Хоровое пение это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Источником звука служит голос, связки. Энергию звука сообщает дыхание.

Главное в пении - это легкость и звонкость звука, не напрягать горла.

Звучать должна голова.

ВложениеРазмер
statya_vokalno-horovoe_penie.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

г. Воронеж Россия

Петь люди начали раньше, чем говорить. Г. Дарвин был убежден, что музыкальные звуки родились впервые, как средство ухаживания и ассоциировалось с ожиданием наслаждения, любви, победы.

В античном мире песня создавалась для сохранения и передачи великих событий, ведь в то время еще не было средства массовой информации.

Что же снами происходит, когда мы поем. Когда человек поет, он сразу же переходит в эмоциональную среду. Ведь когда поешь - то поешь только душой. Когда люди поют вместе, то испытывают целую гамму чувств, вместе переживают. А самое главное – в пении человек раскрывается и становится сам собой. Пение – это музыка, исполняемая голосом – это естественная потребностьчеловека выразить свои чувства. Хорошее пение направлено на духовное единение поющих. На образовании и воспитании личности.

Певческий голос – природный музыкальный инструмент. Источником звука служит голос, связки. Энергию звука сообщает дыхание. Главное в пении – это легкость и звонкость звука, не напрягать горла.Звучать должна голова. Выпевать нужно каждую ноту мягко, красиво, полетно, округло.

Тяга к хоровому пению известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Хоровое пение как действенный вид массового музицирования на протяжении столетий является основной формой музыкального воспитания и просвещения народа. Через пение человек выражает свои чувства, отношение к миру. Как коллективная форма музыкального исполнительства. Вокально - хоровое пение имеет важные преимущества музыкально – эстетического и воспитательного порядка. Совместные занятия с разным уровнем способностей в одном музыкальном коллективе играют большую роль в воспитательной работе, в музыкальном и эстетическом развитии обучающихся. Важно создание обстановки, которая обеспечивала бы успешные занятия хора, способствовала становлению у учащихся умений и навыков хорового пения. Работая в хоре, обучающийся формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учиться применять музыкальные способности и умения для хора и для себя.Важно воспитать толерантное отношение к другим в процессе деятельности и развивать культуру самоуправления в хоровом коллективе.

Хоровое пение явилось одной из основ музыкального воспитания. Воспитание вокально – хоровых навыков требует от участников постоянного внимания, интереса и трудолюбия. Пению необходимо учиться терпеливо и настойчиво. Очень важно овладеть техникой дыхания –это бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постоянное его расходование. Также необходимо овладеть техникой цепного дыхания. Работа над чистотой и точностью интонировании в пении – это условия сохранения строя.

Для каждой вокально – хоровой группы предусматривается подбор репертуара, он должен соответствовать ее возрастным и исполнительским возможностям. Совместное пение окрыляет, сплачивает и объединяет участников. В вокально- хоровом пении важно выразительное произнесение текста разучиваемой песни. В самой эмоциональной окрашенности речи – восхищение, равнодушии, радости, раздраженности выражается отношение участников к музыке, к нравственной проблеме.

Во время работы над произведением с одной из хоровых партий могут проводиться индивидуальные занятия. На индивидуальных занятиях могут проверяется точность и правильность интонирования. произношения, звукообразования, уровень певческих умений и навыков.

Вокально – хоровое пение - это один из жанров вокального искусства. Оно всегда было, есть и будет частью отечественной и мировой культуры.

такое, в котором каждая хоровая партия исполняется несколькими хористами. Оно бывает светское и духовное. Образцовое X. пение представляет большие трудности. Каждая хоровая партия, исполняемая несколькими певцами, должна представлять из себя в исполнении как бы один голос, в котором певцы сливались бы в одно целое. Для этого необходимо уравновешивание силы звука каждого хориста, безукоризненный строй, четкое и правильное произношение слов, не умаляющее звука. Все хоровые партии при исполнении должны сливаться в одно стройное целое, что и составляет задачу ансамбля. В X. исполнении требуется нюансировка, которая связана с голосовой гибкостью исполнителей. X. исполнение по своему смыслу находится в прямой зависимости от текста. Всякие преувеличения в хорошем X. исполнении не должны иметь места, как напр. fortissimo, доведенное до крика. Музыкальное воспитание хора представляет задачу трудную и требует от руководителя хора или хормейстера всестороннего художественного развития и абсолютно верного слуха. X. пение бывает с инструментальным сопровождением или без него.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое "Хоровое пение" в других словарях:

хоровое пение — chorinis dainavimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Muzikinio lavinimo metodas, kuriuo per pamokas, užklasinėje ar užmokyklinėje veikloje ugdomas mokinių gebėjimas kolektyviai dainuoti. Esti unisoninis ir daugiabalsis chorinis dainavimas.… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

хоровое пение — ▲ пение ↑ коллективный хор певческий коллектив. хорист. хоровой. капелла. певчий. подголосок. лидертафель. хейрономия. хормейстер. многоголосие. гомофония. гетерофония. полифония. полиметрия. додекафония. а капелла … Идеографический словарь русского языка

Хоровое пение — см. Пение … Большая советская энциклопедия

Хоровое пение — Жарг. мол. Групповой секс. Аврора, 1990, №11, 123, 126 … Большой словарь русских поговорок

ПЕНИЕ — сирен. Книжн. Неодобр. Льстивые речи, которыми кто л. старается обмануть легковерного человека. БМС 1998, 435. Хоровое пение. Жарг. мол. Групповой секс. Аврора, 1990, №11, 123, 126 … Большой словарь русских поговорок

ПЕНИЕ — (вокальное искусство) различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное концертное исполнение арий, романсов, песен), стилям (певучее кантилена; декламационное речитатив; колоратурное). Пение без слов вокализ … Большой Энциклопедический словарь

Пение — (вокальное искусство) – искусство передачи средствами голоса художественного содержания музыкального произведения, в том числе без слов – вокализ. Различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное – концертное… … Энциклопедия культурологии

пение — я; ср. 1. к Петь (1 3, 5 6 зн.). 2. Звуки, сопровождающие это действие. П. песен. П. соловья. 3. Исполнение песен, арий и т.п. как искусство, занятие. Хоровое п. Преподавать п. Заниматься пением. Учитель пения. 4. Трад. поэт. Поэзия, творчество… … Энциклопедический словарь

Хор – это ансамбль певцов, голоса которых звучат при совместном исполнении музыкальных композиций. Руководитель данного музыкального коллектива – дирижёр, а управляющий церковного хора – регент.

Стоит обратить внимание!

Существуют направления хорового искусства, которые исполняют музыкальные произведения с и без сопровождения музыкальными инструментами. Название хоровой звучности без каких-либо инструментов называется акапелла. Но, также, есть и пение с инструментальным сопровождением, обычно это фортепиано. Именно оно идеально подходит для разучивания песен для коллективного исполнения.

Хоровое пение

Виды вокальных коллективов

Классифицировать хоры можно по нескольким признакам: по составу исполнителей, по вокальному направлению, по количеству участников и профессиональной подготовке, по виду исполнения. Рассмотрим некоторые основные виды коллективов в хоровом искусстве.

По составу и голосам коллективы можно разделить на 4 вида:

  • коллективы с женскими голосами. В женском хоре голоса делятся на сопрано и альт;
  • группы, у которых основой является мужское хоровое пение. Здесь можно встретить такие голоса, как теноры, баритоны и басы;
  • коллективы, у которых основным направлением является детское хоровое пение. К ним относятся такие голоса, как дисканты и альты. Кружки пени в детских вокальных студиях помогут детям познакомиться с хоровым творчеством;
  • хоры, у которых основой звучания являются голоса юношей. Состоит такой хор из дискантов и альтов, а иногда встречаются даже теноры и басы;
  • смешанный хор. Он – самый распространённый, в нём звучат как женские, так и мужские голоса. У данных групп наиболее широкий репертуар и многообразное звучание.

Также коллективы можно разделить по жанру хоровой музыки:

  1. Первый тип хора – академический. Классическая манера исполнения в таком коллективе основана на канонах и традициях академической хоровой культуры. Сюда относится профессиональная музыка, опера и камерный жанр;
  2. Народные коллективы. Отличительные черты в исполнении таких хоров является использование основ и традиций фольклорной культуры, которые касаются народного пения. Натуральный звук голоса – это еще одна характерная черта народного вокала. Для того, чтобы попасть в народный хор, стоит предварительно посетить уроки народного пения.

Каждый их этих хоров может исполнять музыкальные композиции в сопровождении музыкальных инструментов. Для классических хоров это может быть фортепиано или ансамбль классических инструментов, а в профессиональных коллективах аккомпанементом может выступать оркестр. Для народных хоров характерный аккомпанемент из народных инструментов, таких, как гармонь, гусли, трещотки или ложки. Во время обучения хоровому пению чаще всего в качестве аккомпанемента используется фортепиано.

Виды хорового пения

Хоровое пение также классифицируют и существуют различные виды хора, зависящие от количества человек в нём. Во-первых, собрание людей не может называться хором, если в нём менее 3-х человек.

Так вокальный ансамбль состоит из 12-20 участников, камерный — 20-50 исполнителей, среднего размера хор включает 40-70 вокалистов, большой — 70-120 людей и самый крупный – сводный хор, в нем могут быть до 1000 участников.

Обратите внимание!

В сводном хоре собрано несколько музыкальных коллективов. Но деятельность такого коллектива сложно назвать исполнительским искусством, обладающим высокой подготовкой и профессионализмом. Работа с таким количеством участников требует огромных затрат и такие хоры не существуют на постоянной основе. Чаще сводный хор собирается для исполнения одной или нескольких композиций на массовых мероприятиях.

Разные типы хорового пения по уровню подготовки:

  • Хоры высокого уровня. В нём поют только профессиональные вокалисты с соответствующим образованием и уровнем подготовки;
  • Самодеятельные. Тут участники создают сами собственную группу, исполняющую часто популярные композиции или в узком направлении. Такие коллективы формируют хоровую культуру и позволяют широкому кругу людей развить свои хоровые навыки и проявить себя в вокальном творчестве;
  • Церковные группы. Такой тип коллективов действует на церковных службах, репетиции обычно проходят при церквях или церковных школах;
  • Учебный коллектив. Здесь преподаватели могут набирать и обучать своих учеников хоровому творчеству. Действуют такие хоры при музыкальных школах или бюджетных творческих центрах для детей и молодежи.

Зарождение и развитие искусства хорового пения

Еще в древние времена человек использовал свой голос в качестве музыкального инструмента. Ведь этот инструмент всегда с собой. В виде песни древний человек мог проявить свои чувства. С развитием цивилизаций развивалось музыкальное творчество и народное пение. Первые упоминание об организованном певческом коллективе появились в Древнем Египте.

У древнего хора уже тогда был дирижер, который руководил исполнителями при помощи мимики и жестов. Участники хора были задействованы в различного вида мероприятиях, чаще религиозного или обрядового характера. Дальнейшее развитие хоровое творчество получило в Древней Греции. Тогда участниками хора могли стать только мужчины. Количество участников достигло 15 человек. Хор был задействован в постановках и пьесах и выступал уже на сцене.

История хорового пения

Хор в Древней Греции

В дальнейшем хоровое искусство было тесно связано с церковной деятельностью. Тогда создавали хоры при церковных школах, участниками хоров становились мальчики в высокими голосами. Эти хоры принимали участие в церковных службах и пели в унисон. В эпоху Возрождения хоровое творчество стало частью светской музыки.

В современной музыке хоровое творчество занимает отдельную нишу. Хоры выступают в больших залах, на мероприятиях разного масштаба, участвуют в конкурсах и фестивалях.

Основные вокальные навыки

Чтобы качественно подготовиться к исполнению музыкального произведения – нужно хорошо проанализировать язык музыки, выучить теорию, освоить классические хоровые навыки и выполнять простейшие вокальные упражнения. Всему этому можно быстро и интересно научиться на уроках в частной школе вокала.

Для хорового пения можно выделить несколько специфических приемов, которые не применяются при индивидуальном пении. К ним относятся:

  • цепное дыхание – когда участники коллектива по очереди в разным местах композиций берут дыхание.
  • хоровая attacca – это прием перехода от одной части композиции к другой без перерыва, когда одна вокальная линия не достигает завершающей точки и сразу же начинается новая.
  • хоровые crescendo и diminuendo – постепенное увеличение (а в случае диминуэндо – уменьшение) силы звука. Эти приемы помогают явно очертить кульминацию композиции или выйти в красивое затухания в конце произведения.
  • пение закрытым, прикрытым, открытым (в нар. хорах) звуком, с закрытым ртом –эти приемы используются для создания фонового звучания для оттенения партии солиста или в переходных местах композиции.

Особенности хорового пения:

  • Звук и его образование. Для разных вокальных направлений характерны разные приемы и принципы звукообразования. В зависимости от музыкального стиля участники хора будут пользоваться разными приемами;
  • Правильное дыхание. Вокальное дыхание –это основа правильного пения. Участники хора также, как и профессиональные сольные вокалисты обязаны овладеть диафрагментальным дыханием и научиться петь на опоре;
  • Верная дикция. Роль артикуляции и дикции в хоре особенно важна. Даже при исполнении в унисон бывает тяжело разобрать слова песни, которые поет хор;
  • Эмоции. Исполнение каждой песни несет информационный и эмоциональный посыл. Важно, используя вокальные приемы донести эмоциональную окраску музыкальной композиции слушателю;
  • Слух. Один из самых важных компонентов, ведь в хоровом пении важно слышать не только себя и аккомпанемент, но и участников всего хора, каждую партию. Именно поэтому занятия в хоре хорошо развивают музыкальный слух;

Немного о позиции профессионального вокального исполнителя. Когда человек поет – ему необходимо стоять собрано, голову держать прямо, тяжесть тела равномерно распределить на две ноги, спина должна быть ровной, а руки лежать свободно по швам. Такая позиция наиболее комфортная и эффективная при пении.

Хоровые правила пения

Вокальные упражнения для пения в хорах

У каждого хормейстера имеются свои методы распевок. И каждый дирижер использует те, которые помогут хору наиболее эффективно и быстро разогреться.

Вот основные виды и направления распеваний в хорах:

  1. Индивидуальное или одноголосное упражнение. В этой форме певцу предоставляется свобода действий. Такой комплекс обычно используют поющие люди, у которых большой опыт. Они уже знают нужные упражнения для дыхания, певческих гласных и высоких позиций, поэтому репетируют без помощи хормейстера;
  2. Коллективное упражнение. Здесь участвует вся группа певцов. Они выполняют такие задания: распевка мужчин, затем женщин, а потом всех вместе; распевка всех сразу; поют отдельные музыкальные голоса.

Надеемся, что данная статься поможет вам сделать первый шаг в хоровом пении или повысить уровень своего вокального мастерства. Главное, не забывать регулярно тренироваться — тогда результат будет радовать.

В итоге, цель пения хора – научить всех участников, независимо от возраста, профессионализма и тембра, петь гармонично, ведь певческий коллектив – это единая команда. Актуальность хорового пения не пройдет никогда, ведь оно учит не только петь, но и работать в сообща.

Хор (др.-греч. χορός – толпа) – хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов; совместное звучание человеческих голосов. Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы.

Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр.

В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:

  • смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) – состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов;
  • хор мальчиков и юношей;
  • мужской хор – состоит из теноров и басов;
  • женский хор – состоит из сопрано и альтов;
  • детский хор.

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии – 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

  • академические хоры – поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона;
  • народные хоры – поющие в народной манере.

В системе музыкально-эстетического воспитания детей хоровое пение с его многовековыми традициями занимает значительное место. Наполненное глубоким духовным содержанием, способным воздействовать на эмоциональный, нравственный, интеллектуальный строй человека, хоровое пение способствует формированию личностных качеств, развивает музыкальные способности и художественный вкус, обогащает кругозор и повышает культурный уровень.

Исторический опыт, новейшие научные исследования, опыт работы показывает, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.

Вокальная музыка и хоровое пение являются самыми древними формами музыкального исполнительства в истории искусства. Очевидно, много тысячелетий назад наш древний предок, переживая очередной эмоциональный подъем, решил заменить обычный разговорный язык на иной – тот, который мы именуем песней. Простые и незатейливые мелодии напевов, так же как и первые образцы наскальной живописи, были первыми шагами древних в эстетическом осмыслении окружающего мира. Распространенность как сольных, так и совместных (ансамблевых) форм вокального исполнения обусловлена тем, что человек может использовать свой голос, как музыкальный инструмент, и этот инструмент всегда в его распоряжении.

Занимая одно из важных мест в жизни человека со времен глубокой древности, вокальная музыка развивалась как область народно-песенного творчества. На протяжении всей истории сложенные народом песни отражали жизнь и деятельность людей во всем их многообразии.

Из истории древнего мира нам известно о зарождении, расцвете и закате многих государств. Например, в древнем Египте, Вавилоне, Китае был достигнут высокий уровень цивилизации, коснувшийся и музыкального искусства. Трудно представить себе подлинное звучание музыки того времени, но известно, что музыкальные системы, или то, что мы называем музыкальным строем, в таких странах Востока как Китай, Индия, Египет, имели свои различия.

Профессиональное хоровое искусство сложилось в то время, когда был накоплен богатый опыт в области народно-песенного творчества. Профессиональным его можно считать потому, что оно было подчинено определенным правилам и законам, для постижения которых требовалась специальная подготовка и выучка. В Египте эпохи Древнего царства (2800-2250 до н.э.) возникает хейрономия – способ управления певцами при помощи условных движений рук, пальцев, мимики и движений головы. Профессия хейрономов (предшественников нынешних дирижеров) получает распространение, а сами они пользуются авторитетом в обществе. Основной сферой деятельности профессиональных певцов и хоров было участие в культовых действах, связанных с религиозными обрядами и храмовыми ритуалами. История свидетельствует об участии хора в страстях – мистериях в честь богов Осириса и Мардука в Древнем Египте и Вавилоне.

Традиция ансамблевого пения в Древней Греции была связана с развитием театральных представлений. Самым крупным достижением в области театра была древнегреческая трагедия. Само действие разворачивалось на особой площадке – схене – прообразе современной сцены. Хор располагался перед схеной в определенном месте, которое называлось орхестрой. (Понятия хор, сцена, оркестр, театр греческого происхождения). Состоял хор из 12-15 певцов-мужчин, которые исполняли одноголосные песни часто под аккомпанемент авлоса – древнегреческого духового инструмента. Вступая в определенные моменты действия, хор комментировал происходящие на сцене события. Хор мог выступать от лица как автора, так и действующих лиц. Он высказывал одобрение, поддержку, осуждал, призывал к мщению или милости. Также хоры принимали участие в проведении Олимпийских и Пифийских игр знаменитых древнегреческих состязаний (Олимпийские игры – спортивно-военные состязания, Пифийские игры – состязания поэтов, певцов, музыкантов в честь бога Аполлона). Там выступали мужские, женские и детские хоры.

К идеям эстетического воспитания, музыкального образования средствами певческого искусства, обращались философы, педагоги, музыканты всех эпох.

Начиная с XIII в. в Италии, а потом и других странах Западной Европы, формируется новая художественная эпоха, которую принято называть Возрождением или Ренессансом. Основу хоровой музыки Возрождения составляют церковные жанры мессы и мотета, но вместе с тем внимание композиторов все больше и больше привлекает область светской музыки, которая становится неотъемлемой частью их творчества. Светская музыка, равно как и живопись, отражала гуманистические идеи эпохи – интерес к внутреннему миру человека, к его личности в условиях повседневной жизни. В эпоху Возрождения вопросам всестороннего развития личности средствами певческого искусства придается большое значение. Создаются консерватории, сиротские приюты, куда принимаются мальчики и девочки. Детское исполнительское творчество поднимается на новую ступень – пение в храмах.В певческих школах при католических храмах с ранних лет мальчики обучаются искусству пения.

Развитию хорового искусства способствует творчество композиторов XVI-XVIII вв.: Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена и других.

В ХIХ в. господствующей формой существования хоровой музыки становится ее концертное исполнение. Характерной чертой является приобщение детей к высокой профессиональной культуре пения. Продолжают свою деятельность школы, консерватории, колледжи. Появляются первые труды по обучению пению Дж. Кервина (Англия), А. Хандеггера (Германия), системы музыкального воспитания К. Эйца и З. Кодая.

Отечественная музыкальная культура, являясь частью мировой культуры, столетиями развивалась как вокально-хоровая. Именно в хоровом творчестве, хоровом пении нашло отражение мироощущение, мировосприятие народа.

Хоровое исполнительство в России имеет очень давнюю историю. Еще в древней Руси песни, разнообразные по содержанию и музыкально-поэтическим образам, исполнялись хором.

До начала письменной нотной фиксации хоровая культура в России развивалась как устная традиция. Но и после появления письменной записи народная устная традиция оказалась чрезвычайно устойчивой.

В древности, в средневековье смысл музыки видели в формировании у народа соответствующего взгляда на мир. Хоровое пение являлось, прежде всего, средством религиозного, нравственного воспитания. А таковым оно могло быть лишь тогда, когда следовало в установленном для него направлении, подчиняясь канонам церкви, поэтому культовое пение было строго регламентировано. Эта регламентация, освященная богословскими традициями, составляла сердцевину воспитательного воздействия музыки.

Хоровая культура в России была неразрывно связана с церковью. Однако ранние формы церковной музыки развивались в значительной степени под влиянием народной песни.

В Х в. хоровое пение являлось обязательной частью существовавшего в то время общего образования. Человек, владевший навыками чтения, письма, как правило, умел петь, чему в немалой степени способствовала практика обучения, которая строилась на распевности. Следуя наставлениям церкви, хоровая музыка должна образовывать сердца; божественное пение – премудрость, которую постигают, служа богу.

Появление профессионального хорового пения на Руси связано с церковно-певческой традицией. Хоровое исполнительство активно развивается в период Московской Руси. К этому времени относятся первые государственные мероприятия, связанные с профессионализацией певческого дела.

Во второй половине XV в. создается первый русский профессиональный хор – государевы певчие дьяки. От них ведет свое начало старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла.

Наряду с государевыми певчими с конца XVI в. существовал хор патриарших певчих – предшественник Московского синодального хора.

Эти первые профессиональные хоры принимали участие и в церковных службах, и в увеселениях царя.

При Петре I из хора государевых певчих дьяков организуется Придворный хор (позже – Придворная певческая капелла), который принимает участие в обслуживании придворной церковной службы, в пышных дворцовых увеселениях и в оперных постановках.

Наряду с хоровыми коллективами, существовавшими на средства государства (Петербургская капелла, Московский синодальный хор, хоры оперных театров), появляется большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового пения, меценатами из дворян и буржуазии. Крепостная хоровая капелла графа Шереметева, возглавляемая выдающимися русскими хоровыми дирижерами С. А. Дегтяревым и Г.Я. Ломакиным. Капелла князя Ю. Н. Голицына. К концу XIX в. количество частных хоров значительно возросло.

Возникают хоры в различных учебных учреждениях. Хор Бесплатной музыкальной школы в Петербурге. Создание бесплатных классов хорового пения в Москве и Петербурге, хора Пречистенских рабочих курсов в Москве. Организация Русского хорового общества в 1878 г.

Наряду с этими хорами во второй половине XIX в. в России появляются народные профессиональные хоры. Организатором и руководителем первого профессионального народного хора был крестьянин Ярославской губернии Иван Евстратович Молчанов (1809-1881). До организации своего коллективаМолчанов пел в разных хорах. В 60-70-е гг. хор под его руководством пользовался широкой популярностью и концертировал по различным городам России. После смерти И.Е. Молчанова многие его воспитанники стали руководителями народных хоров.

Концертное хоровое исполнение народных песен еще с конца XVIII в. получило широкое распространение в цыганских хорах. Исполнение лучших цыганских хоров отличалось высоким художественным совершенством, большой выразительностью и эмоциональностью. В репертуаре этих хоров, кроме подлинно русских народных песен, были произведения русских композиторов – А. В. Варламова, А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева, П. П. Булахова и других. Некоторые руководители и певцы цыганских хоров были превосходными знатоками русского песенного фольклора. Впоследствии цыганские народные хоры потеряли свое художественное значение.

Конец ХIХ в. – расцвет хорового исполнительства в России.

Хоровая культура России продолжала свое развитие в XX в. Создавались новые формы и виды хорового исполнения: ансамбли песни, среди которых выделялся Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова, Ленинградская (ныне Петербургская) академическая хоровая капелла имени Глинки, Государственный хор СССР (ныне Государственный академический русский хор им. А. В. Свешникова), Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла имени А. А. Юрлова, и народные профессиональные хоры, к которым относились хор им. М. Е. Пятницкого, хор Северной песни, Сибирский хор.

Была также распространена хоровая самодеятельность, которая не уступала по уровню профессиональным коллективам.

Новое направление в хоровом исполнительстве 70-х г. – создание камерных хоров: Московского камерного хора под руководством В. Н. Минина, Государственного камерного хора под руководством В. К. Полянского (ныне хор Симфонической капеллы России).

Современное состояние хоровой культуры вселяет надежду на возрождение традиций певческого искусства в России. Эта надежда воплощается в исполнительстве талантливых хоровых дирижеров, проявивших себя в разных аспектах хоровой деятельности – в профессиональных хорах, в учебных хорах музыкальных учебных заведений, в фольклорных певческих ансамблях, в детских хоровых студиях и школьных хорах, в любительских (самодеятельных) коллективах и певческих праздниках.

Читайте также: