Халиф это в истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммед был пророком, призванным по божественному повелению, а потому не мог завещать или передать это свое священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммеда наследовали лишь земную власть.

Шииты придерживаются иного взгляда на халифат. Они считают, что Бог установил для мусульманской общины и духовную, и светскую власть – имамат. Шииты признают потомков Али, двоюродного брата Мухаммеда и мужа его дочери Фатимы, законными имамами ислама, исключая таким образом всех суннитских халифов. Фатимидский халифат (909–1171) был наиболее известным шиитским халифатом в истории ислама.

Другие династии, такие как Идрисиды в Марокко (789–921) и Сефевиды в Иране (1502–1736), также претендовали на титул халифа. Конец Османского халифата после Первой мировой войны означал гибель самой системы исламского халифата. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить будущее этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.

Период праведных халифов (632–661).

Первых четырех халифов называют праведными. Они руководили халифатом из Медины, а их правление было выборным. Этими халифами были Абу Бакр (632–634), тесть Мухаммеда, Омар (634–644), Осман (644–656) и Али (656–661), муж Фатимы, любимой дочери Мухаммеда. В этот период арабские войска завоевали Сирию, Палестину, Армению, Персию и Египет; в их руках оказались также Кипр, Крит и Родос.

Омейядский халифат (661–750).

Омейядский халифат возглавляли сторонники Османа, называемые Омейядами. Их столицей был Дамаск. Власть Омейядов распространялась до Пиренеев на западе и до реки Инд на востоке. В этот период должность халифа стала наследственной. Была создана особая бюрократическая система, необходимая для управления обширной мусульманской империей.

Аббасидский халифат (750–1258).

Аббасидский халифат получил свое название от имени Аббаса, дяди Мухаммеда. Его центром был Багдад, преобладающее положение в этот период заняла Персия. Халиф Харун ар-Рашид (786–809), содержавший роскошный двор, хорошо известен по сказкам Тысячи и одной ночи. Его преемник аль-Мамун (813–833) также покровительствовал культуре, особо поощряя переводы древнегреческой литературы. Аббасидский халифат и город Багдад были разрушены монголами в 1258.

Омейядский халифат в Испании (756–1031).

Этот халифат был основан единственным уцелевшим членом династии Омейядов после резни, последовавшей за их падением в 750. Его столицей была Кордова, однако культурными центрами стали города Толедо, Гранада и Севилья.

Фатимидский халифат (909–1171).

Первоначально Фатимиды появились в Северной Африке в 909, а с 969 укрепили свою власть в Египте. Они считали себя потомками Али и Фатимы. Халифат был покорен Саладином в 1171 и номинально подчинен Аббасидам.

Османский халифат (1517–1924).

В период между 1258 и 1517 аббасидские халифы находились под властью египетских мамлюков. В 1517 османский султан Селим I взял в плен последнего аббасидского халифа, после чего титул халифа принадлежал только османской династии. Османский халифат был упразднен в 1924 турецким Национальным собранием. См. также МУСУЛЬМАНЕ.

ХАЛИФ
(араб. "халифа" - "преемник", "заместитель"), титул исламского правителя как руководителя верующих и преемника Мухаммеда, верховного главы исламской общины, осуществлявшего духовное и светское руководство в исламском мире. Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммед был пророком, призванным по божественному повелению, а потому не мог завещать или передать это свое священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммеда наследовали лишь земную власть. Шииты придерживаются иного взгляда на халифат. Они считают, что Бог установил для мусульманской общины и духовную, и светскую власть - имамат. Шииты признают потомков Али, двоюродного брата Мухаммеда и мужа его дочери Фатимы, законными имамами ислама, исключая таким образом всех суннитских халифов. Фатимидский халифат (909-1171) был наиболее известным шиитским халифатом в истории ислама. Другие династии, такие как Идрисиды в Марокко (789-921) и Сефевиды в Иране (1502-1736), также претендовали на титул халифа. Конец Османского халифата после Первой мировой войны означал гибель самой системы исламского халифата. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить будущее этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.
Период праведных халифов (632-661). Первых четырех халифов называют праведными. Они руководили халифатом из Медины, а их правление было выборным. Этими халифами были Абу Бакр (632-634), тесть Мухаммеда, Омар (634-644), Осман (644-656) и Али (656-661), муж Фатимы, любимой дочери Мухаммеда. В этот период арабские войска завоевали Сирию, Палестину, Армению, Персию и Египет; в их руках оказались также Кипр, Крит и Родос.
Омейядский халифат (661-750). Омейядский халифат возглавляли сторонники Османа, называемые Омейядами. Их столицей был Дамаск. Власть Омейядов распространялась до Пиренеев на западе и до реки Инд на востоке. В этот период должность халифа стала наследственной. Была создана особая бюрократическая система, необходимая для управления обширной мусульманской империей.
Аббасидский халифат (750-1258). Аббасидский халифат получил свое название от имени Аббаса, дяди Мухаммеда. Его центром был Багдад, преобладающее положение в этот период заняла Персия. Халиф Харун ар-Рашид (786-809), содержавший роскошный двор, хорошо известен по сказкам Тысячи и одной ночи. Его преемник аль-Мамун (813-833) также покровительствовал культуре, особо поощряя переводы древнегреческой литературы. Аббасидский халифат и город Багдад были разрушены монголами в 1258.
Омейядский халифат в Испании (756-1031). Этот халифат был основан единственным уцелевшим членом династии Омейядов после резни, последовавшей за их падением в 750. Его столицей была Кордова, однако культурными центрами стали города Толедо, Гранада и Севилья.
Фатимидский халифат (909-1171). Первоначально Фатимиды появились в Северной Африке в 909, а с 969 укрепили свою власть в Египте. Они считали себя потомками Али и Фатимы. Халифат был покорен Саладином в 1171 и номинально подчинен Аббасидам.
Османский халифат (1517-1924). В период между 1258 и 1517 аббасидские халифы находились под властью египетских мамлюков. В 1517 османский султан Селим I взял в плен последнего аббасидского халифа, после чего титул халифа принадлежал только османской династии. Османский халифат был упразднен в 1924 турецким Национальным собранием.
См. также МУСУЛЬМАНЕ.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "ХАЛИФ" в других словарях:

ХАЛИФ — (фр., от араб, chalifah наместник). То же, что калиф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХАЛИФ араб. chalifah, от chalaf, наследовать; нем. Khalfi, фр. calife. То же, что калиф. Объяснение 25000 … Словарь иностранных слов русского языка

Халиф — тот, кто приходит после кого то и представляет его. Во множественном числе хулафа. Это официальный титул руководителя исламского государства (См. Халифат). Халиф являлся представителем пророка Мухаммада, имамом всех мусульман, хранителем и… … Ислам. Энциклопедический словарь.

Халиф — (калиф) титул верховного главы мусульманской общины; глава мусульманского теократического государства (халифата). Первым халифом после смерти Мухаммеда в 632 г. стал Абу Бекр. Халифами были также Омар, Осман, Али, правители государств Омейядов,… … Исторический словарь

ХАЛИФ — ХАЛИФ, а, муж. В мусульманских странах в феодальную эпоху: верховный правитель и религиозный глава, а также титул египетского и турецкого султанов; лицо, имеющее этот титул. • Халиф на час (книжн.) то же, что калиф на час. | прил. халифский, ая,… … Толковый словарь Ожегова

халиф — калиф, правитель Словарь русских синонимов. халиф сущ., кол во синонимов: 3 • калиф (2) • правитель … Словарь синонимов

халиф — а, м., КАЛИФ а, м. calif m. <араб. halifa наместник. Титул феодального верховного правителя мусульман, совмещавшего духовную и светскую власть в ряде стран Ближнего и Среднего востока; лицо, носящее этот титул; калиф. БАС 1. То же написано и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ХАЛИФ — (араб.) (устаревшее калиф) в ряде стран мусульманского Востока титул верховного правителя, соединявшего духовную и светскую власть. В Турции (только как духовный глава мусульман) сохранялся до 1924 г … Юридический словарь

ХАЛИФ — (арабское) (устаревшее калиф), мусульманский титул верховного правителя, соединявшего духовную и светскую власть … Современная энциклопедия

ХАЛИФ — (араб.) (устар. калиф) в ряде стран мусульманского Востока титул верховного правителя, соединявшего духовную и светскую власть. В Турции (только как духовный глава мусульман) сохранялся до 1924 … Большой Энциклопедический словарь

ХАЛИФ — и калиф, халифа, муж. (араб. halifa наместник) (ист.). Титул верховного главы мусульман, совмещавшего светскую и духовную власть, как преемник Магомета, в государствах арабов до 13 века. || Титул египетского, а затем турецкого султана, как… … Толковый словарь Ушакова

ХАЛИФ — Продолжатель чьего либо дела, наследник, спутник, заместитель. У арабов: титул государя, являвшегося также духовным главой мусульман и почитавшегося в качестве преемника пророка Мухаммета. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь … Словарь личных имен

Значение слова "халиф" можно перевести как "преемник" или "заместитель". Этот титул давали только избранным мусульманам, чья вера и преданность Аллаху не знали границ.

халиф это

Халиф – это лидер мусульман, избираемый для того, чтобы руководить мирской и духовной жизнью страны. Но правление его не было безграничным, так как он должен был подчиняться законам, написанным в шариате. За отступление от истины правителя ждало не только презрение со стороны мусульман, но и в некоторых случаях это могла быть и смерть. Но обо всем по порядку.

Появление первого халифа

Для того чтобы понять, что такое халиф, следует обратить свой взор к истокам мусульманского мира.

Все началось с пророка Мухаммеда, который сумел объединить враждующие племена под единым знаменем веры. За это его стали почитать, словно святого, чья сила и знания были дарованы самим Аллахом. Но, как и любого смертного, Мухаммеда ожидала смерть. После гибели пророка нужно было найти нового лидера, дабы его труды не пропали даром.

Так, в 632 году путь Мухаммеда продолжил его верный ученик – Абу Бакр. Вот только его власть продержалась всего два года, так как в 634 г. он скоропостижно умер в связи с неизлечимой болезнью.

Но все же семя было посажено. И с тех пор халиф – это титул, дающийся человеку, которого считают наместником пророка на земле. Его слова и деяния должны служить во благо всем мусульманским народам и тем самым прославлять Аллаха.

История развития халифата

Сразу после смерти Абу титул лидера мусульман перешел к Умару ибн аль-Хаттабу. Первым делом он начал военные походы, целью которых стало покорение земель неверных. И у него это очень хорошо получилось, так как он сумел разбить византийскую и персидскую армии, чьи силы в те времена были непоколебимыми. Также Умар сумел взять Иерусалим. Но все же смерть безжалостна и не побоялась забрать столь сильного воина. Его жизнь оборвалась в 644 году.

что такое халиф

Что такое халиф, плохо понимал третий лидер мусульман, по крайней мере так думают многие историки. Усман ибн-Аффан не отличался сильным духом, в отличие от его предшественников. В ряды своих приближенных он набирал родственников и друзей, что вызвало сомнение касательно его мудрости и праведности у других мусульман. И хотя он и захватил такую великую страну, как Согдиан, недовольные мусульмане все же устроили переворот и закололи его.

Четвертым халифом стал Али ибн Абу Талиб. Он был родственником пророка Мухаммеда, а точнее его двоюродным братом. Именно он стал тем "яблоком раздора", что окончательно разделило мусульманский мир на суннитов и шиитов. За время его правления страну постоянно донимали гражданские войны и битвы за трон, поэтому неудивительно, что умер он от отравленного клинка. После этого вражда за трон халифа продолжалась постоянно.

В истории первых четырех халифов называют праведными, так как они стояли у истоков ислама. Именно благодаря их деяниям мусульманская вера смогла разойтись так широко по миру, собрав воедино миллионы верующих.

Разница между суннитами и шиитами

Во всех течениях мусульманской веры халиф – это свидетель пророка Мухаммеда на Земле. Но проблема в том, что сунниты и шииты по-разному смотрят на то, кто может стать им.

халиф определение

Так, согласно традициям суннитов, лидером общины может стать любой мусульманин, чья кандидатура подходит под требования шариата (свод законов в Исламе). Большинство халифов в истории были суннитами, так как именно эта ветвь мусульманства насчитывает наибольшее количество приверженцев.

Шииты имеют свое мнение на этот счет, а точнее - властью халифа можно наделять лишь прямых родственников Мухаммеда. Именно поэтому из всех праведных халифов они признают только Али ибн Абу Талиба. За всю историю халифата немногие правители со стороны шиитов восседали на троне.

Халиф: определение претендентов на титул

Дабы стать правителем, нужно было соответствовать строгим правилам шариата. Согласно ему, халиф – это человек, на которого ложится обязанность охранять границы мусульманского мира, следить за качеством жизни своих подданных, пресекать преступления и прославлять ислам пред другими верами.

значение слова халиф

Так, согласно суннитским законам, халиф должен соответствовать следующим критериям.

  1. Это может быть только мужчина.
  2. Кандидат должен быть праведным мусульманином и знать все законы шариата.
  3. Иметь здравый рассудок и не иметь врожденных болезней.
  4. Обладать чувством справедливости и не бояться опасностей.

Что касается расы, то преимущество было у курайшитов, но и представители других арабских племен могли стать халифами. Более того, если среди кандидатов не было арабов, то титулом могли наградить и белого человека, лишь бы он искренне верил в Аллаха.

халиф

Арабским халифатом называли государство, которое существовало в период с 630 по 945 годы и с 1124 по 1258 год, и этот период, по мнению историографов Запада, входит в Золотой век Ислама, который, помимо периода существования Арабского халифата, включает в себя еще и несколько последующих веков, когда общеисламская культура достигла небывалого расцвета.

Действия третьего халифа Усмана были охарактеризованы его противниками как собственнические и недостойные статуса правителя, и это породило активную оппозицию, что закончилось убийством халифа Усмана, а по Корану убийство мусульманина являлось серьезным преступлением.

После этого вопиющего убийства Муавия, правивший Сирией в то время, провозгласил сам себя халифом, поскольку имел фактическую политическую силу, а противники Усмана обладали сомнительной легитимностью, поскольку их представлял четвертый избранный халиф Али.

Новый халиф Али вступил в противостояние с Муавией, собрал армию и начал военные действия, которые привели к тому, что халиф Али ответил согласием на третейский суд. На обсуждение был поставлен вопрос выборного статуса халифа, который до этого времени был необсуждаемым и сакральным. Этим Али поставил и свое право быть халифом под сомнение. Те, кто вышел из войска Али, стали называться хариджитами.

Для хариджитов халифом был временно выбранный правитель, власть которого ограничивалась волей мусульманской уммы. По их мнению, легитимными были первые два халифа – Абу Бакр и Умар. По мнению хариджитов, множественность халифов может иметь место, если между ними невозможна пространственная связь. Хариджиты-ибадиты существуют и в современном мире в Омане.

По мнению шиитов, имамат является неизменным сакральным установлением, который неподвластен людям и дает для своего обладателя исключительные права на обладание верховной власти над мусульманами. Шииты считают, что только потомки двоюродного брата Пророка Мухаммада ﷺ Али, который приходился мужем его дочери Фатимы, могут по закону претендовать на право быть халифами и законно именоваться имамами. По шиитскому мнению, все суннитские халифы, кроме Али, являются незаконными правителями и узурпаторами власти. В современном мусульманском мире Иран избрал шиизм двенадцати имамов своей государственной религией. Халиф у шиитов является духовным главой мусульман и наместником Бога на земле.

По мнению суннитов, халиф может избираться открытым голосованием внутри общины. В суннитских странах после правления Муавии этот титул стал фактически наследственным. В Омейядском халифате, как и в Аббасидском, халиф был титулом наследственным, и правитель, обладающий этим титулом, обладал неограниченной духовной и политической властью.

В период Мамлюкского султаната халиф представлял собой духовного лидера, а светское правление он оставлял султану. Когда же мамлюкское государство было уничтожено султаном Османов Селимом I , он сам принял халифат, и до самого 1924 года султаны Османской империи носили титул халифа, но после смерти каждого следующего правителя имамы опрашивали мусульман на тему того, согласны ли они, чтобы титул перешел к сыну предыдущего.

Династии халифов

Большая часть династий халифов являлись представителями суннитской исламской ветви, это большая часть мусульманской уммы. По мнению суннитов, не подлежит сомнению тот факт, что Мухаммад ﷺ был Пророком, которого призвал Всевышний Аллах своим божественным повелением, поэтому Пророк Мухаммад ﷺ свое священное служение передать кому-то из преемников просто не мог, поэтому потомки Пророка Мухаммада ﷺ могли наследовать только власть земную.

Одним из известнейших был Фатимидский халифат, который существовал с 909 года по 1171 год. На титул правителя претендовали также и другие династии – Идрисиды из Марокко и Сефевиды из Ирана. После падения Османского халифата, случившегося после Первой мировой войны, неминуема была гибель и системы исламского халифата. В Мекке и Каире были проведены конференции, но даже на них не было достигнуто единого решения относительно будущего института халифата, а в Турции и в остальном мусульманском мире стала набирать силу тенденция секуляризации.

Праведные халифы

Периодом или эпохой праведных халифов называют отрезок времени с 632 по 661 годы, когда правили исламским халифатом четыре праведных халифа, все из которых происходили из племени арабов-курайшитов. Руководство страной осуществлялось из Медины, правление имело выборный характер. Праведными халифами называют Абу Бакра, который приходился Мухаммеду ﷺ тестем, Умара, Усмана, а также Али, который был мужем дочери Пророка Мухаммада ﷺ Фатимы и двоюродным братом самого Пророка Мухаммада ﷺ.

За время правления Праведных халифов Ислам максимально распространился, поскольку в Халифат вошли Палестина и Сирия, Персия и Армения, Египет и северная Африка, острова Кипр, Родос и Крит.

Омейяды

Омейядский халифат существовал в период с 661 года по 750 год, когда мусульманами руководили Омейяды, сторонники Османа. Столицей Омейядского халифата был Дамаск, а власть этой династии распространялась от Инда до Пиренеев. В период правления Омейядов титул халифа приобрел наследственный характер. Тогда же в исламском государстве сформировалась бюрократическая система, которая требовалась для того, чтобы управлять империей, которая становилась все более обширной.

В Испании Омейядский халифат существовал с 756 по 1031 год, он именовался Кордовским халифатом, и его основателем был единственный наследник династии, который уцелел после резни, которая последовала за падением Омейядского халифата в 750 году. Омейядский халифат в Испании избрал своей столицей Кордову, а города Гранада, Толедо и Севилья стали культурными центрами государства.

Аббасиды

Аббасидский халифат (с 750 года по 1258 год) называется так по имени дяди Пророка Мухаммеда ﷺ Аббаса. Его столицей был город Багдад, и Персия в период Аббасидского халифата имела преобладающее положение. История Аббасидского халифата тесно связана с именем Харуна ар-Рашида. Халиф был известен тем, что вел роскошный образ жизни и содержал шикарный великолепный двор.

Преемником Харуна ар Рашеда стал халиф аль-Мамун, который относился с покровительством к персидской культуре и поощрял переводы на арабский язык древнегреческой литературы. В 1258 году город Багдад и весь Аббасидский халифат были разрушены монголами.

Фатимиды

Изначально Фатимидский халифат берет начало из Северной Африки, где возник в 909 году, и после халифат Фатимидов укрепился властью на египетской территории. Фатимиды провозглашали себя потомками Фатимы и Али. В 1171 году Фатимидский халифат покорил Саладин, после чего он перешел в подчинение к Аббасидам.

Османы

последний халиф

Последний халиф Османской империи Абдуль-Хамид II

Османский халифат начал существование с того момента, как последний халиф Аббасидов был взят в плен после того, как правители из Аббасидов находились в подчинении у мамлюков из Египта с 1258 по 1517 год. Селим I, османский султан, захватил последнего халифа Аббасидов, а титул перешел к династии Османов и до конца истории халифата принадлежал только Османам. В 1924 году турецкое национальное собрание упразднило Оманский халифат, и это событие оборвало непрерывную цепочку халифов.

Махдистский Судан

Титул халифа принял в 1881 году мусульманин Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша после того, как состоялось восстание против колонизаторов Британии. Но халифат потерпел поражение в сражении при Омдурмане, и с 1898 года халиф занимался партизанской войной, а в 1899 году его убили.

Хиджаз

После того, как Османская империя пала, в течение года правителем был Хусейн ибн Али аль-Хашими, который до этого являлся шерифом города Мекка.

Современные халифы

В современном мире существует тенденция возрождения института халифата, за это ратуют несколько мусульманских организаций и движений. В качестве возможного претендента на титул главы халифата рассматривается Баязид Осман, который ведет свою родословную от последнего правителя Османов.

В современном мусульманском мире есть правящий потомок правителя Хиджаза и Мекки, король Абдалла II ибн Хусейн в Иордании. Свою родословную от правителей Сокото ведет Амирул Муминин Султан Мухаммаду Саад Абубакар IV, правитель Сокото.

Во время гражданской войны, которая проходила в Ираке, "Исламское государство" провозгласило создание в Сирии и Ираке нового халифата, объявив его главой Абу Бакра аль-Багдади, возглавлявшего ИГИЛ (запрещена в РФ), но большинство исламских ученых богословов не признают данный халифат.

Представители течения ахмадитов провозгласили своего правителя – их халифат ведет династию от основателя движения Мирзы Гулама Ахмада, и сейчас халифат возглавляет уже пятый халиф Мирза Масрур Ахмад.

Читайте также: