Хирургия в древнем египте кратко

Обновлено: 08.07.2024

Древние народы создали базу для развития многих наук. Одним из самых важных направлений, что впоследствии повлияло на историю развития этой области, стала медицина. Именно в Древнем Египте зарождаются уникальные методы воздействия на человеческое тело, которые станут известны даже через много тысячелетий.

Многие века египетская медицина терпела преобразования и устанавливалась как важнейшее направление человеческой деятельности. При этом основой проведения различных процедур или операций изначально были магические ритуалы. Именно религия заставила людей внимательнее присмотреться к своему организму.

Изначально главными источниками, что рассказывали о египетском врачевании, были тексты древнегреческих авторов. При этом они не вдавались в какие-либо детали, а большую часть информации подавали с оттенком иронии, поскольку методы египтян значительно отличались. Позднее учёные исследовали египетские записи, что рассказывали об особенностях лечения, проведения мумификации и всевозможных операций.

Как выяснилось, наука о строении человеческого тела основывалась на многочисленных опытах, так сказать, пробах и ошибках, которые и давали понять первым врачам, что они делают правильно, а что – нет. Однако египетские лекари пользовались уважением - как простых людей, так и правителей. Известны даже случаи, когда из соседних стран к ним приезжали в надежде получить помощь или консультацию.

В старинных папирусах содержится немало советов, которым следует и современный человек. В них настоятельно рекомендуется соблюдать гигиену, брить определённые участки тела, чтобы избежать инфекций, а также запрещается питаться сырым мясом или рыбой, что может привести к заражению.

Немало рецептов по изготовлению лекарственных препаратов вызывают сомнительные чувства, так как имеют опасные вещества. Так, при изготовлении многих микстур использовали навоз, а также составляли мази, что могли повредить здоровью.

Одной из наиболее часто проводимых процедур было мужское обрезание. Несмотря на то, что о нём не слишком часто упоминается в текстах, сохранилось немало папирусов, где как раз его отсутствие вызывает изумление автора. Чаще всего этой операции подвергали подростков или взрослых мужчин. При этом сделанное обрезание заметно даже у некоторых египетских божеств.

Удивительным фактом являются находки, показывающие, что в те далёкие времена существовало и изготовление протезов. Чаще всего материалом для них выступало дерево. Никаких особы функций они не выполняли, за исключением декоративной. Стоматологическое искусство египтян было на невысоком уровне развития. У большинства представителей древнего народа состояние зубов было плачевным. Причиной этого был песок, что попадал в муку. Из-за этого в молодом возрасте у многих из них почти не было зубов либо оставались их гнилые частицы.

Теснейшая связь наблюдается у древнеегипетской медицины и верований этих людей. Во многих мифах рассказывается о божествах, что научили людей целительству. При этом каждое божество имело своих животных-символов. В городах распространения культов бога или богини почитались также и его животные. К примеру, Бубастис был центром почитания Бастет, что принимала кошачий облик. В пределах древнего города было обнаружено немало гробниц кошек, что были мумифицированы в соответствии со всеми правилами. Также египтяне подвергали мумификации умерших баранов, крокодилов, змей. Эти процедуры давали возможность лучше изучить организмы разных существ, а значит – обрести новые знания.

Одним из самых почитаемых божеств был Анубис. Египтяне верили, что именно он научил их правилам бальзамирования. Несмотря на то, что основы эти канули в лету, а современный человек может лишь догадываться о составляющих этой процедуры, результаты мумификации заметны и сейчас. Пройдя через тысячелетия, тела умерших сохранились, не утратив своих очертаний. В древности считалось, что сохранением облика человека врач помогает его душе, что переносится в загробный мир. Процедура бальзамирования была очень сложной, а потому её доверяли проводить только самым опытным медикам.

Помимо лекарственных средств, древние египтяне активно создавали и косметические. Особенное внимание уделялось глазам, которые подкрашивали сурьмой, чтобы придать удлинённую форму. Эту процедуру постоянно выполняли как мужчины, так и женщины.

Древнеегипетские науки во многом стали основой для развития этих направлений в последующие годы. Неизвестно, каким был бы мир, если бы не такие важные знания древних народов. Изучение человеческого организма по-прежнему актуально, однако и современные данные нередко перекликаются с теми, что содержат древние папирусы.

image

Медицинская практика в Древнем Египте была настолько развита, что многие из наблюдений и обыденных процедур западный мир не мог превзойти на протяжении столетий после падения Римской империи. Именно древнеегипетская медицина стала источником знаний для врачей Древней Греции и Рима.

Египтяне понимали, что болезнь можно лечить фармацевтическими препаратами, признавали лечебный потенциал массажа и ароматерапии, придавали важное значение чистоте при лечении пациентов.

О том, что источником болезней и инфекций могут служить бактерии, стало известно даже позже изобретения микроскопа — только в XIX веке, когда эта теория была подтверждена Луи Пастером и доказана работой британского хирурга Джозефа Листера. Однако еще до их заявлений венгерский врач Игнац Земмельвайс в XIX веке предполагал, что сократить смертность среди пациентов врачи могут, просто вымыв руки перед осмотром или операцей.

Древние египтяне наверняка согласились бы с идееи Земмельвайса, поскольку очень высоко ценили чистоту. В Древнем Египте смертность после медицинских процедур была, вероятно, меньше, чем в любой европейской больнице в христианскую эру.

Египтяне хорошо понимали, как справляться с травмами, но с болезнями все было гораздо сложнее. Когда человек ранен, легко проследить причину и следствие, а затем вылечить. Однако когда человек болен, причина менее ясна, и диагностика была большой проблемой.

С тех времен сохранилось множество папирусов, в которых записаны заклинания. В некоторых из них можно обнаружить и практические способы лечения. Так, например, папирус, датируемый 1200 годом до н.э., предписывает больным раком употребление марихуаны.

image

Другой папирус, написание которого ученые относят к 1570-1069 годам до н.э., описывает первые в истории способы контрацепции и тесты на беременность.

В густонаселенной долине Нила были широко распространены инфекционные заболевания. Практически все население Египта тогда проживало на узкой полоске суши вдоль реки, которая иногда составляла всего несколько сотен метров в ширину. Болезни можно было различать в зависимости от времени года.

Оспа, дизентерия, брюшной тиф и желтуха чаще всего настигали египтян весной и летом. Каждый год богиня Исида проливала слёзы по своему покойному мужу Осирису, а уровень воды Нила повышался с середины июля по сентябрь. Вместе с плодородным илом, который помогал египтянам выжить, река приносила с собой специфический набор заболеваний, главным из которых, вероятно, была малярия – основная причина смертей поздней осенью. Более прохладная погода зимой благоприятствовала началу респираторных заболеваний.

Тяжелый физический труд наносил огромный вред суставам и костям рабочих. Те, кто доживали до старости, становились жертвами тех же недугов, каковыми до сих пор страдают пожилые люди: сердечно-сосудистые заболевания, артрит и, вероятно, деменция.

image

Ограниченная диета вызывала или усугубляла ряд заболеваний, а в некоторых случаях даже приводила к смертельному исходу. В древнеегипетской истории были времена, когда голод распространялся по всей стране. Данные древних папирусов стоматологов свидетельствуют о том, что в течение большей части таких периодов состояние здоровья населения значительно ухудшалось, но с более активным внедрением сельского хозяйства эти проблемы сводились на нет.

Скудность диеты влияла и на рост египтян. Среднестатистический рост мужчин не превышал 160 см, женщин – 150 см.

image


Богиня Сехмет, барельеф

Целителями в Древнем Египте могли стать и мужчины, и женщины. Первым врачом, позднее обожествленным, был Имхотеп, который совмещал написание медицинских трудов со строительством ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре и был еще и известным архитектором.

Именно Имхотеп стал родоначальником светской медицины: он утверждал, что болезнь зарождается естественным образом и никак не связана с духами или местью богов.

image


Статуя Имхотепа

Акушерство, по всей видимости, было единственной женской профессией в Древнем Египте. Изучив медицинские тексты, которые писали в основном мужчины, ученые обнаружили, что в них много информации по гинекологии в целом, но ни в одном не описано акушерство. Кроме того, мужчин никогда не изображали в сценах родов.

Работу медицинских сестер могли выполнять как мужчины, так и женщины. Египтяне очень уважали именно медсестер, хотя, как и в случае с акушерками, нигде не сохранилось свидетельств о школе или профессиональной подготовке. Больше всего ценились медсестры-кормилицы.

image

Женщины регулярно умирали во время родов, и в юридических документах того времени были соглашения между кормилицами и семьями о заботе о новорожденном в случае смерти матери. Няням, которые помогали с воспитанием детей, оказывалось такое уважение, что во времена Нового Царства (эпоха наивысшего расцвета древнеегипетского государства) их связывали с божественным.

Древнеегипетская стоматология выросла из сложившейся медицинской профессии, но особенно широко она не развивалась. Древние египтяне страдали от проблем с зубами на протяжении всей истории цивилизации, но почему стоматологов было недостаточно много (или упоминали о них слишком редко), до сих пор не ясно.

image

Первым известным в мире стоматологом стал Хесире – главный зубной врач при дворе Джосера (ок. 2700 г. до н.э.). Проблемы с зубами возникали в основном из-за употребления в пищу грубого хлеба и неспособности полностью убрать песок из своей пищи. Стоматологи использовали для лечения зубов мед и травы, предположительно, чтобы остановить инфекцию или облегчить боль. У некоторых мумий были обнаружены зубные мосты и золотые зубы. Неизвестно, были ли они во рту при жизни владельца, или добавлялись в процессе бальзамирования.

image


Хесире

Правительница Хатшепсут (1479-1458 гг. до н.э.) умерла от абсцесса зуба. Такие случаи были нередкими и среди ее подданных. Предполагалось, что зубные боли и другие проблемы вызваны зубным червем, которого нужно было изгнать магическими заклинаниями. Эта вера, скорее всего, возникла в Месопотамии, в частности, среди шумеров, в клинописных записях которых были обнаружены заклинания против зубного червя.

Помимо магии, египетские стоматологи в своей работе использовали целебную силу трав. Так, чтобы избавить своих пациентов от неприятного запаха изо рта, они готовили жвачки из меда, корицы, мирры, ладана и пиньона. Есть доказательства удаления зубов с опиумом, используемым в качестве анестетика.

Вера в магию глубоко укоренилась в египетской культуре и считалась естественной и нормальной, как любой другой аспект жизни. Бог магии Гека был также богом медицины. На всех изображениях он несет посох, обвитый двумя змеями. Этот символ впоследствии перешел к грекам, которые связали его с богом исцеления Асклепием, который сегодня известен как кадуцей медицинской профессии. И хотя кадуцей, несомненно, путешествовал из Египта в Грецию, возник он также в Шумере как посох Ниназу, сына шумерской богини исцеления Гула.

Кроме Гека существовало множество других важных богов исцеления, такие как Сехмет, Серкет (также известный как Селкет), Себек и Нефертум. Жрецами Серкеты были все доктора, хотя не каждый доктор был членом ее культа. К помощи Собека, бога крокодилов, обращались во время хирургических операций и инвазивных процедур. Нефертум, бог духов, связанных с лотосом и исцелением, вызывался на процедурах, которые сегодня назвали бы ароматерапией.

image


Нефертум, статуэтка

Фармацевтические препараты древнеегипетских жрецов-медиков включали в себя антациды, соли меди, скипидар, квасцы, вяжущие вещества, щелочные слабительные, диуретики, седативные средства, спазмалитики, карбонат кальция и магнезия. Дозировка лекарств с особой тщательностью прописывалась в медицинских папирусах, указывался способ, с которым лекарство должно приниматься внутрь (например, с вином или едой).

Хирургические процедуры были обычным делом, и многие инструменты того времени в том или ином виде используются и сегодня. У египтян были кремневые и металлические скальпели, плоскогубцы, костяные пилы, зонды, катетеры, зажимы для остановки кровотечений, спекулы, пинцеты, ланцеты для вскрытия вен, губки, ножницы, пузырьки, бинты изо льна и весы для расчета лекарственных доз.

image


Хирургические инструменты

Хирургические операции чаще всего проходили успешно, о чем свидетельствуют мумии и другие найденные останки, пережившие ампутации и даже операции на головном мозге. Также были найдены протезы, обычно вырезанные из дерева.

Однако не все медицинские практики были в Египте такими же успешными. Например, обрезание было религиозным ритуалом, в котором подвергались операции мальчики в возрасте от 10 до 14 лет, и означало переход от подросткового возраста к мужественному. Обычно его исполняли врачи, которые в то же время были жрецами храма. Они использовали кремневый клинок и произносили заклинания, но несмотря на все предосторожности, эта процедура все же иногда приводила к инфекции.

image


Процедура обрезания

Поскольку природа инфекции была неизвестна египтянам, то она считалась результатом сверхъестественного влияния. Такой подход, скорее всего, привел к гибели многих молодых людей.

Египетские медики пользовались большим спросом в Древнем Мире, несмотря на то, что, вероятно, мало новых знаний появилось после 2000 года до н.э. Их лечение основывалось на обследовании и диагнозе. Описание случая — самая взыскательная работа врача, — длилось дольше, чем диагноз или рекомендуемое лечение.

В целом лечение было консервативным: если лекарство от болезни было неизвестно, тогда врач предпринимал некоторые шаги, которые не ставили бы под угрозу жизнь пациента или снимали симптомы. Например, некоторые раны головы, которые тогда считались неизлечимыми, обрабатывали мазью, предупреждающей инфекцию.

Хотя бальзамировщики Египта пришли к пониманию того, как органы, которые они удаляли из тел, были связаны друг с другом, этими знаниями не делились с врачами. Эти две профессии развивались в совершенно различных направлениях, и то, что каждый из них делал в своем направлении работы, не считалось релевантным для другого.

Хотя они признавали заболевание печени, у египтян не было понимания ее функций. В Древнем Египте регулярно занимались проблемами выкидышей и бесплодия, но о механизме этих процессов имелись весьма смутные представления. Опора всей культуры на сверхъестественную помощь богов мешала египтянам исследовать более непосредственные и практические решения медицинских проблем, с которыми они сталкивались ежедневно.

Тем не менее, египетский врач пользовался большим уважением за свои навыки и знания, призывался ко двору фараонами и дворянами других народов. Греки особенно восхищались египетскими медиками, и переняли у них ряд убеждений и методов. Позже такие знаменитые врачи Рима и Греции, как Гален и Гиппократ, изучали египетские тексты и символы, таким образом передавая традиции и знания до наших дней.

Хирургия в древнем Египте

Жреческое сословие в древнем Египте имело задачу далеко не только вершить религиозные дела. Египетские жрецы были одновременно учеными, юристами и врачами. К тому же лекарственное дело было одним из главных предметов обучения в специальных жреческих школах, которые находились почти при всех храмах и святынях. Кроме этого молодые адепты (то есть студенты), будущие жрецы по окончании теоретических наук вынуждены были отбывать еще и практический курс, также в данной святыни, куда приходили больные и получали бесплатную медицинскую помощь (такая себе древнеегипетская ординатура). О высоком уровне врачебного мастерства в древнем Египте находим упоминания у многих античных историков: Геродота, Страбона, Диодора и других, но самую точную оценку дают нам папирусовые документы, так называемые лекарственные папирусы, найденные в руинах египетских святынь. Довольно высоко, по тем временам, стояла в Египте хирургия.

Из произведений Плиния и Диоскорида узнаем, что египетские жрецы-врачи делали не только сложные хирургические операции, но умели даже обезболивать раны. Для обезболивания использовали специальный каирский мрамор или мемфийский камень, растертый в порошок и смешанный с уксусом, он до такой степени обезболивал клетки, что больной совсем не чувствовал боли.

Хирургия в древнем Египте

Опыты над мумиями дали много примеров операций, которые проводили врачи древнего Египта. Египтяне знали и ампутацию, и трепанацию черепа. Египетские жрецы-врачи запросто умели лечить переломы, на что тоже указывают мумии. Не чужды были им даже пластические операции лица!

Египтолог Блюменбах нашел в Британском музее мумию, которая имела искусственные уши. Это была мумия 14-летнего паренька, уши которого были сделаны из хлопка и смолы. Разумеется, нельзя утверждать точно, были ли те уши сделаны при жизни, или их добавили только после смерти. Возможно, это был малолетний преступник, – за некоторые преступления в Египте отсекали уши – и семья таким способом хотела отмыть его от позора хотя бы после смерти. Исследования над памятниками старины доказали, что египтяне умели проводить операции рук, ног, а также выполняли обрезание.

Лучшие доказательства находим в одной гробнице в Сахаре. Это могила благородного вельможи со времен господства фараона Тети II, жившего за 2000 лет до Христа. Известна она, как гробница врачей, потому что дверь, ведущая к ней, покрыта резьбой, представляющей сцены хирургических операций.

Хирургия в древнем Египте

Сверху с левой стороны, на картинке, помощник держит правое плечо больного, а врач, от которого осталось только колено, оперирует, вероятно, руку; внизу представлены две операции: руки, вторая ноги. В обоих случаях больные, чтобы не препятствовать врачу, сильно сжимают плечо под пахом при помощи второй руки. На лице больных видим боль. О терпении пациентов свидетельствуют также надписи. “Закончи и позволь нам уйти”, – говорит один больной, а второй кричит: “Не причиняй мне столько боли!”

Хирургия в древнем Египте

На этой (уже цветной) картине видим акт обрезания. Больной по левой стороне видимо так сильно терпит, что его даже поддерживает помощник, которому врач велел сильно держать пациента и не давать ему двигаться. Кроме этого помощник держит руки перед глазами пациента, чтобы тот не видел самой операции. Стоит заметить, прооперированные являются молодыми людьми, просто у древних египтян был обычай обрезать юношей перед самым венчанием. Операция проведена специальным каменным ножом.

Долгое время был спор на предмет того, происходит ли обычай обрезания из Египта. На основе выше приведенных картин надо сказать, что да, хотя есть и другие на это доказательства, а именно свидетельства Геродота, Диодора из Сицилии, Страбона, и даже еврейского историка Иосифа Флавия. На монументе, что происходит со времен V династии, это около 2700 лет до н. е., жрец Анисата представлен обнаженным и обрезанным. Также знаем, что это был древний обычай подвергать обрезанию молодых жрецов (своего рода инициация). Климентий из Александрии снова повествует нам, что в 550 г. перед Христом, Пифагор, которого прогоняли по очереди из Гелиополиса и Мемфиса, должен был, хотя и будучи чужаком, поддаться этой операции и после этого для него сразу же стали открыты все египетские двери. Поэтому он получил доступ к тайнам египетского знания и будучи греком стал египетским жрецом на равных с местными жрецами.

Среди других общественных слоев, обрезание не было строго требовательным; однако много мумий все же являются обрезанными. На том основании можно утверждать, что этот обычай переняли евреи у египтян. Но когда у евреев обрезание стало религиозным обычаем, у египтян не имело оно этого значения и, как утверждает Геродот, выполняли его только из гигиенических соображений.

P. S. Старинные летописи рассказывают: А еще дополнительными свидетельствами, показывающими то, как высоко стояла медицина в древнем Егпте являются различные сведения, описанные в старинных лекарственных папирусах. В том числе древние египетские жрецы-доктора уже отлично описывали такие непростиые вещи, как, например, последствия медикаментозного аборта, средства лечения епилепсии и многое другое.


Хирургия в древнем Египте практиковали врачи внедряющих хирургического искусства понимается и кодифицированы в соответствии с возможностями момента указывается в медицинском папирусе . Эта операция выполнялась ежедневно религиозными, гражданскими или военными врачами, которые уже были хорошо знакомы с анатомическими, физиологическими и клиническими знаниями того периода. Практика этого искусства также была обусловлена ​​техническими средствами, доступными в этой области, в частности, в отношении фармакопеи и хирургических инструментов.

Резюме

Анатомические и физиологические знания

Анатомические и физиологические знания древних египтян уже были достоверными. Эти представления были результатом наблюдений, сделанных в нескольких различных ситуациях, таких как тщательное обследование живых пациентов, наблюдения, сделанные на трупах, и, как и сегодня, записанные на животных.

Клинический подход

Медицина того времени наверняка смешивалась с магией, однако субъективное ведение пациента не исключало поиска объективных признаков болезни или травмы. При чтении египетских медицинских текстов удивительно отметить определенную современность в клиническом смысле этой науки о фараонах, учитывая средства того времени. Сгруппированные в папирусы , посвященные им, наблюдения представляют собой настоящие литературные единицы, описывающие патологические случаи и способы их лечения. Эти свитки часто были перегружены комментариями, написанными практиками-экспериментаторами. Хирургические труды, которые не исчезли, в основном содержатся для нас в Эдвин Смит папируса и папирусе Эберса .

Авторы отказываются от концепций:

  • физический осмотр;
  • диагностический;
  • дифференциальная диагностика;
  • благоприятного, сдержанного или откровенно плохого прогноза;
  • мониторинг прогресса;

Хирургическая практика

После изучения выясняется, что прагматический жест египетского хирурга является результатом продуманного и систематизированного указания.

Читайте также: