Хороший тон для дам в средневековье кратко

Обновлено: 04.07.2024

Прекрасная дама – обязательный герой рыцарского романа. Умопомрачительные наряды, богатые украшения, таинственные замки, яркие пиры, рыцарские турниры за сердце возлюбленной – все это рисуется в воображении читателей. В реальности же жизнь дам была не столь радужна. Напротив, девушки были под гнетом множества запретов и лишений.

Идеальная внешность прекрасной дамы

Люди Средневековья смотрели на мир сквозь религиозную призму и считали, что истинный долг христианина — заботиться о душе, которую ждала вечность, тело же было бренно, а потому второстепенно. Косметика и украшения считались одним из препятствий на пути к таким добродетелям, как скромность и стыдливость, без которых невозможно было считаться прекрасной дамой. Кроме того, по мнению современников, косметика обладала рядом пагубных качеств: вредила здоровью, отвлекала от обязанностей праведной христианки и примерной хозяйки. То есть косметика грозила испортить не только тело, но и душу, заведя последнюю на службу дьяволу. Удовольствие, получаемое от прекрасной внешности, привлекало слишком много внимания к физическим особенностям и снижало интерес к воспитанию добродетели. Женщин, которые уделяли чересчур много времени внешности, подозревали в прелюбодействе.

Идеальный образ напоминал монашеский: женщине следовало украшать себя ожерельем образцового поведения, серьгами благовоспитанности, кольцом целомудрия, а не громоздкими шедеврами ювелиров. Ей надлежало знать чувство меры и не вызывать соблазн у других мужчин. Иначе её тело могло потерять не только целомудрие, но и здоровье, которое делало его полезным. Но ни монахиня, ни мирянка не являлись хозяйками своего тела. Первая предавала его монашескому заточению, а вторая отдавала свою плоть семье, для которой была своеобразным символом в обществе, а прежде всего она отдавала тело мужу, для которого оно должно было оставаться нетронутым косметикой, привлекательным и здоровым.

Модель образцового поведения

Любое отклонение в поведении от нормы было опасно для дамы, а кратчайший путь к потере уважения и авторитета — легкомыслие, порождаемое чрезмерным вниманием к своей внешности.

Вместе с умеренностью в украшениях, скромность и целомудрие являлись качествами, которыми должна быть наделена благовоспитанная дама.

Но что же помогало привить девушкам данные черты? Прежде всего, раздача милостыни. Она способствовала сохранению чистых помыслов и была одним из дозволенных способов участия в общественных делах вне дома, храма и монастыря.

Порицалось также безделье, порождающее злые, преступные желания и мысли. Единственным оберегом от данного порока была работа, которая занимала руки и мысли и которая вытесняла рассуждения о пагубных поступках.

Но не стоит забывать, что женщины, как и мужчины, имеют дар речи. Моралисты и проповедники были крайне обеспокоены тем, что женщины говорили слишком много (порой ужасные вещи), часто они являлись опытными лгуньями, злобным сплетницами, непрерывно жаловались и болтали.

Еще Эгидий Римский говорил, что девушка, любящая прогулки и общение, теряет природную скромность, защищающую её целомудрие от мужчин: потеряв застенчивость и перестав смущаться в обществе, она становится подобна дикому животному, которое, привыкнув к компании мужчин, приручается, позволяя им баловать себя и гладить.

Болтливых женщин рассматривали с нескрываемым презрением. Где же и как женщина могла говорить без вреда своей репутации? Ответы давали специально разработанные правила молчания: говорить умеренно, спокойно, только по необходимости. Подобно монахиням, благовоспитанные женщины дома нарушали тишину только по особому случаю: говорить только, когда спрашивают; терпеливо ждать очереди; обращаться с мужем и родителями со смирением. Только редкие и тщательно обдуманные слова должны были звучать из уст дамы.

Целомудрие, смирение, скромность, молчание, умеренность, трудолюбие — все эти качества регламентировали поведение истинно прекрасной дамы. И это правило действовало многие столетия.

Какой представляли себе в средние века добродетельную женщину?
Средневековая система семи смертных грехов имела отношение и к мужчине, и к женщине (каждый человек должен был держать ответ перед Богом за проявление гордыни, жадности, похоти, гнева, чревоугодия, зависти, уныния). Что же касается добродетелей, то женщине предъявлялись как общие, так и специфические требования.



Женщине особенно рекомендовалось воспитывать в себе такие общехристианские добродетели, как благочестие, благоразумие и воздержанность.
Она должна была быть религиозной, постоянно жить в страхе Божьем и, если она грамотна, читать религиозную литературу. Не случайно в средневековой литературе особой похвалы удостаивались женщины, ушедшие в монастырь, - те, кто предпочёл умереть для мира и жить для Бога. Но и вне монастырских стен женщина могла проявить истинную веру и благочестие, ведя аскетический образ жизни.


Благоразумие женщины может и должно проявляться при управлении Домом. Скажем, в источниках часто можно встретить сюжет о том, как какая-либо женщина управляла домом с величайшим благоразумием.
Особое значение придавалось соблюдению женщиной умеренности, воздержанности. В педагогических трактатах подчеркивается, что девочку необходимо воспитывать таким образом, чтобы воздержанность и умеренность сквозили в каждом её жесте, слове, во внешнем виде. Интересен тот факт, что только для женщины скромность и молчаливость выделялись в особые и очень важные добродетели. Почти все авторы средневековых дидактических произведений отмечают скромность, стыдливость, целомудрие как необходимые для девочки качества. Чтобы сохранить в девочке целомудрие, следует оберегать её не только от излишних плотских удовольствий, дурного общества, но и от излишеств в пище, сне, украшении себя:




Проповедник Этьен де Бурбон с сочувствием рассказывает, как в одной деревне священник учит молодежь, чтобы та, когда в приходе появляется накрашенная женщина, кричала ей вслед: "Изыди, рыжая с ядовитой шкурой" — и бросала в нее отбросы.

Немало говорилось по этому поводу и в гуманистической педагогике. Итальянский гуманист Джованни Конверсини да Равенна (XIV — нач. XV века) обосновывает вред косметики тем, что, во-первых, женщина, украшающая себя, будет пре¬небрегать домашними обязанностями; во-вторых, косметика наносит вред ее здоровью (он приводит, в частности, пример, когда долгое сохранение краски на глазах привело к слепоте); наконец, в-третьих, красящаяся женщина неопрятна. Альберти в трактате "О семье" писал, что женщины, безумные, разрушают нежнейшую кожу ядовитыми мазями. Заботу о здоровье дополняет эстетический мотив — никому не будет приятно смотреть на накрашенную женщину. Причины же использования косметики, по Альберта, заключаются в, том, что красящиеся женщины стремятся понравиться не мужу, а скорее чужим мужчинам.


Однако существовала и другая, более спокойная оценка женского украшательства. Гуарино полагал, что роскошь и украшения не всегда сопутствуют порокам. Вредным может быть не использование косметики, а лишь злоупотребление ею.
Другое проявление воздержанности — молчаливость. Молчаливость считалась добродетелью и для мужчины, но от женщины она требовалась в значительно большей степени. Еще в сочинениях Аристотеля отражен взгляд патриархатной культуры на место этого качества в идеале женщины: "Убором женщины молчание служит". Беды, проистекающие из чрезмерной женской болтливости, — постоянный сюжет городской литературы. Необходимость воспитания этого качества у девочки постоянно подчеркивается в педагогических трактатах.



Верность мужу — еще одно требуемое от женщины качество. Особой похвалы удостаивались вдовы, которые воздерживались от вступления в повторный брак; помимо верности покойному супругу, они олицетворяли еще одну важнейшую христианскую добродетель — постоянство.
В трудах, где речь шла о подготовке девочки к семейной жизни, особо отмечается добродетель трудолюбия — жена должна быть всегда занята делом и обладать соответствующими умениями и навыками. Добродетель смирения включала в себя также требуемые от хозяйки дома полное послушание мужу, мягкость, терпеливость, чтобы она могла нести мир семью.



Средневековый стиль мышления предполагал, чтобы каждую добродетель олицетворяла определенная святая. Воплощением же идеала женщины, обладающей всеми добродетелями, была Дева Мария.
Таковы были требования, предъявлявшиеся средневековым обществом женщине.

Известно, что в раннем средневековье монархи и их приближенные сильно не усложняли свою жизнь изящными манерами и выполнением множества правил. Однако вместе с крестоносцами, возвращавшимися из восточных стран и Византии, в Европу постепенно проникла и расцвела мода на придворные церемонии, комплекс которых стал называться этикетом.

Придворные правила этикета в средневековой Европе


Начиная с XV века церемониал королевских дворов настолько усложнился, что потребовалась даже особая должность церемониймейстера – человека, следящего за выполнением всех сложных требований поведения и знающего все эти правила. Не забыть их помогали многочисленные пособия по этикету. Порой правила доходили до абсурда. Так, например, в XVI веке Франсуа де Вьевиль, будущий маршал Франции, был приглашен на обед к английскому королю Эдуарду VI. В своих мемуарах де Вьевиль так описывал увиденное:

Придворные правила этикета в средневековой Европе

Мария Луиза Орлеанская — королева-консорт Испании, жена короля Карла II

Кстати, в похожей ситуации из-за таких же правил этикета уже в 1880 году на глазах у многочисленной свиты погибла молодая жена короля Сиама Сунанда Кумарираттана. Она каталась по озеру вместе с новорожденной дочкой, но случайно лодка перевернулась, и королева с ребенком оказались в воде. Помочь им многочисленные свидетели не смогли, так как многовековой этикет не позволял прикасаться к монаршим особам. Король Рама V после этого происшествия старинное правило отменил.

Самый известный из подобных исторических анекдотов (впрочем, его чаще называют мифом), касается испанского короля Филиппа III, который то ли чуть не умер от ожогов, то ли задохнулся, сидя у камина, пока придворные бегали за одним из грандов, который имел право прикасаться к королю и двигать его кресло. Сын этого монарха, Филипп IV, тоже отличался особой строгостью в вопросе выполнения правил этикета. Говорили, что он улыбался не больше трех раз в жизни и требовал того же от своих близких. Французский посланник Берто писал:

Придворные правила этикета в средневековой Европе

Филипп IV, портрет работы Диего Веласкеса, 1656 год

Кстати, возвращаясь к вопросу женской чести, хочется упомянуть, что супружеские обязанности в королевских семьях также были строго регламентированы. Зато король был единственным мужчиной, который после захода солнца мог оставаться на женской половине дворца. Все остальные представители сильного пола оттуда удалялись, вероятно, тоже под страхом смертной казни.

Liber Urbani«Это серия стихов, написанных Даниэлем де Бекклсом в 1190 году, но это не романтические стихи, а первые правила этикета, написанные в истории, эти тексты подробно описывают ожидаемое поведение людей в различных ситуациях повседневной жизни.


Например, автор объясняет, что вы никогда не должны брать свою лошадь в чужие дома — это считается очень оскорбительным. Еще одна вещь, которую вы должны избегать в те времена — для образования, очевидно, — это помогать другим людям. Я думаю, что эти два правила остаются в силе сегодня, верно?


2 — Способ поведения во время еды.


Дэниел де Бекклс описывает целую серию моделей поведения, которые не следует практиковать с … ложкой. Да, ложка. Например, вы не должны играть с одним в течение долгого времени или помещать его в контейнер, где готовят пищу, если вы впервые принесли ее себе в рот — ради любви к Богу не забывайте об этом. Другое правильное правило: если вы уже использовали ложку, верните ее туда, где вы ее нашли. Мы?

Некоторые из этих правил этикета во время еды становятся несколько забавными: если вы были посетителем, вам пришлось бы воздерживаться от таких действий, как мочеиспускание в столовой, поскольку привилегия была только для хозяина, На столе было запрещено пить, чихать или дуть носом. И не забывайте: наплевать на еду нечего.

3 — Женат с проституткой — это хорошо.


4 — Прекратите смеяться и покорять своего мужчину.


Кристина де Пизан пришла поднять многие хорошо зарекомендовавшие себя стереотипы в то время, но она также попала в чрезвычайно мачо практику — с нашей нынешней перспективы. Чтобы не допустить, чтобы супруги каждый день выходили в таверны, чтобы тратить то, что у них было мало, женщинам было рекомендовано перестать смеяться — или, по крайней мере, избегать этого пронзительного смеха.

5 — Покрасьте свои волосы, чтобы вы не потеряли своего мужа.


6 — Как приручить диких животных.


7 — Как лечить слуг.


8 — (Буквально) Любовь не слепа.


В 12 веке Андреас Капелланус написал Искусство любви Кортеса, где он объяснил, каковы основные требования, чтобы испытать любовь.Слепой не мог любить! По словам Капеллана, нужно было видеть объект привязанности, чтобы поглотить это чувство. Вот почему влюбиться в слепого было скучно, потому что любовь начиналась только тогда, когда вы смотрели на предполагаемую.

9 — Как позаботиться о своей собаке.


Собаки долгое время сопровождали человека, настолько, что в четырнадцатом веке Гастон III написал книгу о охоте и способы иметь хорошие отношения с верным сквайром. Для автора собаки были постоянными компаньонами, и они изучали вещи с предельной легкостью, помимо эффективного общения с теми людьми, которые знали, как интерпретировать их лай.

Гастон также сказал, что идеальным способом обучить собак было смешивать их в небольших группах других животных, адаптировавшись к их способу мышления — например, таким образом, избегая навязывания человеческого познания поведению животного.

Смотреть видео: Золотой этикет. История хорошего тона

Читайте также: