Харьковский тракторный завод кратко

Обновлено: 05.07.2024

Строительство тракторного завода в городе Харьков Украинской ССР началось в январе 1930 года, а уже 1 октября 1931 года с конвейера ХТЗ сошёл первый серийный трактор модели СХТЗ-15/30 мощностью 30 лошадиных сил.

Через шесть лет – в октябре 1937 года, Харьковский тракторный завод начал серийное производство первого гусеничного трактора СХТЗ-НАТИ мощностью 52 лошадиные силы.

Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован на Алтай – в город Рубцовск, где на его базе был создан Алтайский тракторный завод. И уже в августе 1942 года новый завод начал выпуск тракторов АСХТЗ-НАТИ.

После окончания войны и восстановления разрушенного завода, в Харькове началось производство гусеничного трактора ДТ-54 (с 1949 до 1954 года заводом было выпущено 100 тысяч таких тракторов).

Также конструкторами завода в 1949 году был разработан и запущен в серийное производство малогабаритный колёсный трактор ХТЗ-7 тягового класса 0.6, предназначенный для работы в садах и огородах.

В дальнейшем, на базе ХТЗ-7, был создан трактор ДТ-14 с дизельным одноцилиндровым двигателем, а с 1958 года выпускался более мощный садово-огородный трактор ДТ-20.

И, наконец, вершиной развития концепции малогабаритной техники ХТЗ стал универсально-пропашной трактор Т-25, разработанный в 1965 году.

Производство трактора Т-25 в Харькове продолжалось до 1972 года, а затем было передано на Владимирский тракторный завод.

Всего за 20 лет (1951 – 1971 год) Харьковский тракторный завод выпустил более 380 тысяч малогабаритных садово-огородных тракторов, которые сыграли важную роль в механизации сельскохозяйственных работ.

✔ Надо отметить, что завод производил не только гражданскую продукцию, но и технику военного назначения : в 1952 году на ХТЗ был разработан и запущен в серийное производство лёгкий гусеничный артиллерийский тягач АТ-Л.

Также в конце 1950-х годов на ХТЗ был разработан гусеничный тягач-транспортёр ГТ-Т, который в дальнейшем производился на Рубцовском машиностроительном заводе.

При этом гусеничные тягачи ХТЗ использовались как в Советской Армии, так и в народном хозяйстве – в основном в районах Крайнего Севера и в Сибири.

В 1960 году на заводе был разработан и внедрён в серийное производство скоростной гусеничный трактор Т-75, а в 1962 году – гусеничный трактор Т-74 (отличался от предшественника двигателем СМД-14).

В то же время конструкторами завода был разработан мощный гусеничный скоростной трактор ХТЗ Т-125 (выпускался до 1967 года с индексом ДТ-125).

В 1962 году на ХТЗ началось опытное производство тяжёлых колёсных тракторов Т-125 с шарнирно-сочленённой рамой, а в 1971 году запущен в производство его преемник – трактор Т-150К (колёсный, серийно выпускался с 1973 года).

Этот трактор был максимально унифицирован с новым гусеничным трактором ХТЗ Т-150, производство которого началось в 1974 году (всего во времена СССР было выпущено более 750 тысяч колёсных и гусеничных тракторов типа Т-150).

Эти небольшие колёсные тракторы модели ХТЗ Т-08, Т-010 и Т-012 имели мощность 8, 10 и 12 лошадиных сил, соответственно.

Всего за 60 лет производства – до 1991 года, на Харьковском тракторном заводе было выпущено более 2,5 миллионов тракторов различного назначения (ежегодный объём производства ХТЗ в 1980-е годы составлял около 70 тысяч единиц техники).

А после распада СССР объёмы производства тракторов на ХТЗ значительно снизились, завод был на грани банкротства, но каким-то чудом выжил…

И в настоящее время на заводе производятся семь моделей тяжёлых колёсных тракторов типа ХТЗ Т-150, а также две модели гусеничных тракторов ХТЗ-181.

В заключение отметим, что 2021 году на ХТЗ проводилась значительная модернизация – было закуплено и установлено импортное оборудование (станки производства Германии, США и Японии).


Харьковский тракторный завод был основан в 1930 году. Первый трактор сошёл с конвейера 1 октября 1931 года, и этот день принято считать днём рождения завода. Для работы на огромном, быстро разрастающемся предприятии требовались все новые и новые специалисты различных областей, что привело к образованию отдельного жилого района Харькова, ставшего полным тезкой завода и получившим название ХТЗ. За годы работы завод выпустил более 3 миллионов тракторов и другой тяжелой специализированной техники, которую всегда отличала надежность, функциональность и высочайшее качество исполнения. Изделия, выпущенные промышленным предприятием ХТЗ, на протяжении десятилетий пользовались большим спросом не только на территории бывшего Советского Союза, но и во многих странах Европы, Азии и даже Африки. На сегодняшний день Харьковский тракторный завод производит большое количество моделей современных тракторов и спецтехники, обладающих высокой надежностью, при этом сохранено несомненное преимущество - низкая стоимость владения.

Вся современная продукция ХТЗ сертифицирована и соответствует стандартам качества. Сегодня заводом выпускаются машины, предназначенные для выполнения самых разнообразных работ во многих отраслях промышленности, сельского и коммунального хозяйства, строительной сферы. Практически все тракторы и тяжелая техника специального назначения многофункциональны и обладают высокими возможностями агрегатирования с многочисленными навесными орудиями. Возможность заказать каждую модель в нескольких вариантах сборки позволяет покупателям приобретать технику, оптимально соответствующую всем будущим условиям эксплуатации.

Ежедневная кропотливая работа технологов, конструкторов, промышленных дизайнеров и многих других специалистов ХТЗ привела к появлению новой линейки высокотехнологичных, комфортных и производительных машин, при изготовлении которых были использованы инновационные современные технологии и материалы. Кроме традиционных тракторов общего назначения предприятие приступило к производству спецтехники, предназначенной для нефтяников и геологов. Были выпущены установки для проведения механизированных сварочных работ. На базе техники МТЛБ были созданы надежные вездеходы, способные работать в самых экстремальных и неблагоприятных для человека условиях. Для железнодорожной отрасли выпущены универсальные путевые машины, работающие на базе тягачей ХТЗ. Обновились и получили новую жизнь все модели тракторов для сельхозпроизводителя и коммунальных служб. Но какое бы оборудование ни выпускал сегодня Харьковский тракторный завод, главными критериями, которые остаются неизменными с первых лет работы предприятия, остались высокое качество, долговечность, безопасность и надежность каждой выпускаемой машины.

Широкий выбор техники, отличающейся друг от друга многими показателями, в том числе производительностью и мощностью, позволяет любому потребителю выбрать оборудование, оптимально подходящее именно для его нужд. Для крупных хозяйств, работа которых связана с возделыванием обширных угодий, предлагаются мощные современные многофункциональные тракторы серии ХТЗ-240К с широкими возможностями агрегатирования. В комплекте с надежным трактором сельхозпроизводитель всегда сможет приобрести удобный крупнотоннажный саморазгружающийся прицеп ТМ-47. Гусеничный трактор высокой проходимости ХТЗ-181.20 (установлена железная гусеница) и ХТЗ-181.22 (установлена резино-тросовая гусеница), колесная техника ХТЗ-150К-09.172.00 и ХТЗ-150К-09.172.10 (180 л.с.) с возможностью установки сдвоенных колес, что позволит аграрию улучшить показатели урожайности, за счет уменьшенного давления на грунт, обеспечиваемого конструкциями этих машин.

Специализированное навесное оборудование для резки мерзлых грунтов, установленное на базе тракторов ХТЗ-150К-09.172 и серии ХТЗ-240К, поможет механизировать и эффективно выполнить многие строительные задачи, а также найдет применение при проведении зимнего пересаживания деревьев. Для железнодорожной отрасли и производственных предприятий, имеющих на территории подъездные пути, незаменимой машиной станет модуль КРТ-1, работающий на базе тракторов серии ХТЗ-240 и ХТЗ-150К-09.172. Эти машины успешно выполняют все функции значительно более дорогих маневровых тепловозов, при этом техника ХТЗ часто оказывается значительно экономичней в эксплуатации. Для обслуживания и ремонта железнодорожного полотна выпущена универсальная путевая машина УПМ-1, работающая на специально доукомплектованном тракторе ХТЗ-17221.

Широкий выбор предлагаемой техники позволяет обеспечить спрос на самые разные тракторы и специализированные агрегаты. Аграрии, крупные строительные и сельскохозяйственные организации всегда могут приобрести высококачественные и надежные машины, выпущенные на Харьковском заводе, по достаточно низким, конкурентоспособным ценам и обеспечить свои хозяйства высокопроизводительной современной техникой отечественного производства.

ХТЗ-2021: на предприятии продолжают вводить новое прогрессивное оборудование в эксплуатацию в рамках масштабной программы модернизации производства. Установлена новая линия химико-термической обработки металлов всемирно известной компании Ipsen (США, Германия), что значительно повысило качество термической обработки деталей, запущен в работу новый участок механической обработки деталей, для этого было закуплено оборудование производства Японии и Германии. Успешно прошла испытания роботизированная 3D лазерная установка для точной обработки металла, которая заменила существующие линии по механической обработке корпусных и рамных деталей, а новые ленточнопильные станки позволили заводу отказаться от горячей рубки металла. Проводится реконструкция производственных цехов, а также инженерных сооружений, закупается новое оборудование и продолжается работа по оптимизации структуры производства.



Содержание

История


Производительность

Во времена СССР ХТЗ выпускал около 50 тысяч тракторов в год, сейчас ежегодно выпускается 2.000 тракторов различной модификации.

Продукция

По состоянию на 2006 год завод выпускает современные машины повышенного технического уровня, среди которых, в частности, энергонасыщенные универсальные колёсные трактора общего назначения ХТЗ-17221 и ХТЗ-17222, модернизируются машины серии Т-150, пахотно-пропашные ХТЗ-16131, мощные ХТЗ-181, машины для фермеров ХТЗ-3510, фронтальные погрузчики ХТЗ-156.

Трактора марки ХТЗ эксплуатируются на Украине, в России, Казахстане, Узбекистане, Монголии, Молдове, Литве, Эстонии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Польше.

Директора

Почти 27 лет директором завода был Герой Социалистического Труда Валентин Васильевич Библик.


Памятник первому трактору в посёлке ХТЗ.



Вид на ХТЗ возле одноимённой станции Тракторный Завод.




Большой стадион ХТЗ. Ныне в полуразрушенном состоянии.


Областной спортивный комплекс ХТЗ

См. также

Ссылки

Герб Харькова

Сад Шевченко • Парк Горького • Лесопарк • Парк Победы • Сквер Победы • Ботанический сад • Зоопарк • Алексеевский лугопарк • Журавлёвский гидропарк • Основянский лугопарк • Дробицкий яр • Саржин яр

Оперный театр • Театр Пушкина • Театр Шевченко • Театр кукол • Художественный музей • Исторический музей

Исторические районы • Памятники • Гостиницы • Реки и озёра • Спортивные сооружения • Транспорт • Известные харьковчане • Карта Харькова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе" в других словарях:

Харьковский тракторный завод — ХÁРЬКОВСКИЙ ТРÁКТОРНЫЙ ЗАВÓД им. С. Орджоникидзе, стр во з да началось в апр. 1930, 1 окт. 1931 с конвейера сошли первые 10 тракторов. В 1932 за успешное освоение выпуска 100 тракторов в сутки з д награждён орд. Ленина. С 1937 з д перешёл на… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Харьковский тракторный завод — (ХТЗ) им. Серго Орджоникидзе, крупнейшее предприятие тракторной промышленности СССР. Строительство завода началось в апреле 1930; в октябре 1931 были выпущены первые колёсные тракторы СХТЗ 30/15. С 1937 завод перешёл на выпуск гусеничных… … Большая советская энциклопедия

ХАРЬКОВСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД — им. Орджоникидзе, построен по типу СТЗ. Вошел в строй в октябре 1931 г. В 1932 г. с конвейера ХТЗ сошло 16 070 тракторов, в 1933 г. завод выпустил более 30 000 тракторов, а за первое полугодие 1934 г. 20 674 трактора … Сельскохозяйственный словарь-справочник

Тракторный завод (станция метро, Харьков) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тракторный завод (станция метро). Координаты: 49°57′10.46″ с. ш. 36°22′44.38″ … Википедия

Московский проспект (Харьков) — У этого термина существуют и другие значения, см. Московский проспект. Московский проспект Харьков Начало проспекта от площади Конституции … Википедия



Искать:

купить, продать история Харьковского тракторного завода, цены

Описание

история Харьковского тракторного завода

1 октября 1931 года с конвейера ХТЗ сошел первый колесный трактор СХТЗ-15/30 (мощность 30 л.с.)

В 1935 году освоено производство колесных тягачей на пневматических шинах на базе трактора СХТЗ-15/30.

17 октября 1937 года с конвейера ХТЗ сошел первый гусеничный трактор СХТЗ-НАТИ (мощность 52 л.с.)
1941-1951
В ноябре 1941 года ХТЗ эвакуирован в г. Рубцовск Алтайского края. 24 августа 1942 года с конвейера вновь созданного Алтайского тракторного завода сошел первый трактор АСХТЗ-НАТИ.

В 1944 году ХТЗ, восстанавливаемый из руин выпустил 10 тракторов. В 1945 - выпуск тракторов составил 521 единицу.

В августе 1949 года с конвейера ХТЗ сошел первый дизельный трактор ДТ-54 (мощность 54 л.с.).

В 1950 году ХТЗ освоил выпуск основных деталей и узлов садово-огородного трактора ХТЗ-7 (мощность 12 л.с.), производство которого было освоено на Харьковском тракторосборочном заводе.
1951-1961
24 сентября 1954 года с конвейера ХТЗ сошел 100-тысячный трактор ДТ-54.

В октябре 1955 году с конвейера ХТЗ сошел первый дизельный садово-огородный трактор ДТ-14 (мощность 14 л.с.).

В 1953-1955 годах ХТЗ разрабатывает и внедряет в серийное производство легкий артиллерийский тягач АТЛ.

В 1955 году ХТЗ проектирует завод и готовит инженерные кадры для Первого Китайского тракторного завода (г.Лоянь).

В 1958 году ХТЗ переходит на более продуктивную версию садово-огородного трактора ДТ-20 (20 л.с.)

В 1958 году ХТЗ выходит на международный рынок. Первые поставки в Болгарию, Индию, Китай.

В 1966 году на смену ДТ-20 пришел трактор Т-25 (мощность 20 л.с.)
1971-1981
30 января 1972 года ХТЗ прекращает изготовление тракторов Т-25, общий выпуск которых составил 60 055 единиц и передает их производство на Владимирский тракторный завод.

В 1972 году ХТЗ начал производство самоходной артиллерийской установки 2С1.

20 января 1973 года начато серийное производство тракторов Т-150К (мощность 165 л.с.).

В 1973 году ХТЗ принимает участие в организации производства спецмашин типа МТЛБ в Болгарии.

В 1974 году ХТЗ принимает участие в организации производства спецмашин типа МТЛБ в Польше.
1981-1991
24 ноября 1983 года с конвейера ХТЗ сошел последний гусеничный трактор Т-74 под номером 880 792.

25 ноября 1983 года начат выпуск гусеничных тракторов Т-150 (мощность 150 л.с.).

В 1989 году ХТЗ начинает выпуск мини тракторов Т-08, Т-010, Т-012 (мощность 8, 10, 12 л.с.)
1991-2001
Пятьдесят семь промышленных предприятий СССР, выпускавших специализированные машины для гражданских и военной отраслей промышленности, комплектовали своим оборудованием базовый трактор серии Т-150.

С января 1993 возобновляется производство тракторов Т-25Ф, с 1994 года – ХТЗ-2511(мощность 25 л.с.).

В 1993 году начато производство тракторов пахотно-пропашных ХТЗ-121 (120/145 л.с).

С 1998 года ХТЗ начинает выпуск тракторов пахотно-пропашных тракторов ХТЗ-16131 (мощность 160 л.с.), колесных тракторов общего назначения ХТЗ-170 (мощность 170 л.с.) и гусеничных ХТЗ-181 (мощность 190 л.с.).
2001-2011
ХТЗ работает над внедрением в производство тракторов классической компоновки ХТЗ-21041(240 л.с.), ХТЗ-18040 (210 л.с.)и гусеничного ХТЗ-100 (100 л.с.).

На базе машин спецпроизводства ХТЗ создаются гражданские тягачи 10НК для работы в сложных климатических условиях.

Читайте также: