Хлеб для собаки кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наверное, именно поэтому автор не употребляет в произведении литературных приемов, придающих художественной окраски его рассказу, ведь достаточно просто преподнести сухие достоверные факты, чтобы вызвать у читателя волну глубоких эмоций и переживаний. На примере жителей одного поселка, В. Тендряков показал жизнь всего государства.

Читать

Лето 1933 года.
У прокопченного, крашенного казенной охрой вокзального здания, за вылущенным заборчиком — сквозной березовый скверик. В нем прямо на утоптанных дорожках, на корнях, на уцелевшей пыльной травке валялись те, кого уже не считали людьми.

Правда, у каждого в недрах грязного, вшивого тряпья должен храниться если не утерян — замусоленный документ, удостоверяющий, что предъявитель сего носит такую-то фамилию, имя, отчество, родился там-то, на основании такого-то решения сослан с лишением гражданских прав и конфискацией имущества. Но уже никого не заботило, что он, имярек, лишенец, адмовысланный, не доехал до места, никого не интересовало, что он, имярек, лишенец, нигде не живет, не работает, ничего не ест. Он выпал из числа людей.

Куркули даже внешне не походили на людей.

Одни из них — скелеты, обтянутые темной, морщинистой, казалось, шуршащей кожей, скелеты с огромными, кротко горящими глазами.

Другие, наоборот, туго раздуты — вот-вот лопнет посиневшая от натяжения кожа, телеса колышутся, ноги похожи на подушки, пристроченные грязные пальцы прячутся за наплывами белой мякоти.

И вели они себя сейчас тоже не как люди.

Кто-то задумчиво грыз кору на березовом стволе и взирал в пространство тлеющими, нечеловечьи широкими глазами.

Кто-то, лежа в пыли, источая от своего полуистлевшего тряпья кислый смрад, брезгливо вытирал пальцы с такой энергией и упрямством, что, казалось, готов был счистить с них и кожу.

Кто-то расплылся на земле студнем, не шевелился, а только клекотал и булькал нутром, словно кипящий титан.

А кто-то уныло запихивал в рот пристанционный мусорок с земли…

Больше всего походили на людей те, кто уже успел помереть. Эти покойно лежали — спали.

Такие и после смерти не походили на людей — по-обезьяньи сжимали деревья.

Взрослые обходили скверик. Только по перрону вдоль низенькой оградки бродил по долгу службы начальник станции в новенькой форменной фуражке с кричаще красным верхом. У него было оплывшее, свинцовое лицо, он глядел себе под ноги и молчал.

— Никто не выполз? — спрашивал он у начальника станции.

А тот не отвечал, проходил мимо, не подымал головы.

Ваня Душной следил, чтоб куркули не расползались из скверика — ни на перрон, ни на пути.

— Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир.

Долго выдержать сквера мы не могли, отрывались от него, глубоко дыша, словно проветривая все закоулки своей отравленной души, бежали в поселок.

Туда, где шла нормальная жизнь, где часто можно было услышать песню:

Не спи, вставай, кудрявая!

страна встает со славою

Уже взрослым я долгое время удивлялся и гадал: почему я, в общем-то впечатлительный, уязвимый мальчишка, не заболел, не сошел с ума сразу же после того, как впервые увидел куркуля, с пеной и хрипом умирающего у меня на глазах.

Наверное, потому, что ужасы сквера появились не сразу и у меня была возможность как-то попривыкнуть, обмозолиться.

Первое потрясение, куда более сильное, чем от куркульской смерти, я испытал от тихого уличного случая.

Женщина в опрятном и поношенном пальто с бархатным воротничком и столь же опрятным и поношенным лицом на моих глазах поскользнулась и разбила стеклянную банку с молоком, которое купила у перрона на станции. Молоко вылилось в обледеневший нечистый след лошадиного копыта.

Женщина опустилась перед ним, как перед могилой дочери, придушенно всхлипнула и вдруг вынула из кармана простую обгрызенную деревянную ложку. Она плакала и черпала ложкой молоко из копытной ямки па дороге, плакала и ела, плакала и ела, аккуратно, без жадности, воспитанно.

А я стоял в стороне и — нет, не ревел вместе с ней — боялся, надо мной засмеются прохожие.

Мать давала мне в школу завтрак: два ломтя черного хлеба, густо намазанных клюквенным повидлом. И вот настал день, когда на шумной перемене я вынул свой хлеб и всей кожей ощутил установившуюся вокруг меня тишину. Я растерялся, не посмел тогда предложить ребятам. Однако на следующий день я взял уже не два ломтя, а четыре…

На большой перемене я достал их и, боясь неприятной тишины, которую так трудно нарушить, слишком поспешно и неловко выкрикнул:

— Мне шматочек, — отозвался Пашка Быков, парень с нашей улицы.

— И мне. И мне. Мне тоже.

Со всех сторон тянулись руки, блестели глаза.

— Всем не хватит! — Пашка старался оттолкнуть напиравших, но никто не отступал.

— Мне! Мне! Корочку.

Я отламывал всем по кусочку.

Наверное, от нетерпения, без злого умысла, кто-то подтолкнул мою руку, хлеб упал, задние, желая увидеть, что же случилось с хлебом, наперли на передних, и несколько ног прошлось по кускам, раздавило их.

— Пахорукий! — выругал меня Пашка.

И отошел. За ним все поползли в разные стороны.

На окрашенном повидлом полу лежал растерзанный хлеб. Было такое ощущение, что мы все вгорячах нечаянно убили какое-то животное.

Учительница Ольга Станиславна вошла в класс. По тому, как она отвела глаза, как спросила не сразу, а с еле приметной запинкой, я понял — она голодна тоже.

— Это кто ж такой сытый?

И все те, кого я хотел угостить хлебом, охотно, торжественно, пожалуй, со злорадством объявили:

— Володька Тенков сытый! Он это.

Я жил в пролетарской стране и хорошо знал, как стыдно быть у нас сытым. Но, к сожалению, я действительно был сыт, мой отец, ответственный служащий, получал ответственный паек. Мать даже пекла белые пироги с капустой и рубленым яйцом!

Ольга Станиславна начала урок.

— В прошлый раз мы проходили правописание… — И замолчала. — В прошлый раз мы… — Она старалась не глядеть на раздавленный хлеб. — Володя Тенков, встань, подбери за собой!

Я покорно встал, не пререкаясь, подобрал хлеб, стер вырванным из тетради листком клюквенное повидло с пола. Весь класс молчал, весь класс дышал над моей головой.

После этого я наотрез отказался брать в школу завтраки.

Вскоре я увидел истощенных людей с громадными кротко-печальными глазами восточных красавиц…

И больных водянкой с раздутыми, гладкими, безликими физиономиями, с голубыми слоновьими ногами…


Главный герой рассказа

Биография писателя

Владимир Федорович Тендряков — знаменитый советский писатель, родившийся в маленьком селе в Вологодской области. Отец мальчика работал прокурором. Владимир много читал и отлично учился в школе. Окончание школьного образования выпало на начало Великой Отечественной войны. Юноша отправился на военную службу в ряды Красной Армии и его послали обучаться на радиста, где он получил звание сержанта. Участвовал в боевых действиях с 1942 года. Получив два ранения под Харьковом и Сталинградом, его комиссовали, и Владимир отправился домой.

В тылу работал школьным военруком, затем секретарем районного комитета комсомола. После завершения войны переехал в Москву, чтобы получить образование, поступил во ВГИК. После года обучения перевелся в литературный институт, который с успехом закончил. Первое сочинение было издано, когда Владимиру исполнилось 25 лет. Он являлся корреспондентом всех популярных газет Советского Союза.

Тендряков писатель

Среди известных рассказов Тендрякова можно выделить следующие:

Тендряков повести

Стыдно быть сытым

Художественные образы

Произведение читается удивительно легко, глава за главой преодолевается с небольшими усилиями у читателя, которого автор уводит все дальше и дальше, вглубь собственных воспоминаний. Нелепые образы, бессмысленные выражения, оксюмороны, возникающие в мыслях героя, не допускают шока у читателей или людей, которые слушают рассказ онлайн. Вот несколько примеров из произведения Тендрякова:

Рассказ хлеб для собаки

Кто самый голодный?

Голод повсюду

Главный герой, имени его автор не называет, был, конечно, шокирован этим зрелищем. Но он был в некотором роде подготовлен. Он знал о том, что одноклассники его голодают. Именно поэтому отказывался брать в школу завтраки. Он видел однажды картину, которую не забыл даже по прошествии тридцати лет. Женщина несла молоко, но поскользнулась и разбила банку. Она упала на колени и заплакала. А затем черпала ложкой из копытной ямки пролитое молоко. Не спеша, без жадности, с каким-то страшным смирением. Мальчик не знал, что такое голод, но он видел, как от него страдают окружающие.

План и проблематика


  1. Описание трудного детства.
  2. Проявление героем доброты.
  3. Разочарование в окружающем мире.
  4. Помощь новому лохматому другу.

Писатель вырос в тяжелое время сталинских репрессий - это наложило неизгладимый отпечаток на детские воспоминания, по мотивам которых было написано произведение "Хлеб для собаки". История происходила в маленьком поселке, где вырос автор. Этот период жизни оставил у Владимира неизгладимые впечатления.

Содержание книги наполнено жуткими картинами: репрессированный народ, отправленный отбывать срок на каторгу в Сибирь, не способный по состоянию здоровья пережить дорогу и не добраться до места ссылки, оставался погибать от голода и холода на глазах у местного населения в отдаленных местечках страны. Вид у этих несчастных был омерзительный и вели они себя как сумасшедшие. Люди старшего поколения проходят мимо убогих. Ребятишки же нет - с любопытством наблюдают за бедными, голодающими бродягами. Детки смотрят на бездомных до последнего их вздоха. Приходилось следить за репрессированными начальнику станции, чтобы никто не убежал, его систематично проверял милиционер Ваня Душной.

Литератор описывает трагичный эпизод кончины каторжника, который из последних сил пытается держаться за дерево, чтоб не упасть. Он хочет жить. Автор использует приём антитезы для усиления восприятия повествования ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы.

Позже в рассказе возникает вопрос начальника станции, которому по службе приходится смотреть за "куркулями", он размышляет о том, что ждет детей сталкивающихся с таким жестоким обращением с бездомными людьми. Автор вспоминает свое детство, через что ему пришлось пройти и без прикрас описывает всю жестокость и черствость того времени.

Главный герой не прошел мимо этих униженных людей. Мальчику было совестно не голодать, поэтому украдкой помогал едой нуждающимся - каждый день делился. Недолго он мог кормить попрошаек, число их начало расти, бедолаги стали не давать герою проходу. Отец ребенка увидел, как его сын старается помочь ссыльным, но не заругал, хотя был очень строгим. Он просто предупредил, на всех не хватает даже у страны и отправил играть. Долгое время ребёнок реагировал на просьбы голодных, но вдруг что-то внутри перемкнуло. Володя разозлился, сердце забилось чаще от волнения, в глазах потемнело. Мальчик закричал, заругался, начал их прогонять. Попрошайки начали потихоньку уходить, а главный герой не мог остановиться.

Книга написана душевно, очень трагично! Эта история легко читается. Личная драма ребёнка написана простыми словами. Вчитываясь, чувствуешь глаза, наполненные слезами, невозможность повлиять на людские судьбы.

Этот юноша принял решение больше не подавать нуждающимся людям у своего дома, его стала мучить совесть. Начались бессонные ночи, он винил себя за жалость к врагам.

Неожиданно прибегает лохматая собака. Бездомный пёс предан своими хозяевами, скорее всего им самим есть уже ничего не осталось. Герой рассказа приобрел новый смысл в жизни, он стал заботиться о несчастном животном, которое никому не нужно. Володя понимает, что если он будет кормить этого пса, то будет иметь право сам есть и спокойно спать. Совесть мальчика мучила, но не так уже сильно.

Историю можно было бы и закончить, но автор добавил ещё один тяжёлый эпизод в рассказ. У смотрящего вокзала не было шансов выжить. Чтобы совесть не мучила, он пошел на самоубийство. Ведь он не нашел собаку нуждающуюся в его подачках.

Не простая история жизни у главного героя. Прочитав книгу, долго хранишь отпечаток в душе от тяжелого времени той эпохи, от безысходности, не возможности повлиять на ситуацию. Только возникает сочувствие и жалость в сердце читателя.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тендряков. Все произведения

Хлеб для собаки. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Салтыков-Щедрин по праву признан лучшим сатириком девятнадцатого века. Это писатель, соединивший в своем творчестве такие направления, как беллетристика и журналистика. Он продолжил традиции Свифта и Рабле

Жил на свете веселый портной. Вот однажды летним днем он шил возле открытого окна. Мимо проходила женщина, которая торговала вареньем. Портняжка пригласил продавщицу к себе

Перед смертью старуха наказала сыну слушать старшую сестру. Позже сестра велела брату жениться, чтобы проще справляться с хозяйством. Молодой жене не понравилась золовка. Стала она твердить мужу, что его сестра – плохая хозяйка.

Действие рассказа происходит на Марсе, но главный герой – землянин, Бенджамен Дрисколл. Он провёл целый месяц на красной планете, высаживая по её поверхности саженцы и семена деревьев, привезённые с Земли

Пьеса рассказывает нам об одном старике, умирающим от болезни. Этот старик, Николай Степанович, - известный профессор, умнейший человек, почитаемый многими людьми. Всю жизнь он трудился, чтобы достичь уважения, и вот теперь ему осталось едва ли полгода


Место и время действия

События рассказа происходят летом 1933 года в одном русском селе возле железной дороги.

Главные герои

  • Володя Тенков – рассказчик, десятилетний мальчик, добрый, бесхитростный

Другие персонажи

  • Отец Володи – герой революции, честный, порядочный мужчина.
  • Ваня Душной – милиционер, равнодушный к чужим страданиям человек.
  • Абрам – конюх, в чьи обязанности входит сбор и вывоз мертвых куркулей.
  • Дыбаков – первый секретарь партии, жесткий, циничный человек.

Краткое содержание

Заключение

В книге Владимира Тендрякова освещены нравственные вопросы: совесть, человечность, милосердие, моральная ответственность каждого человека перед обществом и самим собой.

Раз пришло столько, что Володя заплакал и стал их гнать. Но жалость в нем не умирает. Он кормит паршивую собачонку. И свою совесть. Людям-то еще подают, а ей – никто. Собака ему не верит, ее саму пытались съесть. Пока она берет его хлеб – Володя может жить и есть. А начальник станции застрелился, не выдержал. У него такой собаки не было.

Уже взрослым рассказчик узнал, что в тот голодный год страна продала в другие страны 10 млн. центнеров зерна.

Сюжет

Отзыв

Хлеб для собаки – символ совести. Мальчику стыдно есть, пока вокруг мучаются от голода. Помочь кому-то – заслужить право и самому что-то съесть в этот день. Тема голода в стране, раскулачивания, врагов народа, несправедливости, жестокости, равнодушия, лицемерия, семьи. Быть сытым, быть добрым – стыдно. Тема жертв времени: это и люди-куркули, и та же собака, и потрясенный жалостью и стыдом Володя, его одноклассники, и начальник станции. Рассказ учит милосердию, будит совесть, изображает страшные картины той эпохи, заставляет задуматься: а как я бы поступил на месте героя?

Читайте также: