Характерный танец это кратко

Обновлено: 06.07.2024

франц. danse de caractere, danse caracteristique

Одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. В нач. 19 в. термин служил определением танца в характере, в образе. Использовался преим. в интермедиях, в которых действующими лицами были ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и др. Танцы строились на движениях, характеризующих данный персонаж, часто включались бытовые жесты; композиция была менее строгой, чем в классич. танце. В нач. 19 в. К. Блазис стал называть Х. т. любой нар. танец, поставленный в балетном спектакле. Это значение термина сохраняется и в 20 в. В России интерес к претворению на сцене танц. фольклора возрос в нач. 19 в. в связи с событиями Отечеств. войны 1812. В дивертисментах И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. К. Лобанова рус. танец становился ведущим. Процесс превращения нар. танца в характерный активизировался в период расцвета романтич. балета в спектаклях Ф. Тальони, Ж. Перро, Ш. Дидло, где эстетика романтизма обусловливала нац. колорит, а Х. т. либо воссоздавал быт, противопоставленный ирреальному миру сильфид и наяд, либо романтизировался. В балете этого периода гл. выразит. средством исполнителей Х. т. становится гротеск. Нац. характер, нац. образ Х. т. в классич. балетах оставался подлинным, достоверным. Образцы Х. т., созданные М. И. Петипа и Л. И. Ивановым, сохраняли настроение и колорит, необходимый для развития сюжета спектакля. Балетмейстеры и танцовщики школы классического танца строили Х. т. на основе этой школы. В кон. 19 в. создан экзерсис Х. т. (позднее утверждён как уч. дисциплина), где разл. движения нар. танца исполнялись в строгих рамках школы классического танца. Это позволило при постановке Х. т. использовать законы хореографич. симфонизма - создание определённых пластич. тем, контрапункта и др.

Этапом для развития Х. т. стало творчество М. М. Фокина, создавшего на основе этого выразит. средства спектакли и сумевшего утвердить в них принципы симфонизма ("Половецкие пляски"; "Арагонская хота" на муз. Глинки). В "Половецких плясках", опираясь на музыку А. П. Бородина и следуя законам хореографич. композиции, Фокин создал в танце образ народа, давно исчезнувшего с лица земли, чей пластич. фольклор не сохранился. Танц. фольклор изучал и Ф. В. Лопухов. Он ввёл в балетный обиход новые движения, комбинации, нац. танц. образы, особенно в балетах "Ледяная дева", "Коппелия"; "Светлый ручей" Шостаковича: Поиски Фокина продолжили К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, В. М. Чабукиани.

В балетном искусстве 1930-60-х гг. появилось много спектаклей на нац. темы, где каждый эпизод, решённый средствами классич. танца, был пронизан нац. колоритом и перемежался с Х. т. ("Сердце гор"; "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого, "Весенняя сказка" Асафьева по муз. материалам П. И. Чайковского, "Шурале", "Каменный цветок" и др.). Классический танец обогащался благодаря Х. т., усвоив некоторые из его выразит. средств. Одновременно понятие "Х. т." расширялось, включив в себя первоначальное значение - танец в образе. В балете 70-х гг. Х. т. может быть эпизодом, может стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля, являясь часто двигателем сюжета.

В современном балетном спектакле Х. т. может быть эпизодом, стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля.

Лит.: Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца, Л. — М., 1939; Добровольская Г. Н., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Характерный танец" в других словарях:

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ — вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля … Большой Энциклопедический словарь

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ — Свойственный какому либо народу, выражающий его характер. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

характерный танец — вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля. * * * ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ, вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой),… … Энциклопедический словарь

Характерный танец — ХАРÁКТЕРНЫЙ ТÁНЕЦ (франц. danse de caractère, danse caractéristique), одно из выразит. средств балетного т ра, разновидность сценического танца. В нач. 19 в. термин служил определением танца в характере, в образе. Использовался преим. в… … Балет. Энциклопедия

Характерный танец — одна из разновидностей хореогр. лексики. До 19 в. Х. Т., называвшийся также комическим, служил для создания нац., жанрового или экзотич. характера. В нем сосуществовали черты нар. танца и гротесковые движения плясунов площадного т ра. Средствами… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

танец — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? танца, чему? танцу, (вижу) что? танец, чем? танцем, о чём? о танце; мн. что? танцы, (нет) чего? танцев, чему? танцам, (вижу) что? танцы, чем? танцами, о чём? о танцах 1. Танцем называется вид… … Толковый словарь Дмитриева

танец — та/нца, м. 1) Вид искусства, воспроизведение художественных образов с помощью выразительных движений тела. Теория танца. Выразительные средства танца. Театрализация танца. Я училась в студии пластического танца по школе Айседоры Дункан (Панова).… … Популярный словарь русского языка

Танец — ТÁНЕЦ (польск. taniec, от нем. Tanz), вид иск ва, в к ром средством создания художест. образа являются движения и положения человеческого тела. Т. возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными… … Балет. Энциклопедия

характерный — I хара/ктерный ая, ое; рен, рна, рно. 1) только полн. В сценическом искусстве: свойственный определённому народу, эпохе, общественной среде; выражающий определённый психологический тип. Х ая роль. Х ая жанровая фигура. Характерный актёр, артист;… … Словарь многих выражений

Танец — (польский taniec, от нем. Tanz) вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Т. возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и… … Большая советская энциклопедия

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ, одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценич. танца. Первоначально термин "X. т." служил определением танца в характере, в образе (в интермедиях, танцах ремесленников, крестьян, разбойников). Позднее балетм. К. Блазис стал называть X. т. все нар. танцы, вводившиеся в балетный спектакль. Это значение термина сохраняется и в 20 в. Хореографы и танцовщики классич. школы танца строили X. т. на основе этой школы, используя проф. технику. В кон. 19 в. был создан экзерсис X. т. (позднее утверждён как уч. дисциплина хореографич. уч-щ).

В совр. балетном спектакле X. т. может быть эпизодом, стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля.

Лит.: Лопухов А. В., Ш и р я-е в А. В., Б о ч а р о в А. И., Основы характерного танца, Л. - М., 1939; Добровольская Г. Н., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975. Г. Н. Добровольская.

Смотреть что такое ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ в других словарях:

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

- одна из разновидностей хореогр. лексики. До 19 в. Х. Т., называвшийся также комическим, служил для создания нац., жанрового или экзотич. характера. В нем сосуществовали черты нар. танца и гротесковые движения плясунов площадного т-ра. Средствами Х. Т. создавались характеры крестьян, ремесленников, разбойников, экзотич. народностей, малоизвестных в Европе, а также миф. персонажей - сатиров, вакхов, фавнов и др. В нач. 19 в. в рус. балете возник интерес к подлинному нар. танцу, к-рый составлял основу патриот. дивертисментов, посвященных Отеч. войне 1812. Местный нац. колорит играл заметную роль в романтич. балете, что ускорило преобразование нар. танца в Х. Т. В акад. балете эпохи М. Петипа Х. Т. облагораживается канонами классич., приобретает "салонный" характер. В то же время движения Х. Т. Петипа часто вводил в классич. танец. Новый этап Х. Т. обозначился в нач. 20 в. в творчестве М. Фокина и А. Горского, где он представал то стилизацией пластики ушедших в прошлое эпох, то слиянием форм классич. и Х. Т. Сов. балетмейстеры проявляли большой интерес к нар. творчеству: Ф. Лопухов, В. Войнонен, В. Чабукиани и др. создавали образы героич. народа и отд. его представителей. Как учебная дисциплина Х. Т. возник в кон. 19 в. в Петерб. театр, уч-ще. Ее разрабатывали А. Ширяев, А. Бекефи. В 1937 там же создан первый учебник "Основы характерного танца" Ширяева, М. Бочарова и А. Лопухова. В дальнейшем Х. Т. прочно вошел в новую лексику совр. балета. смотреть

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦСвойственный какому-либо народу, выражающий его характер.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,191. смотреть

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ, вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля.

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ - вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля.

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ , вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля.

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ, вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля.

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

- вид сценического танца. В его основе народный танец(или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетногоспектакля.



Балет (фр.Ballet; от лат.Ballo - танцую) - вид синтетического музыкально-театрального искусства, сочетающего драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство, при ведущей роли хореографии. В балете выделяют три составные части: классический танец, характерный танец и пантомиму.

По жанрам различают:
- драматический, комический, героический балет;
- балет-феерия;
- балет-пантомима и т.д.


Артист балета - это танцовщик, исполняющий в балетном спектакле танцы и сцены, созданные балетмейстером.
Артист балета обязан посещать уроки классического танца и занятия с репетитором и концертмейстером.

Балетоман - любитель и постоянный посетитель балета.
Для балетомана характерно оценивание спектакля в зависимости от мастерства того или иного исполнителя.

Балетная музыка - это музыка, сопровождающая балет и выражающая его драматическое содержание.
Балетная музыка подразделяется:
- на ритмическую танцевальную музыку, для которой характерна относительная законченность форм;
- на более свободную музыку пантомимы, которой в большей степени присуще драматическое развитие.

Балетный спектакль - художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-хореографических образах.
Балетный спектакль исполняется средствами танца и пантомимы.


В балете принято различать классические и характерные танцы.

Классический танец (Classic dance; бывш.Серьезный танец; бывш.Благородный танец; бывш.Академический танец) - это основная система выразительных средств хореографического искусства, основанная на поэтически-обобщенной трактовке образа человека, на пластическом раскрытии его эмоций, мыслей и переживаний.
Классический танец - по Л.Д.Блоку - система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В классическом танце эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде.
В системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы, но строго ограничено число групп движений: сгибать (plier), вытягивать (etendre), поднимать (releve), скользить (glisser), прыгать (sauter), бросать (elancer), поворачивать (tourner).

Характерный танец (в современном балете) - это народный танец, приспособленный для балетного спектакля. Характерный танец
- воспроизводит движения народных танцев.
- является способом раскрытия образа или создания целого балета.


Бессюжетный балет - это вид балета, в котором отсутствует сюжет как последовательное развертывание событий.
Бессюжетный балет выражает исключительно содержание (симфонической) музыки.

Симфонический танец - танец на основе симфонического произведения, воплощающий образно-аллегорическое содержание этого произведения.
Сюжетный балет - балет, в котором существенное место занимают действенные эпизоды, танцевальные и мимические сцены.

Хореодрама - вид музыкально-сценического представления, обладающего сюжетом, который излагается в повествовательных сценах с помощью пантомимы и танца.

Читайте также: