Хараппская цивилизация в индии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цивилизация возникла 85 в. назад.
Цивилизация остановилась 39 в. назад.
.
Цивилизация начинается с VII тыс. до н.э., когда в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство..

Цивилизация развивалась до прихода ариев, в 19 в. до н.э..

Наиболее значительные центры — Хараппа, Лотхал и Мохенджо-Даро. Развивалась внутри Древнеиндийской цивилизации. Цивилизацию назвали Хараппской цивилизацией - по имени одного из главных ее городов - Хараппы..

Это высокоразвитая цивилизация, возникшая на местной основе..

Основным занятием населения было земледелие, жители культивировали пшеницу (несколько сортов), ячмень, горох, занимались садоводством..

Хараппские города были крупными центрами торговли, как внутренней, так и внешней. Особенно активной была торговля с Месопотамией.

Развивалась внутри Древнеиндийской цивилизации.

Это высокоразвитая цивилизация, возникшая на местной основе. Ее поселения обнаружены теперь на огромной территории: более чем на 1100 км с севера на юг и более 1600 км с запада на восток. В наиболее крупных городах проживало до 100 тыс. человек. В ту эпоху города были центрами торговли, ремесла, в них находились и административные власти, но большинство населения — земледельцы и скотоводы — продолжало жить общинами в сельской местности. Хараппская цивилизация существовала с 2500 по 1700 гг. до н.э.

Основным занятием населения было земледелие, жители культивировали пшеницу (несколько сортов), ячмень, горох, занимались садоводством. В некоторых поселениях были найдены остатки риса. В речных долинах широко использовали ирригацию. Были уже приручены домашние животные, разводили крупный рогатый скот, овец, коз, были одомашнены собака, кошка, осел. Население собирало два урожая в год, при посадках используя удобрения.

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

К настоящему времени найдено свыше 1 тыс. печатей с надписями, которые наносились также на керамику, металлические изделия. Выделено более 400 различных знаков. Направление письма — справа налево, установлена принадлежность языка населения Хараппской цивилизации к протодравидийскому языку.

Закат и упадок цивилизации протекал по-разному в различных районах, и, возможно, причины в каждом конкретном случае были неодинаковы (разливы рек, изменение климата, тектонические толчки, эпидемии и т. д.). Одной из причин гибели цивилизации была малярия.

Индоарийские племена пришли несколько веков позднее падения Хараппской цивилизации.

О на же - Индская цивилизация. Это одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь. Развивалась в долине реки Инд до прихода ариев, в II тыс. до н. э. Наиболее значительные центры — Хараппа, Лотхал и Мохенджо-Даро.

И ндская, также называемая протоиндской или хараппской) развилась в долине Инда в середине III тысячелетия до н. э. и просуществовала около тысячи лет. Следы этой дравидийской цивилизации найдены на полуострове Катхиявар в Гуджарате, а в 1922 г. археологи обнаружили остатки поселений бронзового века: Хараппы (в Пенджабе) и Мохенджо-Даро (в Синде).

Е е назвали Хараппской цивилизацией - по имени одного из главных ее городов - Хараппы. В городе жили около 80 тыс. жителей. Существовала Хараппская цивилизация 4-5 тыс. лет до н.э. Между 2600 и 1900 годами до н. э. общество торговых людей и ремесленников переживает расцвет. Страна занимает тогда более одного миллиона квадратных километров. Шумер и Египет, вместе взятые, были наполовину меньше. В XIX веке до н. э. протоиндийская цивилизация перестала существовать.

П оначалу считалось, что она погибла от агрессии ведо-арийских племен, разграбивших земледельцев и купцов. Но археология показала, что освобожденные от наносов города не несут признаков борьбы и разрушений захватчиками-варварами. Более того, последние исследования историков выяснили, что племена ведо-арийцев ко времени гибели Хараппы находились далеко от этих мест.

С VII тыс. до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называют мергарской. В эту эпоху человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень — формирования нового культурно-исторического комплекса.

У индских дравидов были развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации.

З акат индской цивилизации приходится на XVIII—XVII века до н.э. В это время основная масса дравидского населения сдвигается на юго-восток (на территории Пакистана остаются только предки народа брауи) и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий. Угасание цивилизации произошло, по всей видимости, из-за природных причин.

П ервые данные о существовании доарийской цивилизации в западной Индии опубликовал в XIX в. Александр Каннингем. Окончательно существование Индской цивилизации было установлено в 1921-22 гг. экспедицией во главе с Джоном Маршалом.

В опрос об этнической принадлежности не решён, хотя чаще всего предполагается связь с носителями дравидийских языков.

О бласть распространения цивилизации хорошо коррелирует с распространением гаплогруппы L Y-хромосомы.

Ключевые слова конспекта: Хараппская цивилизация, дравиды, арийское вторжение, индоарии, арии, индоарийцы, санскрит, стратификация.

Хараппская цивилизация (середина III — 1-ая половина II тыс. до н. э.) — древнейшая цивилизация долины Инда. Названа вероятно по имени крупнейшего города — Хараппы. Другими известными центрами являлись Мохенджо-Даро и Калибанган). Хараппцы строили благоустроенные каменные города, прежде всего с развитой системой канализации. В этническом плане хараппцев часто причисляют к дравидам — современному неиндоевропейскому населению Индии.

Города имели регулярную застройку, прямоугольные кварталы, водопровод и канализационную систему. Одно- и двухэтажные дома из 4-6 помещений с туалетом группировались как правило вокруг центрального дворика и колодца. Цитадель города укреплялась стеной с башнями. Сохранились руины морских портов, пограничных крепостей, остатки сельских поселений. Основной строительный материал — сырцовый кирпич. А также для возведения фундаментов крепостей использовался камень.

Хараппская цивилизация

Основой экономики было скотоводство (буйволы, свиньи) и ирригационное земледелие. О развитии ремесла свидетельствуют находки медных и бронзовых орудий (ножи, серпы, долота, пилы и другие), оружия (наконечники стрел и копий, короткие мечи и прочее), разнообразной керамики. Находки гирь, вещей из стран Передней Азии, а с другой стороны — печатей, характерных для Хараппы, в городах Месопотамии указывают на международные торговые связи, осуществлявшиеся караванными и, возможно, морскими путями.

Духовная сфера хараппцев известна не очень хорошо, наиболее ценным источником по мифологии религии являются печати с изображениями различных божеств и животных. Например, рогатое божество со скрещенными ногами в окружении зверей, напоминающее шумерских богов. Глиняные статуэтки из хараппских городов сильно напоминают шумерские образцы.

Погребальный обряд относится к ямному типу. Носители этой культуры поклонялись богине-матери, богу — прототипу Шивы, огню, деревьям, животным.

Хараппская цивилизация. Индоарии

Закат индской цивилизации приходится на XVIII-XV века до н. э. В это время дравидское население сдвигается на юго-восток и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, что это было вызвано ухудшением природных условий, оскудением и заболачиваем почв, распространением малярии и других болезней.

Письменность протоиндийской цивилизации остается нерасшифрованной.

Индоарии

Индоарии — одна из ветвей народов индоевропейской языковой семьи, по самой распространенной версии: пришли на полуостров Индостан с северо-востока. Индоарийцы (также индоарии) наряду с иранцами одна из двух основных арийских ветвей. Носители цыганских наречий распространились по странам Ближнего Востока, Средней Азии и Европы.

История индоариев претерпела большое количество интерпретаций. Например, в XIX в. получила развитие модель арийского вторжения; согласно которой аборигенное население долины Инда состояло из темнокожих, миролюбивых дравидийцев, следы которых запечатлены в останках Хараппской цивилизации.

Индоарии

Оппоненты теории вторжения считают,, что арийского завоевания никогда не было. Они опираются на ряд открытий, осуществленных как западными, так и индийскими учеными.

Хараппская цивилизация. Индоарии

Хараппская цивилизация считается самой древней из цивилизаций Индостана. Название происходит от места первых раскопок - Хараппа и Мохенджо-Даро в Пакистане, которые проводились в конце 19- начале 20 в.

Народ Хараппской цивилизации появился примерно в 4 тыс. до н.э. в северной части Индостана. Историки указывают схожесть культуры этого народа с народами Афганистана.

Городской уклад

Первые города строились в долине Инда в 15-14 вв. до н.э. Со временем Хараппская цивилизация растянулась в районе восточной части Индии на территории 1100 км с севера на юг и около 1600 км с запада на восток.
На сегодняшний день насчитывается около 10 городских поселений хараппцев.

Важно отметить, что письменность этого народа до сих пор не расшифрована, поэтому об их культуре и истории известно не много, но археологами подробно изучены способы обработки почвы, орудия труда хараппцев, приемы строительства.

Так, среди орудий труда исследованы каменные, медные и бронзовые орудия, используемые преимущественно для обработки почвы. Система ирригационного земледелия не получила своего развития, т.к. Инд регулярно разливался и мелкие реки хорошо увлажняли почву. Хараппцы занимались выращиванием риса, хлопчатника, пшеницы, ячменя. Основой рациона народа считались зерновые культуры. Кроме того хараппцы разводили коз, коров и овец.

Здания в городе строились из обожженного кирпича.

Город делился на две части:

  • Цитадель;
  • Жилая часть города, поделенная на кварталы и улицы, которые пересекались под прямым углом.

Цитадель – укрепленная и обозначенная часть города.

В цитадели хранились зерна, жертвенники, бассейны для омовения. В ней было выделено место для собраний, она была отделена от жилой части дорогой или стеной. Рядом с цитаделью располагались дома обеспеченных горожан, которые включали в себя до 10 комнат и несколько этажей, внутренний двор и колодец.В доме имелась специальная комната для омовений.

Бедные люди жили в общем бараке и их жилье не отличалось особыми удобствами.

Важно отметить, что хараппцы бережно относились к гигиене, поэтому по улицам сточные каналы были обложены кирпичом, имелись специальные отстойники, откуда очищенная вода спускалась в реки.

Можно определись следующие черты города хараппцев:

  • ориентация по линии север — юг;
  • геометричная и ровная планировка;
  • разделение города на административную и жилую часть;
  • каждая жилая часть имела ровно от 10 до 12 кварталов;
  • жилые дома богатых людей группировались вокруг колодцев, которые строили из глины;
  • канализация была построена из кирпича и керамической плитки.

Хараппцы активно занимались морской торговлей, строили портовые города с прилегающими каналами. Торговали в основном с народами Ближнего Востока.

Политическое и социальное устройство

Что касается политического и социального устройства, то здесь нет однозначных сведений. По мнению историков, это была федерация городских общин, т.к. у городов отсутствовали оборонительные сооружения.
При изучении наконечников стрел хараппцев было отмечено отсутствие ребра жесткости, которое пробивало доспехи, почти не найдено мечей и другого оружия. Таким образом, мы можем говорить об отсутствии серьезных вооруженных конфликтов.

Города делились на дома для семьи и дома-бараки, что свидетельствует о существовании неравенства среди населения.
Хараппскую общину возглавлял жрец или объединения жрецов, которые руководили общественными работами и жизнью в городе. Общество было организовано по храмовому принципу, о чем свидетельствует отсутствие дворцов и присутствие святилищ и ритуальных бассейнов.

Историки отмечают неподвижный характер этой цивилизации, т.к. многие элементы жизни цивилизации на протяжении 8 веков оставались неизменными.

  • неизменность формы и материала орудий труда;
  • одинаковое оформление керамических изделий:
  • приемы строительства домов и колодцев сохранялись в неизменности;
  • за восемь столетий не изменилась письменность;
  • не наблюдается заимствований у других народов.

На раскопках Хараппской цивилизации найдено множество религиозных статуэток.

Историки выделяют три вида культов в соответствии с изображениями на статуэтках:

  1. древнейший культ богини-матери, который эволюционировал в культ урожая;
  2. тотемический культ крупных животных (носорога, быка, буйвола, слона, крокодила), эволюционировавший в культ богов: полуживотных-полулюдей или мифологических животных;
  3. протиндуистский культ бога Шивы.

Упадок цивилизации

Когда Хараппская цивилизация перестала существовать до сих пор не известно.
Примерно в 17-16 вв. до н.э. описывается угасание цивилизации в связи со следующими причинами:

  • уменьшение торговых связей и торговых путей;
  • неизменность орудий труда и очистных систем, которые не отвечали изменяющимся условиям;
  • массовые эпидемии.

Древняя Индия

Цивилизация древней Индии вплоть до начала ХХ века была сравнительно мало изучена археологами и историками, считалось, что основные центры цивилизации древнего мира лежали на ближнем Востоке, в междуречье Тигра и Евфрата, и в древнем Египте. Все изменилось благодаря находкам английского археолога Джеймса Брестеда, который первый открыл на территории Индии следы древнейшей Хараппской цивилизации или протоиндийской, как ее еще называют. И оказалось, что древнеиндийская цивилизация такая же древняя как и древнеегипетская, что культура древней Индии была не менее развита чем в древнем Шумере или Вавилоне. О древней Индии, ее истории, культуре, религии, искусстве, наша сегодняшняя статья.

История

Как мы уже сказали, древнейшая индийская цивилизация, получившая название хараппской или протоиндийской была открыта археологами в начале прошлого ХХ века. Перед изумленными глазами ученых предстала яркая культура, с развитыми городами, домами, оснащенными водопроводом (это в то время когда в Европе народ еще в пещерах местами жил), развитыми ремеслами, торговлей и искусством. Первым был раскопан старинный индийский город Хараппа, который и дал название этой цивилизации, затем Мохенджо-Даро и множество других древних поселений того времени.

Территория древней Индии того давнего периода располагаюсь по долине реки Инда и его притоков, и будто бы ожерельем охватывала восточное побережье Аравийского моря на территории современной Индии и Пакистана.

Карта древней Индии

Карта древней Индии.

Происхождение древней Индии до сих пор является предметом дискуссий историков и археологов. Между ними нет согласия по поводу того, имела ли древняя протоиндийская цивилизация местные корни, или же была занесена из соседней Месопотамии, с которой к слову велась интенсивная торговля.

Так или иначе, но большинство ученых считает, что протоиндийская цивилизация сформировалась из местных ранних земледельческих культур, которые существовали в плодородной долине реки Инд. И археологические находки подкрепляют эту точку зрения, так как в долине инда археологами обнаружено много древнейших земледельческих поселений, которые датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.

Плодородная долина Инда, благоприятный климат, большие залежи кремния, обеспечивающие сырье для изготовления материалов, все это способствовало тому, что вскоре эти земли стали одной из первых колыбелей древнейшей цивилизации человечества.

О самой ранней страницы древнеиндийской истории, мы, к сожалению, сказать много не может, так как с этого периода к нам не дошло никаких письменных источников, единственное, благодаря чему мы может судить о жизни древних индийцев, это археологические находки. По этой причине мы можем многое сказать о культуре древней Индии, о том каким у них был быт, хозяйство, но практически ничего не знаем, например, какие цари правили древней Индией, какие там были законы, вели ли они войны и так далее.

Хараппская цивилизация

Упадок индийской цивилизации

Исторической загадкой остаются и причины упадка и заката древней протоиндийской цивилизации. Но, что мы можем сказать из археологических источников, это то, что кризис случился не стремительно, а происходил постепенно. Постепенно пустели древние города Хараппа и Мохенджо-Даро, постройки забрасывались, сокращались ремесленные производства, пришла в упадок торговля. Все реже использовался металл.

Касательно причин такого упадка есть несколько гипотез, одна из них, говорит, что все это было вызвано изменениями в экологии, изменение русла реки Инда вследствие сильного землетрясения, повлекшего за собой наводнения, перемена в направлении муссонов, неизвестные ранее болезни и эпидемии, сильная засуха.

И последней каплей, повлекшей падение хараппской цивилизации, стало вторжение кочевых племен – ариев, пришедших в Индию из среднеазиатских степей. Из-за внутренних неурядиц хараппские города не смогли противостоять пришельцам, и вскоре были завоеваны ими. Постепенно арии перемешались с местным населением, и их смесь образовала современный индийский народ.

Культура

Хараппская культура древней Индии была очень продвинутой, как для того времени, о чем говорит, хотя бы наличие высоко развитых городов, имевших прямые улицы. Дома строились из сырцового кирпича и даже были оборудованы водопроводом. Среди домов древнего индийского города обязательно были общественные зернохранилища, в самом городе находились кварталы разных ремесленников. В частности древние индийцы были умелыми гончарами, их художественно расписанная глиняная посуда пользовалась спросом и далеко за пределами самой Индии.

Руины древнего индийского города

Руины древнего индийского города.

В окрестных деревнях выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз. Чуть позже стали садить финиковые пальмы, сеять рожь, выращивать рис и хлопок.

Искусство

Древние индийцы были весьма творческими людьми, но наибольших успехов они достигли в зодчестве и скульптуре. Правда, к сожалению, до наших времен дошло гораздо больше поздних произведения индийского искусства, нежели с древнейшего периода Индии, хараппской цивилизации.

Древнеиндийская скульптура

Что же касается сравнительно более позднего индийского искусства, то оно находится под очень сильным влиянием религии древней Индии, как буддизма, так и индуизма. Изображение Будды и многих индийских божеств и по сей день сохранились на многих старинных индийских храмах, настенных росписях.

Настенная живопись Аджанты

Настенная живопись Аджанты.

Весьма силен в индийском искусстве и эротический мотив, самым ярким примером которого является индийский храм Кхаджурахо, где в самом прямом смысле запечатлена Камасутра в каменьях.

Индийская скульптура

Это еще самое невинное изображение из храма Кхаджурахо.

В целом у индусов было своеобразное отношение к сексу, для них он не являлся чем-то постыдным, а наоборот, практически духовной практикой, отсюда и соседство эротики и религии в индийской культуре.

Религия

Индия стала родиной для одной их трех мировых религий – буддизма, хотя как это не парадоксально, сама буддизм не приняла, оставшись верной своей исконной религии – индуизму. Буддизм же, зародившись в Индии распространился по всем окрестным странам.

Индуизм, традиционная религия Индии, имеет глубокие корни, так как идет к нам из древнейших времен индийской истории, по сути, он представляет собой смесь верований древних индийцев хараппской цивилизации и пришельцев-ариев. Смешавшись с местным населением, арии основательно смешали и религию древней Индии.

В основе индуизма лежит вера во множество разных богов, причем богов в индуизме так много, что даже сами индусы не могут назвать точно их количество. Так в каждой индийской деревне может быть свой местный бог-покровитель. А еще боги древней Индии делятся на две большие группировке: суров и асуров, которые в некоторых индийских мифах противостоят друг другу, в некоторых же мифах асуры и вовсе не боги, а больше демоны, противостоящие божественным сурам. В этом божественном противостоянии индуистских богов можно увидеть отголоски реального противостояния двух культур, арийской, и хараппской (протоиндийской).

Суры и асуры

И, тем не менее, в божественном многообразии богов индуизма можно выделить несколько более главных богов, которых почитают все индусы, это:

Интересные факты

Видео

И в завершение интересный документальный фильм о древней Индии от канала Discovery.

Читайте также: