Характер греческого языкознания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Древняя Греция – это колыбель европейского языкознания. Язык изучался философами. Можно выделить два периода в развитии древнегреческого языкознания: доалександрийский и александрийский. Изучались общие, теоретические, лингвофилософские проблемы. Греки выдвигали познавательно-философские, педагогические и ораторские задачи. Проблема языка рассматривалась ими в тесной связи с разработкой учения о познании.

Долгое время существовал спор между аналогистами и аналитистами. Аналогисты утверждали, что в языке существует строгая законосообразность, т.е. в грамматике существует мужской, женский, средний род, поскольку в реальности тоже существуют предметы мужского, женского и среднего пола. Аналитисты отрицали подобную законосообразность и считали, что в языке существуют отклонения или аномалии (например, клен, липа, озеро характеризуются по роду, но не имеют отношения к различиям по полу).

§ Философские направления в языкознании Древней Греции

Платон (427-347 гг. до н. э.) – считал, что в разумной речи существуют двоякого рода слова – имена, или онома и глаголы, или рема. Эти слова он понимал синтаксически. Имена – это слова, о которых что-то сказано, глаголы – это то, что говорится об именах.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – грамматические вопросы рассматривал в тесной связи с логикой, но в то же время первым отделил грамматику от логики. Выделял имена подлежащие и имена сказуемые. К ним добавлял вспомогательные слова, т.е. союзы, артикли. Имена подлежащие – это слова с самостоятельным значением, но без оттенка времени, а сказуемые – это самостоятельные слова с оттенком времени. Приравнивал имя к логическому субъекту. Именем Аристотель считал форму И.п. ед.ч., все остальные формы – это отклонения от формы или падения. Глагол – это форма 1л. ед.ч. н.вр., все остальные также падения. В фонетике различал гласные и согласные звуки, выделял слоги. Предложение – это единица речи с самостоятельным значением.

Стоицизм – это рационалистическое философское учение Древней Греции, колебавшееся между идеализмом и материализмом.

Основные представители Хрисипп и Кратес. В вопросе происхождения языка считали, что слова воспроизводят звуки, издаваемые предметами, и выражают те впечатления, которые предмет производит в душе человека. Вместе с тем они считали, что слова выражают подлинную внутреннюю сущность предмета с помощью природных звуков. Задача – вскрыть истинную природу слова или их этимон. Подобный подход к слову привел созданию этимологии.

Заслуги стоиков: добавили наречие и артикль, разделили существительное на имя собственное и имя нарицательное.

В греческом языке различали 24 буквы (звука). У буквы выделяли 3 элемента:

Греки разрешили вопрос о падежах, т.е. понятие падежа начинает относится только к именам. Выделяли прямые и непрямые падежи. Среди непрямых Родительный, Дательный, Винительный и Звательный. Разделяли внешнюю и внутреннюю речь, занимались изучением диалектов.

§ Языкознание Александрийской эпохи

Заслуги: в фонетике развили учение о долготе и краткости гласных, однако, отождествляли звуки и буквы. Выделяли 8 частей речи (имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие, союз). Рассматривали грамматические категории частей речи – акциденции, например, у имени 5 акциденций: род, число, падеж, вид (собственный и нарицательный), образ (простой и сложный); у глагола 3 залога: действительный, страдательный и средний.

Древняя Греция – это колыбель европейского языкознания. Язык изучался философами. Можно выделить два периода в развитии древнегреческого языкознания: доалександрийский и александрийский. Изучались общие, теоретические, лингвофилософские проблемы. Греки выдвигали познавательно-философские, педагогические и ораторские задачи. Проблема языка рассматривалась ими в тесной связи с разработкой учения о познании.

Долгое время существовал спор между аналогистами и аналитистами. Аналогисты утверждали, что в языке существует строгая законосообразность, т.е. в грамматике существует мужской, женский, средний род, поскольку в реальности тоже существуют предметы мужского, женского и среднего пола. Аналитисты отрицали подобную законосообразность и считали, что в языке существуют отклонения или аномалии (например, клен, липа, озеро характеризуются по роду, но не имеют отношения к различиям по полу).

§ Философские направления в языкознании Древней Греции

Платон (427-347 гг. до н. э.) – считал, что в разумной речи существуют двоякого рода слова – имена, или онома и глаголы, или рема. Эти слова он понимал синтаксически. Имена – это слова, о которых что-то сказано, глаголы – это то, что говорится об именах.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – грамматические вопросы рассматривал в тесной связи с логикой, но в то же время первым отделил грамматику от логики. Выделял имена подлежащие и имена сказуемые. К ним добавлял вспомогательные слова, т.е. союзы, артикли. Имена подлежащие – это слова с самостоятельным значением, но без оттенка времени, а сказуемые – это самостоятельные слова с оттенком времени. Приравнивал имя к логическому субъекту. Именем Аристотель считал форму И.п. ед.ч., все остальные формы – это отклонения от формы или падения. Глагол – это форма 1л. ед.ч. н.вр., все остальные также падения. В фонетике различал гласные и согласные звуки, выделял слоги. Предложение – это единица речи с самостоятельным значением.

Стоицизм – это рационалистическое философское учение Древней Греции, колебавшееся между идеализмом и материализмом.

Основные представители Хрисипп и Кратес. В вопросе происхождения языка считали, что слова воспроизводят звуки, издаваемые предметами, и выражают те впечатления, которые предмет производит в душе человека. Вместе с тем они считали, что слова выражают подлинную внутреннюю сущность предмета с помощью природных звуков. Задача – вскрыть истинную природу слова или их этимон. Подобный подход к слову привел созданию этимологии.

Заслуги стоиков: добавили наречие и артикль, разделили существительное на имя собственное и имя нарицательное.

В греческом языке различали 24 буквы (звука). У буквы выделяли 3 элемента:

Греки разрешили вопрос о падежах, т.е. понятие падежа начинает относится только к именам. Выделяли прямые и непрямые падежи. Среди непрямых Родительный, Дательный, Винительный и Звательный. Разделяли внешнюю и внутреннюю речь, занимались изучением диалектов.

§ Языкознание Александрийской эпохи

Заслуги: в фонетике развили учение о долготе и краткости гласных, однако, отождествляли звуки и буквы. Выделяли 8 частей речи (имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие, союз). Рассматривали грамматические категории частей речи – акциденции, например, у имени 5 акциденций: род, число, падеж, вид (собственный и нарицательный), образ (простой и сложный); у глагола 3 залога: действительный, страдательный и средний.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Для древнегреческого языкознания характерно влияние на его формирование философов эллинистического периода, который датируется III-I веками до нашей эры.

Роль стоической школы в древнегреческом языкознании

Наиболее существенный вклад в развитие языкознания Древней Греции был сделан представителями стоической школы (в частности, Зеноном, Диогеном Вавилонским, Хрисиппом и другими). В большинстве своём стоики были философами и логиками, однако свои работы они составляли на основе языкового материала (и особенно явлений грамматической семантики).

Кроме того, стоики отличились в истории языкознания тем, что разработали первую типологию переноса (по сходству, по смежности, по контрасту) названий.

Также к значительным заслугам представителей стоической школы, которые они оказали языковедческой науке, относят:

Готовые работы на аналогичную тему

Другие языковедческие направления

Обобщая значение для языкознания древнегреческой философии V-I веков до нашей эры, можно констатировать, что она значительным образом повлияла на формирование логицистского подхода к языку, который почти две с половиной тысячи лет характеризовался:

  • акцентированием при изучении языка внимания на онтологических и гносеологических вопросах;
  • придание особого значения в выделении, определении и систематизации языковых явлений функциональным критериям;
  • безразличным отношением к диахроническому аспекту языка (его изменениям во времени) и существующим отличиям конкретных языков;
  • распространением принципа универсальности языка человеческого сообщества.

Таким образом, философы пытались гармонизировать языковые и логические категории.

Александрийская грамматическая школа

В так называемый эллинистический период, базируясь на результатах трудов философов и лингвистической практики, была образована филология, предназначение которой заключалось в изучении, подготовке к критическому изданию и комментировании памятников классической письменности.

Филологию, в первую очередь, привлекала смысловая сторона текстов. Она благодаря грамматической школе из Александрии способствовала выделению в самостоятельную дисциплину грамматики, изучающей формальные аспекты языка. Грамматика, существовавшая в то время, была аналогична современному описательному языкознанию.

Ещё одним достижением Александрийской школы можно назвать расцвет лексикографии, который проявился в активном сборе и последующем толковании устаревших и ограниченно понятных слов.

Представители Александрийской школы изучали языковые регулярности, что вылилось в выделении правильных и неправильных форм. Кроме того, они подробно разработали парадигмы спряжения и склонения.

Во II веке Аполлоний Дискол разработал собственную грамматическую теорию, которая стала особо популярна у его потомков. Аполлоний был продолжателем идей Дионисия, он подробно останавливался на вопросах морфологии, грамматических категорий, а также частей речи, которых он выделял восемь штук (имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие и союз).

Синтаксическая теория Аполлония сильно повлияла на зарождение и развитие грамматической науки Древнего Рима.

Говоря об основных моментах изучения языка в Древней Греции, обычно обращают внимание на следующее. Если в Индии такое исследование носило по преимуществу эмпирический и утилитарный характер (т. е. опиралось на опыт, полученный в результате работы над текстами, и было связано с практическими нуждами), то в Греции проблемы языкознания первоначально занимали место прежде всего в рассуждениях философов и лишь позднее стали разрабатываться в собственно грамматическом плане. Указанное обстоятельство и обусловило традиционное деление греческой лингвистической мысли на философский и грамматический периоды (хотя, разумеется, попытки философского осмысления явлений языка продолжались на протяжении всего существования античной цивилизации).




Одним из важнейших аспектов древнегреческой философии языка стала попытка осуществить классификацию слов на логической основе. Начало ее связано с именем Платона, выделявшего в языке или речи две части – имя и глагол. К первому относятся слова, о которых что‑либо утверждается (т. е. выступающие в качестве подлежащих); ко второму – слова, показывающие, что именно утверждается об именах (т. е. выполняющие функции сказуемых). Однако подлинная разработка логической системы частей речи связана с именем величайшего из древнегреческих мыслителей Аристотеля (384–322 гг. до н. э.).

Проблемы фонетики нашли отражение и в трудах стоиков, выделявших 24 буквы[3], которые подразделяются на гласные и согласные.

Таким образом, уже в первый – философский период – древнегреческая лингвистическая мысль обращалась помимо общефилософских и к собственно языковым вопросам. Однако превращение изучения языка в самостоятельную дисциплину (грамматику в широком смысле слова) связывают уже со вторым периодом ее развития.

Говоря об основных моментах изучения языка в Древней Греции, обычно обращают внимание на следующее. Если в Индии такое исследование носило по преимуществу эмпирический и утилитарный характер (т. е. опиралось на опыт, полученный в результате работы над текстами, и было связано с практическими нуждами), то в Греции проблемы языкознания первоначально занимали место прежде всего в рассуждениях философов и лишь позднее стали разрабатываться в собственно грамматическом плане. Указанное обстоятельство и обусловило традиционное деление греческой лингвистической мысли на философский и грамматический периоды (хотя, разумеется, попытки философского осмысления явлений языка продолжались на протяжении всего существования античной цивилизации).

Одним из важнейших аспектов древнегреческой философии языка стала попытка осуществить классификацию слов на логической основе. Начало ее связано с именем Платона, выделявшего в языке или речи две части – имя и глагол. К первому относятся слова, о которых что‑либо утверждается (т. е. выступающие в качестве подлежащих); ко второму – слова, показывающие, что именно утверждается об именах (т. е. выполняющие функции сказуемых). Однако подлинная разработка логической системы частей речи связана с именем величайшего из древнегреческих мыслителей Аристотеля (384–322 гг. до н. э.).

Проблемы фонетики нашли отражение и в трудах стоиков, выделявших 24 буквы[3], которые подразделяются на гласные и согласные.

Таким образом, уже в первый – философский период – древнегреческая лингвистическая мысль обращалась помимо общефилософских и к собственно языковым вопросам. Однако превращение изучения языка в самостоятельную дисциплину (грамматику в широком смысле слова) связывают уже со вторым периодом ее развития.

Древняя Греция – это колыбель европейского языкознания. Язык изучался философами. Можно выделить два периода в развитии древнегреческого языкознания: доалександрийский и александрийский. Изучались общие, теоретические, лингвофилософские проблемы. Греки выдвигали познавательно-философские, педагогические и ораторские задачи. Проблема языка рассматривалась ими в тесной связи с разработкой учения о познании.

Долгое время существовал спор между аналогистами и аналитистами. Аналогисты утверждали, что в языке существует строгая законосообразность, т.е. в грамматике существует мужской, женский, средний род, поскольку в реальности тоже существуют предметы мужского, женского и среднего пола. Аналитисты отрицали подобную законосообразность и считали, что в языке существуют отклонения или аномалии (например, клен, липа, озеро характеризуются по роду, но не имеют отношения к различиям по полу).

§ Философские направления в языкознании Древней Греции

Платон (427-347 гг. до н. э.) – считал, что в разумной речи существуют двоякого рода слова – имена, или онома и глаголы, или рема. Эти слова он понимал синтаксически. Имена – это слова, о которых что-то сказано, глаголы – это то, что говорится об именах.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – грамматические вопросы рассматривал в тесной связи с логикой, но в то же время первым отделил грамматику от логики. Выделял имена подлежащие и имена сказуемые. К ним добавлял вспомогательные слова, т.е. союзы, артикли. Имена подлежащие – это слова с самостоятельным значением, но без оттенка времени, а сказуемые – это самостоятельные слова с оттенком времени. Приравнивал имя к логическому субъекту. Именем Аристотель считал форму И.п. ед.ч., все остальные формы – это отклонения от формы или падения. Глагол – это форма 1л. ед.ч. н.вр., все остальные также падения. В фонетике различал гласные и согласные звуки, выделял слоги. Предложение – это единица речи с самостоятельным значением.

Стоицизм – это рационалистическое философское учение Древней Греции, колебавшееся между идеализмом и материализмом.

Основные представители Хрисипп и Кратес. В вопросе происхождения языка считали, что слова воспроизводят звуки, издаваемые предметами, и выражают те впечатления, которые предмет производит в душе человека. Вместе с тем они считали, что слова выражают подлинную внутреннюю сущность предмета с помощью природных звуков. Задача – вскрыть истинную природу слова или их этимон. Подобный подход к слову привел созданию этимологии.

Заслуги стоиков: добавили наречие и артикль, разделили существительное на имя собственное и имя нарицательное.

В греческом языке различали 24 буквы (звука). У буквы выделяли 3 элемента:

Греки разрешили вопрос о падежах, т.е. понятие падежа начинает относится только к именам. Выделяли прямые и непрямые падежи. Среди непрямых Родительный, Дательный, Винительный и Звательный. Разделяли внешнюю и внутреннюю речь, занимались изучением диалектов.

§ Языкознание Александрийской эпохи

Заслуги: в фонетике развили учение о долготе и краткости гласных, однако, отождествляли звуки и буквы. Выделяли 8 частей речи (имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие, союз). Рассматривали грамматические категории частей речи – акциденции, например, у имени 5 акциденций: род, число, падеж, вид (собственный и нарицательный), образ (простой и сложный); у глагола 3 залога: действительный, страдательный и средний.

Древняя Греция – это колыбель европейского языкознания. Язык изучался философами. Можно выделить два периода в развитии древнегреческого языкознания: доалександрийский и александрийский. Изучались общие, теоретические, лингвофилософские проблемы. Греки выдвигали познавательно-философские, педагогические и ораторские задачи. Проблема языка рассматривалась ими в тесной связи с разработкой учения о познании.

Долгое время существовал спор между аналогистами и аналитистами. Аналогисты утверждали, что в языке существует строгая законосообразность, т.е. в грамматике существует мужской, женский, средний род, поскольку в реальности тоже существуют предметы мужского, женского и среднего пола. Аналитисты отрицали подобную законосообразность и считали, что в языке существуют отклонения или аномалии (например, клен, липа, озеро характеризуются по роду, но не имеют отношения к различиям по полу).

§ Философские направления в языкознании Древней Греции

Платон (427-347 гг. до н. э.) – считал, что в разумной речи существуют двоякого рода слова – имена, или онома и глаголы, или рема. Эти слова он понимал синтаксически. Имена – это слова, о которых что-то сказано, глаголы – это то, что говорится об именах.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – грамматические вопросы рассматривал в тесной связи с логикой, но в то же время первым отделил грамматику от логики. Выделял имена подлежащие и имена сказуемые. К ним добавлял вспомогательные слова, т.е. союзы, артикли. Имена подлежащие – это слова с самостоятельным значением, но без оттенка времени, а сказуемые – это самостоятельные слова с оттенком времени. Приравнивал имя к логическому субъекту. Именем Аристотель считал форму И.п. ед.ч., все остальные формы – это отклонения от формы или падения. Глагол – это форма 1л. ед.ч. н.вр., все остальные также падения. В фонетике различал гласные и согласные звуки, выделял слоги. Предложение – это единица речи с самостоятельным значением.

Стоицизм – это рационалистическое философское учение Древней Греции, колебавшееся между идеализмом и материализмом.

Основные представители Хрисипп и Кратес. В вопросе происхождения языка считали, что слова воспроизводят звуки, издаваемые предметами, и выражают те впечатления, которые предмет производит в душе человека. Вместе с тем они считали, что слова выражают подлинную внутреннюю сущность предмета с помощью природных звуков. Задача – вскрыть истинную природу слова или их этимон. Подобный подход к слову привел созданию этимологии.

Заслуги стоиков: добавили наречие и артикль, разделили существительное на имя собственное и имя нарицательное.

В греческом языке различали 24 буквы (звука). У буквы выделяли 3 элемента:

Греки разрешили вопрос о падежах, т.е. понятие падежа начинает относится только к именам. Выделяли прямые и непрямые падежи. Среди непрямых Родительный, Дательный, Винительный и Звательный. Разделяли внешнюю и внутреннюю речь, занимались изучением диалектов.

§ Языкознание Александрийской эпохи

Заслуги: в фонетике развили учение о долготе и краткости гласных, однако, отождествляли звуки и буквы. Выделяли 8 частей речи (имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие, союз). Рассматривали грамматические категории частей речи – акциденции, например, у имени 5 акциденций: род, число, падеж, вид (собственный и нарицательный), образ (простой и сложный); у глагола 3 залога: действительный, страдательный и средний.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: