Судьба русского крестьянства в прозе писателей 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

На рубеже 19 и 20 веков Россия была полностью аграрной державой с явным преобладанием сельского населения, но аграрный вопрос в России не был решен. В связи со сложной ситуацией, сложившейся в государстве, они предложили свои политические программы, к примеру, программу Столыпина, направленной на преодоление кризиса.
Актуальность моей темы заключается в том, что эти три революции оставили большой отпечаток в нашей истории, истории России и истории простых людей. Зная ошибки прошлого, мы не можем ошибаться в будущем, в будущем Российской Федерации.
Опираясь на широкий спектр источников, в том числе из секретных архивов, авторы подчеркивают многострадальную судьбу русского крестьянства в 20 веке. Рассматриваются аграрные реформы, начиная от Столыпина и заканчивая современными, и отношение крестьян к ним. Впервые в исторической литературе восстания крестьян в годы гражданской войны, насильственная коллективизация и лишение власти кулаков отражены на конкретном фактическом материале. Выявлена ​​репрессивная политика советских властей, оказавших крестьянам сопротивление этой политике кулацким, контрреволюционным мятежам. Среди авторов известные историки, публицисты, в том числе зарубежные, молодые исследователи, писатели и публицисты.
Цель данной работы исследование судьбы российского крестьянства в 20 веке.
Задачи: рассмотреть жизнь крестьянства России в революциях 20-го века; описать трагедию и положение русского крестьянства в 20 веке: истину против исторической лжи.

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

На рубеже 19 и 20 веков Россия была полностью аграрной державой с явным преобладанием сельского населения, но аграрный вопрос в России не был решен. В связи со сложной ситуацией, сложившейся в государстве, они предложили свои политические программы, к примеру, программу Столыпина, направленной на преодоление кризиса.
Актуальность моей темы заключается в том, что эти три революции оставили большой отпечаток в нашей истории, истории России и истории простых людей. Зная ошибки прошлого, мы не можем ошибаться в будущем, в будущем Российской Федерации.
Опираясь на широкий спектр источников, в том числе из секретных архивов, авторы подчеркивают многострадальную судьбу русского крестьянства в 20 веке. Рассматриваются аграрные реформы, начиная от Столыпина и заканчивая современными, и отношение крестьян к ним. Впервые в исторической литературе восстания крестьян в годы гражданской войны, насильственная коллективизация и лишение власти кулаков отражены на конкретном фактическом материале. Выявлена ​​репрессивная политика советских властей, оказавших крестьянам сопротивление этой политике кулацким, контрреволюционным мятежам. Среди авторов известные историки, публицисты, в том числе зарубежные, молодые исследователи, писатели и публицисты.
Цель данной работы исследование судьбы российского крестьянства в 20 веке.
Задачи: рассмотреть жизнь крестьянства России в революциях 20-го века; описать трагедию и положение русского крестьянства в 20 веке: истину против исторической лжи.

Тема положения и судьбы русских крестьян испокон века на русской земле являлась насущной проблемой, которой были озадачены многие писатели, поэты, художники и другие творческие люди. Проблема, конечно же, заключалась в нравственности. Творцами слова в 19-ом веке представители крестьянского сословия воспринимался как человек, который сеет и хранит родную землю. Он носит самые высокие человеческие ценности, природную мудрость, живет в гармонии с природой. Русская бытность 20 века поместила крестьян в новаторские условия. Новое правительство, которое кричало, что земля надо отдать крестьянам, в некоторых момента пришла вновь к крепостничеству. Мужики снова были прикованы к земле и не имели возможности воспользоваться результатами своих усилий, а много тысяч семей крестьян вообще были раздавлены.

Огромное количество произведений было написано о крестьянах и коллективизации, что задела многих в абсолютно разных литературных направлениях. Произведения Михаила Шолохова не являются из ряда вон выходящими. Автор тоже в своих работах раскрыл тему крестьянства и крепостничества.

В этом произведение Михаил Шолохов выражает свое личное мнение по поводу коллективизации и положении крестьянского сословия, и то, к чему привело такое отношение и действие власти.

Примечательно, что в романе показывается ситуация очень правдиво, естественно, не может не вызвать сочувствия, жалости у читателя.

Произведение насыщенно историческими фактами, поэтому его можно воспринимать как своеобразный учебник по истории времени начала 20 века.

Тема крестьян и положения этого сословия в полной мере раскрывается в произведениях Михаила Шолохова, что дает отличную возможность юному поколению ознакомиться с особенностями того времени.

Судьба крестьянства в произведениях Шолохова

Судьба крестьянства в произведениях Шолохова

Популярные сочинения

Самая большая ценность народа – его язык. Язык можно смело назвать духовным сокровищем, в которое люди вкладывали и продолжают вкладывать свои приобретения. Это душа народа

Я считаю, что у всех людей должна быть семья. Это тот очаг, где человека поддержат, дадут напутствие или просто выслушают. Люди, которые не имеют семьи, одиноки и несчастны. Им не с кем поговорить

Ошибки – это то, чего боится каждый из нас. Да, некоторые понимают их важность – мастер не будет корить себя вечно за испорченный результат

Эти слова старинной казачьей песни служат одним из эпиграфов к первой книге романа М. А. Шолохова "Тихий Дон". Взяты они не случайно. Именно эти строки служат ключом к пониманию как всего произведения в целом, так и той глубоко народной в своей основе авторской концепции бытия мира и человека, которая воплощена в нем. Роман Шолохова — о великой трагедии, которая постигла донское казачество в годы революции и гражданской войны.

Уже в самом названии романа-эпопеи заложен глубокий символический смысл. Дон — река равнинная, спокойная, но в непогоду он становится буен и опасен, как море, как океан. В старинных казачьих песнях о батюшке "тихом Доне", который то "чистехонек", то "мутен" бежит, сосредоточено главное противоречие, присущее казачьему племени, соединившее в одних и тех же людях несовместимое: самую мирную и созидательную профессию землепашца с воинской доблестью, с постоянной готовностью к войне, а значит, смерти и разрушению. Эти противоречия приобретают особую остроту в переломные моменты истории, в горькое время, когда Дон становится местом братоубийственной войны и разделяет уже не берега, а людей, принося в казацкие курени страшные вести.

Драматичность судеб донского казачества, оказавшегося на изломе истории, ярко и впечатляюще показана М. Шолоховым на примере семьи Мелеховых, прежде всего, на примере главного героя романа — Григория Мелехова.

"Мелеховский двор — на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север, к Дону. С юга — меловая хребтина горы. На запад — улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу". Перед нами разворачивается эпическое, насыщенное красками, запахами и звуками родной земли живописное полотно из жизни донского казачества. С огромной любовью рисует Шолохов широкие донские степи и вольную казацкую реку, описывает хуторские обычаи и нравы, показывает любовь казаков к труду и воинской службе, воссоздает их яркую, самобытную речь.

М. Шолохов поэтизирует мирный труд как источник нравственного здоровья, красоты и человеческого обаяния. Сцены, посвященные описанию мирной жизни, традиционного быта казаков, их хозяйственных забот, праздников, свадеб, игрищ, лихих скачек, выписаны им с особой любовью.

Для писателя главную ценность представляет человек, который в слитости с естественным миром природы ведет размеренный образ жизни, терпеливо и достойно вынося ее тяготы, человек, родственно близкий к окружающим, таким же, как и он, и в этой родственности, естественности и целесообразности ощущающий свою целостность и гармоничность связей с миром. Но традиционный жизненный уклад казаков рушится под ударами надвигающихся исторических катаклизмов.

Революция и гражданская война несут в этот замкнутый мир крутые перемены. Главному герою Шолохова, этому чистому и цельному человеку, суждено пройти "по мукам".

Вначале перед нами обыкновенный хуторской парень, с привычным кругом хозяйственных работ, занятий, развлечений. Он живет, подчиняясь веками сложившимся законам и традициям. Он — типичный представитель казачества, веками живущего на Донской земле. Живет естественно, как трава в степи, следуя устоявшимся традициям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить. Подчиняясь традициям и воле отца, он женится на Наталье, создает семью, готовится к службе. В жизни Григория все происходит как будто без его участия, невольно, как невольно он рассекает во время косьбы утенка и содрогается от содеянного. Смерть человека, убитого им лицом к лицу, и опыт войны в целом переворачивают жизнь Григория, заставляют задуматься, прислушаться к себе, присмотреться к людям. Так начинается его сознательная жизнь, которая, к сожалению, оказалась трагической, исполненной горя, утрат, нелегких испытаний и постоянного поиска правды.

"Взрослая" жизнь постоянно ставит героя перед выбором, сделать который оказывается необыкновенно сложно и который не всегда оказывается верным. Большевик Гранжа, с которым Григорий встретился в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему. "Автономист" Ефим Изварин и Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений героя. Трагически погибший Подтелков оттолкнул Мелехова, расстреляв безоружных пленных, поверивших обещаниям большевика. Григория ошеломили бессмысленность этого убийства и бездушие, с которым оно было совершено. Григорий — воин, ему самому не раз приходилось проливать чужую кровь, но поступок Подтелкова нарушает не только законы человечности, но и законы войны. Мелехов же соблюдал своеобразный кодекс чести: "Хочешь живым быть, из смертного боя целым выйти — надо человечью правду блюсти".

Григорий не может равнодушно наблюдать за происходящим, честный "до донышка", он не может не видеть обмана: уже после года власти красных нет обещанного равенства: "Взводный в хромовых сапогах, а "Ванек" в обмоточках. Комиссара видал, весь в кожу залез, и штаны и тужурка, а другому на ботинки кожи не хватает". Григорий делает неутешительные выводы: "уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже".

Гражданская война бросает Григория Мелехова то в конницу Буденного, то в белый стан, но это уже не бездумное подчинение укладу или року, а сознательный поиск им своего места в жизни, своего пути. В душе Григория идет постоянная мучительная борьба: "Трудно нащупывалась тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам — шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем". Но чем дольше длится этот поиск, тем яснее и ярче перед ним открывается настоящая правда: главные жизненные ценности — родной дом, мирный труд на родной земле. Пусть вокруг война, кровь, разруха и безысходность, но "когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, — выйдет в степь; держась наскучавшимися по работе руками за чепиги, пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, — теплело на душе".

Но бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит арестом, тюрьмой и расстрелом. Продразверстка добытого тяжелым трудом хлеба поселила в умах многих казаков желание "перевоевать" и вместо власти Советов поставить свою, казачью. На Дону образуются банды. Узнав о бунте казачества в верховьях Дона против Красной Армии, Мелехов выступает на стороне бунтовщиков. Теперь Григорий борется за то, что ему по-настоящему дорого: "Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, — как в стенке, — а накал ненависти, твердость даст борьба!" Григорий, скрывающийся от преследования коммунистов, попадает в банду Фомина. Но вскоре понимает, что у бандитов нет будущего. Ему, как и большинству казаков, ясно: "Сеять надо, а не воевать". Григорий всей душой тянется к мирному труду. Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины — Аксиньи, получившей пулю по дороге к счастливой, свободной, как им казалось, жизни. Все, что любил, ценил и чем дорожил в своей жизни Григорий, погибло.

На своем нелегком жизненном пути Григорию пришлось пережить многое, совершить тяжелые ошибки; утратить многое из того, что нам нравилось вначале в веселом, сильном, зверовато-красивом парне. Но Григорий Мелехов никогда не кривил душой, честно и бескомпромиссно искал свою правду, искренне стремился разобраться в происходящих событиях. Куда прислониться, с кем пойти? — этот нелегкий вопрос решал в те грозные годы не только Мелехов, но и все честное казачество.

Григорий прошел "по мукам", прошел через несправедливость, утраты, разочарования, и сама душа его выжжена, как черная после палов степь. Но все-таки остается последняя, очень важная ниточка, связывающая Григория с жизнью, — его родной дом. Дон, родная земля, ждущая хозяина, маленький сынишка — его будущее, его след на земле, то, ради чего действительно стоит жить, то, во что испокон веков верили и к чему стремились донские казаки, в чем они видели настоящую правду, в чем заключалась для них главная мудрость жизни.

Деревенская проза началась в 1950-х годах с рассказов Валентина Овечкина, который в своих произведениях сумел сказать правду о состоянии послевоенной деревни и развеять искаженное понятие о ней. Постепенно сложилась школа писателей, придерживающихся в своем творчестве одного направления: писать о русской деревне. Термин “деревенская проза” долго обсуждался, ставился под сомнение, но в конечном итоге закрепился, обозначив тематику и художественно-стилевое явление в русской литературе второй половины ХХ века.

В своем самом известном

произведении “Районные будни” В. Овечкин обличал “показуху”, приписки в отчетах, равнодушие начальников к нуждам села. Произведение звучало остро и злободневно. Вслед за Овечкиным тему деревни развивали В. Тендряков, С. Воронин, С. Антонов, А. Яшин и другие.

К деревенской прозе относятся самые разные жанры: записки, очерки, рассказы, повести и романы. Расширяя проблематику, авторы вводили в свои произведения новые аспекты. Говорили об истории, культуре, о социологических и нравственных вопросах.

Стали известными и популярными книги “Лад”, “Плотницкие рассказы”, “Кануны” В.

Белова, “Деревянные кони”, “Пелагея”, “Безотцовщина”, “Братья и сестры” Ф. Абрамова, “Мужики и бабы” Б. Можаева, “Матренин двор” А. Солженицына.

Большой вклад в развитие деревенской прозы внесли В. Астафьев и В. Распутин, поднимавшие в своих произведениях проблему экологии, сохранения традиций, заботы о доме на Земле.

Валентин Григорьевич Распутин при жизни стал классиком русской литературы. Сибиряк по рождению, человек с волевым характером, он много испытал на своем веку. Известность автору принесли повести “Деньги для Марии” и “Последний срок”, где рассказывалось о непростой жизни людей в сибирской деревне.

Постепенно в его творчестве начинает доминировать жанр философской повести.

Осмысление нравственно-философских вопросов составляет смысл повести “Прощание с Матерой”. В ней речь идет уже не об отдельных людях, а о судьбе целой деревни. В этом произведении Распутин размышляет о проблемах человека и природы, культуры и экологии, смысла человеческой жизни и преемственности поколений.

Матера – это остров посреди Ангары и деревня на нем. В повести Распутин, используя прием аллегории, фольклорные и мифологические мотивы, создает образ Матеры – символ народной России и ее истории. Корень слова “матера” – мать, “матерый” означает “зрелый”, “опытный”, а еще в Сибири матерой называют центральное, самое сильное течение на реке.

Далеко, в столице, чиновники решили построить водохранилище для нужд народного хозяйства. Никто не подумал, что деревня после постройки плотины окажется на дне искусственного водоема. Описывая судьбу старинной деревни, писатель создает сложный социально-философский образ, который перекликается с проблемами современности.

В деревне осталось всего несколько стариков, молодежь уехала жить в город. Распутин талантливо создает образы деревенских старух. У старухи Анны покладистый, тихий, “иконописный” характер.

Дарья – энергичная женщина. Она полна гнева на городских бюрократов, готова отстаивать свою малую родину до последнего вздоха. Дарья сокрушается о безразличии молодежи к земле предков.

Распутин исследует самые глубинные пласты человеческой души и памяти. К удивлению людей, когда-то мечтавших уехать в город, деревня, родные корни не исчезают, более того, становятся опорой для существования. Родная земля дает силу своим детям. Павел, сын старухи Дарьи, приехав на остров, поражается тому, “с какой готовностью смыкается вслед за ним время: будто не было никакого… поселка… будто никуда он из Матеры не отлучался.

Приплывал – и невидимая дверка за спиной захлопывалась”.

Автор вместе со своими героями тяжело задумывается о том, что же творится на земле. Старикам некуда деться с острова. Жить им осталось недолго, здесь их поля, леса, могилы родных на кладбище, которое, по приказу властей, пытаются разровнять бульдозером.

Местные жители не хотят переезжать в город, не представляют себе жизни в коммунальном доме.

Писатель отстаивает право людей жить по старинным законам крестьянской жизни. Город наступает на деревню, как враг, уничтожает ее. С чувством безнадежности и горя Дарья говорит: “Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодала она”.

Городская жизнь в сознании героини превращается в страшное чудовище, жестокое и бездушное.

Сцена разорения кладбища потрясает святотатством городских жителей. Против приказа, постановления, мертвого бумажного документа бессильны и живые, и мертвые.

Писатель показывает, насколько люди запутались, разделились, рассорились на этой земле. В повести он создает образ Хозяина острова, доброго духа, который появляется ночами, ведь люди уже не хозяева на своей земле. В живых диалогах с соседями, сыном, внуком Дарья пытается выяснить “правду о человеке: зачем он живет?”.

В сознании героев повести живет вера в незыблемость законов жизни. По словам автора, “даже смерть засевает в души живых щедрый и полезный урожай”. “Прощание с Матерой” – это повесть-предупреждение. Можно сжечь и затопить все вокруг, стать чужими на собственной земле. Распутин поднимает важнейшие проблемы охраны природы, сохранения накопленных богатств, в том числе и нравственных – таких, как святое чувство к Родине.

Он протестует против бездумного отношения к стране и ее людям. Человек неравнодушный, истинный гражданин, Распутин активно боролся против проекта “поворота сибирских рек” в 1980-х годах, который грозил нарушить всю экологическую систему Сибири. Множество публицистических статей было написано им в защиту чистоты озера Байкал.

Василий Шукшин вошел в литературу как автор деревенской прозы. За пятнадцать лет литературной деятельности он опубликовал 125 рассказов. Первый рассказ “Двое на телеге” был напечатан в 1958 году.

В сборник рассказов “Сельские жители” писатель включил цикл “Они с Катуни”, в котором с любовью рассказывал о своих земляках и родном крае.

Произведения писателя отличались от того, что писали в рамках деревенской прозы Белов, Распутин, Астафьев, Носов. Шукшин не восторгался природой, не вдавался в долгие рассуждения, не любовался народом и деревенской жизнью. Его короткие рассказы – это эпизоды, выхваченные из жизни, короткие сценки, где драматическое перемежается с комическим.

Герои Шукшина – простые деревенские жители, представляющие современный тип “маленького человека”, который, несмотря на революции, не исчез со времен Гоголя, Пушкина и Достоевского. Но у Шукшина деревенские мужики не хотят подчиняться выдуманным в городе ложным ценностям, они мгновенно чувствуют фальшь, не хотят притворяться, остаются собой. Во всех рассказах писателя происходит столкновение лживой морали приспособленчества городских жителей и прямого, честного отношения к миру жителей села.

Автор рисует два разных мира.

Герою рассказа “Чудик” сельскому механику Василию Князеву тридцать девять лет. Шукшин удивительно умел начать свои рассказы. Он сразу вводит читателя в курс действия.

Этот рассказ начинается так: “Жена называла его – Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-то случалось”. Автор сразу отмечает непохожесть героя на обычных людей.

Чудик собрался навестить брата и в магазине уронил деньги, но не сразу понял, что эта купюра принадлежит ему, а когда понял, не смог заставить себя забрать ее.

Далее автор показывает нам Чудика в семье брата. Сноха, которая работает буфетчицей в управлении, считает себя горожанкой и с презрением относится ко всему деревенскому, в том числе и к Чудику. Герой – добрый, искренний, простодушный человек – не понимает, за что сноха так враждебно к нему относится. Желая ее порадовать, он разрисовал коляску маленького племянника.

За это Чудик был изгнан из дома брата. Автор пишет: “Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно.

Казалось: ну, теперь все, зачем жить?” Так, при помощи реплики, детали автор передает характер героя. Возвращение Чудика домой писатель рисует как настоящее счастье. Он снимает ботинки и бежит по мокрой от дождя траве.

Родная природа помогает герою успокоиться после посещения города и своих “городских” родственников.

Шукшин уверен, что такие, казалось бы, никчемные люди придают радость и смысл жизни. Писатель называет своих чудиков талантливыми и красивыми душой. Их жизнь чище, душевнее и значимее, чем жизни тех, кто смеется над ними. Вспоминая своих родственников, Чудик искренне недоумевает, почему они стали такими злыми.

Герои Шукшина живут душой и сердцем, их поступки и побуждения далеки от логики. В финале рассказа автор еще раз удивляет читателей. Оказывается, Чудик “обожал сыщиков и собак.

В детстве мечтал стать шпионом”.

Рассказ “Сельские жители” рассказывает о жизни людей сибирского села. Семья получает письмо от сына, который зовет их в Москву в гости. Для бабки Маланьи, внука Шурки и их соседа Лизунова поехать в Москву – это почти как слетать на Марс.

Герои долго и обстоятельно обсуждают, как ехать, что с собой брать. В диалогах раскрываются их характеры, трогательная простодушность. Почти во всех рассказах Шукшин оставляет открытый финал.

Читателям самим предстоит додумать, что же дальше произошло с героями, сделать выводы.

Писателя интересовали прежде всего характеры героев. Он хотел показать, что в обычной жизни, когда, кажется, не происходит ничего примечательного, есть великий смысл, подвиг самой жизни. В рассказе “Гринька Малюгин” рассказывается, как молодой шофер Гринька совершает подвиг.

Он уводит горящий грузовик в реку, чтобы не взорвались бочки с бензином. Раненый парень попадает в больницу. Когда к нему приходит корреспондентка, чтобы расспросить о случившемся, Гринька смущается громких слов о подвиге, долге, спасении людей.

Рассказ писателя – о самом высоком, святом в душе человека. Позже по этому рассказу Шукшина был снят фильм “Живет такой парень”.

Отличительная черта творческой индивидуальности Шукшина состоит в богатстве живой, яркой, разговорной речи с ее разнообразными оттенками. Его герои часто яростные спорщики, в свою речь любят вставить пословицы и поговорки, “ученые” выражения, жаргонные словечки, а иногда могут и выругаться. В текстах часто встречаются междометия, восклицания, риторические вопросы, что придает произведениям эмоциональность.

Василий Шукшин рассмотрел назревшую проблему русской деревни изнутри, глазами ее коренного жителя, высказал озабоченность оттоком молодежи из села. Писатель досконально знал проблемы жителей села и сумел озвучить их на всю страну. Он создал галерею русских типов, внес новые черты в понятие русского национального характера.

Читайте также: