Хороша нива у дружного коллектива смысл пословицы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Пантюхина Валентина Алексеевна

Организация: МБОУ СШ с. Решетово-Дуброво

Населенный пункт: Липецкая область, Краснинский р–н, с. Решетово–Дуброво

Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чувство юмора, чутье к звуковым красотам родного языка, обогащают их знание об окружающем мире. На уроках пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать главную мысль прочитанного.

Программа по изучению русского языка в начальных классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:

  1. Обучение грамоте, внеклассное чтение и развитие речи.
  2. Чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
  3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

Изучаемый материал благодаря пословицам надолго остаётся в памяти учащихся.

Подбор пословиц определяю темой конкретного урока и его целями. Пословицы и поговорки использую как дидактико – воспитательный материал на разных этапах урока русского языка: на этапе подготовки к изучению нового материала, при закреплении материала, на этапе творческой работы учащихся и т.д.

На ранних этапах работы с пословицами и поговорками рекомендую использовать такие виды заданий, которые требуют от учащихся творчества, например: изображение пословиц в виде рисунка, подбор к пословицам и поговоркам картинок и т.д. Для этих этапов работы отбираю наиболее простые, доступные пониманию детей и ценные в воспитательном отношении высказывания.

Чтобы добиться действительности в употреблении той или иной пословицы, мне приходилось не раз при удобном случае напоминать ее детям, подтверждать разными приемами.

Работа с учащимися на уроках чтения показала, что если ограничиваться только выяснением общего смысла пословицы, то она не затронет по – настоящему чувств ребят, не пробудит их воображение, не заставит задуматься. Необходимо дать детям почувствовать силу и красоту каждой народной пословицы, её правдивость, выразительность. Такой подход к работе достигает главной цели: учащиеся не остаются равнодушными к метким народным изречениям, начинают вдумываться в их смысл, использовать в речи.

Не ограничиваюсь только теми пословицами которые помещены в пособиях по чтению и русскому языку, а отбираю из бесконечного их разнообразия те изречения, которые особенно четко определяются, что хорошо и что дурно, внушают детям нравственные правила, дают яркую эмоциональную оценку различным человеческим качествам и поступкам.

Очень интересным видом работы является сочинение по пословице или включения пословиц в сочинение. Сочинения по пословице бывают небольшими. Они проводятся как устно, так и письменно. Устный рассказ по пословице провожу сразу на уроке без предварительной подготовки. Письменные сочинения предварительно обсуждаем. Пословица дается в качестве заготовка к сочинению. Пословица, которая служит заглавием к сочинению, делает рассказ целенаправленным.

На уроках русского языка использую игры с пословицами.

Цель: развитие умения понимать смысл пословиц, формирование таких нравственных качеств, как трудолюбие и добросовестность.

Берется легко узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами. Задача детей – восстановить исходный текст. Записываем версии детей, находим правильную и предлагаем подумать, почему же именно этот вариант остался в памяти народа. Всего лишь одно предложение поможет научить детей видеть смысл простых слов, чувствовать, как изменяется суть целого от перемены мест отдельных частей.

Цель: понимание смысла пословицы, нахождение общего и различного.

1) Хвастать - не косить, спина не болит.

2) Не спеши языком – торопись делом.

3) Язык до Киева доведет.

4) От слова до дела сто перегонов.

При поверхностном просмотре лишней можно посчитать первую пословицу, так как в последующих двух речь идет о языке, слове, а в первой об этом сказано неявно. При более подробном рассмотрении оказывается, что суть первой, второй и четвертой пословиц сводится к тому, что слова не всегда совпадают с делами. Следовательно, лишней является третья пословица.

Использование пословиц при обучении орфографии.

Гласные после шипящих :

  1. Нет розы без ш..пов.
  2. Не спеш.. языком, торопись делом.
  3. Новых друзей наж..вай, а старых не теряй.

Использую пословицы для устного опроса. Предлагаю пословицы, в словах которых пропущена буква. Ученики отвечают заученное правило затем комментируют написание пропущенных букв.

Глухие и звонкие согласные:

  1. Лучше хле.. с водою, чем пиро.. с бедою.
  2. Свой гла.. – алма.
  3. Пошло вро..ь да вкось, хоть всё бро..ь.

После выяснения смысла пословиц предлагаю задание: списать и вставить пропущенные буквы. Разъясняю учащимся каким орфографическим правилом следует руководствоваться, чтобы не делать ошибки при написание слов с глухими и звонкими согласными.

  1. Белые ручки чужие дела любят.
  2. На своей улочке и курочка храбра.
  3. Страх-первый помощник врага.
  1. На словах медок, а в сердце ледок.
  2. Чёрное сердце не знает благодарности.
  3. Мир освещается солнцем, а человек-знанием.
  1. Краса приглядится, а ум всегда пригодится.
  2. На чужой обед надейся, а сам припасай.
  3. Свои собаки грызутся, чужие не пристают.
  1. Будет и на нашей улице праздник.
  2. Всякая лиса свой хвост хвалит.
  3. Не рой другому яму, сам в неё упадёшь.

Учащиеся читают пословицы, объясняют их смысл, находят местоимения, определяют лицо, род, число. Попутно дети выполняют задания по орфографии: объясняют правописание слов праздник, улице. Затем они списывают пословицы, подчеркивают местоимения.

  1. (Маленькое) дело лучше (большого) безделья.
  2. (Родная) сторона – мать, (чужая) - мачеха.
  3. (Старый) друг лучше (новых) двух.

После чтения предложений прилагательные закрываются. Учащиеся их отгадывают, затем ставят к ним вопросы, сообщают, что они обозначают. Затем пословицы списываются.

  1. Новых друзей наживай, а старых не теряй.
  2. Не учась и лаптей не сплетёшь.
  3. За всё берётся, да не всё удаётся.

Задания: переписать пословицы, подчеркнуть личные окончания глаголов, определить спряжение и т.д.

  1. Хорошая нива у дружного коллектива.
  2. Ранний пар родит пшеничку, а поздний метличку.
  3. Весенние ветры приносят летние дожди.

Так при первом знакомстве со словами с удвоенными согласными дети читают пословицы, записанные на доске. Следующий вид работы по этой темы – это зрительный предупредительный диктант. Учащиеся читают пословицы, обращают внимание на написание выделенных слов, запоминают их. Затем слова с удвоенными согласными закрываются и учащиеся списывают пословицы. На дом дети получают задание: выучить слова с удвоенными согласными. На следующем уроки учащиеся пишут под диктовку пословицы, в которых есть слова с удвоенными согласными, например: Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глазки продирает. Осеннее ненастье - семь погод на дворе.

Использование пословиц при обучении пунктуации:

  1. Знай минутам цену, секундам – счёт.
  2. Красна птица перьем, а человек – уменьем.
  3. Ты барин, но и я не татарин.

Более широкий круг пословиц включается при развитии речи. Для обучения противопоставлениям, их выражением в краткой и точной форме эффективно использую соответствующие структуры пословиц.

Пословицы противопоставительной структуры:

  1. Труд кормит, а лень портит.
  2. Много – сытно, а мало – честно.
  3. Лихо помнится, а добро век не забудется.

Пословицы сравнительной структуры:

  1. Посмотрит – рублём одарит.
  2. Каковы веки, таковы и человеки.
  3. Человек без Родины – соловей без песни.

Пословицы с причинно-следственным и условным значением:

  1. Лес рубят - щепки летят.
  2. Что посеешь, то и пожнёшь.
  3. Не подымай носу - спотыкнёшься.

Проблему дидактического использования пословиц целесообразно решать на основе реализации принципа предметных задач: осуществляя функции образования, воспитания и развития при обучении младших школьников русскому языку и литературному чтению. Обучение программным темам по русскому языку и литературному чтению с активным использованием пословиц подтвердило их важную дидактическую ценность и вызвало живой интерес детей к народной мудрости.

На этой странице мы собрали 109 пословиц про коллектив. Человек — существо общественное, поэтому для развития и благополучия ему нужно общество. Лучшим примером этого служит коллектив, то есть это люди, которые окружают личность. Именно в нем проявляются все достоинства и недостатки человека, его наклонности и стремления. Коллектив обычно объединяет людей по какому-либо признаку: по месту работы, учебы, схожим увлечениям. Поэтому важно подобрать такую группу, чтобы в ней было приятно находиться всем участникам.

Тема 1 (русский язык): Простое и сложное предложения.

Цели урока:

Развивающие:
развитие орфографической зоркости;
развитие памяти, мышления, внимания;
речи, творческих способностей;
формирование способности полноценно воспринимать литературное произведение.

Воспитательные:
приобщение к чтению разнообразных книг, в том числе и поэтов-классиков;
воспитание патриотических чувств.

Оздоровительные:
предупреждение учебной перегрузки, снятие напряжения.

План урока.

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня у нас должен состояться необычный урок. Мы окунемся в мир поэзии и узнаем новые тайны русского языка.

т ы э о
е у ф а

3. Чистописание.

Написать поговорку, обратив внимание на соединения букв -оро-, -ол, -лл.

Хороша нива у дружного коллектива.

Какие орфограммы встретились в словах? Докажи их написание. (Безударная гласная в корне, двойная согласная, непроверяемая безударная, правописание предлогов)

– Как вы понимаете смысл пословицы?

– Где вы слышали это слово? (название марки машины, комбайна)

– Связан ли как-то смысл слова с названием машин?

(Да, эта техника работает на поле, помогает человеку)

1) Вступительная беседа.

– Как вы думаете, о каком времени года пойдет речь, если мы будем читать о ниве? (Хлеб вызревает в конце лета, начале осени).

Психологический настрой. Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте закрыть глаза и представить картину, которую описывает поэт.

2) Чтение стихотворения учителем.

– Подтвердились ли наши предположения?

– Какие картины вы себе представили? Как можно нарисовать их красками? Какие цвета вы взяли бы для своей картины?

– Всё ли было понятно при прослушивании?

3) Словарная работа.

  • изумлен, что день не минул;
  • смежает око
  • жатва
  • ветер прихотливый

4) Повторное чтение (учащиеся читают про себя)

5) Выборочное чтение с последующим анализом.

– Какими словами А.Фет передает красоту хлебного поля?

– В какое время суток автор наблюдал эту картину? Какие слова текста говорят об этом?

– Какие приемы использовал автор, чтобы придать стихотворению наибольшую яркость, поэтичность? (Олицетворения, метафоры) Найдите их в стихотворении.

Зачитывание детьми и объяснение смысла данных выражений.

6) Подготовка к выразительному чтению.

– Какие чувства испытывал автор, глядя, как колосятся тяжелые колосья ржи, на окружающую хлебное поле природу?

– Какое настроение должно быть при чтении этих строк?

ФИЗМИНУТКА

1) – Почему было нелегко читать это стихотворение? (Длинные предложения, их всего три во всем стихотворении, не всегда правильно удается взять дыхание).

Давайте понаблюдаем, какие предложения использует автор в своем стихотворении.

Для этого спишите предложения, выпишите главные члены (работа по рядам: 1 ряд – 1-ое, 2 ряд –2-ое, 3 ряд – 3-е предложение)

– Что заметили? ( В каждом из них, за исключением третьего четверостишия, по две основы предложения.)

Такие предложения называются сложными.

– Давайте попробуем поделить предложение так, чтобы в каждой части была одна основа предложения и чтобы каждая часть выражала законченную мысль.

– Что у нас получилось? ( Два простых предложения.)

– Что вы можете сказать об этих предложениях? (Простые распространенные)

Вывод: сложное предложение состоит из простых.

Прочти выразительно предложение третьего четверостишия. Является ли оно сложным? Если нет, то почему?

– Прочти предложения. Дай им характеристику.( простые распространенные).

Выполни первое задание. (Подчеркнуть основу, проследить связь слов в предложении, выписать пары слов)

Можно ли преобразовать текст так, чтобы в нем получилось сложное предложение? (Да, объединив первое и второе предложения, они связаны одной мыслью)

– Докажи, что это будет составное предложение.

– Выполни задание письменно. Подчеркни основы предложения.

3) Правило стр. 47. Заучивание в парах.

7. Словарно-орфографическая работа.

Сегодня говорим об осени, об урожае, который вырос на полях. А чьи руки вырастили его? (Колхозники, фермеры)

Толкование

Человека, который занят обработкой земли как основной профессией, земледельца, называют крестьянином.(Знакомство с новым словарным словом).

– Подберите синонимы к слову крестьянин (земледелец, пахарь, хлебороб)

– Однокоренные слова ( крестьянка, крестьянство, крестьянский, крестьянствовать)

Крестьяне– Какие звуковые особенности этого слова заметили? ( выделение орфограмм: разделительный мягкий знак, запоминаем правописание двух безударных гласных е)

Фонетический разбор (устно дать характеристику звукам)

к [к] – согл., глух., тв..
р [р] – согл., звон., мягк.
е [и] – гласн., безуд.
с [с ] – согл., глух., твер.
т [т ] – согл., глух., мяг.
ь – [ - ]
я [йа ] – глас., ударн.
н [ н ] – согл.,звон., мягк.
е [и ] – гласн.,безуд.
_______________________
9 ., 9 зв.

Устно. Попробуй изменить его так, чтобы получилось сложное предложение. Назови основы предложения.

7. Обобщение. Закрепление.

1) Вопросы к первому слайду:

– Можно ли данные предложения назвать текстом? Почему?

– Определите главную мысль рассказа.

– Можно ли так назвать данный текст?

– Дайте характеристику поступкам героя рассказа.

(Далее задание по слайду)

2) Второй слайд. Письмо по памяти.

8. Итог урока.

– Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?

– Что потребовало больших усилий?

– Какие новые знания в области русского языка приобрели на уроке?

– Где встретились с частичкой красоты природы?

9. Домашнее задание.

Я предлагаю вам продолжить эту тему дома. По заданным рифмам придумайте четверостишие о красоте родной природы так, чтобы в нем было два сложное предложение.

Цитаты, поговорки, пословицы, высказывания, афоризмы о коллективе

Сумма множества талантиков даёт в результате один гигантский талантик.

Автор Станислав Ежи Лец

Сумма бездарностей равна нулю.

Автор Валентин Лукьянов

Хороший гроссмейстер видит дальше не только, чем средний мастер, но и даже чем коллектив средних мастеров.

Автор И. Именитов

Еще цитаты о коллективе:На одной индивидуальности иногда может держаться целое учреждение.

Автор Станислав Ежи Лец

Коллективное творчество — это чепуха, но творчество в коллективе — это единственный вид настоящего и плодотворного творчества.

Читайте также: