Хэппенинг это в искусстве кратко

Обновлено: 08.07.2024


Описание

хэппенинг это

Хэппенинг – это мультидисциплинарный стиль, для которого характерна нелинейность повествования и активное участие в действе аудитории. Автор может продумать ключевые элементы. Однако если все пойдет не в соответствии с его задумкой, то не нужно ничего останавливать и начинать заново. Главное – это процесс, а не результат. Хэппенинг предполагает импровизацию всех действующих лиц. К последним относятся и простые люди, которые проходили мимо. Каждый имеет право на свободу самовыражения за счет творчества. В 1960-е годы термин использовался в более широком значении. Тогда хэппенингом могли называть и формальное мероприятие, и встречу друзей за игрой в бильярд. В принципе, это правильно, поскольку самой целью этого стиля является стирание границ между повседневностью и творчеством. Однако на сегодняшний день чаще используется узкое значение термина.

Перформанс, хэппенинг и другие виды неоискусства: общее и отличия

Еще в 1966 году Раушенберг настаивал на отсутствии критериев для новых художественных форм. Однако пока граница между ними еще не настолько размыта, чтобы совсем их не классифицировать. В различиях – сила. Поскольку современное искусство предполагает создание чего-то совершенно нового, то нам важно понимать, в чем слабости уже существующего.

Хэппенинг появился как направление в 1950-1960-е годы в рамках поп-арта. Десятилетием позже он возник в концептуализме. Для такого направления, как хэппенинг, фото- и видеосъемка не являются обязательными, но и не запрещаются. Однако автор задумки не фиксирует все происходящее, как это принято при проведении перформанса. Для него характерна четкая проработка сценария. Хэппенинг же не предполагает никакого планирования и полностью полагается на интерактивность и импровизацию. Фактически в нем нет автора. Ведь каждый зритель может перевернуть действие с ног на голову.

хэппенинг примеры

В перформансе же более важной является творческая реализация позиции художника, а не интеракции между участниками. Хэппенинг превращает повседневность в искусство. Перформанс же предполагает не дублирование обычных действий, а создание нового мира, который должен для зрителей на время заменить реальность. Хэппенинг утверждает свободу самовыражения для каждого человека. Перформанс – только для автора.

Гунтер Закс и его вклад в развитие искусства

Зарождение направления

перформанс хэппенинг

Капроу был студентом Джона Кейджа. Последний был автором нескольких музыкальных хэппенингов в 1952 году. Поэтому именно Кейджа иногда называют основателем направления. Однако это является достаточно спорным суждением. Поскольку именно Капроу первым соединил музыку и изобразительное искусство. Весь смысл хэппенинга в стирании границы между реальной жизнью и творчеством. А для этого нужна не только музыка, но хотя бы какие-то зрительные образы, а лучше – еще и вкусы, запахи, осязательные элементы. Причем хэппенинг в искусстве не имеет никакого отношения к фантазии автора. Они берутся из реальной жизни, потому что она сама по себе богаче любых, пусть даже самых талантливых, образов воображения.

Сравнение с пьесами

хэппенинг в искусстве

Хэппенинг не может провалиться. Участников можно собрать заранее, однако если они не придут, то это не является катастрофой. Всегда можно привлечь зрителей с улицы. С пьесой же дела обстоят совсем иначе. Актерам нужно платить за работу, декорации порой стоят огромных денег, поэтому успех зависит от количества проданных билетов. В хэппенинге гораздо важнее процесс, чем результат. Даже когда реальное действо и задумка автора – это совершенно разные вещи, нельзя сказать, что что-то пошло не так. Ведь результат не важен. Неудачным может быть назван только тот хэппенинг, чей автор настаивает на своем видении, забывая о свободе творчества публики. Отказ от импровизации – это смерть данного стиля.

Как отметил Ред Грум, хэппенинг предполагает, что никто не знает, что именно происходит. И в этом он необычайно похож на реальную жизнь. Если пьеса является законченным произведением, в которое автор заложил определенную мораль, то хэппенинг – это чистая импровизация. Как и в любой другой повседневной ситуации, в этом действе каждый поступает так, как хочет, и потом видит последствия своих решений.

Вклад в развитие цифровых технологий

В России

хэппенинг театр

Монстрации подвергают сомнению политические демонстрации. Они являются формой протеста, расширяя границы прав и свобод. Хотя лозунги на них и являются аполитичными, но монстрации способствуют повышению социальной активности населения. На сегодняшний день они проводятся ежегодно в таких российских городах, как Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород, Петрозаводск, Владивосток, Хабаровск, Курск, Красноярск, Омск, Пермь, Томск, Симферополь, Ярославль, Тюмень. Из городов соседних стран можно выделить Кишинев, Ригу и Пекин.

Философия современного искусства

Фестиваль как разновидность хэппенинга

Такие ежегодные события, как Burning Man и ярмарка в Орегоне, способствуют популяризации данного стиля среди обычных людей. Фестивали представляют собой позитивные и успешные примеры хэппенингов. В таких мероприятиях может поучаствовать любой желающий и попытаться создать что-то удивительное и уникальное. Фактически фестиваль не предполагает наличие зрителей в привычном для нас понимании. Кто-то является автором задумки. Но каждый может стать демиургом и изменить ход событий.

хороший хэппенинг вдохновляющий

Вся красота в спонтанности и импровизации. В этом хэппенинг похож на реальную жизнь. Он фактически и является ею. Ведь здесь нет границы между искусством и жизнью. Однако не все фестивали являются хэппенингами. К этому стилю относятся только те, которые не имеют заранее придуманного сценария. Хорошими примерами являются Burning Man и ярмарка в Орегоне. Каждый год они привлекают десятки тысяч людей, которые желают поделиться с миром и одни с другим своими идеями, воплотив их в жизнь.

Хороший хэппенинг – вдохновляющий!

Аллан Капроу, основатель направления, человек, который в 1950-е годы предлагал людям на улице выпить бокал вина из рук незнакомца и таким образом приобщиться к искусству, написал инструкцию в помощь всем начинающим демиургам. Она неплохо иллюстрирует, что такое хэппенинг. Примеры Капроу вдохновляют и дают пищу для размышления даже людям, далеким от искусства. Вот эта инструкция в сокращении:

Хэппенинги и перформансы: оценки их художественного содержания

Современное искусство чрезвычайно многолико. Художникам, наконец, удалось отвоевать себе свободу творчества. Теперь они с легкостью ломают стены между жанрами, направлениями и стилями. Но и это не конец. Стиль хэппенинг сломал стену между искусством и реальной жизнью, зрителем и автором. Иногда его рассматривают как разновидность перформанса. Однако это не совсем верно. Конечно же, номинальная граница между двумя этими направлениями современного искусства очень тонка, однако иногда полезно понимать, где же она все-таки проходит. Общим для них является то, что творческий опыт ставится выше конечного результата. Перформанс и хэппенинг в музыке, изображениях, запахах, вкусах, прикосновениях стремится показать первоначальную задумку. Однако каждый участник может перевернуть все с ног на голову. Для обоих стилей характерна ситуативность и эпатажность. Однако самым важным отличием хэппенинга от перформанса является то, что в нем зритель сразу является и демиургом, сюжет создается по ходу на основании импровизаций всех участников действа.

музейный хэппенинг

Первоначально оба стиля были достаточно радикальными. Однако сегодня они все больше приобретают характер шоу и часто используются на вечеринках, светских мероприятиях, презентациях. Но если для хэппенинга характерен переход искусства в реальную жизнь, то перформанс, наоборот, предполагает, что повседневность исчезает, уступая место для другого мира, выдуманного автором. Однако в обоих случаях интерпретация зависит от зрителей. Перформанс, хэппенинг и другие виды современного искусства со временем все больше сливаются. Но стирание границ между ними – это положительное явление. Исчезновение излишней догматичности перформанса и бесконтрольности хэппенинга – это путь к еще лучшему взаимодействию между зрителем и автором, повседневной жизнью и искусством.

хеппенинг

Современная творческая деятельность вызывает множество вопросов своей противоречивостью и неоднозначностью. Неподготовленные зрители привыкли видеть в искусстве осмысляемую деятельность, которая приносит эстетическое удовольствие от осознанного процесса выражения мыслей автора. Однако, на искусство можно взглянуть под совершенно другим углом. Хэппенинг, перформансы, акции и другие скандальные выходки, ставшие частью повседневности – создают огромное влияние на формирование и развитие современного искусства.

Описание и особенности хэппенинга

Перформативные практики отличаются своей провокационностью и оригинальным способом воздействия на зрителя. Хэппенинг – один из таких способов. Хэппенинг в современном искусстве закрепил за собой звание одного из самых значимых явлений в перформативном выражении. Процесс, не имеющий отрепетированного сценария и в большей степени он напоминает импровизацию, в которой принимает участие как художники, так и зрители. Исход таких действий предугадать практически невозможно, так как условная линия между творцом и наблюдателем полностью стирается. Действие происходит в людных местах, охватывая большую аудиторию случайных людей для участия в художественных действиях.

История создания Хэппенинга

Философия Хэппенинга в искусстве

Искусство хэппенинга – форма современной демонстрации мысли, выполненная с помощью действий художника и участвующих зрителей. Исполнитель может продумывать некоторые элементы сценария, однако большая часть представления строится на импровизации. Главная особенность событий заключается в том, что представление не кончается, если все идет не по плану. Хэппенинг продолжает идти в независимости от того, совпадают ли действия с задумкой автора. Таким образом, данный вид искусства предлагает прохожим проявить свою способность самовыражения, за счет совместного творческого процесса вместе с автором.
Аллан Капроу считал взаимодействие со зрителем необходимой потребностью в искусстве, заинтересованность к которой заложена в каждом человеке. Философия хэппенинга заключалась в том, чтобы ограничить художника от попытки соответствовать вкусам аудитории. По мнению Капроу, полученная популярность заставляет работать на публику, тем самым ограничивая художника от настоящей точки зрения, которую он пытается вложить в свою творческую деятельность.

Примеры хэппенинга в искусстве

что такое хеппенинг

Русскоязычное направление хэппенинга

Художественное содержание

Благодаря абсурдности и специфики восприятия в ходе проведения хэппенинга, миру открылись новые просторы для творчества. Взаимодействие со зрителями в рамках представления – сломало все границы для создания совместного искусства. Современное творчество соприкоснулось с реальной жизнью, показывая прочную связь между автором и зрителем. Ошибочно считается, что хэппенинг в искусстве является частью или отслоением от направления к перформансу. Однако существует значительная разница, которая определяет хэппенинг, как отдельную отрасль искусства. В отличие от перформанса, взаимосвязь с аудиторией является главной деталью, которая всячески способствует отсутствию какого-либо посыла от конечного результата. Каждый из участников события может влиять на результат, общими усилиями создавая сюжет, основанный на полной импровизации. Первоначально стиль нес радикальный посыл, однако со временем стал приобретать развлекательный характер.

Все отрасли стремятся включить искусство в свой бизнес — банки сотрудничают с дизайнерами, магазины с художниками, бренды одежды с музыкальными исполнителями. А значит профессия арт-менеджера будет становиться все более востребованной со временем. Предлагаем вам записаться на курс Арт-менеджмент, где вы научитесь управлять проектами в сфере культуры, даже если у вас нет опыта и вы не разбираетесь в искусстве. Поймёте, как планировать бюджет, управлять командой, готовить презентации, продвигать и организовывать мероприятия. Сможете реализовывать арт-проекты и больше зарабатывать.

Акция, хэппенинг и социальное искусство: Всё, что нужно знать о перформансе — Искусство на Wonderzine

Истоки

Историю перформанса принято вести от футуристов (с оговоркой, что в ранних футуристических перформансах было больше эпатажа, чем искусства как такового) или от дадаистов с их Cabaret Voltaire. Первые боролись с обывательской косностью и всячески провоцировали почтенную публику, приходившую на футуристские вечера (основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти предлагал, например, продавать билетов больше, чем может вместить зал, обмазывать сиденья клеем и пересыпать их порошком, вызывающим зуд и чихание).

Разница между акцией, хэппенингом и перформансом довольно условна,
ведь одно из свойств искусства —
иллюзорность границ

Акция

Искусство действия определяется разными терминами. Среди них есть совсем актуальные — например, перформанс и акция; менее актуальные — например, боди-арт; и совсем забытые вроде хеппенинга или энвайронмента. Не всегда воз­мож­но отличить перформанс от акции и хеппенинг от энвайронмента: формы активности в разное время именуются . А дадаист­ские и сюрреалистские скандалы со стрельбой, драками и прочей агрессией никак не назывались, но именно они послужили основой многих последующих движений — например, хеппенингов конца 1950–60-х годов. С них мы и на­чнем.


Джордж Сигал. Памятник Осво­бодительному движению геев и лесбиянок. Нью-Йорк, 1992 год © Paul Stein / CC BY-SA 2.0

Именно к классическому: более поздние хеппенинги теряют, с одной стороны, веселую легкость, а с другой стороны — экстатическую непредсказуемость. Совпадение жизни с искусством происходит в них теперь вовсе без зазора и на самом обыденном уровне. Например, тайский художник Риркрит Тирава­ния прославился тем, что во всех галереях, куда его приглашают, устраивает кухню, готовит тайскую еду и угощает желающих. А в одной из нью-йоркских галерей он обустроил себе квартиру, куда зрители могли прийти в гости и там же по желанию даже переночевать.


Кухня с тайской едой для посетителей выставки Риркрита Тиравании. Нью-Йорк, 2011 год © Andrew Russeth / CC BY-SA 2.0

Перформанс и акция — совсем близкие понятия, практически взаимозаменяе­мые. Но акция, в отличие от перформанса, может быть сведена к чистому жесту, к декларации. Например, Роберт Раушенберг в ответ на приглашение принять участие в выставке портретов прислал телеграмму о том, что данная телеграмма и есть портрет владелицы галереи, и таким образом согласился участвовать в выставке. А художник Стэнли Браун назначил своим произведе­нием все обувные магазины Амстердама. Такого рода акции впрямую следо­вали предложению философа Маршалла Маклюэна рассматривать всю челове­ческую жизнь как произведение искусства. Перформанс же предполагает кон­кретное действие художника. И в этом действии он участвует собственным телом или — часто — собственной биографией и памятью.

Классический перформанс — это искусство, в котором вместо кисти и хол­ста только само тело художника. Тогда произведением оказываются само действие, его документация и взаимодействие художника с аудиторией. Художник заранее выбирает место и время перформанса, прописывает сце­нарий и предугадывает реакции зрителей — но, конечно, не застрахован от того, что пойдет не так. Что именно может случиться — об этом мы поговорим чуть позже, и речь пойдет не столько о реакции зрителей, сколько о реакции общества и власти.

Забегая вперед, скажем, что со временем перформанс сильно отошел от клас­сического состояния. Точнее, оно довольно скоро перестало быть единствен­ным. Например, появились так называемые делегированные перформансы, когда автор выступает как куратор, организуя не собственное тело, но чужие тела. Формой делегированного перформанса является перформанс массовый, народный — популярные сейчас флешмобы или монстрации, когда люди вы­ходят на первомайское шествие с абсурдными лозунгами.

А теперь поговорим о тех формах перформанса, где художник испытывает на прочность собственное тело — а заодно и чувства и даже физиологические возможности зрителей. Таков венский акционизм, австрийское движение 1960‑х годов, — и более шокирующих образцов искусство перформанса не зна­ло. Художник Герман Нитч в позе распятого погружал руки в кишки только что забитых животных, а его ассистенты пили их кровь: оргия должна была отсы­лать к древним кровавым ритуалам. Художнику Рудольфу Шварцкоглеру из той же группы ввинчивали в череп медицинский инструмент, похожий на штопор, и акция прекращалась, только когда на бинтах проступала кровь.

Это очень важный сюжет для акционизма. То, что происходит во время пер­форманса, — это одно. То, что остается задокументированным, — другое. И то, как перформанс расходится в слухах, новостях и остается в народной памяти, — третье.

И здесь мы выходим еще к одному измерению перформанса — которое на За­паде называется living art, то есть искусство жизни, когда искусство и жизнь автора слиты воедино. Чаще всего такое слияние жизни и искус­ства героиче­ское. Один из самых невероятных и действительно героических примеров — это пять перформансов художника Тейчина Сье из Тайваня. Каждый из них длился по году. Первый год Тейчин Сье сидел в клетке. У него были еда и вода, но он запретил себе говорить, читать, писать, смотреть телевизор — мог только думать и, так сказать, познавать себя. Зрители допускались к нему раз или два в месяц. В течение следующего года он каждый час отмечал факт собственного присутствия в квартире с помощью табельных часов и фотоаппарата — соот­ветственно, не имея возможности засыпать или покидать квартиру дольше чем на 59 минут. На третий год он запретил себе заходить в помещения и даже пря­таться от дождя под навесами — жил под открытым небом; этот перформанс был прерван на 15 часов: его забрала полиция, и Тейчин Сье был в отчаянии, потому что участок — это крыша. Четвертый год — самый страшный: это был перформанс на двоих. К художнику длинной веревкой была привязана другая участница, Линда Монтано, и год они провели неразлучно. Их отношения были лишены эротики: им было запрещено касаться друг друга, но каждый из них зависел от другого. Известно, что они много ссорились и вообще этот год дался им мучительно. Наконец, на пятый Тейчин Сье обязался не говорить об искус­стве, не читать о нем, не заниматься им и не смотреть на него. А после этого на тринадцать лет обязался заниматься искусством без зрителя, никому не по­казывая результатов своего труда.


Клетка, в которой Тейчин Сье провел один год © Levent Ali / CC BY-ND 2.0; MoMA






Перформанс Александра Бренера во время выступления Евге­ния Евтушенко в Политехническом музее. Москва, 1995 год © Фотография Валерия Христофорова / ТАСС


Пьеро Мандзони. Дерьмо художника. 1961 год © Mark B. Schlemmer / CC BY 2.0

Кстати, о политическом — это тоже важная составляющая сегодняшних пер­формативных практик. И здесь надо сказать про Pussy Riot — девушек, стан­цевавших на солее в храме Христа Спасителя, спевших протестную песню и снявших этот танец для своего панковского музыкального клипа. То, что начиналось как акт искусства, благодаря вмешательству властей стало делом вполне политическим, и результат был реальным: приговор в два года тюрьмы.

Такая плавающая принадлежность очень характерна для политического пер­форманса: тут Pussy Riot оказывались причастными некоторой традиции.


Акция панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве. 2012 год © Фотография Мити Алешковского / ТАСС

Что еще почитать об актуальных формах искусства:

Читайте также: