Хороша нива у дружного коллектива смысл пословицы кратко
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Пантюхина Валентина Алексеевна
Организация: МБОУ СШ с. Решетово-Дуброво
Населенный пункт: Липецкая область, Краснинский р–н, с. Решетово–Дуброво
Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чувство юмора, чутье к звуковым красотам родного языка, обогащают их знание об окружающем мире. На уроках пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать главную мысль прочитанного.
Программа по изучению русского языка в начальных классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:
- Обучение грамоте, внеклассное чтение и развитие речи.
- Чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
- Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Изучаемый материал благодаря пословицам надолго остаётся в памяти учащихся.
Подбор пословиц определяю темой конкретного урока и его целями. Пословицы и поговорки использую как дидактико – воспитательный материал на разных этапах урока русского языка: на этапе подготовки к изучению нового материала, при закреплении материала, на этапе творческой работы учащихся и т.д.
На ранних этапах работы с пословицами и поговорками рекомендую использовать такие виды заданий, которые требуют от учащихся творчества, например: изображение пословиц в виде рисунка, подбор к пословицам и поговоркам картинок и т.д. Для этих этапов работы отбираю наиболее простые, доступные пониманию детей и ценные в воспитательном отношении высказывания.
Чтобы добиться действительности в употреблении той или иной пословицы, мне приходилось не раз при удобном случае напоминать ее детям, подтверждать разными приемами.
Работа с учащимися на уроках чтения показала, что если ограничиваться только выяснением общего смысла пословицы, то она не затронет по – настоящему чувств ребят, не пробудит их воображение, не заставит задуматься. Необходимо дать детям почувствовать силу и красоту каждой народной пословицы, её правдивость, выразительность. Такой подход к работе достигает главной цели: учащиеся не остаются равнодушными к метким народным изречениям, начинают вдумываться в их смысл, использовать в речи.
Не ограничиваюсь только теми пословицами которые помещены в пособиях по чтению и русскому языку, а отбираю из бесконечного их разнообразия те изречения, которые особенно четко определяются, что хорошо и что дурно, внушают детям нравственные правила, дают яркую эмоциональную оценку различным человеческим качествам и поступкам.
Очень интересным видом работы является сочинение по пословице или включения пословиц в сочинение. Сочинения по пословице бывают небольшими. Они проводятся как устно, так и письменно. Устный рассказ по пословице провожу сразу на уроке без предварительной подготовки. Письменные сочинения предварительно обсуждаем. Пословица дается в качестве заготовка к сочинению. Пословица, которая служит заглавием к сочинению, делает рассказ целенаправленным.
На уроках русского языка использую игры с пословицами.
Цель: развитие умения понимать смысл пословиц, формирование таких нравственных качеств, как трудолюбие и добросовестность.
Берется легко узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами. Задача детей – восстановить исходный текст. Записываем версии детей, находим правильную и предлагаем подумать, почему же именно этот вариант остался в памяти народа. Всего лишь одно предложение поможет научить детей видеть смысл простых слов, чувствовать, как изменяется суть целого от перемены мест отдельных частей.
Цель: понимание смысла пословицы, нахождение общего и различного.
1) Хвастать - не косить, спина не болит.
2) Не спеши языком – торопись делом.
3) Язык до Киева доведет.
4) От слова до дела сто перегонов.
При поверхностном просмотре лишней можно посчитать первую пословицу, так как в последующих двух речь идет о языке, слове, а в первой об этом сказано неявно. При более подробном рассмотрении оказывается, что суть первой, второй и четвертой пословиц сводится к тому, что слова не всегда совпадают с делами. Следовательно, лишней является третья пословица.
Использование пословиц при обучении орфографии.
Гласные после шипящих :
- Нет розы без ш..пов.
- Не спеш.. языком, торопись делом.
- Новых друзей наж..вай, а старых не теряй.
Использую пословицы для устного опроса. Предлагаю пословицы, в словах которых пропущена буква. Ученики отвечают заученное правило затем комментируют написание пропущенных букв.
Глухие и звонкие согласные:
- Лучше хле.. с водою, чем пиро.. с бедою.
- Свой гла.. – алма.
- Пошло вро..ь да вкось, хоть всё бро..ь.
После выяснения смысла пословиц предлагаю задание: списать и вставить пропущенные буквы. Разъясняю учащимся каким орфографическим правилом следует руководствоваться, чтобы не делать ошибки при написание слов с глухими и звонкими согласными.
- Белые ручки чужие дела любят.
- На своей улочке и курочка храбра.
- Страх-первый помощник врага.
- На словах медок, а в сердце ледок.
- Чёрное сердце не знает благодарности.
- Мир освещается солнцем, а человек-знанием.
- Краса приглядится, а ум всегда пригодится.
- На чужой обед надейся, а сам припасай.
- Свои собаки грызутся, чужие не пристают.
- Будет и на нашей улице праздник.
- Всякая лиса свой хвост хвалит.
- Не рой другому яму, сам в неё упадёшь.
Учащиеся читают пословицы, объясняют их смысл, находят местоимения, определяют лицо, род, число. Попутно дети выполняют задания по орфографии: объясняют правописание слов праздник, улице. Затем они списывают пословицы, подчеркивают местоимения.
- (Маленькое) дело лучше (большого) безделья.
- (Родная) сторона – мать, (чужая) - мачеха.
- (Старый) друг лучше (новых) двух.
После чтения предложений прилагательные закрываются. Учащиеся их отгадывают, затем ставят к ним вопросы, сообщают, что они обозначают. Затем пословицы списываются.
- Новых друзей наживай, а старых не теряй.
- Не учась и лаптей не сплетёшь.
- За всё берётся, да не всё удаётся.
Задания: переписать пословицы, подчеркнуть личные окончания глаголов, определить спряжение и т.д.
- Хорошая нива у дружного коллектива.
- Ранний пар родит пшеничку, а поздний метличку.
- Весенние ветры приносят летние дожди.
Так при первом знакомстве со словами с удвоенными согласными дети читают пословицы, записанные на доске. Следующий вид работы по этой темы – это зрительный предупредительный диктант. Учащиеся читают пословицы, обращают внимание на написание выделенных слов, запоминают их. Затем слова с удвоенными согласными закрываются и учащиеся списывают пословицы. На дом дети получают задание: выучить слова с удвоенными согласными. На следующем уроки учащиеся пишут под диктовку пословицы, в которых есть слова с удвоенными согласными, например: Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глазки продирает. Осеннее ненастье - семь погод на дворе.
Использование пословиц при обучении пунктуации:
- Знай минутам цену, секундам – счёт.
- Красна птица перьем, а человек – уменьем.
- Ты барин, но и я не татарин.
Более широкий круг пословиц включается при развитии речи. Для обучения противопоставлениям, их выражением в краткой и точной форме эффективно использую соответствующие структуры пословиц.
Пословицы противопоставительной структуры:
- Труд кормит, а лень портит.
- Много – сытно, а мало – честно.
- Лихо помнится, а добро век не забудется.
Пословицы сравнительной структуры:
- Посмотрит – рублём одарит.
- Каковы веки, таковы и человеки.
- Человек без Родины – соловей без песни.
Пословицы с причинно-следственным и условным значением:
- Лес рубят - щепки летят.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- Не подымай носу - спотыкнёшься.
Проблему дидактического использования пословиц целесообразно решать на основе реализации принципа предметных задач: осуществляя функции образования, воспитания и развития при обучении младших школьников русскому языку и литературному чтению. Обучение программным темам по русскому языку и литературному чтению с активным использованием пословиц подтвердило их важную дидактическую ценность и вызвало живой интерес детей к народной мудрости.
На этой странице мы собрали 109 пословиц про коллектив. Человек — существо общественное, поэтому для развития и благополучия ему нужно общество. Лучшим примером этого служит коллектив, то есть это люди, которые окружают личность. Именно в нем проявляются все достоинства и недостатки человека, его наклонности и стремления. Коллектив обычно объединяет людей по какому-либо признаку: по месту работы, учебы, схожим увлечениям. Поэтому важно подобрать такую группу, чтобы в ней было приятно находиться всем участникам.
Тема 1 (русский язык): Простое и сложное предложения.
Цели урока:
Развивающие:
развитие орфографической зоркости;
развитие памяти, мышления, внимания;
речи, творческих способностей;
формирование способности полноценно воспринимать литературное произведение.
Воспитательные:
приобщение к чтению разнообразных книг, в том числе и поэтов-классиков;
воспитание патриотических чувств.
Оздоровительные:
предупреждение учебной перегрузки, снятие напряжения.
План урока.
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня у нас должен состояться необычный урок. Мы окунемся в мир поэзии и узнаем новые тайны русского языка.
т | ы | э | о |
е | у | ф | а |
3. Чистописание.
– Написать поговорку, обратив внимание на соединения букв -оро-, -ол, -лл.
Хороша нива у дружного коллектива.
– Какие орфограммы встретились в словах? Докажи их написание. (Безударная гласная в корне, двойная согласная, непроверяемая безударная, правописание предлогов)
– Как вы понимаете смысл пословицы?
– Где вы слышали это слово? (название марки машины, комбайна)
– Связан ли как-то смысл слова с названием машин?
(Да, эта техника работает на поле, помогает человеку)
1) Вступительная беседа.
– Как вы думаете, о каком времени года пойдет речь, если мы будем читать о ниве? (Хлеб вызревает в конце лета, начале осени).
Психологический настрой. Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте закрыть глаза и представить картину, которую описывает поэт.
2) Чтение стихотворения учителем.
– Подтвердились ли наши предположения?
– Какие картины вы себе представили? Как можно нарисовать их красками? Какие цвета вы взяли бы для своей картины?
– Всё ли было понятно при прослушивании?
3) Словарная работа.
- изумлен, что день не минул;
- смежает око
- жатва
- ветер прихотливый
4) Повторное чтение (учащиеся читают про себя)
5) Выборочное чтение с последующим анализом.
– Какими словами А.Фет передает красоту хлебного поля?
– В какое время суток автор наблюдал эту картину? Какие слова текста говорят об этом?
– Какие приемы использовал автор, чтобы придать стихотворению наибольшую яркость, поэтичность? (Олицетворения, метафоры) Найдите их в стихотворении.
Зачитывание детьми и объяснение смысла данных выражений.
6) Подготовка к выразительному чтению.
– Какие чувства испытывал автор, глядя, как колосятся тяжелые колосья ржи, на окружающую хлебное поле природу?
– Какое настроение должно быть при чтении этих строк?
ФИЗМИНУТКА
1) – Почему было нелегко читать это стихотворение? (Длинные предложения, их всего три во всем стихотворении, не всегда правильно удается взять дыхание).
– Давайте понаблюдаем, какие предложения использует автор в своем стихотворении.
Для этого спишите предложения, выпишите главные члены (работа по рядам: 1 ряд – 1-ое, 2 ряд –2-ое, 3 ряд – 3-е предложение)
– Что заметили? ( В каждом из них, за исключением третьего четверостишия, по две основы предложения.)
Такие предложения называются сложными.
– Давайте попробуем поделить предложение так, чтобы в каждой части была одна основа предложения и чтобы каждая часть выражала законченную мысль.
– Что у нас получилось? ( Два простых предложения.)
– Что вы можете сказать об этих предложениях? (Простые распространенные)
Вывод: сложное предложение состоит из простых.
– Прочти выразительно предложение третьего четверостишия. Является ли оно сложным? Если нет, то почему?
– Прочти предложения. Дай им характеристику.( простые распространенные).
– Выполни первое задание. (Подчеркнуть основу, проследить связь слов в предложении, выписать пары слов)
– Можно ли преобразовать текст так, чтобы в нем получилось сложное предложение? (Да, объединив первое и второе предложения, они связаны одной мыслью)
– Докажи, что это будет составное предложение.
– Выполни задание письменно. Подчеркни основы предложения.
3) Правило стр. 47. Заучивание в парах.
7. Словарно-орфографическая работа.
Сегодня говорим об осени, об урожае, который вырос на полях. А чьи руки вырастили его? (Колхозники, фермеры)
Толкование
– Человека, который занят обработкой земли как основной профессией, земледельца, называют крестьянином.(Знакомство с новым словарным словом).
– Подберите синонимы к слову крестьянин (земледелец, пахарь, хлебороб)
– Однокоренные слова ( крестьянка, крестьянство, крестьянский, крестьянствовать)
Крестьяне– Какие звуковые особенности этого слова заметили? ( выделение орфограмм: разделительный мягкий знак, запоминаем правописание двух безударных гласных е)
Фонетический разбор (устно дать характеристику звукам)
к [к] – согл., глух., тв..
р [р] – согл., звон., мягк.
е [и] – гласн., безуд.
с [с ] – согл., глух., твер.
т [т ] – согл., глух., мяг.
ь – [ - ]
я [йа ] – глас., ударн.
н [ н ] – согл.,звон., мягк.
е [и ] – гласн.,безуд.
_______________________
9 ., 9 зв.
Устно. Попробуй изменить его так, чтобы получилось сложное предложение. Назови основы предложения.
7. Обобщение. Закрепление.
1) Вопросы к первому слайду:
– Можно ли данные предложения назвать текстом? Почему?
– Определите главную мысль рассказа.
– Можно ли так назвать данный текст?
– Дайте характеристику поступкам героя рассказа.
(Далее задание по слайду)
2) Второй слайд. Письмо по памяти.
8. Итог урока.
– Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?
– Что потребовало больших усилий?
– Какие новые знания в области русского языка приобрели на уроке?
– Где встретились с частичкой красоты природы?
9. Домашнее задание.
Я предлагаю вам продолжить эту тему дома. По заданным рифмам придумайте четверостишие о красоте родной природы так, чтобы в нем было два сложное предложение.
Цитаты, поговорки, пословицы, высказывания, афоризмы о коллективе
Сумма множества талантиков даёт в результате один гигантский талантик.
Автор Станислав Ежи Лец
Сумма бездарностей равна нулю.
Автор Валентин Лукьянов
Хороший гроссмейстер видит дальше не только, чем средний мастер, но и даже чем коллектив средних мастеров.
Автор И. Именитов
Еще цитаты о коллективе:На одной индивидуальности иногда может держаться целое учреждение.
Автор Станислав Ежи Лец
Коллективное творчество — это чепуха, но творчество в коллективе — это единственный вид настоящего и плодотворного творчества.
Читайте также: