор поднят на уровень 1-го этажа, а над ним сооружен балкон.



По указанию императора Павла I Дмитрий Бортнянский обработал (или написал заново) всю музыку ритуала "Вечерняя заря".

В 1806 г. Бортнянский стал действительным статским советником, в 1815 г.- членом С.-Петербургского филармонического об-ва.



1816: Обладатель монополии на издание церковной музыки в России

С 1816 г. Бортнянский исполнял обязанности цензора духовной музыки. Этот год ознаменовался Указом Св. Синода, запрещающего петь в церквах по рукописным тетрадям:

Так Бортнянский стал обладателем монополии на издание церковной музыки в России, в то время как пользоваться рукописными нотами было запрещено.

Бортнянский издал все собственные церковные произведения, которые посчитал достойными публикации, в том числе 35 хоровых концертов на четыре голоса и 11 двухорных концертов.

  • шесть духовных произведений его учителя Галуппи;
  • также награвировано было по одному концерту Березовского (Не отвержи мене во время старости),
  • Сарти (Ныне силы небесныя),
  • Биорди (Ныне силы небесныя),
  • Гейне (Тебе Бога хвалим) и
  • знаменитое Miserere Аллегри с церковнославянским текстом: Помилуй мя, Боже.

Музыкальные произведения

Согласно канонам эстетики классицизма, произведения Б. посвящены вечным темам и идеалам и почти не актуализируют конкретной национальной специфики. Муз. язык Б. соответствует нормам стиля классицизма: четкая функциональность гармоний с главенством тонико-доминантовых соотношений, ясность мелодических оборотов с опорой на поступенное движение и аккордовые звуки, квадратность и симметричность строения тем, стройность композиционного плана.

Список сочинений Бортнянского из более чем 200 названий включает произведения для хора, оперы, и инструментальные концерты, и сонаты, и симфонии.

После смерти композитора в 1825 году архив его рукописей был передан его вдовой в Придворную певческую капеллу. Во второй половине XIX века этот архив, по утверждению исследователя Павла Сербина, "был разбазарен, многие рукописи ушли к антикварам, большая часть автографов была утеряна, в том числе, почти все его инструментальные сочинения". Какие-то ноты остались в европейских архивах.

Песнопения для церкви

Концерты для хора

Творчество Бортнянского ознаменовало собой наступление классического этапа в отечественной церковной музыке.

В советский период духовную музыку Бортнянского или не исполняли вовсе, или перетекстовывали. Были поэты, которые вместо псалмов, на которые написаны его духовные концерты, вставляли стихи про природу [4] .

Литургии

Studio. Хоровая фуга на текст: Amen. Рукопись обнаружена М.П. Пряшниковой в собрании Придворной певческой капеллы, хранящемся в Российском институте истории искусств. На наклейке тома надпись, сделанная детской рукой: "Dextra Domini fecit virtutem/ Немецкая обедня с прибавлениями /Amen (Studio)/ Муз. соч. Бортнянского. Фуга написана для четырехголосного хора с сопровождением струнных.

Хвалебные песни

  • на 4 голоса — № 1–4. Б. м., б. г. (изд. Капеллы); № 3. СПб., 1818;
  • на 8 голосов. № 1–10. СПб., 1835; № 5. СПб., 1818;

Отдельные песнопения

Оперные сочинения

Известно, что фрагменты из итальянских опер иногда исполнялись в придворных и публичных концертах конца XVIII–начала XIX века, в том числе во время гастролей выдающейся певицы-сопрано Анжелики Каталани.

Для клавесина и оркестра

Вокальные сочинения

Романсы и песни:

  • Мотет "In convertendo dominus" (1775) для сопрано, альта и баса с сопровождением струнных и basso continuo. Рукопись хранится в Национальной библиотеке Франции. Титульный лист утерян, название и фамилия автора с датой вписаны на нотном тексте. Мотет четырехчастен: 1-я часть (Allegro) и последняя (Grave-Allegro) исполняются тремя голосами, вторая (Larghetto) написана для сопрано, третья (Allegretto) для альта.
  • Мотет "Ave Maria" (Неаполь, 1775) для двух женских голосов (сопрано и контральто) в сопровождении струнных и двух валторн. Одно из наиболее ранних датированных сочинений итальянского периода.
  • Мотет "Salve Regina" (1776) для сопрано в сопровождении струнных, двух гобоев и двух валторн. (В том же году композитор работал над оперой "Креонт"). Развитые партии духовых и речитатив в сопровождении аккомпанемента в среднем разделе напоминают стиль оперы-сериа. В сцене Антигоны ("Креонт") имеется эпизод-ариозо, очень похожий на первую арию из "Salve Regina". Автограф хранится в РИИИ.
  • Мотет "Montes valles resonate". На титульном листе рукописи написано: Motetto/a quattro voci, concertate/con molti stromenti/ di Pietro[!] Bortniansky, 1778. Состав исполнителей очень большой: кроме четырехголосного смешанного хора и солирующих голосов - струнные, флейты, гобои, валторны, трубы, литавры и basso continuo в исполнении партии, названной "Organi". Исследователь Алексей Чувашов установил, что мотет был специально написан на случай для собора Сан-Марко в Венеции. Инициатором заказа был итальянский композитор Фердинандо Джузеппе Бертони, с которым Бортнянский по-видимому активно общался во время пребывания в Италии.
  • Канцонетта "Ecco quel fiero istante" на стихи Пьетро Метастазио для женского голоса с сопровождением струнного квинтета с двумя альтами. Рукописная копия канцонетты была обнаружена М.П. Пряшниковой в библиотеке Воронцовых, в Алупкинском дворце-музее. По-видимому, эта копия не входит в число рукописей, привезенных композитором из Италии. Возможно, что она была сделана по желанию Семена Романовича Воронцова, бывшего послом в Венеции в 1783-85 гг., большого любителя музыки, знатока и поклонника итальянской оперы, или его жены Екатерины Алексеевны, до замужества - фрейлины императрицы, любительницы музыки и ученицы Дж. Паизиелло, певицы, клавесинистки и композитора. Канцонетта входит в цикл из 5 произведений, в котором стоит последней и имеет название "La Partenza" (может быть переведено как "расставание", или "отъезд"). Текст, использованный Бортнянским, - самый известный у Метастазио, к нему обращались многие авторы, в том числе В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А.Сальери и др.
  • Ария "Vas orner le sein de Themire" (1778) для голоса с сопровождением оркестра струнных инструментов с добавлением гобоев и валторн, партии которых, однако, не выписаны. Рукописная копия этой арии была обнаружена М.П. Пряшниковой в архиве из Петербургского дома Воронцовых, хранящемся в ИРЛИ.

Кантаты и оратории:

Бортнянский написал около двух десятков приветственных кантат, большинство из которых утрачено.

Содержание

Биография





После возвращения в Россию Дмитрий Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Петербурге.

Музыкальное наследие





Но если хоровые произведения Бортнянского исполнялись и многократно переиздавались после его смерти, оставаясь украшением русской духовной музыки, то светские его сочинения — оперные и инструментальные — были забыты вскоре после его кончины.

Талант Бортнянского с легкостью владел и стилем церковного пения, и стилем современной ему оперы и камерной музыки. Светские произведения Бортнянского … остаются неизвестными не только публике, но даже музыкальным исследователям. Большинство произведений композитора находятся в автографных рукописях в библиотеке Придворной певческой капеллы, за исключением квинтета и симфонии (хранятся в Публичной библиотеке).

Автор призывал придворную певческую капеллу опубликовать имеющиеся в её распоряжении материалы, однако — безрезультатно.

О светских сочинениях Бортнянского вновь заговорили спустя ещё полвека. Многое к этому времени оказалось утраченным. Архив Капеллы после 1917 года был расформирован, а его материалы по частям переданы в разные хранилища. Некоторые произведения Бортнянского, к счастью, были найдены, но большая их часть бесследно исчезла, в том числе и сборник, посвященный великой княгине. Поиски их продолжаются и по сей день.

Читайте также: