Хоровое искусство в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Хор (др.-греч. χορός – толпа) – хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов; совместное звучание человеческих голосов. Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы.

Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр.

В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:

  • смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) – состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов;
  • хор мальчиков и юношей;
  • мужской хор – состоит из теноров и басов;
  • женский хор – состоит из сопрано и альтов;
  • детский хор.

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии – 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

  • академические хоры – поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона;
  • народные хоры – поющие в народной манере.

В системе музыкально-эстетического воспитания детей хоровое пение с его многовековыми традициями занимает значительное место. Наполненное глубоким духовным содержанием, способным воздействовать на эмоциональный, нравственный, интеллектуальный строй человека, хоровое пение способствует формированию личностных качеств, развивает музыкальные способности и художественный вкус, обогащает кругозор и повышает культурный уровень.

Исторический опыт, новейшие научные исследования, опыт работы показывает, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.

Вокальная музыка и хоровое пение являются самыми древними формами музыкального исполнительства в истории искусства. Очевидно, много тысячелетий назад наш древний предок, переживая очередной эмоциональный подъем, решил заменить обычный разговорный язык на иной – тот, который мы именуем песней. Простые и незатейливые мелодии напевов, так же как и первые образцы наскальной живописи, были первыми шагами древних в эстетическом осмыслении окружающего мира. Распространенность как сольных, так и совместных (ансамблевых) форм вокального исполнения обусловлена тем, что человек может использовать свой голос, как музыкальный инструмент, и этот инструмент всегда в его распоряжении.

Занимая одно из важных мест в жизни человека со времен глубокой древности, вокальная музыка развивалась как область народно-песенного творчества. На протяжении всей истории сложенные народом песни отражали жизнь и деятельность людей во всем их многообразии.

Из истории древнего мира нам известно о зарождении, расцвете и закате многих государств. Например, в древнем Египте, Вавилоне, Китае был достигнут высокий уровень цивилизации, коснувшийся и музыкального искусства. Трудно представить себе подлинное звучание музыки того времени, но известно, что музыкальные системы, или то, что мы называем музыкальным строем, в таких странах Востока как Китай, Индия, Египет, имели свои различия.

Профессиональное хоровое искусство сложилось в то время, когда был накоплен богатый опыт в области народно-песенного творчества. Профессиональным его можно считать потому, что оно было подчинено определенным правилам и законам, для постижения которых требовалась специальная подготовка и выучка. В Египте эпохи Древнего царства (2800-2250 до н.э.) возникает хейрономия – способ управления певцами при помощи условных движений рук, пальцев, мимики и движений головы. Профессия хейрономов (предшественников нынешних дирижеров) получает распространение, а сами они пользуются авторитетом в обществе. Основной сферой деятельности профессиональных певцов и хоров было участие в культовых действах, связанных с религиозными обрядами и храмовыми ритуалами. История свидетельствует об участии хора в страстях – мистериях в честь богов Осириса и Мардука в Древнем Египте и Вавилоне.

Традиция ансамблевого пения в Древней Греции была связана с развитием театральных представлений. Самым крупным достижением в области театра была древнегреческая трагедия. Само действие разворачивалось на особой площадке – схене – прообразе современной сцены. Хор располагался перед схеной в определенном месте, которое называлось орхестрой. (Понятия хор, сцена, оркестр, театр греческого происхождения). Состоял хор из 12-15 певцов-мужчин, которые исполняли одноголосные песни часто под аккомпанемент авлоса – древнегреческого духового инструмента. Вступая в определенные моменты действия, хор комментировал происходящие на сцене события. Хор мог выступать от лица как автора, так и действующих лиц. Он высказывал одобрение, поддержку, осуждал, призывал к мщению или милости. Также хоры принимали участие в проведении Олимпийских и Пифийских игр знаменитых древнегреческих состязаний (Олимпийские игры – спортивно-военные состязания, Пифийские игры – состязания поэтов, певцов, музыкантов в честь бога Аполлона). Там выступали мужские, женские и детские хоры.

К идеям эстетического воспитания, музыкального образования средствами певческого искусства, обращались философы, педагоги, музыканты всех эпох.

Начиная с XIII в. в Италии, а потом и других странах Западной Европы, формируется новая художественная эпоха, которую принято называть Возрождением или Ренессансом. Основу хоровой музыки Возрождения составляют церковные жанры мессы и мотета, но вместе с тем внимание композиторов все больше и больше привлекает область светской музыки, которая становится неотъемлемой частью их творчества. Светская музыка, равно как и живопись, отражала гуманистические идеи эпохи – интерес к внутреннему миру человека, к его личности в условиях повседневной жизни. В эпоху Возрождения вопросам всестороннего развития личности средствами певческого искусства придается большое значение. Создаются консерватории, сиротские приюты, куда принимаются мальчики и девочки. Детское исполнительское творчество поднимается на новую ступень – пение в храмах.В певческих школах при католических храмах с ранних лет мальчики обучаются искусству пения.

Развитию хорового искусства способствует творчество композиторов XVI-XVIII вв.: Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена и других.

В ХIХ в. господствующей формой существования хоровой музыки становится ее концертное исполнение. Характерной чертой является приобщение детей к высокой профессиональной культуре пения. Продолжают свою деятельность школы, консерватории, колледжи. Появляются первые труды по обучению пению Дж. Кервина (Англия), А. Хандеггера (Германия), системы музыкального воспитания К. Эйца и З. Кодая.

Отечественная музыкальная культура, являясь частью мировой культуры, столетиями развивалась как вокально-хоровая. Именно в хоровом творчестве, хоровом пении нашло отражение мироощущение, мировосприятие народа.

Хоровое исполнительство в России имеет очень давнюю историю. Еще в древней Руси песни, разнообразные по содержанию и музыкально-поэтическим образам, исполнялись хором.

До начала письменной нотной фиксации хоровая культура в России развивалась как устная традиция. Но и после появления письменной записи народная устная традиция оказалась чрезвычайно устойчивой.

В древности, в средневековье смысл музыки видели в формировании у народа соответствующего взгляда на мир. Хоровое пение являлось, прежде всего, средством религиозного, нравственного воспитания. А таковым оно могло быть лишь тогда, когда следовало в установленном для него направлении, подчиняясь канонам церкви, поэтому культовое пение было строго регламентировано. Эта регламентация, освященная богословскими традициями, составляла сердцевину воспитательного воздействия музыки.

Хоровая культура в России была неразрывно связана с церковью. Однако ранние формы церковной музыки развивались в значительной степени под влиянием народной песни.

В Х в. хоровое пение являлось обязательной частью существовавшего в то время общего образования. Человек, владевший навыками чтения, письма, как правило, умел петь, чему в немалой степени способствовала практика обучения, которая строилась на распевности. Следуя наставлениям церкви, хоровая музыка должна образовывать сердца; божественное пение – премудрость, которую постигают, служа богу.

Появление профессионального хорового пения на Руси связано с церковно-певческой традицией. Хоровое исполнительство активно развивается в период Московской Руси. К этому времени относятся первые государственные мероприятия, связанные с профессионализацией певческого дела.

Во второй половине XV в. создается первый русский профессиональный хор – государевы певчие дьяки. От них ведет свое начало старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла.

Наряду с государевыми певчими с конца XVI в. существовал хор патриарших певчих – предшественник Московского синодального хора.

Эти первые профессиональные хоры принимали участие и в церковных службах, и в увеселениях царя.

При Петре I из хора государевых певчих дьяков организуется Придворный хор (позже – Придворная певческая капелла), который принимает участие в обслуживании придворной церковной службы, в пышных дворцовых увеселениях и в оперных постановках.

Наряду с хоровыми коллективами, существовавшими на средства государства (Петербургская капелла, Московский синодальный хор, хоры оперных театров), появляется большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового пения, меценатами из дворян и буржуазии. Крепостная хоровая капелла графа Шереметева, возглавляемая выдающимися русскими хоровыми дирижерами С. А. Дегтяревым и Г.Я. Ломакиным. Капелла князя Ю. Н. Голицына. К концу XIX в. количество частных хоров значительно возросло.

Возникают хоры в различных учебных учреждениях. Хор Бесплатной музыкальной школы в Петербурге. Создание бесплатных классов хорового пения в Москве и Петербурге, хора Пречистенских рабочих курсов в Москве. Организация Русского хорового общества в 1878 г.

Наряду с этими хорами во второй половине XIX в. в России появляются народные профессиональные хоры. Организатором и руководителем первого профессионального народного хора был крестьянин Ярославской губернии Иван Евстратович Молчанов (1809-1881). До организации своего коллективаМолчанов пел в разных хорах. В 60-70-е гг. хор под его руководством пользовался широкой популярностью и концертировал по различным городам России. После смерти И.Е. Молчанова многие его воспитанники стали руководителями народных хоров.

Концертное хоровое исполнение народных песен еще с конца XVIII в. получило широкое распространение в цыганских хорах. Исполнение лучших цыганских хоров отличалось высоким художественным совершенством, большой выразительностью и эмоциональностью. В репертуаре этих хоров, кроме подлинно русских народных песен, были произведения русских композиторов – А. В. Варламова, А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева, П. П. Булахова и других. Некоторые руководители и певцы цыганских хоров были превосходными знатоками русского песенного фольклора. Впоследствии цыганские народные хоры потеряли свое художественное значение.

Конец ХIХ в. – расцвет хорового исполнительства в России.

Хоровая культура России продолжала свое развитие в XX в. Создавались новые формы и виды хорового исполнения: ансамбли песни, среди которых выделялся Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова, Ленинградская (ныне Петербургская) академическая хоровая капелла имени Глинки, Государственный хор СССР (ныне Государственный академический русский хор им. А. В. Свешникова), Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла имени А. А. Юрлова, и народные профессиональные хоры, к которым относились хор им. М. Е. Пятницкого, хор Северной песни, Сибирский хор.

Была также распространена хоровая самодеятельность, которая не уступала по уровню профессиональным коллективам.

Новое направление в хоровом исполнительстве 70-х г. – создание камерных хоров: Московского камерного хора под руководством В. Н. Минина, Государственного камерного хора под руководством В. К. Полянского (ныне хор Симфонической капеллы России).

Современное состояние хоровой культуры вселяет надежду на возрождение традиций певческого искусства в России. Эта надежда воплощается в исполнительстве талантливых хоровых дирижеров, проявивших себя в разных аспектах хоровой деятельности – в профессиональных хорах, в учебных хорах музыкальных учебных заведений, в фольклорных певческих ансамблях, в детских хоровых студиях и школьных хорах, в любительских (самодеятельных) коллективах и певческих праздниках.

Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет ее значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организующие возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества бывали периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

Немного из истории хорового искусства


Первые упоминания о хоровой музыке народов Древнего мира относятся тоже ко 2 веку до н.э. Исключительное значение для развития хоровой культуры имело музыкальное искусство Древней Греции. В греческой народной музыке возникли хоровые песни, исполнявшиеся на праздниках урожая, в церковной музыке (пеан, тренос). Хоровое искусство Византии развивалось в рамках и светской, и духовной музыки.

Певческое искусство эпохи Возрождения 14-16 века явилось прогрессивным периодом в развитии хорового пения и серьезными преобразованиями профессионального хорового искусства.

В 17-18 веках хоровая музыка перестала быть только частью церковных ритуалов, постепенно обретая свою собственную эстетическую функцию.17 век – век возникновения и первого расцвета оперы, которая оказала огромное влияние на все области музыкального искусства. Одновременно с оперой возникает оратория, а несколько позже появилась кантата.

В начале 18 века монументальные оратории Г.Ф. Генделя открыли новую страницу в истории хоровой культуры, когда ход классовой борьбы в Англии поставил его творчество в непосредственную связь с политическими событиями.

Хоровое пение – русская национальная традиция


Правомерно говорить о хоровом пении, как о русской национальной традиции. Многим из нас хотелось бы изменить к лучшему судьбу России. Но как часто, вступая на этот путь, мы ощущаем беспомощность от всеобщей разобщенности! Каждый сам по себе. И так мало осталось живых русских традиций, способных объединить нас!

Современный человек нередко относится к традициям без особого почтения. Они воспринимаются как пережиток, осложняющий жизнь, и не приносящий никаких ощутимых плюсов. Но в хоре, несколько отдельных чувств сливаются в одно сильное чувство, и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце, а это очень важно.

Г.А. Струве, композитор, хормейстер,
дирижер, педагог и просветитель


Хоровое пение существует в России издавна, оно присуще человеку, как часть жизни. Люди пели за работой – когда сеяли и убирали урожай, шили и вязали. Пели за столом, в моменты отдыха и в праздник, во время богослужения и в походе. Во время торжеств все пели огромным хором, даже цари пели в хоре. Пела вся Россия. Пели хором бурлаки и плотники, студенты и учёные, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне, пели везде.

Уильям Кокс,автор записок о путешествии
по России эпохи Екатерины

«Голос в России – это основной музыкальный инструмент. Поэтому все музыкальное воспитание связано именно с этим инструментом, доступным всем, каждому. У всех есть этот инструмент. Не надо специально покупать рояль, не надо ходить доставать скрипку – у тебя всё при себе. И всегда в России понимали, что именно через этот инструмент, через голос идёт всё воспитание".

В.С. Попов, хормейстер,
народный артист СССР, профессор



Хоровое пение объединяет людей, даёт им душевный подъём и чувство братского согласия. Когда голоса сливаются в унисоне или сложных гармонических аккордах, человек чувствует, что он не одинок, что все люди – братья, что родство со всей вселенной – не пустые слова.

Роберт Л. Шоу. американский хоровой дирижёр

Печаль и горе, радость и надежда, вера и счастье изливаются из человеческой души, находя выход в хоровом пении.

Хор – как инструмент со многими голосами. Он может выразить еле слышное эхо человеческих переживаний, ликование победы или величие бессмертной человеческой души.

В. Ф. Базарный,
доктор медицинских наук, академик

Пение в хоре не случайно так повсеместно распространено. В хоре голоса людей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде.


Пение в хоре развивает творческие способности в любой области жизни, жизненно необходимые каждому. Не случайно многие успешные люди в детстве пели в хоре.

Врачи говорят о том, что дети, которые поют в хоре, гораздо реже болеют, кроме того, пение снимает стресс, даёт человеку расслабиться.

Педагоги говорят о том, что пение развивает владение речью, устраняет проблемы логопедии, помогает изучению математики и иностранных языков.

Пение в хоре - это культурный досуг, эстетическое развитие, раскрытие творческих способностей в любой области жизни, важная часть здорового образа жизни.

Надо развивать, возрождать хоровое пение повсеместно и люди станут добрее и благороднее.

Хоровое искусство как одно из важнейших составляющих музыкальной культуры является действенным фактором развития созидательных и творческих возможностей человека, выступают эффективным средством приобщения к богатейшему историко-культурному наследию страны, формируют патриотизм, духовно-нравственные ориентиры и идеалы, чувство единства со своим народом, гордость за державу, желание участвовать в ее экономическом социально--политическом и культурном процветании.

В отечественной истории хоровое искусство сыграло важную роль. В профессиональной славянской музыкальной культуре оно было главным с момента принятия христианства на Руси вплоть до XVIII века. Позже с образованием единого централизованного государства, в процессе собирания удельных княжеств, Москва стала столицей, куда стекались и где обобщались разнообразные местные традиции русских городов. В эпоху царствования Ивана Грозного в Москве хоровое пение и музыкальное образование приобрело черты государственной политики. Созванный царем Иваном IV в1551 году Стоглавый собор обязал духовенство во всех городах Московского государства создавать детские школы для обучения основам певческого дела и грамоте, а также вводил во всех его пределах многоголосное пение, которое в то время культивировалось лишь в Пскове и Новгороде.

В царствование Ивана IV были созданы первые профессиональные хоровые коллективы России - хор государевых певчих дьяков, в 1713 году преобразованный в Придворную певческую капеллу, с успехом существующую и по сей день, и хор патриарших певчих дьяков, преобразованный в 1721 году в Синодальный хор и просуществовавший до середины 20-х годов XX столетия. В XIX веке одной из главных национальных задач становится подготовка музыкантов, исполнителей, способных воплощать идеи музыкального просвещения. Середина века ознаменовалась бурным развитием и созданием частных хоров, таких как хоровая капелла князя Ю. Голицина, Д. Агренева-Славянского. Продолжала творческую деятельность созданная в XVII веке капелла графа Шереметьева, капелла А. Архангельского и многие другие.

К окончанию XX века любительское хоровое движение стало заметным в общекультурном пространстве страны. Хоры создавались в селах, где наряду с церковными песнопениям исполнялись народные песни и светская музыка. В это же время активно развиваются рабочие хоры, немало преуспевшие в своем развитии и оставившие след в истории хорового искусства России. Все эти вопросы подвели к созданию в 1878 году Русского хорового общества в Москве, Петербурге, других городах. Общества упорядочили работу любительских коллективов, обеспечили и разнообразили репертуар, сумели организовать работу со многими социальными слоями населения и, самое важное, пропагандировать русскую хоровую музыку среди огромного числа поющих и слушателей.

В первые десятилетия советского периода высокими темпами развивалась и массовая художественная самодеятельность. В 1927 году в Ленинграде была проведена Первая олимпиада коллективов художественной самодеятельности, которая завершилась исполнением революционных песен большим сводным хором, а в 1932 году в Москве состоялась Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства, в которой приняли участие восемьдесят лучших коллективов страны. Самым востребованным музыкальным жанром того времени, способным сплотить и разбудить чувство патриотизма в людях, становится хоровая, массовая песня.

В 1928 году был организован академический хор в системе радиовещания под руководством А. В. Свешникова (Большой хор Всесоюзного радио и телевидения) и Краснознаменный ансамбль песни и пляски под руководством А. В. Александрова, которые через сценические площадки, радиоконцерты пропагандировали музыку композиторов-современников, несущую и утверждающую идею национального единения.

В годы Великой Отечественной войны необходимость эстетического воспитания проявилась с особой значимостью. Через литературу, живопись, театр и особенно песню проявлялась любовь к своей стране и готовность ее защищать. Большое значение имело развитие фронтовой самодеятельности.

В послевоенные годы самодеятельное хоровое искусство переживает небывалый подъем, только в России к концу пятидесятых годов насчитывалось более 60 000 хоров. Это же время ознаменовалось бурным развитием детских хоровых студий.

Девяностые годы прошлого столетия не лучшим образом отразились на развитии музыкального искусства в целом и хорового, в частности. Россия стала терять лидирующее положение в области музыкального воспитания и культуры.

Исторический опыт показывает, что народное хоровое исполнительское искусство является одним из наиболее действенных и востребованных творческих направлений музыкальной культуры современной России. Хоровое искусство воплотило в себе высокие нравственные принципы и идеалы, основанные на любви, уважении, толерантности, а интонационное единство народной, светской и церковной музыки внесло черты демократизма и доступности. Оно обладает не только большими выразительными средствами, способными доставлять эстетическое удовольствие от прослушивания, но еще и привлекает большие слои населения к творчеству, сплачивая их и превращая в спаянные, дисциплинированные коллективы - в этом заложены неисчерпаемые воспитательные и организаторские возможности хора.

Помимо богатейшей музыкально-эстетической составляющей народное хоровое искусство обладает неоспоримым социально-нравственным, культуросообразующим содержанием, необходимым для формирования патриотических основ, ценностных мировоззренческих ориентиров молодого поколения.

1. Васильев В. А. Эволюция русской хоровой культуры и проблемы совершенствования дирижерско-хорового образования // Наука, новые технологии и инновации. – 2016. – № 12. – С. 239-242.

2. Головин А. В., Быканов С. А. Хоровое движение - единение нации // Управление городом: теория и практика. – 2014. – № 4 (15). – С. 42-48.

3. Жирова О. Я. Народное хоровое искусство и исполнительство как научно-творческая и методическая проблема // Наука Искусство Культура. – 2014. – № 3.– С. 152-160.

4. Кузнецов В. В. Современные культурные трансформации в народно-хоровом исполнительстве // Человек. Культура. Образование. – 2013. – № 3 (9). – С. 161-166.

Проект, направленный на приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Любите и изучайте великое.

Развитие ребёнка с ОВЗ в процессе музыкальной деятельности В данном учреждении я работаю с 2018 года. Стаж в дошкольном образовании более 15 лет. Образование, музыкальное училище по классу хорового.

Влияние искусства на развитие личности ребёнка в духовно-нравственном аспекте Экскурсия в искусство Влияние искусства на развитие личности ребёнка в духовно-нравственном аспекте. подготовила: Чаадаева И. А., учитель.

Эстетическое воспитание и развитие школьников средствами искусства Эстетическое воспитание – процесс формирования творческой личности, которая может воспринимать, чувствовать прекрасное в искусстве; воспитание.

Православная церковь запрещала использовать музыкальные инструменты, что привело к расцвету хоровой культуры.

Большой вклад в развитие хорового пения в России внес царь Иван IV Грозный. Из-за уничтожения скоморохов развитие самобытной инструментальной музыки в России было практически остановлено — и возобновилось уже как вторичное, подверженное влиянию западноевропейской академической музыки. В совокупности с традиционным запретом православной церкви на использование музыкальных инструментов в богослужебном пении, это закономерно привело к расцвету именно хоровой культуры в нашей стране.

Помимо этого, Ивану Грозному приписывается создание двух стихир (хоровых песнопений), которые до сих пор иногда используются в православном богослужении. А в его подмосковной резиденции в Александровой слободе располагалась знаменитая школа певчих (по сути, консерватория), из которой вышли многие крупные композиторы того времени, называемые распевщиками. Самыми именитыми из них были Иван Нос и Федор Крестьянин, будущий духовный наставник царя Лжедмитрия I, обвенчавший его с польской аристократкой Мариной Мнишек.

В 1713 году Хор государевых певчих дьяков перевели из Москвы в Санкт-Петербург и присоединили к основанному Петром I в 1701 году Придворному хору. В 1763 году хор преобразовали в Императорскую придворную певческую капеллу. Фактическим преемником ее является нынешняя Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, в состав которой, помимо собственно хора, входит также симфонический оркестр.

Большой вклад в развитие хорового пения в России внес царь Иван IV Грозный. Из-за уничтожения скоморохов развитие самобытной инструментальной музыки в России было практически остановлено — и возобновилось уже как вторичное, подверженное влиянию западноевропейской академической музыки. В совокупности с традиционным запретом православной церкви на использование музыкальных инструментов в богослужебном пении, это закономерно привело к расцвету именно хоровой культуры в нашей стране.

Помимо этого, Ивану Грозному приписывается создание двух стихир (хоровых песнопений), которые до сих пор иногда используются в православном богослужении. А в его подмосковной резиденции в Александровой слободе располагалась знаменитая школа певчих (по сути, консерватория), из которой вышли многие крупные композиторы того времени, называемые распевщиками. Самыми именитыми из них были Иван Нос и Федор Крестьянин, будущий духовный наставник царя Лжедмитрия I, обвенчавший его с польской аристократкой Мариной Мнишек.

В 1713 году Хор государевых певчих дьяков перевели из Москвы в Санкт-Петербург и присоединили к основанному Петром I в 1701 году Придворному хору. В 1763 году хор преобразовали в Императорскую придворную певческую капеллу. Фактическим преемником ее является нынешняя Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, в состав которой, помимо собственно хора, входит также симфонический оркестр.

Читайте также: