Характер информации распространяемой по каналам сми кратко

Обновлено: 07.07.2024

Сре́дства ма́ссовой информа́ции (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.

К СМИ относятся:

  • Печатные издания (пресса): газеты, журналы
  • Электронные СМИ: телевидение, радио, сетевые издания.

Первопроходцами изучения СМК являются Ч. Кули, Р. Парк, У. Липпман и многие другие.

Содержание

Россия

Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:

  • массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
  • периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
  • принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.
  • периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год,
  • радио-,
  • теле-,
  • видеопрограмма,
  • кинохроникальная программа,
  • иная форма периодического распространения массовой информации. [1]

В России СМИ обязаны регистрироваться в органах Роскомнадзора, предоставлять в библиотеки экземпляры своей печатной продукции, либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и т. д. В то же время им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.

К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки [2]

Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.

Телеканалы

23 общероссийских телеканалов, около 117 спутниковых и кабельных телеканалов, 15 телеканалов, вещающих за пределы России, около 180 региональных телеканалов и около 30 каналов малых городов и сёл. Общее количество телеканалов примерно 3320. [3]

Печать

Совокупная аудитория национальных ежедневных газет по данным за май — октябрь 2008 года составила 6522,2 тыс. человек, а национальных еженедельных газет общего и делового содержания — 14 019,2 тыс. человек, что составляет 11,3 % и 24,2 % городского населения 100 тыс.+, 16 лет+ соответственно.

Общая аудитория журналов составила к концу 2008 года 36,2 миллиона человек. Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют сделать вывод, что время от времени журналы в РФ читают до 62 % населения. Наибольшей популярностью пользуются кино- и телегиды (28,5 %), женские и модные издания (28,1 %). [3]

Казахстан

По данным Министерства культуры и информации Республики Казахстан на конец первого квартала 2006 года в республике регулярно выпускается 2243 периодических печатных издания, из них 1593 газет и 650 журналов. Половину всех печатных изданий составляют информационные СМИ, доля общественно-политических колеблется в пределах 16 %, научных — 9 %, рекламных — 10,5 %, детских, молодёжных, женских и религиозных не превышает в совокупности 4 %. В 2012 году действует 2514 газет и журналов, 238 электронных СМИ, из них около 100 телевизионных каналов и радиостанций, 7893 интернет-сайтов.

В информационном пространстве функционируют 2392 иностранных СМИ: 2309 газет и журналов и 83 телерадиопрограммы. До 1000 каналов систем спутникового телевидения; 80 представителей зарубежных средств массовой информации. Из зарубежных СМИ: на русском языке — 90 %, на английском — 5 %, на других языках мира — 5 %.

Белоруссия

Общий разовый тираж государственной местной печати (136 областных, городских, районных и объединённых газет) составляет 869,4 тыс. экз., в том числе по областям: Брестская — 163,1, Витебская — 175,2, Гомельская — 141,1, Гродненская — 108,7, Минская — 160, Могилёвская — 121,2 тыс. экз.

Также, в Белоруссии существует 9 информационных агентств, 59 программ телевещания и 156 программ радиовещания.

Две трети из общего числа печатных периодических изданий, телерадиокомпаний, информационных агентств имеют негосударственную форму собственности.

Согласно исследованиям, проведённым американской организацией Pew Research Center for the People & the Press, в 2008 году Интернет в США стал более важным источником информации, чем ежедневные газеты. Около 40 % опрошенных этой организацией людей сообщили, что для ознакомления с новостями используют интернет-источники, такие, как электронные версии обычных газет или специализированные новостные сайты. Газеты читают лишь 35 % опрошенных. Тем не менее, телевидение продолжает оставаться самым популярным источником новостей: около 70 % опрошенных сообщили, что следят за новостями через телевидение. [4]

USIA. Информационное агентство функционировало с 1953 года как независимое агентство иностранных дел в пределах исполнительной власти правительства, для проведения общественной дипломатии в поддержку американской внешней политики.

Под сферу их деятельности попадают практически все страны мира, в том числе и Россия. ЮСИА является основным органом исполнительной власти, ответственным за информирование и консультации президента, госсекретаря и других руководителей государства по вопросам международного общественного мнения и реакцию на внешнеполитические действия США.

В настоящее время система госвещания США на зарубеж объединяет пять информационных служб, подотчётных Совету. Три из них, Voice of America, Office of Cuba Broadcasting (Radio and TV Marti), a также Worldnet Television and Film Service, имеют статус федеральных программ, в то время как Radio Free Europe/Radio Liberty и Radio Free Asia являются частными некоммерческими корпорациями. Штат указанных служб насчитывает более 3,3 тыс. сотрудников, занятых подготовкой и выпуском программ на английском и 60 иностранных языках продолжительностью 1750 часов эфирного времени в неделю. Их финансирование осуществляется из федерального бюджета по статье расходов на внешнеполитическую деятельность правительства США (385 млн долл. в 1996 году).

Интернет-СМИ

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ №________

Вид занятия (тип урока) _изучения нового материала___________ Цель занятиия

формировать отношение к влиянию СМИ на общество.

развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие умения слушать друг друга, формирование у учащихся собственной позиции по отношению к средствам массовой информации

Обеспечение занятия

__мел, доска, ____________________________________________

Раздаточный материал: учебники обществознания, текст для индивидуальной работы по изучаемой теме

Технические средства обучения:

Литература основная: Важенин А.Г. Обществознание. СПО. – М.Просвещение, 2017.

Литература дополнительная: 1. Политические системы современных государств. А.Ю.Мельвиль. – М.:Аспект Пресс,2012

2. Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 352 c.

3. Боровик, В. С. Основы социологии и политологии: учеб. пособие для ссузов / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. — М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. — 447 с. — (Учебники для ссузов).

4. Гаджиев, К. С. Политология: краткий курс лекций / К. С. Гаджиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 214 с. — Серия : Хочу все сдать!

5. Политология: учебник и практикум для СПО / под ред. В. Н. Лавриненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 400 с. — Серия: Профессиональное образование.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Студенты должны знать____ функции СМИ, их роль и влияние на современое общество

Студенты должны уметь__ _анализировать современные политические события, систематизировать полученные знания, обобщать, аргументированно отвечать на поставленные вопросы

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Что происходит в стране и в мире? Как к этому относиться? Как мы должны поступать? Что правильно, а что нет? Что благотворно, а что вредно? Нашу точку зрения на все эти вопросы формируют не только родители, школа, институт, друзья. Решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации. Именно СМИ задают и тиражируют тот поток стереотипов, которыми мы руководствуемся за пределами хорошо знакомой нам сферы деятельности.

Что мы относим к СМИ?

2)СМИ – совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, стране, определенном регионе, а также для выполнения специфических социальных явлений.

Вывод. Т.о. ключевым словом является слово - информация, а так как, мы говорим о политической жизни общества, то главной для нас будет политическая информация

Какое из этих высказываний и почему, по вашему мнению, подходит в качестве эпиграфа нашего урока?

О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом - историки, о настоящем - журналисты. Ж.Петан.(словенский афорист)

Гласность – это такой продукт, которого не бывает, не может быть слишком много. А.Аграновский(советский журналист).

Комментарии свободны, но факты - священны. С.Ч.Престунч.

Современные средства информации хорошо тем, что дают нам возможность ворчать в глобальном масштабе. Л.Питер (педагог и литератор).

Основная функция СМИ – сбор, обработка и предоставление информации с помощью специальных технических средств. Неограниченный круг потребителей. Распространение информации осуществляется в специальных формах. Работа СМИ носит периодический либо постоянный характер. Однонаправленность информационного потока от СМИ к потребителю (однако, современные технологии дают возможность осуществлять обмен информацией в режиме реального времени)

Существуют разные теории о роли СМИ в современной жизни (Слайд)

Концепция навязывания повестки дня

СМИ указывают, о чем нам следует думать в первую очередь

Теория социального научения

Человек усваивает поведение, которое пропагандируется СМИ

СМИ формируют мировоззрение человека.

Теория использования и удовлетворения

Рассматривает, как человек использует СМИ и какое удовлетворение от них получают.

Анализирует, как знания становятся частью наших представлений о том, что значит быть взрослым членом общества.

Используя текст №1, приведите примеры, ракрывающие основные положения этих теорий.

Работа с текстом.

Существуют и иные взгляды на массовую коммуникацию. Возможно, что мы считаем некоторые события и вопросы важными потому, что именно таковыми их представляют в новостях. Комедийные сериалы могут изображать определенные ценности, образ жизни и привычки, которые затем подхватываются обществом. Телевизионные мелодрамы затрагивают вопросы, на которые затем обращают свое внимание зрители. Стереотипы, увиденные по телевизору, незаметно учат юных зрителей тому, что представляют собой различные группы людей, а постоянное присутствие на телеэкране насилия прививает нам мысль, что мир – жесток. Реклама убеждает людей, что у них есть определенные потребности и желания, о которых они просто не знали ранее. С этой точки зрения роль СМИ не сводится к отражению того, что происходит вокруг нас. Скорее, они конструируют мир, который затем становится реальностью для потребителя. Этот мир может быть принят телезрителями, которые зачастую не подозревают о подобных скрытых процессах, считая, что их всего лишь развлекают. Через некоторое время образ мира, каким его сконструировали СМИ, может настолько укорениться в нашем сознании, что мы будем неспособны отличить его от реальности.

Роль СМИ в политике проявляется прежде всего в их функциях. Назовите, каковы функции СМИ в политической жизни (слайд).

4.Критика и контроль(работа органов местной власти-коррупция)

5.Представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику(передачи о работе Государственной Думы)

7.Мобилизационная(подготовка к выборам)

Приведите примеры проявления данных функций.

Вывод. Многообразие функции делает СМИ эффективным инструментом в политической системе общества

Запись темы в тетрадях

в широком смысле -1, т.к. речь идет о разных видах передачи информации в массовой аудитории, в узком смысле -2, т.к. речь идет об оперативном информировании о событиях в мире

Устные ответы обучающихся, аргументируют свой выбор

Запись в тетради

Запись в тетрадях

Работа с тектом.

Изучение нового материала. Приводят примеры на каждый вид функции

Роль СМИ тем более возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением.

Во-первых, именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развертывающейся дискуссии. Замалчивание неприятных для власти тем является одним из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих в удаленных территориях либо в недоступных для них коридорах власти.

Во-вторых, многие темы, неприятные для власти, могут если и не замалчиваться, то подаваться фрагментарно, в искаженном виде, так что у населения не может сложиться адекватного представления о ситуации.

В-четвертых, для более эффективного манипулирования практикуется создание социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности, иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления.

Какова роль СМИ в политическом обществе по вашему мнению? аргументируйте свой ответ

Составляют краткий конспект материала

Устно аргументированно отвечают

Средства массовой информации выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функций. Укажите любые три из них. (Примерный ответ: 1) информирование граждан о текущих политических событиях; 2) представление анализа действий политических лидеров, программ политических партий; 3) проведение журналистских расследований, после которых могут быть проведены парламентские расследования и приняты политические решения; 4) формирование общественного мнения и общественного настроения в преддверии выборов и в текущей политической жизни; 5) представление на каналах СМИ острых дискуссий по политическим вопросам).

3. Работа с текстом

Невозможно понять роль СМИ, не обращаясь к оригинальным текстам. Обучающиеся работают с текстом (экземпляры текста на столе у каждого ученика), отвечают на вопросы.

Современные российские политологи о средствах массовой информации

Таким образом, в силу своего особого положения СМИ не могут быть подконтрольны ни государству, ни обществу. Практика показала, что это – особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место…Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и для гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим институтом. Поэтому интерес к выступлениям СМИ всегда зависит от контекста и позиций правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее постоянными потребителями продукции СМИ следует считать политиков, для которых массовая информация является важнейшим условием их профессиональной деятельности. Политическая коммуникация / Под ред. А.И.Соловьева. – М., 2004. – С.73.

Вопросы и задания. 1) Как следует понимать взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ? 2) Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию? 3) Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу? 4) От чего зависит интерес к выступлениям СМИ? Почему важен контекст этих выступлений? 5) В чем состоит значение СМИ для политиков.

Готовлю реферат на тему характер информации, распространяемой СМИ. Информации в интернете почти нет, а завтра мне его сдавать.
Пожалуйста напишите что знаете о характере информации распространяемом в СМИ.
Что такое характер информации?

Новостной Криминальный Экономический
Аналитический Спортивный Научно-позновательный
Культурный Богословский Пропагандистский Дезинформационный
Манипуляционный рекламный и т. п.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.


Определение

Понятие СМИ рассматривается с точки зрения социологии и политологии. В первом случае принято говорить о социальных институтах, задачей которых является сбор информации, обработка и анализ полученных данных, а также последующее их распространение. Последнее при этом имеет массовые масштабы.

Что касается понятия СМИ с точки политологии, то в этом случае средства массовой информации выступают в роли инструмента. С его помощью осуществляется агитация и манипуляция населением. Это официальные основные понятия.

Печатные издания

Сущность СМИ заключается в том, чтобы доносить информацию не до какого-то конкретного человека или небольшой группы лиц, а до всего населения земного шара/страны/региона/города.

Процесс развития СМИ

Даже в доисторическом периоде человечество нуждалось в коммуникации. Более того, индивид сам становился его средством. При этом чаще всего информация распространялась среди людей шаманами, оракулами и вождями. Для фиксирования данных использовались скалы, дощечки, пластины и т. д. Это и было зарождением первых СМИ.

В Европе долгое время понятие СМИ подразумевало так называемые летучие листовки. А толчком к развитию системы стало изобретение процесса печати в 1440 году. Но первая полноценная газета увидела свет лишь в 1605 году в Антверпене (Бельгия). Начиная с 1702 года, первыми печатными изданиями могла похвастаться и Англия.

Древние рукописи

В это время произошло первое разделение прессы на жанры: хронику, памфлеты и репортаж. Впоследствии появилась журналистика. Она стала инструментом, используемым в общественно-политической сфере.

В настоящее время понятие СМИ скрывает под собой феномен, дающий возможность обращения к огромному числу людей. При этом средства массовой информации позволяют системно влиять на мнения в обществе. В современном мире под понятием системы СМИ понимается инструмент, с помощью которого оказывается воздействие скорее на потребителей. Ученые затрудняются предоставить информацию относительно того, в какой момент средства массовой информации перестали просто предоставлять людям те или иные сведения, освещать события. Но ясно одно: в современном мире СМИ также является системой, которая придумывает и распространяет различные информационные поводы с целью воздействия на мнения большинства людей.

Виды СМИ (и понятия, соответственно):

Смотреть телевизор

Это основные понятия СМИ. Но в современном мире происходит стремительное развитие социальных сетей. Некоторые ученые рассматривают их в качестве еще одной формы средств массовой информации.

Функции

Понятия и виды СМИ регламентированы на законодательном уровне. Исходя из терминов, можно сделать вывод, что средства массовой информации предназначены только для сбора и передачи данных относительно какой-либо сферы жизни. Это действительно основная функция системы. Их существует еще несколько, и при этом практически в каждой из них можно выявить признаки политической составляющей.

Массовость информации

Отдельно стоит упомянуть рекреативную функцию. Она не несет в себе ни политической, ни идеологической, ни образовательной составляющей. Данная функция СМИ направлена на снятие напряжение населения, развлечение и отдых большого количества людей.

Признаки

Средства массовой информации имеют некоторые отличительные особенности. Вот признаки системы СМИ (понятия, с помощью которых ее возможно дифференцировать от иных источников тех или иных сведений):

  • Массовость. Разговор в ограниченном круге лиц – это обычная передача данных между несколькими людьми. СМИ же осуществляет сбор и анализ информации, которая затем поступает ко всему населению.
  • Периодичность. Большинство телевизионных программ, печатных изданий, радиопередач и пр. характеризуются тем, что они передают сведения различного характера 1 раз в определенный промежуток времени. Например, свежий выпуск журнала можно приобрести каждый месяц.
  • Одновременность. Информация распространяется сразу для всех. При этом сведения, передаваемые с помощью одного источника сигнала, воспринимаются сразу огромной аудиторией.

Цензура

В основе функционирования средств массовой информации лежит принцип свободы. Это также регламентировано действующим законодательством. Гарантией свободы СМИ является правило недопустимости цензуры. Другими словами, уполномоченные лица не должны предварительно согласовывать и накладывать запрет на те или иные материалы.

Важно понимать, что свобода СМИ не может быть безграничной. ФЗ четко регламентируются случаи, когда использование средств массовой информации недопустимо:

  • Совершение деяний, подразумевающих уголовную ответственность.
  • Разглашение данных, являющихся государственной тайной.
  • Осуществление деятельности экстремистского характера.
  • Распространение материалов, пропагандирующих культ жестокости и насилия, а также порнографию.

Сеть Интернет

На законодательном уровне запрещено использовать обозначения, относящиеся к специальным средствам СМИ. Это обусловлено тем, что скрытые вставки и особые тексты способны оказывать воздействие на большое количество людей на подсознательном уровне. Кроме того, у некоторых лиц на фоне получения подобной информации ухудшается самочувствие.

Особенности освещения информации

То, что входит в понятие СМИ, имеет большое количество каналов. Например, печатные издания – это и журналы, и газеты, и иные периодические сборники. Они могут распространяться как в отдельном регионе, так и по всему миру. Каждая из данных подсистем имеет свои специфические особенности и функции.

Информация в печатных изданиях воспринимается людьми без помощи дополнительных инструментов. Каждый человек может изучить материалы как глубоко, так и поверхностно. При этом он может отложить газету и поставить цель изучить текст позже, но с большим вниманием.

Телевещание позволяет также передавать информацию, изображения и звуки в режиме реального времени. По мере развития монтажа все чаще в эфир стали выходить заранее снятые и отредактированные материалы. У телевещания имеется особенность, называемая принудительностью. Это означает, что зритель не имеет возможности перенести время показа, изменить длительность фильма или передачи.

Роль в жизни общества

В современном мире немаловажное значение имеет социальная активность каждой личности. СМИ играют определенную роль в ее формировании. Благодаря этому успешно решается ряд задач социального, экономического и политического характера.

Это понятие и сущность СМИ. Средства массовой информации являются мощным инструментом, оказывающим влияние на мнение людей, на их психоэмоциональное состояние. То есть СМИ могут эффективно убеждать.

Чтение журнала

В настоящее время средства массовой информации оказывают значительное влияние на формирование личности. При этом подавляющая часть населения доверяет информации, передаваемой с помощью телевидения. Совсем незначительно ему уступает сеть Интернет. Однако, судя по прогнозам, в ближайшие годы практически все люди на земном шаре будут искать информацию исключительно во Всемирной паутине. При этом степень эффективности деятельности СМИ напрямую зависит от потребностей населения.

Роль в современной культуре

Каждый журналист должен быть не только носителем информации. Он обязан распространять ее в соответствии с требованиями художественного слова. Так и было примерно до середины ХХ века.

Постепенно требования к журналистам стали менее строгими. Ярким примером являются теле- и радиоведущие, которые не всегда могут выражать свои мысли грамотно и корректно. Классическая журналистика отходит на второй план, все чаще СМИ освещают сенсации кратковременного характера с целью повышения своих рейтингов. Но в результате общество совершенно перестает реагировать на культурные события.

Примером являются ток-шоу и телевизионные передачи со знаменитостями. Они всего лишь освещают обыденную жизнь людей, при этом рассчитаны на широкую аудиторию. Человек, который смотрит передачу, примеряет на себя образец поведения знаменитостей или незнакомых лиц. Но при этом он никак не просвещается культурно и не получает ценную для себя информацию.

Слушать радио

Таким образом, большинство инструментов современных СМИ не выполняют своего главного предназначения. Деятельность большинства средств массовой информации направлена на манипулирование огромным количеством людей.

В заключение

Средства массовой информации – это мощный инструмент воздействия на большую аудиторию. Если речь идет о теле- или радиовещании, то это происходит одновременно. С помощью информации, которая передается посредством того или иного инструмента, возможно воздействовать на мнение большого числа людей. В основе деятельности СМИ лежит принцип свободы. Однако она не безгранична и регламентируется на законодательном уровне. С помощью СМИ запрещено осуществлять уголовную и экстремистскую деятельность, а также распространять материалы порнографического или жестокого характера.

Читайте также: