Хаус музыка история кратко

Обновлено: 04.07.2024

Все любители танцевальной музыки знают, что такое хаус. Многие даже могут сходу назвать с десяток разных ответвлений этого жанра. Но лишь некоторые знают, откуда и как появился этот стиль музыки. Специально для тех, кому интересно узнать истоки жанра, моя маленькая статья, где коротко рассказывается об истории хауса.

Многие эксперты клубной музыки считают, что самый первый хаус-трек написал Jess Saunders, и называлась эта композиция "On and on tracks". Она была записана в 1984 году в Чикаго, на дешевых драм машинках производства фирмы Roland. В том же городе оказался Фрэнки Наклз (Frankie Knuckles)[1],
ди-джей, недавно переехавший из Нью-Йорка. В родном городе он работал в клубе Continental Baths вместе с Ларри Леваном. В Чикаго Фрэнки открыл клуб Warehouse. Там он играл настолько эклектичные сеты, что многие посетители этого места называли эту музыку 'warehouse music', которая скоро стала просто house music. Это была помесь соула, нью-йоркского диско и европейской электроники.
В то время было очень мало людей, которые занимались написанием хаус-музыки. Самые известные музыканты: JM Silk, Parley 'Jackmaster' Funk, Adonis и Chip-E. Из лейблов же существовали всего два: это Trax (самый первый лейбл, который начал выпуск deep house) и DJ International (здесь выходила музыка с явным уклоном в garage).
В том же Чикаго, но в другом месте, ди-джей Рон Харди (Ron Hardy)[2], ныне покойный, играл в клубе под названием Music Box, где частым посетителем был DJ Pierre. Дома у DJ Pierre стояла дешевая басс машина, производства все той же компании Rolland. Модель эта носила название TB-303. В один прекрасный день что-то в машинке поломалось, и она начала издавать какие-то абсолютно неживые, скребущие звуки. Pierre не растерялся и записал трек "Acid tracks" (вышел на лейбле Trax). Позже он принес свой релиз Харди, и когда тот включил этот пятнадцати минутный трек в свой сет, спустя несколько минут танцпол опустел. Но так как многие в клубе находились под воздействием наркотиков, то они сразу прочувствовали весь прогресс этой вещи (кстати, сам DJ Pierre не только никогда не употреблял наркотики, но еще и не курит).В Детройте же писалась совсем другая музыка. Тройка крестных отцов техно - Деррик Мэй (Derrick May), Хуан Эткинс (Juan Atkins) и Кевин Саундерсон (Kevin Saunderson) писала более тяжелую (по сравнению с чикагской) музыку. В Лондоне новое звучание продвигали Noel и Maurice Watson (сейчас он резидент клуба Ministry и скрывается под псевдонимом Jazzy M).
Поначалу англичане не очень охотно воспринимали новый тип музыки, Watson'а часто закидывали бутылками. Через некоторое время он переехал из Манчестера в Лондон, где организовывал вечеринки Delerium в клубе Heaven. Именно там родились легендарные вечеринки Дэнни Ремплинга - Shoom.
Тем временем, в Манчестер была налажена бесперебойная поставка нового модного наркотика Экстази. Большинство людей, посещавших клубы, поняли, что хаус-музыка как нельзя лучше подходит под настроение, создаваемое экстази. В Shoom становится просто невозможно попасть. Многие ди-джеи и бизнесмены решают открыть свои собственные клубы: в этих рядах можно было заметить Пола Окенфольда (только что вернувшегося из Нью-Йорка и практиковавшегося у Ларри Левана), Стива Ли, Энди Везеролла.
Никки Холлоуей (Nicky Holloway), Чарли Честер (Charlie Chester) и некоторые их близкие друзья отправились в 1987 году на испанский остров Ибица. Там они очень удивились тому, что ди-джеи там не в новинку, и что там есть очень популярный ди-джей Alfredo, который сводил самую разнообразную музыку - от страшноватых и приторных поп-песенок до джазовых импровизаций. Наслушавшись и вдоволь отдохнув, лондонские ди-джеи уехали обратно домой с кучей музыки, которую назвали для себя непонятным словом balearic.

Терри до этого увлекался хип-хопом, и в самых ранних его хаус треках это ясно видно. Спустя некоторое время Тодд вместе с другим американским музыкантом и ди-джеем по прозвищу Луи Вега (Louie Vega) записали трек под псевдонимом Masters at work. Но некоторое время спустя он покинул этот коллектив, а его место занял Kenny Dope. Проект этот существует до сих пор, и является одним из самых плодовитых хаус-проектов.
В Англии в клубе Hacienda регулярно начал выступать никому доселе не известный паренек по имени Саша (Sasha), который до этого играл в клубе Shelley's рядом с городком Сток. Именно в тот момент вошли в моду белые перчатки и светящиеся в темноте палочки. Эндрю Везеролл играл в Hacienda абсолютно новую музыку на вечеринкахпод названием Boys Own Parties, которые он же и устраивал. Именно эти вечеринки положили начало фэнзину (пресс-издания фанатов о своих кумирах) и очень известному сейчас лейблу Junior Boys Own, где позднее вышли легендарные пластинки от Эшли Бидла (из проекта X-Press 2) и группы Underworld.

Хаус словно создан для танцев, это звучащая энергия, которая то сжимается, то растягивается. Уходящий корнями в диско, этот жанр точно знает, как заставить людей двигаться. При этом он звучит более жестко, а все внимание получает главный для хауса элемент — ритм.

Поджанров хауса очень много, как и подобает крупному музыкальному направлению. Сейчас его часто используют даже в поп-музыке, так что вы часто можете слышать эту музыку по радио или в торговых центрах и даже не знать, что это на самом деле хаус. Кроме двух вышеперечисленных, чикагского и эйсид-хауса, самые популярные направления — это, пожалуй, дип-хаус и хип-хаус.

Дип-хаус характеризуется более глубоким и одновременно мягким звучанием с частым использованием реверберации и вокала. Это более расслабленная музыка, под которую можно скорее отдохнуть от танцев. А хип-хаус, как несложно понять из названия, сочетает в себе прямую бочку и инструменталы от хауса с речитативом от хип-хопа. Этот жанр стал очень популярным в последнее десятилетие, примеры ему можно найти в творчестве Vic Mensa, а в последние годы его активно подхватили и российские музыканты.

В самом Чикаго хаус-музыка далеко не была мейнстримом и играли ее в основном только в клубе Warehouse, руководил которым Фрэнки Наклз. Кстати, по общепринятой легенде именно от названия этого клуба хаус-музыка и получила свое имя. Получив клуб в свое распоряжение, Фрэнки начал играть в нем диско, разбавляя его синти-попом и битами с драм-машины Roland TR-909. Какое-то время это было единственной формой существования хаус-музыки.

Постепенно хаус завоевывал все более широкую аудиторию, в популярных магазинах появлялись пластинки с хаусом большими тиражами, в клубах публика танцевала под хаус, а на радио даже появлялись посвященные ему передачи. Во франции храмом хауса стал парижский клуб Rex, а в Англии — Haçienda. По традиции этого клуба, в последние двадцать минут вечеринки диджей играл только ставшие классикой треки. Перед этим музыка на пару минут затихала, давая сигнал публике. Танцующие понимали, что сейчас произойдет, и когда музыка наконец начинала играть, у всех было ощущение, будто вся вечеринка затевалась ради этих последних двадцати минут. Это было действительно объединяющее ощущение, настоящий массовый экстаз!

Большой вклад в распространение хаус-музыки внесли пиратские радиостанции Англии. Именно они, с одной стороны, отражали, а с другой — формировали вкусы молодых меломанов, а также первыми ставили андеграундные новинки. Одной из таких станций была Kiss FM. Ее диджеи — Джадж Джулс и Пол Андерсон — активно продвигали хаус в массы, и это дало свои плоды.

Как у любого более или менее популярного музыкального течения, у хауса появилась своя символика и визуальные атрибуты. Главным символом этой субкультуры был всем нам знакомый смайлик: желтый круглый значок с огромными глазами и улыбкой. Такие значки носили на майках или рюкзаках, чтобы обозначить свою принадлежность к движению.

С момента своего зарождения в 80-х годах прошлого века и по сей день хаус остаётся главным и наиболее живучим столпом танцевальной музыки. За долгие годы в нем образовалась целая куча ответвлений и поджанров, и порой начинающим слушателям бывает сложно разобраться в особенностях и отличиях каждого из них.

В этой статье я попытаюсь как можно более доходчиво объяснить отличительные черты самых популярных направлений хаус-музыки и, конечно же, подкреплю все это соответствующими примерами.

Более лёгкое и атмосферное ответвление. Зачастую в треках используются элементы эмбиента и джазовой музыки, а также разнообразные мелодичные инструменты.

Относительно новый поджанр, который появился только в середине прошлого десятилетия. Отличительные черты: более агрессивное звучание и большой акцент на бассовые элементы.

Главная особенность прогрессив-хауса уже заложена непосредственно в самом названии жанра. Это использование прогрессии, нагнетания и постоянного развития ритма трека.

Тоже довольно новое ответвление хаус-музыки, которое возникло в 2013 году. Создателем жанра принято считать диджея и продюсера Tchami, однако наибольшую популярность ему принес Оливер Хелденс. По своей природе фьюче-хаус является симбиозом дип-хауса и гэриджа. В эталонных образцах зачастую присутствует приглушенная мелодия с металлическим упругим звучанием, и частотно-модулированными басами.

Он же френч-тач. Популярное в начале 2000-х направление хауса, берущее свое начало от французской хаус-школы. Средний темп френча варьируется от 110 до 130 BMP, а в самих композициях обильно используются фэйзеры и частотные срезы.

Жанр больше всего выделяется использованием элементов африканской народной музыки: звуков тамтамов, бонго и других аутентичных музыкальных инструментов, которые придают звучанию энергичности.

Ню-диско представляет собой смесь современного хауса и классического диско. Это достигается путем добавления в структуру хаус-трека инструментов, использовавшихся в эпоху расцвета диско-музыки (саксофоны, трубы, пианино и гитары).

Направление, которое сочетает в себе элементы хауса и реггетона. Было создано в 2008 году американским диджеем и продюсером Дейвом Надой. Жанр выделяется массивным и широким басслайном, а также использованием большого количества барабанов.

На этом список поджанров хаус-музыки, конечно же, не заканчивается, однако я постарался выделить самые важные и популярные по моему мнению направления. Также следует понимать, что представленные мной примеры во многой степени являются эталонными, и это не означает, что все все треки конкретного стиля звучат именно так.

house - это, хаус музыка - это, музыкальный стиль house

House (Хаус) - жанр электронной музыки, зародившийся в танц-клубах Чикаго в начале 1980-х годов, как упрощенное продолжение музыки disco. Живые инструменты которого теперь воспроизводились получавшими все большее распространение синтезаторами. Ритм стал механичнее, с неизменным счетом "на четыре", и на него накладывались элементы инструментальных или вокальных импровизаций.

К концу 80-х house вырвался из среды андерграунд-клубов в таких городах, как Чикаго, Нью-Йорк и Лондон и стал пробиваться в европейские поп-чарты, а позднее и в Америке. Утвердившись в чартах, house расслоился на несколько под-жанров, таких как hip-house, ambient house, и наиболее заметный, acid house (с моментально узнаваемым бас-генератором синтезатора Roland TB-303). В 90-е house все еще оставался популярным в клубах Америки и Европы, а новая волна исполнителей progressive house вдохнула жизнь в этот стиль. Под конец 90-х произошло настоящее возрождение этого стиля.

Структура классического House весьма проста: стандартный размер 4/4 и не очень быстрый темп (118—132 BPM). На вторую и четвертую четверть обычно попадает snare (имитированное звучание малого барабана) или clap ("хлопок", имитация хлопка в ладоши), с выразительными партиям и иногда - вокалом.

Основные направления house музыки:

"Tech-house" (теч-хаус) – музыкальный стиль, возникший при смешивании house- и techno-музыки. Для него характерен минимализм, редкие перкуссионные грувы, пространственное звучание, глубокая басовая линия. Направление возникло в начале 90-х. Основное влияние на стиль оказали Eddie Richards и Terry Francis, соединив в своих миксах традиционную структуру house-музыки с жесткими вариациями Детройт-техно. Затем, музыканты, посещавшие лондонские вечеринки Subterrain и Wiggle, стали делать музыку подобную той, что звучала в сэтах этих диджеев. Широкое распространение Tech-house получил благодаря лэйблу Plastic City, в частности, Jean F. Cochois (Timewriter) и Norman Feller (Terry Lee Brown Jr.). Они привнесли в этот стиль больше deep-house звучания, что добавило ему красоты и сочности.

"Disco house" (диско хаус) - стиль, в котором отлично сочитаются disco-сэмплы (звуки старого доброго диско 70-х годов) и современные басовые линии и ударные. В результате получается отличное звучание, которым наслаждаются, как любители диско, так и поклонники современной клубной танцевальной музики. В Англии Disco-House называется Tesko - это гибрид Disco и Techno.

"Electro house" (электро-хаус) – представляет собой один из стилей хауса, где заметно влияние электро 1980-х и творчества группы Kraftwerk. Этот стиль отличается механическим саундом, резкими ударными, насыщенными бас-линиями. Одни музыканты (Jedi Knights, I-F, Aux88) занялись стилем Нью Электро, другие (Felix Da Housecat, Miss Kittin, Tiga) работали над электро-композициями, а третьи подошли к этому с другой стороны: стали микшировать актуальное в то время электро с хаус-ритмами, в результате чего и появился Еlectro house. Одним из первых музыкантов, продвинувших новый стиль музыки в массы, считается итальянец Benny Benassi. Благодаря ему электро-хаус стал одним из популярнейших разновидностей электронной танцевальной музыки. Его композиция Satisfaction доминировала в чартах по всему миру.

За тридцать лет своего существования House произвел столько самостоятельных стилей, что сейчас уже можно говорить о нём, как об одном из главнейших направлений развития всей электронной музыки и первом стиле, вышедшем из андеграунда и открывшем путь к славе многим современным артичтам и продюсерам.

В первую очередь хаус – это электронная музыка, написанная на электронных музыкальных инструментах (синтезаторы, драм-машины, вокодеры, муги и тд). Жанр появился в Чикаго, в связи с дефицитом танцевальной музыки в начале 80-х. Диджей Фрэнки Наклс с помощью катушечного магнитофона монтировал известные композиции и дополнял их новыми звуками и партиями. Так, с подачи Фрэнки пошел тренд на первые, характерные ремиксы. Они могли полностью менять скорость, ритм и аранжировку. Впоследствии для хауса стали характерными уже конкретные схемы и структуры – например, удары малого барабана (snare), полуоткрытые хэты (тарелка, hi-hat), хлопки и крэши. Ранняя хаус-музыка определяется повторяющимися ритмическими паттернами, основанными на 4/4 ударах. Ритм определяется электронными драм-машинами (такими как знаменитые Roland 808 и Roland 909). Характерной чертой музыки стал механический, повторяющийся и минималистичный ритм. Из-за того, что музыка появилась из ремиксов, в треках часто присутствуют вокальные партии из старых хитов 80-х и 70-х. Их дополняют мягкое звучание мажорных клавишных и фанковая басовая/гитарная партия. Хотя ранняя хаус-музыка имеет сходство с диско-музыкой, в самом жанре произошло много разных изменений. В середине 90-х произошла значительная перемена, когда появилась хаус-музыка в стиле хард-стайл. Позже жанр разделился на несколько сегментов, таких как евродэнс, эмбиент хаус, техно хаус и тому подобное.

Современные версии хаус-музыки сегодня - это Nu House или Progressive house. Nu house (или New Style House) определяется его довольно тяжелым ритмом, в то время как прогрессивный хаус больше фокусируется на изменениях в самой песне.

Структура трека

С точки зрения структуры песни, хаус-музыка (по крайней мере, стиль старой школы) следует довольно прямой структурной линии:

  1. Вступление (16 тактов)
  2. Основная тема (16 тактов)
  3. Куплет (16 тактов)
  4. Основная тема (8 тактов)
  5. Брейк №1 (4 такта)
  6. Припев (16 тактов)
  7. Инструментальный припев (16 тактов)
  8. Брейк №2 (16 тактов)
  9. Припев (16 тактов)
  10. Основная тема (32 такта)
  11. Инструментальный припев (16 тактов)
  12. Окончание (32 такта)

Теперь разберемся с терминологией

Вступление - чистый бит, к которому постепенно прибавляются другие элементы трека.

Основная тема - мелодическая составляющая трека. Чаще всего это пианино или орган.

Куплет - часть трека, включающая одну строфу текста и одно проведение мелодии (напева).

Брейк (яма, обрыв) - часть трека с отсутствующей ритм-секцией, т.е. без бочки. Обычно брейк используется в качестве разрядки обстановки перед кульминацией трека. Брейков в треке может быть как один, так и несколько.

Темп трека

Что касается темпа песни, он часто устанавливается на медленной скорости (120/128 ударов в минуту) со старым школьным вариантом. В то время как в современной хаус музыке скорость немного увеличилась со 130 до 135 ударов в минуту.

Основной ритм


Басовый барабан (бочка) - каждый удар исполняет 1/4 ноты в каждую долю такта. Тоесть хаус музыка обычно исполняется в размере 4/4 музыкальный размер 4/4 подразумивает четыре ноты в такте длитольностью в одну четверь ( один удар метронома) следовательно мы получаем в одном такте четыре удара бочки, которая бьет в сильные доли (см. рисунок). На каждый клик метронома проставляется бочка.

Хлопок и малый барабан - добавлены для создания синкопации на самой дорожке барабана. Обратите внимание, что тип Claps или Snare будет влиять на настроение песни. Например, насыщенные барабаны сделают трек более агрессивным.

Конги и Бонги - придают песне дополнительные краски (африканский) оттенок.

Металлическая перкуссия - придают треку латинское звучание. ( в современной музыке все это условно, и перкусия зачастую просто используется для разнообразия ритмической партии ударных)

Закрытый хай-хэт и шейкер - используется для заполнения пробелов и в качестве синкопы для основного барабанного трека. В одной дорожке ударных используется несколько наборов хай-хэта. Обычно основной хай хэт ставят на слабую долю, то есть между ударами бочки или по другому между ударами метранома придаваю биту качевости. Но варианты хета могут быть совершенно раззнообразными под ваш вкус.

Открытый хай-хэт - он полностью зависит от движения трека. Чаще всего используется либо в конце квадрата (второго или четвертого такта) либо внутри построения для придания акцентов или для усиления динамики трека. К примеру если мы заменим закрытый хет на слабых долях между бочкой на открытый то бит будет более деномичный и более агресивно звучащий.

Также обратите внимание, что тип барабана также может влиять на настроение жанра. Возьмите, например, басовый барабан. Типичный 808 бас-барабан работает с большинством треков. Однако, если вы хотите, чтобы это звучало немного агрессивно, лучше всего поставить на бас-барабан немного искажений или Transient shaper (Kong). Такое легкое изменение может по-разному повлиять на настроение трека.

Вся идея хаус-музыки (старой школы) заключалвсь в использовании лупов! Вы заимствуете лупы из широкого спектра источников и используете их в новой последовательности. Нужно ли упоминать Prodigy?

Вы соединяете определенные образцы вместе, чтобы получилось, что то необычное и новое.

Читайте также: